Основная информация
Дата опубликования: | 17 июня 2019г. |
Номер документа: | RU03000201900747 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Башкортостан |
Принявший орган: | Правительство Республики Башкортостан |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2019 года № 353
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДЧЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН»
Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу «Развитие мясного скотоводства в Республике Башкортостан».
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра сельского хозяйства Республики Башкортостан Фазрахманова И.И.
Временно исполняющий
обязанности Главы
Республики Башкортостан
Р. Хабиров
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 17 июня 2019 года № 353
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН»
ПАСПОРТ
КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН»
Наименование комплексной программы
«Развитие мясного скотоводства в Республике Башкортостан»
Основание для разработки комплексной программы
постановление Правительства Республики Башкортостан от 15 февраля 2019 года № 77 «Об утверждении Стратегии развития мясного скотоводства в Республике Башкортостан на 2019 - 2030 годы»
Исполнитель комплексной программы
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан
Соисполнители комплексной программы
Государственное бюджетное научное учреждение «Академия наук Республики Башкортостан»;
Некоммерческая организация «Мясной союз Республики Башкортостан» (по согласованию)
Участники комплексной программы
Сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм собственности, в том числе личные подсобные хозяйства, объединенные в кооперативы, занимающиеся мясным скотоводством, включенные в состав кооперации
Цель и задачи комплексной программы
Цель:
создать благоприятные экономические и технологические условия формирования и устойчивого развития отрасли мясного скотоводства.
Задачи:
организовать систему полноценной отраслевой кооперации в мясном скотоводстве путем создания зональных (районных) интеграторов и откормочных площадок крупного рогатого скота (фидлотов);
увеличить объемы производства говядины от мясного и помесного поголовья за счет увеличения молодняка крупного рогатого скота в зональных (районных) интеграторах и на откормочных площадках (фидлотах)
Целевые индикаторы и показатели комплексной программы
Количество созданных скотомест на откормочных площадках (фидлотах);
количество созданных зональных (районных) интеграторов;
поголовье ремонтного молодняка крупного рогатого скота для выращивания и молодняка для откорма в зональных (районных) интеграторах;
поголовье мясного и помесного скота, реализованного на убой
Сроки реализации комплексной программы
2019 - 2030 годы
Объем и источники финансирования комплексной программы
Общий объем финансового обеспечения комплексной программы в 2019 - 2030 годах составит 1424,30 млн. рублей, из них по годам:
2019 год - 31,20 млн. рублей;
2020 год - 50,85 млн. рублей;
2021 год - 65,50 млн. рублей;
2022 год - 87,95 млн. рублей;
2023 год - 104,25 млн. рублей;
2024 год - 114,75 млн. рублей;
2025 год - 129,75 млн. рублей;
2026 год - 141,80 млн. рублей;
2027 год - 160,80 млн. рублей;
2028 год - 169,50 млн. рублей;
2029 год - 177,95 млн. рублей;
2030 год - 190,00 млн. рублей,
в том числе за счет средств:
а) бюджета Республики Башкортостан - 16,50 млн. рублей, из них по годам:
2019 год - 3,50 млн. рублей;
2020 год - 6,00 млн. рублей;
2021 год - 7,00 млн. рублей.
Средства бюджета Республики Башкортостан указаны в соответствии с финансированием мероприятий государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2012 года № 458 (с последующими изменениями), по возмещению части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования;
б) внебюджетных источников - 1407,80 млн. рублей, из них по годам:
2019 год - 27,70 млн. рублей;
2020 год - 44,85 млн. рублей;
2021 год - 58,50 млн. рублей;
2022 год - 87,95 млн. рублей;
2023 год - 104,25 млн. рублей;
2024 год - 114,75 млн. рублей;
2025 год - 129,75 млн. рублей;
2026 год - 141,80 млн. рублей;
2027 год - 160,80 млн. рублей;
2028 год - 169,50 млн. рублей;
2029 год - 177,95 млн. рублей;
2030 год - 190,00 млн. рублей.
1. Обоснование необходимости разработки комплексной программы «развитие мясного скотоводства в Республике Башкортостан»
Комплексная программа «Развитие мясного скотоводства в Республике Башкортостан» (далее - Программа) направлена на создание благоприятных экономических и технологических условий формирования и устойчивого развития отрасли мясного скотоводства. Мероприятия Программы позволят существенно улучшить состояние отрасли мясного скотоводства и обеспечить продовольственную безопасность Республики Башкортостан.
Развитие мясного скотоводства - необходимая часть достижения целей развития агропромышленного комплекса, на реализацию которых направлена деятельность Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан.
1.1. Анализ состояния мясного скотоводства в Республике Башкортостан и потенциал развития отрасли
Совокупность предприятий и организаций, связанных с развитием мясного скотоводства, обслуживанием его производства и доведением продукции до потребителя, является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса Республики Башкортостан, позволяющих обеспечить население качественным продуктом питания - говядиной.
Численность крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий республики составляет более 1 млн. голов, ежегодно производится около 400 тыс. тонн мяса в живом весе. Производство мяса всех видов в расчете на душу населения составляет 66 кг (самообеспеченность - 90%), однако спрос на мясо в республике на 10% удовлетворяется за счет импорта.
В Республике Башкортостан в последние годы наблюдалась стабилизация объемов производства мяса, однако в развитии специализированного мясного скотоводства остается много нерешенных проблем.
Численность мясного скота в сельхозпредприятиях республики за последние годы имеет тенденцию к уменьшению. Основным источником производства говядины являются выбракованные коровы, сверхремонтный молодняк молочного стада. Убойный скот, получаемый в молочном скотоводстве, не в состоянии обеспечить необходимые объемы производства говядины и высокое качество производимого мяса.
По состоянию на 1 января 2019 года Республика Башкортостан занимала 1 место среди субъектов Российской Федерации по численности поголовья крупного рогатого скота и 10 место по объему производства скота и птицы на убой в живой массе. При этом в Приволжском федеральном округе на долю крупного рогатого скота приходилось 20% и 13% по объему производства мясной продукции.
Поголовье крупного рогатого скота по категориям хозяйств в Башкортостане приводится в таблице 1.
Таблица 1
Поголовье крупного рогатого скота по категориям хозяйств в Республике Башкортостан, тыс. голов
Категория хозяйств
Годы
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
Хозяйства всех категорий
1299,3
1248,2
1254,3
1240,1
1220,1
1110,8
1048,6
978,2
Сельскохозяйственные организации
532,4
484,9
476,4
464,1
427,5
405,9
379,8
315,5
Хозяйства населения
694,9
684,3
684,2
680,5
685,3
594,0
555,5
533,7
Крестьянские (фермерские) хозяйства
72,0
79,0
93,7
95,5
107,3
110,9
113,3
129
В хозяйствах всех категорий республики в 2018 году насчитывалось 978,2 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 315,5 тыс. голов - в сельхозпредприятиях, 533,7 тыс. голов - в хозяйствах населения и 129 тыс. голов - в крестьянских (фермерских) хозяйствах. По сравнению с предыдущим годом данный показатель снизился на 4,9%, при этом в сельскохозяйственных организациях - на 9,1%, хозяйствах населения - на 4,7%, а в крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличился на 6%.
В настоящее время мясное скотоводство республики представлено симментальской, герефордской, лимузинской, абердин-ангусской, казахской белоголовой породами и их помесями.
Структура мясного скотоводства в породном аспекте выглядит следующим образом: доля скота симментальской породы составила 73% (58,7 тыс. голов); герефордской - 5,6% (4,5 тыс. голов); лимузинской - 4,5% (3,6 тыс. голов); помесей абердин-ангусской с казахской белоголовой - 1,2% (980 голов); помесей других пород - 15,7% (12,2 тыс. голов).
На 1 января 2019 года в республике содержалось 80 тыс. голов мясного и помесного скота, в том числе 28 тыс. голов коров. При этом доля специализированного мясного скота составила около 85%. Произведено на убой мясного и помесного скота за 2018 год - 16,8 тыс. тонн в живой массе. Среднесуточный привес мясного скота специализированных пород составил 832 г, что на 42% больше аналогичного показателя по республике.
В настоящее время в Башкортостане функционируют три племенных хозяйства по разведению специализированного мясного скота: лимузинской породы - СПК «Ярославский» Дуванского района (300 голов), ООО «САВА Агро Япрык» Туймазинского района (1000 голов), герефордской породы - ООО «САВА Агро Усень» Туймазинского района (800 голов).
Республика располагает довольно большими возможностями наращивания поголовья мясного и помесного скота путем дополнительного размещения до 300 тыс. голов с учетом площадей кормовых культур, естественных пастбищных угодий и пустующих животноводческих объектов.
При этом особое внимание уделяется повышению роли и потенциала малых форм хозяйствования в производстве высококачественной говядины, увеличению поголовья крупного рогатого скота мясных пород и помесных животных на основе развития семейных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. Это во многом будет способствовать освоению заброшенных и деградированных сенокосов и пастбищ, частичному уменьшению безработицы, улучшению демографического положения на селе и повышению качества жизни сельского населения.
В республике необходимо повысить инвестиционную привлекательность отрасли мясного скотоводства и обеспечить условия для реализации передовых инвестиционных проектов по строительству откормочных и мясных ферм, что позволит увеличить производство высококачественной конкурентоспособной говядины, даст возможность обеспечить максимальную загрузку имеющихся перерабатывающих мощностей, а также создаст предпосылки для строительства новых. Производство мясного сырья высокого качества, расширение ассортимента и усиление позиций брендов мясных продуктов, изготовленных в Башкортостане, позволит повысить экспортный потенциал республики, а также увеличить вывоз продукции в сопредельные с республикой регионы.
Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного мясного скотоводства являются малочисленность мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.
Отсутствие экономической мотивации является главным препятствием реализации имеющихся в республике возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.
Убыточность отрасли зависит от многих причин, но в определенной степени она обусловлена низкими зоотехническими показателями:
выход телят составляет менее 80% вместо 85 - 90%, необходимых для рентабельного мясного скотоводства;
привесы молодняка на откорме не превышают 400 - 500 г вместо необходимых 1000 - 1200 г;
средняя живая масса молодняка после отъема в возрасте 7 - 8 месяцев - не более 170 - 200 кг вместо 240 кг и более.
Важным условием успешного развития специализированного мясного скотоводства является формирование рынка высококачественной говядины. В этом заинтересованы сельскохозяйственные предприятия, которые разводят мясной скот и способны поставлять крупные партии молодняка мясного скота для промышленных откормочных площадок.
Республика Башкортостан располагает всеми необходимыми факторами для формирования крупной и эффективно функционирующей отрасли специализированного мясного скотоводства в целях обеспечения потребителей высококачественной говядиной, такими, как:
4,5 млн. га кормовых угодий, в том числе 1,1 млн. га сенокосов, 2,3 млн. га пастбищ и 1,1 млн. кормовых культур на пашне;
малозатратная экстенсивно-пастбищная технология мясного скотоводства, апробированная в условиях Башкортостана;
ресурсы по разведению и содержанию мясного скота поголовьем до 100 тыс. голов и более.
2. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация Программы позволит создать базу для устойчивого развития мясного скотоводства, увеличения производства говядины, в том числе высококачественной, а также обеспечения продовольственной безопасности.
Программа предусматривает более полное и сбалансированное использование имеющихся в Республике Башкортостан природных и материально-технических ресурсов, технологическое обновление отрасли мясного скотоводства в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности.
Развитие мясного скотоводства Республики Башкортостан предполагается в заинтересованных сельскохозяйственных районах, где планируется создание зональных интеграторов для обеспечения всей производственно-сбытовой цепочки.
Ожидаемые результаты от реализации Программы к 2030 году в сравнении с 2018 годом:
увеличение количества созданных скотомест на откормочных площадках (фидлотах) республики с 13 тыс. до 68 тыс. скотомест;
создание 12 зональных (районных) интеграторов;
доведение поголовья ремонтного молодняка крупного рогатого скота для выращивания и молодняка для откорма в зональных (районных) интеграторах до 5 тыс. голов;
увеличение поголовья мясного и помесного скота, реализованного на убой, с 37,4 тыс. голов до 55,5 тыс. голов.
3. Перечень и описание программных мероприятий
Решение основных задач Программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий. Основные мероприятия Программы и ее финансовое обеспечение указаны в приложении № 1 к Программе.
3.1. Возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 июня 2017 года № 254 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования» на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования возмещается до 50% затрат.
В этой связи сельхозтоваропроизводителями республики планируется ежегодное приобретение кормозаготовительной и кормораздаточной техники, специализированного технологического оборудования для отрасли мясного скотоводства (расколов, весовых комплексов, групповых поилок с подогревом воды, «электропастухов» (электроизгороди)).
3.2. Возмещение части затрат на приобретение эмбрионов мясного скота
Предоставление государственной поддержки интегратору на приобретение и пересадку эмбрионов мясного скота позволит методом ускоренного воспроизводства создать племенное ядро (маточное поголовье) мясного скота, а также получить быков-производителей с высоким генетическим потенциалом. Молодняк, полученный путем трансплантации эмбрионов, дешевле, чем молодняк, приобретенный в племенных хозяйствах.
Транспортировка эмбрионов проще и дешевле, чем животных, при этом отпадают ветеринарные проблемы, поскольку прочная оболочка непроницаема как для бактерий, так и для вирусов.
Пересадку эмбрионов применяют в скотоводстве не только для совершенствования породы или популяции. Эту технологию используют и для решения чисто коммерческих задач. Например, молочным коровам пересаживают эмбрионы от коров мясного типа. Ожидается, что полученный таким способом теленок более выгоден фермеру, занимающемуся откормом телят на мясо. Технология трансплантации эмбрионов применяется еще для повышения прибыльности скотоводства. В организм суррогатной матери помещаются сразу два эмбриона, то есть программируется рождение двойни.
Применение метода трансплантации эмбрионов крупного рогатого скота приведет к ускоренному созданию новых стад высокопродуктивного мясного скота с качествами, удовлетворяющими требованиям конъюнктуры рынка.
3.3. Осуществление поддержки сельхозтоваропроизводителей в приобретении маточного поголовья у зональных (районных) интеграторов
Ключевым направлением в развитии кооперационных отраслевых связей является увеличение поставок из фермерских хозяйств интеграторам поголовья скота (телочек и бычков) в целях их приобретения хозяйствами для расширения собственного производства подращенных интеграторами нетелей. Этот процесс возможно обеспечить ростом маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород в уже имеющихся хозяйствах всех форм собственности и вовлечением в данные производственные отношения новых сельскохозяйственных организаций, фермерских и личных подсобных хозяйств.
Государственное субсидирование обозначенных процессов является эффективным методом формирования условий для повышения инвестиционной привлекательности и заинтересованности хозяйств в дальнейшем развитии отрасли мясного скотоводства.
Данная государственная поддержка будет направлена на создание новых и развитие существующих крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПоК) и сельскохозяйственных организаций путем возмещения части затрат на приобретение маточного поголовья.
3.4. Оказание содействия зональным (районным) интеграторам в приобретении семени быков-производителей
В настоящее время практика показывает, что селекционно-племенная работа (воспроизводство стада) в мясном скотоводстве базируется в основном на использовании быков-производителей. В большинстве предприятий используются доморощенные быки сомнительного качества, что приводит к ухудшению породности и продуктивности скота, распространению болезней, передающихся половым путем при естественной случке (бруцеллез, вибриоз, лейкоз и др.), и получению приплода с низким генетическим потенциалом, не способного к интенсивному росту.
В результате обновление стада происходит на низком уровне, неизбежно увеличивается поголовье животных, в той или иной мере утративших свои продуктивные мясные качества, которые даже при улучшении условий кормления и содержания уже не имеют генетического потенциала для роста и развития.
В настоящее время для улучшения породных и продуктивных качеств разводимых сельхозтоваропроизводителями мясных пород крупного рогатого скота требуется использование семени быков - производителей-улучшателей, что позволит повысить генетический потенциал мясного скота республики.
3.5. Осуществление поддержки сельхозтоваропроизводителей при выращивании ремонтных нетелей и при откорме молодняка крупного рогатого скота у зональных (районных) интеграторов
Развитие отрасли мясного скотоводства Республики Башкортостан предполагается осуществить путем создания постоянно действующего мясного кластера.
Кластер в сфере мясного скотоводства республики организуется как система кооперационных связей малого предпринимательства, которая создает для сельхозтоваропроизводителей новые возможности производства и сбыта продукции.
Особенность кластера будет состоять в том, что в каждом вовлеченном в Программу районе Республики Башкортостан будут созданы отраслевые производственные мощности, логистические центры, оптово-розничные скотные рынки, склады, транспортные и иные службы.
В отдельном муниципальном районе или природно-климатической зоне Республики Башкортостан, которые принимают участие в реализации Программы, будет формироваться зональный (районный) интегратор, объединяющий заинтересованных в реализации Программы сельскохозяйственные организации, фермеров и личные подсобные хозяйства. У интегратора будет создана товарно-распределительная площадка для передержки молодняка с последующей поставкой бычков на откормплощадки (фидлоты) и нетелиный комплекс для выращивания ремонтного молодняка (телок) для крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельхозтоваропроизводителей.
Зональный интегратор, действующий в кластере, оказывает начинающим и действующим крестьянским (фермерским) хозяйствам необходимую помощь в становлении и ведении бизнеса, учит правильно обрабатывать пастбища, работать со стельными животными, организовывать отел, ухаживать за новорожденными телятами, правильно использовать технологию по системе «корова - теленок», современные технологии кормления и содержания молодняка и матерей, предоставляет специальный инвентарь и технику, организует ветеринарное обслуживание, искусственное осеменение и трансферт эмбрионов.
В целях создания эффективного взаимодействия зонального интегратора с сельхозтоваропроизводителями обязательным инструментом должно стать предоставление государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям за реализацию ими поголовья молодняка живым весом 200 - 250 кг интегратору.
В этой связи предполагается приобретение интеграторами значительного количества молодняка крупного рогатого скота у фермерских хозяйств для дальнейшего перераспределения по наиболее выгодной для фермеров цене.
3.6. Оказание содействия зональным (районным) интеграторам в приобретении травосмесей для проведения агротехнических работ на пастбищах
Зональный интегратор технологическими, организационными и финансовыми решениями в системе контрактационных экономических связей выстраивает отраслевые цепочки от кормозаготовки до производства готовой продукции, осуществляя сопровождение бизнеса «под ключ» для производителей молодняка мясного и помесного скота, особенно фермерским хозяйствам, выращивающим скот по системе «корова - теленок».
Заинтересованность интегратора в реализации Программы заключается в скорости внедрения предлагаемых технологий фермерскими хозяйствами для обеспечения бесперебойной поставки молодняка на специализированные откормплощадки (фидлоты) и нетелиные комплексы, обеспечивающие интенсивную скорость роста скота, достижение молодняком высоких весовых кондиций за короткий срок благодаря организации полноценного кормления животных.
Полноценность кормления животных зависит от уровня кормовой базы. Основой кормовой базы является кормопроизводство - комплекс организационно-хозяйственных и агротехнических мероприятий, применяемых для создания прочной кормовой базы животноводства на основе выращивания кормовых растений на пашне и пастбищно-сенокосных угодьях.
Основными источниками производства кормов являются постоянные кормовые угодья (сенокосы, пастбища), полевые кормовые культуры (клевер, люцерна, зернобобовые, однолетние травы, кукуруза на силос и зеленый корм и др.), пропашные кормовые культуры (кормовая и сахарная свекла, картофель и др.).
Для успешного развития мясного скотоводства, а также рентабельного производства говядины необходимо максимально использовать сенокосы И пастбища. Мясной скот в пастбищный период (летний) может получать по 1000 - 1200 граммов привеса живой массы в сутки или за весь период набрать 100 - 120 кг живого веса.
Такое интенсивное использование пастбищ приводит к их истощению: снижению урожайности трав, эрозии почвы. Необходимо ускоренное восстановление травостоя и повышение продуктивности почв путем подсева трав, рыхления почв, мульчирования, внесения структурообразователей в верхний слой, а также подсева бобово-злаковых травосмесей, корневые системы которых содействуют восстановлению почвенной структуры.
В этой связи Программой предусмотрено оказание государственной поддержки зональным (районным) интеграторам по приобретению травосмесей для проведения агротехнических работ на пастбищах, по предотвращению деградации травяных экосистем и восстановлению их продуктивности, являющихся комплексом мер по успешному развитию мясного скотоводства.
4. Порядок оценки эффективности реализации программы
Система комплексных показателей, используемых для оценки эффективности реализации Программы, включает три критерия:
К1 - общая оценка достижения плановых значений показателей (индикаторов) Программы;
К2 - эффективность реализации мероприятий Программы;
К3 - оценка использования финансовых ресурсов.
Значение интегральной оценки (Эп) сопоставляется с качественной шкалой, приведенной в таблице 2, и рассчитывается по следующей формуле:
Эп = 0,47 x К1 + 0,27 x К2 + 0,26 x К3.
Таблица 2
Шкала показателей интегральной оценки эффективности реализации Программы
Численное значение оценки эффективности реализации Программы
Качественная характеристика реализации Программы
0,85 < Эп
эффективность Программы высокая
0,75 < Эп < 0,85
эффективность Программы средняя
0,65 < Эп < 0,75
эффективность Программы удовлетворительная
Эп < 0,65
эффективность Программы неудовлетворительная
Критерий степени достижения плановых значений показателей (индикаторов) Программы (К1) рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
№ - общее количество индикаторов;
Иiф - фактическое значение i-го индикатора;
Иiп - плановое значение i-го индикатора.
Оценка эффективности реализации мероприятий Программы (К2) определяется по следующей формуле:
,
где:
Мвбаi - количество выполненных мероприятий Программы, реализация которых предусматривает выделение финансовых средств. Мероприятие считается исполненным в случае 100-процентного достижения или превышения в отчетном периоде планового значения показателя его непосредственного результата;
Мвбаобщ - общее количество мероприятий Программы, реализация которых предусматривает выделение финансовых средств;
f5 - коэффициент значимости для мероприятий Программы, реализация которых предусматривает выделение финансовых средств (f5 = 1). В случае отсутствия таких мероприятий f5 = 0;
Mj - количество исполненных мероприятий Программы, реализация которых не предусматривает выделения финансовых средств. Мероприятие считается исполненным в случае 100-процентного достижения или превышения в отчетном периоде планового значения показателя его непосредственного результата;
Мобщ - общее количество мероприятий Программы, реализация которых не предусматривает выделения финансовых средств;
f6 - коэффициент значимости контрольных событий для мероприятий Программы, реализация которых не предусматривает выделения финансовых средств (f6 = 1,2). В случае отсутствия таких мероприятий f6 = 0.
Уровень использования финансовых ресурсов (К3) при реализации Программы определяется по следующей формуле:
,
где:
Vфакт - объем фактических расходов на реализацию Программы в отчетном году за счет всех источников финансового обеспечения;
Vпл бо _ объем плановых расходов на финансовое обеспечение реализации Программы в отчетном году.
5. Реализация программы
Исполнителем Программы и распорядителем средств бюджета Республики Башкортостан в целях ее реализации является Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.
Перечень целевых индикаторов Программы до 2030 года представлен в приложении № 2 к Программе.
Приложение № 1
к комплексной программе
«Развитие мясного скотоводства
в Республике Башкортостан»
План мероприятий и финансовое обеспечение комплексной программы «развитие мясного скотоводства в Республике Башкортостан»
№ п/п
Наименование мероприятия Программы
Соисполнители Программы
Источник финансирования Программы
Срок реализации мероприятия, годы
Финансовое обеспечение Программы, млн. рублей
Целевой индикатор реализации мероприятий Программы
Непосредственный результат реализации мероприятия, единица измерения
Значение непосредственного результата реализации мероприятия (по годам)
Всего
в том числе по годам:
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
2026
2027
2028
2029
2030
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
А
Комплексная программа «Развитие мясного скотоводства в Республике Башкортостан»
Минсельхоз РБ;
по согласованию:
ФГБОУ ВПО БГАУ;
ФГБНУ БНИИСХ;
НО «Мясной союз Республики Башкортостане
Всего, в том числе:
2019 - 2030
1424,3
31,2
50,85
65,5
87,95
104,25
114,75
129,75
141,8
160,8
169,5
177,95
190
x
x
x
бюджет Республики Башкортостан
16,5
3,5
6
7
-
-
-
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
внебюджетные источники
1407,8
27,7
44,85
58,5
87,95
104,25
114,75
129,75
141,8
160,8
169,5
177,95
190
Цель: создать благоприятные экономические и технологические условия формирования и устойчивого развития отрасли мясного скотоводства
Задача: организовать систему полноценной отраслевой кооперации в мясном скотоводстве путем создания зональных (районных) интеграторов и откормочных площадок крупного рогатого скота (фидлотов)
1
Осуществление возмещения часта затрат по приобретению сельскохозяйственной техники и оборудования
Минсельхоз РБ
Всего, в том числе:
2019 - 2030
126
7
12
14
17
22
12
7
7
7
7
7
7
1, 2
количество приобретенной сельскохозяйственной техники и оборудования, ед.
2019 - 7;
2020 - 12;
2021 - 14;
2022 - 17;
2023 - 22;
2024 - 12;
2025 - 7;
2026 - 7;
2027 - 7:
2028 - 7;
2029 - 7;
2030 - 7
бюджет Республики Башкортостан
16,5
3,5
6
7
-
-
-
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
внебюджетные источники
109,5
3,5
6
7
17
22
12
7
7
7
7
7
7
2
Осуществление возмещения части затрат по приобретению эмбрионов мясного скота
Минсельхоз РБ
Всего, в том числе:
2020 - 2030
71,25
-
2,5
3
3,75
5
6,25
7
7,5
8
8,75
9,5
10
3
количество подсаженных эмбрионов мясного скота, ед.
2020 - 100;
2021 - 120;
2022 - 150;
2023 - 200;
2024 - 250;
2025 - 280;
2026 - 300;
2027 - 320;
2028 - 350;
2029 - 380;
2030 - 400
бюджет Республики Башкортостан
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
внебюджетные источники
71,25
-
2,5
3
3,75
5
6,25
7
7,5
8
8,75
9,5
10
Задача: увеличить объемы производства говядины от мясного и помесного поголовья за счет увеличения молодняка крупного рогатого скота в зональных (районных) интеграторах и на откормочных площадках (фидлотах)
3
Осуществление поддержки сельхозтоваропроизводителей в приобретении маточного поголовья у зональных (районных) интеграторов
Минсельхоз РБ;
НО «Мясной союз Республики Башкортостан» (по согласованию)
Всего, в том числе:
2019 - 2030
336
16
22,4
25,6
32
30
30
30
30
30
30
30
30
3
маточное поголовье, реализованное СХП и КФХ, головы
2019 - 100;
2020 - 250;
2021 - 320;
2022 - 400;
2023 - 500;
2024 - 500;
2025 - 600;
2026 - 700;
2027 - 800;
2028 - 900;
2029 - 1000;
2030 - 1200
бюджет Республики Башкортостан
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
внебюджетные источники
336
16
22,4
25,6
32
30
30
30
30
30
30
30
30
4
Оказание содействия зональным (районным) интеграторам в приобретении семени быков-производителей
Минсельхоз РБ;
НО «Мясной союз Республики Башкортостан (по согласованию)
Всего, в той числе:
2020 - 2030
86,25
0
1,75
3,5
5
6,25
7,5
8,75
9,5
10
10,75
1125
12
3
количество приобретенного семени быков-производителей, тыс. доз
2020 - 7;
2021 - 14;
2022 - 20;
2023 - 25;
2024 - 30;
2025 - 35;
2026 - 38;
2027 - 40;
2028 - 43;
2029 - 45;
2030 - 48
бюджет Республики Башкортостан
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
внебюджетные источники
86,25
0
1,75
3,5
5
625
7,5
8,75
9,5
10
10,75
1125
12
5
Осуществление поддержки сельхозтоваропроизводителей в увеличении поголовья ремонтного молодняка крупного рогатого скота на выращивании и молодняка для откорма у зональных (районных) интеграторов
Минсельхоз РБ;
по согласованию: ФГБОУ ВПО БГАУ,
ФГБНУ БНИИСХ,
НО ((Мясной союз Республики Башкортостан»
Всего, в том числе:
2019 - 2030
744,8
3.2
7,2
14,4
252
36
54
72
82,8
100,8
108
115,2
126
4
темп прироста поголовья молодняка крупного рогатого скота у интеграторов, %
2019 - 0;
2020 - 150;
2021 - 60;
2022 - 25;
2023 - 20;
2024 - 25;
2025 - 20;
2026 - 11,1;
2027 - 25;
2028 - 20;
2029 - 33,3;
2030 - 25
бюджет Республики Башкортостан
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
внебюджетные источники
744,8
3,2
7,2
14,4
25,2
36
54
72
82,8
100,8
108
115,2
126
6
Оказание содействия зональным (районным) интеграторам в приобретении травосмесей для проведения агротехнических работ на пастбищах
Минсельхоз РБ;
ФГБНУ БНИИСХ (по согласованию)
Всего, в том числе:
2019 - 2030
60
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
4
площадь пастбищ, засеянных многолетними травами, га
2019 - 1250;
2020 - 1250;
2021 - 1250;
2022 - 1250;
2023 - 1250;
2024 - 1250;
2025 - 1250;
2026 - 1250;
2027 - 1250;
2028 - 1250;
2029 - 1250;
2030 - 1250
бюджет Республики Башкортостан
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
внебюджетные источники
60
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
Список использованных сокращений
КФХ
-
крестьянское (фермерское) хозяйство
Минсельхоз РБ
-
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан
НО «Мясной союз Республики Башкортостан»
-
Некоммерческая организация «Мясной союз Республики Башкортостан»
СПоК
-
сельскохозяйственный потребительский кооператив
СХП
-
сельскохозяйственные предприятия
ФГБНУ БНИИСХ
-
федеральное государственное бюджетное научное учреждение Башкирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства
ФГБОУ ВПО БГАУ
-
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Башкирский государственный аграрный университет
Приложение № 2
к комплексной программе
«Развитие мясного скотоводства
в Республике Башкортостан»
Перечень целевых индикаторов комплексной программы «развитие мясного скотоводства в Республике Башкортостан»
№ п/п
Показатель оценки эффективности реализации Программы, единица измерения
Фактическое значение показателя на момент разработки Программы (2018 год)
Значения целевого индикатора и показателя Программы по годам ее реализации
Методика расчета значений целевого индикатора и показателя Программы
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
2026
2027
2028
2029
2030
1
Количество созданных скотомест на откормочных площадках (фидлотах), тыс. ед.
13
5
7
8
7
6
6
5
3
3
2
2
1
прямой подсчет показателя
2
Количество созданных зональных (районных) интеграторов, единицы
0
3
3
2
2
2
0
0
0
0
0
0
0
прямой подсчет показателя
3
Поголовье ремонтного молодняка крупного рогатого скота для выращивания и молодняка для откорма в зональных (районных) интеграторах, головы
0
200
500
800
1000
1200
1500
1800
2000
2500
3000
4000
5000
прямой подсчет показателя
4
Поголовье мясного и помесного скота, реализованного на убой, тыс. голов
37,4
37,8
38,2
38,9
40,0
41,1
42,2
44,4
46,7
48,9
51,1
53,3
55,5
прямой подсчет показателя
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2019 года № 353
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДЧЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН»
Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу «Развитие мясного скотоводства в Республике Башкортостан».
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра сельского хозяйства Республики Башкортостан Фазрахманова И.И.
Временно исполняющий
обязанности Главы
Республики Башкортостан
Р. Хабиров
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 17 июня 2019 года № 353
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН»
ПАСПОРТ
КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН»
Наименование комплексной программы
«Развитие мясного скотоводства в Республике Башкортостан»
Основание для разработки комплексной программы
постановление Правительства Республики Башкортостан от 15 февраля 2019 года № 77 «Об утверждении Стратегии развития мясного скотоводства в Республике Башкортостан на 2019 - 2030 годы»
Исполнитель комплексной программы
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан
Соисполнители комплексной программы
Государственное бюджетное научное учреждение «Академия наук Республики Башкортостан»;
Некоммерческая организация «Мясной союз Республики Башкортостан» (по согласованию)
Участники комплексной программы
Сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм собственности, в том числе личные подсобные хозяйства, объединенные в кооперативы, занимающиеся мясным скотоводством, включенные в состав кооперации
Цель и задачи комплексной программы
Цель:
создать благоприятные экономические и технологические условия формирования и устойчивого развития отрасли мясного скотоводства.
Задачи:
организовать систему полноценной отраслевой кооперации в мясном скотоводстве путем создания зональных (районных) интеграторов и откормочных площадок крупного рогатого скота (фидлотов);
увеличить объемы производства говядины от мясного и помесного поголовья за счет увеличения молодняка крупного рогатого скота в зональных (районных) интеграторах и на откормочных площадках (фидлотах)
Целевые индикаторы и показатели комплексной программы
Количество созданных скотомест на откормочных площадках (фидлотах);
количество созданных зональных (районных) интеграторов;
поголовье ремонтного молодняка крупного рогатого скота для выращивания и молодняка для откорма в зональных (районных) интеграторах;
поголовье мясного и помесного скота, реализованного на убой
Сроки реализации комплексной программы
2019 - 2030 годы
Объем и источники финансирования комплексной программы
Общий объем финансового обеспечения комплексной программы в 2019 - 2030 годах составит 1424,30 млн. рублей, из них по годам:
2019 год - 31,20 млн. рублей;
2020 год - 50,85 млн. рублей;
2021 год - 65,50 млн. рублей;
2022 год - 87,95 млн. рублей;
2023 год - 104,25 млн. рублей;
2024 год - 114,75 млн. рублей;
2025 год - 129,75 млн. рублей;
2026 год - 141,80 млн. рублей;
2027 год - 160,80 млн. рублей;
2028 год - 169,50 млн. рублей;
2029 год - 177,95 млн. рублей;
2030 год - 190,00 млн. рублей,
в том числе за счет средств:
а) бюджета Республики Башкортостан - 16,50 млн. рублей, из них по годам:
2019 год - 3,50 млн. рублей;
2020 год - 6,00 млн. рублей;
2021 год - 7,00 млн. рублей.
Средства бюджета Республики Башкортостан указаны в соответствии с финансированием мероприятий государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2012 года № 458 (с последующими изменениями), по возмещению части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования;
б) внебюджетных источников - 1407,80 млн. рублей, из них по годам:
2019 год - 27,70 млн. рублей;
2020 год - 44,85 млн. рублей;
2021 год - 58,50 млн. рублей;
2022 год - 87,95 млн. рублей;
2023 год - 104,25 млн. рублей;
2024 год - 114,75 млн. рублей;
2025 год - 129,75 млн. рублей;
2026 год - 141,80 млн. рублей;
2027 год - 160,80 млн. рублей;
2028 год - 169,50 млн. рублей;
2029 год - 177,95 млн. рублей;
2030 год - 190,00 млн. рублей.
1. Обоснование необходимости разработки комплексной программы «развитие мясного скотоводства в Республике Башкортостан»
Комплексная программа «Развитие мясного скотоводства в Республике Башкортостан» (далее - Программа) направлена на создание благоприятных экономических и технологических условий формирования и устойчивого развития отрасли мясного скотоводства. Мероприятия Программы позволят существенно улучшить состояние отрасли мясного скотоводства и обеспечить продовольственную безопасность Республики Башкортостан.
Развитие мясного скотоводства - необходимая часть достижения целей развития агропромышленного комплекса, на реализацию которых направлена деятельность Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан.
1.1. Анализ состояния мясного скотоводства в Республике Башкортостан и потенциал развития отрасли
Совокупность предприятий и организаций, связанных с развитием мясного скотоводства, обслуживанием его производства и доведением продукции до потребителя, является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса Республики Башкортостан, позволяющих обеспечить население качественным продуктом питания - говядиной.
Численность крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий республики составляет более 1 млн. голов, ежегодно производится около 400 тыс. тонн мяса в живом весе. Производство мяса всех видов в расчете на душу населения составляет 66 кг (самообеспеченность - 90%), однако спрос на мясо в республике на 10% удовлетворяется за счет импорта.
В Республике Башкортостан в последние годы наблюдалась стабилизация объемов производства мяса, однако в развитии специализированного мясного скотоводства остается много нерешенных проблем.
Численность мясного скота в сельхозпредприятиях республики за последние годы имеет тенденцию к уменьшению. Основным источником производства говядины являются выбракованные коровы, сверхремонтный молодняк молочного стада. Убойный скот, получаемый в молочном скотоводстве, не в состоянии обеспечить необходимые объемы производства говядины и высокое качество производимого мяса.
По состоянию на 1 января 2019 года Республика Башкортостан занимала 1 место среди субъектов Российской Федерации по численности поголовья крупного рогатого скота и 10 место по объему производства скота и птицы на убой в живой массе. При этом в Приволжском федеральном округе на долю крупного рогатого скота приходилось 20% и 13% по объему производства мясной продукции.
Поголовье крупного рогатого скота по категориям хозяйств в Башкортостане приводится в таблице 1.
Таблица 1
Поголовье крупного рогатого скота по категориям хозяйств в Республике Башкортостан, тыс. голов
Категория хозяйств
Годы
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
Хозяйства всех категорий
1299,3
1248,2
1254,3
1240,1
1220,1
1110,8
1048,6
978,2
Сельскохозяйственные организации
532,4
484,9
476,4
464,1
427,5
405,9
379,8
315,5
Хозяйства населения
694,9
684,3
684,2
680,5
685,3
594,0
555,5
533,7
Крестьянские (фермерские) хозяйства
72,0
79,0
93,7
95,5
107,3
110,9
113,3
129
В хозяйствах всех категорий республики в 2018 году насчитывалось 978,2 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 315,5 тыс. голов - в сельхозпредприятиях, 533,7 тыс. голов - в хозяйствах населения и 129 тыс. голов - в крестьянских (фермерских) хозяйствах. По сравнению с предыдущим годом данный показатель снизился на 4,9%, при этом в сельскохозяйственных организациях - на 9,1%, хозяйствах населения - на 4,7%, а в крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличился на 6%.
В настоящее время мясное скотоводство республики представлено симментальской, герефордской, лимузинской, абердин-ангусской, казахской белоголовой породами и их помесями.
Структура мясного скотоводства в породном аспекте выглядит следующим образом: доля скота симментальской породы составила 73% (58,7 тыс. голов); герефордской - 5,6% (4,5 тыс. голов); лимузинской - 4,5% (3,6 тыс. голов); помесей абердин-ангусской с казахской белоголовой - 1,2% (980 голов); помесей других пород - 15,7% (12,2 тыс. голов).
На 1 января 2019 года в республике содержалось 80 тыс. голов мясного и помесного скота, в том числе 28 тыс. голов коров. При этом доля специализированного мясного скота составила около 85%. Произведено на убой мясного и помесного скота за 2018 год - 16,8 тыс. тонн в живой массе. Среднесуточный привес мясного скота специализированных пород составил 832 г, что на 42% больше аналогичного показателя по республике.
В настоящее время в Башкортостане функционируют три племенных хозяйства по разведению специализированного мясного скота: лимузинской породы - СПК «Ярославский» Дуванского района (300 голов), ООО «САВА Агро Япрык» Туймазинского района (1000 голов), герефордской породы - ООО «САВА Агро Усень» Туймазинского района (800 голов).
Республика располагает довольно большими возможностями наращивания поголовья мясного и помесного скота путем дополнительного размещения до 300 тыс. голов с учетом площадей кормовых культур, естественных пастбищных угодий и пустующих животноводческих объектов.
При этом особое внимание уделяется повышению роли и потенциала малых форм хозяйствования в производстве высококачественной говядины, увеличению поголовья крупного рогатого скота мясных пород и помесных животных на основе развития семейных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. Это во многом будет способствовать освоению заброшенных и деградированных сенокосов и пастбищ, частичному уменьшению безработицы, улучшению демографического положения на селе и повышению качества жизни сельского населения.
В республике необходимо повысить инвестиционную привлекательность отрасли мясного скотоводства и обеспечить условия для реализации передовых инвестиционных проектов по строительству откормочных и мясных ферм, что позволит увеличить производство высококачественной конкурентоспособной говядины, даст возможность обеспечить максимальную загрузку имеющихся перерабатывающих мощностей, а также создаст предпосылки для строительства новых. Производство мясного сырья высокого качества, расширение ассортимента и усиление позиций брендов мясных продуктов, изготовленных в Башкортостане, позволит повысить экспортный потенциал республики, а также увеличить вывоз продукции в сопредельные с республикой регионы.
Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного мясного скотоводства являются малочисленность мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.
Отсутствие экономической мотивации является главным препятствием реализации имеющихся в республике возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.
Убыточность отрасли зависит от многих причин, но в определенной степени она обусловлена низкими зоотехническими показателями:
выход телят составляет менее 80% вместо 85 - 90%, необходимых для рентабельного мясного скотоводства;
привесы молодняка на откорме не превышают 400 - 500 г вместо необходимых 1000 - 1200 г;
средняя живая масса молодняка после отъема в возрасте 7 - 8 месяцев - не более 170 - 200 кг вместо 240 кг и более.
Важным условием успешного развития специализированного мясного скотоводства является формирование рынка высококачественной говядины. В этом заинтересованы сельскохозяйственные предприятия, которые разводят мясной скот и способны поставлять крупные партии молодняка мясного скота для промышленных откормочных площадок.
Республика Башкортостан располагает всеми необходимыми факторами для формирования крупной и эффективно функционирующей отрасли специализированного мясного скотоводства в целях обеспечения потребителей высококачественной говядиной, такими, как:
4,5 млн. га кормовых угодий, в том числе 1,1 млн. га сенокосов, 2,3 млн. га пастбищ и 1,1 млн. кормовых культур на пашне;
малозатратная экстенсивно-пастбищная технология мясного скотоводства, апробированная в условиях Башкортостана;
ресурсы по разведению и содержанию мясного скота поголовьем до 100 тыс. голов и более.
2. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация Программы позволит создать базу для устойчивого развития мясного скотоводства, увеличения производства говядины, в том числе высококачественной, а также обеспечения продовольственной безопасности.
Программа предусматривает более полное и сбалансированное использование имеющихся в Республике Башкортостан природных и материально-технических ресурсов, технологическое обновление отрасли мясного скотоводства в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности.
Развитие мясного скотоводства Республики Башкортостан предполагается в заинтересованных сельскохозяйственных районах, где планируется создание зональных интеграторов для обеспечения всей производственно-сбытовой цепочки.
Ожидаемые результаты от реализации Программы к 2030 году в сравнении с 2018 годом:
увеличение количества созданных скотомест на откормочных площадках (фидлотах) республики с 13 тыс. до 68 тыс. скотомест;
создание 12 зональных (районных) интеграторов;
доведение поголовья ремонтного молодняка крупного рогатого скота для выращивания и молодняка для откорма в зональных (районных) интеграторах до 5 тыс. голов;
увеличение поголовья мясного и помесного скота, реализованного на убой, с 37,4 тыс. голов до 55,5 тыс. голов.
3. Перечень и описание программных мероприятий
Решение основных задач Программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий. Основные мероприятия Программы и ее финансовое обеспечение указаны в приложении № 1 к Программе.
3.1. Возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 июня 2017 года № 254 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования» на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования возмещается до 50% затрат.
В этой связи сельхозтоваропроизводителями республики планируется ежегодное приобретение кормозаготовительной и кормораздаточной техники, специализированного технологического оборудования для отрасли мясного скотоводства (расколов, весовых комплексов, групповых поилок с подогревом воды, «электропастухов» (электроизгороди)).
3.2. Возмещение части затрат на приобретение эмбрионов мясного скота
Предоставление государственной поддержки интегратору на приобретение и пересадку эмбрионов мясного скота позволит методом ускоренного воспроизводства создать племенное ядро (маточное поголовье) мясного скота, а также получить быков-производителей с высоким генетическим потенциалом. Молодняк, полученный путем трансплантации эмбрионов, дешевле, чем молодняк, приобретенный в племенных хозяйствах.
Транспортировка эмбрионов проще и дешевле, чем животных, при этом отпадают ветеринарные проблемы, поскольку прочная оболочка непроницаема как для бактерий, так и для вирусов.
Пересадку эмбрионов применяют в скотоводстве не только для совершенствования породы или популяции. Эту технологию используют и для решения чисто коммерческих задач. Например, молочным коровам пересаживают эмбрионы от коров мясного типа. Ожидается, что полученный таким способом теленок более выгоден фермеру, занимающемуся откормом телят на мясо. Технология трансплантации эмбрионов применяется еще для повышения прибыльности скотоводства. В организм суррогатной матери помещаются сразу два эмбриона, то есть программируется рождение двойни.
Применение метода трансплантации эмбрионов крупного рогатого скота приведет к ускоренному созданию новых стад высокопродуктивного мясного скота с качествами, удовлетворяющими требованиям конъюнктуры рынка.
3.3. Осуществление поддержки сельхозтоваропроизводителей в приобретении маточного поголовья у зональных (районных) интеграторов
Ключевым направлением в развитии кооперационных отраслевых связей является увеличение поставок из фермерских хозяйств интеграторам поголовья скота (телочек и бычков) в целях их приобретения хозяйствами для расширения собственного производства подращенных интеграторами нетелей. Этот процесс возможно обеспечить ростом маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород в уже имеющихся хозяйствах всех форм собственности и вовлечением в данные производственные отношения новых сельскохозяйственных организаций, фермерских и личных подсобных хозяйств.
Государственное субсидирование обозначенных процессов является эффективным методом формирования условий для повышения инвестиционной привлекательности и заинтересованности хозяйств в дальнейшем развитии отрасли мясного скотоводства.
Данная государственная поддержка будет направлена на создание новых и развитие существующих крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПоК) и сельскохозяйственных организаций путем возмещения части затрат на приобретение маточного поголовья.
3.4. Оказание содействия зональным (районным) интеграторам в приобретении семени быков-производителей
В настоящее время практика показывает, что селекционно-племенная работа (воспроизводство стада) в мясном скотоводстве базируется в основном на использовании быков-производителей. В большинстве предприятий используются доморощенные быки сомнительного качества, что приводит к ухудшению породности и продуктивности скота, распространению болезней, передающихся половым путем при естественной случке (бруцеллез, вибриоз, лейкоз и др.), и получению приплода с низким генетическим потенциалом, не способного к интенсивному росту.
В результате обновление стада происходит на низком уровне, неизбежно увеличивается поголовье животных, в той или иной мере утративших свои продуктивные мясные качества, которые даже при улучшении условий кормления и содержания уже не имеют генетического потенциала для роста и развития.
В настоящее время для улучшения породных и продуктивных качеств разводимых сельхозтоваропроизводителями мясных пород крупного рогатого скота требуется использование семени быков - производителей-улучшателей, что позволит повысить генетический потенциал мясного скота республики.
3.5. Осуществление поддержки сельхозтоваропроизводителей при выращивании ремонтных нетелей и при откорме молодняка крупного рогатого скота у зональных (районных) интеграторов
Развитие отрасли мясного скотоводства Республики Башкортостан предполагается осуществить путем создания постоянно действующего мясного кластера.
Кластер в сфере мясного скотоводства республики организуется как система кооперационных связей малого предпринимательства, которая создает для сельхозтоваропроизводителей новые возможности производства и сбыта продукции.
Особенность кластера будет состоять в том, что в каждом вовлеченном в Программу районе Республики Башкортостан будут созданы отраслевые производственные мощности, логистические центры, оптово-розничные скотные рынки, склады, транспортные и иные службы.
В отдельном муниципальном районе или природно-климатической зоне Республики Башкортостан, которые принимают участие в реализации Программы, будет формироваться зональный (районный) интегратор, объединяющий заинтересованных в реализации Программы сельскохозяйственные организации, фермеров и личные подсобные хозяйства. У интегратора будет создана товарно-распределительная площадка для передержки молодняка с последующей поставкой бычков на откормплощадки (фидлоты) и нетелиный комплекс для выращивания ремонтного молодняка (телок) для крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельхозтоваропроизводителей.
Зональный интегратор, действующий в кластере, оказывает начинающим и действующим крестьянским (фермерским) хозяйствам необходимую помощь в становлении и ведении бизнеса, учит правильно обрабатывать пастбища, работать со стельными животными, организовывать отел, ухаживать за новорожденными телятами, правильно использовать технологию по системе «корова - теленок», современные технологии кормления и содержания молодняка и матерей, предоставляет специальный инвентарь и технику, организует ветеринарное обслуживание, искусственное осеменение и трансферт эмбрионов.
В целях создания эффективного взаимодействия зонального интегратора с сельхозтоваропроизводителями обязательным инструментом должно стать предоставление государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям за реализацию ими поголовья молодняка живым весом 200 - 250 кг интегратору.
В этой связи предполагается приобретение интеграторами значительного количества молодняка крупного рогатого скота у фермерских хозяйств для дальнейшего перераспределения по наиболее выгодной для фермеров цене.
3.6. Оказание содействия зональным (районным) интеграторам в приобретении травосмесей для проведения агротехнических работ на пастбищах
Зональный интегратор технологическими, организационными и финансовыми решениями в системе контрактационных экономических связей выстраивает отраслевые цепочки от кормозаготовки до производства готовой продукции, осуществляя сопровождение бизнеса «под ключ» для производителей молодняка мясного и помесного скота, особенно фермерским хозяйствам, выращивающим скот по системе «корова - теленок».
Заинтересованность интегратора в реализации Программы заключается в скорости внедрения предлагаемых технологий фермерскими хозяйствами для обеспечения бесперебойной поставки молодняка на специализированные откормплощадки (фидлоты) и нетелиные комплексы, обеспечивающие интенсивную скорость роста скота, достижение молодняком высоких весовых кондиций за короткий срок благодаря организации полноценного кормления животных.
Полноценность кормления животных зависит от уровня кормовой базы. Основой кормовой базы является кормопроизводство - комплекс организационно-хозяйственных и агротехнических мероприятий, применяемых для создания прочной кормовой базы животноводства на основе выращивания кормовых растений на пашне и пастбищно-сенокосных угодьях.
Основными источниками производства кормов являются постоянные кормовые угодья (сенокосы, пастбища), полевые кормовые культуры (клевер, люцерна, зернобобовые, однолетние травы, кукуруза на силос и зеленый корм и др.), пропашные кормовые культуры (кормовая и сахарная свекла, картофель и др.).
Для успешного развития мясного скотоводства, а также рентабельного производства говядины необходимо максимально использовать сенокосы И пастбища. Мясной скот в пастбищный период (летний) может получать по 1000 - 1200 граммов привеса живой массы в сутки или за весь период набрать 100 - 120 кг живого веса.
Такое интенсивное использование пастбищ приводит к их истощению: снижению урожайности трав, эрозии почвы. Необходимо ускоренное восстановление травостоя и повышение продуктивности почв путем подсева трав, рыхления почв, мульчирования, внесения структурообразователей в верхний слой, а также подсева бобово-злаковых травосмесей, корневые системы которых содействуют восстановлению почвенной структуры.
В этой связи Программой предусмотрено оказание государственной поддержки зональным (районным) интеграторам по приобретению травосмесей для проведения агротехнических работ на пастбищах, по предотвращению деградации травяных экосистем и восстановлению их продуктивности, являющихся комплексом мер по успешному развитию мясного скотоводства.
4. Порядок оценки эффективности реализации программы
Система комплексных показателей, используемых для оценки эффективности реализации Программы, включает три критерия:
К1 - общая оценка достижения плановых значений показателей (индикаторов) Программы;
К2 - эффективность реализации мероприятий Программы;
К3 - оценка использования финансовых ресурсов.
Значение интегральной оценки (Эп) сопоставляется с качественной шкалой, приведенной в таблице 2, и рассчитывается по следующей формуле:
Эп = 0,47 x К1 + 0,27 x К2 + 0,26 x К3.
Таблица 2
Шкала показателей интегральной оценки эффективности реализации Программы
Численное значение оценки эффективности реализации Программы
Качественная характеристика реализации Программы
0,85 < Эп
эффективность Программы высокая
0,75 < Эп < 0,85
эффективность Программы средняя
0,65 < Эп < 0,75
эффективность Программы удовлетворительная
Эп < 0,65
эффективность Программы неудовлетворительная
Критерий степени достижения плановых значений показателей (индикаторов) Программы (К1) рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
№ - общее количество индикаторов;
Иiф - фактическое значение i-го индикатора;
Иiп - плановое значение i-го индикатора.
Оценка эффективности реализации мероприятий Программы (К2) определяется по следующей формуле:
,
где:
Мвбаi - количество выполненных мероприятий Программы, реализация которых предусматривает выделение финансовых средств. Мероприятие считается исполненным в случае 100-процентного достижения или превышения в отчетном периоде планового значения показателя его непосредственного результата;
Мвбаобщ - общее количество мероприятий Программы, реализация которых предусматривает выделение финансовых средств;
f5 - коэффициент значимости для мероприятий Программы, реализация которых предусматривает выделение финансовых средств (f5 = 1). В случае отсутствия таких мероприятий f5 = 0;
Mj - количество исполненных мероприятий Программы, реализация которых не предусматривает выделения финансовых средств. Мероприятие считается исполненным в случае 100-процентного достижения или превышения в отчетном периоде планового значения показателя его непосредственного результата;
Мобщ - общее количество мероприятий Программы, реализация которых не предусматривает выделения финансовых средств;
f6 - коэффициент значимости контрольных событий для мероприятий Программы, реализация которых не предусматривает выделения финансовых средств (f6 = 1,2). В случае отсутствия таких мероприятий f6 = 0.
Уровень использования финансовых ресурсов (К3) при реализации Программы определяется по следующей формуле:
,
где:
Vфакт - объем фактических расходов на реализацию Программы в отчетном году за счет всех источников финансового обеспечения;
Vпл бо _ объем плановых расходов на финансовое обеспечение реализации Программы в отчетном году.
5. Реализация программы
Исполнителем Программы и распорядителем средств бюджета Республики Башкортостан в целях ее реализации является Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.
Перечень целевых индикаторов Программы до 2030 года представлен в приложении № 2 к Программе.
Приложение № 1
к комплексной программе
«Развитие мясного скотоводства
в Республике Башкортостан»
План мероприятий и финансовое обеспечение комплексной программы «развитие мясного скотоводства в Республике Башкортостан»
№ п/п
Наименование мероприятия Программы
Соисполнители Программы
Источник финансирования Программы
Срок реализации мероприятия, годы
Финансовое обеспечение Программы, млн. рублей
Целевой индикатор реализации мероприятий Программы
Непосредственный результат реализации мероприятия, единица измерения
Значение непосредственного результата реализации мероприятия (по годам)
Всего
в том числе по годам:
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
2026
2027
2028
2029
2030
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
А
Комплексная программа «Развитие мясного скотоводства в Республике Башкортостан»
Минсельхоз РБ;
по согласованию:
ФГБОУ ВПО БГАУ;
ФГБНУ БНИИСХ;
НО «Мясной союз Республики Башкортостане
Всего, в том числе:
2019 - 2030
1424,3
31,2
50,85
65,5
87,95
104,25
114,75
129,75
141,8
160,8
169,5
177,95
190
x
x
x
бюджет Республики Башкортостан
16,5
3,5
6
7
-
-
-
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
внебюджетные источники
1407,8
27,7
44,85
58,5
87,95
104,25
114,75
129,75
141,8
160,8
169,5
177,95
190
Цель: создать благоприятные экономические и технологические условия формирования и устойчивого развития отрасли мясного скотоводства
Задача: организовать систему полноценной отраслевой кооперации в мясном скотоводстве путем создания зональных (районных) интеграторов и откормочных площадок крупного рогатого скота (фидлотов)
1
Осуществление возмещения часта затрат по приобретению сельскохозяйственной техники и оборудования
Минсельхоз РБ
Всего, в том числе:
2019 - 2030
126
7
12
14
17
22
12
7
7
7
7
7
7
1, 2
количество приобретенной сельскохозяйственной техники и оборудования, ед.
2019 - 7;
2020 - 12;
2021 - 14;
2022 - 17;
2023 - 22;
2024 - 12;
2025 - 7;
2026 - 7;
2027 - 7:
2028 - 7;
2029 - 7;
2030 - 7
бюджет Республики Башкортостан
16,5
3,5
6
7
-
-
-
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
внебюджетные источники
109,5
3,5
6
7
17
22
12
7
7
7
7
7
7
2
Осуществление возмещения части затрат по приобретению эмбрионов мясного скота
Минсельхоз РБ
Всего, в том числе:
2020 - 2030
71,25
-
2,5
3
3,75
5
6,25
7
7,5
8
8,75
9,5
10
3
количество подсаженных эмбрионов мясного скота, ед.
2020 - 100;
2021 - 120;
2022 - 150;
2023 - 200;
2024 - 250;
2025 - 280;
2026 - 300;
2027 - 320;
2028 - 350;
2029 - 380;
2030 - 400
бюджет Республики Башкортостан
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
внебюджетные источники
71,25
-
2,5
3
3,75
5
6,25
7
7,5
8
8,75
9,5
10
Задача: увеличить объемы производства говядины от мясного и помесного поголовья за счет увеличения молодняка крупного рогатого скота в зональных (районных) интеграторах и на откормочных площадках (фидлотах)
3
Осуществление поддержки сельхозтоваропроизводителей в приобретении маточного поголовья у зональных (районных) интеграторов
Минсельхоз РБ;
НО «Мясной союз Республики Башкортостан» (по согласованию)
Всего, в том числе:
2019 - 2030
336
16
22,4
25,6
32
30
30
30
30
30
30
30
30
3
маточное поголовье, реализованное СХП и КФХ, головы
2019 - 100;
2020 - 250;
2021 - 320;
2022 - 400;
2023 - 500;
2024 - 500;
2025 - 600;
2026 - 700;
2027 - 800;
2028 - 900;
2029 - 1000;
2030 - 1200
бюджет Республики Башкортостан
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
внебюджетные источники
336
16
22,4
25,6
32
30
30
30
30
30
30
30
30
4
Оказание содействия зональным (районным) интеграторам в приобретении семени быков-производителей
Минсельхоз РБ;
НО «Мясной союз Республики Башкортостан (по согласованию)
Всего, в той числе:
2020 - 2030
86,25
0
1,75
3,5
5
6,25
7,5
8,75
9,5
10
10,75
1125
12
3
количество приобретенного семени быков-производителей, тыс. доз
2020 - 7;
2021 - 14;
2022 - 20;
2023 - 25;
2024 - 30;
2025 - 35;
2026 - 38;
2027 - 40;
2028 - 43;
2029 - 45;
2030 - 48
бюджет Республики Башкортостан
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
внебюджетные источники
86,25
0
1,75
3,5
5
625
7,5
8,75
9,5
10
10,75
1125
12
5
Осуществление поддержки сельхозтоваропроизводителей в увеличении поголовья ремонтного молодняка крупного рогатого скота на выращивании и молодняка для откорма у зональных (районных) интеграторов
Минсельхоз РБ;
по согласованию: ФГБОУ ВПО БГАУ,
ФГБНУ БНИИСХ,
НО ((Мясной союз Республики Башкортостан»
Всего, в том числе:
2019 - 2030
744,8
3.2
7,2
14,4
252
36
54
72
82,8
100,8
108
115,2
126
4
темп прироста поголовья молодняка крупного рогатого скота у интеграторов, %
2019 - 0;
2020 - 150;
2021 - 60;
2022 - 25;
2023 - 20;
2024 - 25;
2025 - 20;
2026 - 11,1;
2027 - 25;
2028 - 20;
2029 - 33,3;
2030 - 25
бюджет Республики Башкортостан
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
внебюджетные источники
744,8
3,2
7,2
14,4
25,2
36
54
72
82,8
100,8
108
115,2
126
6
Оказание содействия зональным (районным) интеграторам в приобретении травосмесей для проведения агротехнических работ на пастбищах
Минсельхоз РБ;
ФГБНУ БНИИСХ (по согласованию)
Всего, в том числе:
2019 - 2030
60
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
4
площадь пастбищ, засеянных многолетними травами, га
2019 - 1250;
2020 - 1250;
2021 - 1250;
2022 - 1250;
2023 - 1250;
2024 - 1250;
2025 - 1250;
2026 - 1250;
2027 - 1250;
2028 - 1250;
2029 - 1250;
2030 - 1250
бюджет Республики Башкортостан
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
внебюджетные источники
60
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
Список использованных сокращений
КФХ
-
крестьянское (фермерское) хозяйство
Минсельхоз РБ
-
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан
НО «Мясной союз Республики Башкортостан»
-
Некоммерческая организация «Мясной союз Республики Башкортостан»
СПоК
-
сельскохозяйственный потребительский кооператив
СХП
-
сельскохозяйственные предприятия
ФГБНУ БНИИСХ
-
федеральное государственное бюджетное научное учреждение Башкирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства
ФГБОУ ВПО БГАУ
-
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Башкирский государственный аграрный университет
Приложение № 2
к комплексной программе
«Развитие мясного скотоводства
в Республике Башкортостан»
Перечень целевых индикаторов комплексной программы «развитие мясного скотоводства в Республике Башкортостан»
№ п/п
Показатель оценки эффективности реализации Программы, единица измерения
Фактическое значение показателя на момент разработки Программы (2018 год)
Значения целевого индикатора и показателя Программы по годам ее реализации
Методика расчета значений целевого индикатора и показателя Программы
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
2026
2027
2028
2029
2030
1
Количество созданных скотомест на откормочных площадках (фидлотах), тыс. ед.
13
5
7
8
7
6
6
5
3
3
2
2
1
прямой подсчет показателя
2
Количество созданных зональных (районных) интеграторов, единицы
0
3
3
2
2
2
0
0
0
0
0
0
0
прямой подсчет показателя
3
Поголовье ремонтного молодняка крупного рогатого скота для выращивания и молодняка для откорма в зональных (районных) интеграторах, головы
0
200
500
800
1000
1200
1500
1800
2000
2500
3000
4000
5000
прямой подсчет показателя
4
Поголовье мясного и помесного скота, реализованного на убой, тыс. голов
37,4
37,8
38,2
38,9
40,0
41,1
42,2
44,4
46,7
48,9
51,1
53,3
55,5
прямой подсчет показателя
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 15.07.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 090.060.000 Сельское хозяйство |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: