Основная информация

Дата опубликования: 19 февраля 2013г.
Номер документа: RU68000201300186
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Тамбовская область
Принявший орган: Администрация Тамбовской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Администрация Тамбовской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19.02.2013

г. Тамбов

N 156

Об утверждении комплекса мер по модернизации общего образования Тамбовской области в 2013 году и на период до 2020 года

(в редакции постановления администрации Тамбовской области от 30.12.2013 № 1583 (ru68000201301381)

(преамбула изложена  в редакции постановления администрации Тамбовской области от 30.12.2013 № 1583)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", постановлением администрации области от 07.06.2011 N 606 "О реализации проекта "Модернизация системы общего образования Тамбовской области на 2011 - 2013 годы" администрация области постановляет:

1. Утвердить комплекс мер по модернизации общего образования Тамбовской области в 2013 году и на период до 2020 года, согласно приложению.

2. Управлению образования и науки области осуществить практическую реализацию комплекса мер по модернизации общего образования Тамбовской области в 2013 году и на период до 2020 года.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".

4. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава администрации области

О.И. Бетин

УТВЕРЖДЕН

постановлением администрации области

от 19.02.2013 № 156

Комплекс мер

по модернизации общего образования Тамбовской области в 2013 году и на период до 2020 года (далее - комплекс мер)

Раздел I. Анализ реализации Комплексов мер по модернизации общего образования Тамбовской области в 2011 - 2012 годах

1. Достигнутые значения показателей результативности предоставления субсидии за два года

Значение показателей результативности предоставления субсидии Тамбовской области на конец 2011 года

Таблица 1

N
п/п

Наименование показателя результативности предоставления субсидии

Значение показателя результативности предоставления субсидии

План

Факт

1

2

3

4

1.

Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 г. и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 г. (проценты)

100%

112,2% (за IV квартал 2011 г.)

2.

Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты)

11%

11%

2.1.

Начальное общее образование (проценты)

29%

29%

2.2.

Основное общее образование (проценты)

0%

0%

2.3.

Среднее (полное) общее образование (проценты)

0%

0%

3.

Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты)

22%

22,6%

4.

Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты)

80%

80%

5.

Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)

10%

50%

6.

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов

положительная

положительная

Пояснения к показателю: "Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений":

в 2011 году 156 школ - сетевых единиц используют дистанционные технологии обучения, что составляет 28%. Так как мониторинг реализации показателя "доля учреждений, осуществляющих дистанционное обучение" осуществляется по образовательным учреждениям - юридическим лицам, областью значительно превышены взятые на себя обязательства.

Значение показателей результативности предоставления субсидии Тамбовской области на конец 2012 года

Таблица 2

N
п/п

Наименование показателя результативности предоставления субсидии

Значение показателя результативности предоставления субсидии

План

Факт

1.

Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году (проценты)

102%

134,5%

2.

Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты)

21,2%

21,9%

2.1.

Начальное общее образование (проценты)

52%

53,9%

2.2.

Основное общее образование (проценты)

1%

1,7%

2.3.

Среднее (полное) общее образование (проценты)

0%

0%

3.

Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей

32%

34,5%

4.

Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений

90%

90,6%

5.

Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)

55%

55%

6.

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов

положительная

положительная

Пояснения к показателю "Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году":

в 2011 году по данным Федеральной службы государственной статистики заработная плата работников в целом по экономике региона составляла 14,292 тыс. руб., в связи с проводимыми мероприятиями по реализации Указа Президента Российской Федерации "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (от 07.05.2012 N 597) средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений за 4 квартал 2012 года составила 19,23 тыс. рублей, что составляет 134,5 процентов к уровню средней заработной платы в целом по экономике региона 2011 года. В соответствии с проведенными мероприятиями, область значительно превысила взятое на себя обязательство.

Результаты, которые можно предложить другим регионам для практического использования

В области накоплен опыт по созданию и институализации новых моделей образовательных учреждений.

В сентябре 2012 года открылась новая уникальная "Школа агробизнеса - Тамбов" в с. Татаново. Это целостный образовательный комплекс, выполняющий функции ресурсного центра региональной системы агробизнес-образования, ориентированный на все категории сельского населения - от дошкольников до пенсионеров. Уникальность данной школы заключается также в том, что она, по сути, станет одним из важнейших сегментов, действующих в области инновационного биоэнергетического кластера и технологической платформы "Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания".

В 2013 году планируется открытие образовательного комплекса "Школа АгроЭкоТехнологий" в Петровском районе, который будет выполнять функции регионального ресурсного центра по развитию технологий интенсивного экологического садоводства, овощеводства и земледелия.

Продолжается реализация проекта создания "Школа Сколково-Тамбов" - инновационного образовательного комплекса. Проект вошел в число победителей конкурса, объявленного Фондом Сколково при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

В настоящее время осуществляется детальное проектирование инновационной образовательной среды школы, в соответствии с этим разрабатываются новые архитектурно-планировочные и дизайнерские решения, осуществляется конкурсный отбор педагогических и руководящих работников. Формируется пакет документов для включения данного объекта в федеральные программы.

2. Наиболее значимые результаты в общем образовании Тамбовской области, достигнутые за счет реализации комплекса мер за два года

Приоритетными направлениями деятельности по модернизации образования были определены следующие:

повышение престижа педагогической профессии, в том числе за счет обеспечения достойной заработной платы, усиления мер морального и материального стимулирования в зависимости от качества и результативности работы;

продолжение материально-технического оснащения начальной ступени общеобразовательных учреждений современным учебным оборудованием и мебелью;

развитие материально-технической базы ступени основного общего образования;

сохранение и укрепление здоровья детей через развитие спортивной инфраструктуры, здоровое питание, медицинское обслуживание в школе;

обеспечение безопасности образовательных учреждений;

подготовка и повышение квалификации педагогических работников к реализации новых ФГОСов.

В течение двух лет в ходе реализации комплекса мер в Тамбовской области существенно повысилась заработная плата учителей. Для выполнения взятого обязательства по повышению средней заработной платы учителей в регионе был принят ряд организационно-управленческих решений. В результате, уже в сентябре 2011 года средняя заработная плата учителей составила 12 545,0 рублей, а уже в 4 квартале 2011 года - 14075 рублей, что выше средней заработной платы в экономике региона за 2010 год на 12,2 процента, в 4 квартале 2012 года она составила 19231 рубль, что выше уровня средней заработной платы в экономике региона за 2011 год на 34,5 процентов. Таким образом, заработная плата учителей общеобразовательных учреждений доведена до средней по экономике региона, и данное соотношение сохраняется на протяжении всего времени реализации комплекса мер.

По данным мониторинговых исследований, в настоящее время более 50% учителей получают заработную плату выше средней по экономике региона.

В целях морального и материального стимулирования педагогов области с 2010 года реализуется проект "Народный учитель Тамбовской области", в рамках которого на основе анкетирования учащихся и родителей 600 лучших учителей получают ежегодно единовременную выплату в размере 40 000,0 руб.

Постановлением администрации области "Об учреждении поощрений администрации Тамбовской области" от 21.09.2006 N 1061 (в редакции от 26.12.2011) учрежден нагрудный знак "За верность педагогической профессии" и единовременная выплата в размере 25 000, руб. при выходе педагога на пенсию по старости.

Нагрудным знаком в 2011 году награждены 238 педагогов и руководящих работников, в 2012 - 245 человек.

Решаются вопросы строительства "учительского дома" в г. Тамбове, обеспечения жильем учителей в сельской местности и молодых специалистов. В 2012 году был расширен круг возможностей для улучшения жилищных условий. Это использование льготного ипотечного кредитования, формирование жилищно-строительных кооперативов и предоставление социальных выплат работникам, проживающим в сельской местности. Всего по итогам 2012 года воспользовались предложенными возможностями и улучшили свои жилищные условия 60 человек. Работа в данном направлении будет продолжена в 2013 году.

Особое внимание было уделено укреплению материально-технической базы общеобразовательных учреждений.

1. Приобретено оборудование, в том числе:

Учебно-лабораторное оборудование - 82 полнокомплектных кабинета, 32 комплекта цифровых лабораторий, 796 комплектов конструкторов по робототехнике, 13499 единиц учебно-лабораторного оборудования для дооснащения предметных кабинетов;

Спортивное оборудование - 12049 единиц спортоборудования и инвентаря, а также оборудование для школьных уличных спортплощадок;

Компьютерное и мультимедийное оборудование - 295 единиц автоматизированных рабочих мест учителя, 155 интерактивных досок различных модификации, 828 ноутбуков (в том числе мобильные компьютерные классы), 597 компьютеров, 219 проекторов различной модификации, 113 планшетов;

Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся - 46 медицинских диагностических комплексов КМД-0.3 "Здоровый ребенок", прочее медицинской оборудование;

Оборудование для школьных столовых - 5 858 единиц технологического оборудования для 221 школьного пищеблока;

Мебель ученическая - 16 295 комплектов ученической мебели;

Другое оборудование, необходимое для организации учебного процесса - теплицы, тиры, оборудование для актовых залов.

К началу реализации ФГОС начального общего образования более 900 первых классов области были обеспечены современной эргономичной мебелью, учебниками, учебным и компьютерным оборудованием, в том числе для осуществления внеурочной и проектной деятельности.

2. Приобретено 86 единиц транспортных средств для перевозки обучающихся: 47 автобусов марки ПАЗ, 39 микроавтобусов марки ГАЗель.

3. Для пополнения фондов библиотек приобретено 146 035 экземпляров учебной, справочной, энциклопедической и художественной литературы.

4. Отремонтировано 2 483 помещения в 428 школах, в том числе: 1 357 внутренних помещений, 221 пищеблок, 24 медкабинета, 163 спортивных зала, 461 санузел, 297 коридоров, а также кровли, фасады, запасные выходы, входные группы.

5. Более 80% обучающихся обеспечены горячим питанием. Данная работа будет продолжаться и в 2013 году. К концу 2013 года охват школьников двухразовым горячим питанием планируется довести до 85%.

На сегодняшний день 75% школьников обучаются в общеобразовательных учреждениях, соответствующих современным требованиям.

В рамках развития дистанционного образования во всех базовых школах сельской местности и в крупных городских школах созданы центры дистанционного образования. Школьникам области представлена возможность выбора предметов для обучения в дистанционной форме. Заключен государственный контракт с НП "Телешкола" о предоставлении услуг дистанционного образования (7700 чел./курсов) по всем предметным областям, что позволило ввести в систему дистанционного образования 55% образовательных учреждений области.

В целях эффективной работы системы дистанционного обучения:

увеличена пропускная способность и скорость Интернет в 24 общеобразовательных учреждениях (закуплено необходимое оборудование);

обновлено программное обеспечение и приобретены электронные образовательные ресурсы для реализации урочной и внеурочной деятельности.

Для решения задачи развития кадровых ресурсов 8333 педагогических работника прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку по вопросам внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, что составляет 90,6% от общей численности учителей и руководителей. Разработаны новые образовательные программы, учебно-методические комплекты, методические рекомендации, дистанционные модули.

В течение всего времени реализации комплекса мер количество учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтвердивших соответствие занимаемой должности, составило 2684 человека или 34,5% от общей численности учителей, что соответствует взятым регионом обязательствам.

В ходе осуществления мер, направленных на энергосбережение и снижение динамики потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов, в 354 школах была произведена замена 2700 оконных блоков на энергосберегающие. Также во всех общеобразовательных учреждениях были замены лампы накаливания на энергосберегающие.

Осуществляется информационное сопровождение комплекса мер:

запущена информационная кампания в СМИ по разъяснению положений комплекса мер (более 100 публикации в печатных СМИ, теле- и радиопередачи);

ведется активная разъяснительная работа с педагогической и родительской общественностью;

на сайте http://www.newschool.68edu.ru размещается информация о комплексе мер по разделам.

Аналогичный подход реализован на уровне муниципальных образований области: во всех муниципальных образованиях созданы рабочие группы по реализации комплекса мер, утверждены муниципальные комплексы мер, активно ведется работа с общественностью через электронные и печатные СМИ, очные встречи с населением и работниками системы образования.

(подраздел 3 изложен  в редакции постановления администрации Тамбовской области от 30.12.2013 № 1583)

3. Объемы финансирования мероприятий комплекса мер в 2013 году

Таблица 3

Мероприятие

Объемы финансирования (тыс. рублей)

всего

в том числе:

федеральный бюджет (субсидия)

бюджет субъекта Российской Федерации:

всего

региональный бюджет

местные бюджеты

внебюджетные источники

1

2

3

4

5

6

7

1

Приобретение оборудования, в том числе:

180868,4

179368,4

1500,0

1500,0

0,0

0,0

1.1

учебно-лабораторное оборудование

56890,2

56890,2

0,0

0,0

0,0

0,0

1.2

учебно-производственное оборудование

6920,5

6920,5

0,0

0,0

0,0

0,0

1.3

спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений

8210,9

8210,9

0,0

0,0

0,0

0,0

1.4

спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений

2507,9

2507,9

0,0

0,0

0,0

0,0

1.5

компьютерное оборудование

73818,4

72318,4

1500,0

1500,0

0,0

0,0

1.6

оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся

200,1

200,1

0,0

0,0

0,0

0,0

1.7

оборудование для школьных столовых

32320,4

32320,4

0,0

0,0

0,0

0,0

1.8

оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.

Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся

49006,0

49006,0

0,0

0,0

0,0

0,0

3.

Пополнение фондов школьных библиотек

35237,3

33237,3

2000,0

2000,0

0,0

0,0

4

Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования)

95391,4

78636,4

16755,0

5500,0

11255,0

0,0

5.

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей

9984,2

9984,2

0,0

0,0

0,0

0,0

6.

Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе:

11224,6

11224,6

0,0

0,0

0,0

0,0

6.1

увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика

63,5

63,5

0,0

0,0

0,0

0,0

6.2

обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов

11161,1

11161,1

0,0

0,0

0,0

0,0

7.

Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования

23387,1

23387,1

0,0

0,0

0,0

0,0

8.

Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

9.

Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Итого

405099,0

384844,0

20255,0

9000,0

11255,0

0,0

Пояснение к расхождению план/факт.

Расхождение плановых и фактических расходов средств федеральной субсидии обусловлены экономией средств, сложившихся в результате проведения конкурсных процедур. Сэкономленные средства оперативно направлялись на решение задач, возникших в процессе реализации комплекса мер в 2012 году.

В 2012 году бюджет комплекса мер составил 616,8 млн. руб. Из средств федерального бюджета было выделено 584,8 млн. руб., из средств регионального и муниципального бюджетов было выделено 32,0 млн. руб.

Поступали средства федерального бюджета в бюджет области двумя траншами. Первый транш федеральной субсидии в объеме 292,4 млн. руб. поступил в марте 2012 года и в период с 10 по 11 апреля средства были перечислены в муниципальные образования и в областные государственные образовательные учреждения. Второй транш поступил 6 июня 2012 года в объеме 292,4 млн. руб. В период с 17 по 27 июня средства также были перечислены в муниципальные образования и в областные государственные образовательные учреждения (113 общеобразовательных учреждений: 97 базовых школ и 16 школ-интернатов).

Средства комплекса мер использовались в соответствии с утвержденным комплексом мер по модернизации системы общего образования (материально-техническое обеспечение нового ФГОС, приобретение специализированного транспорта для перевозки детей, развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт и подготовка помещений для установки нового оборудования), повышение квалификации и приобретение электронных образовательных ресурсов (дистанционное образование), осуществление мер, направленных на энергосбережение).

По состоянию на 27.12.2012 г. средства федеральной субсидии освоены в полном объеме.

Эффекты от реализации комплекса мер в 2012 году

1. В результате планомерной работы по повышению престижности педагогической профессии, реализации комплекса мер по материальному и моральному стимулированию труда, становятся заметными позитивные изменения в отношении педагогов к своей профессиональной деятельности.

В ходе проведенного анкетирования более 70% педагогов отмечают, что в школе стало работать сложнее, но интереснее. У более чем 50% учителей существенно повысилось материальное обеспечение. Растет количество учителей, которые удовлетворены условиями работы и заработной платой и не хотят менять место работы (проблема ухода учителей из школы была в последние годы крайне актуальной).

2. Привлечение молодых специалистов в отрасль позволило усилить инновационную направленность процессов, происходящих внутри образовательных учреждений: 65% общеобразовательных учреждений вовлечены в инновационную деятельность, как опытно-экспериментальные площадки, как школы-лаборатории инновационного развития. Более 50% педагогических работников участвуют в инновационных проектах общеобразовательных учреждений.

3. Созданы и продолжают развиваться в устойчивых сельских территориях современные социокультурные комплексы как центры современной социальной инфраструктуры и как ресурсные центры по апробации моделей взаимодействия школы с социумом.

4. Развивается сеть образовательных учреждений, реализующих инновационные программы, что повышает вариативность системы образования, предоставляет обучающимся возможность более полного и осознанного выбора образовательной траектории.

5. Обновлен имеющийся автопарк школьных автобусов, открыты новые маршруты по подвозу обучающихся в общеобразовательные учреждения, расширилась сеть пришкольных интернатов для детей из удаленных сельских территорий. Данные меры позволили увеличить охват школьников, обучающихся в современных условиях, повысить доступность качественного образования.

6. Идет полномасштабный процесс внедрения дистанционного образования. В 55% школ области созданы центры дистанционного обучения, в которых более 4 тысяч школьников обучаются с использованием дистанционных технологий. Все дети-инвалиды, имеющие показания для обучения на дому, охвачены системой дистанционного образования.

7. Создается среда, соответствующая возрастным особенностям обучающихся, в результате увеличения количества школ, работающих по модели "школа-ступень обучения".

Раздел II. "Меры по модернизации общего образования Тамбовской области на 2013 год"

1. Мероприятия, обеспечивающие к концу 2013 года достижение запланированных значений показателей результативности предоставления субсидии

Задачами комплекса мер на 2013 год определены:

(абзац 2 изложен  в редакции постановления администрации Тамбовской области от 30.12.2013 № 1583)

1. повышение заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений до 18,7 тыс. руб.;

2. совершенствование материально-технической базы для реализации ФГОС нового поколения;

3. повышение доступности качественного образования по индивидуальному учебному плану;

4. развитие персонифицированной модели повышения квалификации работников образования;

5. совершенствование региональной системы оценки качества образования;

6. продолжение проекта по развитию дистанционного образования детей- инвалидов.

В рамках решения первой задачи будет продолжен процесс оптимизации сети образовательных учреждений, снижения неэффективных расходов, внедрения дополнительных мер материального стимулирования работников образования.

Для решения второй из обозначенных задач для каждого общеобразовательного учреждения будет детально проработан перечень необходимого учебно-лабораторного, технологического, спортивного оборудования, выявлена потребность в учебниках, в проведении ремонтных работ в целях недопущения неэффективных расходов.

Решение задачи реальной индивидуализации образовательного процесса будет решаться посредством разработки индивидуальных образовательных планов, введения в школы ставок тьюторов, продолжения создания условий для реализации дистанционного обучения (увеличение скорости Интернет, закупка компьютеров, планшетов и т.п.).

Решение задачи развития персонифицированной модели повышения квалификации работников образования потребует дополнительной разработки нормативных правовых документов, формирования группы экспертов, разработки механизмов сетевого взаимодействия учреждений, реализующих программы дополнительного профессионального образования.

Мероприятия, направленные на совершенствование региональной системы оценки качества образования, будут заключаться в корректировке нормативно-правовой базы; разработке уточненных показателей качества труда педагогических работников, влияющих на размер стимулирующей части фонда оплаты труда; доработке и корректировке показателей качества услуг, оказываемых образовательными учреждениями в рамках государственных (муниципальных) заданий.

В комплексе мер на 2013 г. предусмотрены расходы на продолжение реализации проекта по развитию дистанционного образования детей-инвалидов на 2013/2014 учебный год. В 2013 году в регионе будет организовано дистанционное обучение для 228 детей-инвалидов.

2. Планируемые показатели результативности предоставления субсидии Тамбовской области на конец 2013 года

Таблица 4

N
п/п

Наименование показателя результативности предоставления субсидии

Значение показателя результативности предоставления субсидии на конец 2013 года

1

2

3

1.

Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за 2013 год и среднемесячной годовой заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за аналогичный период (проценты)

110,9%

2.

Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты)

32,3%

2.1.

Начальное общее образование (проценты)

78,7%

2.2.

Основное общее образование (проценты)

1,7%

2.3.

Среднее (полное) общее образование (проценты)

0%

3.

Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты)

40%

4.

Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты)

93%

5.

Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)

65%

6.

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов

положительная

В рамках подготовки к реализации комплекса мер в 2013 году управлением образования и науки Тамбовской области были проведены собеседования с руководителями муниципальных органов управления образования и директорами базовых школ по согласованию муниципальных проектов комплекса мер на 2013 год. В настоящее время они утверждаются на муниципальном уровне.

По итогам собеседований была сформирована потребность в приобретении оборудования на региональном уровне (централизованные закупки) и на муниципальном уровне. Также было определено количество объектов по проведению текущего ремонта.

Из опыта проведения централизованных закупок можно предположить, что объем средств, запланированных на данные процедуры в 2013 году, составит около 45% от общей суммы выделенной субсидии.

К планированию бюджета комплекса мер на 2013 год активно привлекается общественность. Так проекты комплексов мер обсуждаются:

на уровне классов - с вовлечением в процесс планирования школьников и их родителей;

на уровне школы - учителей и школьных управляющих советов;

на уровне муниципалитета - муниципальных органов управления образования, профсоюзов, субъектов хозяйственной деятельности, общественности;

на региональном уровне - с привлечением электронных и печатных СМИ, профсоюзов, общественной палаты Тамбовской области, ассоциаций учителей и т.д.

В области реализуется медиа-план комплекса мер. Работа по PR-сопровождению ведется на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательных учреждений.

В 2013 году на реализацию комплекса мер в Тамбовскую область будет направлено 384,8 млн. рублей средств федеральной субсидии.

Для планового расчета средств, выделяемых муниципальному образованию на материально-технологическое переоснащение школ, была применена методика нормативного расчета на одного обучающегося. Расчетный показатель норматива составил 1,8 тыс. руб. на одного школьника. Для более эффективного распределения средств был введен коэффициент выравнивания для городов, рабочих поселков и сельских поселений (1; 1,3; 2 соответственно). Такой подход позволит выровнять материальное обеспечение малокомплектных школ.

По итогам проведенных собеседований составлен план закупок оборудования на региональном уровне по следующим направлениям:

компьютерное и мультимедийное оборудование: ноутбуки для учителей и учеников, стационарные компьютеры для учителя и учеников, интерактивные доски на три и более касаний, проекторы короткофокусные и ультракороткофокусные, планшеты;

технологическое оборудование для полного переоснащения школьных столовых:

тепловое оборудование (пароконвектоматы, конвекционные печи, плиты, котлы, мармитные линии, кипятильники и др.),

электромеханическое оборудование (картофелечистки, овощерезки, кухонные машины, тестомесы и др.),

весовое оборудование, холодильное оборудование,

нейтральное оборудование (стеллажи, столы, ванны моечные, раковины и др.);

спортивное оборудование (гимнастическое, футбольное, волейбольное, лыжи, оборудование для тиров и др.);

учебно-лабораторное оборудование (кабинеты ОБЖ, иностранного языка, предметные кабинеты);

транспорт (автобусы ПАЗ, микроавтобусы ГАЗель);

учебная литература;

электронные образовательные ресурсы;

повышение квалификации (руководители и учителя).

Для формирования потребности по учебному оборудованию разработаны и предложены муниципалитетам современные комплекты учебно-лабораторного оборудования предметных кабинетов, кабинетов начальных классов, компьютерного оборудования с разбивкой по минимальной, базовой и максимальной комплектациям.

Для формирования комплектов оборудования и инвентаря спортивные залы были разбиты на 4 категории по площадям: свыше 540 кв. м., от 288 до 540 кв. м., от 162 до 288 кв. м. и приспособленные помещения до 162 кв. м.

По четырем категориям проведен мониторинг оснащенности спортзалов и пришкольных спортплощадок, по итогам которого составлена потребность в комплектах спортоборудования и инвентаря с разбивкой по минимальной, базовой и максимальной комплектациям.

Также предложены различные комплексные варианты благоустройства уличных спортивных зон.

В настоящее время в области 368 ед. транспорта обеспечивают перевозку школьников. Открыто 29 новых маршрутов по подвозу школьников в базовые школы и крупные филиалы. Для увеличения охвата школьников современными условиями обучения в 2013 году планируется приобрести 29 автобусов марки ПАЗ и 25 микроавтобусов марки ГАЗель.

Кроме того, средства федеральной субсидии распределены на основании потребности муниципальных образований в дистанционном обучении и повышении квалификации педагогических работников.

Финансирование направления "технологическое переоснащение школьных пищеблоков" будет осуществляться на основании отдельной обоснованной заявки муниципалитета. При этом будет проведено полное переоснащение школьных пищеблоков с учетом современных требований к организации питания (стоимость оборудования определяется по результатам аудита и разработки технологического паспорта).

В рамках проекта по развитию дистанционного образования детей-инвалидов в 2013 году планируется за счет средств федеральной субсидии приобретение компьютерного и специализированного оборудования и электронных образовательных ресурсов. Работы и услуги по пусконаладочным работам и программному обеспечению оборудования, методической поддержке, повышению квалификации учителей, оплату Интернет-трафика, подготовку детей и родителей планируется осуществить за счет средств регионального бюджета. Таким образом, в 2013 году 228 детям-инвалидам будет представлена возможность дистанционного образования, что полностью покрывает потребность в данном виде образовательных услуг.

Компьютерная и специализированная техника, приобретенная для дистанционного образования, остается закрепленной за детьми-инвалидами, если они продолжают дистанционное обучение в учреждениях профессионального образования.

На основании вышеизложенного подхода, управлением образования и науки области подготовлен проект распределения средств федеральной субсидии по муниципальным (государственным) образовательным учреждениям на общую сумму 384,8 млн. рублей. Объем софинансирования составит 20,255 млн. рублей.

План реализации в образовательных учреждениях комплекса мер в 2013 году утверждается управлением образования и науки области.

3. Объемы финансирования мероприятий комплекса мер в 2013 году, тысяч рублей

Таблица 5

N
п/п

Мероприятие

Объемы финансирования

Всего

В том числе

Федеральный бюджет (субсидия)

Бюджет субъекта Российской Федерации

Всего

Региональный бюджет

Местные бюджеты

Внебюджетные источники

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Приобретение оборудования, в том числе:

175014,3

173514,3

1500,0

1500,0

0

0

1.1

Учебно-лабораторное оборудование

71669,5

71669,5

0,0

0,0

0,0

0,0

1.2

Учебно-производственное оборудование

4056,1

4056,1

0,0

0,0

0,0

0,0

1.3

Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений

7266,2

7266,2

0,0

0,0

0,0

0,0

1.4

Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений

3769,8

3769,8

0,0

0,0

0,0

0,0

1.5

Компьютерное оборудование

56057,0

54557,0

1500,0

1500,0

0,0

0,0

1.6

Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся

405,2

405,2

0,0

0,0

0,0

0,0

1.7

Оборудование для школьных столовых

31790,5

31790,5

0,0

0,0

0,0

0,0

1.8

Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

2.

Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся

60000,0

60000,0

0,0

0,0

0,0

0,0

3.

Пополнение фондов школьных библиотек

37000,0

35000,0

2000,0

2000,0

0,0

0,0

4.

Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования)

88806,2

72051,2

16755,0

5500,0

11255,0

0,0

5.

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей

10000,0

10000,0

0

0

0

0

6.

Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе:

11449,0

11449,0

0

0

0

0

6.1

Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика

509,4

509,4

0

0

0

0

6.2

Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов

10939,6

10939,6

0

0

0

0

7.

Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования

22829,5

22829,5

0

0

0

0

8.

Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений

0

0

0

0

0

0

9.

Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений

0

0

0

0

0

0

Итого

405099,0

384844,0

20255,0

9000,0

11255,0

0

4. НПФ, НСОТ включая информацию по доведению норматива до образовательного учреждения

В 2013 году будет продолжена практика реализации принципа нормативного подушевого финансирования для 100% муниципальных общеобразовательных учреждений. Кроме того, в 2013 году будет продолжена практика применения финансовых механизмов, предусматривающих введение дополнительного финансирования для обеспечения занятости во второй половине дня исходя из 4-х часов на каждого обучающегося еженедельно (норматив дополнительного образования в дневных общеобразовательных учреждениях). Также закреплены механизмы финансового обеспечения предоставления образования в дистанционной форме, в семейной форме, поддержке профильного обучения, выстраивания финансовой схемы сетевого образования. На уровне муниципальных образований практически реализуется принцип нормативного подушевого финансирования школ с учетом особенностей образовательных программ, участия в инновационной деятельности, результатов и качества работы образовательного учреждения в целом. Введение НПФ обеспечило условия для перехода на новую систему оплаты труда, основанную на принципе зависимости размера оплаты труда от результатов и качества работы.

В качестве еще одного механизма развития самостоятельности школ является изменение организационно-правовых форм в соответствии с основными положениями принятого Федерального закона N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

В истекшем периоде в Тамбовской области реализуются принципы организационно-хозяйственной автономии общеобразовательных школ: в статусе новых бюджетных учреждений функционируют 87,5% школ, в статусе автономных - 7,5%, в статусе казенных - 5%.

(наименование подраздела 5 изложено  в редакции постановления администрации Тамбовской области от 30.12.2013 № 1583)

5. Информация о мерах, направленных на привлечение молодых педагогических работников в общеобразовательные учреждения

Совершенствование работы по данному направлению в 2013 году планируется осуществить посредством решения следующих задач:

1. Создание современной системы непрерывного педагогического образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включающей:

(абзац 3 изложен  в редакции постановления администрации Тамбовской области от 30.12.2013 № 1583)

обновление содержания программ дополнительного профессионального образования на основе выявления профессиональных дефицитов и потребностей педагогических работников и руководителей;

продолжение разработки нормативной правовой базы для развития системы непрерывного педагогического образования;

(абзац 5 изложен  в редакции постановления администрации Тамбовской области от 30.12.2013 № 1583)

разработку региональной программы профессиональной адаптации и развития молодых педагогических работников;

(абзац 6 изложен  в редакции постановления администрации Тамбовской области от 30.12.2013 № 1583)

подготовку педагогических работников и руководителей к профессиональной деятельности, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

обеспечение персонифицированного подхода к повышению квалификации педагогических работников на основе индивидуальных образовательных траекторий и тьюторского сопровождения;

обеспечение дальнейшей реализации механизма целевого набора в высшие и средние профессиональные учебные заведения.

2. Внедрение механизмов социальной поддержки педагогических работников через:

реализацию системы мер стимулирования педагогических работников и коллективов образовательных учреждений;

(абзац 11 изложен  в редакции постановления администрации Тамбовской области от 30.12.2013 № 1583)

поддержку молодых педагогических работников (молодых специалистов) (ежемесячные адресные выплаты в размере 2300 рублей каждому молодому специалисту);

поддержку лучших педагогов через конкурс "Народный учитель Тамбовской области - 2013 г.";

поддержку лучших школьных коллективов (около 15 учреждений);

(абзац 14 изложен  в редакции постановления администрации Тамбовской области от 30.12.2013 № 1583)

увеличение заработной платы педагогическим работникам в зависимости от качества и результатов их труда;

поддержку лучших воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений области;

сохранение взятого в области темпа по решению жилищных проблем работников социальной сферы.

Раздел III. Основные направления модернизации общего образования Тамбовской области на период до 2020 года

Одним из основных факторов, влияющих на макроэкономические показатели системы образования, является демографическая ситуация в области. Сохраняется отрицательное значение естественного прироста населения, причем сокращение населения в сельской местности происходит быстрее, чем в городской.

Можно предположить, что через 7 лет (к 2020 году) численность детей школьного возраста, обучающихся в сельской местности, сократится более чем на 30%. В этих условиях деятельность органов управления образованием всех уровней по отношению к сельским территориям будет направлена:

на становление и развитие такой модели как "Школа - учительский дом" (для обучающихся начальной ступени);

увеличение охвата обучающихся технологиями дистанционного обучения и повышение его качества, включая качество и скорость Интернет, развитие сетевых форм организации образовательного процесса (для обучающихся основной и старшей ступеней);

расширение сети пришкольных интернатов (для обучающихся старшей ступени).

Региональная политика в области образования до 2020 года будет направлена на решение системных задач:

(абзац 7 изложен  в редакции постановления администрации Тамбовской области от 30.12.2013 № 1583)

планомерное увеличение заработной платы педагогических работников и сокращение имеющегося разрыва в заработной плате различных категорий педагогических работников;

переход общеобразовательных учреждений на новые федеральные образовательные стандарты общего образования;

сокращение неэффективных расходов;

создание условий для работы всех общеобразовательных учреждений в режиме "полного дня";

развитие моделей "школа-ступень обучения" в городской местности и "социокультурный комплекс" в сельской местности;

развитие профильного обучения, в том числе за счет сетевого взаимодействия с учреждениями профессионального образования;

создание условий для привлечения в отрасль молодых специалистов, а также профессионалов из других отраслей экономики;

совершенствование региональной системы оценки качества образования; расширение процедур независимой оценки качества обучения, в том числе - международных исследований;

совершенствование процедур и инструментария аттестации педагогических кадров; аккредитации образовательных учреждений;

модернизацию системы повышения квалификации, создания условий для свободного и осознанного выбора педагогами своей образовательной траектории профессионального развития;

повышение открытости системы образования, усиление межведомственного взаимодействия, социального партнерства.

Решение задач, связанных непосредственно с организацией образовательного процесса и достижением образовательных результатов, зафиксированных в ФГОС, будет определяться системой приоритетов на каждой ступени обучения:

приоритетом развития начальной ступени образования является создание образовательного пространства, в котором каждому ребенку обеспечивается успешное развитие на основе познавательной, игровой, общественно - полезной деятельности;

приоритетом развития на средней ступени образования является создание образовательного пространства для самореализации и самоопределения обучающегося, становление его гражданской позиции, где подросток учится сотрудничать в сообществе через общение, игровую, трудовую и социально-значимую деятельность;

приоритетом в развитии старшей ступени школы является организация пространства для социального, профессионального и гражданского самоопределения, где вступая во взаимодействия с членами школьного сообщества и за его пределами, старшеклассники учатся принимать ответственные решения.

Предполагается, что к 2020 году в системе образования области:

каждому обучающемуся будут созданы условия для максимального проявления своей индивидуальности, реализации способностей и потребностей;

100% детей будут обучаться в оборудованных школах, соответствующих современным требованиям;

будет реально преодолена классно-урочной система обучения и созданы условия для подготовки детей к жизни в постиндустриальном, информационном обществе, базирующемся на развитии человеческого капитала;

будет нормализована ситуация с притоком молодых специалистов в систему образования и их закреплением в образовательных учреждениях за счет системы моральных и материальных стимулов.

(приложение № 1 изложено  в редакции постановления администрации Тамбовской области от 30.12.2013 № 1583)

Приложение 1

к постановлению

администрации области

от 30 декабря 2013 г. № 1583

Приложение № 1

к комплексу мер

по модернизации общего образования

Тамбовской области в 2013 году

и на период до 2020 года

План-график
повышения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений области

Наименование показателя

I квартал

2013 г.

II квартал

2013 г.

III квартал

2013 г.

IV квартал 2013 г.

Размер фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Тамбовской области, рублей

490853762

539117086

553264557

615852124

Процент увеличения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации по отношению к его значению в предыдущем квартале

0

9,8

2,6

11,3

(приложение № 2 изложено  в редакции постановления администрации Тамбовской области от 30.12.2013 № 1583)

Приложение 2

к комплексу мер

по модернизации общего образования

Тамбовской области в 2013 году

и на период до 2020 года

План-график
реализации мероприятий комплекса мер в 2013 году по кварталам

Наименование мероприятия

Срок реализации мероприятия

Наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию мероприятия

I квартал 2013 г.

II квартал 2013 г.

III квартал 2013 г.

IV квартал 2013 г.

1

2

3

4

5

6

Организационно-управленческий блок

Заседание регионального межведомственного совета по реализации комплекса мер

январь

август

декабрь

Администрация области, управление образования и науки области, ТОГАУ "ЦСР-Тамбов"

Согласование Комплекса мер на 2013 год с Министерством образования и науки РФ

январь

Управление образования и науки области

Утверждение комплекса мер на региональном уровне

февраль

Администрация области

Подписание соглашения о реализации комплекса мер с Министерством образования и науки РФ

февраль

Администрация области

Определение организации - регионального оператора проекта

январь

Управление образования и науки области

Определение порядка расходования средств, выделенных на реализацию комплекса мер на 2013 год

февраль - март

Управление образования и науки области

Направление в муниципальные образования рекомендаций по осуществлению закупок оборудования

январь

Управление образования и науки области, ТОГАУ "ЦСР-Тамбов", ТОГОАУ ДПО ИПКРО

Заключение Соглашений с муниципальными образованиями о предоставлении субсидий из областного бюджета на реализацию комплекса мер

февраль - март

Управление образования и науки области

Проведение совещания о готовности муниципальных образований к реализации комплекса мер и повышению заработной платы учителей

февраль

Управление образования и науки области

Проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по актуальным вопросам модернизации системы общего образования и введения ФГОС

февраль - март

апрель - июнь

август - сентябрь

октябрь - декабрь

Управление образования и науки области, ТОГОАУ ДПО ИПКРО

Апробация и нормативное закрепление персонифицированной модели повышения квалификации работников образования

декабрь

Управление образования и науки области, ТОГОАУ ДПО ИПКРО

Разработка новых образовательных программ повышения квалификации и профессиональной подготовки

постоянно

постоянно

постоянно

постоянно

Управление образования и науки области, ТОГОАУ ДПО ИПКРО

Проведение конкурсов профессионального мастерства, интернет-конкурсов

постоянно

постоянно

постоянно

постоянно

Управление образования и науки области, органы местного самоуправления

Развитие сетевых профессиональных сообществ

постоянно

постоянно

постоянно

постоянно

Управление образования и науки области, ТОГОАУ ДПО ИПКРО

Финансово-экономический блок

Расчет дополнительных расходов бюджетных средств на повышение заработной платы педагогического персонала на 2013 год в муниципальных образовательных учреждениях, а также в областных образовательных учреждениях, согласно списка

декабрь 2012 г.

Управление образования и науки области

Повышение средней заработной платы учителей до средней заработной платы по экономике региона

ежемесячно

ежемесячно

ежемесячно

ежемесячно

Управление образования и науки области, органы местного самоуправления

Мониторинг динамики роста заработной платы учителей

ежемесячно

ежемесячно

ежемесячно

ежемесячно

Управление образования и науки области, органы местного самоуправления, ТОГАУ "ЦСР-Тамбов"

Направление средств федеральной субсидии в муниципальные образования области

март

июнь

Управление образования и науки области

Разъяснительная работа с педагогическими работниками, руководителями образовательных учреждений, учредителями по вопросам улучшения пенсионного обеспечения работников образования

постоянно

постоянно

постоянно

постоянно

Управление образования и науки области, профсоюз работников народного образования и науки

Создание современных и качественных условий обучения

Разработка плана закупок по направлениям

декабрь 2012 г.

Управление образования и науки области, ТОГАУ "ЦСР-Тамбов"

Проведение маркетингового исследования рынка школьного оборудования

постоянно

постоянно

постоянно

постоянно

Управление образования и науки области, ТОГАУ "ЦСР-Тамбов"

Разработка и подготовка материалов для организации проведения совместных торгов

март

Управление образования и науки области, ТОГАУ "ЦСР-Тамбов"

Проведение конкурсных процедур по приобретению оборудования и проведению ремонтных работ

март

апрель - июнь

Управление образования и науки области, органы местного самоуправления

Подготовка внутренних помещений к установке нового учебного оборудования (классных комнат)

июль-август

Управление образования и науки области, органы местного самоуправления, общеобразовательные учреждения

Поставка школьного оборудования в соответствии с требованиями ФГОС

июнь

июль - август

Управление образования и науки области, органы местного самоуправления, общеобразовательные учреждения

Приобретение автобусов для подвоза учащихся

август

Управление образования и науки области, органы местного самоуправления, общеобразовательные учреждения

Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования

июль - август

Управление образования и науки области, органы местного самоуправления, общеобразовательные учреждения

Мониторинг реализации Проекта

Обучение муниципальных специалистов, ответственных за мониторинг проекта

постоянно

постоянно

постоянно

постоянно

Управление образования и науки области, ТОГАУ "ЦСР-Тамбов

Организация заполнения баз данных системы электронного мониторинга по трем уровням: региональный уровень, муниципальный уровень и уровень общеобразовательного учреждения

постоянно

постоянно

постоянно

постоянно

Управление образования и науки области, ТОГАУ "ЦСР-Тамбов", ТОГОАУ ДПО ИПКРО

Мониторинг реализации комплекса мер и повышению заработной платы педагогических работников

ежемесячно

ежемесячно

ежемесячно

ежемесячно

Управление образования и науки области, ТОГАУ "ЦСР-Тамбов"

Информационное сопровождение Проекта

Информационное сопровождение реализации комплекса мер

постоянно

постоянно

постоянно

постоянно

Управление образования и науки области, ТОГАУ "ЦСР-Тамбов", ТОГОАУ ДПО ИПКРО

Общественные обсуждения реализации комплекса мер

август

Администрация области, региональное отделение ВПП "ЕР", муниципальные образования, профсоюз, работники системы образования

Обсуждение положений комплекса мер

январь

август

Управление образования и науки области, ТОГОАУ ДПО ИПКРО

Анализ реализации комплекса мер и повышению заработной платы педагогических работников

До 31 декабря

Администрация области, управление образования и науки области

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.010 Общие положения, 130.000.000 Образование. Наука. Культура

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать