Основная информация

Дата опубликования: 18 августа 2020г.
Номер документа: RU64001196202000068
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Саратовская область
Принявший орган: Администрация Аркадакского муниципального района
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АРКАДАКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

От 18.08.2020  № 380                                                                                                  г.Аркадак

Об утверждении  муниципальной

программы «Энергосбережение и

повышение энергетической эффективности

в Аркадакском муниципальном районе 

на период до 2023 года»

В редакции постановления от 02.03.2021 г. № 83

         В соответствии с  Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Аркадакского муниципального района Саратовской области администрация МО Аркадакского муниципального района ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить муниципальную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Аркадакском муниципальном районе на период до 2023 года» согласно приложения.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на  заместителя главы администрации МО Аркадакского муниципального района по вопросам ЖКХ Агапова А.М.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года и подлежит размещению на официальном сайте администрации Аркадакского муниципального района arkadak.sarmo.ru в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

Глава

Аркадакского муниципального района                                           Н.Н. Луньков                 

Приложение

к постановлению администрации МО

Аркадакского муниципального района

                                                               (В редакции постановления от 02.03.2021 г. № 83)

Муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

в Аркадакском муниципальном районе 

на период до 2023 года»

Паспорт

муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Аркадакском муниципальном районе 

на период до 2023 года»

  Основание разработки муниципальной программы (наименование и номер соответствующего правового акта)

Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ответственный исполнитель муниципальной программы

Администрация МО Аркадакского муниципального района

Соисполнители муниципальной программы

Отсутствуют

Участники муниципальной программы

Администрация МО Аркадакского муниципального района, отдел ЖКХ администрации МО Аркадакского муниципального района, МУП «Аркадакводоканал».

Участники подпрограммы муниципальной программы

Отсутствуют

Утверждаемые ведомственные целевые программы в сфере реализации муниципальной программы

Отсутствуют

Цели муниципальной программы

 обеспечение надежного бесперебойного энергоснабжения объектов муниципального района;

 сокращение потребления ТЭР объектами бюджетной сферы и жилищно-коммунального комплекса за счет применения современного энергоэффективного оборудования и технологий;

Задачи муниципальной программы

-создание системы технических мер, нормативно-правового, финансово-экономического и организационного механизмов энергосбережения для обеспечения на этой основе перехода экономики района на энергосберегающий путь развития;

-переход к энергосберегающим технологиям в обеспечении энергоресурсами населения района;

 сокращение потерь энергоресурсов при транспортировке до потребителя;

- снижение удельных показателей потребления  электрической и тепловой энергии, природного газа и воды;

 повышение уровня технических знаний у населения и отдельных категорий работников бюджетной сферы в вопросах экономии энергии;

 стимулирование внедрения энергосберегающих мероприятий;

 повышение качества жизни населения, снижение доли затрат на энергообеспечение;

Целевые показатели муниципальной программы (индикаторы) 

- снижение потребления энергоресурсов за счет энергосбережения на 5%

Сроки и этапы реализации муниципальной программы

2021-2023 годы

Объемы финансового обеспечения муниципальной программы, в том числе по (годам)

Всего:

12 900 тыс.руб.

2021 год всего

200 тыс.руб.

В том числе

Местный бюджет – 200 тыс.руб.

2022 год всего

9 700 тыс.рублей

в том числе

Областной бюджет –8 500 тыс.руб.

Местный бюджет – 1 200 тыс.руб.

2023 год всего

3 000 тыс.рублей

в том числе

Местный бюджет  – 1 000 тыс.руб.

Областной бюджет – 2 000 тыс.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы

Снижение потребления энергоресурсов за счет энергосбережения на 5% до 2023 года,  реконструкция и модернизация оборудования предприятий жилищно-коммунального комплекса и организаций бюджетной сферы.

Верно:

И.о. управляющего делами

администрации МО Аркадакского

муниципального района                                                                       В.Ю.Честнов

1. ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

11 ноября 2009 года Государственной Думой Российской Федерации был принят закон «ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Статьёй восемь предусмотрены следующие полномочиями органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:

1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;

3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.

              Жилищно-коммунальный комплекс характеризуется неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

              Техническое состояние коммунальной инфраструктуры района морально и физически устарело. Существующие сети, оборудование, сооружения значительно изношены, неэффективны и в основном не соответствуют требованиям гарантированного, устойчивого и экономически эффективного предоставления коммунальных услуг.

              Процент износа инженерных коммуникаций в целом по району составляет: тепловые сети и котельное оборудование – 75%, сетей водоотведения и водоснабжения -  65%.

              Работы по ремонту инженерных сетей и оборудования планируются исходя из наличия финансовых средств, а не из расчетной годовой потребности в указанных работах, планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше. Поэтому остается не решенной проблема улучшения технического состояния тепловых и водопроводных сетей, и, как следствие, аварии и нарушения в режиме работы коммунального хозяйства.

              В целях обновления основных фондов в районе ведется работа по модернизации жилищно-коммунального комплекса, осуществляются мероприятия по модернизации, реконструкции и строительству объектов с применением энергоэффективных материалов и оборудования.

              Несмотря на принимаемые меры, работа по энергоресурсосбережению из-за целого ряда сдерживающих факторов не получает должного развития. Это связано с недостаточным платежеспособным спросом на энергоресурсы, отсутствием средств у организаций на проведение энергосберегающих мероприятий, со сложностью получения кредитов на приемлемых условиях.

В целях ускорения внедрения энергосберегающих технологий, содействия превращению энергосбережения в один из решающих факторов улучшения социальных условий жизни населения, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо использование программно-целевого метода.

2. Основные цели и задачи программы

Целями реализации программы являются:

- обеспечение надежного бесперебойного энергоснабжения объектов муниципального района;

- сокращение потребления ТЭР объектами бюджетной сферы и жилищно-коммунального комплекса за счет применения современного энергоэффективного оборудования и технологий;

Осуществление данной программы позволит решить следующие задачи:

-создание системы технических мер, нормативно-правового, финансово-экономического и организационного механизмов энергосбережения для обеспечения на этой основе перехода экономики района на энергосберегающий путь развития;

-переход к энергосберегающим технологиям в обеспечении энергоресурсами населения района;

 сокращение потерь энергоресурсов при транспортировке до потребителя;

- снижение удельных показателей потребления  электрической и тепловой энергии, природного газа и воды;

 повышение уровня технических знаний у населения и отдельных категорий работников бюджетной сферы в вопросах экономии энергии;

 стимулирование внедрения энергосберегающих мероприятий;

 повышение качества жизни населения, снижение доли затрат на энергообеспечение;

 уменьшение негативного воздействия на окружающую среду;

Для достижения целей Программы муниципальными органами управления энергетическим хозяйством района предусматривается в рамках действующего законодательства:

- создание необходимой нормативно-правовой базы энергосбережения;

- проведение активной энергосберегающей политики;

- формирование  системы управления энергосбережением.

3. Целевые показатели муниципальной программы

Расчет целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для муниципальной программы производится в соответствии с перечнем целевых показателей для муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (постановление правительства Российской Федерации от 31.12.2009 №1225 «О ТРЕБОВАНИЯХ К РЕГИОНАЛЬНЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ») по следующим группам:

группа

Область применения

B

Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий)

№ п.

Наименование показателей

Единица измерения

Значения целевых показателей

2021

2022

2023

В.1.

Экономия ЭЭ в натуральном выражении

кВтч

2669

4829

7034

В.2.

Экономия ЭЭ в стоимостном выражении

руб.

3896

7050

10270

В.3.

Экономия ТЭ в натуральном выражении

Гкал

919

1335

1851

В.4.

Экономия ТЭ в стоимостном выражении

тыс. руб.

1838

2670

37,02

В.5.

Экономия воды в натуральном выражении

м. куб.

191

345

503

В.6.

Экономия воды в стоимостнов выражении

руб.

8022

14490

21126

В.7.

Экономия природного газа в натуральном выражении

Тыс. куб. м

57

76

91

В.8.

Экономия природного газа в стоимостном выражении                                                                                 

Тыс. руб.

347,7

471,23

564,2

4. Механизм реализации Программы

              Механизм реализации Программы базируется на принципе взаимодействия администрации района, предприятий и организаций всех форм собственности и четкого разделения полномочий и ответственности всех участников Программы.

              Руководство реализацией Программы осуществляет Заказчик -  Администрация МО Аркадакского муниципального района. В рамках реализации Программы Администрация МО Аркадакского муниципального района выполняет следующие функции:

Осуществляет управление, мониторинг и контроль над реализацией Программы.

Обеспечивает привлечение средств федерального и областного бюджетов.

Заключает соглашения, необходимые для реализации Программы.

Разрабатывает нормативно-правовые акты, необходимые для выполнения мероприятий Программы.

Представляет в установленные сроки отчетность о реализации Программы.

                            В мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры целесообразно включить следующие предложения:

-проведение энергетического аудита с составлением энергетических паспортов объектов коммунального комплекса;

-анализ договоров электро-, тепло-, газо- и водоснабжения жилых многоквартирных домов на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повышению энергетической эффективности;

-оптимизация режимов работы энергоисточников, количества котельных и их установленной мощности с учетом рационализации схем энергоснабжения, местных условий и видов топлива;

-постепенный переход на когенерацию электрической и тепловой энергии, использование установок совместной выработки тепловой и электрической энергии на базе газотурбинных установок с котлом- утилизатором, газотурбинных установок, газопоршневых установок, турбодетандерных установок;

-оценка аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях;

-строительство котельных с использованием энергоэффективных технологий с высоким коэффициентом полезного действия, модернизация существующих котельных с использованием энергоэффективного оборудования с высоким коэффициентом полезного действия, вывод из эксплуатации муниципальных котельных, выработавших ресурс, или имеющих избыточные мощности;

-строительство тепловых сетей с использованием энергоэффективных технологий, реконструкция тепловых сетей с использованием энергоэффективного оборудования, применение эффективных технологий по тепловой изоляции вновь строящихся тепловых сетей, при восстановлении разрушенной тепловой изоляции;

-внедрение систем автоматизации работы и загрузки котлов, общекотельного и вспомогательного оборудования, автоматизация отпуска тепловой энергии потребителям, использование телекоммуникационных систем централизованного технологического управления системами теплоснабжения;

-применение типовых технических решений по использованию возобновляемых источников низкопотенциального тепла в системах теплоснабжения, а также для холодоснабжения;

-установка регулируемого привода в системах водоснабжения и водоотведения, в том числе частотно-регулируемый привод.

В перечень мероприятий, предлагаемых к реализации в жилищном фонде муниципального района, целесообразно включить следующие:

-ранжирование многоквартирных домов по уровню энергоэффективности, выявление многоквартирных домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергоэффективности, сопоставление уровней энергоэффективности с российскими и зарубежными аналогами и оценка на этой основе потенциала энергосбережения в муниципальном районе;

-мероприятия, обеспечивающие распространение информации об установленных законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, информирование жителей о возможных типовых решениях повышения энергетической эффективности и энергосбережения (использование энергосберегающих ламп, приборов учета, более экономичных бытовых приборов, утепление и т.д.), пропаганду реализации мер, направленных на снижение пикового потребления электрической энергии населением;

-проведение энергетических обследований с составлением паспорта, включая диагностику оптимальности структуры потребления энергетических ресурсов;

-мероприятия, направленные на установление целевых показателей повышения эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде, включая годовой расход тепловой и электрической энергии на один квадратный метр, в том числе мероприятия, направленные на сбор и анализ информации об энергопотреблении жилых домов;

-размещение на фасадах многоквартирных домов указателей классов их энергетической эффективности;

-содействие привлечению частных инвестиций, в том числе в рамках реализации энергосервисных договоров.

-утепление многоквартирных домов, квартир и площади мест общего пользования в многоквартирных домах, не подлежащих капитальному ремонту, а также внедрение систем регулирования потребления энергетических ресурсов;

-мероприятия, направленные на повышение уровня оснащенности общедомовыми и поквартирными приборами учета используемых энергетических ресурсов и воды, в том числе информирование потребителей о требованиях по оснащению приборами учета, автоматизация расчетов за потребляемые энергетические ресурсы, внедрение систем дистанционного снятия показаний приборов учета используемых энергетических ресурсов;

-мероприятия по повышению энергетической эффективности систем освещения, включая мероприятия по установке датчиков движения и замене ламп накаливания на энергоэффективные осветительные устройства в многоквартирных домах;

-строительство многоквартирных домов в соответствии с установленными законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требованиями энергетической эффективности;

-восстановление/внедрение циркуляционных систем горячего водоснабжения, проведение гидравлической регулировки, автоматической/ручной балансировки распределительных систем отопления и стояков;

-перекладка электрических сетей для снижения потерь электрической энергии;

-выявление бесхозяйственных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организация постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;

-организация   управления   бесхозяйными   объектами    недвижимого
имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определение источника компенсации возникающих   при   их   эксплуатации   нормативных   потерь   энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами;

-стимулирование   производителей   и   потребителей   энергетических
ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов,
проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической
эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;

         -увеличение количества случаев использования в качестве источников
энергии    вторичных    энергетических   ресурсов    и    (или)    возобновляемых источников энергии;

-энергосбережение   в   транспортном   комплексе   и   повышение   его
энергетической эффективности, в том числе замещению бензина и дизельного топлива,  используемых  транспортными  средствами  в  качестве  моторного топлива, природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии и экономической целесообразности такого замещения.

5. Ресурсное обеспечение Программы

              Финансовые потребности для реализации мероприятий Программы по годам определяются на основе укрупненных показателей стоимости строительства и модернизации, а также действующей сметной нормативной базы (государственные элементные сметные нормы, федеральные и территориальные единичные расценки и другие).

Наименование подпрограммы

Необходимый объём финансирования в разбивке по годам реализации, тыс.руб.

Источники финансирования

2021

2022

2023

Энергоэф-фективность  и энергосбережение в системах коммунальной инфраструктуры

200

9 700

3 000

ПС, НСО, ВН и СП

6. Возможные риски в ходе реализации Программы

Внешние риски реализации Программы:

- природные и техногенные катастрофы.

На выполнение Программы могут повлиять опережающие темпы инфляции, что приведет к повышению стоимости строительно-монтажных работ, а в результате – к невозможности реализации мероприятий в рамках ресурсного обеспечения, предусмотренного Программой.

Внутренние риски:

- несвоевременное и не в полном объеме обеспечение финансирования Программы.

Способами ограничения основных рисков являются:

- регулярное взаимодействие с региональными органами исполнительной власти;

- привлечение внебюджетных ресурсов;

- своевременная корректировка мероприятий Программы.

Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы

    Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счёт средств областного бюджета, местного бюджета и внебюджетных средств. Комплекс мероприятий Программы формируется по статьям расходов по направлениям Программы.

Исходя из минимальной потребности городских структур и организаций,  предполагаемое общее финансирование программных мероприятий составит 12 900 тыс.рублей, в том числе:

на 2021 год  - 200 тыс.рублей;

на 2022 год  - 9 700 тыс.рублей;

на 2023 год  - 3 000 тыс.рублей.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы уточняется ежегодно.

             

Верно:

И.о. управляющего делами

администрации МО Аркадакского

муниципального района                                                                    В.Ю.Честнов                           

Приложение к муниципальной программе

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Аркадакском муниципальном районе на период до 2023 года»

Сведения об объёмах и источниках финансового обеспечения

основных мероприятий и целевых показателей муниципальной программы

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

в Аркадакском муниципальном районе на период до 2023 года»



п/п

Наименование программных  мероприятий

Ответственный исполнитель

Объёмы и источники финансирования (тыс.руб.)

Значение показателей

Годы реализации

Всего

Федеральный бюджет (прогнозно)

Областной бюджет

(прогнозно)

Местный

бюджет

(прогнозно)

внебюджетные источники (прогнозно)

Наименование целевого показателя

Ед. измерения

Показатель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Цель:  1 обеспечение надежного бесперебойного энергоснабжения объектов муниципального района

Задача: 1 снижение удельных показателей потребления  электрической и тепловой энергии и природного газа

Мероприятия:

1.1.

Газоснабжение нежилого здания МБОУ-СОШ с.Новосельское по адресу: Саратовская область, Аркадакский район, с.Новосельское, ул.Мира, д.22

Администрация МО Аркадакского муниципального района

2022

1900

-

1600

300

-

Сокращение затрат на создание тепловой энергии

%

25

1.2

Газоснабжение нежилого здания (школа) по адресу: Саратовская область, Аркадакский район, с.Ольшанка, ул.Молодежная, д.1А

Администрация МО Аркадакского муниципального района

2022

2250

-

1950

300

-

Сокращение затрат на создание тепловой энергии

%.

25

1.3

Техническое перевооружение системы теплоснабжения с установкой индивидуального источника тепла на объекте: здание МБОУ «СОШ с.Семеновка» Аркадакского района, Саратовской области по адресу: Саратовская область, Аркадакский район, с.Семеновка, ул.Молодежный поселок, д.36

Администрация МО Аркадакского муниципального района

2022

2250

-

1950

300

-

Сокращение затрат на создание тепловой энергии

%

25

1.4

Реконструкция  котельной по адресу: г.Аркадак, ул.Сливина,  д.18

Администрация МО Аркадакского муниципального района

2022

3300

-

3000

300

-

Сокращение затрат на создание тепловой энергии

%

25

1.5

Реконструкция  котельной по адресу: Аркадакский район, с.Баклуши, ул. Кооперативная

Администрация МО Аркадакского муниципального района

2023

2300

-

2000

300

-

Сокращение затрат на создание тепловой энергии

%

25

Цель: 2 сокращение потребления ТЭР объектами бюджетной сферы и жилищно-коммунального комплекса за счет применения современного энергоэффективного оборудования и технологий

Задача: 1 сокращение потерь энергоресурсов при транспортировке до потребителя;

Мероприятия:

2.1.

Реконструкция теплотрассы от котельной по по адресу: Аркадакский район, с.Баклуши, ул. Кооперативная

Администрация МО Аркадакского муниципального района

2023

700

-

-

700

-

Сокращение потребления электроэнергии

%

20

Цель: 3 модернизация систем уличного освещения

Задача: 1 сокращение расходов бюджетных средств на уличное освещение

3.1.

Приобретение уличных светодиодных светильников

Администрация МО Аркадакского муниципального района

2021

200

-

-

200

-

Сокращение потребления электроэнергии

%

30

Верно:

И.о. управляющего делами

администрации МО Аркадакского

муниципального района                                                                                                                                                                В.Ю.Честнов

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: arkadak.sarmo.ru № б/н от 18.08.2020
Рубрики правового классификатора: 210.000.000 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, 210.020.000 Жилищное строительство. Содержание территорий жилищной застройки, 210.020.020 Организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения; водоотведение, снабжение населения топливом(см. также 050.000.000)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать