Основная информация

Дата опубликования: 18 октября 2011г.
Номер документа: RU92000201100921
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Забайкальский край
Принявший орган: Правительство Забайкальского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПАСПОРТ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

1

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 октября 2011 года                                                                                                                № 375

г. Чита

Об утверждении краевой долгосрочной целевой инвестиционной программы «Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Забайкальского края при обращении с отходами производства и потребления (2012–2015 годы)»

{Утратило силу:

Постановление Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 года № 85 НГР: ru92000201400235}

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, поручением Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 года № Пр-781, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года № 148 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010 года № 205), в целях предотвращения загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления, стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Забайкальского края Правительство Забайкальского края постановляет:

1. Утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую инвестиционную программу «Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Забайкальского края при обращении с отходами производства и потребления (2012–2015 годы)».

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края разработать аналогичные муниципальные целевые программы.

Губернатор Забайкальского края

Р.Ф. Гениатулин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Забайкальского края

18 октября 2011 года № 375

КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА

«Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Забайкальского края при обращении с отходами производства и потребления (2012–2015 годы)»

ПАСПОРТ

краевой долгосрочной целевой инвестиционной программы «Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Забайкальского края при обращении с отходами производства и потребления (2012–2015 годы)»

Наименование программы

Краевая долгосрочная целевая инвестиционная программа «Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Забайкальского края при обращении с отходами производства и потребления (2012–2015 годы)» (далее – программа).

Дата принятия решения о разработке программы

Распоряжение Правительства Забайкальского края от 21 сентября 2011 года № 481-р «О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой инвестиционной программы «Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Забайкальского края при обращении с отходами производства и потребления (2012– 2015 годы)».

Дата утверждения программы

Постановление Правительства Забайкальского края от 18 октября 2011 года № 375 «Об утверждении краевой долгосрочной целевой инвестиционной программы «Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Забайкальского края при обращении с отходами производства и потребления (2012–2015 годы)».

Государственный заказчик

программы

Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края.

Основной разработчик программы

Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края;

Министерство территориального развития Забайкальского края.

Цель и задачи программы

Цель программы – разработка и реализация комплекса мер, направленных на:

обеспечение экологически безопасного размещения и обезвреживания отходов производства и потребления, в том числе накопленных промышленных отходов, представляющих опасность для окружающей среды;

повышение степени вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья;

ликвидацию объектов прошлого экологического ущерба;

уменьшение объема размещаемых отходов.

Задачи:

строительство новых, отвечающих современным экологическим и гигиеническим требованиям объектов захоронения отходов (полигонов);

проведение рекультивации и санации территорий, деградированных в результате размещения отходов;

реализация пилотных проектов по внедрению современных технологий переработки и хранения отходов производства и потребления;

создание краевой системы управления обращением с отходами производства и потребления.

Важнейшие целевые индикаторы программы

Количество построенных полигонов твердых бытовых отходов – 4 ед.;

количество построенных полигонов опасных отходов – 2 ед.;

количество законсервированных и рекультивированных объектов прошлого экологического ущерба – 4 ед.;

количество ликвидированных несанкционированных свалок – 600 ед.;

рекультивация территорий, загрязненных отходами, – 400 га;

количество созданных специализированных предприятий по переработке отходов производства и потребления – 4 ед.

Сроки и этапы реализации программы

2012–2015 годы.

Программа реализуется в один этап.

Потребность в финансировании программы

Объем финансирования программы из средств краевого бюджета составляет 306,113 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год – 24,6 млн. рублей;

2013 год – 71,6 млн. рублей;

2014 год – 111,0 млн. рублей;

2015 год – 98,913 млн. рублей.

Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы

Реализация мероприятий программы будет способствовать:

уменьшению объема размещаемых отходов и локализации негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду;

увеличению ресурсно-сырьевого потенциала края и объема товарной продукции, производимой из отходов производства и потребления;

созданию и отработке эффективных технологий по переработке и обезвреживанию отходов;

улучшению санитарного состояния населенных пунктов и рекреационных зон;

экономии сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов за счет повышения вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот;

снижению антропогенной нагрузки на уязвимые экосистемы Байкальской природной территории;

сокращению площади земель, загрязненных отходами, на 75 %;

созданию 60 новых рабочих мест;

улучшению условий жизнедеятельности населения Забайкальского края;

улучшению экологической обстановки.

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

Сложившаяся в Забайкальском крае (далее также – край) критическая ситуация с образованием, использованием, обезвреживанием, хранением и захоронением отходов представляет реальную угрозу здоровью населения и будущим поколениям, крайне отрицательно влияет на окружающую среду. Проблема обращения с отходами производства и потребления на территории края является одной из важнейших для стабилизации и улучшения экологической ситуации и рационального использования ресурсного потенциала края.

Виды и величина отходов, имеющихся в крае, определяются, прежде всего, степенью и историческими особенностями его промышленного освоения, а также условиями гражданско-промышленного и дорожно-транспортного строительства. В крае отходы образуются на предприятиях топливно-энергетического комплекса, металлургической, горнодобывающей, лесной, деревообрабатывающей, строительной и транспортно-дорожной отраслей и при прочих видах экономической деятельности.

В крае накоплено значительное количество отходов горнодобывающей промышленности (хвосты обогащения и хвостохранилища, отвалы пустых пород и забалансовых руд), топливно-энергетического комплекса (золошлакоотвалы), различных предприятий и коммунальных служб. Именно указанные выше отходы представляют основную экологическую опасность для окружающей среды и населения.

Предприятия топливно-энергетического комплекса, а это теплоэлектростанции и котельные, образуют большое количество золошлаковых отходов, так как большинство из них работают на угле. Отходы хранятся, как правило, в гидрозолоотвалах, не имеющих противофильтрационного экрана. В результате происходит загрязнение подземных вод тяжелыми металлами, мышьяком и серой, которые содержатся в инфильтрационных водах. Отвалы пылят, загрязняя почвы. Многие золоотвалы нуждаются в замене или реконструкции. В то же время накопившиеся золошлаковые отходы могут быть использованы в строительной промышленности в качестве наполнителей и в дорожном строительстве.

Согласно официальным данным, объем образования отходов на территории края в 2010 году составил в среднем около 78 млн. тонн, значительная часть которых представляет собой неиспользуемые отходы – выведенные из хозяйственного оборота безвозвратно теряемые вторичные материальные ресурсы.

Отходы V класса опасности в основном представлены многотоннажными отходами от добычи угля и других полезных ископаемых (81808,4 тыс. тонн), а также строительными отходами (28,8 тыс. тонн). Среди отходов IV класса опасности отмечаются золошлаковые отходы (581,3 тыс. тонн), бытовые отходы (926,8 тыс. тонн) и отходы лесопереработки (87,3 тыс. тонн).

Среди наиболее опасных промышленных отходов I и II классов опасности значительные объемы образования приходятся на ртутные лампы (I класс опасности – 8,9 тонны) и отработанные аккумуляторы (II класс опасности – 35,3 тонны).

Одними из наиболее проблемных для любой территории являются твердые бытовые отходы (далее – ТБО). Основная масса ТБО приходится на жилой сектор – 362,7 тыс. тонн, предприятия торговли – 9,1 тыс. тонн, промышленные предприятия – 375,0 тыс. тонн, предприятия, оказывающие услуги населению, в том числе услуги транспорта и связи, – свыше 200,0 тыс. тонн.

Распределение объемов образования ТБО по территории края связано с плотностью населения и экономическим развитием районов, наибольшее количество ТБО образуется в городе Чите – 84 %.

Объемы образования отходов на душу населения края весьма значительны (4,5 тонны на человека в год). При этом в крае практически отсутствует их переработка. Только 0,7 % образующихся отходов используется, однако направления использования отходов на территории края немногочисленны и малоэффективны. Масштабной переработке большинства видов отходов препятствует отсутствие отлаженной системы сбора отходов производства и потребления.

Низкая степень использования отходов производства и потребления приводит к тому, что в настоящее время основная часть отходов размещается на объектах захоронения и длительного хранения.

На территории края имеется 632 объекта размещения отходов производства и потребления, из которых 18 объектов имеют разрешительную проектную документацию, 543 объекта представлено санкционированными свалками, которые были введены в эксплуатацию свыше 10 лет назад и на момент их открытия не требовалось заключение органов и учреждений Госсанэпиднадзора.

В крае имеется около 700 свалок общей площадью около 500 га, на которых размещено почти 200 тыс. тонн ТБО. В настоящее время на территории края становятся массовыми несанкционированные свалки мусора, размещенные по обочинам дорог, в санитарно-защитной зоне городов, поселков, сел, – все это ухудшает качественное состояние земель.

При условии значительных объемов образования отходов и отсутствии их переработки площадь отчуждаемых земель под их размещение будет продолжать расти.

Имеет место недостаток точных данных о характере, степени и масштабах загрязнения почв отходами на территории Забайкальского края.

Определенные сложности при организации системы учета в области обращения с отходами на территории края, имеющие место разрозненность и противоречивость информации создают проблемы для осуществления контроля, принятия управленческих решений и развития бизнеса в сфере обращения с отходами.

Существующая система правового регулирования обращения с отходами состоит из незначительного количества принятых на различных уровнях актов, касающихся отдельных аспектов проблемы. Вместе с тем данные документы не обеспечивают эффективного развития системы обращения с отходами.

Таким образом, исходя из интересов стратегического развития края и учитывая, что проблема обращения с отходами является многогранной и объемной, для ее эффективного решения необходимо осуществление комплекса программных мероприятий.

Следовательно, обозначенная проблема соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Забайкальского края и Российской Федерации в целом, а также поручению Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 года № Пр-781 о подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации, основанных на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, привлечении средств частных инвесторов.

Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы

Программа разработана для достижения основной цели – разработки и реализации комплекса мер, направленных на:

обеспечение экологически безопасного размещения и обезвреживания отходов производства и потребления, в том числе накопленных промышленных отходов, представляющих опасность для окружающей среды;

повышение степени вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья;

ликвидацию объектов прошлого экологического ущерба;

уменьшение объема размещаемых отходов.

Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:

строительство новых, отвечающих современным экологическим и гигиеническим требованиям объектов захоронения отходов (полигонов);

проведение рекультивации и санации территорий, деградированных в результате размещения отходов;

реализацию пилотных проектов по внедрению современных технологий переработки и хранения отходов производства и потребления;

создание краевой системы управления обращением с отходами производства и потребления.

Основные пути решения программных задач:

создание нормативной правовой и технологической базы в сфере обращения с отходами производства и потребления;

создание системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления;

реализация первоочередных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов производства и потребления на территории края.

Сроки реализации мероприятий программы: 2012–2015 годы. Программа реализуется в один этап.

Система программных мероприятий представлена следующими направлениями:

создание инженерной инфраструктуры обращения с отходами;

строительство полигонов твердых бытовых и промышленных отходов на территории Забайкальского края;

ликвидация объектов прошлого экологического ущерба.

Для контроля выполнения мероприятий программы определены следующие целевые индикаторы, характеризующие эффективность выполнения программных мероприятий:

Целевые индикаторы

Показатели по годам

2012

2013

2014

2015

Количество построенных полигонов ТБО

-

1

-

3

Количество построенных полигонов опасных отходов

-

1

-

1

Количество законсервированных и рекультивированных объектов прошлого экологического ущерба

-

2

2

-

Количество ликвидированных несанкционированных свалок

150

150

150

150

Рекультивация территорий, загрязненных отходами, га

100

100

100

100

Количество созданных специализированных предприятий по переработке отходов производства и потребления

1

-

3

-

Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы

Финансирование мероприятий программы осуществляется из средств бюджета Забайкальского края.

Потребность в финансировании программы из средств краевого бюджета составляет 306,113 млн. рублей, в том числе по годам:

2012 год – 24,6 млн. рублей;

2013 год – 71,6 млн. рублей;

2014 год – 111,0 млн. рублей;

2015 год – 98,913 млн. рублей.

Объемы финансирования обеспечиваются в размерах, установленных законом о бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год.

Финансирование мероприятий программы из средств краевого бюджета позволит дополнительно привлечь средства федерального и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.

Объем привлекаемых средств федерального бюджета ориентировочно составляет 85,5 млн. рублей, в том числе по годам:

2014 год – 43,0 млн. рублей;

2015 год – 42,5 млн. рублей.

Привлечение средств федерального бюджета будет осуществляться в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012– 2020 годы» в части строительства полигонов ТБО.

Объем привлекаемых средств местных бюджетов ориентировочно составляет 369,5 млн. рублей, в том числе по годам:

2012 год – 132,5 млн. рублей;

2013 год – 123,0 млн. рублей;

2014 год – 57,0 млн. рублей;

2015 год – 57,0 млн. рублей.

Привлечение средств местных бюджетов возможно в рамках муниципальных целевых программ, предусматривающих аналогичные мероприятия.

Внебюджетными источниками будут служить средства организаций, направляемые на переработку, обезвреживание отходов производства и потребления. Ориентировочно объем привлекаемых внебюджетных средств составляет 10,1 млн. рублей, в том числе по годам:

2012 год – 0,3 млн. рублей;

2013 год – 5,05 млн. рублей;

2014 год – 4,75 млн. рублей.

Раздел 4. Механизм реализации программы

Текущее управление реализацией программы осуществляет государственный заказчик программы.

Государственный заказчик программы ежегодно в установленном порядке уточняет перечень финансируемых мероприятий программы на очередной финансовый год, определяет сроки их реализации и объемы финансирования, оценивает возможность достижения целевых индикаторов и показателей.

Государственный заказчик программы:

ежегодно в установленном порядке подготавливает сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год и плановый период;

получает и распределяет в установленном порядке бюджетные ассигнования по получателям бюджетных средств;

осуществляет отбор в установленном законодательством порядке исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по мероприятиям программы;

осуществляет ведение сводной отчетности и подготовку доклада о реализации программы;

несет ответственность за качественную и своевременную реализацию мероприятий программы, обеспечивает эффективное использование средств краевого бюджета, выделяемых на их реализацию.

Выполнение мероприятий программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком с исполнителями мероприятий программы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Реализация мероприятий программы в муниципальных районах и городских округах осуществляется за счет средств краевого бюджета, предоставленных в виде субсидий местным бюджетам на реализацию аналогичных муниципальных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов. Условиями предоставления субсидий местным бюджетам из средств краевого бюджета являются следующие:

наличие утвержденной в установленном порядке аналогичной муниципальной целевой программы;

наличие нормативного правового акта муниципального образования, подтверждающего расходное обязательство муниципального образования по финансированию аналогичной муниципальной целевой программы;

наличие соглашений о предоставлении субсидий на реализацию программы между государственным заказчиком программы и администрациями муниципальных районов и городских округов;

обеспечение софинансирования в размере не менее 5 % за счет средств местного бюджета.

Расчет субсидий местным бюджетам осуществляется государственным заказчиком с учетом:

общего размера субсидий, распределяемого между муниципальными образованиями в рассматриваемом финансовом году;

обеспеченности муниципальных районов и городских округов объектами по размещению отходов, их переработке и обезвреживанию;

размера средств, предусматриваемого в местном бюджете на реализацию мероприятий аналогичной муниципальной целевой программы в рассматриваемом финансовом году.

Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных государственному заказчику программы.

В случае, если размер средств, предусмотренных в местном бюджете на финансирование мероприятий программы, не соответствует установленному уровню софинансирования, размер субсидии подлежит сокращению до соответствующего уровня софинансирования.

Контроль за соблюдением условий предоставления субсидий осуществляется государственным заказчиком программы.

Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют Министерство территориального развития Забайкальского края и заместитель председателя Правительства Забайкальского края по промышленности и природным ресурсам.

Раздел 5. Оценка социально-экономической и экологической эффективности программы

Реализация мероприятий программы позволит получить экологический, экономический и социальный эффект, а также положительные результаты по созданию нормативной и технологической базы для реализации на территории края единой государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления.

В эколого-экономическом аспекте эффективность будет достигнута за счет снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду; сокращения площади земель, загрязненных отходами; снижения антропогенной нагрузки на уязвимые экосистемы Байкальской природной территории; улучшения экологической обстановки; экономии сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот; накопления опыта для тиражирования проектов с целью вовлечения в процессы использования и обезвреживания дополнительного количества образующихся и размещаемых отходов.

В социальном аспекте эффективность будет достигнута за счет создания 60 новых рабочих мест, улучшения условий жизнедеятельности населения Забайкальского края.

Для обеспечения функционирования системы управления обращением с отходами производства и потребления Забайкальского края будут разработаны правовые, нормативные, методические, справочные и информационные документы краевого уровня, учебные пособия для подготовки и переподготовки кадров в области обращения с отходами.

Программа предусматривает реализацию мероприятий природоохранного назначения и не повлечет за собой негативных экологических последствий.

Кроме того, реализация программных мероприятий позволит:

осуществить строительство 4 полигонов ТБО;

осуществить строительство 2 полигонов опасных отходов;

провести консервацию и рекультивацию 4 объектов прошлого экологического ущерба;

ликвидировать не менее 600 несанкционированных свалок ТБО;

очистить загрязненные отходами территории на площади 400 га;

организовать не менее 4 специализированных предприятий по переработке отходов.

1

Раздел 6. Перечень мероприятий программы

                                                                                                                     млн. рублей в ценах соответствующих лет

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки реализации, годы

Потребность в финансовых ресурсах

всего

в том числе по годам

2012

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

6

7

8

1

6.1. Создание инженерной инфраструктуры обращения с отходами

6.1.1

Создание предприятия с использованием мобильного комплекса по сортировке ТБО

2012

10,5

10,5

-

-

-

6.1.2

Переработка использованных автошин

(создание площадки сбора отработанных шин и участка по предварительному измельчению шин; создание предприятия по получению резиновой крошки)

2012-2014

4,0

0,6

2,0

1,4

-

6.1.3

Переработка отходов пластмасс (создание предприятия по получению вторичного сырья из отходов пластмасс; создание производства строительных материалов из отходов пластмасс)

2013-2014

19,3

-

9,7

9,6

-

Итого по подразделу

33,8

11,1

11,7

11,0

-

6.2. Строительство полигонов твердых бытовых и промышленных отходов на территории Забайкальского края

6.2.1

Строительство полигона ТБО в г. Нерчинск

2013-2015

129,413

-

40,0

45,0

44,413

16.2.2

Строительство полигона ТБО в г. Петровск-Забайкальский

2014-2015

2,75

-

-

1,75

1,0

16.2.3

Строительство полигона ТБО в г. Хилок

2014-2015

1,75

-

-

0,75

1,0

6.2.4

Строительство полигона ТБО в г. Балей

2013

9,4

-

9,4

-

-

6.2.5

Строительство полигона опасных отходов в Читинском районе

2012-2015

107,0

5,0

2,0

50,0

50,0

6.2.6

Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых бытовых отходов на территории муниципального района «Каларский район» в п.г.т. Новая Чара

2012-2013

2,0

1,0

1,0

-

-

Итого по подразделу

252,313

6,0

52,4

97,5

96,413

6.3. Ликвидация объектов прошлого экологического ущерба

6.3.1

Консервация и рекультивация объектов прошлого экологического ущерба

2012-2013

10,0

5,0

5,0

-

-

6.3.2

Ликвидация несанкционированных свалок

2012-2015

10,0

2,5

2,5

2,5

2,5

Итого по подразделу

20,0

7,5

7,5

2,5

2,5

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ

306,113

24,6

71,6

111,0

98,913

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Азия-Экспресс № 43 от 27.10.2011
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 110.010.130 Охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности (см. также 160.040.090)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать