Основная информация

Дата опубликования: 17 ноября 2009г.
Номер документа: RU32000200900588
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Брянская область
Принявший орган: Администрация Брянской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 2009г.№1217

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ДОЛГОСРОЧНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ «РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ» (2009 -2012 ГОДЫ)

Утратило силу:

постановление администрации Брянской области от 25 декабря 2009 года №1468, НГР: ru32000200900714

В целях своевременного и эффективного освоения средств федерального и областного бюджетов, направленных на государственную поддержку отрасли мясного скотоводства в Брянской области, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года №1096 «Об утверждении Правил распределения в 2009 - 2011 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации»

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Внести изменения в долгосрочную целевую программу «Развитие мясного скотоводства Брянской области» (2009 - 2012 годы), утвержденную постановлением администрации области от 27 февраля 2009 года №172, изложив её в прилагаемой редакции.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области - председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области Симоненко Н.К.

Губернатор

Н.В. Денин

Приложение

к постановлению администрации

Брянской области

от 17 ноября 2009г. №1217

Долгосрочная целевая программа «Развитие мясного скотоводства Брянской области» (2009-2012 годы)

ПАСПОРТ

долгосрочной целевой программы «Развитие мясного скотоводства Брянской области» (2009-2012 годы)

Наименование программы

- долгосрочная целевая программа «Развитие мясного скотоводства Брянской области» (2009-2012 годы)

Основание для разработки программы

- постановление Правительства Российской Федерации http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R200805128.html

Государственный заказчик программы

- администрация Брянской области

Заказчик программы

- комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области

Основные разработчики программы

- комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области, ООО «Брянская мясная компания» (по согласованию)

Цель программы

- создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития региональной крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства и увеличения производства высококачественной говядины

Задачи программы

- формирование племенной базы мясного скотоводства;

увеличение производства конкурентоспособной говядины («мраморного» мяса) в рамках программы

Основные мероприятия программы

- формирование племенной базы мясного скотоводства (предоставление дифференцированных субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота по системе «корова -теленок» в племенных заводах и племенных репродукторах и т.д.);

увеличение производства высококачественной говядины («мраморного» мяса) (субсидирование содержания маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе «корова - теленок» при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев);

создание и технологическая модернизация мясных и откормочных ферм и предприятий по первичной переработке скота;

укрепление кормовой базы, в том числе улучшение пастбищ;

реализация мероприятий по закреплению кадров в мясном скотоводстве, повышению квалификации менеджеров, технологов, гуртоправов, операторов и др.

Срок реализации программы

-2009-2012 годы

Исполнители программы

- комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области, ООО «Брянская мясная компания» (по согласованию)

Объёмы и источники финансирования

- объем финансирования на реализацию программы на период 2009 - 2012 годов составляет в ценах соответствующих лет 8859500,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2009 год - 93000,0 тыс. руб.;

2010 год - 2626100 тыс. руб.;

2011 год - 2644500 тыс. руб.;

2012 год - 3495900 тыс. руб., в том числе:

за счет областного бюджета - 228000,0 тыс. рублей, из них по годам:

2009 год - 3000,0 тыс. руб.;

2010 год - 70000 тыс. руб.;

2011 год - 75000 тыс. руб.;

2012 год - 80000 тыс. руб.;

внебюджетные средства* - 8631500 тыс. рублей, в том числе по годам:

2009 год - 90000 тыс. руб.;

2010 год - 2556100 тыс. руб.;

2011 год - 2569500 тыс. руб.;

2012 год - 3415900 тыс. руб.

Целевые индикаторы и показатели программы

- 1. Увеличение поголовья специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях в 2012 году в 182 раза, в т.ч. племенных коров - в 307 раз.

2. Покупка племенного молодняка интенсивных мясных пород за 4 года реализации программы в количестве 75,4 тыс. голов.

3. Увеличение реализации на племя молодняка мясных пород в 2012 году в 6,0 раза.

4. Увеличение производства высококачественной говядины от мясного скота в живом весе в 2012 году в 215 раз.

5. Увеличение средней массы одной головы мясного скота при реализации в 2012 году на 12 процентов

Ожидаемые результаты реализации программы

- к 2012 году ожидается:

1. Увеличение производства говядины от мясного чистопородного скота в живом весе до 40,766 тыс. тонн.

2. Увеличение поголовья мясного скота до 136,196 тыс. голов.

3. Валовой продукт отрасли мясного скотоводства - 2948600 тыс. руб.

4. Валовой доход отрасли мясного скотоводства - 442300 тыс. руб.

5. Чистая прибыль отрасли мясного скотоводства- 176900 тыс. руб.

6. Будет дополнительно создано 755 рабочих мест

Система управления и контроля

- комплексное управление программой и функции главного распорядителя средств областного бюджета осуществляет комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области;

контроль за реализацией мероприятий программы осуществляет комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области в соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года http://172.17.6.22:8080/content/ngr/RU32DMJ200800244.doc

* Средства сельхозтоваропроизводителей.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа

Долгосрочная целевая программа «Развитие мясного скотоводства Брянской области» (2009 - 2012 годы) (далее - программа) призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли производства говядины в Брянской области и достижения независимости от импорта в снабжении населения этим видом мяса, что является частью достижения приоритетных целей развития АПК России, на реализацию которых направлена деятельность комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области.

1.1. Анализ ситуации и потенциал развития специализированного мясного скотоводства

Мясной подкомплекс Брянской области является одной из важных составляющих агропромышленного комплекса по своему значению для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом.

На протяжении всего периода реформирования АПК численность поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, объёмы производства мяса снижались и лишь в последние 3 года наметился некоторый рост производства и потребления мяса, в основном мяса птицы и свинины как скороспелых отраслей.

С 1990 по 2007 год численность крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий снизилась в четыре раза - с 874,1 тыс. голов до 214,7 тыс. голов. Производство говядины уменьшилось с 63,0 тыс. тонн в 1990 году до 18,0 тыс. тонн в 2007 году или в 3,4 раза.

Производство говядины в сельскохозяйственных предприятиях, основных поставщиках отечественного сырья для мясоперерабатывающих предприятий, сократилось к уровню 1990 года более чем в 15 раз.

Ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы и его следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит научно обоснованно и в интересах всего населения в перспективе удовлетворить платежеспособный спрос на говядину за счет отечественного производства.

Для создания крупной отрасли специализированного мясного скотоводства как поставщика высококачественной говядины Брянская область располагает всеми необходимыми предпосылками.

Рациональность выбора приоритетного развития специализированного мясного скотоводства обусловлена тем, что основным источником производства говядины в области в 2000 - 2008 годах являлись выбракованные коровы и откормочный контингент из молочных стад, на долю которых приходится почти 99 процентов этого вида мяса.

Это означает, что откормочный контингент из молочных стад в перспективе не увеличится, а ресурсы интенсификации его использования не могут обеспечить значительного увеличения производства говядины в ближайшие 5-10 лет.

Удовлетворение платежеспособного спроса на говядину в полном объеме невозможно без ускоренного развития специализированного мясного скотоводства.

1.2. Характеристика проблемы

В Брянской области в период с 1990 по 2007 год существенное сокращение поголовья молочных коров не сопровождалось объективно необходимым для сохранения откормочного контингента увеличением численности мясного скота. Повышенный интерес к мясному скотоводству за три последних года, проявляемый в регионах Российской Федерации, целесообразно применить и в Брянской области.

Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного крупномасштабного мясного скотоводства являются малочисленность мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.

Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер:

1) недопустимо низкая доля мясного скота от общего поголовья крупного рогатого скота и объемов производства говядины на уровне около 1 процента означает необходимость фактически заново создавать эту отрасль.

Особенно остро проблема обозначилась в численности и качестве мясного скота племенного назначения. По состоянию на 1 января 2009 года в области имеется 1 племенной завод (ГОНО ЭСХ «Дятьково» Дятьковского района) и 1 племенной репродуктор (СПК «Маяк» Гордеевского района), которые занимаются разведением мясного скота специализированной абердин-ангусской породы. Этого недостаточно для формирования крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства. Это обусловливает необходимость покупки мясного племенного скота за пределами области, а учитывая дефицит соответствующих племенных ресурсов в России в целом, наиболее перспективным решением станет импорт поголовья из-за рубежа.

Высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве и особенно в откормочных предприятиях, производственная база в которых в настоящее время удовлетворяет потребность в скотоместах для откорма молодняка только на 5 - 8 процентов к имеющемуся откормочному контингенту.

В существующих племенных хозяйствах, а также во всех действующих откормочных предприятиях реализована неэффективная технология: содержание молодняка в капитальных помещениях и оснащение энергоёмким оборудованием для раздачи кормов и уборки навоза.

Содержание мясных коров с телятами в облегчённых помещениях и на открытых площадках, а откормочного молодняка - на открытых откормочных площадках типа североамериканских фидлотов в области не применяется. Нерешенность этой проблемы приводит к нежелательному удорожанию производства говядины;

2) низкий уровень генетического потенциала продуктивности скота мясных пород в племенных и товарных стадах.

В среднем продуктивные качества мясного скота в племенных хозяйствах области существенно ниже современных показателей в странах с развитым мясным скотоводством.

Такое состояние обусловлено нарушением инфраструктуры отрасли, недостатком экономических мотиваций обновления маточных стад за счет покупки ремонтного молодняка с высоким генетическим потенциалом продуктивности.

Государственная поддержка приобретения племенного молодняка высокого качества через систему лизинга и субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на эти цели осуществляется лишь в немногих хозяйствах, недостаточна по объему и не может решить проблему;

3) неудовлетворительная организация откорма и реализация на мясо молодняка крупного рогатого скота с живой массой около 330 кг вместо 450-500 кг.

Такой низкий показатель интенсивности использования откормочного контингента означает, что, согласно экспертной оценке, на откорм до оптимальных весовых кондиций ставят не более 30 - 35 процентов сверхремонтных бычков. Реализация маловесного молодняка на мясоперерабатывающие предприятия обусловливает отнесение затрат на убой скота и обработку туши (около 10 процентов от стоимости туши массой 250 кг в ценах 2007 года) на тушу массой 170 кг и менее, что объективно удорожает мясо, поступающее в розницу.

Государственная поддержка из областного бюджета откорма молодняка из мясных стад до живой массы свыше 400 кг обеспечит решение проблемы увеличения производства высококачественной говядины, предназначенной для розничной продажи в свежем виде и косвенно будет стимулировать промышленное скрещивание, необходимое для увеличения откормочного контингента;

4) высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве и особенно в откормочных предприятиях.

Согласно оценке, практически во всех действующих откормочных предприятиях реализована неэффективная технология: содержание молодняка в капитальных помещениях и оснащение энергоёмким оборудованием для раздачи кормов и уборки навоза.

Некоторое содействие решению проблемы оказано в рамках национального проекта «Развитие АПК», однако уровень указанной государственной поддержки для достижения целей программы недостаточен;

5) низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента.

Естественные кормовые угодья имеют низкую урожайность. Без систематического ухода и коренного улучшения они зарастают кустарником и непоедаемыми травами. На таких выпасах коровы и молодняк на нагуле тратят много энергии кормов на передвижение, а привесы в сутки снижаются до 250-400г.

В результате в мясных стадах доля пастбищных кормов в годовом рационе составляет всего 14-15 процентов вместо 35-36 процентов, характерных для зарубежной практики.

При залужении деградированных земель и неиспользуемой пашни в целях производства объемистых кормов для мясного и откормочного скота недостаточными темпами увеличивается использование таких кормовых культур, как гибридные сорта кукурузы на силос и зерно, высокобелковые культуры, различные смеси, в том числе козлятника с кострецом, люцерны с кострецом, клевера полевого с тимофеевкой луговой и другие.

Нерешенность проблемы необоснованно удорожает стоимость кормов в издержках производства говядины;

6) отсутствие экономической мотивации является главным препятствием реализации имеющихся в России возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.

Низкая экономическая эффективность отрасли в определенной степени обусловлена низкими зоотехническими показателями: выход телят менее 80 процентов вместо 85-90 процентов, необходимых для рентабельного мясного скотоводства; привесы молодняка на откорме ниже 400 г вместо желательных не менее 750-800 г; средняя живая масса молодняка при реализации - 320-340 кг вместо желательных 450-500 кг. Сдерживающими факторами для решения проблемы рентабельности мясного скотоводства являются:

а) неурегулированность экономических отношений в цепочке «сельскохозяйственный производитель - мясоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля»;

б) очень малая государственная поддержка мясному скотоводству, которая составляет всего 3-5 процентов от производственных издержек.

Важным условием успешного развития специализированного мясного скотоводства является формирование рынка высококачественной говядины в свежем, то есть в незамороженном и непереработанном виде. В этом рынке заинтересованы сельскохозяйственные предприятия, которые разводят и откармливают мясной скот до оптимальных весовых кондиций (в среднем около 500 кг) и способны поставлять крупные партии откормленного мясного скота.

Объективная необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства и производства говядины обусловлена:

биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению, например, со скороспелыми отраслями (свиноводством и птицеводством), в силу которых производственный цикл получения теленка и его откорма до высоких весовых кондиций составляет почти три года;

необходимостью кредитования создания новых ферм и увеличения поголовья в хозяйствах в течение не менее трех лет до поступления первой товарной (или племенной) продукции;

низкой конверсией корма в привес (6-7:1) по сравнению с откормом свиней (2,3: 1) и бройлеров (1,8: 1) и потребностью не менее 5-6 кг концентрированных зерновых кормов для получения 1 кг говядины, из-за чего рентабельность откорма скота сильно зависит от цен на зерно.

Острота описанных выше проблем усугубляется недостатком современных комплексных научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс развития специализированного мясного скотоводства в трех его фазах: репродукция (система «корова - телёнок»), выращивание молодняка для ремонта и увеличения поголовья в мясных стадах и откорм молодняка до оптимальных весовых кондиций.

На решение указанных проблем направлена долгосрочная целевая программа «Развитие мясного скотоводства Брянской области» (2009 -2012 годы).

Анализ состояния мясного скотоводства в Брянской области за 2006 -2008 годы представлен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ состояния мясного скотоводства в Брянской области

Показатели

Ед.

изм.

2006г.

2007г.

2008г.

2008г. к

2006г., %

1. Поголовье крупного рогатого скота в сельхозпредприятиях, всего

голов

166,1

158,5

145,3

87

2. Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего

голов

534

617

742

139

3. Валовое производство говядины в живом весе

тыс. тонн

14,8

13,8

14,2

96

4. Производство на душу

населения

кг

67,4

84,7

93,2

138

5. Покупка племенного

молодняка интенсивных

мясных пород

голов

-

-

10

-

6. Рентабельность

производства мяса:

с господдержкой

%

-

-

-18,6

-

без господдержки

-17,3

-22,7

-21,5

124

2. Основная цель и задачи

Цель программы - создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства и производства высококачественной говядины.

Достижение поставленной цели обеспечит надежную основу для решения более масштабной стратегической цели - создания эффективно развивающейся отрасли, способной производить высококачественную говядину в объемах, достаточных для обеспечения населения области и поставки за ее пределы.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Задача 1. Формирование племенной базы мясного скотоводства.

Задача 2. Увеличение производства конкурентоспособной говядины в рамках региональной программы развития мясного скотоводства.

3. Целевые индикаторы

Результат реализации программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.

В период реализации программы будет создана база устойчивого развития специализированного мясного скотоводства в качестве ключевого фактора, не имеющего альтернативы в животноводстве в обеспечении населения области этим видом мяса преимущественно за счет собственного производства.

Важнейшую роль в процессе ускоренного развития мясного скотоводства будет выполнять практически заново сформированная племенная база за счет привлечения лучших зарубежных и отечественных племенных ресурсов. Эта племенная база по количеству и качеству коров и быков должна отвечать современным требованиям разведения наиболее перспективных мясных пород.

Реализация программы предусматривает значительно более полное и сбалансирование использование имеющихся в области ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности. При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий.

Основные целевые индикаторы программы и их значения по годам за счёт бюджета действующих обязательств и бюджета принимаемых обязательств приведены в таблице 2 и рисунках 1 и 2.

Таблица 2

Основные целевые индикаторы программы

Показатели

Ед. изм.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2012г. к 2008г.

+/-

%

1. Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего

голов

742

1142

35663

82727

136196

+135454

в

182 раза

в т.ч. племенных коров

голов

270

670

6162

35933

82999

+ 82729

в 307 раз

2. Покупка племенного молодняка интенсивных мясных пород

голов

400

25000

25000

25000

+ 25000

в т.ч. коров

голов

-

-

-

-

~

~

-

3. Увеличение реализации на племя молодняка мясных пород к предыдущему году

%

в 5,82 раза

в 6,09 раза

4. Валовое производство говядины в живом весе

тыс. тонн

0,189

0,429

9,348

23,202

40,766

+40577

в 215 раз

в т.ч. производство высококачественной говядины от мясного скота в живом весе

ТЫС. ТОНН

0,189

0,429

9,348

23,202

40,766

+40577

в 215 раз

5. Средняя масса одной головы скота при реализации

кг

410

420

420

470

485

+ 75

112

Рис.1. Расчет-прогноз роста численности скота

Не приводится

Рис. 2. Расчет-прогноз производства высококачественной говядины в живом весе от скота из мясных стад

Не приводится

4. Перечень и описание программных мероприятий

Решение основных задач программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий.

4.1. Мероприятия для решения задачи формирования племенной базы мясного скотоводства.

Механизм:

а) предоставление субсидий на закупку племенного скота специализированных и наиболее перспективных интенсивных мясных пород в качестве компенсации до 10 процентов затрат. Фактические выплаты субсидий определяются комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области с учетом конкретных условий рынка и качеств животных;

б) создание банка семени быков мясных пород (на базе ОАО «Брянское» по племенной работе (по согласованию)).

Целевые показатели мероприятий по решению поставленной задачи:

увеличение численности племенного маточного поголовья с 0,27 тыс. голов в 2008 году, до 82,9 тыс. голов в 2012 году;

увеличение объема реализации племенного молодняка с 0,01 тыс. голов в 2008 году, до 3,5 тыс. голов в 2012 году;

приобретение племенного молодняка с 0,01 тыс. голов в 2008 году до 0,4 тыс. голов в 2009 году и ежегодно по 25 тыс. голов в 2010 - 2012 годах преимущественно по импорту.

Субсидии на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями, в том числе крупными агрохолдингами и другими структурами бизнеса, племенного молодняка высокого качества и стимулирование повышения генетического потенциала продуктивности мясного скота преимущественно по импорту.

Размеры субсидий рассчитываются по ставке на одну нетель или телку, установленной исходя из возмещения из средств областного бюджета не более 10 процентов затрат на эти цели.

В 2007 и 2008 годах цена за телку или нетель с живой массой в среднем 270 - 400 кг составляла 60 - 90 тыс. руб., ставка субсидии принята в размере 10 рублей на 1 кг живой массы, а в расчете на голову - 2,7 - 4 тыс. рублей.

Потребность в субсидиях на эти цели составит (в ценах соответствующих лет) на четыре года 75000 тыс. рублей (таблица 3).

Таблица 3

Потребность в субсидиях на покупку племенного молодняка

Годы

Нетели и телки

Всего, тыс. руб.

тыс. голов

тыс. т живой массы

2009

0,4

0,24

400

2010

25

6,7

20000

2011

25

6,7

25000

2012

25

6,7

25000

2009-2012

80

22,1

70400

4.2. Мероприятия для решения задачи по увеличению производства высококачественной говядины. Механизм:

а) субсидии на создание откормочных предприятий из расчета на голову реализованного мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка (в возрасте до 2 лет) с живой массой не менее 450 кг по ставке 11 руб. за 1 кг живой массы, или в среднем 4950 руб. на голову;

б) субсидии на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе «корова-теленок» при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев по ставке 900 руб. на корову в год;

в) субсидии на укрепление кормовой базы, улучшение естественных пастбищ, технологическую модернизацию репродукторных мясных ферм и откормочных предприятий.

Целевые показатели мероприятий по решению поставленной задачи: объем производства высококачественного мяса по годам в живой массе:

2009г. -0,429 тыс. тонн, 2010г. - 9,35 тыс. тонн, 2011г. - 23,20 тыс. тонн, 2012г. - 40,77 тыс. тонн;

общее поголовье мясного скота по годам:

2009г. - 1,1 тыс. голов, 2011г. - 82,7 тыс. голов,

2010г. - 35,7 тыс. голов, 2012г. - 136,2 тыс. голов.

4.2.1. Субсидии на создание откормочных предприятий и откорм мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка до живой массы свыше 450 кг при реализации в возрасте до 2 лет.

Реализация мероприятия будет способствовать интенсификации откорма молодняка и повышению его съемной живой массы, увеличению производства говядины, улучшению потребительских качеств мяса и снижению удельных затрат на убой и переработку скота. Поддержка рассчитана на четыре года, то есть на период освоения инноваций по интенсивному откорму молодняка мясных пород, включая помесей, и реализацию его в возрасте до двух лет с целью получения высокоценной говядины.

Размер субсидий рассчитывается по ставке на одну голову откормленного молодняка при реализации на мясо, установленной исходя из возмещения из средств федерального бюджета не более 10 процентов производственных затрат.

Производственная себестоимость живой массы молодняка мясных пород в 2008 году в среднем составляла 70 рублей за 1 кг (с учетом стоимости теленка к отъему около 10 тыс. рублей + затраты на откорм), одной головы - 31500 руб., ставка субсидии должна составлять 11 рублей за 1 кг, или 4950 руб. на голову.

В соответствии с запланированными объемами реализации откормленного молодняка до высоких весовых кондиций и суммарной живой массы потребность в финансировании по годам приведена в таблице 4.

Таблица 4

Потребность в финансировании субсидий для откорма молодняка до высоких весовых кондиций (свыше 450 кг)

Годы

Реализация молодняка с живой массой более 450 кг

Субсидия, млн. руб.

поголовье, тыс. голов

живая масса, тыс. тонн

2009

-

-

-

2010

582

261,9

5,0

2011

1,010

454,5

10,0

2012

1,010

454,5

10,0

2009-2012

2,602

1170,9

25,0

4.2.2. Субсидии на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе «корова-теленок» при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев.

Размеры субсидий определяются по ставкам на одну корову в год исходя из компенсации до 10 процентов производственных издержек на содержание коровы. В 2007 году такие издержки составляли 8333 рубля, в 2009 году повысятся минимум на 20 процентов и составят 10000 рублей, субсидия 9 процентов - 900 рублей.

На 2009 - 2012 годы объем субсидий всего составляет 20000 тыс. руб., в том числе по годам: 2010г. - 5000 тыс. руб., 2011г. - 5000 тыс. руб., 2012г. - 10000 тыс. рублей.

4.2.3. Субсидии на мероприятия в рамках региональных программ по укреплению кормовой базы, улучшению естественных кормовых угодий, на возмещение затрат по ремонту, строительству, реконструкции и модернизации животноводческих помещений мясных репродукторных ферм и откормочных предприятий.

Ставки субсидий и их лимит на соответствующие мероприятия определены в рамках средств, предусмотренных в таблице 5.

Субсидии на возмещение части затрат на коренное улучшение естественных пастбищ.

Ставка субсидии определяется в расчете на 1 га пастбищ исходя из компенсации до 10 процентов затрат на эти цели.

В 2007 и 2008 годах в среднем по России затраты на коренное улучшение пастбищ составляли 34 тыс. руб., субсидия составляет 3,2 тыс. рублей. Потребность в пастбищах на корову с теленком составляет 3 га.

Субсидии на возмещение части затрат на технологическую модернизацию мясных репродукторных ферм (оснащение современными взвешивающими устройствами, расколами, фиксаторами, приборами для определения стельности с помощью ультразвука) определяются в расчете на одну корову исходя из компенсации до 10 процентов затрат на эти цели.

В 2007 и 2008 годах затраты на технологическое обновление мясных ферм в расчете на корову составляли 33,0 тыс. рублей, субсидия - 1,0 тыс. рублей.

Субсидии на возмещение части затрат на создание фидлотов (открытых откормочных площадок) и технологическую модернизацию откормочных предприятий определяются в расчете на одно постановочное место для молодняка крупного рогатого скота исходя из компенсации до 10 процентов затрат на эти цели.

В 2007 и 2008 годах затраты на создание фидлота в расчете на 1 постановочное место составляли 78 тыс. рублей, субсидия - 1,0 тыс. рублей.

Субсидии на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования для заготовки и приготовления кормов (оснащение современными прицепными устройствами по обработке и улучшению почв и механизмами по приготовлению кормов) определяются в расчете на одну корову исходя из компенсации до 10 процентов затрат на эти цели, субсидия - 1,6 тыс. рублей.

Субсидии на возмещение затрат по ремонту, строительству, реконструкции и модернизации животноводческих помещений мясных репродукторных ферм и откормочных предприятий предоставляются на основании порядка предоставления субсидий, установленного нормативным правовым актом Брянской области.

Порядок выделения денежных средств из областного бюджета по вышеуказанным мероприятиям программы утверждается ежегодно постановлением администрации области.

Объемы работ и субсидий из областного бюджета на мероприятия подлежат корректировке с учетом конкретных условий, сложившихся в регионе).

Таблица 5

Ориентировочные субсидии на укрепление кормовой базы

Мероприятие

Годы

2009

2010

2011

2012

1. Коренное улучшение естественных пастбищ

тыс. га

-

11,94

3,91

11,79

субсидия, млн. руб.

10,0

10,0

10,0

2. Технологическая модернизация мясных репродукторных ферм

тыс. коров

-

-

9,1

9,1

субсидия, млн. руб.

10,0

10,0

10,0

3. Создание фидлотов и технологическая модернизация откормочных предприятии

тыс.

постановочных мест

-

20,000

-

-

субсидия, млн. руб.

-

10,0

-

-

Субсидии, всего (млн. руб.)

-

30,0

20,0

20,0

В рамках реализации программы будут предусмотрены объемы земельных ресурсов, выделенных для обеспечения полноценного кормления мясного скота.

Льготы по налогам на имущество и землю.

Создание залогового (гарантийного) фонда для получения кредитов на реализацию мероприятий по развитию мясного скотоводства.

Меры, стимулирующие инвестиции в производство, в частности, по развитию первичной переработки скота, транспортной, электро-газовой сетей и иной инфраструктуры.

Это мероприятия по созданию современных предприятий по первичной переработке скота, строительство подъездных путей, подключение к электро- и газовым сетям, другие меры по обеспечению инфраструктуры животноводческих комплексов и предприятий по первичной переработке сырья. Создание сервисных организаций по искусственному осеменению крупного рогатого скота. Организация подготовки и повышения квалификации специалистов по современной технологии ведения мясного скотоводства. Организация мероприятий по ветеринарному обслуживанию скота.

5. Социально-экономическая и экологическая эффективность программы

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать стартовые условия для ускоренного развития отрасли специализированного мясного скотоводства в период реализации и после действия программы путем увеличения численности и повышения генетического потенциала племенного поголовья, технологической модернизации мясных ферм и откормочных предприятий, улучшения естественных кормовых угодий для выпаса животных и в конечном счете повышения конкурентности отрасли.

Реализация программы окажет положительное влияние на динамику целевых индикаторов стратегической цели комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области, на достижение которой направлена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 -2012 годы.

При этом возрастет вклад программы:

а) в увеличение индекса производства говядины от мясного чистопородного и помесного скота в общем производстве этого вида мяса до 74,4 процента в 2012 году;

б) в увеличение удельного веса племенных коров мясных пород до 57,2 процента в 2012 году.

Потребность в финансовых ресурсах областного бюджета обоснована масштабностью поставленной цели и задач для ее достижения.

Государственная поддержка на содержание коров в системе «корова-теленок», применяемая в ограниченных размерах в период с 2000 по 2008 годы, способствовала сохранению и даже некоторому увеличению численности мясных коров в области. Увеличение объемов и ставок поддержки областного бюджета в запланированных размерах согласно расчетам позволит ликвидировать убыточность мясных ферм, обеспечит рентабельность получения телят до 10 - 12 процентов и даст стимул к увеличению численности мясного скота в соответствии с запланированными в программе показателями.

Привлечение высокоценного племенного мясного скота с генетическим потенциалом, соответствующим мировому уровню (среднесуточные приросты молодняка - 1300 - 1500 г, молочность коров - 280 - 320 кг), является ключевым моментом формирования крупномасштабной, конкурентоспособной отрасли специализированного мясного скотоводства.

Расчет социально-экономической эффективности реализации программы представлен в таблице 6.

Таблица 6

Расчет социально-экономической эффективности реализации Программы

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2012г. к

2008г.

1. Объем производства говядины от мясного и помесного скота, тыс. тонн в живой массе

0,189

0,429

9,348

23,202

40,766

в 215 раз

2. Поголовье скота, тыс. голов:

а) мясного

0,742

1,142

35,663

82,727

136,196

в183 раза

б) помесного

-

-

-

-

-

-

3. Валовой продукт отрасли, млн. руб.

12,7

15,1

691,2

1690,0

2948,6

в 232 раза

4. Валовой доход отрасли, млн. руб.

1,9

2,7

103,7

253,5

442,3

в 232 раза

5. Чистая прибыль отрасли, млн. руб.

0,8

1,28

41,48

101,4

176,9

в 221 раз

6. Рабочие места, чел.

29

69

237

476

755

в 26 раз

Реализация запланированных мероприятий программы позволит вывести отрасль мясного скотоводства из многолетней стагнации, обеспечить высокие темпы конкурентоспособного производства высококачественной говядины при рентабельности в 2012 году не менее 25 -30 процентов вместо убыточности в настоящее время.

При реализации программы увеличится:

индекс производства говядины от мясного скота в общем производстве этого вида мяса (от молочного и мясного скота) до 74,4 процента в 2012 году;

удельный вес племенных коров мясных пород до 57,2 процента в 2012 году.

Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе представлен в таблице 7.

Таблица 7

Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе

Показатели

Ед.

изм.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

Всего

за 4 года

Выручка от

тыс.

-

65921

258328

583440

907689

реализации говядины

руб.

(ТП)

Ежегодный прирост

тыс.

-

54764

192407

325112

572283

выручки от

руб.

реализации говядины

(ДТП)

Показа-

тели

эффек-

тивности

Эобщ.

%

-

78,2

256,5

406,4

238,1

Кроме увеличения племенной базы, производства высококачественной говядины и наполнения внутреннего рынка этим видом мяса, реализация программы обеспечит создание 755 новых рабочих мест в сельских территориях, уменьшение выплат из бюджета пособий по безработице.

Реализация программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем залужения деградированной пашни и культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий.

6. Обоснование ресурсного обеспечения программы

Бюджетное финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счёт ассигнований, ежегодно предусматриваемых комитету по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области в областном бюджете на указанные цели в пунктах 5.11, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3, статьи 5 «Перечень и описание программных мероприятий».

Объём всех средств, требуемых на реализацию запланированных мероприятий по программе, рассчитан:

а) с учетом фактических цен на племенной скот в 2007 и 2008 годах по импорту и внутри страны;

б) среднероссийских расходов на содержание мясных коров и стоимости каждого теленка к отъему (с учетом выхода телят);

в) средних производственных издержек на откорм молодняка крупного рогатого скота.

Расчеты и исходные данные по объемам финансирования всех мероприятий программы приведены в таблице 8.

Таблица 8

Общая потребность в финансировании мероприятий программы и его источники

(тыс. руб.)



пп

Мероприятие

Источник

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

Всего за

2009-2012 гг.

1.

Приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями, в том числе крупными агрохолдингами и другими структурами бизнеса, племенного молодняка высокого качества и стимулирование повышения генетического потенциала продуктивности мясного скота преимущественно по импорту

областной бюджет

20000

25000

25000

70000

внебюджетные средства

30000

1762000

1762000

1762000

5316000

2.

Создание откормочных предприятий из расчета на голову реализованного мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка (в возрасте до 2 лет) с живой массой не менее 450 кг

областной бюджет

5000

10000

10000

25000

внебюджет ные средства

93600

483000

576600

3.

Содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе «корова-теленок» при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев

областной бюджет

5000

10000

10000

25000

внебюджет ные средства

46100

280900

469900

796900

4.

Затраты на коренное улучшение естественных пастбищ

областной бюджет

10000

10000

10000

30000

внебюджет ные средства

306000

83000

301000

690000

5.

Затраты по ремонту, строительству, реконструкции и модернизации животноводческих помещений мясных репродукторных ферм и откормочных предприятий

областной бюджет

3000,0

10000

10000

10000

33000,0

внебюджет ные средства

60000

300000

300000

660000

6.

Затраты на создание фид-лотов (открытых откормочных площадок) и технологическую модернизацию откормочных предприятий

областной бюджет

10000

10000

внебюджет ные средства

342000

342000

7.

Затраты на приобретение техники и оборудования для заготовки и приготовления кормов

областной бюджет

10000

10000

15000

35000

внебюджет ные средства

100000

50000

100000

250000

Итого

областной бюджет

3000,0

70000

75000

80000

228000,0

внебюджет ные средства

90000

2556100

2569500

3415900

8631500

Всего

93000,0

2626100

2644500

3495900

8859500,0

7. Описание системы управления реализацией программы

Комплексное управление программой и распоряжение средствами областного бюджета осуществляет субъект бюджетного планирования -комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области.

Система управления реализацией программы:

ответственным за реализацию программы в целом, достижение целей, задач программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, является комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области;

координацию деятельности подразделений комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области, учреждений и организаций, участвующих в реализации программы, и согласование их действий по реализации программных мероприятий осуществляет отдел животноводства, рыбоводства и переработки продукции животноводства комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области;

реализацию каждого мероприятия программы и соответственно реализацию программы в целом осуществляет отдел животноводства, рыбоводства и переработки продукции животноводства комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области и заинтересованные службы;

финансирование программных мероприятий осуществляет отдел маркетингового мониторинга и регионального бизнес-планирования и отдел финансового оздоровления комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области;

мониторинг реализации программы осуществляют отдел животноводства, рыбоводства и переработки продукции животноводства и отдел маркетингового мониторинга и регионального бизнес-планирования комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области;

ответственными за формирование отчетности о ходе реализации программы являются отдел животноводства, рыбоводства и переработки продукции животноводства, отдел маркетингового мониторинга и регионального бизнес-планирования и отдел финансового оздоровления комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области.

Финансирование предусмотренных программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств областного бюджета, предусмотренных Законом Брянской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и законом об областном бюджете на последующий 2012 год, комитету по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области на соответствующие мероприятия.

Оценка рисков реализации программы

К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:

а) внешние риски:

недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии частно-государственного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;

неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией;

б) внутренние риски:

организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;

производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).

Управление рисками в рамках реализации программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, корма, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению.

При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов говядины из-за невыхода на прогнозируемые показатели средней живой массы молодняка, реализованного на мясо, производства говядины на голову скота и поголовья скота специализированных мясных пород.

В качестве критерия невыхода на плановые показатели Минсельхозом России установлен уровень предыдущего года по производству говядины на голову скота (78,5 кг) и выполнение только на 90 процентов (минус 10 процентов к плану) плана по численности мясного скота, который принят в качестве базового уровня.

Расчеты рисков, возможных при реализации программы приведены в таблице 9.

Таблица 9

Расчёты возможных рисков

Вид рисков

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

От невыхода на плановую интенсивность использования мясного скота для получения говядины (кг мяса на голову скота)

46

52

64

От невыхода на плановое поголовье мясного скота, голов

-

3500

8200

13200

Общая оценка рисков, тыс. тонн

-

0,161

0,426

0,844

тыс. руб.

-

8050

21300

42200

Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей программы.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: "Официальная БРЯНЩИНА" № 19(84) от 20.12.2009
Рубрики правового классификатора: 090.060.000 Сельское хозяйство

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать