Основная информация

Дата опубликования: 17 июля 2019г.
Номер документа: RU52000201900807
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Правительство Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 17 ИЮЛЯ 2019 Г. № 446

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ

С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, НА ТЕРРИТОРИИ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2019-2024 ГОДОВ

В целях реализации Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Закона Нижегородской области от 23 ноября 2001 г. № 226-З "Об отходах производства и потребления", комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 298, Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области на период 2019-2024 годов.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Харина А.Н.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

И.о.Губернатора                                 

Е.Б.Люлин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Нижегородской области

от 17 июля 2019 г. № 446

Региональная программа в области обращения с отходами,

в том числе с твердыми коммунальными отходами,

на территории Нижегородской области

на период 2019-2024 годов

(далее - Программа)

1. Паспорт Программы

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области

Цель Программы

Создание эффективной региональной системы управления отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение максимального количества отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, иных изделий или продуктов

Задачи Программы

1. Создание и развитие экологически безопасной обработки, утилизации отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, а также их размещения.

2. Обеспечение ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, а также восстановление и рекультивация земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде.

3. Модернизация системы накопления и транспортирования отходов, в том числе твердых коммунальных отходов.

4. Обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами

Этапы и сроки реализации Программы

Программа реализуется с 2019 по 2024 годы,  без разделения на этапы

Объемы и источники финансирования Программы

За период реализации Программы:

всего - 4 105 472,7 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 2 130 247,2 тыс. рублей;

2020 год - 1 325 317,4 тыс. рублей;

2021 год - 649 908,1 тыс. рублей;

2022 год - финансирование не определено;

2023 год - финансирование не определено;

2024 год - финансирование не определено

Целевые показатели и непосредственные результаты реализации Программы

Целевые показатели:

- доля отходов, направляемых на объекты,  отвечающие нормативным требованиям, от общего объема образовавшихся отходов - 100%;

- количество объектов размещения отходов, отвечающих экологическим и санитарным требованиям - 9 шт.;

- количество объектов обработки - 9 шт.;

- доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов - 60%;

- доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов - 35,5%;

- создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в количестве 4000 шт.;

- формирование парка контейнеров (в том числе для раздельного накопления твердых коммунальных отходов) и бункеров в количестве 13380 шт.;

- ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов - 7 шт.;

- ликвидировано свалок и объектов размещения отходов, расположенных вне границ городов, - 6 шт.;

- ликвидировано отходов - 150 000 куб.м;

- ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда - 3 шт.;

- общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, - 218,8 га;

- численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов  и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда, - 1638 тыс. чел.;

- доля объема обновленной информации базы данных регионального кадастра отходов - 100%

2. Обоснование необходимости разработки,

утверждения и реализации Программы

Проблема модернизации сферы обращения с отходами типична для большинства регионов Российской Федерации, что нашло свое отражение в поручении Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 г. № Пр-781 руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации об обеспечении подготовки долгосрочных целевых инвестиционных программ в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации, основанных на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, привлечении средств частных инвесторов.

Правительство Нижегородской области приступило к реализации такой долгосрочной инвестиционной программы уже с 2009 года. Постановлением Правительства Нижегородской области от 6 марта 2009 г. № 104 (далее - постановление № 104) была утверждена областная целевая программа "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014 годы". В 2014 году в связи с изменениями бюджетного законодательства областная целевая программа была переименована в государственную программу "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области до 2016 года" без изменения ее содержания. С 2015 года постановление № 104 признано утратившим силу, а программные мероприятия реализуются в рамках государственной программы "Охрана окружающей среды Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 306.

В целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов постановлением Правительства Нижегородской области от 8 ноября 2016 г. № 752 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области (далее - Территориальная схема).

Настоящая Программа разработана в целях реализации Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Закона Нижегородской области от 23 ноября 2001 г. № 226-З "Об отходах производства и потребления", комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 298.

Отдельные мероприятия Программы учтены в мероприятиях государственной программы "Охрана окружающей среды Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 306. Программой также учтены отдельные положения, предусмотренные федеральными проектами "Чистая страна", "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", включенными в национальный проект "Экология".

3. Характеристика текущего состояния

Проблемы в сфере обращения с отходами приводят к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, негативному воздействию на окружающую среду, способствуют нарастанию социальной напряженности.

Основными причинами, которые обуславливали развитие в Нижегородской области негативной ситуации в сфере обращения с отходами в 2000-ых годах, являлись:

- скачкообразный рост потребления населением товаров;

- изменившаяся структура потребления населения. Изменение структуры обусловлено увеличением доли различного рода упаковки в структуре отходов, а также увеличением доли новых видов отходов, до этого не свойственных прежней структуре потребления;

- накопленные проблемы предшествующих периодов (наличие значительного количества отходов, не утилизированных из-за отсутствия соответствующих технологий);

- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология накопления и утилизации отходов;

- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;

- недостаточный контроль над сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводило к несанкционированному размещению отходов в окружающей среде;

- неэффективность механизмов привлечения финансовых средств на создание и развитие инфраструктуры по обращению с отходами;

- передача полномочий по организации обращения с твердыми коммунальными отходами с регионального на местный уровень.

Источниками образования твердых коммунальных отходов в Нижегородской области являются: население области, учреждения и предприятия общественного назначения и промышленные предприятия.

По данным статистической отчетности 2-тп (отходы) в 2017 году образовано 2231,9 тыс. тонн отходов. Большая часть образованных отходов (85,4%) представлена отходами IV-V классов опасности от обрабатывающих производств.

Количество образованных за 2017 год отходов на 4% меньше по сравнению с 2016 годом. Из общего количества образовавшихся в 2017 году отходов производства и потребления обработано 8,3 тыс. тонн отходов, утилизировано - 497,6 тыс. тонн отходов, обезврежено - 86,3 тыс. тонн отходов.

Передано специализированным предприятиям 1624,4 тыс. тонн отходов:

- для обработки - 256,1 тыс. тонн;

- для утилизации - 734,3 тыс. тонн;

- для обезвреживания - 8,4 тыс. тонн;

- для захоронения - 574,6 тыс. тонн.

На объектах размещения отходов, принадлежащих предприятиям, в 2017 году размещено 203,9 тыс. тонн отходов.

При этом, до 2019 года распространенным способом обращения с твердыми коммунальными отходами являлось их захоронение на объектах, часть которых носила нелегальный характер. За 2018 год на территории Нижегородской области выявлено 267 несанкционированных свалок (навалов) отходов на площади 33,76 гектар, ликвидировано 15 свалок на площади 0,38 гектар.

В рамках федерального проекта "Чистая страна" запланированы мероприятия по ликвидации семи несанкционированных свалок в границах городов Нижегородской области.

Одной из главных задач является строительство межмуниципальных комплексов обработки и размещения твердых коммунальных отходов. В 2019 году в Нижегородской области функционирует пять межмуниципальных комплексов обработки и размещения твердых коммунальных отходов: в г.о.г.Дзержинск (ООО "МАГ Груп"), в Городецком и Балахнинском муниципальных районах (АО "Управление отходами-НН"), в Богородском муниципальном районе (ООО "ОРБ Нижний), в Кстовском муниципальном районе (ООО "Реал-Кстово"). При этом доля населения, обслуживаемого современными и отвечающими всем требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства объектами размещения отходов, составляет около 73% от общей численности Нижегородской области (далее также - область, регион). Всего на территории области по состоянию на 2019 год числится 18 объектов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В 2018 году введён в эксплуатацию современный мусоросортировочный комплекс на межмуниципальном полигоне ООО "МАГ-Груп". Кроме того, на территории Нижегородской области действуют 6 мусороперегрузочных станций, общей мощностью 944,3 тыс. тонн отходов в год. В рамках федерального проекта "Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами" планируется создание и введение в эксплуатацию еще трех мусоросортировочных комплексов ТКО в Арзамасском, Уренском муниципальных районах и городском округе Навашинский.

Принцип безопасного захоронения промышленных отходов является основным в решении вопроса по размещению отходов производства. Промышленные полигоны отходов, расположенные в области, являются ведомственными и в основном рассчитаны на приём собственных отходов - это полигоны: ОАО "ВМЗ", г.Выкса, ОАО ЗМЗ, г.Заволжье, ОАО "БорПром", г.Бор, полигон ОАО "ГАЗ", г.Дзержинск.

Часть промышленных и строительных отходов III-IV класса опасности принимается для захоронения на полигоны твердых коммунальных отходов, часть - на ведомственные полигоны для захоронения промышленных отходов.

Полигоны для захоронения отходов I-II класса опасности на территории области отсутствуют. Из-за недостаточного количества специализированных полигонов по хранению и захоронению опасных отходов продолжается их накопление на территории предприятий, что оказывает негативное влияние на окружающую среду. Основная масса накопленных отходов приходится на различные шламы и шлаки предприятий энергетического комплекса, химической отрасли и чёрной металлургии (IV класс опасности). Основное накопление остается на промплощадках предприятий г.Н.Новгорода, г.Балахны, г.Дзержинска, г.Выксы.

Проблема размещения отходов решается с помощью внедрения технологий по утилизации отходов. В Нижегородской области имеются участки по утилизации резинотехнических изделий, аккумуляторов, бумаги и картона, пластика, но в целом мощностей имеющихся участков по обработке и утилизации отходов недостаточно, требуется наращивание мощностей.

В рамках федерального проекта "Чистая страна" предусмотрена реализация мероприятий по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, расположенных на территории г.о.г.Дзержинск Нижегородской области. Мероприятия по ликвидации включают в себя проведение работ на трех объектах: неорганизованная свалка промышленных отходов "Черная дыра", шламонакопитель "Белое море", полигон ТБО "Игумново".

По-прежнему трудно решается вопрос с организацией централизованной системы утилизации товаров народного потребления, утративших потребительские свойства: ртутьсодержащие приборы и лампы, аккумуляторы, батарейки и т.д.

Одной из основных задач является введение раздельного накопления твердых коммунальных отходов. Внедрение планируется осуществить поэтапно. В первую очередь контейнерные площадки планируется оснастить сетчатым контейнером для сбора пластиковой бутылки.

В муниципальных образованиях Нижегородской области отмечается недостаточное количество обустроенных контейнерных площадок. В целях поддержки муниципальных образований в областном бюджете предусматриваются соответствующие субсидии на обустройство контейнерных площадок и закупку необходимого количества контейнеров и бункеров.

Важным направлением остается ведение регионального кадастра отходов производства и потребления. За время ведения регионального кадастра сформированы: реестр объектов размещения отходов, расположенных в регионе, региональный классификационный каталог отходов, региональный банк данных об отходах, содержащий информацию о лицензиях и лимитах на размещение отходов, банк данных о технологиях использования/обезвреживания отходов.

4. Цель и задачи Программы

Целью Программы является создание эффективной региональной системы управления отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение максимального количества отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, иных изделий или продуктов.

Достижение указанной цели обеспечивается путем реализации мероприятий, предусмотренных Территориальной схемой и направленных на совершенствование системы обращения с твердыми коммунальными отходами.

Достижение поставленной цели планируется за счет решения следующих задач:

1. Создание и развитие экологически безопасной обработки, утилизации отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, а также их размещения. Решение данной задачи способствует достижению таких целевых показателей Программы как:

- доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов;

- доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов;

- доля отходов, направляемых на объекты, отвечающие нормативным требованиям, от общего объема образовавшихся отходов;

- количество объектов размещения отходов, отвечающих экологическим и санитарным требованиям;

- количество объектов обработки.

2. Обеспечение ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, а также восстановление и рекультивация земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде. Решение данной задачи способствует достижению следующих целевых показателей Программы:

- ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов;

- ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда;

- ликвидировано свалок и объектов размещения отходов, расположенных вне границ городов;

- ликвидировано отходов;

- общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде;

- численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда.

3. Модернизация системы накопления и транспортирования отходов,

в том числе твердых коммунальных отходов. Решение данной задачи способствует достижению следующих целевых показателей Программы:

- создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- формирование парка контейнеров (в том числе для раздельного накопления твердых коммунальных отходов) и бункеров.

4. Обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами. Решение данной задачи способствует достижению такого целевого показателя Программы, как доля объема обновленной информации базы данных регионального кадастра отходов.

5. Целевые показатели Программы

№ п/п

Наименование показателя

Базовое значение

Плановые значения по годам (нарастающим итогом)

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Значение

Дата

1.

Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %

28

31.12.2018

37

43

49

53

57

60

2.

Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %

14,85

31.12.2018

23,3

23,3

33,1

33,1

35,5

35,5

3.

Доля отходов, направляемых на объекты, отвечающие нормативным требованиям, от общего объема образовавшихся отходов, %

71,3

31.12.2018

100

100

100

100

100

100

4.

Количество объектов размещения отходов, отвечающих экологическим и санитарным требованиям, шт.

5

31.12.2018

5

5

5

9

9

9

5.

Количество объектов обработки, шт.

5

31.12.2018

5

5

5

9

9

9

6.

Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, шт.

0

31.12.2018

0

0

1

2

3

7

7.

Ликвидировано отходов, куб. м

0

0

150 000

0

0

0

0

0

8.

Ликвидировано свалок и объектов размещения отходов, расположенных вне границ городов, шт.

0

31.12.2018

0

0

0

6

6

6

9.

Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, шт.

0

31.12.2018

0

3

3

3

3

3

10.

Общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, га

0

31.12.2018

0

138,2

140,2

182,7

182,7

218,8

11.

Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда, тыс. чел.

0

31.12.2018

0

1 531,8

1 545,4

1 579,8

1 579,8

1 638,0

12.

Доля объема обновленной информации базы данных регионального кадастра отходов, %

100

31.12.2018

100

100

100

100

100

100

13.

Создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, шт.

0

0

4 000

4 000

4 000

4 000

4 000

4 000

14.

Формирование парка контейнеров (в том числе для раздельного накопления твердых коммунальных отходов) и бункеров, шт.

0

0

13 380

13 380

13 380

13 380

13 380

13 380

6. Система программных мероприятий

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должен содержать мероприятия, направленные на стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров; стимулирование утилизации отходов; выявление мест несанкционированного размещения отходов; предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий; обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами.

Необходимо отметить, что строительство современных межмуниципальных объектов обработки и размещения твердых коммунальных отходов реализуются за счет средств инвесторов, Правительством Нижегородской области оказывается организационная поддержка. Все проекты строительства комплексов обработки и размещения твердых коммунальных отходов в Нижегородской области ставят высокие требования к основным сооружениям объектов и их эксплуатации.

На современных объектах обработки и размещения твердых коммунальных отходов предусмотрено строительство мусоросортировочных комплексов для минимизации размещаемых отходов и поддержания принципа возвращения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов. Обязательным является наличие в составе комплекса следующих объектов инфраструктуры: контрольно-пропускной пункт с радиационным контролем, весовая, административное здание, ограждение по периметру, картированный участок для размещения непригодных для утилизации твердых коммунальных отходов. Требования к эксплуатации комплекса предусматривают: уплотнение каждого слоя отходов при эксплуатации карт, изоляцию инертным материалом в целях исключения разноса отходов ветром и подавления неприятных запахов. Безопасность карт размещения отходов достигается посредством использования синтетической геомембраны для гидроизоляции основания, а также системы отвода фильтрата, системы отвода свалочного газа, системы экологического мониторинга. Необходимым условием для инвесторов является требование по ступенчатому заполнению карт и своевременной их рекультивации.

Кроме того, при реализации проектов по созданию комплексов утилизации твердых коммунальных отходов предусмотрено внедрение двухступенчатой системы транспортировки твердых коммунальных отходов посредством строительства мусороперегрузочных станций, в результате чего происходит снижение затрат на транспортирование отходов из отдаленных мест сбора до объекта обработки и размещения.

Реализация проектов строительства межмуниципальных объектов подразумевает крупные финансовые вложения инвесторов и долгосрочный характер проектов. В целях обеспечения направления потоков отходов на данные объекты Территориальной схемой определены количество объектов и зоны их обслуживания, а также распределение потоков отходов.

Планируется создание и введение в эксплуатацию трех комплексов обработки и размещения твердых коммунальных отходов в Арзамасском, Уренском муниципальных районах и городском округе Навашинский. Данные объекты будут создаваться за счет внебюджетных источников. Ввод объектов запланирован на 2022 год.

Проводятся мероприятия, направленные на увеличение мощностей по утилизации ПЭТ-тары. Один завод в п. Гидроторф Балахнинского муниципального района эксплуатируется с октября 2018 года и в настоящее время ведется расширение предприятия. Второй завод (в г.Нижнем Новгороде) планируется ввести в эксплуатацию в III квартале 2019 года.

Также прорабатывается вопрос внедрения технологий по утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, например, переработка резинотехнических изделий, термической утилизации отходов III класса опасности.

На предприятии в г.о.г. Бор введено в эксплуатацию оборудование по демеркуризации ртутьсодержащих отходов. По предварительным расчетам инвесторов потребуется загрузка мощностей за счет потоков из соседних регионов. На базе данного предприятия прорабатывается вопрос создание мощностей по обезвреживанию отработанных элементов питания (батареек).

Региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами прорабатывается вопрос максимального сокращения полигонного захоронения отходов, в том числе посредством организации производства твердого RDF-топлива на основе отходов.

Кроме того, в целях снижения нагрузки на окружающую среду и снижение полигонного захоронения региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами прорабатывается вопрос внедрения технологии компостирования.

В целях реализации Указа Губернатора Нижегородской области от 26 декабря 2018 г. № 178 "Об установлении на территории Нижегородской области предельного уровня цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год" Законом Нижегородской области от 24 декабря 2018 г. № 142-З "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" предусмотрены субсидии на возмещение выпадающих доходов, связанных с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами отдельным категориям граждан.

Прорабатывается вопрос предоставления субсидий из федерального бюджета (в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора) бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий региональных программ в области обращения с отходами, в приоритетном порядке для выполнения инженерных изысканий, подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов обработки, утилизации отходов, поступивших в счет уплаты экологического сбора.

В целях создания системы накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов планируется обустройство контейнерных площадок, закупка контейнеров и бункеров. В областном бюджете на поддержку данного мероприятия предусматриваются соответствующие субсидии.

По результатам реализации в период 2019-2024 годов мероприятий, предусматривающих создание и развитие экологически безопасной обработки, утилизации отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, а также их размещения, ожидается:

- увеличение доли твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, до 60%;

- увеличение доли твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, до 35,5%;

- увеличение доли отходов, направляемых на современные объекты, отвечающие нормативным требованиям, до 100%;

- сокращение полигонного захоронения твердых коммунальных отходов в целом.

В целях выявления мест несанкционированного размещения отходов, предупреждения причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявления случаев причинения такого вреда и ликвидации его последствий на территории Нижегородской области проводятся плановые и внеплановые проверки надзорных органов, рейдовые мероприятия.

Программой предусмотрены мероприятия по ликвидации выявленных свалок и объектов размещения отходов. В 2019 году областным бюджетом предусмотрены субсидии муниципальным районам и городским округам на решение вопросов местного значения в части охраны окружающей среды (ликвидация навалов отходов в объеме 150 000 куб.м). Кроме того, в 2021 году на ликвидацию свалок и объектов размещения отходов, расположенных вне границ городов, предусмотрены средства областного бюджета в объеме 235 614,1 тыс. рублей.

Программа включает в себя мероприятия по ликвидации семи выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов. Также запланированы мероприятия по разработке проектно-сметных документаций. Объем финансирования из областного бюджета определяется ежегодно в соответствии с законом об областном бюджете.

Выявление и ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов также осуществляются в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641".

Финансирование работ по ликвидации объектов накопленного ущерба осуществляется из средств федерального и областного бюджетов.

По результатам реализации в период 2019-2024 годов мероприятий, предусматривающих предупреждение и ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде, ожидается:

увеличение общей площади восстановленных, в том числе рекультивированных земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, до 218,8 гектар;

увеличение численности населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда, до 1638 тыс. человек.

Обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами достигается посредством ведения регионального кадастра отходов производства и потребления. Ведение регионального кадастра осуществляется в постоянном режиме. Кроме того, постоянное информирование граждан о формировании новой системы обращения с отходами осуществляется в информационно-коммуникационной сети "Интернет" (через социальные сети, официальный сайт министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области).

В информационных правовых системах, а также на официальном сайте Правительства Нижегородской области в свободном доступе размещена Территориальная схема, которая определяет основные принципы, направления и механизмы реализации по созданию эффективной системы комплексного управления отходами на территории Нижегородской области.

По результатам реализации в период 2019-2024 годов мероприятий, направленных на обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами, ожидается повышение уровня информированности и заинтересованности различных целевых аудиторий; обеспечение информационной поддержки реализуемых технических мероприятий (внедрения раздельного накопления твердых коммунальных отходов, сбора опасных отходов и т.п.).

Объем и структура системы мероприятий подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями бюджетов всех уровней и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.

Финансирование мероприятий Программы осуществляется в рамках государственной программы "Охрана окружающей среды Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 306. Строительство межмуниципальных объектов обработки и размещения отходов планируется за счет инвестиционных средств.

7. Объемы и источники финансирования Программы

№ п/п

Наименование мероприятия

Объем финансового обеспечения по годам реализации (тыс. рублей)

Всего

2019

2020

2021

2022

2023

2024

(тыс. рублей)

1.

Мероприятия по ликвидации свалок и объектов размещения отходов

(ответственный исполнитель - Минэкологии Нижегородской области, ОМСУ (при условии участия))

федеральный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

областной бюджет

100 000,0

0,0

235 614,1

0,0

0,0

0,0

335 614,1

местный бюджет

28 561,9

0,0

58 903,5

0,0

0,0

0,0

87 465,4

прочие источники

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Итого:

128 561,9

0,0

294 517,6

0,0

0,0

0,0

423 079,5

2.

Ликвидация несанкционированных свалок в границах городов (Федеральный проект "Чистая страна")

(ответственный исполнитель - Минэкологии Нижегородской области, ОМСУ (при условии участия))

федеральный бюджет

0,0

229 897,2

256 699,0

0,0

0,0

0,0

486 596,2

областной бюджет

56 997,0

80 774,7

90 191,5

0,0

0,0

0,0

227 963,2

местный бюджет

15 543,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

15 543,0

прочие источники

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Итого:

72 540,0

310 671,9

346 890,5

0,0

0,0

0,0

730 102,4

2.1.

Разработка проектно-сметной документации на рекультивацию полигона ТБО в г.Павлово

федеральный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

областной бюджет

9 432,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

9 432,0

местный бюджет

2 358,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2 358,0

прочие источники

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.2.

Разработка проектно-сметной документации на рекультивацию свалки строительных отходов и отходов потребления в г.Нижний Новгород (Шуваловский канал, д.1)

федеральный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

областной бюджет

1 350,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1 350,0

местный бюджет

450,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

450,0

прочие источники

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.3.

Разработка проектно-сметной документации на рекультивацию свалки строительных отходов и отходов потребления в г.Нижний Новгород (ул.Чачиной)

федеральный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

областной бюджет

4 725,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

4 725,0

местный бюджет

1 575,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1 575,0

прочие источники

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.4.

Разработка проектно-сметной документации на рекультивацию свалки строительных отходов и отходов потребления в г.Нижний Новгород(ул.Академика Сахарова)

федеральный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

областной бюджет

9 450,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

9 450,0

местный бюджет

3 150,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

3 150,0

прочие источники

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.5.

Разработка проектно-сметной документации на рекультивацию свалки производства и потребления в г.Первомайск

федеральный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

областной бюджет

1 440,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1 440,0

местный бюджет

360,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

360,0

прочие источники

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.6.

Разработка проектно-сметной документации на рекультивацию свалки производства и потребления в г.Богородск

федеральный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

областной бюджет

30 600,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

30 600,0

местный бюджет

7 650,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

7 650,0

прочие источники

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

3.

Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде (Федеральный проект "Чистая страна")

(ответственный исполнитель - Минэкологии Нижегородской области, ГБУ Нижегородской области "Экология региона" (по согласованию))

федеральный бюджет

826 531,5

744547,7

0,0

0,0

0,0

0,0

1 571 079,2

областной бюджет

290 403,0

261597,8

0,0

0,0

0,0

0,0

552 000,8

местный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

прочие источники

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Итого:

1116 934,5

1006145,5

0,0

0,0

0,0

0,0

2 123 080,0

3.1.

Ликвидация объектов накопленного экологического ущерба на территории городского округа город Дзержинск Нижегородской области. Объект № 1 Ликвидация неорганизованной свалки "Черная дыра" промышленных отходов бывшего производства ОАО "Оргстекло"

федеральный бюджет

213 440,4

163 221,0

0,0

0,0

0,0

0,0

376 661,4

областной бюджет

74 992,6

57 347,9

0,0

0,0

0,0

0,0

132 340,5

местный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

прочие источники

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

3.2.

Ликвидация объектов накопленного экологического ущерба на территории городского округа город Дзержинск Нижегородской области. Объект 2 Ликвидация (консервация) шламонакопителя "Белое море" на территории завода "Капролактам"

федеральный бюджет

319 120,2

442 200,4

0,0

0,0

0,0

0,0

761 320,6

областной бюджет

112 123,3

155 367,7

0,0

0,0

0,0

0,0

267 491,0

местный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

прочие источники

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

3.3.

Ликвидация объектов накопленного экологического ущерба на территории городского округа город Дзержинск Нижегородской области. Объект 3 Ликвидация (рекультивация) полигона твердых бытовых отходов "Игумново"

федеральный бюджет

293 970,9

139 126,3

0,0

0,0

0,0

0,0

433 097,2

областной бюджет

103 287,1

48 882,2

0,0

0,0

0,0

0,0

152 169,3

местный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

прочие источники

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

4.

Создание (обустройство) контейнерных площадок

(ответственный исполнитель - Минэкологии Нижегородской области, ОМСУ (при условии участия))

федеральный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

областной бюджет

252706,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

252 706,0

местный бюджет

13 300,3

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

13 300,3

прочие источники

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Итого:

266006,3

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

266 006,3

5.

Приобретение контейнеров и (или) бункеров

(ответственный исполнитель - Минэкологии Нижегородской области, ОМСУ (при условии участия))

федеральный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

областной бюджет

146 441,5

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

146 441,5

местный бюджет

7 707,5

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

7 707,5

прочие источники

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Итого:

154149,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

154 149,0

6.

Субсидии на возмещение выпадающих доходов, связанных с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами отдельным категориям граждан

(ответственный исполнитель - Министерство социальной политики Нижегородской области)

федеральный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

областной бюджет

383555,5

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

383 555,5

местный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

прочие источники

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Итого:

383555,5

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

383 555,5

7.

Ведение информационных ресурсов и баз данных регионального кадастра отходов

(ответственный исполнитель - Минэкологии Нижегородской области, ГБУ Нижегородской области "Экология региона" (по согласованию))

федеральный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

областной бюджет

8500,0

8500,0

8500,0

0,0

0,0

0,0

25 500,0

местный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

прочие источники

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Итого:

8500,0

8500,0

8500,0

0,0

0,0

0,0

25 500,0

Всего по Программе,

в том числе:

2130247,2

1325317,4

649908,1

0,0

0,0

0,0

4 105 472,7

федеральный бюджет

826531,5

974444,9

256699,0

0,0

0,0

0,0

2 057 675,4

областной бюджет

1238603,0

350872,5

334305,6

0,0

0,0

0,0

1 923 781,1

местный бюджет

65112,7

0,0

58903,5

0,0

0,0

0,0

124 016,2

прочие источники

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Финансирование мероприятий программы осуществляется в рамках государственной программы "Охрана окружающей среды Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 306. Строительство межмуниципальных объектов обработки и размещения отходов планируется за счет инвестиционных средств.

Формы ежегодного отчета о достижении целевых показателей региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области на период 2019-2024 годов и ежегодного отчета о расходах на реализацию региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области на период 2019-2024 годов представлены в приложении 1 к настоящей Программе.

Методика расчета целевых показателей реализации региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области на период 2019-2024 годов представлена в приложении 2 к настоящей Программе.

Методика оценки эффективности реализации региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области на период 2019-2024 годов представлена в приложении 3 к настоящей Программе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к региональной программе в области обращения

с отходами, в том числе с твердыми коммунальными

отходами, на территории Нижегородской области

на период 2019-2024 годов

Отчет

о достижении целевых показателей региональной программы

в области обращения с отходами, в том числе

с твердыми коммунальными отходами,

на территории Нижегородской области

на период 2019-2024 годов

за 20___ год

№ п/п

Наименование целевого показателя (индикатора)

Единица измерения

Величина показателя

план

факт

1

2

3

4

5

1

Отчет

о расходах на реализацию региональной программы

в области обращения с отходами, в том числе

с твердыми коммунальными отходами,

на территории Нижегородской области

на период 2019-2024 годов

за 20___ год

№ п/п

Наименование мероприятий

Ответственный исполнитель

Объемы финансирования, тыс. руб.(план)

Объемы финансирования, тыс. руб.(факт)

1

2

3

4

5

Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами,

на территории Нижегородской области на период 2019-2024 годов, всего

федеральный бюджет

областной бюджет

местный бюджет

внебюджетные источники

В том числе по мероприятиям:

Мероприятие 1

Мероприятие 2

......

Мероприятие n

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к региональной программе в области обращения

с отходами, в том числе с твердыми коммунальными

отходами, на территории Нижегородской области

на период 2019-2024 годов

Методика расчета целевых показателей реализации

региональной программы в области обращения с отходами,

в том числе с твердыми коммунальными отходами,

на территории Нижегородской области

на период 2019-2024 годов

1. Доля твердых коммунальных отходов,

направленных на обработку в общем объеме образованных твердых

коммунальных отходов (Добрt) (процентов).

Данный показатель определяется по результатам работ, связанных с увеличением объемов обработки образуемых твердых коммунальных отходов. Представляется ежегодно. Показатель рассчитывается по формуле:

Добрt = (Vобрt / Vооt) x 100%, где:

Vобрt - объем обработанных ТКО в году t (куб.м.);

Vооt - объем образованных ТКО в году t (куб.м.).

2. Доля твердых коммунальных отходов,

направленных на утилизацию, в общем объеме образованных

твердых коммунальных отходов (Дуоt) (процентов).

Данный показатель определяется по результатам работ, связанных с увеличением объемов утилизации твердых коммунальных отходов. Представляется ежегодно. Показатель рассчитывается по формуле:

Дуоt = (Vутt / Vооt) x 100%, где:

Vутt - объем утилизированных ТКО в году t (куб.м.);

Vооt - объем образованных ТКО в году t (куб.м.).

3. Доля отходов, направляемых на объекты,

отвечающие нормативным требованиям,

от общего объема образовавшихся отходов, %.

Данный показатель определяется по результатам работ, связанных со строительством межмуниципальных комплексов обработки и размещения твердых коммунальных отходов. Представляется ежегодно. Показатель рассчитывается по формуле:

Дзоt = (Vзоt / Vооt) x 100%, где:

Vзоt - объем захораниваемых ТКО на объектах, отвечающих требованиям, в году t (куб.м.);

Vооt - объем образованных ТКО в году t (куб.м.).

4. Количество объектов размещения отходов,

отвечающих экологическим и санитарным требованиям, шт.

Определяется ежегодно на основании актов ввода в эксплуатацию объектов по размещению твердых коммунальных отходов, проектно-сметной документации.

5. Количество объектов обработки, шт.

Определяется ежегодно на основании актов ввода в эксплуатацию объектов по обработке твердых коммунальных отходов, проектно-сметной документации.

6. Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г.

несанкционированные свалки в границах городов, шт.

Показатель характеризует количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов, выявленных на 1 января 2018 года. Источником информации являются акты сдачи-приемки выполненных работ. Представляется ежегодно.

7. Ликвидировано отходов, куб.м.

Показатель характеризует количество ликвидированных навалов отходов. Показатель определяется по завершении процесса ликвидации. Источником информации являются акты сдачи-приемки выполненных работ. Представляется ежегодно.

8. Ликвидировано свалок и объектов размещения отходов,

расположенных вне границ городов, шт.

Показатель характеризует количество ликвидированных несанкционированных свалок и объектов размещения отходов, расположенных вне границ городов. Источником информации являются акты сдачи-приемки выполненных работ по государственным контрактам. Представляется ежегодно.

9. Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного

экологического вреда, шт.

Показатель характеризует количество ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда. Показатель определяется по завершению процесса рекультивации (консервации) территории (объекта). Источником информации являются акты сдачи-приемки выполненных работ. Представляется ежегодно.

10. Общая площадь восстановленных,

в том числе рекультивированных земель, подверженных негативному

воздействию накопленного вреда окружающей среде, га.

Показатель определяется исходя из утвержденной проектной документации по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда с учетом выполнения соответствующих показателей. Представляется ежегодно.

11. Численность населения, качество жизни которого

улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г.

несанкционированных свалок и наиболее опасных объектов накопленного

экологического вреда, тыс.чел.

Показатель определяется исходя из выполнения показателей 6, 9. Источником информации являются статистические сведения численности населения. Представляется ежегодно.

12. Доля объема обновленной информации

базы данных регионального кадастра отходов, %.

Источником информации являются отчеты исполнителя государственного контракта по ведению регионального кадастра отходов производства и потребления Нижегородской области ГБУ НО "Экология региона". Представляется ежегодно.

13. Создание мест (площадок)

накопления твердых коммунальных отходов

Источником информации являются сведения, предоставляемые органами местного самоуправления, в том числе в рамках ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также сведения региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Представляется ежегодно.

14. Формирование парка контейнеров

(в том числе для раздельного накопления твердых

коммунальных отходов) и бункеров

Источником информации являются сведения, предоставляемые органами местного самоуправления, в том числе в рамках ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также сведения региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Представляется ежегодно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

к региональной программе в области обращения

с отходами, в том числе с твердыми коммунальными

отходами, на территории Нижегородской области

на период 2019-2024 годов

Методика оценки эффективности реализации

региональной программы в области обращения с отходами,

в том числе с твердыми коммунальными отходами,

на территории Нижегородской области

на период 2019-2024 годов

Эффективность реализации Программы оценивается ежегодно на основании фактически достигнутых значений целевых показателей по формуле:

, где:

n - количество целевых показателей (n = 14);

Xf - фактически достигнутое значение i-го целевого показателя (индикатора) в отчетном году;

Xp - плановое значение i-го целевого показателя (индикатора) в отчетном году.

Установлены следующие критерии оценки эффективности программы:

Вывод об эффективности реализации программы

Коэффициент эффективности

Неэффективная

E < 50

Удовлетворительная

50 <= E < 75

Эффективная

75 <= E < 100

Высокоэффективная

E >= 100

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 29.07.2019
Рубрики правового классификатора: 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.120.000 Бытовое обслуживание населения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать