Основная информация

Дата опубликования: 18 октября 2011г.
Номер документа: RU15000201100244
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Северная Осетия - Алания
Принявший орган: Правительство Республики Северная Осетия-Алания
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2011 № 273

г. Владикавказ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ОХРАНА, ЗАЩИТА И ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2011-2015 ГОДЫ»

{Утратило силу:

Постановление Правительства РСО-Алания от 23.11.12 № 410; НГР: ru 15000201200353}

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации Правительство Республики Северная Осетия - Алания  постановляет:

1.Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Северная Осетия-Алания на 2011 - 2015 годы".

2.Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания при формировании республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания на соответствующий финансовый год предусматривать средства на реализацию Программы.

3. Комитету лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания принять к исполнению утвержденную настоящим постановлением Республиканскую целевую программу "Охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Северная Осетия-Алания на 2011 - 2015 годы".

4.Контроль исполнения настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания Р.Т. Беликова.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия - Алания Н.А. Хлынцов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 18 октября 2011 г.  № 273

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ОХРАНА, ЗАЩИТА И ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2011-2015 ГОДЫ»

г. Владикавказ

2011 год

ПАСПОРТ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Северная Осетия-Алания  на 2011-2015 годы

Основание для разработки Программы

Лесной кодекс Российской Федерации

Государственный заказчик Программы

Комитет лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания

Исполнители Программы

Комитет лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания

Основные цели Программы

Сохранение экологической, экономической и социальной ценности лесов, создание условий для рационального и неистощительного использования лесных ресурсов.

Повышение эффективности  охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов путем осуществления комплекса организационно-технических мер, совершенствования экономической и правовой базы.

Улучшение качества воспроизводства лесов, повышение их продуктивности; создание условий для комплексного и эффективного освоения лесных ресурсов

Основные задачи Программы

Обеспечение охраны лесов от пожаров, от незаконных рубок, от загрязнения и от иного негативного воздействия.

Обеспечение защиты лесов от вредных организмов.

Обеспечение воспроизводства лесов путем лесовосстановления и  обеспечения ухода за лесами.

Сроки реализации Программы

2011-2015 годы

Система программных мероприятий

Обеспечение охраны лесов от пожаров.

Организация борьбы с лесными пожарами.

Мероприятия по предупреждению возникновения лесных пожаров.

Мероприятия по предупреждению распространения лесных пожаров.

Защита лесов от вредных организмов.

Воспроизводство лесов.

Обеспечение ухода за лесами

Организационно-технические мероприятия.

Ресурсное обеспечение Программы

Средства субвенций из федерального бюджета - 143979,6 тыс. рублей.

Средства субсидий из федерального бюджета - 63513,8 тыс. рублей.

Средства республиканского бюджета - 16477,6 тыс. рублей.

Средства иных источников  3775,1 тыс. рублей.

Объемы финансирования  могут корректироваться исходя из возможностей республиканского бюджета.

Ожидаемые конечные результаты

Обеспечение мер пожарной безопасности в лесах на площади 172,5 тыс. га.

Увеличение протяженности лесных дорог на 85,5 км.

Улучшение санитарного состояния лесов на площади 1183 га.

Увеличение площади лесов на 282 га.

Улучшение качественного и породного состава насаждений на площади  6000 га.

Сохранение подроста на площади 4500 га.

Достижение показателя приживаемости лесных культур     82,5 %.

Оценка эффективности реализации Программы

Экономия средств федерального бюджета в объеме 5,0 млн. рублей, предусмотренных на тушение лесных пожаров и предотвращение ущерба, причиняемого лесными пожарами.

Увеличение объема заготовки древесины до 70 тыс. куб.метров и поступление платежей в федеральный и республиканский бюджеты от использования лесов до 12,0 млн. рублей.

Сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Состав и сроки представления отчетности

Комитет лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания ежегодно готовит доклад  о ходе реализации Программы и представляет его в Правительство Республики Северная Осетия-Алания до 1 марта года следующего за отчетным.

Контроль за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляется Правительством Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством.

1. Характеристика  проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Республика Северная Осетия-Алания обладает значительными запасами лесных ресурсов, однако экономический потенциал лесного сектора в последние годы используется недостаточно эффективно, имели место потери лесного хозяйства от пожаров, вредителей и болезней леса, незаконных рубок, снизились объемы  лесовосстановительных и лесохозяйственных мероприятий, сохраняется низкий уровень материально-технического обеспечения лесного хозяйства.

На значительной площади лесов из-за неосвоения  ежегодной расчетной лесосеки происходит нежелательная смена пород, накопление спелых и перестойных лиственных насаждений.

С 1 января 2007 года вступил в силу Лесной кодекс Российской Федерации, который предусматривает передачу  субъектам Российской Федерации практически всех основных полномочий и прав в области лесных отношений, необходимых для обеспечения эффективной деятельности всех отраслей лесного сектора, улучшения качества и повышения продуктивности лесов.

Одним из инструментов достижения поставленных целей являются  республиканские целевые программы. Настоящая Программа разработана в соответствии с основными положениями Лесного кодекса Российской Федерации и содержит комплекс системных мероприятий, реализация которых позволит обеспечить устойчивое развитие лесного хозяйства республики, существенное улучшение состояния лесов, увеличение поступления платежей за использование лесов в бюджеты всех уровней, создание благоприятных условий для развития лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности.

Площадь покрытых лесной растительностью земель Республики Северная Осетия - Алания составляет 192,3 тыс. га, из них хвойные насаждения занимают 4,5%, мягколиственные – 25,1%, твердолиственные – 70,4%.

По группам возраста площади покрытых лесом земель лесного фонда распределены следующим образом:

2,7% - молодняки;

49,8% - средневозрастные;

10,8% - приспевающие;

36,7% - спелые и перестойные древостои.

Динамика изменения возрастной структуры характеризуется сокращением площади молодняков и увеличением площади спелых и перестойных насаждений.

Эти данные показывают, что лесные ресурсы Республики Северная Осетия - Алания в настоящее время используются недостаточно эффективно.

На значительной площади лесного фонда продолжается нежелательная смена пород, происходит накопление спелых и перестойных лиственных насаждений. Резкое снижение потребности в древесине твердолиственных пород лесоперерабатывающей промышленностью республики оказало негативное влияние на состояние лесного фонда.

Несмотря на то, что в Республике Северная Осетия-Алания накоплен существенный опыт по созданию искусственных лесных культур на значительной площади земель лесного фонда, воспроизводство лесов следует осуществлять путем комбинированного лесовосстановления и содействия естественному лесовосстановлению. Учитывая, что воспроизводство лесов является многоэтапным, длительным, последовательным процессом, выполнение мероприятий по воспроизводству лесов целесообразно в рамках долгосрочной республиканской целевой программы.

Леса Республики Северная Осетия - Алания относятся к средней степени природной пожарной опасности и нередко подвергаются негативному воздействию лесных пожаров. Только за последние пять лет возникло 9 лесных пожаров, а ущерб составил более 10 миллионов рублей, имеют место крупные лесные пожары.

Возникновение лесных пожаров происходит, как правило, по причине:

несоблюдения правил пожарной безопасности в лесу;

проведения несанкционированного выжигания естественного травостоя;

сжигания растительного и бытового мусора;

нарушения правил пожарной безопасности сельхозпроизводителями на землях, прилегающих к лесам.

Проблема охраны лесов приобрела характер общегосударственной задачи.

Для организации борьбы с лесными пожарами необходимо осуществление целенаправленных скоординированных действий органов государственной власти и местного самоуправления, арендаторов лесных участков и других заинтересованных организаций, позволяющих создать систему охраны лесов от пожаров, способную адаптироваться к непрерывно изменяющейся лесопожарной обстановке.

За последние годы заметно снизился уровень материально-технического обеспечения лесохозяйственных работ и мероприятий по восстановлению лесов, остаются высокими потери лесного хозяйства от лесных пожаров, от незаконных рубок, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также от вредных организмов.

Главная причина сложившейся неблагоприятной ситуации - это недостаточное финансирование мероприятий, направленных на развитие материально-технической базы лесной отрасли,  отсутствие  в республике лесопожарной техники и оборудования, недостаточное количество средств обнаружения и предупреждения очагов возникновения лесных пожаров,  слабое оснащение подрядных организаций, выполняющих мероприятия по охране лесов от пожаров,  современными средствами тушения лесных пожаров.

2. Цели и задачи, сроки и этапы реализации  Программы

Целью настоящей Программы является повышение эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов путем осуществления комплекса организационно-технических мер, совершенствования экономической и правовой базы, улучшения технического обеспечения; улучшение качества и продуктивности лесов, сохранение их средообразующих, водоохранных, оздоровительных функций, создание условий для комплексного и эффективного освоения лесов.

Учитывая многостороннее значение лесов, Программа имеет комплексную экологическую и социально-экономическую направленность.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение задач по предупреждению возникновения и распространения лесных пожаров, своевременному обнаружению и ликвидации их в начальной стадии развития, улучшению технического обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов, разработке и внедрению новых технологий и технологических средств воспроизводства лесов и их защиты.

Специфичность данной проблемы в изменившихся социально-экономических условиях жизни республики вызывает необходимость решить ряд вопросов, ранее не стоявших перед лесной службой, а именно:

создание материально-технической базы (снабжение горюче-смазочными материалами, наличие необходимого инвентаря и оборудования, ремонт и обслуживание техники и т.д.);

создание и совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны лесов от пожаров, стимулирование деятельности юридических и физических лиц, привлекаемых на борьбу с лесными  пожарами и осуществляющих противопожарную деятельность.

Учитывая невозможность резкого увеличения капитальных вложений и текущих затрат, выделяемых на охрану лесов от пожаров, Программой намечается постепенное наращивание средств для поэтапного решения проблем.

За период действия Программы предусматривается решение следующих задач:

создание эффективной системы оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров;

предотвращение незаконной заготовки и оборота древесины;

обеспечение надлежащего содержания сил и средств пожаротушения;

проведение работ по профилактике лесных пожаров;

создание интегрированной системы мониторинга лесных пожаров;

обеспечение защиты лесов от вредных организмов;

обеспечение качественного воспроизводства лесов путем лесовосстановления;

обеспечение ухода за лесами;

создание специализированного учреждения, осуществляющего охрану лесов от пожаров, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров;

обеспечение финансирования профилактических противопожарных мероприятий;

разработка и внедрение комплекса организационно-технических мер для своевременного обнаружения и ликвидации лесных пожаров.

3. Система программных мероприятий

В целях улучшения качества и продуктивности лесов в рамках Программы планируется решить комплекс задач по обеспечению охраны лесов, защиты лесов от болезней и вредителей, качественного воспроизводства лесов, ухода за лесами. В целях создания условий для комплексного и эффективного освоения лесного ресурса планируется обеспечить организацию управления лесами, осуществление государственного лесного контроля и надзора, пожарного надзора.

Комплекс мероприятий Программы, а также сроки их реализации указаны в приложении к Программе.

3.1. Обеспечение охраны лесов от пожаров

Сохранение лесов от повреждения и уничтожения огнем является одной из главных задач лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания. Недостаточное внимание к охране лесов от пожаров может привести к гибели лесных насаждений, уменьшению биологической продуктивности лесов из-за разрушения коренных мест произрастания и замещения коренных типов леса вторичными лесами, усилению вспышек массового размножения насекомых – вредителей леса, возникновению негативных экологических последствий.

Охрана лесов от пожаров является сложной системой мероприятий, которая включает в себя три основных блока: предупреждение лесных пожаров, ликвидацию лесных пожаров и восстановление погибших лесных насаждений. Очевидно, что с экономической и экологической точек зрения лесные пожары предпочтительнее предупреждать, чем тушить и ликвидировать их последствия.

По лесорастительным условиям леса республики имеют средний класс пожарной опасности. Главная угроза в сфере охраны лесов от пожаров – это недостаточное финансирование мероприятий, направленных на развитие материально-технической базы лесной отрасли, практический износ пожарной техники, недостаточное количество средств обнаружения и предупреждения очагов возникновения лесных пожаров, недостаточное обеспечение современными средствами тушения пожаров.

Программой предусматривается приобретение технических средств, строительство и ремонт дорог противопожарного назначения для формирования более эффективной системы борьбы с лесными пожарами.

В целях предупреждения возникновения лесных пожаров Программой предусмотрена реализация комплекса мероприятий по противопожарному обустройству лесов, в частности создание противопожарных барьеров (минерализованных полос) протяженностью 138,6 км за счет средств федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций. Противопожарные барьеры служат для остановки продвижения кромки низовых пожаров, а также являются опорными линиями при тушении пожаров и транспортными путями, облегчают наземную охрану лесов от пожаров.

Профилактика лесных пожаров и их тушение требуют системного подхода, специфических методов и специальной организации. Организация работ по предупреждению пожаров и в случае возникновения борьба с ними невозможны без проведения тщательного анализа фактического состояния горимости лесов, определения класса пожарной опасности насаждений и планирования комплекса предупредительных противопожарных мероприятий.

Важное место в Программе отводится закупке лесопожарной  техники, приобретению современного оборудования и инвентаря для обеспечения деятельности создаваемого  специализированного бюджетного учреждения на сумму более 66689,4 тыс. руб.

Ежегодные затраты на тушение лесных пожаров планируются в размере 1000,0 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета.

3.1.1. Организация борьбы с лесными пожарами

В соответствии с Программой планируются конкретные виды и объемы противопожарных мероприятий, организация работ по тушению лесных пожаров и маневрирование ресурсами. Используется спутниковая информация о пожарной обстановке в лесах при осуществлении оперативного управления лесопожарными службами.

Планирование охраны лесов в пределах лесостепной наиболее освоенной части территории республики осуществляется в нескольких направлениях лесопожарной деятельности. Предупредительные противопожарные мероприятия имеют целью снижение горимости лесов за счет противопожарной пропаганды и ограничения доступа населения.

Ежегодно на пожароопасный период в Республике Северная Осетия-Алания утверждается сводный план тушения лесных пожаров. Планы тушения лесных пожаров по территориальным структурным подразделениям (лесничествам) утверждаются председателем Комитета лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания.

Дальнейшее совершенствование противопожарной охраны лесов, наряду с усилением профилактики возникновения лесных пожаров, массово-разъяснительной работы среди населения планируется осуществить в направлении повышения эффективности противопожарного устройства лесной территории и оптимизации работы системы обнаружения лесных пожаров.

Наиболее перспективным направлением является создание специализированного учреждения, осуществляющего охрану лесов от пожаров, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, а также проведение комплекса противопожарных мероприятий силами арендаторов лесных участков и лесопользователей.

В Программе особое внимание уделяется мониторингу пожарной опасности в лесах и подготовке ежегодных планов тушения лесных пожаров.

Мониторинг пожарной безопасности представляет собой систему наблюдений и контроля над пожарной опасностью в лесу по условиям погоды, состоянием лесных горючих материалов, источниками лесных пожаров с целью своевременной разработки и проведения мероприятий по предупреждению лесных пожаров и снижению ущерба от них.

Обязательным условием выполнения Программы является создание системы прогнозов наступления и продолжительности пожароопасных сезонов и периодов, разработка и внедрение новых методов профилактики лесных пожаров, технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, экономичных и эффективных технологий борьбы с огнем.

3.1.2. Мероприятия по предупреждению возникновения лесных пожаров

8 из 10 пожаров в лесах возникают по вине человека из-за несоблюдения им требований и правил пожарной безопасности в лесах. Программой предусматривается осуществление комплекса профилактических мероприятий, направленных на создание условий, способствующих сокращению числа пожаров, возникающих по вине человека.

Это, прежде всего, организация в средствах массовой информации передач по противопожарной тематике, соблюдению правил санитарной и пожарной безопасности в лесах и информирование населения республики о пожарной ситуации в лесах и принимаемых мерах по тушению пожаров.

Программой предусмотрены изготовление и установка средств наглядной агитации (аншлаги, витрины, информационные щиты и т.д.), а также выпуск и распространение листовок, памяток, буклетов.

Практический  опыт показывает, что благодаря хорошо поставленной противопожарной пропаганде и обеспечению действенного противопожарного надзора можно уменьшить число возгораний в лесу. Усиление пропагандистской деятельности намечается совместить с ужесточением государственного пожарного надзора в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах путем активизации деятельности инспекторского состава лесничеств.

В учебных заведениях недостаточно материалов по обучению приемам, формам и методам противопожарной пропаганды среди населения. В общественных организациях, деятельность которых связана с посещением лесов (общества охотников, рыболовов, туристов и др.), слабо ведется агитационно-разъяснительная работа по предупреждению лесных пожаров. Необходимо глубоко освещать лесопожарную обстановку  и формировать у населения бережное отношение к лесу.

Особое внимание предполагается уделять совмещению традиционных и новых, современных способов ведения противопожарной пропаганды.

В условиях городских лесов, посещаемых многими сотнями горожан, особое значение приобретает организация природоохранной пропаганды и экологического образования населения, работа со средствами массовой информации, разработка памяток, листовок, плакатов, аншлагов природоохранной тематики и других средств наглядной агитации, работа со школьниками и студентами города.

Вследствие большой посещаемости городских лесов, особенно в летний период, имеется повышенная опасность возникновения на их территории лесных пожаров. Поэтому вопросам противопожарной профилактики и организации лесной охраны в этих условиях уделяется повышенное внимание.

В соответствии с пятибалльной шкалой классов пожарной опасности и принятой схемой типов леса средний класс антропогенной пожарной опасности в городских лесах составляет 3. В связи с тем, что городские леса испытывают большую рекреационную нагрузку и являются наиболее пожароопасными, антропогенная пожарная опасность устанавливается на класс выше по сравнению с природной пожарной опасностью.

Для обеспечения решения поставленных задач Программа предусматривает осуществить:

мероприятия по предупреждению возникновения и распространения лесных пожаров (установка аншлагов, организация выставок, противопожарной пропаганды среди населения);

организационно-технические мероприятия (устройство минерализованных полос, уход за ними, содержание лесной охраны);

материально-техническое обеспечение лесной охраны;

мероприятия по содержанию сил и средств пожаротушения в состоянии готовности.

3.1.3. Мероприятия по предупреждению распространения лесных пожаров

В порядке осуществления профилактики лесных пожаров планируется проведение ранневесенних и позднеосенних контролируемых выжиганий сухой травянистой растительности. Одним из наиболее эффективных профилактических мероприятий по ограничению распространения огня в лесу является устройство системы противопожарных барьеров: защитных минерализованных полос, разрывов, заслонов, опашек и противопожарных каналов.

Программа предусматривает создание таких барьеров во всех типах леса в районах применения наземных сил и средств пожаротушения, вдоль железных и автомобильных дорог, в зонах отдыха населения.

Помимо сети противопожарных барьеров, обустройство лесной территории в целях ограничения распространения огня включает строительство и ремонт дорог противопожарного назначения, организацию мест отдыха населения, что обеспечивает снижение естественной пожарной опасности лесов и их горимости.

3.2. Защита лесов от вредных организмов

Лесозащитные мероприятия представляют собой комплекс лесохозяйственных работ, направленных на профилактику, локализацию и ликвидацию очагов вредителей и болезней леса, систематическое слежение за санитарным состоянием лесов, выявлением возникающих очагов вредителей и болезней леса.

Недостаточные объемы финансирования лесозащитных мероприятий в программный период могут привести к резкому увеличению площади очагов вредителей и болезней леса и, как следствие, к гибели лесных насаждений.

Для выявления и определения размеров очагов массового размножения вредителей и болезней леса, а также других патологических изменений в лесах, оценки лесопатологического состояния и определения необходимости проведения конкретных лесозащитных мероприятий Программой предусмотрено проведение лесопатологических обследований лесных насаждений. Это сбор и анализ информации о санитарном состоянии лесов (степень захламления, усыхания, загрязнения) и лесопатологическом состоянии лесов (степень повреждения (поражения) вредными организмами) проводятся в ходе лесопатологического обследования и лесопатологического мониторинга.

На период реализации Программы данные работы будут производиться ежегодно на площади  9062 га.

В целях предупреждения повторного возникновения очагов болезней и вредителей леса на программный период планируется на конкурсной основе привлекать специализированные организации для вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений ежегодно на площади  236,6  га.

3.3. Воспроизводство лесов

Основным принципом воспроизводства лесов является обязательное восстановление лесов путем искусственного создания лесных культур, комбинированного лесовосстановления, а также регулируемое с применением различных способов содействия естественному лесовосстановлению.

В целях обеспечения непрерывного восполнения запасов древесины, изымаемых при различного рода рубках, а также потерянных в результате пожаров, болезней и вредителей ежегодно в Республике Северная Осетия-Алания за счет средств федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций, на конкурсной основе проводятся работы по восстановлению лесов на площади около 594,8  га. Увеличение объемов лесопользования потребует проведения необходимых мероприятий по восстановлению лесов. В течение программного периода планируется создание искусственных лесных культур на площади 282 га и комбинированных лесных культур на площади 112,8 га, а также  проведение содействия естественному лесовосстановлению на площади 200 га. При этом общая потребность в стандартном посадочном материале составит около  1801,5 тыс. шт.

Несмотря на наличие в республике положительного опыта по созданию лесных культур, в настоящее время основной объем лесных культур создается посадкой сеянцев и саженцев с применением устаревших технологий и технических средств.

3.3.1. Обеспечение ухода за лесами

Непременным условием повышения продуктивности лесов, формирования высокопроизводительных, устойчивых лесных насаждений является увеличение объемов мероприятий по уходу за лесами.

С целью улучшения условий приживаемости и роста культивируемых древесных пород в рамках Программы планируется проведение мероприятий по уходу за лесными культурами на площади 5440,1 га. Уход за лесными культурами представляет собой комплекс агротехнических мероприятий по обработке почвы и уничтожению сорной растительности. При этом улучшение условий роста культур достигается созданием благоприятных физических свойств почвы, уменьшением испаряемости с ее поверхности и устранением конкуренции травянистой растительности за свет, влагу и элементы минерального питания.

С целью формирования насаждений, улучшения породного состава и условий роста деревьев главной породы в Программе запланированы мероприятия по уходу за молодняками (осветление и прочистка) на площади 209,8 га за счет средств федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций.

4. Организационно-технические мероприятия

В современных условиях увеличение интенсивности патрулирования территории лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, усиление противопожарной защиты лесов, быстрое реагирование на сложившуюся обстановку и принятие оперативных мер по своевременному обнаружению лесных пожаров невозможны без изменения структуры парка автотранспорта, используемого для патрулирования лесов и непосредственно для тушения  лесных пожаров.

Для обеспечения контроля за лесопожарной обстановкой и выполнением работ по ликвидации лесных пожаров в лесном фонде планируется создание  специализированного учреждения межрайонного назначения.

Одним из перспективных направлений обнаружения лесных пожаров, дополняющим наземное обнаружение, является использование информации, получаемой по данным космического мониторинга ИСДМ-Рослесхоз.

Повышение уровня охраны лесов от пожаров невозможно без участия добровольных пожарных дружин администраций местного самоуправления поселений, прилегающих к лесному фонду и не входящих в лесной фонд лесам, арендаторов и лесопользователей, осуществляющих работы по видам использования лесов. Плановая численность добровольных пожарных дружин привлекаемых организаций должна составлять не менее двухсот человек.

5. Механизм реализации Программы и её ресурсное обеспечение

Организация выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, возлагается на Комитет лесного хозяйства Республики Северная Осетия - Алания, который обеспечивает взаимодействие с организациями всех форм собственности по исполнению мероприятий Программы, совместно с другими исполнительными органами государственной власти разрабатывает нормативные акты, направленные на выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лесной фонд находится в федеральной собственности, поэтому расходы на государственное управление и осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов финансируются за счёт средств  федерального бюджета. Таким образом, основным источником финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, является федеральный бюджет.

Ресурсное обеспечение Программы, всего 227746,1 тыс. руб., в том числе:

за счет средств субвенций из федерального бюджета - 143979,6 тыс. руб.,

за счет республиканского бюджета – 16477,6 тыс. руб.,

за счет средств иных источников – 3775,1 тыс. руб.,

за счет средств субсидий из федерального бюджета – 63513,8 тыс. руб.

6. Ожидаемые конечные результаты и эффективность реализации Программы

Реализация мероприятий Программы  позволит обеспечить:

увеличение  площади лесов, выполняющих водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, в результате проведенных работ по созданию лесных культур и  переводу их  в категорию покрытых лесом земель - 282 га;

улучшение противопожарного состояния лесов на площади 172,5 тыс. га.

Проведенные предупредительные профилактические мероприятия позволят предотвратить возникновение лесных пожаров и обеспечить экономию средств федерального бюджета в сумме 5000,0 тыс. руб., предусмотренных на тушение лесных пожаров на плановый период;

улучшение санитарного состояния лесов на площади 1183 га в результате проведения лесозащитных мероприятий;

улучшение транспортной доступности лесных массивов на площади 172,5 тыс. га. проведенные работы по строительству  дорог противопожарного назначения протяженностью 85,5 км не только позволит улучшить пожарную безопасность в лесах, но и  увеличить объемы заготовки древесины  спелых и перестойных ценных твердолиственных насаждений  до 70,0 тыс. куб.метров в год и поступление  средств в федеральный и республиканский бюджеты в 2015 году до 12000,0 тыс. руб.

7.Оценка эффективности реализации Программы

Лесоводственная эффективность от проводимых работ имеет большое экологическое, производственное, социальное и экономическое значение.

Показатель эффективности достигается за счет:

улучшения качественного и породного состава насаждений на площади до 6000 га;

сокращения возобновительного периода путем создания лесных культур на площади 283 га, сохранения подроста при проведении выборочных рубок на площади 4500 га;

создания высококачественных насаждений в количестве 350,0 тыс. шт. саженцев и повышения их продуктивности при применении селекционного посадочного материала;

внедрения научно обоснованных принципов ведения лесного хозяйства в республике на площади 172,5 тыс. га.

Многосторонние экологические, экономические и социальные функции лесов реализуются в процессе их длительного периода роста (50 - 100 лет и более), используются во многих отраслях народного хозяйства в процессе жизнедеятельности общества. Эти факторы затрудняют определение полной экономической эффективности использования средств, вкладываемых в лесное хозяйство.

Природоохранные, климатические, водорегулирующие и социальные функции лесов в настоящее время не учитываются в стоимости продукции и услуг при использовании лесных ресурсов.

Показатель приживаемости лесных культур 82,5% будет достигнут за счет использования посадочного материала с улучшенными наследственными свойствами.

Увеличение объемов финансирования (планируемых) за счет средств республиканского бюджета в период 2011 - 2015 годов на 16477,6 тыс. руб.  позволит предотвратить ущерб, причиняемый лесными пожарами, и обеспечить государственный лесной надзор, пожарный надзор в лесах на территории Республики Северная Осетия-Алания.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Республиканской целевой программе «Охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Северная Осетия-Алания

на 2011-2015 годы»

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

«ОХРАНА, ЗАЩИТА И ВОССПРИЗВОДСТВО ЛЕСОВ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2011-2015 ГОДЫ»

Таблица №1

N
п/п

Наименование
мероприятия
<*>    

Срок  
реализа-ции

Объем финансирования (тыс. руб.)  

Ответственный
исполнитель

2011 .

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

всего

Средства субвенций из федерального бюджета

Охрана лесов от пожаров

2011-2015 гг

14788,0

11925,2

11925,2

13925,2

14589,9

67153,5

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

1

Строительство дорог противопожарного назначения

2011-2015 гг.

4200,0

4350,0

4785,0

4785,0

5449,7

23569,7

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

2

Содержание и реконструкция дорог противопожарного назначения

2011-2015 гг.

805,2

805,2

805,2

805,2

805,2

4026,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

3

Создание противопожарных барьеров (минерализованных полос)

2011-2015 гг.

115,0

115,0

115,0

115,0

115,0

575,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

4

Уход за противопожарными барьерами (минерализованными полосами)

2011-2015 гг.

20,12,0

212,0

212,0

212,0

212,0

1060,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

5

Изготовление и устройство предупредительных аншлагов, панно, плакатов

2011-2015 гг.

430,0

430,0

430,0

430,0

430,0

2150,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

6

Организация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря

2011-2015 гг.

1200,0

700,0

700,0

700,0

700,0

4000,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

7

Мониторинг пожарной опасности

2011-2015 гг.

690,0

690,0

690,0

690,0

690,0

3450,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

8

Охрана лесов от пожаров, лесонарушений и других негативных воздействий

2011-2015 гг.

6135,8

3623,0

3188,0

5188,0

5188,0

23323,4

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

9

Тушение лесных пожаров

2011-2015 гг.

1000,0

1000,0

1000,0

1000,0

1000,0

5000,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

Защита лесов

2011-2015 гг.

3147,7

4607,0

4607,0

4607,0

4607,0

21575,7

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

10

Лесопатологические обследования

2011-2015 гг.

433,7

436,0

436,0

436,0

436,0

2177,7

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

11

Выборочные санитарные рубки

2011-2015 гг.

2714,0

4171,0

4171,0

4171,0

4171,0

19398,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

Воспроизводство лесов

2011-2015 гг.

9267,2

11170,7

11170,7

11323,0

11471,8

54403,4

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

12

Посадка сеянцев, саженцев

2011-2015 гг.

1820,0

2582,0

2582,0

2582,0

2582,0

12148,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

13

Естественное лесовосстановление (содействие естественному лесовосстановлению)

2011-2015 гг.

248,0

248,0

248,0

248,0

992,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

14

Комбинированное лесовосстановление

2011-2015 гг.

170,0

170,0

170,0

170,0

680,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

15

Проведение агротехнического ухода за лесными культурами

2011-2015 гг.

2586,0

3350,0

3350,0

3517,4

3588,6

16392,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

16

Дополнение лесных культур

2011-2015 гг.

710,0

432,0

432,0

432,0

432,0

2438,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

17

Подготовка лесного участка для лесовосстановления, в том числе:

2011-2015 гг.

2650,0

2000,0

2050,0

6700,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

расчистка

2011-2015 гг.

265,0

200,0

205,0

670,

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

раскорчевка

2011-2015 гг.

2385,0

1800,0

1845,0

6030,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

18

Обработка почвы под лесные культуры будущего года

2011-2015 гг.

871,5

1167,6

1167,6

1167,6

1167,6

5541,9

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

19

Уход за лесами – всего

2011-2015 гг.

148,0

542,9

542,9

499,6

499,6

2233,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

в том числе: осветление и прочистка

2011-2015 гг.

148,0

542,9

542,9

499,6

499,6

2233,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

20

Заготовка семян лесных семян

2011-2015 гг.

43,0

17,3

17,3

17,3

17,3

112,2

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

в том числе семян с улучшенными свойствами

2011-2015 гг.

12,9

6,9

6,9

6,9

6,9

40,5

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

21

Выращивание стандартного посадочного материала:

2011-2015 гг.

438,7

660,9

660,9

689,1

716,7

3166,3

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

в том числе:

сеянцев

2011-2015 гг.

251,1

293,5

293,5

293,5

293,5

1425,1

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

саженцев

2011-2015 гг.

187,6

367,4

367,4

395,6

423,2

1741,2

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

22

Отвод и таксация лесосек, всего

2011-2015 гг.

169,4

169,4

169,4

169,4

169,4

847,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

из них при проведении выборочных санитарных рубок

2011-2015 гг.

55,0

55,0

55,0

55,0

55,0

275,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

при проведении мероприятий по уходу за лесами

2011-2015 гг.

114,4

114,4

114,4

114,4

114,4

572,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

И Т О Г О

2011-2015 гг.

27372,3

27872,3

27872,3

30024,6

30838,1

143979,6

Средства иных источников

Семеноводство

23

Закладка объектов единого генетико-селекционного комплекса, всего

2011-2015 гг.

285,0

285,0

285,0

855,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

в том числе лесосеменные плантации

2011-2015 гг.

285,0

285,0

285,0

855,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

24

Уход за  аттестованными объектами генетико-селекционного комплекса, всего

2011-2015 гг.

370,0

684,7

684,7

521,2

659,5

2920,1

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

в том числе:

за лесосеменными плантациями, испытательными культурами, архивами клонов и маточными плантациями плюсовых деревьев

2011-2015 гг.

370,0

131,3

131,3

76,4

134,4

843,4

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

уход за постоянными лесосеменными участками

2011-2015 гг.

553,4

553,4

444,8

525,1

2076,7

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

И Т О Г О

2011-2015 гг.

370,0

969,7

969,7

806,2

659,5

3775,1

Средства республиканского бюджета

25

Содержание специализированного государственного автономного учреждения по охране лесов от пожаров

2011-2015

4475,8

4475,8

2888,0

2888,0

14727,6

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

26

Приобретение автотранспорта для осуществления функций по государственному лесному контролю и пожарному надзору

2011-2015

700,0

350,0

350,0

350,0

1750,0

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

И т о г о

5175,8

4825,8

3238,0

3238,0

16477,6

Субсидии из федерального бюджета

27

Приобретение техники и оборудования для оснащения  специализированного государственного автономного учреждения по охране лесов от пожаров

2012-2013 гг.

31756,9

31756,9

63513,8

Комитет лесного хозяйства РСО-Алания

ВСЕГО НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

2012-2013 гг.

27742,3

65774,7

65424,7

34068,8

34735,6

227746,1

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ «ОХРАНА, ЗАЩИТА И ВОССПРИЗВОДСТВО ЛЕСОВ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2011-2015 ГОДЫ»

Таблица №2

Наименование   
мероприятия

Наименование
показателя

Единица 
измере- ния
показателя

Отчетный
период

Период реализации Программы

1-й
год

2-й
год

3-й
год

4-й

год

5-й

год

1-й год

2-й год 

3-й год

4-й

год

5-й год

Охрана лесов от пожаров

Строительство дорог противопожарного назначения

Увеличение протяженности дорог противопожарного назначения

км

14,5

14,5

18

18

20,5

Содержание и реконструкция дорог противопожарного назначения

Улучшение состояния дорог противопожарного назначения

км

36,6

66

66

66

66

Создание противопожарных барьеров (минерализованных полос)

Создание преград распространения низовых  пожаров

км

42,6

24

24

24

24

Уход за противопожарными барьерами (минерализованными полосами)

Улучшение состояния минерализованных полос

км

285,4

236

236

236

236

Изготовление и устройство предупредительных аншлагов, панно, плакатов

Предупреждение возникновения лесных пожаров

шт.

172

172

172

172

172

Организация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря

Готовность к тушению лесных пожаров

шт.

24

24

24

24

24

Мониторинг пожарной опасности

Организация системы обнаружения, контроля, приема сообщений и учета лесных пожаров

га

172,5

172,5

172,5

172,5

172,5

Охрана лесов от пожаров, лесонарушений и других негативных воздействий

Предупреждение лесных пожаров, их своевременное обнаружение, ограничение распространения и тушение; пресечение незаконных рубок лесных насаждений; защита от вредных организмов

га

172,5

172,5

172,5

172,5

172,5

Тушение лесных пожаров

Борьба против стихийного неуправляемого распространения огня в лесном фонде

га

172,5

172,5

172,5

172,5

172,5

Защита лесов

Лесопатологические обследования

Планирование и обоснование мероприятий по защите леса

га

8997

9062

9062

9062

9062

Выборочные санитарные рубки

Улучшение санитарного состояния лесных насаждений

236,6

236,6

236,6

236,6

236,6

Воспроизводство лесов

Посадка сеянцев, саженцев

Облесение пустырей, прогалин, гарей, полян в лесном фонде

га

49

83

50

50

50

Естественное лесовосстановление (содействие естественному лесовосстановлению)

Сохранение подроста лесных насаждений ценных древесных пород

га

-

50

50

50

50

Комбинированное лесовосстановление

Повышение лесистости территории за счет сочетания искусственного и естественного лесовосстановления

га

-

28,2

28,2

28,2

28,2

Проведение агротехнического ухода за лесными культурами

Предупреждение опасности ухудшения роста и гибели лесных насаждений главной лесной древесной породы от воздействия травянистой растительности и нежелательных быстрорастущих лесных древесных пород.

Га

834,3

1083,6

1129,6

1184,3

1208,3

Дополнение лесных культур

Восстановление площадей лесных культур с низкой приживаемостью

га

98,6

60

40

40

40

Подготовка лесного участка для лесовосстановления, в том числе:

Создание необходимых условий для обработки почвы под лесные культуры и последующих агротехнических приемов

га

106

80

80

80

82

расчистка

га

53

40

40

40

41

раскорчевка

53

40

40

40

41

Обработка почвы под лесные культуры будущего года

Создание  условий, способствующих улучшению физических, биохимических свойств почвы в целях создания благоприятных условий для корневого питания древесных и кустарниковых растений

га

30

78,2

78,2

78,2

78,2

Уход за лесами – всего

Улучшение породного состава, регулирование густоты, условий роста и формирования состава деревьев главной породы

га

23,7

46,4

46,4

42,7

42,7

в том числе: осветление и прочистка

га

23,7

54,3

46,4

42,7

42,7

Заготовка семян лесных семян

Обеспечение процессов лесоразведения и лесовосстановления

кг

500

350

350

350

350

в том числе семян с улучшенными свойствами

Обеспечение генетически ценными семенами лесных пород, способствующих повышению продуктивности и качества лесов

кг

150

150

150

150

150

Выращивание стандартного посадочного материала:

Сокращение периода воспроизводства лесов

тыс.шт.

328,5

419,7

341,4

351,1

360,8

в том числе:

сеянцев

тыс.шт.

276,4

321,7

211,7

211,7

211,8

саженцев

тыс.шт.

52,1

98,0

129,6

139,3

149,0

Отвод и таксация лесосек, всего

Перечет, намечаемых в рубку деревьев и определение качественных и количественных характеристик лесных насаждений

169,4

169,4

169,4

169,4

169,4

из них при проведении выборочных санитарных рубок

га

55,0

55,0

55,0

55,0

55,0

при проведении мероприятий по уходу за лесами

га

114,4

114,4

114,4

114,4

114,4

Семеноводство

Закладка объектов единого генетико-селекционного комплекса, всего

Производство семян лесных растений с ценными наследственными свойствами и высокими посевными качествами

га

1

1

1

в том числе лесосеменные плантации

га

1

1

1

Уход за за аттестованными объектами генетико-селекционного комплекса, всего

Сохранение генетического фонда лесных растений путем качественного и своевременного проведения работ по их формированию, уходу, содержанию

га

19,7

23,2

29,7

22,6

28,6

в том числе :

за лесосеменными плантациями, испытательными культурами, архивами клонов и маточными плантациями плюсовых деревьев

га

13,5

6,5

21,5

12,5

22,0

уход за постоянными лесосеменными участками

га

6,2

16,7

8,2

10,1

6,6

Содержание специализированного государственного автономного учреждения по охране лесов от пожаров

Повышение эффективности борьбы с лесными пожарами и оперативное управление охраной лесов от пожаров

Ед.

1

1

1

1

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Собрание законодательства Республики Северная Осетия - Алания № 8 от 07.12.2011
Рубрики правового классификатора: 110.050.000 Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов (см. также 200.150.030)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать