Основная информация
Дата опубликования: | 18 апреля 2006г. |
Номер документа: | В200600851 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0600851
В200600851
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.07.2006, N 7, СТР. 93
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18.04.2006 N 12190/05
[О рассмотрении в судебном заседании заявление
Территориального управления Федерального агентства
по управлению федеральным имуществом по Рязанской
области о пересмотре в порядке надзора определения
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 18.08.2005 N 10256/05]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Полубениной И.И., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел в судебном заседании заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области о пересмотре в порядке надзора определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.2005 N 10256/05.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области - Рябинкин О.П.;
от правительства Рязанской области - Миронова И.В., Пуклич С.И.
Заслушав и обсудив доклад судьи Горячевой Ю.Ю., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области (далее - управление) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с иском к правительству Рязанской области (далее - правительство) о внесении земельного участка, расположенного в Рыбновском районе Рязанской области, в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено закрытое акционерное общество "Рязанский конный завод".
Определением от 18.08.2005 N 10256/05 исковое заявление возвращено на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ввиду неподсудности дела Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации. Данный вывод мотивирован тем, что истцом и ответчиком по делу являются территориальное управление федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации и орган власти субъекта Российской Федерации, споры между которыми к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не отнесены. Кроме того, в определении указано, что иск "о внесении земельного участка в перечень..." не является экономическим спором и не связан с осуществлением иной экономической деятельности.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре определения в порядке надзора управление просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению управления, имеет место экономический спор между Российской Федерацией и Рязанской областью, который в силу пункта 3 части 2 статьи 34 Кодекса подлежит рассмотрению в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.
В отзыве на заявление правительство просит оставить судебный акт без изменения, указывая на несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Мотивы, которыми руководствовался суд при вынесении определения от 18.08.2005 N 10256/05, ошибочны, однако вывод о неподсудности спора Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации и возвращение заявления законодательству соответствуют.
Требование управления о внесении конкретного земельного участка в перечень участков федерального уровня собственности основано на положениях Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ; НГР:Р0101394 "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ). Этот Закон признан утратившим силу на основании статьи 4 Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ; НГР:Р0600955 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации; НГР:Р0101942, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0101942", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который, в свою очередь, вступает в силу с 1 июля 2006 года (статья 5).
Согласно статьям 2-5 Закона N 101-ФЗ разграничение государственной собственности на землю влечет возникновение права собственности на земельные участки либо у Российской Федерации, либо у субъектов Российской Федерации, либо у муниципальных образований.
В соответствии со статьей 7 Закона N 101-ФЗ споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться с использованием согласительных процедур, а в случае недостижения согласованного решения - рассматриваются в суде.
Исходя из изложенного судебные споры, связанные с разграничением государственной собственности на землю, в силу Закона N 101-ФЗ возможны только между публично-правовыми образованиями: Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями. Указанные споры носят экономический характер, так как собственность публично-правового образования составляет одну из экономических основ его деятельности. Рассмотрение подобных споров на основании пункта 1 статьи 2 и части 2 статьи 27 Кодекса входит в компетенцию арбитражных судов.
В судебных процессах от имени публично-правовых образований выступают уполномоченные органы. Управление является территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, к ведению которого отнесены вопросы разграничения государственной собственности на землю.
Следовательно, у суда не было оснований считать, что указание в заявлении в качестве сторон по делу вместо Российской Федерации и Рязанской области конкретных органов, уполномоченных действовать от имени названных публично-правовых образований при разграничении государственной собственности на землю, влияет на субъектный состав участвующих в деле лиц и определяет его подсудность. В данном случае неточность в наименованиях сторон по делу могла послужить основанием для оставления заявления без движения (часть 1 статьи 128 Кодекса).
Что касается формулировки предмета требования, то по правилам части 1 статьи 49 Кодекса она может быть изменена до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в суде первой инстанции.
Тем не менее вывод суда о неподсудности данного дела Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации является правильным с учетом требований статей 6 и 7 Закона N 101-ФЗ, не предусматривающих проведение процедуры разграничения государственной собственности на землю без обеспечения возможности участия в этой процедуре муниципальных образований.
В целях обеспечения гарантий, предоставленных Законом N 101-ФЗ названным публично-правовым образованиям, привлечение их к участию в судебных спорах о разграничении государственной собственности на землю в отношении любого земельного участка обязательно.
Следовательно, в силу положений статьи 34 и части 1 статьи 38 Кодекса подобные дела подсудны не Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, а арбитражному суду субъекта Российской Федерации по месту нахождения земельного участка.
Ошибочное непривлечение управлением в качестве стороны по делу муниципального образования в данном случае на подсудность дела не влияет.
Таким образом, вывод обжалуемого определения о неподсудности дела Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации и возвращение на этом основании поданного заявления со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 129 Кодекса законодательству соответствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.2005 N 10256/05 оставить без изменения.
Заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий
А.А. Иванов
[отформатировано: 16.10.2007 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 08.06.2009 редактор НЦПИ - Приходько И.О.]
В0600851
В200600851
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.07.2006, N 7, СТР. 93
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18.04.2006 N 12190/05
[О рассмотрении в судебном заседании заявление
Территориального управления Федерального агентства
по управлению федеральным имуществом по Рязанской
области о пересмотре в порядке надзора определения
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 18.08.2005 N 10256/05]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Полубениной И.И., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел в судебном заседании заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области о пересмотре в порядке надзора определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.2005 N 10256/05.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области - Рябинкин О.П.;
от правительства Рязанской области - Миронова И.В., Пуклич С.И.
Заслушав и обсудив доклад судьи Горячевой Ю.Ю., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области (далее - управление) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с иском к правительству Рязанской области (далее - правительство) о внесении земельного участка, расположенного в Рыбновском районе Рязанской области, в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено закрытое акционерное общество "Рязанский конный завод".
Определением от 18.08.2005 N 10256/05 исковое заявление возвращено на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ввиду неподсудности дела Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации. Данный вывод мотивирован тем, что истцом и ответчиком по делу являются территориальное управление федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации и орган власти субъекта Российской Федерации, споры между которыми к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не отнесены. Кроме того, в определении указано, что иск "о внесении земельного участка в перечень..." не является экономическим спором и не связан с осуществлением иной экономической деятельности.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре определения в порядке надзора управление просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению управления, имеет место экономический спор между Российской Федерацией и Рязанской областью, который в силу пункта 3 части 2 статьи 34 Кодекса подлежит рассмотрению в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.
В отзыве на заявление правительство просит оставить судебный акт без изменения, указывая на несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Мотивы, которыми руководствовался суд при вынесении определения от 18.08.2005 N 10256/05, ошибочны, однако вывод о неподсудности спора Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации и возвращение заявления законодательству соответствуют.
Требование управления о внесении конкретного земельного участка в перечень участков федерального уровня собственности основано на положениях Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ; НГР:Р0101394 "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ). Этот Закон признан утратившим силу на основании статьи 4 Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ; НГР:Р0600955 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации; НГР:Р0101942, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0101942", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который, в свою очередь, вступает в силу с 1 июля 2006 года (статья 5).
Согласно статьям 2-5 Закона N 101-ФЗ разграничение государственной собственности на землю влечет возникновение права собственности на земельные участки либо у Российской Федерации, либо у субъектов Российской Федерации, либо у муниципальных образований.
В соответствии со статьей 7 Закона N 101-ФЗ споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться с использованием согласительных процедур, а в случае недостижения согласованного решения - рассматриваются в суде.
Исходя из изложенного судебные споры, связанные с разграничением государственной собственности на землю, в силу Закона N 101-ФЗ возможны только между публично-правовыми образованиями: Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями. Указанные споры носят экономический характер, так как собственность публично-правового образования составляет одну из экономических основ его деятельности. Рассмотрение подобных споров на основании пункта 1 статьи 2 и части 2 статьи 27 Кодекса входит в компетенцию арбитражных судов.
В судебных процессах от имени публично-правовых образований выступают уполномоченные органы. Управление является территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, к ведению которого отнесены вопросы разграничения государственной собственности на землю.
Следовательно, у суда не было оснований считать, что указание в заявлении в качестве сторон по делу вместо Российской Федерации и Рязанской области конкретных органов, уполномоченных действовать от имени названных публично-правовых образований при разграничении государственной собственности на землю, влияет на субъектный состав участвующих в деле лиц и определяет его подсудность. В данном случае неточность в наименованиях сторон по делу могла послужить основанием для оставления заявления без движения (часть 1 статьи 128 Кодекса).
Что касается формулировки предмета требования, то по правилам части 1 статьи 49 Кодекса она может быть изменена до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в суде первой инстанции.
Тем не менее вывод суда о неподсудности данного дела Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации является правильным с учетом требований статей 6 и 7 Закона N 101-ФЗ, не предусматривающих проведение процедуры разграничения государственной собственности на землю без обеспечения возможности участия в этой процедуре муниципальных образований.
В целях обеспечения гарантий, предоставленных Законом N 101-ФЗ названным публично-правовым образованиям, привлечение их к участию в судебных спорах о разграничении государственной собственности на землю в отношении любого земельного участка обязательно.
Следовательно, в силу положений статьи 34 и части 1 статьи 38 Кодекса подобные дела подсудны не Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, а арбитражному суду субъекта Российской Федерации по месту нахождения земельного участка.
Ошибочное непривлечение управлением в качестве стороны по делу муниципального образования в данном случае на подсудность дела не влияет.
Таким образом, вывод обжалуемого определения о неподсудности дела Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации и возвращение на этом основании поданного заявления со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 129 Кодекса законодательству соответствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.2005 N 10256/05 оставить без изменения.
Заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий
А.А. Иванов
[отформатировано: 16.10.2007 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 08.06.2009 редактор НЦПИ - Приходько И.О.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 7 от 01.07.2006 Стр. 93 |
Рубрики правового классификатора: | 030.000.000 Гражданское право, 030.040.000 Публично-правовые образования, 030.040.010 Участие Российской Федерации в гражданском обороте (см. также 020.010.020, 020.010.030, 020.010.040, 030.150.040), 030.090.000 Право собственности и другие вещные права (см. также 030.150.080), 030.090.080 Право собственности и другие вещные права на землю и иные природные ресурсы (см. также 110.020.070, 110.030.040, 110.030.050, 110.040.060, 110.050.060, 110.060.050, 110.060.060, 110.070.030, 110.080.030), 110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды, 110.020.000 Использование и охрана земель (см. также 200.150.030), 110.020.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области земельных отношений. Контроль за соблюдением земельного законодательства (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 110.020.070 Право собственности и иные права на землю (см. также 030.090.080), 110.020.080 Возникновение прав на землю. Предоставление земельных участков, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции, 180.050.030 Производство по пересмотру решений |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: