Основная информация
Дата опубликования: | 17 июня 2020г. |
Номер документа: | RU03000202000710 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Башкортостан |
Принявший орган: | Правительство Республики Башкортостан |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 июня 2020 года № 357
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА 2020-2025 ГОДЫ
В соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», статьей 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в целях реализации государственной политики по обеспечению прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования Правительство Республики Башкортостан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан на 2020-2025 годы.
2. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан разработать и утвердить планы мероприятий по реализации Концепции развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан на 2020-2025 годы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Ягафарова Ф.М.
Глава
Республики Башкортостан
Р.Ф. Хабиров
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от «17» июня 2020 г.
№357
КОНЦЕПЦИЯ
развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан на 2020-2025 годы
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Образование в Российской Федерации рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.
Разработка Концепции развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан на 2020 - 2025 годы (далее - Концепция) вызвана необходимостью обеспечения прав детей с ОВЗ и (или) инвалидностью на качественное образование, что рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Присоединившись к основным международным договорам ООН в области прав человека (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах инвалидов, Конвенция о правах ребенка), наша страна в целом и все ее субъекты взяли на себя обязательства по соблюдению общечеловеческих прав, в том числе права на образование лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью.
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан. Концепция разработана для обеспечения равного доступа к образованию для всех участников образовательных отношений, выработки единой научно-методологической и методической основы инклюзивного образования, создания целостного правового поля инклюзивного образования.
Концепция является основой для разработки и реализации различными ведомствами программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие инклюзивного образования в Республике Башкортостан, позволяет выстроить систему оценки эффективности деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, способствует солидарности и объединению ресурсов государства и общества для решения проблем развития системы образования.
Концепция предусматривает разработку нормативного, программного, учебно-методического обеспечения процесса инклюзивного образования, подготовку педагогических и управленческих кадров, возложение новых организационно-методических функций на государственные и муниципальные образовательные организации в Республике Башкортостан, реализующие адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью.
Концепция не предполагает реорганизации на территории Республики Башкортостан государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих исключительно адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ. Государственные образовательные организации, реализующие исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ, наравне с другими образовательными организациями участвуют в развитии инклюзивного образования, в формировании соответствующих моделей и форм организации специальных условий получения образования лицами с ОВЗ.
Развитие инклюзивного образования в Республике Башкортостан базируется на следующих концептуальных идеях:
1) организация инклюзивного образования позволяет повысить показатели доступности и качества получения лицами с ОВЗ и (или) инвалидностью дошкольного, общего и профессионального образования:
2) в образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование, необходимо создание специальных условий для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью;
3) увеличение числа инклюзивных образовательных организаций в республике не означает сокращения сети коррекционных общеобразовательных организаций и ухудшения в них условий, создаваемых для различных категорий детей с ОВЗ и (или) инвалидностью;
4) инклюзивное образование развивается на основе широкой социальной поддержки, что требует обеспечения целенаправленного просвещения, консультирования, информирования родительской общественности, населения, специалистов системы образования, здравоохранения, социальной защиты, молодежной политики и других заинтересованных ведомств по всем вопросам образовательной инклюзии.
Имеющиеся в Республике Башкортостан предпосылки и условия развития инклюзивного образования, как и проблемы и противоречия, препятствующие этому процессу, свидетельствуют о своевременности и необходимости принятия Концепции.
2. ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ
В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
абилитация - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности;
адаптивная образовательная среда - социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальными особенностями, с другой - по возможности гибко реагировать на собственные социокультурные изменения. Адаптивная среда является необходимым условием организации успешного воспитания и обучения в условиях организаций дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и профессионального образования и позволяет обеспечить полноценную инклюзию (включение) обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью в образовательную среду;
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
адаптированная основная общеобразовательная программа - общеобразовательная программа, адаптированная для обучения детей с ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;
доступность (безбарьерность) - совокупность условий и требований к создаваемой человеком окружающей среде (архитектурный дизайн, транспортная инженерная инфраструктура) и информационной среде, позволяющей беспрепятственно передвигаться и воспринимать жизненно важную информацию;
индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
особые образовательные потребности - потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
психолого-медико-педагогическая комиссия - комиссия для своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания;
психолого-педагогическая реабилитация - меры воспитательного характера, направленные на коррекцию поведения, интеллектуальной деятельности, эмоционального состояния, получение образования, ликвидацию педагогической запущенности, выработку у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и формирование социально значимой личностно-профессиональной ориентации;
психолого-педагогический консилиум - одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения;
ранняя помощь - семейно ориентированная поддержка детей раннего возраста, включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, развивающее обучение, проводимые при активном участии семьи;
реабилитация - применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью восстановления утраченного здоровья, социального и психологического статуса ребенка с ОВЗ и (или) инвалидностью;
сетевая форма реализации образовательных программ - система связи, обеспечивающая возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;
служба психолого-педагогического сопровождения - система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание благоприятных условий для обучения, личностного развития, успешной социализации обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями, а также оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации;
социализация - процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом;
специальные условия - условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ;
универсальный дизайн - дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна.
3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ
Цели Концепции:
создание целостной, эффективно действующей системы образования и социальной реабилитации обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью путем внедрения инклюзивной формы образования, направленной на их полноценное развитие и самореализацию;
определение приоритетов государственной политики Республики Башкортостан в сфере образования в части обеспечения конституционных прав и государственных гарантий обучающимся с ОВЗ и (или) инвалидностью;
формирование новой философии общества относительно позитивного отношения к обучающимся с ОВЗ и (или) инвалидностью, основанной на принципах гуманизма и свободного выбора.
Задачи Концепции:
совершенствование нормативного, научно-методического, материально-технического и финансово-экономического обеспечения, ориентированного на внедрение инклюзивной формы образования обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью с учетом региональных особенностей;
развитие системы ранней диагностики и выявления детей с ОВЗ и (или) инвалидностью для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка;
развитие региональной сети социальных и образовательных учреждений, деятельность которых основывается на принципах инклюзивного образования;
создание и внедрение модели непрерывной системы инклюзивного образования (дошкольное образование, общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование);
максимально возможное обеспечение социальной компетентности, независимости и самостоятельности человека с ОВЗ и (или) инвалидностью;
максимально возможное расширение образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью за пределами образовательной организации;
обеспечение образовательной и социальной поддержки одаренных детей с ОВЗ и (или) инвалидностью;
поддержка гражданских инициатив, направленных на внедрение инклюзивной формы образования;
обеспечение вовлеченности органов местного самоуправления в процесс организации инклюзивной формы образования в Республике Башкортостан;
информирование общества о проблемах лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью и формирование толерантного отношения к ним;
реализация федеральных государственных образовательных стандартов, программ, инновационных образовательных технологий, моделей предоставления специальных образовательных услуг для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью в контексте инклюзивного образования;
формирование информационной образовательно-развивающей среды для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью путем обеспечения психолого-педагогического, медико-социального сопровождения;
развитие государственно-общественного управления с целью повышения его эффективности и качества инклюзивного образования;
защита прав и интересов семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ и (или) инвалидностью;
создание республиканской программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для работы с обучающимися с ОВЗ и (или) инвалидностью в контексте инклюзивного образования;
создание межведомственной системы развития инклюзивного образования, расширение сети организаций и объединений;
развитие сетевого партнерского взаимодействия с целью изучения прогрессивного опыта теории и практики перехода к инклюзивной форме образования.
Принципы реализации Концепции:
признание ценности человека независимо от его возможностей и достижений;
обеспечение равных прав и равных возможностей доступа к образованию для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью;
всеобщность получения образования обучающимися с ОВЗ и (или) инвалидностью;
научность (разработка теоретико-методологических основ инклюзивного обучения, программно-методического инструментария, анализ и мониторинг результатов внедрения инклюзивного обучения, оценка эффективности технологий, используемых для достижения положительного результата, проведение независимой экспертизы);
системность (обеспечение равного доступа к качественному образованию для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью, преемственности между уровнями образования: ранняя помощь - дошкольное образование - общее образование);
вариативность, коррекционная направленность (организация личностно ориентированного учебного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей работой для удовлетворения социально-образовательных потребностей, создание условий для социально-трудовой реабилитации, интеграции в общество обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью, в том числе детей-инвалидов);
индивидуализация (осуществление деятельностного и дифференцированного подходов);
учет способностей (таланта и одаренности) обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью при организации процесса обучения;
социальная ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка, создание надлежащих условий для развития его природных способностей, участие в учебно-реабилитационном процессе);
межведомственная интеграция и социальное партнерство (координация действий различных ведомств, социальных институтов, служб с целью оптимизации процесса инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью).
4. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Международные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы образования лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью:
1) Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948);
2) Декларация прав ребенка (ООН, 1959);
3) Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960);
4) Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969);
5) Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971);
6) Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975);
7) Санбергская декларация (ЮНЕСКО, Торремолинос, Испания, 1981);
8) Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982);
9) Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989);
10) Всемирная декларация об образовании для всех - удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд, 1990);
11) Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН, 1993);
12) Гамбургская декларация об обучении взрослых (V Международная конференция по образованию взрослых, Гамбург, Германия, 1997);
13) «Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств» (Дакар, Сенегал, 26 - 28 апреля 2000 г.);
14) Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006).
Законодательство Российской Федерации в области регулирования вопросов образования лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
3) Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
4) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
5) федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155;
6) федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373;
7) федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598;
8) федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599;
9) федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897;
10) федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413;
11) распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года № 1507-р;
12) Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
13) распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 9 сентября 2019 года № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
14) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным Программам среднего профессионального образования»;
15) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
16) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
17) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
18) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 года № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»;
19) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 года № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»;
20) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
21) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
22) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».
Законодательство Республики Башкортостан в области регулирования вопросов образования лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью:
1) Конституция Республики Башкортостан;
2) Закон «Об образовании в Республике Башкортостан»;
3) Указ Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года № УГ-310 «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года»;
4) Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 октября 2016 года № 463 «Об утверждении государственной программы «Доступная среда в Республике Башкортостан» и внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан»;
5) Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года № 54 «О государственной программе «Развитие образования в Республике Башкортостан»;
6) распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 1 октября 2015 года № 1079-р;
7) распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 12 февраля 2018 года № 107-р;
8) распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 26 марта 2019 года № 253-р;
9) Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 22 августа 2018 года № 1008 «Об исполнении в Республике Башкортостан в 2018 - 2020 годы ведомственного плана по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающимися с инвалидностью и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
5. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Система образования Республики Башкортостан предусматривает целенаправленную работу с обучающимися с ОВЗ и (или) инвалидностью в рамках единого образовательного пространства. Все элементы этой системы взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всем обучающимся.
В настоящее время в Республике Башкортостан имеется многолетний опыт обучения детей с ОВЗ в условиях государственных коррекционных общеобразовательных учреждений, действует государственная программа «Доступная среда в Республике Башкортостан», утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 октября 2016 года № 463 (с последующими изменениями), отрегулированы механизмы увеличения объема финансовых средств, выделяемых на развитие инклюзивного образования, существует опыт реализации межрегиональных и международных проектов в области инклюзивного образования, ведется ведомственный контроль качества инклюзивного образования.
Оказание ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ и (или) инвалидностью на данный момент является актуальным направлением деятельности в сфере образования. Общее количество дошкольных образовательных организаций по оказанию ранней помощи в системе образования республики - 61.
В 2020 году планируется открытие новых центров оказания ранней помощи детям и их родителям в дошкольных образовательных организациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.
Инклюзивное образование в системе дошкольного образования позволяет организовать психолого-педагогическую деятельность, направленную на обеспечение оптимальных условий для повышения доступности и качества совместного обучения и воспитания детей с различными стартовыми возможностями (как обычно развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с особенностями в развитии). В 2019 году функционировало 658 групп компенсирующей, комбинированной и общеразвивающей направленностей, в которых воспитывались 13273 ребенка, в том числе детей с ОВЗ - 10732 (80,8%), детей с инвалидностью - 2541 (19,2%).
Инклюзивная образовательная среда в системе начального, основного, среднего общего образования в общеобразовательных учреждениях создается с целью формирования целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с ОВЗ и (или) инвалидностью в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального психического развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В инклюзивных школах обучаются 22040 детей с ОВЗ и 3968 детей с инвалидностью. В городе Уфе численность обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью составляет 2518 человек. Наряду с инклюзивным образованием сохранена сеть коррекционных школ и школ-интернатов. В 36 государственных бюджетных коррекционных учреждениях обучаются 5319 детей, 554 ребенка-инвалида получают общее образование с использованием дистанционных технологий в Республиканском центре дистанционного образования детей-инвалидов.
Инклюзивное образование реализуется в системе среднего профессионального и высшего образования. Инклюзивное образование в учреждениях профессионального образования осуществляется в следующих формах: обучение на общих основаниях со студентами без отклонений в состоянии здоровья (равноправное участие инвалидов в одном из аспектов общественной жизни), обучение по адаптированным образовательным программам. Профессиональное образование лиц с ОВЗ осуществляется в 15 учреждениях среднего профессионального образования республики.
В системе инклюзивного образования особое место занимает Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Республики Башкортостан, в структуру которого входит психолого-медико-педагогическая комиссия, ежегодно обследующая около 40 тыс. детей в возрасте от 0 до 18 лет.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26 марта 2019 года № 253-р утвержден межведомственный план по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и обучающимися с ОВЗ на 2019 - 2020 годы в Республике Башкортостан, который предусматривает меры нормативного и методического характера, развитие инфраструктуры, обеспечение качества образования, подготовку кадров и повышение их квалификации.
В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 363 (с последующими изменениями), в Республике Башкортостан универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов была обеспечена с учетом потребностей детей-инвалидов в более чем 320 общеобразовательных организациях только в 2019 году. На сегодняшний день в более 20% образовательных учреждений по Республике Башкортостан проведены мероприятия по обеспечению физической и информационной доступности. Количество приоритетных объектов образования, доступных для инвалидов, - 633.
С 2011 по 2018 год количество оборудованных образовательных учреждений, доступных для детей-инвалидов, составило 633, в том числе:
дошкольные - 231 из 1357 учреждений (17%);
общеобразовательные - 322 из 1318 учреждений (24,4%);
учреждения дополнительного образования детей - 54 из 213 учреждений (25,4%);
учреждения профессионального образования - 26 из 105 учреждений (24,8%).
С 2018 года в Республике Башкортостан реализуется пилотный проект «Детский сад - школа - ссуз - вуз» по организации непрерывного инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и (или) с инвалидностью. На базе государственного автономного профессионального образовательного учреждения Салаватский колледж образования и профессиональных технологий с 2009 года функционирует Ресурсный центр социально-психолого-педагогической поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В рамках создания информационной доступности на сайте государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Уфимский колледж статистики и вычислительной техники функционирует Портал инклюзивного профессионального образования. Разработаны и внедрены модели образования для детей с расстройствами аутистического спектра «Ресурсный класс» на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Уфы и «Ресурсная группа» в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 233 г. Уфы. В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении СОШ № 87 г. Уфы функционирует Ресурсный методический центр, основной задачей которого является сопровождение инклюзивного образования.
Таким образом, доступность образовательных услуг для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью в Республике Башкортостан расширяется. Возможности развития инклюзивного образования обусловлены высоким научным потенциалом республики для реализации задач инклюзивного образования, внедрением информационно-коммуникационных технологий, созданием региональной системы оценки качества инклюзивного образования.
6. МЕХАНИЗМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Механизмы реализации Концепции определяют вектор и последовательность организационных действий и состоят из взаимосвязанных элементов.
Инструментами реализации Концепции в Республике Башкортостан являются нормативные документы, указанные в разделе 4 Концепции.
Реализация Концепции осуществляется Министерством образования и науки Республики Башкортостан совместно с заинтересованными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, а также совместно с органами местного самоуправления на основе плана реализации Концепции, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан.
Этапы и направления реализации Концепции:
1 этап (подготовительный) - 2020 год:
проведение мониторинга образовательных и иных организаций с целью изучения и объективной оценки их ресурсных возможностей и готовности к переходу на инклюзивный вариант образования;
разработка и утверждение нормативных актов образовательных и иных организаций, регламентирующих реализацию инклюзивного образования;
организация курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по вопросам инклюзивного образования для педагогических работников образовательных и иных организаций;
определение механизмов взаимодействия между государственными и негосударственными структурами по вопросам инклюзивного образования;
2 этап (основной) - 2020 - 2024 годы:
обеспечение перехода общеобразовательных организаций городов и крупных населенных пунктов Республики Башкортостан на обучение детей с ОВЗ по адаптированным основным общеобразовательным программам;
создание на базе государственных коррекционных образовательных организаций ресурсных методических центров по сопровождению педагогов, работающих в условиях инклюзии;
обеспечение психолого-педагогическим сопровождением детей с ОВЗ и (или) инвалидностью, включенных в общеобразовательный процесс, в зависимости от нозологической группы детей с ОВЗ и (или) инвалидностью и их образовательных возможностей;
работа с общественностью и родительским сообществом по формированию психологической готовности родителей различных категорий детей к внедрению инклюзивного образования;
использование ресурсов дополнительного образования для социализации и взаимодействия обучающихся и детей с ОВЗ и (или) инвалидностью с целью гармонизации детских взаимоотношений, создание атмосферы эмоционального комфорта и взаимопринятия;
создание условий для самореализации и профессионального роста обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью;
формирование информационно-коммуникационной среды, в том числе электронной, обеспечивающей научно-методическое сопровождение республиканской модели инклюзивного образования, вовлечение населения в данную деятельность;
3 этап (аналитический) - 2025 год - обобщение и популяризация республиканского опыта реализации инклюзивного образования.
7. МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
С учетом необходимости формирования системы инклюзивного образования органам государственной власти в соответствующих сферах необходимо реализовать комплекс мер, предусматривающих:
1) в сфере образования:
принятие дополнительных правовых и организационных мер, обеспечивающих реализацию права на инклюзивную форму обучения лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью;
развитие системы раннего выявления и помощи детям с ОВЗ и инвалидностью;
создание условий для совместного обучения детей с ОВЗ и (или) инвалидностью с их здоровыми сверстниками в общеобразовательных организациях и в организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы;
развитие на территории республики преемственной сети образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование для детей с ОВЗ и (или) инвалидностью;
создание системы непрерывного профессионального образования, в том числе освоение лицами с ОВЗ и (или) инвалидностью основных и дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий;
создание ресурсных центров по развитию и поддержке инклюзивной формы образования, вовлечение в процесс развития механизмов реализации инклюзивного образования общественных организаций, родительского сообщества и других заинтересованных участников;
подготовка педагогических кадров, ориентированных на широкое понимание социальной инклюзии, владеющих научно доказанными эффективными методами, методиками и формами обучения детей с ОВЗ и (или) инвалидностью в зависимости от особенностей ребенка;
создание регионального центра по оказанию помощи психолого-педагогическим консилиумам образовательных организаций на базе государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в сотрудничестве с некоммерческими организациями;
создание ресурсных центров на базе государственных коррекционных общеобразовательных организаций, оказывающих консультационные услуги;
обеспечение библиотек общеобразовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование, специальными учебниками, предназначенными для обучающихся с различными сенсорными и интеллектуальными ограничениями;
организация инклюзивных смен для детей с ОВЗ и (или) инвалидностью в организациях отдыха и оздоровления детей;
поддержка негосударственных образовательных организаций, оказывающих образовательные услуги детям с ОВЗ и детям-инвалидам;
организация сотрудничества по развитию инклюзивного образования с учреждениями социально-реабилитационной направленности, учреждениями культуры и искусства, науки и образования;
создание республиканской автоматизированной информационной системы «Навигатор инклюзивного образования», в том числе формирование образовательного контента для родителей детей с ОВЗ и (или) инвалидностью;
расширение перечня программ профессионального образования для лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью по специальностям, востребованным на рынке труда;
расширение числа участников Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»;
обеспечение образовательной и социальной поддержки одаренных детей с ОВЗ и (или) инвалидностью;
2) в сфере здравоохранения:
внедрение системы профилактики заболеваний, приводящих к рождению детей с высоким риском инвалидизации;
совершенствование порядка направления ребенка на медико-социальную экспертизу при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма;
внедрение практических разработок и выполнение индивидуальных программ реабилитации на ранних стадиях развития ребенка;
развитие системы предоставления медицинских и реабилитационных услуг для детей с особыми нуждами и их родителей;
3) в сфере социальной защиты и социального обслуживания:
организация взаимодействия центров занятости населения Республики Башкортостан с базовыми профессиональными образовательными организациями, обеспечивающего поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов с целью последующего трудоустройства выпускников из числа инвалидов;
развитие сети социальных и реабилитационных учреждений для лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации социальных работников и специалистов системы социальной защиты, включенных в инклюзивный процесс;
содействие общественным и некоммерческим организациям в развитии сети центров полезной дневной занятости для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
4) в сфере спорта:
подготовка специалистов по адаптивной физической культуре;
подготовка квалифицированных педагогических кадров, владеющих инклюзивными технологиями, и создание системы повышения их профессионального мастерства в учреждениях спорта;
5) в сферах культуры и искусства, печати и массовых коммуникаций:
создание тематических передач и рубрик на радио, телевидении, в печатных изданиях, формирующих в обществе позитивное отношение к людям с ОВЗ и (или) инвалидностью, пропагандирующих идеи содействия в получении ими образования и их социальной интеграции и адаптации;
расширение количества детских программ на региональном телевидении, демонстрируемых с использованием субтитрирования, сурдоперевода, тифлокомментирования.
8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Реализация настоящей Концепции будет способствовать:
обеспечению всех категорий детей доступным и качественным образованием;
созданию целостного правового поля инклюзивного образования;
распространению доступных практик инклюзивного образования;
повышению эффективности взаимодействия органов государственной власти, общественных и образовательных организаций в условиях инклюзивного образовательного пространства Республики Башкортостан.
Реализация Концепции позволит выпускникам образовательных организаций с ОВЗ и (или) инвалидностью достичь высокого уровня развития социальных компетенций, обеспечить их готовность к полноценному участию в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями и психофизическими возможностями.
ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 июня 2020 года № 357
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА 2020-2025 ГОДЫ
В соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», статьей 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в целях реализации государственной политики по обеспечению прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования Правительство Республики Башкортостан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан на 2020-2025 годы.
2. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан разработать и утвердить планы мероприятий по реализации Концепции развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан на 2020-2025 годы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Ягафарова Ф.М.
Глава
Республики Башкортостан
Р.Ф. Хабиров
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от «17» июня 2020 г.
№357
КОНЦЕПЦИЯ
развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан на 2020-2025 годы
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Образование в Российской Федерации рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.
Разработка Концепции развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан на 2020 - 2025 годы (далее - Концепция) вызвана необходимостью обеспечения прав детей с ОВЗ и (или) инвалидностью на качественное образование, что рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Присоединившись к основным международным договорам ООН в области прав человека (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах инвалидов, Конвенция о правах ребенка), наша страна в целом и все ее субъекты взяли на себя обязательства по соблюдению общечеловеческих прав, в том числе права на образование лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью.
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан. Концепция разработана для обеспечения равного доступа к образованию для всех участников образовательных отношений, выработки единой научно-методологической и методической основы инклюзивного образования, создания целостного правового поля инклюзивного образования.
Концепция является основой для разработки и реализации различными ведомствами программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие инклюзивного образования в Республике Башкортостан, позволяет выстроить систему оценки эффективности деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, способствует солидарности и объединению ресурсов государства и общества для решения проблем развития системы образования.
Концепция предусматривает разработку нормативного, программного, учебно-методического обеспечения процесса инклюзивного образования, подготовку педагогических и управленческих кадров, возложение новых организационно-методических функций на государственные и муниципальные образовательные организации в Республике Башкортостан, реализующие адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью.
Концепция не предполагает реорганизации на территории Республики Башкортостан государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих исключительно адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ. Государственные образовательные организации, реализующие исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ, наравне с другими образовательными организациями участвуют в развитии инклюзивного образования, в формировании соответствующих моделей и форм организации специальных условий получения образования лицами с ОВЗ.
Развитие инклюзивного образования в Республике Башкортостан базируется на следующих концептуальных идеях:
1) организация инклюзивного образования позволяет повысить показатели доступности и качества получения лицами с ОВЗ и (или) инвалидностью дошкольного, общего и профессионального образования:
2) в образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование, необходимо создание специальных условий для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью;
3) увеличение числа инклюзивных образовательных организаций в республике не означает сокращения сети коррекционных общеобразовательных организаций и ухудшения в них условий, создаваемых для различных категорий детей с ОВЗ и (или) инвалидностью;
4) инклюзивное образование развивается на основе широкой социальной поддержки, что требует обеспечения целенаправленного просвещения, консультирования, информирования родительской общественности, населения, специалистов системы образования, здравоохранения, социальной защиты, молодежной политики и других заинтересованных ведомств по всем вопросам образовательной инклюзии.
Имеющиеся в Республике Башкортостан предпосылки и условия развития инклюзивного образования, как и проблемы и противоречия, препятствующие этому процессу, свидетельствуют о своевременности и необходимости принятия Концепции.
2. ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ
В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
абилитация - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности;
адаптивная образовательная среда - социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальными особенностями, с другой - по возможности гибко реагировать на собственные социокультурные изменения. Адаптивная среда является необходимым условием организации успешного воспитания и обучения в условиях организаций дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и профессионального образования и позволяет обеспечить полноценную инклюзию (включение) обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью в образовательную среду;
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
адаптированная основная общеобразовательная программа - общеобразовательная программа, адаптированная для обучения детей с ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;
доступность (безбарьерность) - совокупность условий и требований к создаваемой человеком окружающей среде (архитектурный дизайн, транспортная инженерная инфраструктура) и информационной среде, позволяющей беспрепятственно передвигаться и воспринимать жизненно важную информацию;
индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
особые образовательные потребности - потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
психолого-медико-педагогическая комиссия - комиссия для своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания;
психолого-педагогическая реабилитация - меры воспитательного характера, направленные на коррекцию поведения, интеллектуальной деятельности, эмоционального состояния, получение образования, ликвидацию педагогической запущенности, выработку у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и формирование социально значимой личностно-профессиональной ориентации;
психолого-педагогический консилиум - одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения;
ранняя помощь - семейно ориентированная поддержка детей раннего возраста, включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, развивающее обучение, проводимые при активном участии семьи;
реабилитация - применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью восстановления утраченного здоровья, социального и психологического статуса ребенка с ОВЗ и (или) инвалидностью;
сетевая форма реализации образовательных программ - система связи, обеспечивающая возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;
служба психолого-педагогического сопровождения - система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание благоприятных условий для обучения, личностного развития, успешной социализации обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями, а также оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации;
социализация - процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом;
специальные условия - условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ;
универсальный дизайн - дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна.
3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ
Цели Концепции:
создание целостной, эффективно действующей системы образования и социальной реабилитации обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью путем внедрения инклюзивной формы образования, направленной на их полноценное развитие и самореализацию;
определение приоритетов государственной политики Республики Башкортостан в сфере образования в части обеспечения конституционных прав и государственных гарантий обучающимся с ОВЗ и (или) инвалидностью;
формирование новой философии общества относительно позитивного отношения к обучающимся с ОВЗ и (или) инвалидностью, основанной на принципах гуманизма и свободного выбора.
Задачи Концепции:
совершенствование нормативного, научно-методического, материально-технического и финансово-экономического обеспечения, ориентированного на внедрение инклюзивной формы образования обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью с учетом региональных особенностей;
развитие системы ранней диагностики и выявления детей с ОВЗ и (или) инвалидностью для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка;
развитие региональной сети социальных и образовательных учреждений, деятельность которых основывается на принципах инклюзивного образования;
создание и внедрение модели непрерывной системы инклюзивного образования (дошкольное образование, общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование);
максимально возможное обеспечение социальной компетентности, независимости и самостоятельности человека с ОВЗ и (или) инвалидностью;
максимально возможное расширение образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью за пределами образовательной организации;
обеспечение образовательной и социальной поддержки одаренных детей с ОВЗ и (или) инвалидностью;
поддержка гражданских инициатив, направленных на внедрение инклюзивной формы образования;
обеспечение вовлеченности органов местного самоуправления в процесс организации инклюзивной формы образования в Республике Башкортостан;
информирование общества о проблемах лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью и формирование толерантного отношения к ним;
реализация федеральных государственных образовательных стандартов, программ, инновационных образовательных технологий, моделей предоставления специальных образовательных услуг для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью в контексте инклюзивного образования;
формирование информационной образовательно-развивающей среды для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью путем обеспечения психолого-педагогического, медико-социального сопровождения;
развитие государственно-общественного управления с целью повышения его эффективности и качества инклюзивного образования;
защита прав и интересов семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ и (или) инвалидностью;
создание республиканской программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для работы с обучающимися с ОВЗ и (или) инвалидностью в контексте инклюзивного образования;
создание межведомственной системы развития инклюзивного образования, расширение сети организаций и объединений;
развитие сетевого партнерского взаимодействия с целью изучения прогрессивного опыта теории и практики перехода к инклюзивной форме образования.
Принципы реализации Концепции:
признание ценности человека независимо от его возможностей и достижений;
обеспечение равных прав и равных возможностей доступа к образованию для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью;
всеобщность получения образования обучающимися с ОВЗ и (или) инвалидностью;
научность (разработка теоретико-методологических основ инклюзивного обучения, программно-методического инструментария, анализ и мониторинг результатов внедрения инклюзивного обучения, оценка эффективности технологий, используемых для достижения положительного результата, проведение независимой экспертизы);
системность (обеспечение равного доступа к качественному образованию для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью, преемственности между уровнями образования: ранняя помощь - дошкольное образование - общее образование);
вариативность, коррекционная направленность (организация личностно ориентированного учебного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей работой для удовлетворения социально-образовательных потребностей, создание условий для социально-трудовой реабилитации, интеграции в общество обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью, в том числе детей-инвалидов);
индивидуализация (осуществление деятельностного и дифференцированного подходов);
учет способностей (таланта и одаренности) обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью при организации процесса обучения;
социальная ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка, создание надлежащих условий для развития его природных способностей, участие в учебно-реабилитационном процессе);
межведомственная интеграция и социальное партнерство (координация действий различных ведомств, социальных институтов, служб с целью оптимизации процесса инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью).
4. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Международные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы образования лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью:
1) Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948);
2) Декларация прав ребенка (ООН, 1959);
3) Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960);
4) Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969);
5) Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971);
6) Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975);
7) Санбергская декларация (ЮНЕСКО, Торремолинос, Испания, 1981);
8) Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982);
9) Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989);
10) Всемирная декларация об образовании для всех - удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд, 1990);
11) Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН, 1993);
12) Гамбургская декларация об обучении взрослых (V Международная конференция по образованию взрослых, Гамбург, Германия, 1997);
13) «Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств» (Дакар, Сенегал, 26 - 28 апреля 2000 г.);
14) Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006).
Законодательство Российской Федерации в области регулирования вопросов образования лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
3) Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
4) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
5) федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155;
6) федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373;
7) федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598;
8) федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599;
9) федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897;
10) федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413;
11) распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года № 1507-р;
12) Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
13) распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 9 сентября 2019 года № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
14) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным Программам среднего профессионального образования»;
15) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
16) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
17) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
18) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 года № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»;
19) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 года № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»;
20) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
21) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
22) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».
Законодательство Республики Башкортостан в области регулирования вопросов образования лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью:
1) Конституция Республики Башкортостан;
2) Закон «Об образовании в Республике Башкортостан»;
3) Указ Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года № УГ-310 «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года»;
4) Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 октября 2016 года № 463 «Об утверждении государственной программы «Доступная среда в Республике Башкортостан» и внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан»;
5) Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года № 54 «О государственной программе «Развитие образования в Республике Башкортостан»;
6) распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 1 октября 2015 года № 1079-р;
7) распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 12 февраля 2018 года № 107-р;
8) распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 26 марта 2019 года № 253-р;
9) Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 22 августа 2018 года № 1008 «Об исполнении в Республике Башкортостан в 2018 - 2020 годы ведомственного плана по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающимися с инвалидностью и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
5. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Система образования Республики Башкортостан предусматривает целенаправленную работу с обучающимися с ОВЗ и (или) инвалидностью в рамках единого образовательного пространства. Все элементы этой системы взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всем обучающимся.
В настоящее время в Республике Башкортостан имеется многолетний опыт обучения детей с ОВЗ в условиях государственных коррекционных общеобразовательных учреждений, действует государственная программа «Доступная среда в Республике Башкортостан», утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 октября 2016 года № 463 (с последующими изменениями), отрегулированы механизмы увеличения объема финансовых средств, выделяемых на развитие инклюзивного образования, существует опыт реализации межрегиональных и международных проектов в области инклюзивного образования, ведется ведомственный контроль качества инклюзивного образования.
Оказание ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ и (или) инвалидностью на данный момент является актуальным направлением деятельности в сфере образования. Общее количество дошкольных образовательных организаций по оказанию ранней помощи в системе образования республики - 61.
В 2020 году планируется открытие новых центров оказания ранней помощи детям и их родителям в дошкольных образовательных организациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.
Инклюзивное образование в системе дошкольного образования позволяет организовать психолого-педагогическую деятельность, направленную на обеспечение оптимальных условий для повышения доступности и качества совместного обучения и воспитания детей с различными стартовыми возможностями (как обычно развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с особенностями в развитии). В 2019 году функционировало 658 групп компенсирующей, комбинированной и общеразвивающей направленностей, в которых воспитывались 13273 ребенка, в том числе детей с ОВЗ - 10732 (80,8%), детей с инвалидностью - 2541 (19,2%).
Инклюзивная образовательная среда в системе начального, основного, среднего общего образования в общеобразовательных учреждениях создается с целью формирования целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с ОВЗ и (или) инвалидностью в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального психического развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В инклюзивных школах обучаются 22040 детей с ОВЗ и 3968 детей с инвалидностью. В городе Уфе численность обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью составляет 2518 человек. Наряду с инклюзивным образованием сохранена сеть коррекционных школ и школ-интернатов. В 36 государственных бюджетных коррекционных учреждениях обучаются 5319 детей, 554 ребенка-инвалида получают общее образование с использованием дистанционных технологий в Республиканском центре дистанционного образования детей-инвалидов.
Инклюзивное образование реализуется в системе среднего профессионального и высшего образования. Инклюзивное образование в учреждениях профессионального образования осуществляется в следующих формах: обучение на общих основаниях со студентами без отклонений в состоянии здоровья (равноправное участие инвалидов в одном из аспектов общественной жизни), обучение по адаптированным образовательным программам. Профессиональное образование лиц с ОВЗ осуществляется в 15 учреждениях среднего профессионального образования республики.
В системе инклюзивного образования особое место занимает Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Республики Башкортостан, в структуру которого входит психолого-медико-педагогическая комиссия, ежегодно обследующая около 40 тыс. детей в возрасте от 0 до 18 лет.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26 марта 2019 года № 253-р утвержден межведомственный план по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и обучающимися с ОВЗ на 2019 - 2020 годы в Республике Башкортостан, который предусматривает меры нормативного и методического характера, развитие инфраструктуры, обеспечение качества образования, подготовку кадров и повышение их квалификации.
В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 363 (с последующими изменениями), в Республике Башкортостан универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов была обеспечена с учетом потребностей детей-инвалидов в более чем 320 общеобразовательных организациях только в 2019 году. На сегодняшний день в более 20% образовательных учреждений по Республике Башкортостан проведены мероприятия по обеспечению физической и информационной доступности. Количество приоритетных объектов образования, доступных для инвалидов, - 633.
С 2011 по 2018 год количество оборудованных образовательных учреждений, доступных для детей-инвалидов, составило 633, в том числе:
дошкольные - 231 из 1357 учреждений (17%);
общеобразовательные - 322 из 1318 учреждений (24,4%);
учреждения дополнительного образования детей - 54 из 213 учреждений (25,4%);
учреждения профессионального образования - 26 из 105 учреждений (24,8%).
С 2018 года в Республике Башкортостан реализуется пилотный проект «Детский сад - школа - ссуз - вуз» по организации непрерывного инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и (или) с инвалидностью. На базе государственного автономного профессионального образовательного учреждения Салаватский колледж образования и профессиональных технологий с 2009 года функционирует Ресурсный центр социально-психолого-педагогической поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В рамках создания информационной доступности на сайте государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Уфимский колледж статистики и вычислительной техники функционирует Портал инклюзивного профессионального образования. Разработаны и внедрены модели образования для детей с расстройствами аутистического спектра «Ресурсный класс» на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Уфы и «Ресурсная группа» в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 233 г. Уфы. В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении СОШ № 87 г. Уфы функционирует Ресурсный методический центр, основной задачей которого является сопровождение инклюзивного образования.
Таким образом, доступность образовательных услуг для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью в Республике Башкортостан расширяется. Возможности развития инклюзивного образования обусловлены высоким научным потенциалом республики для реализации задач инклюзивного образования, внедрением информационно-коммуникационных технологий, созданием региональной системы оценки качества инклюзивного образования.
6. МЕХАНИЗМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Механизмы реализации Концепции определяют вектор и последовательность организационных действий и состоят из взаимосвязанных элементов.
Инструментами реализации Концепции в Республике Башкортостан являются нормативные документы, указанные в разделе 4 Концепции.
Реализация Концепции осуществляется Министерством образования и науки Республики Башкортостан совместно с заинтересованными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, а также совместно с органами местного самоуправления на основе плана реализации Концепции, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан.
Этапы и направления реализации Концепции:
1 этап (подготовительный) - 2020 год:
проведение мониторинга образовательных и иных организаций с целью изучения и объективной оценки их ресурсных возможностей и готовности к переходу на инклюзивный вариант образования;
разработка и утверждение нормативных актов образовательных и иных организаций, регламентирующих реализацию инклюзивного образования;
организация курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по вопросам инклюзивного образования для педагогических работников образовательных и иных организаций;
определение механизмов взаимодействия между государственными и негосударственными структурами по вопросам инклюзивного образования;
2 этап (основной) - 2020 - 2024 годы:
обеспечение перехода общеобразовательных организаций городов и крупных населенных пунктов Республики Башкортостан на обучение детей с ОВЗ по адаптированным основным общеобразовательным программам;
создание на базе государственных коррекционных образовательных организаций ресурсных методических центров по сопровождению педагогов, работающих в условиях инклюзии;
обеспечение психолого-педагогическим сопровождением детей с ОВЗ и (или) инвалидностью, включенных в общеобразовательный процесс, в зависимости от нозологической группы детей с ОВЗ и (или) инвалидностью и их образовательных возможностей;
работа с общественностью и родительским сообществом по формированию психологической готовности родителей различных категорий детей к внедрению инклюзивного образования;
использование ресурсов дополнительного образования для социализации и взаимодействия обучающихся и детей с ОВЗ и (или) инвалидностью с целью гармонизации детских взаимоотношений, создание атмосферы эмоционального комфорта и взаимопринятия;
создание условий для самореализации и профессионального роста обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью;
формирование информационно-коммуникационной среды, в том числе электронной, обеспечивающей научно-методическое сопровождение республиканской модели инклюзивного образования, вовлечение населения в данную деятельность;
3 этап (аналитический) - 2025 год - обобщение и популяризация республиканского опыта реализации инклюзивного образования.
7. МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
С учетом необходимости формирования системы инклюзивного образования органам государственной власти в соответствующих сферах необходимо реализовать комплекс мер, предусматривающих:
1) в сфере образования:
принятие дополнительных правовых и организационных мер, обеспечивающих реализацию права на инклюзивную форму обучения лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью;
развитие системы раннего выявления и помощи детям с ОВЗ и инвалидностью;
создание условий для совместного обучения детей с ОВЗ и (или) инвалидностью с их здоровыми сверстниками в общеобразовательных организациях и в организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы;
развитие на территории республики преемственной сети образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование для детей с ОВЗ и (или) инвалидностью;
создание системы непрерывного профессионального образования, в том числе освоение лицами с ОВЗ и (или) инвалидностью основных и дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий;
создание ресурсных центров по развитию и поддержке инклюзивной формы образования, вовлечение в процесс развития механизмов реализации инклюзивного образования общественных организаций, родительского сообщества и других заинтересованных участников;
подготовка педагогических кадров, ориентированных на широкое понимание социальной инклюзии, владеющих научно доказанными эффективными методами, методиками и формами обучения детей с ОВЗ и (или) инвалидностью в зависимости от особенностей ребенка;
создание регионального центра по оказанию помощи психолого-педагогическим консилиумам образовательных организаций на базе государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в сотрудничестве с некоммерческими организациями;
создание ресурсных центров на базе государственных коррекционных общеобразовательных организаций, оказывающих консультационные услуги;
обеспечение библиотек общеобразовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование, специальными учебниками, предназначенными для обучающихся с различными сенсорными и интеллектуальными ограничениями;
организация инклюзивных смен для детей с ОВЗ и (или) инвалидностью в организациях отдыха и оздоровления детей;
поддержка негосударственных образовательных организаций, оказывающих образовательные услуги детям с ОВЗ и детям-инвалидам;
организация сотрудничества по развитию инклюзивного образования с учреждениями социально-реабилитационной направленности, учреждениями культуры и искусства, науки и образования;
создание республиканской автоматизированной информационной системы «Навигатор инклюзивного образования», в том числе формирование образовательного контента для родителей детей с ОВЗ и (или) инвалидностью;
расширение перечня программ профессионального образования для лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью по специальностям, востребованным на рынке труда;
расширение числа участников Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»;
обеспечение образовательной и социальной поддержки одаренных детей с ОВЗ и (или) инвалидностью;
2) в сфере здравоохранения:
внедрение системы профилактики заболеваний, приводящих к рождению детей с высоким риском инвалидизации;
совершенствование порядка направления ребенка на медико-социальную экспертизу при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма;
внедрение практических разработок и выполнение индивидуальных программ реабилитации на ранних стадиях развития ребенка;
развитие системы предоставления медицинских и реабилитационных услуг для детей с особыми нуждами и их родителей;
3) в сфере социальной защиты и социального обслуживания:
организация взаимодействия центров занятости населения Республики Башкортостан с базовыми профессиональными образовательными организациями, обеспечивающего поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов с целью последующего трудоустройства выпускников из числа инвалидов;
развитие сети социальных и реабилитационных учреждений для лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации социальных работников и специалистов системы социальной защиты, включенных в инклюзивный процесс;
содействие общественным и некоммерческим организациям в развитии сети центров полезной дневной занятости для обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
4) в сфере спорта:
подготовка специалистов по адаптивной физической культуре;
подготовка квалифицированных педагогических кадров, владеющих инклюзивными технологиями, и создание системы повышения их профессионального мастерства в учреждениях спорта;
5) в сферах культуры и искусства, печати и массовых коммуникаций:
создание тематических передач и рубрик на радио, телевидении, в печатных изданиях, формирующих в обществе позитивное отношение к людям с ОВЗ и (или) инвалидностью, пропагандирующих идеи содействия в получении ими образования и их социальной интеграции и адаптации;
расширение количества детских программ на региональном телевидении, демонстрируемых с использованием субтитрирования, сурдоперевода, тифлокомментирования.
8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Реализация настоящей Концепции будет способствовать:
обеспечению всех категорий детей доступным и качественным образованием;
созданию целостного правового поля инклюзивного образования;
распространению доступных практик инклюзивного образования;
повышению эффективности взаимодействия органов государственной власти, общественных и образовательных организаций в условиях инклюзивного образовательного пространства Республики Башкортостан.
Реализация Концепции позволит выпускникам образовательных организаций с ОВЗ и (или) инвалидностью достичь высокого уровня развития социальных компетенций, обеспечить их готовность к полноценному участию в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями и психофизическими возможностями.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 24.06.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 130.010.010 Общие положения, 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: