Основная информация
Дата опубликования: | 17 декабря 2002г. |
Номер документа: | В200203700 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0203700
В200203700
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.03.2003, N 3, СТР. 56, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17.12.2002 N 7046/00
[Дело по иску частного предпринимателя Колосовского Ю.С.
к Куйбышевской железной дороге о взыскании излишне
уплаченной провозной платы и процентов за пользование
чужими денежными средствами]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2000 по делу N А55-2104/00-9 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.07.2000 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Частный предприниматель Колосовский Ю.С. обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском (уточненным в судебном заседании) к Куйбышевской железной дороге о взыскании 380083 рублей излишне уплаченной провозной платы и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 07.04.2000 в удовлетворении иска отказано.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 20.07.2000 решение оставил без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что перевозка носила международный характер, груз следовал из Казахстана в Россию и железная дорога обоснованно начислила провозную плату по ставкам Тарифной политики российских железных дорог, что соответствует международному договору о тарифах на перевозки в международном сообщении - Тарифному соглашению железнодорожных администраций государств - участков СНГ от 17.02.93, имеющему приоритет перед нормами национального законодательства (прейскурантом N 10-01 "Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки").
В протесте Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации тарифы на перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены данные функции.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" предусмотрено, что тарифы на перевозки грузов устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Исходя из статей 6 и 11 Федерального закона "О естественных монополиях" определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий.
В спорный период действовали тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, в том числе и в международном сообщении, установленные прейскурантом N 10-01.
Что касается тарифной политики стран СНГ, принимаемой на тарифных конференциях, то она носит межведомственный характер и определяет предельный уровень провозной платы, а в компетенцию Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ входит лишь рассмотрение вопросов железнодорожных тарифов, но не их утверждение.
Таким образом, размер провозной платы, предусмотренный Тарифной политикой российских железных дорог и введенный в действие телеграммой МПС России от 05.09.98 N 722, нельзя рассматривать как общеобязательную ставку грузового тарифа. В данном случае подлежит применению соответствующий тариф, установленный прейскурантом N 10-01.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2000 по делу N А55-2104/00-9 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.07.2000 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Самарской области.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф. Яковлев
[введено: 14.05.2003 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 16.05.2003 корректор НЦПИ - Будылина С.В.]
В0203700
В200203700
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.03.2003, N 3, СТР. 56, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17.12.2002 N 7046/00
[Дело по иску частного предпринимателя Колосовского Ю.С.
к Куйбышевской железной дороге о взыскании излишне
уплаченной провозной платы и процентов за пользование
чужими денежными средствами]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2000 по делу N А55-2104/00-9 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.07.2000 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Частный предприниматель Колосовский Ю.С. обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском (уточненным в судебном заседании) к Куйбышевской железной дороге о взыскании 380083 рублей излишне уплаченной провозной платы и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 07.04.2000 в удовлетворении иска отказано.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 20.07.2000 решение оставил без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что перевозка носила международный характер, груз следовал из Казахстана в Россию и железная дорога обоснованно начислила провозную плату по ставкам Тарифной политики российских железных дорог, что соответствует международному договору о тарифах на перевозки в международном сообщении - Тарифному соглашению железнодорожных администраций государств - участков СНГ от 17.02.93, имеющему приоритет перед нормами национального законодательства (прейскурантом N 10-01 "Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки").
В протесте Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации тарифы на перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены данные функции.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" предусмотрено, что тарифы на перевозки грузов устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Исходя из статей 6 и 11 Федерального закона "О естественных монополиях" определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий.
В спорный период действовали тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, в том числе и в международном сообщении, установленные прейскурантом N 10-01.
Что касается тарифной политики стран СНГ, принимаемой на тарифных конференциях, то она носит межведомственный характер и определяет предельный уровень провозной платы, а в компетенцию Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ входит лишь рассмотрение вопросов железнодорожных тарифов, но не их утверждение.
Таким образом, размер провозной платы, предусмотренный Тарифной политикой российских железных дорог и введенный в действие телеграммой МПС России от 05.09.98 N 722, нельзя рассматривать как общеобязательную ставку грузового тарифа. В данном случае подлежит применению соответствующий тариф, установленный прейскурантом N 10-01.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2000 по делу N А55-2104/00-9 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.07.2000 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Самарской области.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф. Яковлев
[введено: 14.05.2003 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 16.05.2003 корректор НЦПИ - Будылина С.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 3 от 01.03.2003 Стр. 56 |
Рубрики правового классификатора: | 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.070.000 Транспорт, 090.070.030 Железнодорожный транспорт (см. также 200.100.040), 090.070.120 Тарифы, сборы и льготы на транспортные услуги, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: