Основная информация
Дата опубликования: | 18 сентября 2020г. |
Номер документа: | RU52026310202000055 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Нижегородская область |
Принявший орган: | Администрация Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты муниципальных образований |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
АДМИНИСТРАЦИИ ЗИНЯКОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА ГОРОДЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18.09.20 № 131
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЗИНЯКОВСКОМ СЕЛЬСОВЕТЕ ГОРОДЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ
В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов и в целях разработки проекта решения сельского Совета Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области «О бюджете Зиняковского сельсовета на 2021 год», администрация Зиняковского сельсовета постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики в Зиняковском сельсовете Городецкого муниципального района Нижегородской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
2. Обнародовать настоящее постановление посредством размещения на информационных стендах и разместить на официальном сайте администрации Городецкого муниципального района в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава местного самоуправления
В.Н.Кириллова
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением администрации
Зиняковского сельсовета
Городецкого муниципального района
Нижегородской области
от 18.09.2020г. № 131
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной и налоговой политики в Зиняковском сельсовете Городецкого муниципального района Нижегородской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики в Зиняковском сельсовете Городецкого муниципального района Нижегородской области (далее – Зиняковский сельсовет) на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработаны в соответствии с Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов и статьей 17 Положения о бюджетном процессе в Зиняковском сельсовете Городецкого муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением сельского Совета Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области 11.04.2014 № 16, с целью определения основных подходов к формированию проекта бюджета Зиняковского сельсовета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная и налоговая политика Зиняковского сельсовета на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной и налоговой политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Стратегией социально-экономического развития муниципального образования Городецкий район Нижегородской области и муниципальной программой «Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом Городецкого района», утвержденной постановлением администрации Городецкого муниципального района от 17.12.2018 №3747.
1. Основные итоги реализации бюджетной и налоговой политики Зиняковского сельсовета в 2017-2019 годах
Бюджетная и налоговая политика Зиняковского сельсовета в 2017-2019 годах была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности бюджета Зиняковского сельсовета.
Реализации основных направлений бюджетной политики способствовало исполнение Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Городецкого муниципального района Нижегородской области на 2017 – 2019 годы, утвержденного постановлением администрации Городецкого района от 16.05.2017 №1086 , и Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Зиняковского сельсовета на 2020-2024 годы утвержденного постановлением администрации Зиняковского сельсовета от 22.05.2020 №53.
Динамика основных показателей бюджета
Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района
Нижегородской области за 2017 - 2019 годы
тыс. рублей
2017 год
2018 год
Отклонение, %
2019 год
Отклонение, %
Доходы
17214,6
20359,5
118,3
18327,0
90
в том числе налоговые и неналоговые доходы
6469,1
7312,7
113
7430,1
101,6
Безвозмездные поступления
10745,5
13046,8
121,4
10896,9
83,5
Расходы
18616,4
22243,5
119,5
19588,2
88,1
Дефицит
1401,8
662,7
1261,2
- 598,5
Профицит
-
-
Доходы бюджета Зиняковского сельсовета в 2019 году получены в объеме 18327,0 тыс. рублей и увеличились за 2017 - 2019 годы на 1112,4 тыс. рублей или на 6,4 процента.
Расходы бюджета Зиняковского сельсовета в 2019 году исполнены в объеме 19588,2 тыс. рублей и увеличились за 2017 - 2019 годы на 971,8 тыс. рублей или на 5,2 процента.
Наибольший удельный вес в расходах бюджета Зиняковского сельсовета (далее – местный бюджет) занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 19% в общем объеме расходов.
С целью сохранения социальной и экономической стабильности на территории Зиняковского сельсовета было своевременно и в полном объеме обеспечено исполнение всех принятых расходных обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, в том числе с учетом повышения оплаты труда в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2017 - 2019 годах проводилась работа по следующим направлениям:
- формирование и исполнение местного бюджета в программном формате на основе муниципальных программ Зиняковского сельсовета;
- переход начиная с 2017 года к трехлетнему планированию при формировании местного бюджета;
- действует система оценки главных администраторов средств районного бюджета по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента;
- обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе, об исполнении местного бюджета, о бюджетных и социально-экономических показателях Зиняковского сельсовета посредством сети «Интернет» как для специалистов органов местного самоуправления Зиняковского сельсовета, так и для граждан в доступной форме;
- в целях повышения информационной открытости деятельности администрации Зиняковского сельсовета и выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения местного бюджета ежегодно проводятся публичные слушания по годовому отчету об исполнении местного бюджета и по проекту местного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2017 - 2019 годах проводилась работа по следующим направлениям:
- формирование и исполнение бюджета в программном формате на основе муниципальных программ администрации Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района;
- проведение оценки эффективности налоговых расходов за 2019 год;
- проведение оценки эффективности муниципальных программ Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района, предусматривающей комплексный подход к оценке программ с учетом качества их формирования и эффективности реализации;
- ежегодное формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципального учреждения Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района;
- обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе, об исполнении бюджета Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района , о бюджетных и социально-экономических показателях Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- ежегодное проведение публичных слушаний по годовому отчету об исполнении бюджета Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района и по проекту бюджета Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период в целях повышения информационной открытости деятельности администрации Городецкого района и выявления общественного мнения по вопросам формирован Зиняковского сельсовета и исполнения бюджета Зиняковского сельсовета.
Исполнение бюджета Зиняковского сельсовета в 2020 году осуществляется в условиях ухудшения экономической ситуации, связанной с введением ограничительных мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, оказывает влияние на исполнение налоговых и неналоговых доходов.
Исполнение бюджета Зиняковского сельсовета за январь-август 2020 года составило по доходам 9163,5 тыс. рублей или 42,8 % к годовому плану.
Налоговые и неналоговые доходы получены в объеме 2998,3 тыс. рублей, что составляет 35,9% к годовому плану и ниже уровня 2019 года .
До конца 2020 года существует риск дальнейшего неисполнения бюджета Зиняковского сельсовета, обусловленный сложившейся экономической ситуацией.
2. Основные направления налоговой политики
Налоговая политика Зиняковского сельсовета в 2021 - 2023 годах, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение поступления в бюджет Зиняковского сельсовета всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам в бюджет Зиняковского сельсовета.
Основными направлениями налоговой политики в Зиняковском сельсовете на 2021-2023 годы определены:
- увеличение налогового потенциала Зиняковского сельсовета за счет налогового стимулирования деловой активности на территории сельсовета, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;
- продолжение политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот;
- поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Зиняковском сельсовете;
- взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал поселения;
- конструктивная работа, направленная на формирование благоприятного налогового и инвестиционного климата в Зиняковском сельсовете;
- дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам местного бюджета, активизация претензионно-исковой деятельности;
- дальнейшее осуществление мероприятий по легализации «теневой» заработной платы в Зиняковском сельсовете;
- проведение мероприятий по повышению эффективности управления муниципальной собственностью, в том числе выявление земельных участков, используемых не по целевому назначению, а также невостребованных земельных участков (долей, паев) из земель сельскохозяйственного назначения для принятия мер по оформлению их в муниципальную собственность.
Формирование налоговых и неналоговых доходов будет основываться на вступающих в силу на федеральном, региональном и местном уровне, а также планируемых к принятию с 2021 года следующих изменениях законодательства и нормативных правовых актов:
- с 1 января 2021 года устанавливаются особенности налогообложения НДФЛ доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках.
При определении налоговой базы в отношении таких доходов будет исключаться доход в виде процентов, рассчитанный как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода. Также при определении налоговой базы не будут учитываться процентные доходы по вкладам (остаткам на счетах), процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышала 1 процента годовых, а также по счетам эскроу;
- с 1 января 2021 года увеличивается с 66,6 процента до 74,9 % норматив зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
- с 1 января 2021 года прекращает действие система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
- с 1 января 2021 года увеличиваются лимиты по доходам и численности работников, дающие право на применение упрощенной системы налогообложения.
С 2021 года упрощенную систему налогообложения смогут применять налогоплательщики, доходы которых в отчетном году не превысили 200 млн. рублей, а средняя численность сотрудников – не более 130 человек (по действующему законодательству 150 млн. рублей и 100 человек соответственно).
При этом, начиная с квартала, в котором доходы превысили 150 млн. рублей, но не превысили 200 млн. рублей, и (или) средняя численность сотрудников превысила 100 человек, но сложилась ниже 130 человек, применяются повышенные ставки налога:
- 8% (вместо 6%), если объектом налогообложения являются доходы;
- 20% (вместо 15%), для объекта налогообложения «доходы – расходы».
Также в соответствии с планируемыми изменениями законодательства предусматривается:
- с 1 января 2021 года уточнение видов деятельности, в отношении которых разрешается применение патентной системы; увеличение с 50 до 150 кв. метров площади торгового зала (зала обслуживания посетителей) при осуществлении розничной торговли (услуг общественного питания); уменьшение (не более чем на 50 %) суммы исчисленного налога по патентной системе на сумму уплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды;
- с 2021 года (срок вступления закона в силу в случае его принятия – по истечении 180 дней со дня его опубликования) наделение органов местного самоуправления полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и направлению сведений для внесения их в Единый государственный реестр недвижимости.
- установление на 2021 год коэффициента, используемого для расчета суммы фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан в Нижегородской области, в размере 2,13;
- вступление с 2021 года в силу результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности и иного специального назначения, лесного фонда, земель запаса, а также объектов недвижимости;
- зачисление с 2021 года в областной бюджет доходов от государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в МФЦ в части, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (50%), в связи с передачей многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на региональный уровень;
- установление на соответствующий год коэффициентов индексации арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Нижегородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также арендной платы за объекты нежилого фонда областной собственности на уровне планируемого среднегодового индекса потребительских цен.
На местном уровне в 2020 году планируется установление коэффициентов индексации на соответствующий год арендной платы за пользованием имуществом, находящимся в муниципальной собственности Городецкого района, а также платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на уровне планируемого среднегодового индекса потребительских цен.
3. Основные направления бюджетной политики
Учитывая высокую неопределенность в оценке последствий сложной экономической ситуации в 2020 году, связанной с введением ограничительных мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, основной задачей бюджетной политики на 2021 - 2023 годы будет обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Зиняковского сельсовета , в том числе за счет:
- формирования реалистичного прогноза поступления доходов, основанного на прогнозе социально-экономического развития Зиняковского сельсовета на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов);
- взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств;
- проведения ответственной долговой политики, реализации мер, направленных на обеспечение безопасного уровня долговой нагрузки на местный бюджет.
2. Повышение эффективности и оптимизация бюджетных расходов, в том числе за счет:
- концентрации финансовых ресурсов на реализации приоритетных направлений государственной политики и реализации национальных проектов;
- повышения эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд Зиняковского сельсовета;
- повышения результативности предоставления субсидий юридическим лицам;
- усиления финансовой дисциплины.
3. Повышение качества оказываемых муниципальных услуг, в том числе за счет:
- вовлечения организаций, не являющихся муниципальными учреждениями, в процесс оказания муниципальных услуг.
4. Повышение эффективности муниципального управления, в том числе за счет:
- совершенствования инструментов программно-целевого планирования;
- повышения качества финансового менеджмента в администрации Зиняковского сельсовета;
- реализации принципов открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.
5. Выравнивание возможности граждан в получении качественных и доступных муниципальных услуг и создание условий для исполнения сельским поселением закрепленных за ним полномочий.
6. Развитие и совершенствование системы финансового контроля и контроля в сфере закупок.
4. Основные подходы к формированию бюджета Зиняковского сельсовета
Бюджетная политика Зиняковского сельсовета в части доходов в 2021-202 годах будет направлена на обеспечение поступлений в местный бюджет всех доходных источников в запланированных объемах.
В основу формирования бюджетных назначений по доходным источникам местного бюджета будет принят прогноз социально-экономического развития района на среднесрочный период (на 2020 год и на период до 2022 года), предусматривающий динамику развития экономики поселения в среднесрочной перспективе и рост основных экономических показателей, влияющих на налоговую базу.
В целях создания условий для роста налогооблагаемой базы и доходов местного бюджета администрацией Зиняковского сельсовета будет проводиться работа по:
- повышению эффективности использования производственного и налогового потенциалов, стимулированию инвестиционной деятельности;
- активизации работы всех заинтересованных структур в части актуализации баз данных, необходимых для начисления имущественных налогов и расширения налогооблагаемой базы по ним;
- проведению оценки эффективности предоставления льгот по местным налогам, сокращению неэффективных налоговых льгот;
- повышению эффективности управления муниципальной собственностью и увеличению доходов от ее использования.
В соответствии с требованиями бюджетного законодательства будет осуществляться оценка налоговых расходов Зиняковского сельсовета с учетом общих требований к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года №796.
Результаты оценки целесообразности и результативности налоговых расходов Зиняковского сельсовета будут учтены при формировании местного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Бюджетная политика в области расходов будет ориентирована на безусловное исполнение всех принятых расходных обязательств.
Необходимость достижения приоритетов и целей, определенных в Указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» в условиях ограниченности бюджетных ресурсов увеличивает актуальность разработки и реализации мер по повышению эффективности использования бюджетных средств.
В среднесрочной перспективе сохраняются действующие приоритеты бюджетных расходов:
- обеспечение сохранения (в процентном соотношении) целевых показателей заработной платы отдельным категориям работников социальной сферы, установленных на 2018 год Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- формирование комфортной городской среды;
- реализация мероприятий по обеспечению экологической безопасности;
- оплата коммунальных услуг;
- реализация муниципальных программ, направленных на содействие устойчивому развитию экономики Зиняковского сельсовета, в том числе программ занятости населения, поддержки сельскохозяйственного производства, малого бизнеса;
- финансирование расходов на обслуживание муниципального долга.
Планирование расходов местного бюджета будет осуществляться в программном формате на основании предварительных реестров расходных обязательств.
При определении предельных объемов бюджетных ассигнований перед субъектами бюджетного планирования будут поставлены задачи по оптимизации расходов.
5. Политика в области формирования межбюджетных отношений
Межбюджетные отношения в 2021- 2023 годах будут осуществляться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Нижегородской области от 6 декабря 2011 года №177-3 «О межбюджетных отношениях в Нижегородской области», решением Земского собрания Городецкого муниципального района от 14 декабря 2011 года №270 «Об утверждении Положения о межбюджетных отношениях в Городецком муниципальном районе Нижегородской области».
Основные инструменты межбюджетного регулирования и индикативные показатели достижения планируемых результатов в сфере межбюджетных отношений отражены в муниципальной программе «Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом Городецкого района».
Основными задачами формирования межбюджетных отношений являются:
- повышение эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности за счет увеличения доли межбюджетных трансфертов, предоставляемых из районного бюджета бюджету Зиняковского сельсовета на основе принципа выравнивания бюджетной обеспеченности;
- увеличение объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселения;
- софинансирование вопросов местного значения.
При формировании межбюджетных отношений на 2021-2023 годы будет учитываться изменение федерального законодательства и законодательства Нижегородской области, что может привести к необходимости изменения инструментов межбюджетного регулирования.
Одним из приоритетных направлений работы администрации Зиняковского сельсовета будет местного бюджета, а также достижения наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов.
6. Политика в области управления Зиняковского сельсовета
Долговая политика будет направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного исполнения местного бюджета и нацелена на сохранение безопасного уровня долговой нагрузки, безусловное выполнение принятых долговых обязательств Зиняковского сельсовета.
Основными задачами реализации долговой политики являются:
- поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне долговой устойчивости (с учетом всех возможных рисков);
- повышение эффективности муниципальных заимствований, сокращение рисков, связанных с их осуществлением;
- оптимизация структуры муниципального долга с целью минимизации стоимости его обслуживания;
- обеспечение принятия решения о заимствованиях с учетом потребностей местного бюджета в привлечении заемных средств и возможностей бюджета по погашению и обслуживанию долга.
7. Повышение эффективности управления исполнением местного бюджета
В рамках повышения эффективности управления исполнением местного бюджета основные мероприятия будут ориентированы на повышение эффективности и прозрачности использования денежных средств, повышение качества управления средствами местного бюджета и строгое соблюдение бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетного процесса, включая:
- повышение качества прогнозирования кассового плана;
- повышение эффективности управления ликвидностью местного бюджета;
- расширение применения механизма казначейского сопровождения контрактов;
- совершенствование порядка авансирования по муниципальным контрактам (договорам);
- обеспечение ритмичности исполнения местного бюджета в течение финансового года и недопущение на конец текущего года неиспользованных лимитов бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг;
- обеспечение доступности к информации о финансовой деятельности органов местного самоуправления, результатах использования бюджетных средств.
8. Политика в сфере финансового контроля
Одним из приоритетных направлений повышения эффективности бюджетных расходов в предстоящем периоде будет выступать развитие и совершенствование систем финансового контроля и контроля в сфере закупок.
Деятельность администрации Зиняковского сельсовета в сфере муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок будет направлена на:
- совершенствование процедур муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок, направленных на оценку эффективности использования муниципальных ресурсов;
- стандартизацию контрольной деятельности, предусматривающую единые принципы, определения, основания проведения контрольных мероприятий, закрепляющую риск-ориентированные подходы к планированию контрольной деятельности, а также обеспечивающую исключение дублирования контрольных мероприятий;
- осуществление контрольной деятельности в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и правоотношения в сфере закупок, а также соблюдения условий муниципальных контрактов и договоров (соглашений) о предоставлении средств из местного бюджета;
- смещение акцентов контрольных мероприятий с последующего на предварительный контроль, направленный на предупреждение нарушений законодательства;
- совершенствование порядка реализации результатов контрольных мероприятий с целью пресечения и исключения негативных последствий нарушений законодательства, обеспечение применения ответственности за нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;
- проведение профилактической работы по предупреждению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе.
АДМИНИСТРАЦИИ ЗИНЯКОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА ГОРОДЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18.09.20 № 131
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЗИНЯКОВСКОМ СЕЛЬСОВЕТЕ ГОРОДЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ
В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов и в целях разработки проекта решения сельского Совета Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области «О бюджете Зиняковского сельсовета на 2021 год», администрация Зиняковского сельсовета постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики в Зиняковском сельсовете Городецкого муниципального района Нижегородской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
2. Обнародовать настоящее постановление посредством размещения на информационных стендах и разместить на официальном сайте администрации Городецкого муниципального района в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава местного самоуправления
В.Н.Кириллова
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением администрации
Зиняковского сельсовета
Городецкого муниципального района
Нижегородской области
от 18.09.2020г. № 131
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной и налоговой политики в Зиняковском сельсовете Городецкого муниципального района Нижегородской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики в Зиняковском сельсовете Городецкого муниципального района Нижегородской области (далее – Зиняковский сельсовет) на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработаны в соответствии с Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов и статьей 17 Положения о бюджетном процессе в Зиняковском сельсовете Городецкого муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением сельского Совета Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области 11.04.2014 № 16, с целью определения основных подходов к формированию проекта бюджета Зиняковского сельсовета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная и налоговая политика Зиняковского сельсовета на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной и налоговой политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Стратегией социально-экономического развития муниципального образования Городецкий район Нижегородской области и муниципальной программой «Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом Городецкого района», утвержденной постановлением администрации Городецкого муниципального района от 17.12.2018 №3747.
1. Основные итоги реализации бюджетной и налоговой политики Зиняковского сельсовета в 2017-2019 годах
Бюджетная и налоговая политика Зиняковского сельсовета в 2017-2019 годах была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности бюджета Зиняковского сельсовета.
Реализации основных направлений бюджетной политики способствовало исполнение Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Городецкого муниципального района Нижегородской области на 2017 – 2019 годы, утвержденного постановлением администрации Городецкого района от 16.05.2017 №1086 , и Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Зиняковского сельсовета на 2020-2024 годы утвержденного постановлением администрации Зиняковского сельсовета от 22.05.2020 №53.
Динамика основных показателей бюджета
Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района
Нижегородской области за 2017 - 2019 годы
тыс. рублей
2017 год
2018 год
Отклонение, %
2019 год
Отклонение, %
Доходы
17214,6
20359,5
118,3
18327,0
90
в том числе налоговые и неналоговые доходы
6469,1
7312,7
113
7430,1
101,6
Безвозмездные поступления
10745,5
13046,8
121,4
10896,9
83,5
Расходы
18616,4
22243,5
119,5
19588,2
88,1
Дефицит
1401,8
662,7
1261,2
- 598,5
Профицит
-
-
Доходы бюджета Зиняковского сельсовета в 2019 году получены в объеме 18327,0 тыс. рублей и увеличились за 2017 - 2019 годы на 1112,4 тыс. рублей или на 6,4 процента.
Расходы бюджета Зиняковского сельсовета в 2019 году исполнены в объеме 19588,2 тыс. рублей и увеличились за 2017 - 2019 годы на 971,8 тыс. рублей или на 5,2 процента.
Наибольший удельный вес в расходах бюджета Зиняковского сельсовета (далее – местный бюджет) занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 19% в общем объеме расходов.
С целью сохранения социальной и экономической стабильности на территории Зиняковского сельсовета было своевременно и в полном объеме обеспечено исполнение всех принятых расходных обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, в том числе с учетом повышения оплаты труда в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2017 - 2019 годах проводилась работа по следующим направлениям:
- формирование и исполнение местного бюджета в программном формате на основе муниципальных программ Зиняковского сельсовета;
- переход начиная с 2017 года к трехлетнему планированию при формировании местного бюджета;
- действует система оценки главных администраторов средств районного бюджета по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента;
- обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе, об исполнении местного бюджета, о бюджетных и социально-экономических показателях Зиняковского сельсовета посредством сети «Интернет» как для специалистов органов местного самоуправления Зиняковского сельсовета, так и для граждан в доступной форме;
- в целях повышения информационной открытости деятельности администрации Зиняковского сельсовета и выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения местного бюджета ежегодно проводятся публичные слушания по годовому отчету об исполнении местного бюджета и по проекту местного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2017 - 2019 годах проводилась работа по следующим направлениям:
- формирование и исполнение бюджета в программном формате на основе муниципальных программ администрации Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района;
- проведение оценки эффективности налоговых расходов за 2019 год;
- проведение оценки эффективности муниципальных программ Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района, предусматривающей комплексный подход к оценке программ с учетом качества их формирования и эффективности реализации;
- ежегодное формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципального учреждения Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района;
- обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе, об исполнении бюджета Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района , о бюджетных и социально-экономических показателях Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- ежегодное проведение публичных слушаний по годовому отчету об исполнении бюджета Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района и по проекту бюджета Зиняковского сельсовета Городецкого муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период в целях повышения информационной открытости деятельности администрации Городецкого района и выявления общественного мнения по вопросам формирован Зиняковского сельсовета и исполнения бюджета Зиняковского сельсовета.
Исполнение бюджета Зиняковского сельсовета в 2020 году осуществляется в условиях ухудшения экономической ситуации, связанной с введением ограничительных мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, оказывает влияние на исполнение налоговых и неналоговых доходов.
Исполнение бюджета Зиняковского сельсовета за январь-август 2020 года составило по доходам 9163,5 тыс. рублей или 42,8 % к годовому плану.
Налоговые и неналоговые доходы получены в объеме 2998,3 тыс. рублей, что составляет 35,9% к годовому плану и ниже уровня 2019 года .
До конца 2020 года существует риск дальнейшего неисполнения бюджета Зиняковского сельсовета, обусловленный сложившейся экономической ситуацией.
2. Основные направления налоговой политики
Налоговая политика Зиняковского сельсовета в 2021 - 2023 годах, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение поступления в бюджет Зиняковского сельсовета всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам в бюджет Зиняковского сельсовета.
Основными направлениями налоговой политики в Зиняковском сельсовете на 2021-2023 годы определены:
- увеличение налогового потенциала Зиняковского сельсовета за счет налогового стимулирования деловой активности на территории сельсовета, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;
- продолжение политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот;
- поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Зиняковском сельсовете;
- взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал поселения;
- конструктивная работа, направленная на формирование благоприятного налогового и инвестиционного климата в Зиняковском сельсовете;
- дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам местного бюджета, активизация претензионно-исковой деятельности;
- дальнейшее осуществление мероприятий по легализации «теневой» заработной платы в Зиняковском сельсовете;
- проведение мероприятий по повышению эффективности управления муниципальной собственностью, в том числе выявление земельных участков, используемых не по целевому назначению, а также невостребованных земельных участков (долей, паев) из земель сельскохозяйственного назначения для принятия мер по оформлению их в муниципальную собственность.
Формирование налоговых и неналоговых доходов будет основываться на вступающих в силу на федеральном, региональном и местном уровне, а также планируемых к принятию с 2021 года следующих изменениях законодательства и нормативных правовых актов:
- с 1 января 2021 года устанавливаются особенности налогообложения НДФЛ доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках.
При определении налоговой базы в отношении таких доходов будет исключаться доход в виде процентов, рассчитанный как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода. Также при определении налоговой базы не будут учитываться процентные доходы по вкладам (остаткам на счетах), процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышала 1 процента годовых, а также по счетам эскроу;
- с 1 января 2021 года увеличивается с 66,6 процента до 74,9 % норматив зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
- с 1 января 2021 года прекращает действие система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
- с 1 января 2021 года увеличиваются лимиты по доходам и численности работников, дающие право на применение упрощенной системы налогообложения.
С 2021 года упрощенную систему налогообложения смогут применять налогоплательщики, доходы которых в отчетном году не превысили 200 млн. рублей, а средняя численность сотрудников – не более 130 человек (по действующему законодательству 150 млн. рублей и 100 человек соответственно).
При этом, начиная с квартала, в котором доходы превысили 150 млн. рублей, но не превысили 200 млн. рублей, и (или) средняя численность сотрудников превысила 100 человек, но сложилась ниже 130 человек, применяются повышенные ставки налога:
- 8% (вместо 6%), если объектом налогообложения являются доходы;
- 20% (вместо 15%), для объекта налогообложения «доходы – расходы».
Также в соответствии с планируемыми изменениями законодательства предусматривается:
- с 1 января 2021 года уточнение видов деятельности, в отношении которых разрешается применение патентной системы; увеличение с 50 до 150 кв. метров площади торгового зала (зала обслуживания посетителей) при осуществлении розничной торговли (услуг общественного питания); уменьшение (не более чем на 50 %) суммы исчисленного налога по патентной системе на сумму уплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды;
- с 2021 года (срок вступления закона в силу в случае его принятия – по истечении 180 дней со дня его опубликования) наделение органов местного самоуправления полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и направлению сведений для внесения их в Единый государственный реестр недвижимости.
- установление на 2021 год коэффициента, используемого для расчета суммы фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан в Нижегородской области, в размере 2,13;
- вступление с 2021 года в силу результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности и иного специального назначения, лесного фонда, земель запаса, а также объектов недвижимости;
- зачисление с 2021 года в областной бюджет доходов от государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в МФЦ в части, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (50%), в связи с передачей многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на региональный уровень;
- установление на соответствующий год коэффициентов индексации арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Нижегородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также арендной платы за объекты нежилого фонда областной собственности на уровне планируемого среднегодового индекса потребительских цен.
На местном уровне в 2020 году планируется установление коэффициентов индексации на соответствующий год арендной платы за пользованием имуществом, находящимся в муниципальной собственности Городецкого района, а также платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на уровне планируемого среднегодового индекса потребительских цен.
3. Основные направления бюджетной политики
Учитывая высокую неопределенность в оценке последствий сложной экономической ситуации в 2020 году, связанной с введением ограничительных мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, основной задачей бюджетной политики на 2021 - 2023 годы будет обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Зиняковского сельсовета , в том числе за счет:
- формирования реалистичного прогноза поступления доходов, основанного на прогнозе социально-экономического развития Зиняковского сельсовета на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов);
- взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств;
- проведения ответственной долговой политики, реализации мер, направленных на обеспечение безопасного уровня долговой нагрузки на местный бюджет.
2. Повышение эффективности и оптимизация бюджетных расходов, в том числе за счет:
- концентрации финансовых ресурсов на реализации приоритетных направлений государственной политики и реализации национальных проектов;
- повышения эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд Зиняковского сельсовета;
- повышения результативности предоставления субсидий юридическим лицам;
- усиления финансовой дисциплины.
3. Повышение качества оказываемых муниципальных услуг, в том числе за счет:
- вовлечения организаций, не являющихся муниципальными учреждениями, в процесс оказания муниципальных услуг.
4. Повышение эффективности муниципального управления, в том числе за счет:
- совершенствования инструментов программно-целевого планирования;
- повышения качества финансового менеджмента в администрации Зиняковского сельсовета;
- реализации принципов открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.
5. Выравнивание возможности граждан в получении качественных и доступных муниципальных услуг и создание условий для исполнения сельским поселением закрепленных за ним полномочий.
6. Развитие и совершенствование системы финансового контроля и контроля в сфере закупок.
4. Основные подходы к формированию бюджета Зиняковского сельсовета
Бюджетная политика Зиняковского сельсовета в части доходов в 2021-202 годах будет направлена на обеспечение поступлений в местный бюджет всех доходных источников в запланированных объемах.
В основу формирования бюджетных назначений по доходным источникам местного бюджета будет принят прогноз социально-экономического развития района на среднесрочный период (на 2020 год и на период до 2022 года), предусматривающий динамику развития экономики поселения в среднесрочной перспективе и рост основных экономических показателей, влияющих на налоговую базу.
В целях создания условий для роста налогооблагаемой базы и доходов местного бюджета администрацией Зиняковского сельсовета будет проводиться работа по:
- повышению эффективности использования производственного и налогового потенциалов, стимулированию инвестиционной деятельности;
- активизации работы всех заинтересованных структур в части актуализации баз данных, необходимых для начисления имущественных налогов и расширения налогооблагаемой базы по ним;
- проведению оценки эффективности предоставления льгот по местным налогам, сокращению неэффективных налоговых льгот;
- повышению эффективности управления муниципальной собственностью и увеличению доходов от ее использования.
В соответствии с требованиями бюджетного законодательства будет осуществляться оценка налоговых расходов Зиняковского сельсовета с учетом общих требований к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года №796.
Результаты оценки целесообразности и результативности налоговых расходов Зиняковского сельсовета будут учтены при формировании местного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Бюджетная политика в области расходов будет ориентирована на безусловное исполнение всех принятых расходных обязательств.
Необходимость достижения приоритетов и целей, определенных в Указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» в условиях ограниченности бюджетных ресурсов увеличивает актуальность разработки и реализации мер по повышению эффективности использования бюджетных средств.
В среднесрочной перспективе сохраняются действующие приоритеты бюджетных расходов:
- обеспечение сохранения (в процентном соотношении) целевых показателей заработной платы отдельным категориям работников социальной сферы, установленных на 2018 год Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- формирование комфортной городской среды;
- реализация мероприятий по обеспечению экологической безопасности;
- оплата коммунальных услуг;
- реализация муниципальных программ, направленных на содействие устойчивому развитию экономики Зиняковского сельсовета, в том числе программ занятости населения, поддержки сельскохозяйственного производства, малого бизнеса;
- финансирование расходов на обслуживание муниципального долга.
Планирование расходов местного бюджета будет осуществляться в программном формате на основании предварительных реестров расходных обязательств.
При определении предельных объемов бюджетных ассигнований перед субъектами бюджетного планирования будут поставлены задачи по оптимизации расходов.
5. Политика в области формирования межбюджетных отношений
Межбюджетные отношения в 2021- 2023 годах будут осуществляться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Нижегородской области от 6 декабря 2011 года №177-3 «О межбюджетных отношениях в Нижегородской области», решением Земского собрания Городецкого муниципального района от 14 декабря 2011 года №270 «Об утверждении Положения о межбюджетных отношениях в Городецком муниципальном районе Нижегородской области».
Основные инструменты межбюджетного регулирования и индикативные показатели достижения планируемых результатов в сфере межбюджетных отношений отражены в муниципальной программе «Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом Городецкого района».
Основными задачами формирования межбюджетных отношений являются:
- повышение эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности за счет увеличения доли межбюджетных трансфертов, предоставляемых из районного бюджета бюджету Зиняковского сельсовета на основе принципа выравнивания бюджетной обеспеченности;
- увеличение объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселения;
- софинансирование вопросов местного значения.
При формировании межбюджетных отношений на 2021-2023 годы будет учитываться изменение федерального законодательства и законодательства Нижегородской области, что может привести к необходимости изменения инструментов межбюджетного регулирования.
Одним из приоритетных направлений работы администрации Зиняковского сельсовета будет местного бюджета, а также достижения наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов.
6. Политика в области управления Зиняковского сельсовета
Долговая политика будет направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного исполнения местного бюджета и нацелена на сохранение безопасного уровня долговой нагрузки, безусловное выполнение принятых долговых обязательств Зиняковского сельсовета.
Основными задачами реализации долговой политики являются:
- поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне долговой устойчивости (с учетом всех возможных рисков);
- повышение эффективности муниципальных заимствований, сокращение рисков, связанных с их осуществлением;
- оптимизация структуры муниципального долга с целью минимизации стоимости его обслуживания;
- обеспечение принятия решения о заимствованиях с учетом потребностей местного бюджета в привлечении заемных средств и возможностей бюджета по погашению и обслуживанию долга.
7. Повышение эффективности управления исполнением местного бюджета
В рамках повышения эффективности управления исполнением местного бюджета основные мероприятия будут ориентированы на повышение эффективности и прозрачности использования денежных средств, повышение качества управления средствами местного бюджета и строгое соблюдение бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетного процесса, включая:
- повышение качества прогнозирования кассового плана;
- повышение эффективности управления ликвидностью местного бюджета;
- расширение применения механизма казначейского сопровождения контрактов;
- совершенствование порядка авансирования по муниципальным контрактам (договорам);
- обеспечение ритмичности исполнения местного бюджета в течение финансового года и недопущение на конец текущего года неиспользованных лимитов бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг;
- обеспечение доступности к информации о финансовой деятельности органов местного самоуправления, результатах использования бюджетных средств.
8. Политика в сфере финансового контроля
Одним из приоритетных направлений повышения эффективности бюджетных расходов в предстоящем периоде будет выступать развитие и совершенствование систем финансового контроля и контроля в сфере закупок.
Деятельность администрации Зиняковского сельсовета в сфере муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок будет направлена на:
- совершенствование процедур муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок, направленных на оценку эффективности использования муниципальных ресурсов;
- стандартизацию контрольной деятельности, предусматривающую единые принципы, определения, основания проведения контрольных мероприятий, закрепляющую риск-ориентированные подходы к планированию контрольной деятельности, а также обеспечивающую исключение дублирования контрольных мероприятий;
- осуществление контрольной деятельности в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и правоотношения в сфере закупок, а также соблюдения условий муниципальных контрактов и договоров (соглашений) о предоставлении средств из местного бюджета;
- смещение акцентов контрольных мероприятий с последующего на предварительный контроль, направленный на предупреждение нарушений законодательства;
- совершенствование порядка реализации результатов контрольных мероприятий с целью пресечения и исключения негативных последствий нарушений законодательства, обеспечение применения ответственности за нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;
- проведение профилактической работы по предупреждению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Акт (справка, протокол) об обнародовании № 131 от 18.09.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 006.000.000 Финансовое законодательство, 006.001.000 Налоговое законодательство, 030.000.000 МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ. НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ, 030.060.000 Иные вопросы, связанные с налогообложением и сборами, 080.000.000 Финансы, 080.100.110 Иные вопросы налогообложения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: