Основная информация

Дата опубликования: 18 июня 2008г.
Номер документа: ru29000200800204
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Архангельская область
Принявший орган: АДМИНИСТРАЦИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ОПУБЛИКОВАНО: В данной редакции документ опубликован не был. Первоначальный документ опубликован: "Волна" N 25, 01.07.2008;

АДМИНИСТРАЦИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июня 2008 г. N 136-па/17

Об утверждении Положения о региональной комплексной системе мониторинга окружающей среды Архангельской области

{В ред. постановлений правительства Архангельской области от 11.05.2010 г. №140-пп, от 07.08.2012 №346-пп}

{Признан утратившим силу постановлением Правительства  Архангельской области от 23.07.2013 №338-пп}

В соответствии со статьями 6 и 63 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями на 26 июня 2007 года), Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", областным законом от 23 июня 2005 года N 66-4-ОЗ "Об охране окружающей среды на территории Архангельской области" (с изменениями на 7 февраля 2007 года), в целях формирования и обеспечения функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Архангельской области администрация Архангельской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной комплексной системе мониторинга окружающей среды Архангельской области.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации

И.Ф.Михальчук

Утверждено

постановлением администрации

Архангельской области

от 18.06.2008 N 136-па/17

Положение

О региональной комплексной системе мониторинга

окружающей среды Архангельской области

1. Настоящее Положение определяет цели и основы функционирования региональной комплексной системы мониторинга окружающей среды Архангельской области (далее - РКСМ), а также регулирует порядок получения, обработки, предоставления и распространения информации о состоянии окружающей среды и тенденциях ее изменения на территории Архангельской области.

2. РКСМ функционирует в целях:

получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, своевременного и достаточного информационного обеспечения органов государственной власти и органов местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки программ и мероприятий в сфере охраны окружающей среды, осуществления государственного экологического надзора, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития Архангельской области;

формирования информационных ресурсов о состоянии окружающей среды для обеспечения потребностей государства, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

3. В целях настоящего Положения под государственным мониторингом окружающей среды понимается комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, осуществляемая органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Архангельской области в соответствии с законодательством в сфере охраны окружающей среды (далее - государственный экологический мониторинг).

4. РКСМ входит в состав государственной системы наблюдения за состоянием окружающей среды Российской Федерации.

5. Организация деятельности РКСМ заключается в создании системы организационно-правовых отношений между самостоятельными субъектами РКСМ, каждый из которых осуществляет в пределах своей компетенции экологический мониторинг на территории Архангельской области.

6. Субъектами РКСМ являются:

1) агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области;

2) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Архангельской области, исполнительные органы государственной власти Архангельской области в соответствии с их компетенцией по осуществлению государственного экологического мониторинга, установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации и Архангельской области;

3) специализированные организации, уполномоченные осуществлять экологический мониторинг;

4) природопользователи - физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и юридические лица, осуществляющие в соответствии с требованиями действующего законодательства хозяйственную или иную деятельность, для ведения которой используются природные ресурсы и (или) при осуществлении которой оказывается негативное воздействие на окружающую среду;

5) государственное учреждение Архангельской области, осуществляющее сбор, хранение и обработку поступающей информации о состоянии окружающей среды и тенденциях его изменения (далее - информационно-аналитический центр).

7. Общее руководство организацией деятельности РКСМ осуществляет агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области.

8. Взаимоотношения между субъектами РКСМ регулируются настоящим Положением и договорами (соглашениями), заключаемыми в установленном порядке между агентством природных ресурсов и экологии Архангельской области и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный экологический мониторинг (их территориальными органами по Архангельской области).

9. Субъекты РКСМ при осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга взаимодействуют в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке в рамках Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации, системы социально-гигиенического мониторинга и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом в качестве единой цифровой картографической основы принимается цифровая карта Архангельской области, используемая в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Архангельской области РКСМ функционирует как подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

10. РКСМ формируется на основе единого организационного, методологического и метрологического объединения информационных и измерительных систем, средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды в целях обеспечения сопоставимости информации между действующими на территории Архангельской области отдельными системами, принадлежащими организациям различных форм собственности, а также с целью организации и обеспечения функционирования единого фонда данных экологического мониторинга Архангельской области (далее - фонд), включая моделирование и создание специализированных информационных географических систем (далее - геоинформационные системы).

11. РКСМ формируется:

из государственных территориальных служб наблюдения за состоянием компонентов природной среды и их учреждений;

из территориальных служб наблюдения за состоянием окружающей среды исполнительных органов государственной власти Архангельской области;

из служб наблюдения природопользователей за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду.

12. РКСМ состоит из базовых функциональных, специализированных и обеспечивающих подсистем.

13. Базовые функциональные подсистемы РКСМ включают в себя службы наблюдения за состоянием компонентов природной среды, источниками антропогенного воздействия и зонами их влияния на окружающую среду. Указанные службы наблюдения осуществляют следующие виды экологического мониторинга (включая мониторинг фонового состояния и уровней загрязнения):

мониторинг атмосферного воздуха;

мониторинг водных объектов (поверхностных водных объектов в части количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, состояния дна и берегов водных объектов, состояния водоохранных зон, водохозяйственных систем и сооружений, в том числе гидротехнических сооружений, а также количественных показателей водопотребления и водоотведения, состояния подземных водных объектов, в том числе качества подземных вод, состояния континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации);

мониторинг состояния недр (геологической среды), включая наблюдения за состоянием недр, связанные с использованием подземных вод, мониторинг опасных геологических процессов;

мониторинг земель, в том числе почвенного покрова;

лесопатологический мониторинг;

экологический мониторинг на особо охраняемых природных территориях;

мониторинг объектов животного и растительного мира, в том числе объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу Архангельской области;

мониторинг источников антропогенного воздействия и зон их влияния на окружающую среду;

мониторинг состояния окружающей среды на территории объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах зон воздействия этих объектов на окружающую среду.

14. Специализированные подсистемы функционируют на базе служб наблюдений, осуществляющих:

мониторинг состояния водных биологических ресурсов, в том числе состояния водных объектов как среды обитания водных биологических ресурсов;

социально-гигиенический мониторинг (в части воздействия химических и радиационных факторов среды обитания человека на состояние здоровья человека, качества воды источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, состояния водных объектов, используемых для рекреационных целей и содержащих природные лечебные ресурсы).

15. К обеспечивающим подсистемам относятся:

топографо-геодезическое и картографическое обеспечение, включая создание цифровых электронных карт и геоинформационных систем;

электронные системы передачи данных.

16. В РКСМ могут быть образованы и другие подсистемы, решающие тематические целевые задачи.

17. Субъекты РКСМ осуществляют экологический мониторинг в соответствующих базовых функциональных подсистемах РКСМ в соответствии с законодательством в сфере охраны окружающей среды и правовыми актами, регулирующими их деятельность.

18. Для оценки состояния окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействия этих источников на окружающую среду природопользователи организуют мониторинг источников антропогенного воздействия и зон их влияния на окружающую среду.

Порядок и основания организации природопользователями мониторинга источников антропогенного воздействия и зон их влияния на окружающую среду устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

19. Сбор, хранение и обработка информации, поступающей от базовых функциональных и специализированных подсистем РКСМ, осуществляется в фонде.

Фонд является государственной информационной системой Архангельской области и представляет собой совокупность содержащейся в базах данных информации о состоянии окружающей среды в Архангельской области и тенденциях его изменения, а также информационных технологий и технических средств, обеспечивающих ее обработку.

Оператором фонда является агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области, который осуществляет свои полномочия через информационно-аналитический центр.

Информационно-аналитический центр осуществляет непосредственное ведение фонда, включающее в себя получение, хранение и обработку данных экологического мониторинга, указанных в пункте 20 настоящего Положения, предоставление и распространение информации, содержащейся в фонде.

Ведение фонда осуществляется на единой организационной, методической и информационной основе.

Для централизованного учета информации в составе фонда формируется каталог информационных данных фонда и организуется мониторинг актуализации данных фонда.

20. Основными источниками для формирования фонда являются:

1) данные наблюдений опасных и неблагоприятных явлений и факторов окружающей среды:

физические, химические и биологические (для водных объектов) показатели и (или) их совокупность, характеризующие состояние окружающей среды;

опасные явления, обусловленные погодно-климатическими причинами (половодья, сильные морозы, засухи и др.);

неблагоприятные явления погоды (осадки, усиление ветра, резкие изменения температуры и др.);

изменения климата;

2) информация об источниках антропогенного воздействия на окружающую среду, в том числе об объектах размещения отходов производства и потребления, включая информацию об установленных нормативах и (или) лимитах допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, нормативах на образование отходов производства и потребления и лимитах на их размещение;

3) данные наблюдений за состоянием атмосферного воздуха и его загрязнением, полученные при осуществлении мониторинга атмосферного воздуха, включая сведения, полученные собственниками объектов - источников антропогенного воздействия:

фоновый уровень химического и радиоактивного загрязнения;

уровень химического и радиоактивного загрязнения в районах расположения источников антропогенного воздействия и уровень воздействия этих источников;

уровень химического и радиоактивного загрязнения в селитебных зонах;

4) данные наблюдений за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон, полученные при осуществлении мониторинга водных объектов, мониторинга состояния водных биологических ресурсов и социально-гигиенического мониторинга, включая сведения, полученные в результате наблюдений собственниками водных объектов, водопользователями и недропользователями:

состояние дна и берегов водных объектов, а также состояние водоохранных зон;

состояние водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений;

объемы вод при водопотреблении и водоотведении на водных объектах;

состояние зон санитарной охраны источников водоснабжения;

качество воды источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

состояние водных объектов, используемых для рекреационных целей и содержащих природные лечебные ресурсы;

состояние поверхностных водных объектов в части количественных и качественных (физических, химических и биологических) показателей водных ресурсов, состояние континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации;

фоновый уровень физического, химического и биологического загрязнения поверхностных водных объектов;

уровень физического, химического и биологического загрязнения водных объектов в районах расположения источников антропогенного воздействия и уровень воздействия этих источников;

состояние подземных водных объектов, включая качество подземных вод по физическим, химическим и биологическим показателям;

состояние водных объектов как среды обитания водных биологических ресурсов;

5) данные наблюдений за состоянием недр (геологической среды), в том числе за состоянием подземных вод, минеральных ресурсов и экзогенных геологических процессов, полученные при осуществлении мониторинга недр (геологической среды):

режим уровня и физический, химический и биологический состав подземных вод;

режимные наблюдения экзогенных геологических процессов (речная эрозия, карст, оползни, обвалы, овраги и т.п.);

состав, запасы, размещение объектов и объемы добычи минеральных ресурсов;

выделение культурных и научных геологических ресурсов;

уровень антропогенного воздействия на геологическую среду;

6) данные наблюдений за состоянием земель, в том числе за применением пестицидов, развитием сельскохозяйственных культур, вредителей и сорняков, полученные при осуществлении мониторинга земель и социально-гигиенического мониторинга:

сведения о правовом режиме земель, учете их количества и качества, геоботаническая и почвенная оценка состояния земель;

фоновый уровень физического, химического и биологического загрязнения почв;

состояние земель сельскохозяйственного назначения, уровень их физического, химического и биологического загрязнения, включая агрохимические показатели;

результаты лабораторных анализов за применением пестицидов;

уровень накопления в почвах и продукции растениеводства радиоактивных веществ;

уровень физического, химического и биологического загрязнения почв в населенных пунктах, санитарно-защитных зонах предприятий;

агрометеорологические наблюдения состояния почв (температура, влажность, глубина промерзания и оттаивания и т.п.);

7) данные лесопатологического мониторинга и лесоустройства в части таксации лесов, данные наблюдений за состоянием земель лесного фонда, полученные при осуществлении мониторинга земель;

8) данные наблюдений за объектами животного мира и их использованием, полученные при осуществлении мониторинга объектов животного мира:

распространение, численность и физическое состояние объектов животного мира;

изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении;

9) данные наблюдений за состоянием водных биологических ресурсов и их использованием, полученные при осуществлении мониторинга водных биологических ресурсов:

распространение, численность (запасы) и физическое состояние водных биологических ресурсов;

добыча водных биологических ресурсов;

объемы рыбохозяйственной мелиорации водных объектов;

объемы искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов и данные по их акклиматизации;

акватории нереста промысловых рыб;

10) данные наблюдений за состоянием компонентов природной среды особо охраняемых природных территорий, полученные при осуществлении экологического мониторинга на особо охраняемых природных территориях:

государственный кадастр особо охраняемых природных территорий;

наблюдения на выделенной опорной сети за режимом развития природных и антропогенных факторов, обусловливающих состояние компонентов природной среды данных территорий;

11) данные государственной статистической отчетности по следующим формам:

N 2-тп (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха";

N 2-тп (водхоз) "Сведения об использовании воды";

N 2-тп (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления";

N 2-тп (радиоактивность) "Сведения о радиоактивных отходах, поступлении радионуклидов в окружающую среду";

N 2-тп (радиоактивные вещества) "Сведения о наличии, производстве, поступлении и передаче радиоактивных веществ, радионуклидных источников";

N 4-ос "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах".

21. Информация, указанная в пункте 20 настоящего Положения, предоставляется в фонд субъектами РКСМ.

Информация, полученная территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Архангельской области, предоставляется в фонд в соответствии с договорами (соглашениями), заключаемыми между агентством природных ресурсов и экологии Архангельской области и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный экологический мониторинг (их территориальными органами по Архангельской области).

22. Фонд включает в себя:

информацию о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, сформированную на основе наблюдений за происходящими в окружающей среде физическими, химическими и биологическими процессами, уровнем загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почв и последствиями этого влияния на растительный и животный мир;

совокупность нормативных правовых актов и методических документов, регулирующих оценку, анализ и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, специализированной информации для обеспечения разработки рекомендаций по своевременному предотвращению выявленных негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды.

23. Информация, содержащаяся в фонде, подразделяется на информацию общего назначения и специализированную информацию в области охраны окружающей среды и природопользования.

К специализированной относится информация, для получения которой требуется дополнительная обработка данных в виде анализа. Иная информация, содержащаяся в фонде, относится к информации общего назначения.

24. Информация, содержащаяся в фонде (за исключением информации ограниченного доступа), распространяется среди неопределенного круга лиц путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Информация, содержащаяся в фонде (за исключением информации ограниченного доступа), предоставляется субъектам РКСМ в соответствии с настоящим Положением по двусторонним протоколам информационного взаимодействия.

Информация, содержащаяся в фонде, является общедоступной. Распространение и предоставление информации, содержащейся в фонде, осуществляется на безвозмездной основе.

25. Информационно-аналитический центр предоставляет необходимую информацию из фонда в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ГАЗЕТА "ВОЛНА" № 25 от 01.07.2008
Рубрики правового классификатора: 110.010.040 Мониторинг окружающей природной среды, 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать