Основная информация

Дата опубликования: 18 декабря 2012г.
Номер документа: RU89000201201584
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ямало-Ненецкий автономный округ
Принявший орган: Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Ямало-Ненецком автономном округе на период до 2020 года

(В редакции постановление Правительства ЯНАО: от 10.02.2015 № 110-П;от 10.10.2018 № 1039-П; от 04.03.2020 № 228-П)

В соответствии с Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 1019-р, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Ямало-Ненецком автономном округе на период до 2020 года (далее – Концепция).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе при планировании и осуществлении мероприятий в области театрального дела руководствоваться положениями Концепции.

3. пункт исключен – от 04.03.2020 № 228-П

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа                                                                                                                 Д.Н. Кобылкин

18 декабря 2012 г. № 1061-П

1

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа

(с изм. от 10.02.2015 № 110-П)

(с изм. от 10.10.2018 № 1039-П)

КОНЦЕПЦИЯ

долгосрочного развития театрального дела в Ямало-Ненецком

автономном округе на период до 2020 года

I. Общие положения

Концепция долгосрочного развития театрального дела в Ямало-Ненецком автономном округе на период до 2020 года (далее – Концепция, автономный округ) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 1019-р и определяющей основные направления развития театрального дела в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года № 839.

В Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в автономном округе, сформулированы цели и задачи Концепции, определены основные направления развития театрального дела в автономном округе, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.

В настоящей Концепции применяются термины и понятия, установленные в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года.

II. Предпосылки, цель и задачи Концепции

Государственная политика в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы культуры в целом и ее отдельных отраслей, в том числе театральной.

Специфика заселения и освоения северных территорий на протяжении всего периода новейшей истории России отразилась на развитии автономного округа. Его территория расположена в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

За последние 80 лет автономный округ входил в состав четырех административно-территориальных образований. 10 декабря 1930 года автономный округ образован (первоначально как национальный) в составе Уральской области. Позднее входил в Обско-Иртышскую и Омскую области, а с 14 августа 1944 года автономный округ включён в Тюменскую область. С 1977 года имеет статус автономного, с 1992 года, после подписания Федеративного договора, автономный округ стал полноправным субъектом Российской Федерации.

Неустойчивое развитие в составе различных административно-территориальных единиц и позднее промышленное освоение территории в сравнении с другими регионами Уральского федерального округа не способствовали бурному развитию социокультурной сферы в автономном округе.

Предпосылки развития театрального дела в регионе возникли в 40-е годы ХХ века в период репрессий и военного времени. Так, решением местного Исполкома при Доме Ненца 17 июля 1942 года был организован драматический коллектив в составе приглашенных (репрессированных) профессиональных артистов и любительского актива г. Салехарда (служащих и молодежи). В 1945 году решением местных органов власти драматический коллектив был реорганизован в Салехардский драматический театр, обязанности директора которого были возложены на Николая Николаевича Бронникова. Спустя два года в составе театра работало 20 актеров. В 1948 году театр был расформирован и объединен с Окружным Домом Ненца.

В 50 – 80-е годы ХХ века основное внимание уделялось сохранению традиционных культур, в том числе путем формирования профессиональных коллективов национальной песни и танца, созданию коллективов художественного самодеятельного творчества. В свою очередь развитие театрального дела происходило лишь в рамках развития культуры юга Тюменской области.

Данные исторические процессы, происходящие в автономном округе, не способствовали формированию основных традиций развития театрального дела. В ХХ веке театральное искусство имело кратковременный и фрагментарный характер, что затрудняло формирование основ его развития. И как результат в настоящее время в автономном округе не существует сети региональных и муниципальных театральных учреждений, а театральное дело находится на начальном этапе своего развития.

Заметные преобразования в области театрального искусства стали происходить с передачей автономному округу ряда полномочий и обретением самостоятельности в качестве полноправного субъекта Российской Федерации.

Так, с конца XX – начала XXI веков в автономном округе активно развивается любительское театральное искусство (народные, студенческие, школьные театры, в том числе работающие под руководством профессиональных режиссеров и актёров). Стали прорабатываться и внедряться различные формы поддержки театральной деятельности: проведение театральных фестивалей, выделение грантов и субсидий на проведение гастролей.

В предстоящем 10-летии театральное дело в автономном округе должно получить крепкую основу для дальнейшего своего развития, чтобы обеспечить не только сохранение достижений отечественной сцены, но и дать новые импульсы развитию театра и как виду искусства, и как социальному институту, отвечающему духовным запросам граждан.

Целью Концепции является обеспечение динамичного развития театрального дела в автономном округе как в традиционных для России формах, так и с использованием инновационных подходов и мирового опыта в этой сфере.

В соответствии с этой целью в Концепции на ближайший период времени и долгосрочную перспективу сформулированы следующие задачи развития театрального дела в автономном округе:

- создание условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения;

- расширение доступности театрального искусства для различных групп населения (в том числе жителей села и малых городов), увеличение зрительской аудитории, в том числе и за счет привлечения на гастроли театров из других регионов, тем самым обеспечивая единство российского театрального пространства.

Для решения этих задач предусматривается:

- создание государственных (муниципальных) профессиональных коллективов в составе бюджетных (автономных) учреждений;

- совершенствование материально-технической базы учреждений, предоставляющих для показа и репетиций спектакли различных сторонних театральных организаций;

- государственная и общественная поддержка различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив, любительских театральных коллективов;

- кадровое обеспечение театральной деятельности, соответствующее современным требованиям;

- поддержка механизмов самоорганизации в театральном деле;

- совершенствование региональной нормативно-правовой базы.

III. Доступность театрального искусства для населения автономного округа

За последние 15 лет сфера культуры автономного округа пережила кардинальные изменения, коснувшиеся практически всех направлений деятельности – от организации творческого процесса до принципов управления и экономики. Несмотря на сложное положение и необходимость адаптации к новым условиям, появились театральные коллективы, которые смогли представить новую услугу в удовлетворении потребностей населения в сценическом искусстве, расширить зрительскую аудиторию, участвовать в межрегиональном культурном обмене. Была налажена работа по проведению театральных фестивалей и культурных проектов.

Профессиональный театр

Как показывает мировая практика, наличие театра в регионе – один из значимых факторов для инвестиционных и промышленных компаний при принятии ими решения об открытии нового бизнес-проекта. В этом случае рабочая сила оценивается экспертами как потенциально более культурная, образованная и, соответственно, квалифицированная. Наличие театра является дополнительным аргументом и для привлечения высокопрофессиональных кадров, переезжающих из других мест.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 июля 1996 года № 1063-р одобрены социальные нормативы и нормы в части услуг профессиональных театров, устанавливающие минимальное количество государственных и муниципальных театров разных видов в субъектах Российской Федерации (кроме гг. Москвы и Санкт-Петербурга), зрительских мест на каждые 5 тысяч человек в городских поселениях и городских округах, число жителей которых составляет более 100 тысяч человек. Социальными нормативами и нормами предусмотрено, что в каждом субъекте Российской Федерации с численностью населения менее 800 тысяч человек должно быть как минимум пять профессиональных театров: театр драмы, юного зрителя, кукол, музыкально-драматический и еще один театр по одному из прочих видов (например, театр балета, пантомимы и др.).

Указанные социальные нормативы в той или иной части не соблюдаются в 77 субъектах Российской Федерации. В 36 из 165 городов России с численностью населения более 100 тысяч человек обеспеченность жителей местами в театральных залах не соответствует социальному нормативу, причем в 33 из этих городов театров нет вообще, в том числе в автономном округе, где находится два города с числом жителей свыше ста тысяч человек (на 01 января 2012 года в городе Новый Уренгой проживает 112 тысяч жителей, в Ноябрьске – 109 тысяч).

Таким образом, по состоянию на 01 января 2012 года в автономном округе не представлены государственные и муниципальные театры, что не соответствует действующим социальным нормативам. Вместе с тем в г. Новом Уренгое с 1994 года действует единственный в автономном округе профессиональный театральный коллектив «Северная сцена» на базе учреждения культуры, учредителем которого является негосударственная организация.

Исходя из ситуации, в долгосрочной перспективе существует необходимость планирования создания государственных (муниципальных) театров (профессиональных театральных коллективов) в окружной столице и городах автономного округа с населением свыше 100 тысяч человек.

Гастрольная деятельность

В государственных и муниципальных учреждениях культуры автономного округа систематически осуществляются показы гастрольных спектаклей театров субъектов Уральского федерального округа и Российской Федерации.

Музыкальные, драматические, балетные спектакли приглашенных коллективов проводятся в залах государственных учреждений культуры: государственного автономного учреждения автономного округа «Культурно-деловой центр» и государственного автономного учреждения культуры автономного округа «Окружной Центр национальных культур» (далее – Культурно-деловой центр, Окружной Центр национальных культур).

С целью эффективности работы в этом направлении и расширения перечня услуг в 2008 году в автономном округе был создан Культурно-деловой центр, который призван осуществлять развитие театральной деятельности в автономном округе, в том числе через организацию гастролей театральных постановок и спектаклей, организуя показы и репетиции спектаклей различных театральных организаций на собственной сцене и площадках учреждений культуры автономного округа. За недолгий период своего функционирования учреждение наладило контакты с театральными учреждениями Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Тюмени и др.

Выездные спектакли профессиональных театров в городах и селах автономного округа проводятся на площадках муниципальных культурно-досуговых учреждений, но не все из них сегодня отвечают современным требованиям к сценическому показу по техническому оснащению и уровню зрительского комфорта.

Любительские театральные коллективы

В социальных нормативах и нормах определяются услуги исключительно профессиональных театров. Тем не менее, при реализации Концепции важно учитывать, что в автономном округе при культурно-досуговых учреждениях работает 64 любительских театральных коллектива с общим количеством участников 935 человек. Из общего числа коллективов 37 детских (502 участника), 13 молодежных (272 участника) и 14 коллективов для взрослого населения (161 человек). 36 любительских театральных коллективов работают на базе сельских домов культуры, 28 коллективов осуществляют свою деятельность в городских учреждениях. Звание «Народный (Образцовый) коллектив» присвоено трем коллективам: театру-студии «Балаганчик» муниципального автономного клубного учреждения «Городской Дом культуры «Украина» г. Муравленко, театру «Встреча» Центра досуга и народного творчества с. Красноселькуп Краноселькупского района и театральному коллективу «Овация» муниципального бюджетного учреждения «Дом культуры «Строитель» пос. Пурпе Пуровского района. Два коллектива, не входящие в состав муниципальных культурно-досуговых учреждений автономного округа, – театральная студия «Волшебная маска» Дома культуры «Прометей» г. Надыма и театральный коллектив «Маска» муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» г. Муравленко – также имеют звание «Народный (Образцовый) коллектив».

По направлениям любительские театральные коллективы автономного округа распределились следующим образом: театр кукол – 10 коллективов (100 человек), драматический театр – 7 коллективов (106 человек), музыкальный театр – 2 коллектива (28 человек), прочие коллективы – 45 коллективов (701 человек).

Старейшие любительские театральные коллективы, работающие по сегодняшний день в городах и селах автономного округа, были созданы в начале 90-х годов ХХ века. Наиболее ярко любительские театральные коллективы культурно-досуговых учреждений автономного округа представлены в г. Лабытнанги, г. Муравленко, г. Новом Уренгое, в Красноселькупском, Пуровском и Тазовском районах.

На базе Окружного Центра национальных культур с 2002 года действует молодежная театральная студия «Каморка» под руководством профессионального актера. В 2011 году на базе Культурно-делового центра создана молодежная театральная студия «Без границ» и ведется предварительная работа по созданию профессионального театра.

В некоторых муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей в сфере культуры функционируют театральные отделения с общим количеством участников 106 человек (таблица 1).

Таблица 1

Перечень

театральных отделений при детских школах искусств

и их количественный состав (человек)

Муниципальные образования,

Театральное отделение

детские школы искусств

(далее – ДШИ)

2009 год

2010 год

2011 год

1

2

3

4

город Новый Уренгой

20

30

17

ДШИ № 3 район Коротчаево

0

12

7

ДШИ № 4 район Лимбяяха

20

18

10

город Салехард

15

14

7

ДШИ

15

14

7

город Муравленко

35

31

55

ДШИ

35

31

55

Красноселькупский район

16

16

16

ДШИ с.Толька

16

16

16

Пуровский район

17

9

11

ДШИ пос. Ханымей

4

9

11

1

2

3

4

ДШИ пгт Уренгой

13

0

0

Приуральский район

0

11

0

ДШИ с. Аксарка

0

11

0

Итого

103

111

106

Развиты также любительские театры и студии в учреждениях среднего (полного) общего образования автономного округа.

Государственная поддержка любительских театров способствует реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни, формированию культурной среды городов и сел, улучшению качества жизни населения. Любительское театральное искусство, не заменяя профессиональное, имеет важное значение для воспитания квалифицированного и заинтересованного театрального зрителя, ранней профессиональной ориентации молодежи.

Состояние и использование материальной базы

муниципальных учреждений культуры для сценического показа

В настоящее время в автономном округе действует 83 культурно-досуговых учреждения с учетом филиалов, располагающихся в 77 зданиях, из которых находятся в аварийном состоянии – 3, требуют капитального ремонта – 26. Из 41 учреждения культуры клубного типа, при которых действуют любительские театральные коллективы, 3 не имеют собственных зданий, 1 находится в аварийном состоянии, 13 необходим капитальный ремонт.

Не многие учреждения культуры имеют полноценную световую и звуковую аппаратуру, которую театральные коллективы имеют возможность использовать в своей работе. Костюмы и декорации для спектаклей (миниатюр) зачастую изготавливаются участниками любительских коллективов на собственные средства.

В целях повышения качества театрально-гастрольных услуг ряду учреждений культуры требуется модернизация сцены. Установка механического оборудования и одежды сцены увеличит функциональные возможности сценических площадок, позволит осуществить технически сложные режиссерские постановки, оформить мероприятия разнообразными декорациями, художественным светом и звуком, расширить спектр театральных предложений.

Исходя из анализа обеспеченности населения местами в зрительных залах культурно-досуговых учреждений автономного округа в целом клубные учреждения располагают сценическими площадками и зрительскими местами для демонстрации спектаклей, за исключением с. Красноселькуп Красноселькупского района и п. Ягельный Надымского района. Вместе с тем, в залах клубных учреждений, кроме показа спектаклей, проводятся с интенсивной нагрузкой культурно-досуговые и информационно-просветительские мероприятия в сфере культуры, образования, молодежной политики российского, межрегионального, окружного, городского (районного, сельского) уровней.

Для успешной реализации Концепции необходим полный мониторинг площадок для сценического показа автономного округа, их ремонт, реконструкция (с учетом требований к противопожарному состоянию, санитарным нормам, необходимости создания безбарьерной среды для инвалидов), современное оснащение за счет текущего финансирования, средств региональных и муниципальных программ, внебюджетных источников. (абзац с изм. от 10.02.2015 № 110-П)

Создание в автономном округе базы данных, содержащей технические характеристики всех сценических площадок, будет способствовать оптимальному планированию театрами своей гастрольной деятельности

Театральное предложение

Количество театральных предложений в автономном округе начиная с 2009 года имеет устойчивую тенденцию роста, что связано с открытием Культурно-делового центра. Показатели гастрольных показов театров иных регионов на площадке учреждения за последние несколько лет свидетельствуют о стабильном финансировании и об усовершенствовании работы в этом направлении в связи с внедрением новых форм организации деятельности (таблица 2).

Таблица 2

Посещаемость

гастрольных показов сторонних театров, организуемых

Культурно-деловым центром

Годы

2009

2010

2011

1

2

3

4

Всего спектаклей, из них

8

11

15

для взрослых

3

4

9

для детей

5

7

6

Всего посетителей, из них

4 096

4 129

5 025

взрослых

1 557

2 501

3 228

детей

2 539

1 628

1 797

В целом за трехлетний период с начала работы учреждения отмечается рост театральных предложений почти в два раза. Средний объем спектаклей для детской аудитории составляет 47%. Количество зрителей спектаклей профессиональных театров возросло на 18%, тем не менее, наблюдается спад посещаемости детей (на 29%) при частоте предложений, превышающих первоначальные показатели.

Несмотря на позитивную динамику гастрольных показов, доступ населения к театральному искусству в автономном округе по-прежнему затруднен. Это связано с тем, что учреждения, осуществляющие показ гастрольных спектаклей в окружной столице и крупных городах, находятся в отношении иных населенных пунктов на расстоянии до нескольких сот километров в условиях отсутствия прямого автомобильного сообщения. Значительное удаление окружного центра от большинства населенных пунктов автономного округа, отсутствие оборудованных площадок для выступления, высокие тарифы на транспортные и гостиничные услуги сдерживают рост, а соответственно и ассортимент гастрольных спектаклей.

              Посещаемость театра также тесно связана с увеличением количества и улучшением качества театральных предложений, развитием зрительской культуры и повышением общественного интереса к сценическому искусству. Активная роль зрителя в развитии театра определяет необходимость новых форм популяризации театрального искусства. Изучение отечественного и зарубежного опыта, поиск и поддержка наиболее эффективных инновационных технологий формирования зрительской аудитории должны занять весомое место в деятельности государственных и муниципальных органов управления культурой.

Особым направлением современного театрального процесса является развитие театра для детей. С учетом отсутствия в регионе театра юного зрителя (как и в половине субъектов Российской Федерации) особенно важно создавать и показывать спектакли для детей и подростков в действующих театральных коллективах, расширять перечень предложений для детской и юношеской аудиторий в рамках гастрольной деятельности, проводить политику государственного протекционизма приобщения детей к театру. Активно привлекать к планированию театральных мероприятий, разработке совместных проектов специалистов системы образования. Для детей и подростков театральное искусство – это мощнейший инструмент социализации личности, становления художественного вкуса, механизм воспитания эстетически развитой, творческой личности.

В условиях рыночной экономики культурные акции, ориентированные на детей и юношество, наименее адаптированы к современным условиям. В этой связи отсутствие стройной системы государственного протекционизма в приобщении детей к театру может привести к резкому снижению интереса к театру взрослого населения.

              Будущее российского театрального дела требует радикального расширения круга детей, приобщенных к театру. Сегодня эту задачу в регионе систематически решают 37 любительских театральных коллективов для детей и государственные, муниципальные учреждения культуры автономного округа за счет организации гастролей театров иных регионов (через постановки музыкальных и музыкально-драматических спектаклей, в т.ч. сказок).

              В целях увеличения театрального предложения для детей и подростков необходимо предусматривать соответствующие мероприятия в окружных (муниципальных) программах развития. В них необходимо предусмотреть экономическое стимулирование учредителями окружных, муниципальных театральных коллективов постановки и проката спектаклей для детей в рамках финансирования государственных (муниципальных) заданий и в иных формах по следующим направлениям:

              - постановка театральными коллективами спектаклей детского и подросткового репертуара;

              - повышение квалификации работников театральных коллективов;

              - поддержка гастролей театров с детским и подростковым репертуаром.

Экономическая доступность театральных услуг

В автономном округе учреждениями, осуществляющими показ спектаклей профессиональных театров в рамках их гастрольной деятельности, применяется гибкая ценовая политика с учетом платежеспособности населения. Однако, средняя цена посещения мероприятия театрального жанра в окружной столице достаточно высокая и приближается к средней цене посещения столичных театров (более 1 тысячи рублей). Так, средняя цена посещения Окружного Центра национальных культур составляет 988 рублей, Культурно-делового центра – 852 рубля (среднероссийский показатель 237 рублей), по тем же мероприятиям в сельской зоне (пос. Харп, с. Аксарка Приуральского района) – 150 рублей. В городах автономного округа (кроме Салехарда) средняя цена посещения гастрольного спектакля составляет 1 137 рублей. Социальные группы населения (дети-сироты; дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах; учащиеся общеобразовательных школ из малообеспеченных семей, из многодетных семей; инвалиды; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву; участники Великой Отечественной войны) имеют льготу на бесплатное посещение мероприятий в объеме, предусмотренном государственным заданием учреждения на текущий год (к примеру, квота для льготных категорий населения на 2012 год в Культурно-деловом центре составляет не менее 3% от общего числа посетителей).

Любительские театральные коллективы автономного округа осуществляют свою деятельность на бесплатной основе, исключение составляет молодёжная театральная студия «Каморка» Окружного Центра национальных культур, г. Салехард. Цена за обучение в данном коллективе составляет 350 рублей, в среднем билет на спектакль на одного зрителя составляет 150 рублей.

Расширение доступности театрального искусства должно обеспечиваться мероприятиями, направленными на создание условий для посещения театральных мероприятий:

- жителями городской и сельской местности;

- гражданами с различным уровнем доходов;

- гражданами с ограниченными возможностями.

Расширение доступности театрального искусства для различных групп населения укрепляет единство российского театрального пространства. Оно должно обеспечиваться:

- сближением позиций органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в вопросах нормативного регулирования театральной деятельности;

- созданием условий для развития сети театров;

- включением в государственное (муниципальное) задание осуществление мер, направленных на расширение театральной зрительской аудитории;

- согласованным экономическим регулированием гастрольной деятельности российских театров с поддержкой этой деятельности за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

- содействием развитию культурного потенциала региона;

- улучшением информационного обеспечения отраслевого управления в театральном деле (повышение уровня достоверности статистического учета, деятельности информационных служб).

Радикальное увеличение театрального предложения для детей и подростков требует экономического стимулирования учредителями учреждений культуры всех уровней, постановки и проката спектаклей для детей в рамках финансирования государственных (муниципальных) заданий и в иных формах и по следующим направлениям:

- постановка в театрах спектаклей детского и подросткового репертуара;

- дополнительное стимулирование артистов, режиссеров, художников – создателей спектаклей для детей и подростков;

- изучение и распространение положительного отечественного и зарубежного опыта в области театра для детей и подростков;

- повышение квалификации работников театральных коллективов, повышение качества театральных проектов для детей и подростков;

- поддержка экспериментальных и малых форм детского театра, ориентированных на небольшое количество зрителей, обеспечивающих близкий контакт исполнителей со зрителями;

- вовлечение педагогов и психологов в разработку и реализацию воспитательных программ средствами профессионального театра;

- поддержка гастролей театров с детским и подростковым репертуаром.

IV. Развитие театра как вида искусства

Из двух видов театральной деятельности – создание и показ спектаклей – определяющим для развития театра как вида искусства является создание новых постановок. Выбор репертуара, репетиционная работа при подготовке нового спектакля – основные составляющие творческого процесса. Количество новых постановок определяется множеством факторов, включая возможности учреждения на базе которого организована труппа, потребности зрителей, ограниченность ресурсов и др. Но коллектив, не уделяющий должного внимания подготовке новых постановок, неминуемо оказывается в состоянии творческой стагнации.

Важным элементом развития театрального искусства являются экспериментальные постановки. Такие постановки не всегда ориентированы на успех у массового зрителя, поэтому могут пользоваться ограниченным спросом. При этом наличие в театре права на эксперимент является необходимым для развития театрального искусства и культуры в целом.

Важную роль в развитии театрального искусства играют театральные фестивали.

Репертуар

В автономном округе с отсутствием местных театральных традиций значительную часть репертуара занимают постановки русской классики гастролирующих театральных организаций. К примеру, в Культурно-деловом центре российская классика составляет 89% репертуара (30 спектаклей), что отвечает потребностям и ожиданиям современного зрителя. Зарубежная классика составляет 11% (4 спектакля) от репертуара.

При формировании репертуарной политики профессиональных театров автономного округа необходимо включать в репертуарный план произведения ямальских писателей и драматургов.

Если рассматривать репертуар любительских коллективов, то в них преобладает отечественная классика и, в том числе, произведения местных авторов (Ивана Ного, Ивана Истомина).

Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 мая 2006 года № 229 утверждены методические рекомендации по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, где определены некоторые нормативы для работы клубных формирований. Любительские театральные коллективы относятся к художественно-творческим формированиям.

Данным документом определены минимальные нормативы деятельности для театральных коллективов, которые предусматривают в течение творческого сезона (творческий сезон длится с сентября по май каждого года) ежегодное обновление репертуара, создание 1 многоактного или 2 одноактных спектаклей, 4 номера (миниатюры) для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры, выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал. Из общего числа любительских театральных коллективов данные нормативы в полном объеме выполняют только коллективы имеющие звание «Народный (Образцовый)». Репертуар большинства коллективов обновляется по мере возможности и по необходимости к праздникам, концертам клубного учреждения в части создания миниатюр.

Театральные фестивали

Театральный фестиваль – важная форма мониторинга развития театрального искусства, стимулирующая творческий поиск.

В связи с массовым появлением в автономном округе любительских театральных коллективов возникла необходимость в поиске форм поддержки данного вида самодеятельного творчества. В целях развития театрального искусства, выявления талантливых коллективов, режиссёров, исполнителей, художников, сценографов с 2002 года проходит окружной фестиваль любительских театральных коллективов «Ямальская рампа». Фестиваль проводится на систематической основе раз в два года Окружным Центром национальных культур при участии органов управления культуры муниципальных образований в автономном округе и финансируется за счет средств государственных программ автономного программ. На каждом фестивале работают профессиональные театральные критики, проводят мастер-классы известные театральные деятели. Существует также практика проведения фестивалей на муниципальном уровне: ежегодный фестиваль «Губкинская неделя театра», г. Губкинский; Неделя детской книги, музыки и театра, г. Муравленко. (абзац с изм. от 10.02.2015 № 110-П)

Несмотря на единичные примеры участия любительских коллективов в межрегиональных и российских фестивалях, по-прежнему сохраняется ситуация, при которой большинство коллективов не имеют возможности выезжать с постановками в другие муниципальные образования в автономном округе и на фестивали и конкурсы различных уровней. Окружной фестиваль становиться почти единственной площадкой повышения профессионального уровня любительских коллективов в автономном округе в современных условиях.

В интересах поддержки профессионального искусства, обеспечения единства российского театрального пространства в г. Новом Уренгое на базе ведомственного учреждения, где организован профессиональный театральный коллектив, с 2004 года проходит театральный фестиваль «Я-мал, привет!», в котором принимают участие профессиональные коллективы из России и зарубежья.

V. Финансовая поддержка театрального искусства

Исходя из объективности опережающего роста расходов некоммерческих театров по сравнению с их собственными доходами, существование репертуарного театра в России всегда находится в зависимости от государственного финансирования.

Государственная поддержка репертуарного театра должна являться одним из приоритетов региональной культурной политики.

На сегодняшний день в автономном округе существуют различные формы поддержки исполнительского искусства.

Особую помощь в вопросе развития профессионального искусства в автономном округе оказывает программно-целевое планирование, в большей степени это государственная программа автономного округа "Основные направления развития культуры на 2014 – 2024 годы", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1122-П. (абзац с изм. от 10.02.2015 № 110-П)

(Абзац в редакции постановление Правительства ЯНАО от 10.10.2018 № 1039-П; от 04.03.2020 № 228-П)

В сравнении с предыдущим периодом реализации финансирование профессионального искусства в текущей программе выделено отдельным разделом. Данный раздел предусматривает создание системы государственной поддержки профессионального искусства, а именно: создание молодёжного театра на базе Культурно-делового центра, поддержка культурно-просветительских проектов.

Региональная программа содержит меры финансовой поддержки гастрольной деятельности посредством включения муниципальных образований в автономном округе в общероссийский проект «Гастрольная карта России». Для совершенствования системы поддержки театрально-гастрольной деятельности необходимо также включать гастроли разных видов в государственные (муниципальные) задания, обеспечивая их выполнение необходимым финансированием.

В целях государственной поддержки любительского искусства в автономном округе проводится окружной фестиваль любительских театральных коллективов «Ямальская рампа». Победитель фестиваля получает грант на организацию гастрольного тура по территории автономного округа. Впервые данная форма поддержки была осуществлена в 2011 году из средств окружной долгосрочной целевой программы «Культура Ямала».

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» типы многих учреждений культуры автономного округа, занимающихся театральной деятельностью, определены как бюджетные и автономные учреждения (в частности Культурно-деловой центр и Окружной Центр национальных культур перешли на новые условия с 23 марта 2011 года). Данные учреждения получают финансовое обеспечение из бюджета соответствующего уровня в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, а также субсидии на иные цели (целевые субсидии).

С введением указанных изменений в законодательство Российской Федерации учредители бюджетных и автономных учреждений – государственные органы исполнительной власти автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе не несут субсидиарную ответственность в отношении данных учреждений, которую они ранее несли по обязательствам бюджетного учреждения. Но это не освобождает органы власти и местного самоуправления от экономической ответственности за создание необходимых условий для выполнения государственным или муниципальным учреждением предназначенной ему миссии, независимо от того, к какому типу учреждения (автономное, бюджетное или казенное) оно отнесено.

Важно, чтобы такая модель финансового обеспечения учреждений не сводилась к разработке общих показателей, отражающих итоговые результаты деятельности организаций. Театр принадлежит к тем секторам общественной жизни, где определить реальные результаты работы, не подменяя их утилитарными и сиюминутными выгодами, более чем сложно.

Одной из важнейших результативных характеристик театральной деятельности является репертуар театра в совокупности. Именно через совокупный репертуар реализуется роль театра в гуманизации общества и сохранении национальной самобытности российской культуры. Культурный потенциал театра оценивается через его репертуар и творческие возможности труппы, всего творческого состава. Поэтому подготовку новых постановок или предпринимаемые театром меры, направленные на повышение творческого уровня актерского состава, нельзя однозначно связывать лишь с количественно-качественными характеристиками предоставляемых культурных услуг.

Принципы государственного финансирования должны учитывать особенность творческого процесса, в котором в равной степени важны как художественный поиск, нахождение новых путей и форм развития искусства, так и приобщение к искусству непосредственных потребителей. В повседневной деятельности театров эти аспекты существуют в неразрывном единстве, они равно значимы для государства и должны быть им поддержаны.

Указанные обстоятельства необходимо учитывать при формировании государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным учреждениям, на базе которых идет формирование профессионального театра или функционирование действующих любительских коллективов, которое должно содержать 2 части – подготовка новых постановок (работа по созданию спектаклей) и предложение театральной услуги населению (услуга по показу спектаклей). Последнее предусматривает, в свою очередь, формирование и развитие спроса населения на театральное искусство. Подобный подход наиболее полно отражает право граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, что закреплено в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 44).

В предстоящем 10-летии в области государственного (муниципального) финансирования театрального дела необходимо:

предпринять меры, направленные на создание профессиональных театральных коллективов и укрепление творческого потенциала любительских коллективов;

предусматривать в региональных и муниципальных мероприятия, направленные на реставрацию, реконструкцию (модернизацию) имеющихся зданий нетеатральных учреждений, а также их оснащения специальным оборудованием; (абзац с изм. от 10.02.2015 № 110-П)

сохранить и развить адресную систему поддержки творческих инициатив и проектов в сфере театрального искусства;

осуществлять поддержку гастрольной деятельности в автономном округе и за её пределами.

VI. Кадровое обеспечение деятельности театров, подготовка кадров и повышение квалификации работников театров

Важным фактором, определяющим эффективность деятельности театрального коллектива, является кадровый ресурс.

Невысок, а скорее очень низок образовательный уровень руководителей любительских театральных коллективов. Из общего числа руководителей (53 человека) 24 человека имеют среднее специальное и высшее профессиональное образование; 8 руководителей имеют высшую квалификационную категорию, 14 руководителям присвоена первая квалификационная категория, 7 человек имеют вторую категорию.

В автономном округе отсутствуют театральные образовательные учреждения. При этом в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж» (далее – Ямальский многопрофильный колледж) осуществляется подготовка студентов в форме очного и заочного обучения по специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» (в том числе специализация «Постановка театрализованных представлений»).

Выпускники Ямальского многопрофильного колледжа сегодня составляют основу кадрового состава учреждений культуры автономного округа. Вместе с тем, при создании в долгосрочной перспективе профессионального театра в автономном округе необходимо решать вопрос диверсификации образовательных услуг путем дополнения специализаций и открытия новых специальностей, в частности «Актерское искусство».

Таким образом, система подготовки кадров и повышения квалификации в интересах развития театрального дела в автономном округе в предстоящем периоде должна предусматривать:

- обеспечение системного повышения квалификации театральных специалистов, в том числе за пределами автономного округа;

- мероприятия, направленные на расширение образовательных услуг Ямальского многопрофильного колледжа и обеспечение учебных спектаклей сценическо-постановочными средствами в соответствии с потребностями качественной подготовки кадров для профессиональных и любительских театров;

- привлечение в театры автономного округа специалистов высокой квалификации из других субъектов Российской Федерации;

- создание жилого фонда (с условиями найма служебного жилого помещения на неопределенный срок) с расчетом обеспечения потребности по тем специалистам, подготовка которых ведется за пределами автономного округа и требует их приглашения, а также с учетом компенсации части расходов по использованию жилого фонда.

VII. Негосударственный сектор в театральном деле

Наличие в регионе негосударственных некоммерческих театральных организаций чрезвычайно важно.

Развитие независимого от государства некоммерческого частного сектора в театральном деле является одним из признаков становления гражданского общества. Государственная поддержка частных театров – это поддержка многообразия и эксперимента, без которого невозможно полноценное развитие искусства сцены.

Сегодня в отсутствии в автономном округе государственных и муниципальных театров успешно функционирует единственный в автономном округе профессиональный театральный коллектив на базе негосударственного учреждения, рождение которого приходится на начало 90-х годов. Этот коллектив вносит собственную краску, нередко талантливую и яркую, в палитру театральной жизни региона.

Вместе с тем, на сегодняшний день полноценный рынок театральных услуг не сформирован. Для развития негосударственного сектора в театральном деле автономного округа необходимо развивать формы партнерства государства и частного сектора в сфере поддержки театрального искусства.

В условиях отсутствия в регионе театральной инфраструктуры на начальном этапе её формирования особая роль отводится общественным театральным организациям. Именно театральное сообщество может оказать действенную помощь при организации театрального процесса, определении принципов и норм, необходимых для развития театрального дела.

Среди состоявшихся и имеющих свою историю театральных институтов активный участник театрального процесса – Союз театральных деятелей Российской Федерации, реализующий на основе собственной хозяйственной деятельности и различных, в первую очередь налоговых, льгот целый ряд значимых художественных инициатив и социальных программ.

Необходимы совместные усилия органов государственной власти, общественных организаций, выдающихся и уважаемых деятелей культуры и искусства, общественных и политических деятелей по формированию в социуме положительного мотивационного поля благотворительной деятельности.

Саморазвитие системы общественной поддержки требует значительного времени. Перспективы скорейшего создания действующей театральной инфраструктуры могут быть связаны только с участием государства.

VIII. Субъекты и порядок реализации Концепции

Субъектами реализации Концепции являются:

- учреждения культуры всех видов собственности, организационно-правовых форм и типов, иные учреждения отрасли «Культура» автономного округа, занимающиеся театральной деятельностью;

- исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе;

- общественные объединения и другие творческие союзы, объединения участников создания театральных спектаклей (артисты, режиссеры, дирижеры, драматурги, продюсеры и театральные художники), театрально-критические и зрительские объединения, сообщества любителей театра и др.

На основе Концепции разрабатываются внутритеатральные, муниципальные, региональные программы и разделы региональных, муниципальных программ, предусматривающие реализацию направлений развития отечественного театрального дела. Положения Концепции также должны учитываться при формировании планов работы окружных и муниципальных учреждений отрасли «Культура», проектов государственных и муниципальных заданий. Реализация указанных программ и планов осуществляется исполнительными органами государственной власти автономного округа, окружными государственными и муниципальными театрами в сотрудничестве с общественными объединениями, иными организациями отрасли «Культура», образования, молодежной сферы, бизнес-сообщества. (абзац с изм. от 10.02.2015 № 110-П)

Все мероприятия, направленные на решение задач, поставленных Концепцией, осуществляются за счет:

- повышения эффективности использования финансовых средств, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации государственным и муниципальным учреждениям культуры;

- доходов учреждений культуры, полученных от основной и иной предусмотренной их уставами деятельности, а также бизнес-партнерства, спонсорства, меценатства и др.;

- субсидий бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, а также субсидий на иные цели;

- субсидий, предоставляемых из бюджетов разных уровней театрам (театральным коллективам) – некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, общественным организациям на осуществление проектов в сфере театрального искусства;

- средств федеральных, региональных, муниципальных целевых программ.

IX. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация Концепции позволит заложить основу для формирования сети государственных (муниципальных) театров в автономном округе, обеспечить финансирование не ниже уровня, позволяющего поддерживать творческий потенциал и обеспечивать различным категориям граждан автономного округа доступ к театральному искусству, укрепить материально-техническую базу учреждений культуры, поддержать любительское театральное искусство, укрепить межрегиональные культурные связи и связи самодеятельных коллективов с профессиональными деятелями театра.

Необходимо использовать разработанные на основании Концепции региональные и муниципальные программы, предусматривающие меры по поддержке театрального дела, заключенные соглашения о межрегиональном сотрудничестве с тем, чтобы к 2020 году обеспечить финансирование:

- создания и функционирования профессиональных коллективов на базе государственных (муниципальных) учреждений культуры;

- увеличения общего количества спектаклей, показанных сторонними театральными организациями, по сравнению с 2010 годом не менее чем в 2 раза, при этом спектакли детского и подросткового репертуара должны составлять не менее 20 процентов общего количества показанных гастрольных спектаклей;

- совершенствования работы любительских театральных коллективов, в том числе повышения профессионального уровня, грантовой поддержки, увеличения постановок детского репертуара и спектаклей для подростков, подготовленных по заданию и (или) заказу учредителей;

- создания жилого фонда для государственных (муниципальных) учреждений культуры, на базе которых будут созданы профессиональные театральные коллективы, для проживания приглашаемых на работу артистов, режиссеров, балетмейстеров, художников и других специалистов;

- реконструкции и реставрации зданий и помещений, модернизации оборудования, создания комфортной среды (в т.ч. безбарьерного доступа инвалидов) в культурно-досуговых и иных учреждениях сферы культуры, являющихся основными площадками сценического показа.

1

Приложение

к Концепции долгосрочного развития

театрального дела в Ямало-Ненецком

автономном округе на период

до 2020 года

ПЛАН

мероприятий по реализации Концепции долгосрочного развития

театрального дела в Ямало-Ненецком автономном округе на период

до 2020 года

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок реали­зации

Ответственные исполнители

1

2

3

4

1.

Анализ возможностей использования в театральных целях зданий и помещений, которые могут быть приспособлены для показа спектаклей, создание базы данных по сценическим площадкам

2012 год

департамент культуры автономного округа

органы управления культуры муниципальных образований

в автономном округе

2.

Реализация мероприятий окружной долгосрочной целевой программы «Культура Ямала (2011 – 2015 годы)»

(в части развития профессионального искусства)

13

год ( с изм. от 10.02.2015 № 110-П)

департамент культуры автономного округа

органы управления культуры муниципальных образований

в автономном округе

3

(пункт в ред. от 10.02.2015 № 110-П)

.

Разработка проекта государственной программы автономного округа "Основные направления развития культуры на 2014 - 2020 годы", предусматривающей мероприятия по развитию профессиональных театральных коллективов и любительского театрального искусства согласно Концепции

2013 год

департамент культуры автономного округа

органы управления культуры муниципальных образований в автономном округе

государственные (муниципальные) учреждения культуры при участии Тюменского областного отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации (по согласованию)

4

(пункт в ред. от 10.02.2015 № 110-П)

.

Реализация мероприятий государственной программы автономного округа "Основные направления развития культуры на 2014 - 2020 годы" (в части повышения квалификации руководителей любительских театральных коллективов)

2014 год

департамент культуры автономного округа

ГАУК ЯНАО "Окружной Центр национальных культур"

органы управления культуры муниципальных образований в автономном округе

5.

Разработка концепций и программ развития профессиональных театральных коллективов

2015 – 2016

годы

профессиональные театральные коллективы на базе государственных (муниципальных) учреждений культуры

при участии Тюменского областного отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации

(по согласованию)

6.

Разработка и внедрение методических рекомендаций и модельных нормативных правовых актов для муниципальных образований в автономном округе

по развитию любительского театрального искусства

2013 – 2020

годы (с изм. от 10.02.2015 № 110-П)

департамент культуры автономного округа

Окружной Центр национальных культур

органы управления культуры муниципальных образований

в автономном округе

7.

Разработка и реализация муниципальных целевых, муниципальных программ (внесение изменений в действующие программы), предусматривающих комплекс

2013 – 2020

годы

органы управления культуры муниципальных образований

в автономном округе

мероприятий по развитию

любительского театрального

искусства, реконструкции, (с изм. от 10.02.2015 № 110-П)

1

2

3

4

ремонту, оснащению сценических площадок учреждений культуры

8.

Заключение и реализация соглашений о сотрудничестве между профессиональными театрами и органами управления культуры муниципальных образований в автономном округе по организации гастролей, культурных проектов и иных мероприятий в городах и сельской местности

2012 – 2020

годы

органы управления культуры муниципальных образований

в автономном округе

9.

Реализация международных и межрегиональных соглашений Правительства автономного округа (в части культурного обмена в сфере театрального искусства, в т.ч. проведения гастролей, фестивалей)

2013 – 2020

годы

департамент культуры автономного округа

Культурно-деловой

центр

Окружной Центр национальных культур

10.

Подготовка и реализация ежегодных сводных планов гастрольной деятельности профессиональных и любительских театров по автономному округу и за его пределами

2012 –2020

годы

департамент культуры автономного округа

Культурно-деловой центр

Окружной Центр национальных культур

органы управления культуры муниципальных образований

в автономном округе

11.

Разработка и реализация соглашения о сотрудничестве между департаментом культуры автономного округа и Тюменским областным

отделением Союза театральных деятелей Российской Федерации

2012 –2020

годы

департамент культуры автономного округа

Тюменское областное

отделение Союза театральных деятелей

Российской Федерации

(по согласованию)

1

2

3

4

12.

Ежегодный мониторинг хода реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период

до 2020 года, Концепции долгосрочного развития театрального дела

в автономном округе на период до 2020 года

2012 –2020

годы

департамент культуры автономного округа

органы управления культуры муниципальных образований

в автономном округе

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Газета "Красный Север" № 109/3 от 26.12.2012
Рубрики правового классификатора: 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 130.030.000 Культура (см. также 200.160.040), 130.030.020 Управление в сфере культуры (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать