Основная информация
Дата опубликования: | 19 января 1999г. |
Номер документа: | В199903990 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В199903990
В199903990
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19.01.99 N 4998/98
[Исковые требования акционерного общества о признании
недействительным решения налоговой инспекции в части
взыскания дополнительно начисленного налога на добавленную
стоимость удовлетворены, поскольку средства, полученные
истцом по спорным договорам не подлежали включению
в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.06.98 по делу No. А/1-39 Арбитражного суда Ярославской области.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Ярославские телекоммуникационные сети" (далее - ОАО "Яртелеком") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Ярославской области о признании недействительным ее решения от 12.11.97 в части взыскания штрафа по налогу на добавленную стоимость, дополнительно начисленного налога на добавленную стоимость и специального налога за 1995 и 1996 годы.
Решением от 16.02.98 исковые требования удовлетворены частично. Решение Государственной налоговой инспекции по Ярославской области признано недействительным в части взыскания штрафа в сумме 187384 рублей 60 копеек и дополнительно начисленного налога на добавленную стоимость за 1995 год в сумме 40456 рублей 40 копеек. В остальной части в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.04.98 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 17.06.98 указанные решение и постановление суда изменил: признал недействительным решение налоговой инспекции в части взыскания доначисленного налога на добавленную стоимость в сумме 606963 рублей 40 копеек и штрафа в сумме 287633 рублей 10 копеек.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановление кассационной инстанции в отношении признания недействительным решения налоговой инспекции в части взыскания доначисленного налога на добавленную стоимость в сумме 566497 рублей отменить, оставив в этой части без изменения решение суда первой инстанции. В остальной части постановление кассационной инстанции оставить без изменения.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Госналогинспекцией по Ярославской области проведена проверка правильности уплаты налога на добавленную стоимость и специального налога в филиалах ОАО "Яртелеком" за период с 01.10.94 по 01.07.96. Проверкой выявлены нарушения налогового законодательства. В частности, в 1996 году филиал истца "Яртелекомсервис" заключал договоры с физическими лицами о внесении финансовых средств на реконструкцию и развитие телефонных сетей Ярославской области, которыми этим лицам гарантировалось первоочередное заключение договоров на пользование местной телефонной связью. Полученные по этим договорам суммы истец не включал в обороты по оказанным услугам, облагаемым налогом на добавленную стоимость. По результатам проверки составлены акты и принято решение о применении к налогоплательщику ответственности, предусмотренной статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в части отказа в иске о признании недействительным решения налоговой инспекции о взыскании доначисленного налога на добавленную стоимость в сумме 566497 рублей, исходил из того, что полученные истцом средства на реконструкцию и развитие телефонных сетей не были связаны с расчетами за оказанные услуги, поскольку за подключение к местной телефонной сети с физических лиц отдельно взималась плата по установленным тарифам, в связи с чем эти средства не являлись объектом налогообложения. На момент проверки имелась переплата по налогу на добавленную стоимость.
Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в редакции, действовавшей в проверяемый период, в облагаемый оборот включаются суммы денежных средств, полученные предприятиями за реализуемые ими товары (работы, услуги), в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счет увеличения прибыли, суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги).
Договором филиала "Яртелекомсервис" с физическим лицом о внесении финансовых средств на реконструкцию и развитие телефонных сетей Ярославской области предусмотрено, что филиал ему гарантирует в установленный срок первоочередное заключение договора на пользование местной телефонной связью. Уплаченные по этому договору средства могут быть возвращены физическому лицу в случае расторжения договора.
Уплата физическими лицами средств на реконструкцию телефонных сетей неразрывно связана с первоочередным заключением договоров на подключение к телефонной сети.
Таким образом, средства по указанному договору получены истцом за оказанные в оговоренный срок услуги. Поэтому они подлежали включению в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, и оснований для признания недействительным решения Государственной налоговой инспекции по Ярославской области в части взыскания доначисленного налога на добавленную стоимость в сумме 566497 рублей у суда кассационной инстанции не имелось.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.06.98 по делу No. А/1-39 Арбитражного суда Ярославской области в отношении признания недействительным решения Государственной налоговой инспекции по Ярославской области от 12.11.97 в части взыскания доначисленного налога на добавленную стоимость в сумме 566497 рублей отменить, оставив в этой части в силе решение от 16.02.98 и постановление апелляционной инстанции от 16.04.98 Арбитражного суда Ярославской области по тому же делу.
В остальной части постановление кассационной инстанции оставить без изменения.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К. ЮКОВ
[отформатировано: 15.12.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В199903990
В199903990
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19.01.99 N 4998/98
[Исковые требования акционерного общества о признании
недействительным решения налоговой инспекции в части
взыскания дополнительно начисленного налога на добавленную
стоимость удовлетворены, поскольку средства, полученные
истцом по спорным договорам не подлежали включению
в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.06.98 по делу No. А/1-39 Арбитражного суда Ярославской области.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Ярославские телекоммуникационные сети" (далее - ОАО "Яртелеком") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Ярославской области о признании недействительным ее решения от 12.11.97 в части взыскания штрафа по налогу на добавленную стоимость, дополнительно начисленного налога на добавленную стоимость и специального налога за 1995 и 1996 годы.
Решением от 16.02.98 исковые требования удовлетворены частично. Решение Государственной налоговой инспекции по Ярославской области признано недействительным в части взыскания штрафа в сумме 187384 рублей 60 копеек и дополнительно начисленного налога на добавленную стоимость за 1995 год в сумме 40456 рублей 40 копеек. В остальной части в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.04.98 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 17.06.98 указанные решение и постановление суда изменил: признал недействительным решение налоговой инспекции в части взыскания доначисленного налога на добавленную стоимость в сумме 606963 рублей 40 копеек и штрафа в сумме 287633 рублей 10 копеек.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановление кассационной инстанции в отношении признания недействительным решения налоговой инспекции в части взыскания доначисленного налога на добавленную стоимость в сумме 566497 рублей отменить, оставив в этой части без изменения решение суда первой инстанции. В остальной части постановление кассационной инстанции оставить без изменения.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Госналогинспекцией по Ярославской области проведена проверка правильности уплаты налога на добавленную стоимость и специального налога в филиалах ОАО "Яртелеком" за период с 01.10.94 по 01.07.96. Проверкой выявлены нарушения налогового законодательства. В частности, в 1996 году филиал истца "Яртелекомсервис" заключал договоры с физическими лицами о внесении финансовых средств на реконструкцию и развитие телефонных сетей Ярославской области, которыми этим лицам гарантировалось первоочередное заключение договоров на пользование местной телефонной связью. Полученные по этим договорам суммы истец не включал в обороты по оказанным услугам, облагаемым налогом на добавленную стоимость. По результатам проверки составлены акты и принято решение о применении к налогоплательщику ответственности, предусмотренной статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в части отказа в иске о признании недействительным решения налоговой инспекции о взыскании доначисленного налога на добавленную стоимость в сумме 566497 рублей, исходил из того, что полученные истцом средства на реконструкцию и развитие телефонных сетей не были связаны с расчетами за оказанные услуги, поскольку за подключение к местной телефонной сети с физических лиц отдельно взималась плата по установленным тарифам, в связи с чем эти средства не являлись объектом налогообложения. На момент проверки имелась переплата по налогу на добавленную стоимость.
Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в редакции, действовавшей в проверяемый период, в облагаемый оборот включаются суммы денежных средств, полученные предприятиями за реализуемые ими товары (работы, услуги), в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счет увеличения прибыли, суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги).
Договором филиала "Яртелекомсервис" с физическим лицом о внесении финансовых средств на реконструкцию и развитие телефонных сетей Ярославской области предусмотрено, что филиал ему гарантирует в установленный срок первоочередное заключение договора на пользование местной телефонной связью. Уплаченные по этому договору средства могут быть возвращены физическому лицу в случае расторжения договора.
Уплата физическими лицами средств на реконструкцию телефонных сетей неразрывно связана с первоочередным заключением договоров на подключение к телефонной сети.
Таким образом, средства по указанному договору получены истцом за оказанные в оговоренный срок услуги. Поэтому они подлежали включению в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, и оснований для признания недействительным решения Государственной налоговой инспекции по Ярославской области в части взыскания доначисленного налога на добавленную стоимость в сумме 566497 рублей у суда кассационной инстанции не имелось.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.06.98 по делу No. А/1-39 Арбитражного суда Ярославской области в отношении признания недействительным решения Государственной налоговой инспекции по Ярославской области от 12.11.97 в части взыскания доначисленного налога на добавленную стоимость в сумме 566497 рублей отменить, оставив в этой части в силе решение от 16.02.98 и постановление апелляционной инстанции от 16.04.98 Арбитражного суда Ярославской области по тому же делу.
В остальной части постановление кассационной инстанции оставить без изменения.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К. ЮКОВ
[отформатировано: 15.12.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.020 Доходы федерального бюджета, 080.050.070 Государственный финансовый контроль (см. также 010.100.040, 020.010.040), 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000), 080.100.070 Участники налоговых правоотношений, 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060), 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: