Основная информация

Дата опубликования: 18 марта 2013г.
Номер документа: RU70000201300246
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Томская область
Принявший орган: Администрация Томской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Постановление № 94а от 18.03.2013 г.

О Комплексе мер по модернизации общего образования Томской области в 2013 году и на период до 2020 года

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Постановление Администрации Томской области от 30.12.2013 г. № 600а)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 № 436 «О порядке предоставления в 2011 – 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования», Законом Томской области от 6 января 2013 года № 2-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Комплекс мер по модернизации общего образования Томской области в 2013 году и на период до 2020 года согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Томской области разработать и утвердить комплексы мер по модернизации общего образования муниципальных образований в 2013 году и на период до 2020 года.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области по социальной политике Акатаева Ч.М.

И.о. Губернатора Томской области

А.М.Феденёв

УТВЕРЖДЕН

постановлением Администрации Томской области

от 18.03.2013 № 94а

(в редакции постановления

Администрации Томской области

от 30.12.2013 г. № 600а)

Комплекс мер по модернизации общего образования

Томской области в 2013 году и на период до 2020 года

Раздел 1. Анализ реализации Комплекса мер по модернизации общего образования Томской области в 2011 – 2012 годах

1. Текущее состояние системы общего образования

Томской области по состоянию на декабрь 2012 года

Текущее состояние системы общего образования Томской области определяется последовательной региональной политикой развития образования в рамках реализации задач и приоритетных направлений развития образования, определенных планом действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р, комплексом мер по модернизации системы общего образования Томской области в 2012 году, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 15.02.2012 № 51а «О комплексе мер по модернизации системы общего образования Томской области в 2012 году», Соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и Администрацией Томской области о предоставлении в 2012 году субсидии из федерального бюджета бюджету Томской области на модернизацию региональной системы общего образования от 16.02.2012 № 18.G64.24.0025.  

Региональная система общего образования Томской области  по состоянию на декабрь 2012 года представлена следующими характеристиками:

количество дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений – 336 (в 2011 г. – 353), из них расположенных в городской местности – 107 (в 2011 г. – 111), в сельской местности – 229 (в 2011 г. – 242);

численность обучающихся в дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях – 101027 человек (в 2011 г. – 100290 человек), из них обучающихся в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности, – 67666 человек (в 2011 г. – 67039 человек), в сельской местности – 33361 человек (в 2011 г. – 33251 человек);

доля обучающихся, которым в 2012 г. предоставлены от 80% до 100% современных условий обучения (в общей численности обучающихся по основным программам общего образования) – 69,41% (в 2011 г. – 56,42%);

средняя наполняемость классов в дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях – 19,2 человека (в 2011 г. – 19,1 человека), в том числе в городских – 23,5 человек (в 2011 г. – 23,8 человек), в сельских – 11,9 человек (в 2011 г. – 14,3 человека);

доля общеобразовательных учреждений, применяющих дистанционные образовательные технологии при реализации основных и/или дополнительных  образовательных программ общего образования (от общего числа общеобразовательных учреждений) – 46,65%, (в 2011 г. – 31,49%);

количество обучающихся на 1 компьютер – 10 человек (по состоянию на декабрь 2011 г. – 13 человек);

доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, – 62,57% (по состоянию на декабрь 2011 г. – 45,83%);

средний возраст учителей – 44 года, из них – город – 43,1 года, село – 44,3 года;

доля учителей в возрасте до 35 лет – 20,8% от общего числа работающих учителей.

Среднестатистический тестовый балл участников единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) в Томской области в 2012 году практически был на уровне соответствующего общероссийского показателя: Томская область – 53,31; Российская Федерация – 53,40 (в 2011 году: Томская область – 55,18; Российская Федерация – 54,28; в 2010 году: Томская область – 52,39; Российская Федерация – 52,21).

При этом выпускниками общеобразовательных учреждений Томской области в 2012 году продемонстрированы более высокие результаты: общее значение показателя по Томской области – 53,31. По показателю среднего тестового балла ЕГЭ по общеобразовательным предметам лучшие результаты показаны по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (Томская область – 65,79, Российская Федерация – 60,32), по русскому языку (Томская область – 65,04, Российская Федерация – 61,07), английскому языку (Томская область – 61,72, Российская Федерация – 60,75).

На территории Томской области существуют факторы, объективно снижающие уровень эффективности процессов модернизации системы общего образования, прежде всего, повышения качества образования, к которым относятся:

значительное количество сельских малокомплектных и территориально отдаленных общеобразовательных учреждений (48,8% от общего количества общеобразовательных учреждений) с обучением в них 7% детей от общего количества обучающихся;

недостаточные количественные и качественные характеристики  педагогических и управленческих кадров;

недостаточный уровень пропускной способности информационно-коммуникационной сети Интернет по причине территориальной удаленности общеобразовательных учреждений.

2. Достигнутые значения показателей результативности

предоставления субсидии из федерального бюджета на модернизацию региональной системы общего образования за 2011, 2012 годы:

Достигнутые значения показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета на модернизацию региональной системы общего образования в Томской области (далее – субсидия) на конец 2011, 2012 годов представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1

№ п/п

Наименование показателя результативности предоставления субсидии

Значения показателя результативности субсидии
на конец 2011 года

план

факт

1.

Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации
за IV квартал 2011 г. и среднемесячной,
по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников
в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 г. (проценты)

92,3

108

2.

Доля школьников, обучающихся
по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты)

10,2

11,17

2.1.

Начальное общее образование (проценты)

26,5

26,5

2.2.

Основное общее образование (проценты)

0

0

2.3.

Среднее (полное) общее образование (проценты)

0

0

3.

Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты)

13,3

17,5

4.

Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии
с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты)

33

45.56

5.

Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)

10

31,49

6.

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов

Положительная динамика

Положительная динамика

Таблица 2



п/п

Наименование показателя результативности предоставления субсидии

Значения показателя результативности субсидии
на конец 2012 года

план

факт

1.

Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом
по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году (проценты)

100

119,8

2.

Доля школьников, обучающихся
по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты)

22,3

22,3

2.1.

Начальное общее образование (проценты)

50,8

53,7

2.2.

Основное общее образование (проценты)

0

0

2.3.

Среднее (полное) общее образование (проценты)

0

0

3.

Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей

18

39,9

4.

Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений

52

62,57

5.

Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)

35,5

46,65

6.

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов

Положительная динамика

Положительная динамика

Данные таблиц 1 и 2 указывают на то, что Томской областью в 2011 и в 2012 годах были достигнуты плановые значения показателей результативности предоставления субсидии.

При достижении плановых показателей наиболее значимыми являются следующие результаты:

Создание условий для высокой инновационной активности педагогических работников и образовательных учреждений. В 2012 году в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений (далее – ООУ), внедряющих инновационные образовательные программы, приняли участие 79 ООУ, из них 48 городских ООУ и 31 сельское ООУ. 170 педагогических работников и 18 коллективов ООУ   участвовали в региональных конкурсах, направленных на выявление и распространение перспективного опыта; 136 учителей стали участниками областного конкурса учебно-методических комплектов, учебных средств, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение учащимися ключевых компетенций, и областного конкурса компетентностных задач; 140 учителей приняли участие в региональном этапе  Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок».

В четырех общеобразовательных учреждениях (в 5-х классах) Томской области в пилотном режиме реализуются образовательные программы основного общего образования, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основной ступени основного общего образования.   

На базе Центров гражданского образования образовательных учреждений Томской области, созданных в соответствии с приказом Департамента общего образования Томской области, разработаны практико-ориентированные  программы дополнительного образования детей, направленные на формирование гражданской компетентности обучающихся, отвечающие требованиям организации внеурочной деятельности при внедрении ФГОС на начальной, основной и старшей ступенях общего образования (письмо Министерства образования Российской Федерации от 15.01.2003 № 13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»).  

Преемственность между образовательными программами дошкольного образования и начального общего образования обеспечивается через организацию деятельности 40 базовых площадок по направлениям модернизации региональной системы дошкольного образования, 26 пилотных площадок по созданию и отработке моделей внедрения федеральных государственных требований (далее – ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы (далее – ООП) дошкольного образования, 32 Центров экологического образования, 20 пилотных площадок по внедрению системы электронного документооборота и 4 базовых площадок по реализации программы «Одаренный малыш», созданных  в соответствии с приказом департамента образования администрации города Томска от 07.07.2004 № 410 «Об открытии групп по развитию одаренности детей на базе дошкольных образовательных учреждений г. Томска».

Реализуются сетевые проекты и программы на базе высших учебных заведений, расположенных на территории Томской области (далее – вузы), в том числе «Внедрение моделей взаимодействия вузов и ООУ по реализации образовательных программ среднего (полного) общего образования, ориентированных на развитие одаренности, дистанционного профильного обучения – Томский государственный университет»; «Центр дополнительного физико-математического и естественно-научного образования при Томском государственном педагогическом университете»; «Организация образовательных событий на базе Томского государственного университета, Томского политехнического университета, Томского государственного педагогического университета».

Развивается система реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 46,65% ООУ Томской области принимают участие в проектах и программах реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 67% ООУ имеют скорость доступа  к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (512 Кб/с и выше),  достаточную для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Учебные занятия для 100% детей-инвалидов проводятся ООУ на дому с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Разработан и реализуется комплекс мероприятий, ориентированных на развитие управления системой образования на принципах законности, демократии, государственно-общественного характера, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения: Управляющие советы действуют в 96% ООУ, за два года созданы в учреждениях дополнительного образования детей (71%) и дошкольного образования (57%). Муниципальные органы государственно-общественного управления действуют во всех муниципальных образованиях Томской области (100%). Значительно вырос уровень публичной отчетности ООУ. На официальных сайтах публичный доклад размещают 62% ООУ, 43% ООУ размещают на сайтах информацию о работе Управляющих советов. Субъекты образования, общественность имеют реальную возможность через деятельность органов государственно-общественного управления образованием формулировать свой образовательный заказ; повысилась прозрачность расходования средств, уменьшилось число конфликтов при реорганизации образовательных учреждений, распределении стимулирующих выплат педагогическим работникам. Ежегодно увеличивается число проектов, инициированных и реализуемых Управляющими советами на основе социального партнерства, в том числе с бизнес-структурами.

Региональная система общего образования Томской области на протяжении многих лет поддерживает и развивает инновационность в образовательной и управленческой деятельности. Накоплен достаточный опыт в организации конкурсов по выявлению и поддержке инновационных проектов и программ, а также сложилась методика экспертизы продуктов инновационной деятельности системы общего образования. Томская область готова предложить наработанный опыт другим субъектам Российской Федерации для практического использования.

Также Томская область готова предложить другим субъектам Российской Федерации наработанный опыт реализации сетевых проектов и программ, ориентированных на развитие одаренности обучающихся, профильного обучения в условиях внедрения разных моделей взаимодействия общеобразовательных учреждений с вузами и подходов для их реализации с использованием дистанционных технологий.

Кроме того другим субъектам Российской Федерации для практического использования может быть предложен опыт Томской области по развитию управления системой образования на принципах законности, демократии, государственно-общественного характера, информационной открытости системы образования на основе общественного участия и социального партнерства.

3. Наиболее значимые результаты в общем образовании Томской области, достигнутые за счет реализации Комплекса мер по модернизации общего образования Томской области за 2011 – 2012 годы, фиксируемые мониторингом «Наша новая школа» и региональными мониторингами

Одним из основных показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета на реализацию проекта модернизации системы общего образования Томской области (далее – Проект) является сокращение разрыва средней заработной платы учителей и средней заработной платы работников в целом по экономике Томской области. В результате проведенных мероприятий по существенному увеличению финансирования из областного бюджета данный показатель был превышен на 17% (2011 г.) и на 20% (2012 г.). Превышение фактических уровней средней заработной платы учителей по отношению к взятым обязательствам в IV квартале 2012 года обусловлено дополнительным финансированием ООУ. Таким образом, в декабре 2012 года заработная плата всех педагогических работников, в том числе учителей, была доведена до прогнозируемой среднемесячной заработной платы в экономике за 2012 год.

В Томской области законодательно установленная с 2005 года система нормативного финансирования постоянно совершенствуется с учетом заявленных приоритетных направлений развития. В 2012 году введены нормативы финансирования на обучающихся в дистанционной форме детей-инвалидов, в негосударственных общеобразовательных учреждениях предусмотрено дополнительное финансирование на введение ФГОС в 1 – 2-х классах.

Сложившаяся система финансирования (введение минимальных муниципальных нормативов, создание региональных фондов стимулирования за результат образовательной деятельности, поощрение лучших учителей по результатам конкурсного отбора) позволила реализовать новую систему оплаты труда, ориентированную на повышение качества образования. По результатам электронного мониторинга и социологических опросов фиксируется значительный уровень дифференциации заработной платы учителей (до 200%) в зависимости от результатов их деятельности. Повышению престижа педагогической профессии, увеличению притока и закреплению молодых учителей в школе способствует  введение выплат и стипендий молодым специалистам.

В 2012 году все муниципальные и государственные учреждения в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» изменили статус. Доля автономных и бюджетных учреждений от общего количества составила соответственно 19,8% и 54,6%. Финансирование учреждений осуществляется на основе доводимых учредителем государственных (муниципальных) заданий. При этом механизм финансирования школ адаптируется под структуру расходов, связанных с непосредственным выполнением государственных (муниципальных) заданий, долгосрочных программ развития, в том числе инвестиций.

Существенным результатом реализации  Комплекса мер по модернизации системы общего образования Томской области в 2011 – 2012 гг. является создание условий для перехода на ФГОС, которые характеризуются следующими показателями:

100% обучающихся 1 – 2-х классов на ступени начального общего образования обучаются в соответствии с требованиями ФГОС;

85,07% обучающихся обеспечена возможность пользоваться в соответствии с требованиями ФГОС (в общей численности обучающихся по ФГОС) интерактивными учебными пособиями (доска, мультимедийные установки и др.), 74,78% – учебным оборудованием для практических работ; 

98% основных образовательных программ начального общего образования соответствуют требованиям к структуре основных образовательных программ начального общего образования (54,8% – 2011 г.); из них 87,6% конкретизируют образовательные результаты, в том числе по формированию универсальных учебных действий (76% – 2011 г.); 56% включают инструменты диагностики и оценки результатов (30,5% – в 2011 г.);

в 67% ООУ Томской области созданы условия для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, скорость доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет составляет 512 Kб/с и выше.

В соответствии с решением Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по рассмотрению Комплексов мер по модернизации региональных систем общего образования субъектов Российской Федерации (пункт 1 протокола от 24.01.2012 № 11) целенаправленная системная деятельность по формированию сетей образовательных учреждений в рамках региональных проектов, утвержденных распоряжениями Департамента общего образования Томской области, разработке и внедрению сетевых форм реализации образовательных программ для обеспечения доступности и выбора качественного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения и доходов семей позволила достичь следующие результаты: 

На основании нормативных актов Департамента общего образования Томской области созданы и функционируют 7 региональных сетей образовательных учреждений по направлениям развития гражданского, этнокультурного, экологического, экономического и медиаобразования, внедрения технологий социального и бизнес-проектирования, государственно-общественного управления и других. На принципах сетевого взаимодействия по реализации 16 региональных проектов действуют 291 центр/базовая площадка, статус которым присвоен нормативными актами Департамента общего образования Томской области. Центры/базовые площадки являются сетевыми узлами муниципального (межмуниципального) значения.

В семи муниципальных образованиях Томской области внедряются сетевые формы реализации программ предпрофильной подготовки и профильного обучения (35% охвата обучающихся 9 – 11 классов).  

Через конкурсные механизмы выявлено 33 образовательные программы (проекта) с использованием сетевых форм, реализуемых во взаимодействии 2 и более учреждениями. Среди образовательных программ с использованием сетевых форм процентное соотношение распределилось следующим образом: преобладают программы по формированию позитивного социального опыта во взаимодействии с местным сообществом (18%), внедрению новых программ, учебно-методических комплексов, технологий (15%), дистанционному обучению (12%), предпрофильной подготовке и профильному обучению (12,1%), организации внеурочной деятельности (9,1%). Опыт создания и использования региональных образовательных сетей для обеспечения перехода к ФГОС обобщается и распространяется в рамках Федеральной инновационной площадки Министерства образования и науки Российской Федерации – ОГБУ «Региональный центр развития образования».

В обеспечении комплексного развития региональной системы оценки качества образования, ее использования в управлении образованием на уровне образовательного учреждения, а также муниципальном и региональном уровнях достигнуты следующие результаты:

Доработана и апробирована методика, позволяющая кластеризовать образовательные результаты с учетом индекса социально-экономического развития территории, образовательного и социального паспорта ООУ.

Проведена разработка и апробация инструментария оценки образовательных результатов обучающихся 4 – 5-х классов на ступени основного общего образования в соответствии с ФГОС.

В рамках создания единого электронного ресурса информирования граждан о процедурах и результатах оценки качества образования в 2012 году внедрен личный кабинет участника ЕГЭ и государственной итоговой аттестации (далее – ГИА).

Апробирована система проведения апелляционных процедур ЕГЭ с использованием видеоконференцсвязи.

Количество пунктов проведения ЕГЭ с использованием технологии ТОМ (труднодоступные и отдаленные местности) увеличено до 19 .

Деятельность по формированию региональной системы управления кадрами, ориентированной на обеспечение нового качества образования, обеспечила достижение следующих результатов:

5722 человека (за 2011 – 2012 гг.), что составляет 70% от общего количества педагогических и управленческих кадров, прошли подготовку по программам повышения квалификации (72 ч.);  

формируется сетевая модель взаимодействия муниципальных методических служб (ММС);

функционирует региональная сеть 33 ресурсно-внедренческих центров инноваций на базе ООУ, реализующих инновационные образовательные программы, по распространению перспективного опыта и разработок;

внедрена модель формирования заказа на повышение квалификации педагогических работников от муниципальных образований Томской области;

разработана и реализуется региональная программа профессиональной адаптации и развития молодых учителей «Три горизонта» (36 участников), формируется институт наставничества;

установлены ежемесячные стипендии Губернатора Томской области молодым учителям, которые получают 365 человек. Размер стипендии в зависимости от стажа и места работы составляет от 2 тыс. руб. до 6 тыс. руб.;

осуществляется социальная поддержка молодых специалистов в рамках муниципальных программ в семи муниципальных образованиях Томской области (35% охвата от общего количества молодых специалистов);

осуществлен цикл телерепортажей, газетных публикаций о наиболее успешных педагогах, в том числе молодых специалистах (2012 г. – 8 проектовв СМИ).

Реализация мероприятий по развитию открытых механизмов и форм управления образованием на основе общественного участия и социального партнерства обеспечила достижение следующих результатов:

Органы государственно-общественного управления образованием действуют в 96% ООУ Томской области, в 71% образовательных учреждений дополнительного образования детей Томской области, а также в 57% дошкольных образовательных учреждений Томской области. В их состав вошли около 6 тысяч избранных представителей работников образования, обучающихся, представителей учредителя и кооптированные представители общественности.

Органы (Советы), обеспечивающие государственно-общественное управление образованием (далее – ГОУО), действуют во всех муниципальных образованиях Томской области (100%).

В 35% муниципальных образований Томской области действуют муниципальные программы (планы) по обучению и подготовке общественных управляющих, в 50% муниципальных образований с участием общественности проводятся семинары, конференции, общественные слушания по вопросам образования. Специальное обучение ежегодно проходят около 500 общественных управляющих.

Создана региональная система поддержки органов государственно-общественного управления: в 2012 г. подготовлено 36 тьюторов, действует сеть общественных экспертов.

Значительно вырос уровень публичной отчетности ООУ. На официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещают публичный доклад 62% ООУ, 43% ООУ размещают на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о работе органов ГОУО.

На областной конкурс лучших социально-образовательных проектов в 2012 г. были представлены 39 проектов, инициированных и реализуемых Управляющими советами ООУ на основе социального партнерства, в том числе с бизнес-структурами, 15 проектов получили поддержку.

4. Объемы финансирования из областного бюджета (местных бюджетов) и софинансирования (субсидии из средств федерального бюджета) мероприятий Комплекса мер по модернизации общего образования Томской области в 2012 году

Объемы финансирования мероприятий Комплекса мер по модернизации общего образования Томской области в 2012 году представлены в таблице 3.

Объемы финансирования мероприятий Комплекса мер по модернизации общего образования Томской области в 2012 году

Таблица 3

№ п/п

Мероприятие

Объемы финансирования (тыс. рублей)

всего

в том числе

федеральный бюджет (субсидия)

иные источники финансирования

всего

областной бюджет

местные бюджеты

внебюджетные источники

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

1.

Приобретение оборудования,

в том числе:

249 796,7

249 988,0

222 775,8

222 967,3

27 020,9

27 020,7

0,0

0,0

26 904,3

26 904,1

116,6

116,6

1.1.

Учебно-лабораторное оборудование

34 151,5

34 097,2

33 119,5

33 065,2

1 032,0

1 032,0

0,0

0,0

1 032,0

1 032,0

0,0

0,0

1.2.

Учебно-производственное оборудование

52 310,8

52 499,3

39 850,0

40 038,5

12 460,8

12 460,8

0,0

0,0

12 460,8

12 460,8

0,0

0,0

1.3.

Спортивное оборудование

для общеобразовательных учреждений

10 271,4

10 246,0

9 440,5

9 415,2

830,9

830,8

0,0

0,0

830,9

830,8

0,0

0,0

1.4.

Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений

18 690,9

18 910,1

16 571,0

16 790,3

2 119,9

2 119,8

0,0

0,0

2 119,9

2 119,8

0,0

0,0

1.5.

Компьютерное оборудование

89 425,9

89 254,4

84 027,9

83 856,4

5 398,0

5 398,0

0,0

0,0

5 281,4

5 281,4

116,6

116,6

1.6.

Оборудование

для организации медицинского обслуживания обучающихся

3 825,8

3 824,8

3 824,8

3 823,8

1,0

1,0

0,0

0,0

1,0

1,0

0,0

0,0

1.7.

Оборудование

для школьных столовых

35 356,1

35 362,2

30 177,8

30 183,9

5 178,3

5 178,3

0,0

0,0

5 178,3

5 178,3

0,0

0,0

1.8.

Оборудование

для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся

5 764,3

5 794,0

5 764,3

5 794,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.

Приобретение транспортных средств

для перевозки обучающихся

21 577,4

22 210,5

13 478,4

13 435,0

8 099,0

8 775,5

0,0

0,0

8 099,0

8 775,5

0,0

0,0

3.

Пополнение фондов школьных библиотек

39 813,2

39 713,2

35 445,1

35 345,1

4 368,1

4 368,1

0,0

0,0

4 318,5

4 318,5

49,6

49,6

4.

Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также

с целью полготовки помещений для установки оборудования)

103 832,6

103 762,3

58 908,9

58 892,6

44 923,7

44 869,7

0,0

0,0

44 680,6

44 626,6

243,1

243,1

5.

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей

10 398,4

10 328,3

7 604,7

7 534,6

2 793,7

2 793,7

0,0

0,0

2 740,1

2 740,1

53,6

53,6

6.

Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся,

в том числе:

12 166,0

12 173,9

9 800,6

9 808,5

2 365,4

2 365,4

0,0

0,0

2 288,4

2 288,4

77,0

77,0

6.1.

Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика

5 615,9

5 616,3

3 815,1

3 815,5

1 800,8

1 800,8

0,0

0,0

1 800,8

1 800,8

0,0

0,0

6.2.

Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов

6 550,1

6 557,6

5 985,5

5 993,0

564,6

564,6

0,0

0,0

487,6

487,6

77,0

77,0

7.

Осуществление мер, направленных на энергосбережение

в системе общего образования

40 158,8

40 333,7

30 062,5

29 986,1

10 096,3

10 347,6

0,0

0,0

10 054,3

10 305,7

42,0

41,9

8.

Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений

177 392,0

220 008,6

120 000,0

119 225,9

57 392,0

100 782,7

53 933,2

97 323,9

3 458,8

3 458,8

0,0

0,0

9.

Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Итого

655 135,1

698 518,5

498 076,0

497 195,1

157 059,1

201 323,4

53 933,2

97 323,9

102 544,0

103 417,7

581,9

581,8

По результатам 2012 года фактическое освоение средств федерального бюджета составило 497 195,1 тыс. рублей (99,8%). Неполное освоение средств связано с экономией средств по результатам проведения конкурсных процедур и невыполнением подрядчиком своих обязательств по капитальному ремонту.

Запланированный объем софинансирования за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, а также внебюджетных источников перевыполнен на 28% (44 264,3 тыс. рублей), что объясняется привлечением дополнительных средств в ходе осуществления мероприятий по реализации финансирования Комплекса мер по модернизации общего образования Томской области в 2011 – 2012 годах (далее – Комплекс мер). 

В целях обеспечения полного и эффективного использования средств состоялось фактическое перераспределение финансирования в разрезе мероприятий Комплекса мер в связи с экономией средств по некоторым направлениям расходов и необходимостью проведения мероприятий по другим направлениям, в том числе за счет сложившейся экономии средств по ряду мероприятий увеличены  фактические затраты на приобретение оборудования за счет средств федерального бюджета на 191,5 тыс. рублей.

В течение 2011 – 2012 годов на основе утвержденных механизмов финансирования Комплекса мер средства субсидии из федерального бюджета расходовались по следующим направлениям:

приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное и компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых) на 292,8 млн. рублей;

приобретение транспортных средств для подвоза обучающихся к базовым школам на 19,2 млн. рублей;

пополнение фондов школьных библиотек на 71,8 млн. рублей;

развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) на 65,4 млн. рублей; 

повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей – 12,4 млн. рублей;

модернизация базовых общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения школьников (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов) –16,9 млн. рублей;

осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования, – 74 млн. рублей;

проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений – 120 млн. рублей.

Эффективное использование средств федерального бюджета и средств областного бюджета позволило существенно улучшить условия и результаты  деятельности образовательных учреждений и получить ряд социальных эффектов, что подтверждается региональным мониторингом, в котором участвовали 20 муниципальных образований Томской области (100%): 

создание условий (материальные, кадровые, инфраструктурные, др.), обеспечивающих новое качество образовательных результатов и доступность образовательных услуг (70%);

широкое использование современных образовательных технологий, в том числе дистанционных (25%);

рост мотивации педагогических работников к непрерывному профессиональному образованию, в том числе развитие информационно-технологической компетентности (40%);

информационная открытость образования, позитивное восприятие изменений всеми участниками образовательного процесса (35%);

активизация участия родителей в деятельности школы (35%).

В ходе социологического исследования удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, проведенного в октябре 2012 года, выявлено, что удовлетворенность населения качеством общего образования оценивается полностью положительным в 1 муниципальном образовании Томской области – 5% (Асиновский район), в большей степени положительно в 7 муниципальных образованиях Томской области – 35% (Александровский район, Верхнекетский район, Зырянский район, Парабельский район, Первомайский район, г. Кедровый, г. Стрежевой), в основном удовлетворяет – в 50% муниципальных образований Томской области, в большей степени отрицательно в 2 муниципальных образованиях Томской области – 10% (Колпашевский район, Тегульдетский район). Таким образом, преобладает позитивная оценка качества образовательных услуг.

Среди причин, оказывающих влияние на неудовлетворительные оценки, указываются неукомплектованность педагогическими кадрами, преобладание учителей пенсионного возраста, недостаточная квалификация кадров, плохое отношение к ученикам, сложная программа обучения, разновозрастные классы в малокомплектных школах.

Раздел 2. Меры по модернизации системы общего образования Томской области в 2013 году

1. Мероприятия, обеспечивающие к концу 2013 года

достижение запланированных показателей результативности

предоставления субсидии из федерального бюджета

На основе результатов, достигнутых в 2012 году, и исходя из поставленных задач, а также планируемых значений показателей результативности предоставления субсидии на 2013 год в Томской области будут реализованы   следующие задачи и мероприятия, позволяющие обеспечить комплексное достижение запланированных показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета.

Задача 1. Обеспечение и поддержка образовательных программ, реализуемых образовательными учреждениями с учетом требований ФГОС.

Мероприятия:

1) выявление, поддержка и распространение инновационных образовательных программ и разработок;

2) создание комплекса условий для реализации образовательных программ, в том числе оснащение образовательных учреждений новым оборудованием, соответствующим требованиям ФГОС.

Ожидаемые результаты реализации указанных мероприятий:

внедрение механизмов, обеспечивающих качество образовательных программ в соответствии с ФГОС;

внедрение механизмов, обеспечивающих выявление перспективных образовательных программ и разработок, внедрение их в систему общего образования;

внедрение механизмов, обеспечивающих преемственность образовательных программ между ступенями  в условиях ФГОС;

100% обеспеченность обучающихся необходимыми бесплатными учебниками;

наличие в 90% ООУ мультимедийного и другого учебного оборудования для проведения обучения на начальной ступени образования в соответствии с требованиями ФГОС, а также для обучения с использованием электронных образовательных ресурсов; в 1 – 3-х классах – 100%;

обеспечение в 80% ООУ водоснабжения, канализации и туалетов, оборудованных в соответствии с установленными санитарными требованиями (при наличии технических возможностей);

100% организация безопасного подвоза обучающихся в базовые ООУ из других населенных пунктов.

Задача 2. Создание условий формирования и развития образовательных сетей для обеспечения доступности и выбора качественного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального и материального положения семей.

Мероприятия:

1) развитие использования образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ООУ Томской области;

2) создание и поддержка региональных и муниципальных сетей образовательных учреждений, а также региональных, муниципальных и локальных (на уровне общеобразовательного учреждения) образовательных программ с использованием сетевых форм, направленных на решение задач повышения качества образования;

3) создание организационно-управленческих условий реализации сетевых образовательных программ в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе на основе взаимодействия общего, профессионального, дополнительного образования;

4) разработка и реализация сетевых образовательных программ на основе использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с учетом индивидуальных потребностей обучающихся (профилизация, одаренность, ограниченные возможности здоровья, социальная дезадаптация);

5) включение в образовательные сети ООУ, работающие в сложных социальных условиях.

Ожидаемые результаты реализации указанных мероприятий:

совершенствование действующих механизмов разработки и реализации  образовательных программ с использованием сетевых форм, в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

увеличение количества реализованных сетевых образовательных программ и проектов, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

обеспечение условий для включения в образовательные сети ООУ, работающие в сложных социальных условиях, в том числе малокомплектные ООУ;

обеспечение ресурсной поддержки региональных образовательных сетей;

повышение доступности нового качества образовательных результатов для всех категорий обучающихся независимо от места жительства, состояния здоровья, социального и материального положения семей;

повышение эффективности использования учебных, материальных, технических, интеллектуальных и кадровых ресурсов региональной и муниципальных систем образования;

наличие (не менее 50%) у обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования независимо от места проживания, материальной обеспеченности и физических особенностей возможности обучения по индивидуальному учебному плану (профилю обучения), в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Задача 3. Обеспечение комплексного развития региональной системы оценки качества образования.

Мероприятия:

1) разработка, апробация и внедрение элементов комплексной системы показателей и индикаторов качества образования, соответствующих методик сбора, переработки, интерпретации и применения информации в рамках мониторинга и оценки качества образования  Томской области;

2) оснащение образовательных учреждений, районных ресурсных центров  современными аппаратно-программными средствами, оборудованием и  программным обеспечением, необходимыми для эффективной организации процедур оценки качества образования, а также для информирования участников образовательного процесса, представителей общественности и других заинтересованных лиц о данных процедурах и результатах;

3) развитие системы информирования граждан о процедурах и результатах процедур оценки качества образования, динамике показателей и индикаторов качества образования в регионе;

4) создание системы отчетности ООУ, обеспечивающей управление качеством образования, включая электронный документооборот.

Ожидаемые результаты реализации указанных мероприятий:

обеспечение реализации индивидуального подхода к обучающимся с учетом их индивидуальных достижений, создание условий для формирования индивидуальных маршрутов и планов;

информационное обеспечение принятия управленческих решений на уровне общеобразовательного учреждения, а также  муниципальном и региональном уровнях на основе оценки качества образовательных результатов;

обеспечение прозрачности проведения ЕГЭ и апелляционных процедур ЕГЭ, ГИА, повышение их объективности, открытости и эффективности;

сокращение объемов и видов отчетности, предоставляемой ООУ.

Задача 4. Формирование региональной системы управления кадрами в сфере образования.

Мероприятия:

1) обеспечение уровня заработной платы педагогических работников, соответствующей средней заработной плате по экономике Томской области;

2) обновление содержания программ дополнительного профессионального образования для педагогических работников и условий их реализации;

3) разработка и внедрение механизма формирования кадрового резерва;

4) внедрение комплекса мер по привлечению, профадаптации и поддержке молодых специалистов и молодых учителей, включая выплату ежемесячных стипендий и надбавок;

5) совершенствование организационных, нормативных, методических материалов по аттестации и расширение дистанционных форм аттестации педагогических и руководящих работников.

Ожидаемые результаты реализации указанных мероприятий:

совершенствование системы оплаты труда в ООУ, введение эффективных контрактов, обеспечивающих зависимость размера заработной платы от результатов труда работника; установление зависимости величины заработной платы руководителя ООУ от величины средней заработной платы педагогических работников ООУ;

развитие персонифицированной модели повышения квалификации;

увеличение количества учителей, осуществляющих обучение в соответствии с образовательными программами начального общего и основного общего образования, прошедших повышение квалификации для работы по ФГОС, до75%;

обеспечение непрерывного профессионального развития педагогических и руководящих работников Томской области.

Задача 5. Развитие общественного участия в управлении образованием и социального партнерства.

Мероприятия:

1) приведение в соответствие с законодательством Российской Федерации об образовании деятельности системы ГОУО и принципов открытости системы образования;

2) организация взаимодействия органов ГОУО в информационно-образовательном пространстве;

3) инициирование и поддержка социальных проектов, реализуемых во взаимодействии с органами ГОУО, представителями местного сообщества, бизнеса.

Ожидаемые результаты реализации указанных мероприятий:

наличие в каждом ООУ действующего на основании Устава органа коллегиального управления; 

увеличение доли ООУ, размещающих на официальных сайтах учреждения открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании;

увеличение доли ООУ, в которых взаимодействие с родителями (законными представителями) осуществляется посредством постоянно действующих виртуальных переговорных площадок на официальном сайте учреждения;

наличие и публикация на сайтах ООУ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ежегодного публичного отчета всеми ООУ;

создание условий для формирования позитивного социального опыта у детей и молодежи, в том числе в решении социальных проблем;

формирование позитивного отношения к системе образования и к педагогическому труду.

2. Планируемые значения показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета в 2013 году на модернизацию общего образования Томской области

Планируемые значения показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета в 2013 году представлены в таблице 4.

Таблица 4


п/п

Наименование показателя  результативности
предоставления субсидии в 2013 году

Значение показателя результативности
предоставления субсидии в 2013 году
на конец 2013 года

1.

Соотношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений в субъекте Российской Федерации и средней заработной платы
в субъекте Российской Федерации, по данным Федеральной службы государственной статистики (проценты)

100

2.

Доля школьников (по ступеням общего образования), обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (по ступеням общего образования)

31,8

2.1.

Начальное общее образование (проценты)

75,5

2.2.

Основное общее образование (проценты)

0

2.3.

Среднее полное общее образование (проценты)

0

3.

Доля педагогических работников, получивших
в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности педагогических работников (проценты)

47,75

4.

Доля руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии
с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений (проценты)

69,87

5.

Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)

50,00

6.

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических  ресурсов

Положительная

3. Структура и объемы финансирования из местных бюджетов, областного бюджета и федерального бюджета мероприятий Комплекса мер по модернизации общего образования Томской области в 2013 году

Структура и объемы финансирования Комплекса мер по модернизации общего образования Томской области в 2013 году представлены в таблице 5.

Объемы финансирования мероприятий Комплекса мер по модернизации
системы общего образования Томской области в 2013 году

Таблица 5

№ п/п

Мероприятие

Объемы финансирования

всего

в том числе:

федеральный бюджет (субсидия)

(по согласованию)

иные источники финансирования

всего

областной бюджет

местные бюджеты

(по согла-сованию)

внебюджетные источники

(по согласо-ванию)

1.

Приобретение оборудования, в том числе:

140084,6

140084,6

0,0

0,0

0,0

0,0

1.1.

Учебное оборудование

21103,5

21103,5

0,0

0,0

0,0

0,0

1.2.

Учебно-лабораторное оборудование

17738,7

17738,7

0,0

0,0

0,0

0,0

1.3.

Учебно-производственное оборудование

19961,0

19961,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1.4.

Спортивное оборудование
для общеобразовательных учреждений

4104,7

4104,7

0,0

0,0

0,0

0,0

1.5.

Спортивный инвентарь
для общеобразовательных учреждений

4342,4

4342,4

0,0

0,0

0,0

0,0

1.6.

Компьютерное оборудование

67285,5

67285,5

0,0

0,0

0,0

0,0

1.7.

Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся

793,8

793,8

0,0

0,0

0,0

0,0

1.8.

Оборудование для школьных столовых

3793,0

3793,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1.9.

Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся

962,0

962,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.

Приобретение транспортных средств
для перевозки обучающихся

10185,5

10185,5

0,0

0,0

0,0

0,0

3.

Пополнение фондов школьных библиотек

41758,0

41758,0

0,0

0,0

0,0

0,0

4.

Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям
и охране здоровья обучающихся, а также
с целью подготовки помещений для установки оборудования)

50840,2

50840,2

0,0

0,0

0,0

0,0

5.

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений
и педагогических работников

5185,1

5185,1

0,0

0,0

0,0

0,0

6.

Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся,
в том числе:

10852,5

10852,5

0,0

0,0

0,0

0,0

6.1.

Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика

2283,0

2283,0

0,0

0,0

0,0

0,0

6.2.

Обновление программного обеспечения
и приобретение электронных образовательных ресурсов

8569,5

8569,5

0,0

0,0

0,0

0,0

7.

Осуществление мер, направленных
на энергосбережение в системе общего образования

9299,1

9299,1

0,0

0,0

0,0

0,0

8.

Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений

138000,0

85000,0

53000,0

53000,0

0,0

0,0

9.

Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Итого

406205,0

353205,0

53000,0

53000,0

0,0

0,0

Направления расходования финансовых средств и распределение расходов по уровням бюджетов определены основными направлениями реализации Проекта и планом-графиком реализации мероприятий по модернизации региональной системы общего образования Томской области в 2013 году.

С учетом поставленных на 2013 год задач реализации Проекта предлагаются следующие подходы и принципы распределения средств федерального бюджета:

доведение минимального объема финансирования до каждого ООУ на основе подушевых нормативов;

дополнительная поддержка муниципальных образований Томской области по результатам конкурса муниципальных комплексов мер по модернизации общего образования и концепций развития муниципальных систем общего образования, проводимого в порядке, установленном Департаментом общего образования Томской области, и дополнительная поддержка учреждений, достигших наилучших результатов (наиболее плодотворно работающих по основным направлениям проекта, особенно в сложных социальных условиях и т.д.), в том числе на проведение капитального ремонта.

Общий бюджет финансирования мероприятий, предусмотренных Комплексом мер в 2013 году, составляет 406205 тыс. рублей, в том числе из средств федерального бюджета (по согласованию) – 353205 тыс. рублей.

Наибольшая доля расходов из средств федерального бюджета Проекта планируется на приобретение оборудования (40%), проведение капитального ремонта ООУ – лидеров в системе общего образования (24%), развитие инфраструктуры ООУ (14%), пополнение фондов библиотек ООУ (9%). Софинансирование из областного бюджета составляет 53000 тыс. рублей и направляется на проведение капитального ремонта ООУ, победивших в конкурсном отборе по результатам деятельности учреждений.

Основными направлениями расходов планируются повышение уровня оснащенности образовательного процесса мультимедийным оборудованием, цифровым лабораторным оборудованием, обеспечение бесплатными учебниками, создание достаточных условий, обеспечивающих здоровьесбережение детей в образовательных учреждениях, создание условий для введения эффективного контракта в общем образовании.

(подразд. 3 раздела 2 в редакции постановления Администрации Томской области от 30.12.2013 г. № 600а)

4. Сведения о реализации в Томской области системы нормативного подушевого финансирования ООУ

Сложившиеся системы нормативного подушевого финансирования и оплаты труда в ООУ Томской области основаны на действующем до 2013 года законодательстве. В 2013 году потребуется существенное качественное изменение финансовых механизмов с учетом принятия Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», указов Президента Российской Федерации.

Смысл всех изменений заключается в совершенствовании финансовой поддержки системы образовательных учреждений, предоставляющих качественные образовательные услуги.

Нормативное финансирование образовательных учреждений (организаций) будет предусматривать обеспечение перехода на ФГОС обучающихся 3-х классов ступени начального общего образования, дифференциацию нормативных затрат на образовательные программы с применением форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, образовательных программ с использованием сетевых форм их реализации, качество выполнения государственных заданий, создание современных условий обучения.

В 2013 году запланированы основные направления совершенствования оплаты труда: переход на новую схему окладов педагогических работников на основе квалификационных категорий, нормирование внеурочных видов деятельности учителей, изменение системы показателей результата и качества образовательной деятельности, установление зависимости заработной платы руководителя образовательного учреждения от величины средней заработной платы педагогических работников.

С учетом значительного увеличения финансирования на фонд оплаты труда в 2013 году планируется введение принципа дифференциации распределения стимулирующего фонда на региональном уровне.

5. Информация о мерах, направленных на привлечение

молодых учителей в ООУ

Для привлечения и закрепления молодых учителей в ООУ предлагается комплекс мер, направленный на их социальную, профессиональную и социально-психологическую адаптацию, а также на дальнейшее профессиональное развитие:

1. Ежемесячные стипендии Губернатора Томской области молодым учителям.

2. Ежемесячные стипендии перспективным учителям, проявившим высокие результаты в профессиональной деятельности, обучающимся в магистратуре.

3. Реализация региональной программы профессиональной адаптации и развития молодых учителей, а также подготовки их наставников «Три горизонта».

4. Выявление успешных молодых учителей через региональный конкурс «Молодой учитель», создание условий для их профессионального развития.

5. Формирование позитивного образа молодого учителя. Подготовка информационных циклов о наиболее успешных молодых педагогах для освещения в СМИ.

6. Обсуждение вопросов эффективности мер, направленных на привлечение учителей в ООУ в рамках Съезда учителей Томской области, Слета молодых педагогов Томской области.

7. Расширение влияния молодых учителей на образовательную политику, управление образованием. Создание муниципальных и регионального Совета молодых учителей Томской области.

8. Социальная поддержка молодых учителей, в том числе оказание помощи в обеспечении жилищных условий, в рамках муниципальных программ.

9. Мониторинг эффективности реализуемых мер.

Раздел 3. Основные направления модернизации общего образования Томской области на период до 2020 года

Модернизация системы общего образования Томской области осуществляется на основе реализации различных механизмов. Основным механизмом является программно-целевое управление.

Департамент общего образования Томской области принимает участие в реализации более двадцати целевых программ, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов. К основным программам относятся: 

1) Долгосрочные целевые программы:

«Профилактика правонарушений и наркомании в Томской области (2010 – 2013 годы)».

«Повышение безопасности дорожного движения на территории Томской области в 2010 – 2013 годах».

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Томской области на 2010 – 2012 годы и на перспективу до 2020 года» (подпрограмма «Школьное окно»).

«Социальное развитие села Томской области до 2015 года».

«Улучшение жилищных условий учителей и врачей областных государственных и муниципальных образовательных и медицинских учреждений, постоянно проживающих на территории Томской области, на 2012 – 2017 годы».

«Развитие инфраструктуры общего образования Томской области на 2013 – 2015 годы».

«Обеспечение доступности и развития дошкольного образования в Томской области на 2013 – 2017 годы».

«Право быть равным на 2013 – 2016 годы».

2) Ведомственные целевые программы:

«Организация и обеспечение предоставления образовательных услуг по программам общего образования в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях для детей до 18 лет».

«Организация различных форм воспитания, дополнительного образования, летнего отдыха, питания и оздоровления детей».

«Модернизация системы общего образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

«Содействие развитию системы дошкольного образования и форм предоставления услуг для детей дошкольного возраста».

«Школьное питание».

«Одаренные дети».

3) Региональные программы:

«Доступная среда для инвалидов» на 2011 – 2015 годы».

«Развитие системы отдыха и оздоровления детей и подростков на 2012 – 2014 годы».

«Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Томской области на 2011 – 2013 годы».

«Социальная адаптация выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Томской области на 2012 – 2014 годы».

«Повышение качества жизни пожилых людей в Томской области на 2011 – 2013 годы».

«Защитим детей от насилия на 2011 – 2013 годы».

«Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи Томской области к военной службе на 2012 – 2014 годы».

В 2013 году будет разработана долгосрочная целевая программа «Развитие общего и дополнительного образования Томской области до 2020 года», включающая перечень подпрограмм, направленных на решение задач повышения качества общего и дополнительного образования, обеспечения кадрами, развития инфраструктуры системы образования, создание современной системы оценки качества образования, системы социализации и воспитания обучающихся.

Приложение № 1

к Комплексу мер по модернизации общего

образования Томской области в 2013 году и

на период до 2020 года

План-график повышения фонда оплаты труда педагогических

работников общеобразовательных учреждений

Томской области

Наименование показателя

I квартал

2013 г.

II квартал

2013 г.

III квартал

2013 г.

IV квартал 2013 г.

Размер фонда оплаты труда педагогических работников  общеобразовательных учреждений Томской области, рублей

691 642 560,0

775 068 672,0

811 491 072,0

863 572 800,0

Процент увеличения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Томской области по отношению
к его значению в предыдущем квартале, %

12,1

4,7

6,4

Приложение № 2

к Комплексу мер по модернизации общего образования

Томской области в 2013 году и на период до 2020 года

План-график реализации мероприятий

по модернизации региональной системы общего образования

Томской области в 2013 году

Наименование мероприятия

Сроки реализации мероприятия

Наименование исполнительного органа государственной власти Томской области, ответственного
за реализацию мероприятия

I квартал

2013 г.

II квартал

2013 г.

III квартал

2013 г.

IV квартал

2013 г.

1. Выявление, поддержка и распространение инновационных образовательных программ и разработок

1.1. Конкурсы образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (проекты)

+

+

Департамент общего образования

Томской области

1.2. Конкурс образовательных программ (проектов)
на получение образовательными учреждениями статуса межмуниципального центра по работе  с одаренными детьми

+

+

Департамент общего образования

Томской области

1.3. Конкурс инновационных программ профильного обучения с основами экономического образования, ученического предпринимательства и научно-технического творчества

+

Департамент общего образования

Томской области

1.4. Конкурс УМК и учебных средств, направленных
на реализацию современных образовательных технологий и достижений

+

+

Департамент общего образования

Томской области

1.5. Региональный фестиваль педагогических идей и инновационных разработок

+

Департамент общего образования

Томской области

1.6. Разработка и проведение мониторинговых исследований разработки и реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС

+

+

Департамент общего образования

Томской области

1.7. Обобщение и распространение опыта по реализации муниципальных программ и программ ОУ по приоритетным направлениям развития образования 

+

+

+

+

Департамент общего образования

Томской области

1.8. Организация и сопровождение деятельности экспериментальных, стажировочных, проектных  площадок

+

+

+

+

Департамент общего образования Томской области

1.9. Информационное освещение реализации проектов и программ

+

+

+

+

Департамент общего образования

Томской области

2. Создание комплекса условий для реализации образовательных программ, в том числе оснащение образовательных учреждений новым оборудованием, соответствующим требованиям ФГОС:

2.1. Проведение мониторинговых исследований
по оснащению и эффективному использованию оборудования в соответствии с требованиями ФГОС;
по скорости доступа к сети Интернет

+

+

Департамент общего образования

Томской области

2.2. Подготовка методических рекомендаций по оснащению  образовательного процесса в период перехода на требования  ФГОС 

+

Департамент общего образования

Томской области

3. Развитие дистанционного образования
в общеобразовательных учреждениях Томской области

3.1. Мониторинг потребности и внедрения дистанционного обучения в образовательных учреждениях Томской области

+

+

Департамент общего образования

Томской области

3.2. Выявление потребности в приобретении необходимого оборудования и программного обеспечения для развития дистанционного обучения

+

+

Департамент общего образования

Томской области

3.3. Организация повышения квалификации педагогических работников для ведения работы с использованием дистанционных технологий

+

+

Департамент общего образования

Томской области

3.4. Проведение семинаров-совещаний о реализации дистанционного обучения школьников в образовательных учреждениях

+

+

+

+

Департамент общего образования

Томской области

3.5. Организация и сопровождение деятельности экспериментальных, стажировочных, проектных площадок по развитию дистанционного обучения

+

+

+

+

Департамент общего образования Томской области

3.6. Информационное освещение реализации проекта развития дистанционного образования школьников

+

+

+

+

Департамент общего образования

Томской области

4. Создание и поддержка школьных (локальных), муниципальных и региональных образовательных сетей
по решению задач повышения качества образования:

4.1. Координация и организационно-методическое сопровождение региональных образовательных сетей

+

+

+

+

Департамент общего образования

Томской области

4.2. Совершенствование нормативно-правовой базы
по созданию организационных и иных условий функционирования региональных (муниципальных, школьных) образовательных сетей

+

+

Департамент общего образования

Томской области

4.3. Научно-методическое сопровождение реализации сетевых образовательных программ и проектов: проведение конференций, курсов ПК, семинаров-совещаний, подготовка методических рекомендаций, издание сборников

+

+

+

+

Департамент общего образования

Томской области

4.4. Выявление и поддержка сетевых  экспериментальных площадок-участников областного Форума инноваторов, реализующих долгосрочные программы по решению задач повышения качества образования

+

Департамент общего образования

Томской области

5. Создание организационно-управленческих условий реализации сетевых образовательных программ
в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
в том числе на основе взаимодействия общего, профессионального, дополнительного образования:

5.1. Разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию сетевых образовательных программ

+

Департамент общего образования

Томской области

5.2. Мониторинг реализации сетевых образовательных программ

+

+

Департамент общего образования

Томской области

6. Разработка и реализация сетевых образовательных программ на основе использования электронного обучения и  технологии дистанционного обучения с учетом индивидуальных потребностей обучающихся (профилизация, одаренность, ограниченные возможности здоровья, социальная дезадаптация):

6.1. Организация и проведение мониторинговых исследований по вопросам создания и функционирования информационной образовательной среды

+

+

+

+

Департамент общего образования

Томской области

6.2. Разработка и реализация программ курсовых мероприятий по обучению технологиям создания информационно-образовательной среды (с учетом специфики ООУ)

+

+

+

Департамент общего образования

Томской области

6.3. Проведение семинаров-совещаний по организационному и техническому обеспечению дистанционного обучения

+

+

+

+

Департамент общего образования

Томской области

7. Включение в образовательные сети школ, работающих
в сложных социальных условиях:

7.1. Создание условий для участия школ, работающих
в сложных социальных условиях, в муниципальных
и региональных проектах (по отдельному плану)

+

+

+

+

Департамент общего образования

Томской области

7.2. Организация и проведение семинаров-совещаний
по совершенствованию образовательного процесса
в малокомплектных школах  при введении ФГОС

+

+

+

+

Департамент общего образования

Томской области

8. Разработка, апробация и внедрение элементов комплексной системы показателей и индикаторов качества образования, соответствующих методик сбора, переработки, интерпретации и применения информации в рамках мониторинга и оценки качества образования Томской области:

8.1. Разработка измерительных материалов для оценки уровня обученности и уровня сформированности ключевых компетентностей школьников 4 – 5-х классов

+

Департамент общего образования

Томской области

8.2. Проведение мониторинговых исследований уровня обученности школьников Томской области и уровня сформированности ключевых компетентностей

+

Департамент общего образования

Томской области

8.3. Анализ факторов социальных контекстов, влияющих
на образовательные результаты школьников

+

Департамент общего образования

Томской области

8.4. Мониторинг исследования уровня предметных 
и надпредметных компетентностей обучающихся различных предметных областей по технологии «maStEx»

+

+

Департамент общего образования

Томской области

9. Оснащение образовательных учреждений, районных ресурсных центров современными аппаратно-программными средствами, оборудованием и программным обеспечением, необходимыми для эффективной организации процедур оценки качества образования, а также для информирования участников образовательного процесса, представителей общественности и других заинтересованных лиц о данных процедурах и результатах:

9.1. Мониторинг и анализ состояния оборудования ООУ
и районных ресурсных центров 

+

+

Департамент общего образования

Томской области

9.2. Оснащение образовательных учреждений современным оборудованием и программным обеспечением  

+

+

Департамент общего образования

Томской области

10. Развитие системы информирования граждан о процедурах и результатах процедур оценки качества образования, динамике показателей и индикаторов качества образования
в регионе:

10.1. Формирование рейтингов сайтов общеобразовательных учреждений

+

Департамент общего образования

Томской области

10.2. Проведение апелляционных процедур ЕГЭ
с использованием видеоконференцсвязи в 3 муниципалитетах Томской области

+

Департамент общего образования

Томской области

10.3. Информирование ООУ и граждан о результатах ЕГЭ и ГИА через личные электронные кабинеты.

+

Департамент общего образования

Томской области

11. Создание системы отчетности ООУ, обеспечивающей управление качеством образования, включая электронный документооборот:

11.1. Подготовка нормативных документов об организации региональной информационной системы построения отчетов по ООУ Томской области

+

+

+

+

Департамент общего образования

Томской области

11.2. Организация сбора и хранения данных о системе общего образования Томской области в региональной информационной системе

+

+

+

Департамент общего образования

Томской области

11.3. Согласование региональной информационной системы с информационными системами для оказания государственных и муниципальных услуг

+

+

Департамент общего образования

Томской области

12. Обеспечение уровня заработной платы педагогических работников, соответствующей средней заработной плате
по экономике в регионе:

12.1. Внесение изменений в Закон Томской области
от 17 декабря 2007 года № 276-ОЗ «О выделении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного
и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования в рамках общеобразовательных программ
в муниципальных общеобразовательных учреждениях»
в части уточнения нормативов подушевого финансирования на увеличение расходов по заработной плате

+

+

Департамент общего образования

Томской области

12.2. Мониторинг динамики заработной платы педагогических работников

+

+

+

+

Департамент общего образования

Томской области

13. Обновление содержания программ дополнительного профессионального образования для педагогических работников и условий их реализации

13.1 Совершенствование содержания образовательных программ дополнительного профессионального образования в условиях реализации персонифицированной модели обучения

+

+

+

+

Департамент общего образования Томской области

13.2. Создание условий для реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования в новых формах

+

+

+

+

Департамент общего образования Томской области

14. Внедрение комплекса мер по привлечению, профадаптации и поддержке молодых специалистов и молодых учителей, включая выплату ежемесячных стипендий:

14.1. Реализация региональной программы профессиональной адаптации и развития молодых учителей «Три горизонта»

+

+

+

+

Департамент общего образования

Томской области

14.2. Подготовка информационных циклов о наиболее успешных молодых педагогах для освещения в СМИ

+

+

+

+

Департамент общего образования

Томской области

14.3. Региональный конкурс «Молодой учитель»

+

+

Департамент общего образования

Томской области

14.4. Слет молодых педагогов Томской области

+

Департамент общего образования

Томской области

14.5. Съезд учителей Томской области

+

Департамент общего образования

Томской области

14.6. Создание муниципальных и регионального Совета молодых учителей Томской области

+

+

+

+

Департамент общего образования

Томской области

15. Разработка и внедрение механизма формирования кадрового резерва:

15.1. Разработка концепции формирования и реализации кадровой политики в системе общего образования Томской области

+

Департамент общего образования

Томской области

15.2. Создание конкурсных механизмов формирования кадрового резерва в системе общего  образования Томской области

+

Департамент общего образования

Томской области

15.3. Создание Школы управленческого мастерства

+

Департамент общего образования Томской области

15.4. Создание Школы кадрового резерва

+

Департамент общего образования Томской области

16. Совершенствование организационных, нормативных, методических материалов по аттестации и расширение дистанционных форм аттестации педагогических
и руководящих работников:

16.1. Разработка нормативных и методических материалов
по аттестации руководителей областных государственных образовательных учреждений

Департамент общего образования Томской области

16.2. Разработка методических рекомендаций по аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности в образовательных учреждениях разных типов

Департамент общего образования

Томской области

16.3. Проведение обучающих семинаров, совещаний
по изучению и внедрению дистанционных форм аттестации педагогических работников

Департамент общего образования

Томской области

17. Приведение в соответствие с Федеральным законом
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» деятельности системы ГОУО
и принципов открытости системы образования:

17.1. Областной конкурс на лучший опыт деятельности Управляющего совета

+

Департамент общего образования

Томской области

17.2. Развитие деятельности региональных сетей тьюторов и экспертов в области развития ГОУО

+

+

+

+

Департамент общего образования

Томской области

17.3. Взаимодействие с ведущими научными и общественными организациями в области развития ГОУО

+

+

+

+

Департамент общего образования

Томской области

18. Организация взаимодействия органов ГОУО
в информационно-образовательном пространстве:

18.1. Организация взаимодействия органов ГОУО в условиях

открытого культурно-образовательного и информационного пространства: Молодежный форум, региональный слет обучающихся, конкурс публичных докладов, семинар

+

+

+

Департамент общего образования Томской области

19. Инициирование и поддержка социальных проектов, реализуемых во взаимодействии с органами ГОУО, представителями местного сообщества, бизнеса:

19.1. Областной этап Всероссийской акции «Я – гражданин России»

+

+

Департамент общего образования

Томской области

19.2. Областной конкурс на лучшие социально-образовательные проекты

+

Департамент общего образования

Томской области

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать