Основная информация
Дата опубликования: | 18 мая 2000г. |
Номер документа: | Р0003004 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р0003004
Р0003004
ОПУБЛИКОВАНО: ВЕСТНИК
ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, 2000, N 17, СТР. 28
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ
КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18.05.2000 N 102/1133-3
О КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ОРГАНИЗАТОРОВ ВЫБОРОВ И
РЕФЕРЕНДУМОВ И ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ
ИЗБИРАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА 2000-2005 ГОДЫ
Рассмотрев проект
Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и
референдумов и правовому просвещению избирателей в Российской Федерации на
2000-2005 годы и в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" и пунктом 18 постановления Правительства
Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 937 "О содействии
избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Центральная
избирательная комиссия Российской Федераций постановляет:
1. Принять за основу
Комплекс мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и
референдумов и правовому просвещению избирателей в Российской Федерации на
2000-2005 годы (прилагается).
2. Поручить Секретарю
ЦИК России O.K. Застрожной, члену ЦИК России Е.П. Ищенко и руководителю
Российского центра обучения избирательным технологиям при Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации Ю.А. Веденееву доработать Комплекс
мер с учетом замечаний и предложений, высказанных на заседании ЦИК России, а
также поступивших от избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
3. Доработанный
Комплекс мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и
референдумов и правовому просвещению избирателей в Российской Федерации на
2000-2005 годы представить на утверждение Правительства Российской Федерации.
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации А.А. ВЕШНЯКОВ
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации О.К. ЗАСТРОЖНАЯ
КОМПЛЕКС МЕР
по повышению
профессиональной подготовки организаторов выборов
и референдумов и
правовому просвещению избирателей
в Российской Федерации на 2000-2005
годы
1. Общие положения
Проведение выборов
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в
1999 году, Президента Российской Федерации в 2000 году, а также в органы
государственной власти и органы местного самоуправления в субъектах Российской
Федерации подтвердило, что в стране сложилась система избирательных комиссий,
способная обеспечить подготовку и проведение выборов и референдумов, реализацию
конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными
в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Прошедшие федеральные
и региональные выборы показали, что их организация и проведение зависят от
уровня профессиональной подготовки организаторов выборов, культуры поведения
граждан Российской Федерации в избирательном процессе.
Придавая важное
значение данному аспекту демократических выборов, Президент Российской
Федерации своим Указом от 28 февраля 1995 года N 228 одобрил Федеральную
целевую программу повышения правовой культуры избирателей и организаторов
выборов в Российской Федерации, выполнение которой обеспечивали Центральная
избирательная комиссия Российской Федерации и Российский центр обучения
избирательным технологиям, образованный при ЦИК России в соответствии с
распоряжением Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 года N 558-рп
(далее - РЦОИТ).
Программа была
рассчитана на все категории субъектов избирательного процесса: избирателей,
организаторов выборов, общественные объединения, кандидатов, их доверенных лиц,
наблюдателей.
В осуществлении
программных мероприятий участвовали федеральные министерства и ведомства,
органы государственной власти и избирательные комиссии субъектов Российской
Федерации, просветительские организации, ведущие образовательные и
исследовательские центры.
Реализация Федеральной
программы подтвердила не только своевременность и необходимость ее создания и
применения, но и безусловную перспективность ее продолжения на новом этапе
развития политической демократии в нашей стране.
В период 1995-1999
годов были заложены исходные законодательные, административные, информационные
и научные основы современной, отвечающей требованиям международных стандартов,
избирательной системы Российской Федерации.
Итоги федеральных
парламентских и президентских выборов 1999-2000 годов в полной мере
продемонстрировали правильность и последовательность государственной политики в
области правового просвещения избирателей и организаторов выборов
предшествующего периода.
Значительная часть
граждан Российской Федерации понимает выборы как одну из основных политических
ценностей. Избиратели знают основополагающие нормы избирательного права и
принципы их реализации, порядок образования и деятельности избирательных
комиссий, реагируют на нарушение их гражданских прав.
Это свидетельствует о
становлении подлинно демократической культуры участия граждан в избирательном
процессе, значение и актуальность которой в преддверии очередных выборов в
органы государственной власти и органы местного самоуправления в 2000-2005
годах нельзя недооценивать.
Процесс повышения
правовой культуры участника избирательного процесса является непрерывным. В
связи с завершением действия указанной Федеральной программы возникает
потребность в создании и реализации нового комплекса мер, касающегося прежде
всего профессиональной подготовки организаторов выборов, правового просвещения
избирателей, координации этой работы, анализа и обобщения положительных и
негативных моментов федеральной, региональной и местной выборной и
референдумной практики.
С учетом накопленного
опыта правового просвещения граждан Российской Федерации и обучения
организаторов выборов, в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации", во исполнение пункта 18 постановления
Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 937 "О
содействии избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения
выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации" подготовлен Комплекс мер по повышению профессиональной
подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому просвещению
избирателей в Российской Федерации на 2000-2005 годы.
2. Цели, задачи, основные
направления
Основной целью
Комплекса мер является содействие развитию современной избирательной политики,
ориентированной на последовательную реализацию прав и свобод граждан,
отвечающей демократическим избирательным стандартам, правилам и процедурам.
Комплекс мер
определяет важнейшие структурные и процедурные элементы избирательного процесса
и выстроен вокруг трех базовых направлений организации и проведения выборов и
референдумов:
повышение уровня
профессиональной подготовки кадров системы избирательных комиссий Российской
Федерации;
правовое просвещение
различных социальных категорий граждан Российской Федерации;
создание юридической,
информационно-аналитической и образовательной инфраструктуры избирательного
процесса в Российской Федерации.
Последовательное
повышение правовой культуры участников избирательного процесса предполагает
решение целого комплекса задач, таких, как:
формирование
адекватных представлений в области избирательного права и законодательства у
всех потенциальных участников избирательного процесса;
оказание
систематической научно-методической и практической помощи избирателям,
организаторам выборов, представителям средств массовой информации;
целевая подготовка
высококвалифицированных специалистов в области публичного и избирательного
права;
создание таких
нормативных, процедурных и организационных условий реализации избирательных
прав граждан, которые обеспечивают режим полного доверия к выборам и
референдумам как формам народовластия;
образование
консультативной сети по работе с общественными объединениями, кандидатами в
депутаты и на выборные должности, их доверенными лицами, наблюдателями и
средствами массовой информации, инициаторами проведения референдумов;
аналитическое
сопровождение законодательной и правоприменительной деятельности в
избирательном процессе.
Представленный
документ логически дополняет План реализации Комплекса мер, содержащий
конкретные мероприятия по соответствующим направлениям обучения участников
выборов и референдумов. Эти мероприятия ориентированы на подготовку солидной
организационно-методической, правовой, информационно-технологической базы по
проведению избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации в
2003-2004 годах, органов государственной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления.
Планом предусмотрена
организация аналитического и научно-информационного сопровождения процесса
обучения, основная цель которого состоит в исследовании эффективности
избирательного законодательства и практики его применения, деятельности
избирательных комиссий, средств массовой информации, иных участников выборов в
ходе избирательных кампаний.
К реализации Комплекса
мер должны быть привлечены федеральные и региональные органы государственной
власти, избирательные комиссии всех уровней, органы местного самоуправления,
научная общественность, практики в области проведения выборов и референдумов,
просветительские организации и учреждения.
Комплекс мер станет
органичной частью общей системы политических, административных, правовых и
идеологических мероприятий, направленных на дальнейшее углубление
демократических преобразований институтов государственной власти и местного
самоуправления в Российской Федерации.
3. Повышение
профессиональной подготовки кадров
избирательных комиссий
Подготовка
специалистов высшей квалификации в области организации и проведения выборов и
референдумов образует важнейшее направление государственной кадровой политики
на современном этапе.
Становление системы
избирательных комиссий в качестве постоянно действующих государственных и
муниципальных органов выдвигает на передний план проблему их комплектования и
кадрового обеспечения.
Параллельно с
изменениями в содержании общего юридического образования следует
целенаправленно готовить специалистов для выполнения правоприменительной
деятельности в избирательном процессе, финансовой и контрольно-ревизионной
работы.
Главной целью обучения
является повышение профессиональной квалификации организаторов выборов и
референдумов по обеспечению управления избирательным процессом и проведения
референдума в условиях экономических и социальных преобразований в стране,
постоянного изменения избирательного законодательства, изучения практики его
применения, совершенствования и реформирования избирательной системы.
Принимая во внимание
высокую интенсивность проведения региональных и муниципальных выборов в течение
2000 года и первой половины 2003 года, необходимо организовать постоянное
предметное обучение кадров избирательных комиссий различных уровней, а также
системных администраторов Государственной автоматизированной системы Российской
Федерации "Выборы", юрисконсультов, руководителей финансовых и
контрольно-ревизионных служб.
Первоочередная задача
их обучения - юридическая подготовка и переподготовка по различным аспектам
избирательного права и процесса. Основное внимание будет уделяться не только
изучению избирательного законодательства, норм иных отраслей права,
обслуживающих избирательный процесс, но и усвоению форм их практической
реализации.
Правовая подготовка
указанной категории специалистов включает обязательное изучение основ
конституционного, избирательного, гражданского, административного и финансового
права, которые в совокупности образуют юридическую инфраструктуру
избирательного процесса.
В ходе обучения нужно
активно привлекать организаторов выборов к участию в законопроектной работе в
области избирательного права и процесса.
Следует более глубоко
осмыслить организационно-управленческие формы деятельности избирательных
комиссий, современные методы управления избирательным процессом, особенно в
критических и нестандартных ситуациях, освоить навыки принятия оперативных
административных решений в условиях дефицита времени на осуществление тех или
иных избирательных действий.
Существенное место в
процессе обучения отводится анализу правонарушающих избирательных технологий на
стадии сбора подписей граждан, предвыборной агитации, финансирования
избирательных кампаний, более широкому применению ГАС "Выборы" во
всех сферах деятельности избирательных комиссий, от сбора и обработки
информации, получаемой в ходе выборов, ее анализа и распространения до
установления результатов волеизъявления граждан.
Перспективным является
направление изучения зарубежного опыта организации и проведения избирательных
кампаний. Принципиально важно освоить модели тех избирательных стандартов и
процедур, которые, исходя из реальных условий действующей в стране
избирательной системы, признаны наиболее рациональными и возможными для
применения.
Обучение должно
охватить кадры избирательных комиссий следующих уровней:
избирательные комиссии
субъектов Российской Федерации;
окружные избирательные
комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации, законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
территориальные и
участковые избирательные комиссии.
Обучение ряда
категорий специалистов на уровне председателей, заместителей председателей,
секретарей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации проводится в
форме подготовки и переподготовки кадров в системе Российской академии
государственной службы при Президенте Российской Федерации, ее региональных
центрах кадровой подготовки и институтах.
Необходимые
специализированные программы и методики обучения разрабатывает РЦОИТ в
сотрудничестве с Российской академией государственной службы при Президенте
Российской Федерации. Программы обучения строятся на основе сочетания теории и
практики избирательного процесса и предусматривают проведение тренингов,
дискуссий, семинаров и "круглых столов", анализ проблемных ситуаций.
На уровне окружных
избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской Федерации основной акцент в
подготовке специалистов основан на изучении избирательного законодательства и
правоприменительной практики, особенно судебной.
Основная форма
обучения - периодические региональные и межрегиональные семинары, проводимые по
программам, разработанным РЦОИТ совместно с избирательными комиссиями субъектов
Российской Федерации.
Обучение членов
территориальных и участковых избирательных комиссий организуют избирательные
комиссии субъектов Российской Федерации через проводимые кустовые (районные,
городские) семинары и курсы повышения квалификации, образуемые на базе ведущих
региональных образовательных учреждений.
Реализация данного
раздела Комплекса мер позволит существенно повысить профессиональный уровень
кадров системы избирательных комиссий, что является необходимым условием
качественной подготовки и проведения парламентских и президентских выборов в
Российской Федерации 2003 и 2004 годов.
4. Повышение правовой
культуры представителей общественных
объединений, кандидатов, их
доверенных лиц, наблюдателей
Практика федеральных и
региональных выборов 1995-2000 годов свидетельствует о необходимости
внимательного отношения к повышению правовой культуры представителей
общественных объединений, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей.
Основная задача,
связанная с формированием культуры ответственного и профессионального участия
данной категории лиц в избирательном процессе, состоит в организации системы их
подготовки и переподготовки на базе современных учебно-информационных
технологий по овладению знаниями избирательного законодательства, практическими
навыками его применения, квалифицированного ведения избирательной кампании.
Обучение проводится
РЦОИТ по разработанным программам, содержащим политико-правовые,
экспортно-аналитические и технологические направления.
В этих целях создается
постоянно действующий семинар и учебные курсы, проводятся регулярные
юридические консультации, при необходимости организуется стажировка обучающихся
в избирательных комиссиях и иных учреждениях, связанных с проведением
избирательных кампаний.
В процессе обучения
формируются навыки общения с избирателями, избирательными комиссиями,
представителями средств массовой информации, политическими конкурентами на
выборах.
Для реализации данного
раздела Комплекса мер предусматривается издание учебных и методических пособий.
Проведение выборов
обеспечивается серьезным общественным контролем за соблюдением норм закона в
ходе голосования, подсчета голосов избирателей, определения результатов
волеизъявления избирателей, оформления соответствующих документов. В этом
процессе участвует значительное число наблюдателей, назначаемых кандидатами,
общественными объединениями. Правовое обучение данной категории участников
выборов также предусмотрено планом.
5. Правовое просвещение
избирателей
Правовое просвещение
избирателей является одним из важнейших ресурсов демократического
избирательного процесса.
Данный раздел
Комплекса мер направлен на формирование устойчивого интереса граждан к
политико-правовым формам собственной социальной активности, понимания смысла и
значения юридических правил и процедур выборов и референдумов.
Через правовое
просвещение избирателей решается задача включения в избирательный процесс
различных групп населения, представительства общественных интересов в
деятельности выборных органов государственной власти и органов местного
самоуправления.
Принимая во внимание,
что с каждым новым избирательным циклом в выборы включается новое поколение
граждан, государственные структуры, избирательные органы,
общественно-политические объединения не могут оставаться безразличными к их
участию или неучастию в избирательном процессе.
Процесс правового
просвещения избирателей осуществляется в двух основных формах:
общее правовое
образование в школах и высших учебных заведениях;
правовое просвещение
путем создания специальных информационно-образовательных, издательских и
предметно-тематических проектов.
Наиболее удачные с
точки зрения содержания и технологий проекты должны получать публичное
признание и широко внедряться в практику.
Ведущее место в
процессе правового просвещения избирателей занимает подготовка молодежи к
участию в избирательном процессе. Выполнение данной задачи обеспечивается
комплексом мероприятий, предусмотренных целевым проектом "Молодежь и
выборы".
6. Средства массовой
информации и правовое обучение
Средства массовой
информации образуют важнейший институт формирования и распространения различных
представлений и мнений в общественном сознании. Их влияние на динамику и
структуру развития правового просвещения в избирательном процессе открывает
широкие возможности для проведения активной государственной политики в данной
области.
Решение этой задачи
предполагает создание и размещение серии информационно-аналитических,
просветительских и иных программ, рассчитанных на конкретные
социально-статусные, возрастные и территориальные группы населения.
Распространение в
средствах массовой информации объективных материалов о деятельности
избирательных комиссий, других участников избирательного процесса образует
важнейший элемент доверия граждан к собственному государству.
Поэтому достоверная,
полная и регулярно обновляемая информация о настроениях и ожиданиях
избирателей, оценках и отношении к выборам и референдумам определяет
полноценное участие граждан в избирательном процессе.
Представители средств
массовой информации являются одновременно и участниками избирательного
процесса, поэтому они должны быть также вовлечены в систему проводимых
мероприятий по правовому просвещению.
В этих целях
предусматривается проведение с ними семинаров, конференций и других мероприятий
по различным аспектам организации и проведения выборов, в том числе методам
ведения предвыборной агитации.
7. Организация управления
Комплексом мер
Организация управления
Комплексом мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и
референдумов и правового просвещения избирателей в Российской Федерации на
2000-2005 годы возлагается на Центральную избирательную комиссию Российской
Федерации.
Головным учреждением
по реализации Комплекса мер является Российский центр обучения избирательным
технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Работа по
осуществлению Комплекса мер проводится Центральной избирательной комиссией
Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской
Федерации, с участием федеральных и региональных органов государственной власти
и органов местного самоуправления.
Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации утверждает план мероприятий в рамках Комплекса
мер на соответствующий финансовый год, готовит ежегодный доклад Правительству
Российской Федерации о его реализации и доводит его до всеобщего сведения
посредством опубликования в печатном органе Комиссии.
8. Финансирование Комплекса
мер
Финансирование
Комплекса мер производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на подготовку и
проведение федеральных выборов и референдумов, на обеспечение реализации
проектов, связанных с повышением правовой культуры избирателей, обучением
организаторов выборов и референдумов, а также за счет средств общественных
объединений и иных участников избирательного процесса в порядке долевого
участия.
Финансирование
деятельности РЦОИТ, а также работ по выполнению им Комплекса мер осуществляется
за счет средств федерального бюджета, выделяемых для Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации на указанные цели, а также за счет средств,
получаемых РЦОИТ в результате предпринимательской деятельности, и других
источников, предусмотренных действующим законодательством.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
Комплекса мер по повышению
профессиональной подготовки
организаторов выборов и
референдумов и правовому
просвещению избирателей в
Российской Федерации
на 2000-2005 годы
1.
Организационно-методическое обеспечение реализации
Комплекса мер
1.1. Организация системы координации
организационно-методических,
информационно-технологических,
финансовых и иных вопросов, связанных с реализацией мероприятий по
повышению
профессиональной подготовки организаторов
выборов и
референдумов и правовому просвещению избирателей на
федеральном и
региональном уровнях, и оказания
содействия избирательным
комиссиям в их исполнении.
Проведение
семинаров-совещаний и иных мероприятий с соисполнителями Комплекса мер
второе полугодие ЦИК России,
2000 г. РЦОИТ при ЦИК России,
министерства
и ведомства,
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
1.2. Проведение анализа
качества профессиональной подготовки организаторов выборов, кадров
избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных
комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации, подготовка предложений
второе полугодие ЦИК России,
2000 г. РЦОИТ при ЦИК России,
ФЦИ
при ЦИК России
1.3. Изучение
общественного мнения различных категорий участников избирательного процесса
относительно системы и уровня повышения их правовой культуры. Разработка
рекомендаций по созданию новых форм и методов правового просвещения избирателей
2000-2001 гг. ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России с привлечением
заинтересованных организаций
1.4. Анализ практики
использования ГАС "Выборы" в региональных избирательных кампаниях,
федеральных выборах 1999 и 2000 годов. Разработка проектов федерального закона
о ГАС "Выборы" и нормативно-технических документов по дальнейшему развитию
и эксплуатации указанной системы. Подготовка учебного пособия "Правовое
обеспечение ГАС "Выборы"
второе полугодие ЦИК России,
2000 г. ФЦИ при ЦИК России
1.5. Создание на базе
ГАС "Выборы" информационно-справочной системы о мероприятиях,
проводимых в рамках Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки
организаторов выборов и референдумов и правовому просвещению избирателей
первое полугодие ЦИК России,
2001 г. РЦОИТ при ЦИК России,
ФЦИ при ЦИК России
1.6. Разработка
организационно-правового механизма взаимодействия избирательных комиссий с
региональными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по
проблемам обучения избирателей и организаторов выборов
второе полугодие ЦИК России,
2000 г. РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
1.7. Анализ
деятельности окружных избирательных комиссий по выборам депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, разработка
рекомендаций по совершенствованию их работы
второе полугодие ЦИК России,
2000 г. ФЦИ при ЦИК России
1.8. Создание
информационной базы данных:
государственных и
общественных организаций, занимающихся правовым обучением в области
избирательного права;
специалистов и ученых
по избирательному праву и избирательному процессу;
специализированных
учреждений, организаций, центров и фондов политических технологий и маркетинга;
литературы в области
избирательного права и процесса
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации,
ФЦИ
при ЦИК России
1.9. Разработка и
издание методических пособий и рекомендаций по применению норм федерального
избирательного законодательства по выборам депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации 2003 года и Президента Российской
Федерации 2004 года, а также научно-популярной литературы по
правоприменительной практике
первое полугодие ЦИК России,
2003 г. РЦОИТ при ЦИК России,
ФЦИ
при ЦИК России
1.10. Разработка
учебного плана и учебной программы для курсов повышения квалификации
организаторов выборов:
председателей,
заместителей председателей, секретарей избирательных комиссий субъектов
Российской Федерации, системных администраторов ГАС "Выборы", руководителей
финансовых и контрольно-ревизионных служб указанных комиссий
второе полугодие ЦИК России,
2000 г. РЦОИТ при ЦИК России,
ФЦИ
при ЦИК России,
Российская академия
государственной службы
при
Президенте Российской Федерации,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
1.11. Создание
методического кабинета в структуре Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации по правовому обучению участников избирательного процесса
до 2003 г. ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
ФЦИ
при ЦИК России
1.12. Подготовка, издание
и распространение нормативно-правовых актов, учебно-методической,
информационно-справочной, иной литературы в области избирательного права для
всех категорий участников избирательного процесса (по отдельным планам)
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
1.13. Обобщение и
распространение опыта работы по повышению правовой культуры избирателей, в том
числе молодых и будущих избирателей, других участников избирательного процесса,
по проведению избирательных кампаний и референдумов, повышению профессиональной
подготовки организаторов избирательного процесса, изучение и распространение
зарубежной практики работы по данному направлению
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
1.14. Участие в
организации подготовки и переподготовки учительских и преподавательских кадров
по конституционному, избирательному праву и граждановедческим дисциплинам
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
Минобразование России
Российская академия
образования
1.15. Проведение
конкурсов среди молодых ученых и специалистов на лучшую научную работу по
вопросам избирательного права, социологическим и политологическим проблемам
подготовки и проведения выборов и референдумов
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России
1.16. Разработка
системы мер по совершенствованию технологии финансового контроля за
формированием избирательных фондов кандидатов, расходованием средств этих
фондов, деятельности Контрольно-ревизионной службы при ЦИК России и
контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях субъектов Российской
Федерации
2001 г. ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
1.17. Открытие на
странице ЦИК России в сети Интернет раздела, посвященного реализации Комплекса
мер по соответствующим направлениям, и его регулярное информационное
наполнение, создание сайта "Молодой избиратель" для консультаций по
избирательному праву
открытие раздела - ЦИК России,
первый квартал РЦОИТ при ЦИК России,
2001 г., ФЦИ при ЦИК России,
наполнение избирательные комиссии субъектов
информацией - Российской Федерации
ежеквартально
2. Повышение
профессиональной подготовки кадров
избирательных комиссий
2.1. Организация
курсов повышения квалификации председателей, заместителей председателей,
секретарей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, системных
администраторов ГАС "Выборы", руководителей финансовых и
контрольно-ревизионных служб указанных комиссий на базе Российской академии
государственной службы при Президенте Российской Федерации и ее региональных
центров подготовки кадров
2000-2002 гг. ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
ФЦИ
при ЦИК России,
Российская академия государственной службы
при
Президенте Российской Федерации,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
2.2. Организация учебы
председателей, заместителей председателей и секретарей окружных избирательных
комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации на региональных и межрегиональных семинарах
первое полугодие ЦИК России,
2003 г. РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
2.3. Проведение цикла
кустовых семинаров членов территориальных и участковых избирательных комиссий
по проблемам организации и проведения выборов и референдумов по мере
необходимости избирательные комиссии субъектов
в течение всего Российской Федерации,
периода РЦОИТ при ЦИК России
2.4. Обобщение
практики работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по
организации правового обучения участников избирательного процесса
в течение всего ЦИК России,
периода РЦОИТ при ЦИК России
2.5. Изучение
международных избирательных стандартов, разработка предложений по их применению
в избирательном процессе Российской Федерации
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России
2.6. Разработка
методических пособий и рекомендаций в помощь участковым избирательным
комиссиям, комиссиям референдума, образованных за пределами территории
Российской Федерации
2003-2004 гг. ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России
2.7. Организация
стажировок членов нижестоящих избирательных комиссий в ЦИК России,
избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации с целью изучения
практики работы
весь период ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
2.8. Создание и
развитие системы научных связей и информационного обмена по организации
повышения правовой культуры участников избирательного процесса (по отдельному
плану)
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
2.9. Изучение
общественного мнения о деятельности избирательных комиссий разных уровней по
организации и проведению выборов и референдумов, оценка эффективности правового
обучения участников избирательного процесса, разработка предложений по его
дальнейшему совершенствованию
2003 г. ЦИК России,
РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации с привлечением
независимых экспертов
2.10. Проведение
семинаров, деловых встреч с руководителями органов прокуратуры, внутренних дел,
судов, Минобороны, МИД, Госналогслужбы по вопросам взаимодействия с
избирательными комиссиями в избирательном процессе, подготовка методических и
нормативных материалов
весь период по мере ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
необходимости избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации,
Генеральная прокуратура Российской
Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации,
Минобороны России,
МВД
России,
МИД
России,
Госналогслужба
2.11. Регулярное
обобщение практики рассмотрения избирательных споров, обращений граждан и
своевременное доведение результатов этих обобщений до сведения участников
избирательного процесса
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации,
суды
субъектов Российской Федерации.
3. Повышение правовой
культуры представителей общественных
объединений, кандидатов, их
доверенных лиц и наблюдателей
3.1. Организация и
проведение семинаров, других мероприятий с представителями общественных
объединений, кандидатами, их доверенными лицами, наблюдателями по различным
аспектам организации избирательных кампаний и реформирования избирательной системы
в Российской Федерации, совершенствования законодательства о выборах,
правоприменительной практики (по отдельным планам)
2000-2005 гг. ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
3.2. Обобщение и
анализ практики участия политических общественных объединений в формировании
избирательных комиссий различных уровней в ходе избирательных кампаний
1999-2000 годов. Разработка рекомендаций по оптимизации данной работы
второе полугодие ЦИК России,
2000 г. РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
3.3. Проведение
консультаций для представителей общественных объединений, кандидатов, их
доверенных лиц, наблюдателей по разъяснению избирательного законодательства,
практики его применения, внедрению и использованию новаций в избирательных
технологиях
весь период по мере ЦИК России,
необходимости РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
4. Правовое просвещение
избирателей
4.1. Организация
работы лекторских групп при избирательных комиссиях субъектов Российской
Федерации, формируемых из числа квалифицированных юристов, ученых-правоведов,
опытных организаторов выборов, молодых ученых и студентов для чтения лекций по
избирательному законодательству
весь период ЦИК России,
РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
4.2. Разъяснение
избирательного законодательства в средствах массовой информации:
подготовка цикла теле-
и радиопередач, опубликование в общероссийских, региональных и местных газетах
и журналах материалов по тематике избирательного права и процесса
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации,
Министерство Российской Федерации
по
делам печати, телерадиовещания
и
средств массовых коммуникаций
4.3. Оказание методической
и организационно-технической помощи организаторам проведения конкурсов,
олимпиад, деловых игр и других мероприятий по тематике избирательного права и
избирательного процесса с молодыми и будущими избирателями
весь период ЦИК России,
РЦОИТ при ЦИК России,
Минобразование России,
Государственный комитет
Российской Федерации по молодежной
политике,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации,
Российская академия образования
4.4. Организация и
проведение конкурсов рефератов, курсовых, научно-исследовательских работ по
избирательному праву среди учащихся старших классов школ, средних специальных и
высших учебных заведений
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
Минобразование России,
"Учительская газета",
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
4.5. Оказание
методической и организационно-технической помощи при проведении семинаров по
граждановедению в школах и организация тематических смен по избирательному
праву в летних оздоровительных лагерях школьников и молодежи
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъект ов
Российской Федерации,
Российская академия образования
4.6. Организация и
проведение региональных и всероссийских научно-практических конференций и
семинаров студентов по проблемам реализации и защиты избирательных прав граждан
Российской Федерации
постоянно ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
Минобразование России
4.7. Участие в
разработке концепции и программы учебной практики в избирательных комиссиях
студентов таких специальностей, как политология, социология, государственное
управление, юриспруденция
2000-2001 гг. ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
Минобразование России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
4.8. Разработка целевой
программы "Молодежь и выборы"
первое полугодие ЦИК России,
2001 г. РЦОИТ при ЦИК России,
Государственный комитет
Российской Федерации по молодежной
политике
5. Средства массовой
информации и правовое обучение
5.1. Разработка схемы
взаимодействия избирательных комиссий с представителями средств массовой
информации.
Регулярное издание
пресс-релизов избирательных комиссий и представление их средствам массовой
информации
весь период ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации,
Министерство Российской Федерации
по
делам печати, телерадиовещания
и
средств массовых коммуникаций
5.2. Организация и
проведение Всероссийского и региональных конкурсов среди журналистов на лучший
материал об избирательной кампании
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации,
Союз
журналистов России
5.3. Организация
пресс-конференций, брифингов, семинаров для журналистов, специализирующихся на
освещении избирательных кампаний, по разъяснению основных положений
избирательного законодательства, оперативное информирование журналистов об
актуальных проблемах практики применения избирательного законодательства
2000-2005 гг. ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации,
Союз
журналистов России,
Министерство Российской Федерации
по
делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций
6.
Информационно-аналитическое сопровождение Комплекса мер
6.1. Организация
юридических, социологических и политологических исследований по следующим
актуальным проблемам избирательного права и процесса:
эффективность
избирательного законодательства, в том числе регулирующего деятельность
политических партий, избирательных объединений, средств массовой информации, и
разработка рекомендаций по его совершенствованию;
динамика и структура
участия в выборах и референдумах различных социально-возрастных групп
избирателей, в том числе степень поддержки ими различных политических партий,
общественных объединений и политических лидеров;
роль средств массовой
информации в информационном обеспечении избирателей и организаторов выборов и
их влияние на ориентации граждан в избирательном процессе
2001 -2003 гг. ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
6.2. Разработка
программы информационно-аналитических проектов по вопросам организации и
проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов
2001 г. ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
6.3. Подготовка
доклада о ходе реализации Комплекса мер по повышению профессиональной
подготовки организаторов выборов и референдумов и правового просвещения
избирателей в Российской Федерации на 2000-2005 годы
ежегодно ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
[отформатировано: 05.09.2000 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 26.09.2000 редактор НЦПИ - Вендер О.А.]
Р0003004
ОПУБЛИКОВАНО: ВЕСТНИК
ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, 2000, N 17, СТР. 28
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ
КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18.05.2000 N 102/1133-3
О КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ОРГАНИЗАТОРОВ ВЫБОРОВ И
РЕФЕРЕНДУМОВ И ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ
ИЗБИРАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА 2000-2005 ГОДЫ
Рассмотрев проект
Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и
референдумов и правовому просвещению избирателей в Российской Федерации на
2000-2005 годы и в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" и пунктом 18 постановления Правительства
Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 937 "О содействии
избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Центральная
избирательная комиссия Российской Федераций постановляет:
1. Принять за основу
Комплекс мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и
референдумов и правовому просвещению избирателей в Российской Федерации на
2000-2005 годы (прилагается).
2. Поручить Секретарю
ЦИК России O.K. Застрожной, члену ЦИК России Е.П. Ищенко и руководителю
Российского центра обучения избирательным технологиям при Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации Ю.А. Веденееву доработать Комплекс
мер с учетом замечаний и предложений, высказанных на заседании ЦИК России, а
также поступивших от избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
3. Доработанный
Комплекс мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и
референдумов и правовому просвещению избирателей в Российской Федерации на
2000-2005 годы представить на утверждение Правительства Российской Федерации.
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации А.А. ВЕШНЯКОВ
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации О.К. ЗАСТРОЖНАЯ
КОМПЛЕКС МЕР
по повышению
профессиональной подготовки организаторов выборов
и референдумов и
правовому просвещению избирателей
в Российской Федерации на 2000-2005
годы
1. Общие положения
Проведение выборов
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в
1999 году, Президента Российской Федерации в 2000 году, а также в органы
государственной власти и органы местного самоуправления в субъектах Российской
Федерации подтвердило, что в стране сложилась система избирательных комиссий,
способная обеспечить подготовку и проведение выборов и референдумов, реализацию
конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными
в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Прошедшие федеральные
и региональные выборы показали, что их организация и проведение зависят от
уровня профессиональной подготовки организаторов выборов, культуры поведения
граждан Российской Федерации в избирательном процессе.
Придавая важное
значение данному аспекту демократических выборов, Президент Российской
Федерации своим Указом от 28 февраля 1995 года N 228 одобрил Федеральную
целевую программу повышения правовой культуры избирателей и организаторов
выборов в Российской Федерации, выполнение которой обеспечивали Центральная
избирательная комиссия Российской Федерации и Российский центр обучения
избирательным технологиям, образованный при ЦИК России в соответствии с
распоряжением Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 года N 558-рп
(далее - РЦОИТ).
Программа была
рассчитана на все категории субъектов избирательного процесса: избирателей,
организаторов выборов, общественные объединения, кандидатов, их доверенных лиц,
наблюдателей.
В осуществлении
программных мероприятий участвовали федеральные министерства и ведомства,
органы государственной власти и избирательные комиссии субъектов Российской
Федерации, просветительские организации, ведущие образовательные и
исследовательские центры.
Реализация Федеральной
программы подтвердила не только своевременность и необходимость ее создания и
применения, но и безусловную перспективность ее продолжения на новом этапе
развития политической демократии в нашей стране.
В период 1995-1999
годов были заложены исходные законодательные, административные, информационные
и научные основы современной, отвечающей требованиям международных стандартов,
избирательной системы Российской Федерации.
Итоги федеральных
парламентских и президентских выборов 1999-2000 годов в полной мере
продемонстрировали правильность и последовательность государственной политики в
области правового просвещения избирателей и организаторов выборов
предшествующего периода.
Значительная часть
граждан Российской Федерации понимает выборы как одну из основных политических
ценностей. Избиратели знают основополагающие нормы избирательного права и
принципы их реализации, порядок образования и деятельности избирательных
комиссий, реагируют на нарушение их гражданских прав.
Это свидетельствует о
становлении подлинно демократической культуры участия граждан в избирательном
процессе, значение и актуальность которой в преддверии очередных выборов в
органы государственной власти и органы местного самоуправления в 2000-2005
годах нельзя недооценивать.
Процесс повышения
правовой культуры участника избирательного процесса является непрерывным. В
связи с завершением действия указанной Федеральной программы возникает
потребность в создании и реализации нового комплекса мер, касающегося прежде
всего профессиональной подготовки организаторов выборов, правового просвещения
избирателей, координации этой работы, анализа и обобщения положительных и
негативных моментов федеральной, региональной и местной выборной и
референдумной практики.
С учетом накопленного
опыта правового просвещения граждан Российской Федерации и обучения
организаторов выборов, в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации", во исполнение пункта 18 постановления
Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 937 "О
содействии избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения
выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации" подготовлен Комплекс мер по повышению профессиональной
подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому просвещению
избирателей в Российской Федерации на 2000-2005 годы.
2. Цели, задачи, основные
направления
Основной целью
Комплекса мер является содействие развитию современной избирательной политики,
ориентированной на последовательную реализацию прав и свобод граждан,
отвечающей демократическим избирательным стандартам, правилам и процедурам.
Комплекс мер
определяет важнейшие структурные и процедурные элементы избирательного процесса
и выстроен вокруг трех базовых направлений организации и проведения выборов и
референдумов:
повышение уровня
профессиональной подготовки кадров системы избирательных комиссий Российской
Федерации;
правовое просвещение
различных социальных категорий граждан Российской Федерации;
создание юридической,
информационно-аналитической и образовательной инфраструктуры избирательного
процесса в Российской Федерации.
Последовательное
повышение правовой культуры участников избирательного процесса предполагает
решение целого комплекса задач, таких, как:
формирование
адекватных представлений в области избирательного права и законодательства у
всех потенциальных участников избирательного процесса;
оказание
систематической научно-методической и практической помощи избирателям,
организаторам выборов, представителям средств массовой информации;
целевая подготовка
высококвалифицированных специалистов в области публичного и избирательного
права;
создание таких
нормативных, процедурных и организационных условий реализации избирательных
прав граждан, которые обеспечивают режим полного доверия к выборам и
референдумам как формам народовластия;
образование
консультативной сети по работе с общественными объединениями, кандидатами в
депутаты и на выборные должности, их доверенными лицами, наблюдателями и
средствами массовой информации, инициаторами проведения референдумов;
аналитическое
сопровождение законодательной и правоприменительной деятельности в
избирательном процессе.
Представленный
документ логически дополняет План реализации Комплекса мер, содержащий
конкретные мероприятия по соответствующим направлениям обучения участников
выборов и референдумов. Эти мероприятия ориентированы на подготовку солидной
организационно-методической, правовой, информационно-технологической базы по
проведению избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации в
2003-2004 годах, органов государственной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления.
Планом предусмотрена
организация аналитического и научно-информационного сопровождения процесса
обучения, основная цель которого состоит в исследовании эффективности
избирательного законодательства и практики его применения, деятельности
избирательных комиссий, средств массовой информации, иных участников выборов в
ходе избирательных кампаний.
К реализации Комплекса
мер должны быть привлечены федеральные и региональные органы государственной
власти, избирательные комиссии всех уровней, органы местного самоуправления,
научная общественность, практики в области проведения выборов и референдумов,
просветительские организации и учреждения.
Комплекс мер станет
органичной частью общей системы политических, административных, правовых и
идеологических мероприятий, направленных на дальнейшее углубление
демократических преобразований институтов государственной власти и местного
самоуправления в Российской Федерации.
3. Повышение
профессиональной подготовки кадров
избирательных комиссий
Подготовка
специалистов высшей квалификации в области организации и проведения выборов и
референдумов образует важнейшее направление государственной кадровой политики
на современном этапе.
Становление системы
избирательных комиссий в качестве постоянно действующих государственных и
муниципальных органов выдвигает на передний план проблему их комплектования и
кадрового обеспечения.
Параллельно с
изменениями в содержании общего юридического образования следует
целенаправленно готовить специалистов для выполнения правоприменительной
деятельности в избирательном процессе, финансовой и контрольно-ревизионной
работы.
Главной целью обучения
является повышение профессиональной квалификации организаторов выборов и
референдумов по обеспечению управления избирательным процессом и проведения
референдума в условиях экономических и социальных преобразований в стране,
постоянного изменения избирательного законодательства, изучения практики его
применения, совершенствования и реформирования избирательной системы.
Принимая во внимание
высокую интенсивность проведения региональных и муниципальных выборов в течение
2000 года и первой половины 2003 года, необходимо организовать постоянное
предметное обучение кадров избирательных комиссий различных уровней, а также
системных администраторов Государственной автоматизированной системы Российской
Федерации "Выборы", юрисконсультов, руководителей финансовых и
контрольно-ревизионных служб.
Первоочередная задача
их обучения - юридическая подготовка и переподготовка по различным аспектам
избирательного права и процесса. Основное внимание будет уделяться не только
изучению избирательного законодательства, норм иных отраслей права,
обслуживающих избирательный процесс, но и усвоению форм их практической
реализации.
Правовая подготовка
указанной категории специалистов включает обязательное изучение основ
конституционного, избирательного, гражданского, административного и финансового
права, которые в совокупности образуют юридическую инфраструктуру
избирательного процесса.
В ходе обучения нужно
активно привлекать организаторов выборов к участию в законопроектной работе в
области избирательного права и процесса.
Следует более глубоко
осмыслить организационно-управленческие формы деятельности избирательных
комиссий, современные методы управления избирательным процессом, особенно в
критических и нестандартных ситуациях, освоить навыки принятия оперативных
административных решений в условиях дефицита времени на осуществление тех или
иных избирательных действий.
Существенное место в
процессе обучения отводится анализу правонарушающих избирательных технологий на
стадии сбора подписей граждан, предвыборной агитации, финансирования
избирательных кампаний, более широкому применению ГАС "Выборы" во
всех сферах деятельности избирательных комиссий, от сбора и обработки
информации, получаемой в ходе выборов, ее анализа и распространения до
установления результатов волеизъявления граждан.
Перспективным является
направление изучения зарубежного опыта организации и проведения избирательных
кампаний. Принципиально важно освоить модели тех избирательных стандартов и
процедур, которые, исходя из реальных условий действующей в стране
избирательной системы, признаны наиболее рациональными и возможными для
применения.
Обучение должно
охватить кадры избирательных комиссий следующих уровней:
избирательные комиссии
субъектов Российской Федерации;
окружные избирательные
комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации, законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
территориальные и
участковые избирательные комиссии.
Обучение ряда
категорий специалистов на уровне председателей, заместителей председателей,
секретарей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации проводится в
форме подготовки и переподготовки кадров в системе Российской академии
государственной службы при Президенте Российской Федерации, ее региональных
центрах кадровой подготовки и институтах.
Необходимые
специализированные программы и методики обучения разрабатывает РЦОИТ в
сотрудничестве с Российской академией государственной службы при Президенте
Российской Федерации. Программы обучения строятся на основе сочетания теории и
практики избирательного процесса и предусматривают проведение тренингов,
дискуссий, семинаров и "круглых столов", анализ проблемных ситуаций.
На уровне окружных
избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской Федерации основной акцент в
подготовке специалистов основан на изучении избирательного законодательства и
правоприменительной практики, особенно судебной.
Основная форма
обучения - периодические региональные и межрегиональные семинары, проводимые по
программам, разработанным РЦОИТ совместно с избирательными комиссиями субъектов
Российской Федерации.
Обучение членов
территориальных и участковых избирательных комиссий организуют избирательные
комиссии субъектов Российской Федерации через проводимые кустовые (районные,
городские) семинары и курсы повышения квалификации, образуемые на базе ведущих
региональных образовательных учреждений.
Реализация данного
раздела Комплекса мер позволит существенно повысить профессиональный уровень
кадров системы избирательных комиссий, что является необходимым условием
качественной подготовки и проведения парламентских и президентских выборов в
Российской Федерации 2003 и 2004 годов.
4. Повышение правовой
культуры представителей общественных
объединений, кандидатов, их
доверенных лиц, наблюдателей
Практика федеральных и
региональных выборов 1995-2000 годов свидетельствует о необходимости
внимательного отношения к повышению правовой культуры представителей
общественных объединений, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей.
Основная задача,
связанная с формированием культуры ответственного и профессионального участия
данной категории лиц в избирательном процессе, состоит в организации системы их
подготовки и переподготовки на базе современных учебно-информационных
технологий по овладению знаниями избирательного законодательства, практическими
навыками его применения, квалифицированного ведения избирательной кампании.
Обучение проводится
РЦОИТ по разработанным программам, содержащим политико-правовые,
экспортно-аналитические и технологические направления.
В этих целях создается
постоянно действующий семинар и учебные курсы, проводятся регулярные
юридические консультации, при необходимости организуется стажировка обучающихся
в избирательных комиссиях и иных учреждениях, связанных с проведением
избирательных кампаний.
В процессе обучения
формируются навыки общения с избирателями, избирательными комиссиями,
представителями средств массовой информации, политическими конкурентами на
выборах.
Для реализации данного
раздела Комплекса мер предусматривается издание учебных и методических пособий.
Проведение выборов
обеспечивается серьезным общественным контролем за соблюдением норм закона в
ходе голосования, подсчета голосов избирателей, определения результатов
волеизъявления избирателей, оформления соответствующих документов. В этом
процессе участвует значительное число наблюдателей, назначаемых кандидатами,
общественными объединениями. Правовое обучение данной категории участников
выборов также предусмотрено планом.
5. Правовое просвещение
избирателей
Правовое просвещение
избирателей является одним из важнейших ресурсов демократического
избирательного процесса.
Данный раздел
Комплекса мер направлен на формирование устойчивого интереса граждан к
политико-правовым формам собственной социальной активности, понимания смысла и
значения юридических правил и процедур выборов и референдумов.
Через правовое
просвещение избирателей решается задача включения в избирательный процесс
различных групп населения, представительства общественных интересов в
деятельности выборных органов государственной власти и органов местного
самоуправления.
Принимая во внимание,
что с каждым новым избирательным циклом в выборы включается новое поколение
граждан, государственные структуры, избирательные органы,
общественно-политические объединения не могут оставаться безразличными к их
участию или неучастию в избирательном процессе.
Процесс правового
просвещения избирателей осуществляется в двух основных формах:
общее правовое
образование в школах и высших учебных заведениях;
правовое просвещение
путем создания специальных информационно-образовательных, издательских и
предметно-тематических проектов.
Наиболее удачные с
точки зрения содержания и технологий проекты должны получать публичное
признание и широко внедряться в практику.
Ведущее место в
процессе правового просвещения избирателей занимает подготовка молодежи к
участию в избирательном процессе. Выполнение данной задачи обеспечивается
комплексом мероприятий, предусмотренных целевым проектом "Молодежь и
выборы".
6. Средства массовой
информации и правовое обучение
Средства массовой
информации образуют важнейший институт формирования и распространения различных
представлений и мнений в общественном сознании. Их влияние на динамику и
структуру развития правового просвещения в избирательном процессе открывает
широкие возможности для проведения активной государственной политики в данной
области.
Решение этой задачи
предполагает создание и размещение серии информационно-аналитических,
просветительских и иных программ, рассчитанных на конкретные
социально-статусные, возрастные и территориальные группы населения.
Распространение в
средствах массовой информации объективных материалов о деятельности
избирательных комиссий, других участников избирательного процесса образует
важнейший элемент доверия граждан к собственному государству.
Поэтому достоверная,
полная и регулярно обновляемая информация о настроениях и ожиданиях
избирателей, оценках и отношении к выборам и референдумам определяет
полноценное участие граждан в избирательном процессе.
Представители средств
массовой информации являются одновременно и участниками избирательного
процесса, поэтому они должны быть также вовлечены в систему проводимых
мероприятий по правовому просвещению.
В этих целях
предусматривается проведение с ними семинаров, конференций и других мероприятий
по различным аспектам организации и проведения выборов, в том числе методам
ведения предвыборной агитации.
7. Организация управления
Комплексом мер
Организация управления
Комплексом мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и
референдумов и правового просвещения избирателей в Российской Федерации на
2000-2005 годы возлагается на Центральную избирательную комиссию Российской
Федерации.
Головным учреждением
по реализации Комплекса мер является Российский центр обучения избирательным
технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Работа по
осуществлению Комплекса мер проводится Центральной избирательной комиссией
Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской
Федерации, с участием федеральных и региональных органов государственной власти
и органов местного самоуправления.
Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации утверждает план мероприятий в рамках Комплекса
мер на соответствующий финансовый год, готовит ежегодный доклад Правительству
Российской Федерации о его реализации и доводит его до всеобщего сведения
посредством опубликования в печатном органе Комиссии.
8. Финансирование Комплекса
мер
Финансирование
Комплекса мер производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на подготовку и
проведение федеральных выборов и референдумов, на обеспечение реализации
проектов, связанных с повышением правовой культуры избирателей, обучением
организаторов выборов и референдумов, а также за счет средств общественных
объединений и иных участников избирательного процесса в порядке долевого
участия.
Финансирование
деятельности РЦОИТ, а также работ по выполнению им Комплекса мер осуществляется
за счет средств федерального бюджета, выделяемых для Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации на указанные цели, а также за счет средств,
получаемых РЦОИТ в результате предпринимательской деятельности, и других
источников, предусмотренных действующим законодательством.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
Комплекса мер по повышению
профессиональной подготовки
организаторов выборов и
референдумов и правовому
просвещению избирателей в
Российской Федерации
на 2000-2005 годы
1.
Организационно-методическое обеспечение реализации
Комплекса мер
1.1. Организация системы координации
организационно-методических,
информационно-технологических,
финансовых и иных вопросов, связанных с реализацией мероприятий по
повышению
профессиональной подготовки организаторов
выборов и
референдумов и правовому просвещению избирателей на
федеральном и
региональном уровнях, и оказания
содействия избирательным
комиссиям в их исполнении.
Проведение
семинаров-совещаний и иных мероприятий с соисполнителями Комплекса мер
второе полугодие ЦИК России,
2000 г. РЦОИТ при ЦИК России,
министерства
и ведомства,
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
1.2. Проведение анализа
качества профессиональной подготовки организаторов выборов, кадров
избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных
комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации, подготовка предложений
второе полугодие ЦИК России,
2000 г. РЦОИТ при ЦИК России,
ФЦИ
при ЦИК России
1.3. Изучение
общественного мнения различных категорий участников избирательного процесса
относительно системы и уровня повышения их правовой культуры. Разработка
рекомендаций по созданию новых форм и методов правового просвещения избирателей
2000-2001 гг. ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России с привлечением
заинтересованных организаций
1.4. Анализ практики
использования ГАС "Выборы" в региональных избирательных кампаниях,
федеральных выборах 1999 и 2000 годов. Разработка проектов федерального закона
о ГАС "Выборы" и нормативно-технических документов по дальнейшему развитию
и эксплуатации указанной системы. Подготовка учебного пособия "Правовое
обеспечение ГАС "Выборы"
второе полугодие ЦИК России,
2000 г. ФЦИ при ЦИК России
1.5. Создание на базе
ГАС "Выборы" информационно-справочной системы о мероприятиях,
проводимых в рамках Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки
организаторов выборов и референдумов и правовому просвещению избирателей
первое полугодие ЦИК России,
2001 г. РЦОИТ при ЦИК России,
ФЦИ при ЦИК России
1.6. Разработка
организационно-правового механизма взаимодействия избирательных комиссий с
региональными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по
проблемам обучения избирателей и организаторов выборов
второе полугодие ЦИК России,
2000 г. РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
1.7. Анализ
деятельности окружных избирательных комиссий по выборам депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, разработка
рекомендаций по совершенствованию их работы
второе полугодие ЦИК России,
2000 г. ФЦИ при ЦИК России
1.8. Создание
информационной базы данных:
государственных и
общественных организаций, занимающихся правовым обучением в области
избирательного права;
специалистов и ученых
по избирательному праву и избирательному процессу;
специализированных
учреждений, организаций, центров и фондов политических технологий и маркетинга;
литературы в области
избирательного права и процесса
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации,
ФЦИ
при ЦИК России
1.9. Разработка и
издание методических пособий и рекомендаций по применению норм федерального
избирательного законодательства по выборам депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации 2003 года и Президента Российской
Федерации 2004 года, а также научно-популярной литературы по
правоприменительной практике
первое полугодие ЦИК России,
2003 г. РЦОИТ при ЦИК России,
ФЦИ
при ЦИК России
1.10. Разработка
учебного плана и учебной программы для курсов повышения квалификации
организаторов выборов:
председателей,
заместителей председателей, секретарей избирательных комиссий субъектов
Российской Федерации, системных администраторов ГАС "Выборы", руководителей
финансовых и контрольно-ревизионных служб указанных комиссий
второе полугодие ЦИК России,
2000 г. РЦОИТ при ЦИК России,
ФЦИ
при ЦИК России,
Российская академия
государственной службы
при
Президенте Российской Федерации,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
1.11. Создание
методического кабинета в структуре Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации по правовому обучению участников избирательного процесса
до 2003 г. ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
ФЦИ
при ЦИК России
1.12. Подготовка, издание
и распространение нормативно-правовых актов, учебно-методической,
информационно-справочной, иной литературы в области избирательного права для
всех категорий участников избирательного процесса (по отдельным планам)
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
1.13. Обобщение и
распространение опыта работы по повышению правовой культуры избирателей, в том
числе молодых и будущих избирателей, других участников избирательного процесса,
по проведению избирательных кампаний и референдумов, повышению профессиональной
подготовки организаторов избирательного процесса, изучение и распространение
зарубежной практики работы по данному направлению
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
1.14. Участие в
организации подготовки и переподготовки учительских и преподавательских кадров
по конституционному, избирательному праву и граждановедческим дисциплинам
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
Минобразование России
Российская академия
образования
1.15. Проведение
конкурсов среди молодых ученых и специалистов на лучшую научную работу по
вопросам избирательного права, социологическим и политологическим проблемам
подготовки и проведения выборов и референдумов
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России
1.16. Разработка
системы мер по совершенствованию технологии финансового контроля за
формированием избирательных фондов кандидатов, расходованием средств этих
фондов, деятельности Контрольно-ревизионной службы при ЦИК России и
контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях субъектов Российской
Федерации
2001 г. ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
1.17. Открытие на
странице ЦИК России в сети Интернет раздела, посвященного реализации Комплекса
мер по соответствующим направлениям, и его регулярное информационное
наполнение, создание сайта "Молодой избиратель" для консультаций по
избирательному праву
открытие раздела - ЦИК России,
первый квартал РЦОИТ при ЦИК России,
2001 г., ФЦИ при ЦИК России,
наполнение избирательные комиссии субъектов
информацией - Российской Федерации
ежеквартально
2. Повышение
профессиональной подготовки кадров
избирательных комиссий
2.1. Организация
курсов повышения квалификации председателей, заместителей председателей,
секретарей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, системных
администраторов ГАС "Выборы", руководителей финансовых и
контрольно-ревизионных служб указанных комиссий на базе Российской академии
государственной службы при Президенте Российской Федерации и ее региональных
центров подготовки кадров
2000-2002 гг. ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
ФЦИ
при ЦИК России,
Российская академия государственной службы
при
Президенте Российской Федерации,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
2.2. Организация учебы
председателей, заместителей председателей и секретарей окружных избирательных
комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации на региональных и межрегиональных семинарах
первое полугодие ЦИК России,
2003 г. РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
2.3. Проведение цикла
кустовых семинаров членов территориальных и участковых избирательных комиссий
по проблемам организации и проведения выборов и референдумов по мере
необходимости избирательные комиссии субъектов
в течение всего Российской Федерации,
периода РЦОИТ при ЦИК России
2.4. Обобщение
практики работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по
организации правового обучения участников избирательного процесса
в течение всего ЦИК России,
периода РЦОИТ при ЦИК России
2.5. Изучение
международных избирательных стандартов, разработка предложений по их применению
в избирательном процессе Российской Федерации
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России
2.6. Разработка
методических пособий и рекомендаций в помощь участковым избирательным
комиссиям, комиссиям референдума, образованных за пределами территории
Российской Федерации
2003-2004 гг. ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России
2.7. Организация
стажировок членов нижестоящих избирательных комиссий в ЦИК России,
избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации с целью изучения
практики работы
весь период ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
2.8. Создание и
развитие системы научных связей и информационного обмена по организации
повышения правовой культуры участников избирательного процесса (по отдельному
плану)
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
2.9. Изучение
общественного мнения о деятельности избирательных комиссий разных уровней по
организации и проведению выборов и референдумов, оценка эффективности правового
обучения участников избирательного процесса, разработка предложений по его
дальнейшему совершенствованию
2003 г. ЦИК России,
РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации с привлечением
независимых экспертов
2.10. Проведение
семинаров, деловых встреч с руководителями органов прокуратуры, внутренних дел,
судов, Минобороны, МИД, Госналогслужбы по вопросам взаимодействия с
избирательными комиссиями в избирательном процессе, подготовка методических и
нормативных материалов
весь период по мере ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России,
необходимости избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации,
Генеральная прокуратура Российской
Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации,
Минобороны России,
МВД
России,
МИД
России,
Госналогслужба
2.11. Регулярное
обобщение практики рассмотрения избирательных споров, обращений граждан и
своевременное доведение результатов этих обобщений до сведения участников
избирательного процесса
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации,
суды
субъектов Российской Федерации.
3. Повышение правовой
культуры представителей общественных
объединений, кандидатов, их
доверенных лиц и наблюдателей
3.1. Организация и
проведение семинаров, других мероприятий с представителями общественных
объединений, кандидатами, их доверенными лицами, наблюдателями по различным
аспектам организации избирательных кампаний и реформирования избирательной системы
в Российской Федерации, совершенствования законодательства о выборах,
правоприменительной практики (по отдельным планам)
2000-2005 гг. ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
3.2. Обобщение и
анализ практики участия политических общественных объединений в формировании
избирательных комиссий различных уровней в ходе избирательных кампаний
1999-2000 годов. Разработка рекомендаций по оптимизации данной работы
второе полугодие ЦИК России,
2000 г. РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
3.3. Проведение
консультаций для представителей общественных объединений, кандидатов, их
доверенных лиц, наблюдателей по разъяснению избирательного законодательства,
практики его применения, внедрению и использованию новаций в избирательных
технологиях
весь период по мере ЦИК России,
необходимости РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
4. Правовое просвещение
избирателей
4.1. Организация
работы лекторских групп при избирательных комиссиях субъектов Российской
Федерации, формируемых из числа квалифицированных юристов, ученых-правоведов,
опытных организаторов выборов, молодых ученых и студентов для чтения лекций по
избирательному законодательству
весь период ЦИК России,
РЦОИТ при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
4.2. Разъяснение
избирательного законодательства в средствах массовой информации:
подготовка цикла теле-
и радиопередач, опубликование в общероссийских, региональных и местных газетах
и журналах материалов по тематике избирательного права и процесса
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации,
Министерство Российской Федерации
по
делам печати, телерадиовещания
и
средств массовых коммуникаций
4.3. Оказание методической
и организационно-технической помощи организаторам проведения конкурсов,
олимпиад, деловых игр и других мероприятий по тематике избирательного права и
избирательного процесса с молодыми и будущими избирателями
весь период ЦИК России,
РЦОИТ при ЦИК России,
Минобразование России,
Государственный комитет
Российской Федерации по молодежной
политике,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации,
Российская академия образования
4.4. Организация и
проведение конкурсов рефератов, курсовых, научно-исследовательских работ по
избирательному праву среди учащихся старших классов школ, средних специальных и
высших учебных заведений
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
Минобразование России,
"Учительская газета",
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
4.5. Оказание
методической и организационно-технической помощи при проведении семинаров по
граждановедению в школах и организация тематических смен по избирательному
праву в летних оздоровительных лагерях школьников и молодежи
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъект ов
Российской Федерации,
Российская академия образования
4.6. Организация и
проведение региональных и всероссийских научно-практических конференций и
семинаров студентов по проблемам реализации и защиты избирательных прав граждан
Российской Федерации
постоянно ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
Минобразование России
4.7. Участие в
разработке концепции и программы учебной практики в избирательных комиссиях
студентов таких специальностей, как политология, социология, государственное
управление, юриспруденция
2000-2001 гг. ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
Минобразование России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
4.8. Разработка целевой
программы "Молодежь и выборы"
первое полугодие ЦИК России,
2001 г. РЦОИТ при ЦИК России,
Государственный комитет
Российской Федерации по молодежной
политике
5. Средства массовой
информации и правовое обучение
5.1. Разработка схемы
взаимодействия избирательных комиссий с представителями средств массовой
информации.
Регулярное издание
пресс-релизов избирательных комиссий и представление их средствам массовой
информации
весь период ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации,
Министерство Российской Федерации
по
делам печати, телерадиовещания
и
средств массовых коммуникаций
5.2. Организация и
проведение Всероссийского и региональных конкурсов среди журналистов на лучший
материал об избирательной кампании
весь период ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации,
Союз
журналистов России
5.3. Организация
пресс-конференций, брифингов, семинаров для журналистов, специализирующихся на
освещении избирательных кампаний, по разъяснению основных положений
избирательного законодательства, оперативное информирование журналистов об
актуальных проблемах практики применения избирательного законодательства
2000-2005 гг. ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации,
Союз
журналистов России,
Министерство Российской Федерации
по
делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций
6.
Информационно-аналитическое сопровождение Комплекса мер
6.1. Организация
юридических, социологических и политологических исследований по следующим
актуальным проблемам избирательного права и процесса:
эффективность
избирательного законодательства, в том числе регулирующего деятельность
политических партий, избирательных объединений, средств массовой информации, и
разработка рекомендаций по его совершенствованию;
динамика и структура
участия в выборах и референдумах различных социально-возрастных групп
избирателей, в том числе степень поддержки ими различных политических партий,
общественных объединений и политических лидеров;
роль средств массовой
информации в информационном обеспечении избирателей и организаторов выборов и
их влияние на ориентации граждан в избирательном процессе
2001 -2003 гг. ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
6.2. Разработка
программы информационно-аналитических проектов по вопросам организации и
проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов
2001 г. ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
6.3. Подготовка
доклада о ходе реализации Комплекса мер по повышению профессиональной
подготовки организаторов выборов и референдумов и правового просвещения
избирателей в Российской Федерации на 2000-2005 годы
ежегодно ЦИК России,
РЦОИТ
при ЦИК России,
избирательные комиссии субъектов
Российской Федерации
[отформатировано: 05.09.2000 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 26.09.2000 редактор НЦПИ - Вендер О.А.]
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: