Основная информация
Дата опубликования: | 18 августа 2005г. |
Номер документа: | В200502670 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0502670
В200502670
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.12.2005, N 12, СТР. 12
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18.08.2005 N 3447/05
[ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРА СУДАМИ ПЕРВОЙ И КАССАЦИОННОЙ
ИНСТАНЦИЙ ДОПУЩЕНО ОШИБОЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СТАТЬИ 27
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 05.08.2000 N 118-ФЗ; НГР:Р0003619 "О ВВЕДЕНИИ
В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; НГР:Р0003621 И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ"]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Тумаркина В.М., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Казани (ныне - Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району города Казани) о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.06.2004 по делу N А65-6365/2004-СА1-37 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.12.2004 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Казани (ответчика) - Симакова И.А.. Хаирова Л.С.
Заслушав и обсудив доклад судьи Тумаркина В.М., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Казлифтсервис" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Казани (далее - инспекция) о признании недействительным ее решения от 19.03.2004 N 127 о взыскании 1005995 рублей 48 копеек налога на добавленную стоимость, 27462 рублей 95 копеек пеней, 201199 рублей 10 копеек штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 (далее - Кодекс).
Основанием к обращению в арбитражный суд с упомянутым требованием послужили следующие обстоятельства.
Предприятие представило в инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2003 года, в которой исключило из налоговой базы 5141568 рублей, полагая, что в отношении реализации услуг населению, связанных с пользованием лифтами, применяется льгота, установленная статьей 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ; НГР:Р0003619 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
Решением инспекции от 19.03.2004 N 127 предприятие привлечено к налоговой ответственности в виде взыскания 201199 рублей 10 копеек штрафа. Ему предложено также уплатить 1005995 рублей 48 копеек налога на добавленную стоимость и 27462 рубля 95 копеек пеней.
Решением суда первой инстанции от 30.06.2004 требование предприятия удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.09.2004 решение суда отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 14.12.2004 постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе.
Суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу, что предприятие обоснованно воспользовалось льготой, предусмотренной статьей 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ; НГР:Р0003619, поскольку указанная норма освобождает от обложения налогом на добавленную стоимость плату, взимаемую собственником или уполномоченным им лицом, за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Пользование жилыми помещениями включает в себя и пользование лифтами -неотъемлемой частью жилых помещений.
Предприятие договоры на обслуживание и пользование лифтами с жилищно-коммунальными управлениями города Казани и с жильцами не заключало. Будучи балансодержателем лифтового хозяйства жилищного фонда, оно оказывало услуги населению непосредственно.
Денежные средства получены предприятием через поверенных по договорам поручения, заключенным с муниципальными унитарными предприятиями, осуществляющими управление жилищно-коммунальной сферой в районах города Казани. Названные организации собирают денежные средства с населения за пользование и обслуживание лифтов. Источником формирования этих средств является квартирная плата.
В примечании к предельным тарифам жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, утвержденным постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 28.12.2002 N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг", к освобожденным от обложения налогом на добавленную стоимость услугам, связанным с предоставлением в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, отнесены, в частности, пользование лифтом, техническое обслуживание и ремонт внутридомового инженерного оборудования.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии права на применение льготы по налогу на добавленную стоимость: предприятие услуг по предоставлению в пользование жилых помещений не оказывает, платы с граждан за жилые помещения не получает. От налогообложения освобождается только плата, взимаемая наймодателем по договору найма, а не ее дальнейшее перераспределение. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не могут изменять или дополнять законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, поэтому упоминание в постановлении Кабинета министров Республики Татарстан от 28.12.2002 N 761 об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость названных в нем услуг не освобождает предприятие от применения мер налоговой ответственности.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре решения суда первой и постановления суда кассационной инстанций в порядке надзора инспекция указывает на ошибочное толкование этими судами положений статьи 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ; НГР:Р0003619 и на то, что ее применение противоречит постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.09.2003 N 3436/03; НГР:В0302992.
В отзыве на заявление общество просит постановление суда кассационной инстанции оставить в силе, поскольку оно соответствует налоговому законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя заявителя, Президиум считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции подлежат частичной отмене по следующим основаниям.
Предоставление гражданам (нанимателям) во владение и пользование жилых помещений осуществляет собственник или уполномоченное им лицо (наймодатель). Наниматель осуществляет оплату жилья в соответствии с договором найма жилого помещения. Сбор платы за жилье и коммунальные услуги производит собственник домовладения или уполномоченная им организация. Соответствующие правоотношения регулировались главой 35 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9600379, Жилищным кодексом РСФСР; НГР:Р0405586, Законом Российской Федерации от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887; НГР:Р9903784 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".
В период с 01.01.2001 до 01.01.2004 в силу статьи 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ; НГР:Р0003619 от обложения налогом на добавленную стоимость освобождалась реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. От налогообложения также освобождались услуги по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, оплата которых осуществлялась за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, услуги по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
Предприятие, содержащее и обслуживающее лифтовое хозяйство, не вступает в правоотношения с гражданами, заключающими договоры найма жилых помещений, а обеспечивает содержание общего имущества дома.
Обслуживание лифтового хозяйства относится к облагаемым налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса коммунальным услугам, оплата которых населением осуществляется помимо платы за жилое помещение.
Наличие в постановлении Кабинета министров Республики Татарстан от 28.12.2002 N 761 положения об освобождении от налогообложения пользования лифтами в жилых домах является обстоятельством, которое в силу статьи 109 Кодекса исключает привлечение налогоплательщика к ответственности, так как отсутствует его вина в совершении налогового правонарушения.
Поскольку при разрешении спора судами первой и кассационной инстанций допущено ошибочное применение статьи 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ; НГР:Р0003619, принятые ими судебные акты в части выводов о недопустимости взыскания сумм налога на добавленную стоимость и пеней подлежат отмене в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
Решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.06.2004 по делу N А65-6365/2004-СА1-37 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.12.2004 по тому же делу в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Казани от 19.03.2004 N 127 о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Казлифтсервис" 1005995 рублей 48 копеек налога на добавленную стоимость и 27462 рублей пеней отменить.
В удовлетворении заявления муниципального унитарного предприятия "Казлифтсервис" в этой части отказать.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. Иванов
[введено: 01.12.2005 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 06.12.2005 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]
В0502670
В200502670
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.12.2005, N 12, СТР. 12
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18.08.2005 N 3447/05
[ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРА СУДАМИ ПЕРВОЙ И КАССАЦИОННОЙ
ИНСТАНЦИЙ ДОПУЩЕНО ОШИБОЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СТАТЬИ 27
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 05.08.2000 N 118-ФЗ; НГР:Р0003619 "О ВВЕДЕНИИ
В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; НГР:Р0003621 И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ"]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Тумаркина В.М., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Казани (ныне - Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району города Казани) о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.06.2004 по делу N А65-6365/2004-СА1-37 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.12.2004 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Казани (ответчика) - Симакова И.А.. Хаирова Л.С.
Заслушав и обсудив доклад судьи Тумаркина В.М., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Казлифтсервис" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Казани (далее - инспекция) о признании недействительным ее решения от 19.03.2004 N 127 о взыскании 1005995 рублей 48 копеек налога на добавленную стоимость, 27462 рублей 95 копеек пеней, 201199 рублей 10 копеек штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 (далее - Кодекс).
Основанием к обращению в арбитражный суд с упомянутым требованием послужили следующие обстоятельства.
Предприятие представило в инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2003 года, в которой исключило из налоговой базы 5141568 рублей, полагая, что в отношении реализации услуг населению, связанных с пользованием лифтами, применяется льгота, установленная статьей 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ; НГР:Р0003619 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
Решением инспекции от 19.03.2004 N 127 предприятие привлечено к налоговой ответственности в виде взыскания 201199 рублей 10 копеек штрафа. Ему предложено также уплатить 1005995 рублей 48 копеек налога на добавленную стоимость и 27462 рубля 95 копеек пеней.
Решением суда первой инстанции от 30.06.2004 требование предприятия удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.09.2004 решение суда отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 14.12.2004 постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе.
Суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу, что предприятие обоснованно воспользовалось льготой, предусмотренной статьей 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ; НГР:Р0003619, поскольку указанная норма освобождает от обложения налогом на добавленную стоимость плату, взимаемую собственником или уполномоченным им лицом, за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Пользование жилыми помещениями включает в себя и пользование лифтами -неотъемлемой частью жилых помещений.
Предприятие договоры на обслуживание и пользование лифтами с жилищно-коммунальными управлениями города Казани и с жильцами не заключало. Будучи балансодержателем лифтового хозяйства жилищного фонда, оно оказывало услуги населению непосредственно.
Денежные средства получены предприятием через поверенных по договорам поручения, заключенным с муниципальными унитарными предприятиями, осуществляющими управление жилищно-коммунальной сферой в районах города Казани. Названные организации собирают денежные средства с населения за пользование и обслуживание лифтов. Источником формирования этих средств является квартирная плата.
В примечании к предельным тарифам жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, утвержденным постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 28.12.2002 N 761 "О внесении изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг", к освобожденным от обложения налогом на добавленную стоимость услугам, связанным с предоставлением в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, отнесены, в частности, пользование лифтом, техническое обслуживание и ремонт внутридомового инженерного оборудования.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии права на применение льготы по налогу на добавленную стоимость: предприятие услуг по предоставлению в пользование жилых помещений не оказывает, платы с граждан за жилые помещения не получает. От налогообложения освобождается только плата, взимаемая наймодателем по договору найма, а не ее дальнейшее перераспределение. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не могут изменять или дополнять законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, поэтому упоминание в постановлении Кабинета министров Республики Татарстан от 28.12.2002 N 761 об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость названных в нем услуг не освобождает предприятие от применения мер налоговой ответственности.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре решения суда первой и постановления суда кассационной инстанций в порядке надзора инспекция указывает на ошибочное толкование этими судами положений статьи 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ; НГР:Р0003619 и на то, что ее применение противоречит постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.09.2003 N 3436/03; НГР:В0302992.
В отзыве на заявление общество просит постановление суда кассационной инстанции оставить в силе, поскольку оно соответствует налоговому законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя заявителя, Президиум считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции подлежат частичной отмене по следующим основаниям.
Предоставление гражданам (нанимателям) во владение и пользование жилых помещений осуществляет собственник или уполномоченное им лицо (наймодатель). Наниматель осуществляет оплату жилья в соответствии с договором найма жилого помещения. Сбор платы за жилье и коммунальные услуги производит собственник домовладения или уполномоченная им организация. Соответствующие правоотношения регулировались главой 35 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9600379, Жилищным кодексом РСФСР; НГР:Р0405586, Законом Российской Федерации от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887; НГР:Р9903784 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".
В период с 01.01.2001 до 01.01.2004 в силу статьи 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ; НГР:Р0003619 от обложения налогом на добавленную стоимость освобождалась реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. От налогообложения также освобождались услуги по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, оплата которых осуществлялась за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, услуги по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
Предприятие, содержащее и обслуживающее лифтовое хозяйство, не вступает в правоотношения с гражданами, заключающими договоры найма жилых помещений, а обеспечивает содержание общего имущества дома.
Обслуживание лифтового хозяйства относится к облагаемым налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса коммунальным услугам, оплата которых населением осуществляется помимо платы за жилое помещение.
Наличие в постановлении Кабинета министров Республики Татарстан от 28.12.2002 N 761 положения об освобождении от налогообложения пользования лифтами в жилых домах является обстоятельством, которое в силу статьи 109 Кодекса исключает привлечение налогоплательщика к ответственности, так как отсутствует его вина в совершении налогового правонарушения.
Поскольку при разрешении спора судами первой и кассационной инстанций допущено ошибочное применение статьи 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ; НГР:Р0003619, принятые ими судебные акты в части выводов о недопустимости взыскания сумм налога на добавленную стоимость и пеней подлежат отмене в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
Решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.06.2004 по делу N А65-6365/2004-СА1-37 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.12.2004 по тому же делу в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Казани от 19.03.2004 N 127 о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Казлифтсервис" 1005995 рублей 48 копеек налога на добавленную стоимость и 27462 рублей пеней отменить.
В удовлетворении заявления муниципального унитарного предприятия "Казлифтсервис" в этой части отказать.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. Иванов
[введено: 01.12.2005 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 06.12.2005 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 12 от 01.12.2005 Стр. 12 |
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: