Основная информация

Дата опубликования: 19 февраля 2013г.
Номер документа: В201301952
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201301952

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 29.04.2013, N 5

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19.02.2013 N 12963/12

НЕДОСТАВЕРНОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТОВАРОВ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Слесарева В.Л.;

членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Маковской А.А., Пановой И.В., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Чистякова А.И., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью Компания "АБИЭС" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Сахалинской области от 09.04.2012 по делу N А59-528/2012 и Постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - общества с ограниченной ответственностью Компания "АБИЭС" - Глухова Е.Г., Егорова О.Г.;

от Сахалинской таможни - Коньков Е.А., Лебедева К.В., Схоменко Н.И., Якшин С.А.

Заслушав и обсудив доклад судьи Чистякова А.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью Компания "АБИЭС" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сахалинской таможни (далее - таможня) от 30.01.2012 по делу об административном правонарушении N 10707000-269/2011 (далее - постановление таможни от 30.01.2012) о привлечении компании к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 09.04.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора компания просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и принять по делу новый судебный акт.

В отзыве на заявление таможня просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, в целях таможенного оформления товара, ввезенного 30.06.2011 в адрес общества с ограниченной ответственностью "КСА ДОЙТАГ Дриллинг" на таможенную территорию Российской Федерации на теплоходе "Паромай" по коносаменту от 10.05.2011 N SASC1110ND135K его представителем - компанией, действующей на основании договора от 01.05.2011 N 108 на таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, была подана электронная декларация на товары N 10707030/300611/0003475, в которой был задекларирован в том числе товар N 3 - "обувь специальная кожаная мужская для защиты от механических воздействий: ботинки с защитным металлическим подноском, на резиновой подошве, размеры 7-12. Страна происхождения - Италия".

Компания в отношении товара N 3 представила сертификат соответствия N POCC GB.AB99.А01995 бланк N 0531764 на продукцию - "обувь специальная кожаная мужская для защиты от механических воздействий с маркировкой "FORMA": ботинки с защитным металлическим подноском с подошвой из резины. Партия 335 пар (размеры 7 - 12), изготовитель "WENAAS SCOTLAND LTD" Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии".

В ходе таможенного досмотра с 01.07.2011 по 06.07.2011 (акт таможенного досмотра (осмотра) N 10707030/060711/000312) было установлено, что фактически прибыл следующий товар - "ботинки из материала, похожего на кожу, с маркировкой "FORMA": с твердым подноском на резиновой подошве, размеры 7 - 12, в количестве 335 пар. Страна происхождения - Италия".

Таможня, усмотрев в действиях компании признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, определением от 25.07.2011 возбудила в отношении компании дело об административном правонарушении и проведении по нему административного расследования.

Постановлением таможни от 30.01.2012 компания привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Полагая, что постановление таможни от 30.01.2012 является незаконным, компания обратилась в арбитражный суд с настоящим требованием.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды пришли к выводу о правомерном привлечении компании к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

При этом суды исходили из того, что представленный компанией при подаче упомянутой декларации сертификат соответствия не относится к товару N 3 с указанием страны происхождения - Италия, и, следовательно, в силу примечания 2 к статье 16.1 КоАП РФ является недействительным.

Между тем Президиум считает, что выводы судов основаны на неправильном толковании норм права.

Согласно части 3 статьи 16.2 КоАП РФ административным правонарушением признается заявление декларантом при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В силу положений части 3 статьи 16.2 КоАП РФ при квалификации действий лица по названной норме права необходимо устанавливать, какие запреты и (или) ограничения могли не применяться в случае заявления декларантом при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, а равно представления недействительных документов.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

При отражении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, таможенный орган должен выяснить, какие именно запреты или ограничения установлены или могут быть применены к товару.

Поскольку в актах административной проверки по данному делу и в постановлении таможни от 30.01.2012 не указано, какие запреты и ограничения могли быть не применены в связи с представлением недействительного документа с учетом требований части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, Президиум считает, что в действиях компании отсутствует вмененное ему административное правонарушение.

При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Сахалинской области от 09.04.2012 по делу N А59-528/2012 и Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012 по тому же делу отменить.

Постановление Сахалинской таможни от 30.01.2012 по делу об административном правонарушении N 10707000-269/2011 о привлечении общества с ограниченной ответственностью Компания "АБИЭС" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.

Председательствующий

В.Л. СЛЕСАРЕВ

[введено:02.08.2013 оператор НЦПИ-Иванова В.В.]

[проверено: 13.03.2014 редактор НЦПИ - Ковальчук И.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 5 от 29.04.2013 Стр. 368
Рубрики правового классификатора: 020.060.040 Органы, полномочные рассматривать административные дела, 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 100.170.050 Таможенное оформление, 180.050.000 Арбитражный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать