Основная информация
Дата опубликования: | 19 мая 1998г. |
Номер документа: | В199801707 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В9801707
В199801707
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.08.1998, N 8, СТР. 25
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19.05.98 N 7418/97
[В связи с неполным исследованием судом обстоятельств,
дело по иску о признании недействительным решения комитета
по управлению имуществом об утверждении плана приватизации
и учреждения открытого акционерного общества в части
включения в уставный капитал акционерного
кооперативного имущества направлено
на новое рассмотрение]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 26.05.97, постановление апелляционной инстанции от 25.07.97 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-813/97 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.11.97 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Акционерная холдинговая компания "Дороги России" обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству по управлению имуществом Республики Коми о признании недействительным решения Комитета по управлению государственным имуществом Республики Коми от 19.08.93 N 199 "Об утверждении плана приватизации ДСПМК-1 "Сыктывкарская" и учреждения открытого акционерного общества "ДСПМК "Сыктывкарская" в части включения в уставный капитал акционерного кооперативного имущества.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в соответствии со статьей 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек открытое акционерное общество "Дорожно-строительная передвижная механизированная колонна "Сыктывкарская" (ОАО "ДСПМК "Сыктывкарская").
Решением от 26.05.97 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.07.97 решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 25.07.97 также оставил названные судебные акты без изменения.
Суды всех трех инстанций констатировали отсутствие доказательств, которые подтверждали бы создание ДСПМК-1 "Сыктывкарская" за счет кооперативных средств. Утверждение истца о том, что в имуществе этого предприятия государственная собственность отсутствует, не вытекает из его годового отчета за 1976 год, совместного постановления Совета Министров Коми АССР и правления Всероссийского объединения межколхозных строительных организаций "Росколхозстрой" от 12.07.76 N 352/9-12 (пункт 12), а также заключения аудитора. Что касается протокола Федеральной согласительной комиссии от 16.01.95, то он является одним из доказательств, который должен оцениваться в совокупности с другими собранными по делу материалами.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается все названные судебные акты отменить и удовлетворить исковые требования.
Президиум считает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Дорожно-строительная передвижная механизированная колонна с местонахождением в городе Сыктывкаре была организована совместным постановлением Совета Министров Коми АССР и правления объединения "Росколхозстрой" от 12.07.76 N 352/9-12 с непосредственным подчинением последнему.
Постановлением Совета Министров Коми АССР и объединения
"Росколхозстрой" от 15.12.77 N 507-27/7 в городе Сыктывкаре
создано республиканское специализированное дорожно-строительное
объединение "Комидорспецстрой" (впоследствии - объединение
"Комиагродорстрой") в составе объединения "Росспецстрой"
(впоследствии - объединение "Росагропромдорстрой"),
правопреемником которого является акционерная холдинговая компания
"Дороги России". Пунктом 2 постановления предусмотрено, что
ДСПМК-1 "Сыктывкарская" входит в состав объединения
"Комидорспецстрой".
Уставом предприятия ДСПМК "Сыктывкарская", зарегистрированным протоколом исполкома Сыктывкарского городского Совета народных депутатов от 22.05.91 N 5/252 параграф 58, предусмотрено, что предприятие имеет в своей основе кооперативную форму собственности.
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Республики Коми от 19.08.93 N 199 предприятие было преобразовано в акционерное общество в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества".
Между тем особенности преобразования в акционерные общества кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе предусмотрены постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 01.07.93 N 5309-1.
Федеральная согласительная комиссия (протокол от 16.01.95), рассмотрев материалы, представленные кооперативно-государственным объединением "Комиагродорстрой" и входящими в его состав подразделениями, приняла решение о том, что в их имуществе государственная собственность отсутствует, и предложила преобразовать ДСПМК-1 "Сыктывкарская" в акционерное общество в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.94 N 179.
Принятие решения названной комиссией после преобразования предприятия "ДСПМК-1 "Сыктывкарская" в акционерное общество "ДСПМК "Сыктывкарская" не противоречит пункту 7 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 01.07.93 N 5309-1, согласно которому все произведенные до введения в действие данного постановления операции по разделу имущества кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе, его передаче для использования на праве полного хозяйственного ведения и приватизации подлежат переоформлению и сохраняют свою силу в части, не противоречащей постановлению.
Отказывая истцу в иске, судебные инстанции сослались на получение предприятием долгосрочной ссуды Госбанка СССР в сумме 598000 рублей, о чем свидетельствуют данные баланса за 1976 год и отсутствие доказательств передачи объединением "Росколхозстрой" 82 тыс. рублей ДСПМК-1 "Сыктывкарская" для формирования уставного фонда.
Однако судебными инстанциями не учтено, что пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 01.07.93 N 5309-1 установлен специальный порядок определения долей государства и пайщиков в имуществе кооперативно-государственных предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе. Кооперативной долей в имуществе предприятий, созданных по решению объединения "Росколхозстрой" за счет централизации средств первичных организаций (без определения долей пайщиков) и привлеченных средств, включая долгосрочные кредиты банков (в том числе списанные государством), является имущество, находившееся на их балансах по состоянию на 01.01.86.
Также не выяснено, кому было поручено наделить ДСПМК-1 "Сыктывкарская" оборотными средствами и материально-техническими ресурсами постановлением Совета Министров Коми АССР и правления объединения "Росколхозстрой" от 12.07.76 N 352-9/12.
Без достаточных оснований судебные инстанции сослались на то, что срок исковой давности по данному спору следует исчислять с момента принятия решения Федеральной согласительной комиссией, то есть начиная с 16.01.95.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Вопрос о том, когда истец узнал о принятии Комитетом по управлению государственным имуществом Республики Коми оспариваемого решения, суд не исследовал. Между тем имеющаяся в деле переписка свидетельствует о том, что о приватизации имущества ДСПМК-1 "Сыктывкарская" акционерная холдинговая компания "Дороги России" знала задолго до решения Федеральной согласительной комиссии.
В связи с неисследованностью указанных обстоятельств дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение от 26.05.97, постановление апелляционной инстанции от 25.07.97 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-813/97 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.11.97 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф. ЯКОВЛЕВ
[отформатировано: 12.01.99 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
[проверено: 19.02.99 корректор НЦПИ - Юрченко М.А.]
В9801707
В199801707
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.08.1998, N 8, СТР. 25
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19.05.98 N 7418/97
[В связи с неполным исследованием судом обстоятельств,
дело по иску о признании недействительным решения комитета
по управлению имуществом об утверждении плана приватизации
и учреждения открытого акционерного общества в части
включения в уставный капитал акционерного
кооперативного имущества направлено
на новое рассмотрение]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 26.05.97, постановление апелляционной инстанции от 25.07.97 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-813/97 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.11.97 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Акционерная холдинговая компания "Дороги России" обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству по управлению имуществом Республики Коми о признании недействительным решения Комитета по управлению государственным имуществом Республики Коми от 19.08.93 N 199 "Об утверждении плана приватизации ДСПМК-1 "Сыктывкарская" и учреждения открытого акционерного общества "ДСПМК "Сыктывкарская" в части включения в уставный капитал акционерного кооперативного имущества.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в соответствии со статьей 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек открытое акционерное общество "Дорожно-строительная передвижная механизированная колонна "Сыктывкарская" (ОАО "ДСПМК "Сыктывкарская").
Решением от 26.05.97 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.07.97 решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 25.07.97 также оставил названные судебные акты без изменения.
Суды всех трех инстанций констатировали отсутствие доказательств, которые подтверждали бы создание ДСПМК-1 "Сыктывкарская" за счет кооперативных средств. Утверждение истца о том, что в имуществе этого предприятия государственная собственность отсутствует, не вытекает из его годового отчета за 1976 год, совместного постановления Совета Министров Коми АССР и правления Всероссийского объединения межколхозных строительных организаций "Росколхозстрой" от 12.07.76 N 352/9-12 (пункт 12), а также заключения аудитора. Что касается протокола Федеральной согласительной комиссии от 16.01.95, то он является одним из доказательств, который должен оцениваться в совокупности с другими собранными по делу материалами.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается все названные судебные акты отменить и удовлетворить исковые требования.
Президиум считает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Дорожно-строительная передвижная механизированная колонна с местонахождением в городе Сыктывкаре была организована совместным постановлением Совета Министров Коми АССР и правления объединения "Росколхозстрой" от 12.07.76 N 352/9-12 с непосредственным подчинением последнему.
Постановлением Совета Министров Коми АССР и объединения
"Росколхозстрой" от 15.12.77 N 507-27/7 в городе Сыктывкаре
создано республиканское специализированное дорожно-строительное
объединение "Комидорспецстрой" (впоследствии - объединение
"Комиагродорстрой") в составе объединения "Росспецстрой"
(впоследствии - объединение "Росагропромдорстрой"),
правопреемником которого является акционерная холдинговая компания
"Дороги России". Пунктом 2 постановления предусмотрено, что
ДСПМК-1 "Сыктывкарская" входит в состав объединения
"Комидорспецстрой".
Уставом предприятия ДСПМК "Сыктывкарская", зарегистрированным протоколом исполкома Сыктывкарского городского Совета народных депутатов от 22.05.91 N 5/252 параграф 58, предусмотрено, что предприятие имеет в своей основе кооперативную форму собственности.
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Республики Коми от 19.08.93 N 199 предприятие было преобразовано в акционерное общество в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества".
Между тем особенности преобразования в акционерные общества кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе предусмотрены постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 01.07.93 N 5309-1.
Федеральная согласительная комиссия (протокол от 16.01.95), рассмотрев материалы, представленные кооперативно-государственным объединением "Комиагродорстрой" и входящими в его состав подразделениями, приняла решение о том, что в их имуществе государственная собственность отсутствует, и предложила преобразовать ДСПМК-1 "Сыктывкарская" в акционерное общество в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.94 N 179.
Принятие решения названной комиссией после преобразования предприятия "ДСПМК-1 "Сыктывкарская" в акционерное общество "ДСПМК "Сыктывкарская" не противоречит пункту 7 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 01.07.93 N 5309-1, согласно которому все произведенные до введения в действие данного постановления операции по разделу имущества кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе, его передаче для использования на праве полного хозяйственного ведения и приватизации подлежат переоформлению и сохраняют свою силу в части, не противоречащей постановлению.
Отказывая истцу в иске, судебные инстанции сослались на получение предприятием долгосрочной ссуды Госбанка СССР в сумме 598000 рублей, о чем свидетельствуют данные баланса за 1976 год и отсутствие доказательств передачи объединением "Росколхозстрой" 82 тыс. рублей ДСПМК-1 "Сыктывкарская" для формирования уставного фонда.
Однако судебными инстанциями не учтено, что пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 01.07.93 N 5309-1 установлен специальный порядок определения долей государства и пайщиков в имуществе кооперативно-государственных предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе. Кооперативной долей в имуществе предприятий, созданных по решению объединения "Росколхозстрой" за счет централизации средств первичных организаций (без определения долей пайщиков) и привлеченных средств, включая долгосрочные кредиты банков (в том числе списанные государством), является имущество, находившееся на их балансах по состоянию на 01.01.86.
Также не выяснено, кому было поручено наделить ДСПМК-1 "Сыктывкарская" оборотными средствами и материально-техническими ресурсами постановлением Совета Министров Коми АССР и правления объединения "Росколхозстрой" от 12.07.76 N 352-9/12.
Без достаточных оснований судебные инстанции сослались на то, что срок исковой давности по данному спору следует исчислять с момента принятия решения Федеральной согласительной комиссией, то есть начиная с 16.01.95.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Вопрос о том, когда истец узнал о принятии Комитетом по управлению государственным имуществом Республики Коми оспариваемого решения, суд не исследовал. Между тем имеющаяся в деле переписка свидетельствует о том, что о приватизации имущества ДСПМК-1 "Сыктывкарская" акционерная холдинговая компания "Дороги России" знала задолго до решения Федеральной согласительной комиссии.
В связи с неисследованностью указанных обстоятельств дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение от 26.05.97, постановление апелляционной инстанции от 25.07.97 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-813/97 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.11.97 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф. ЯКОВЛЕВ
[отформатировано: 12.01.99 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
[проверено: 19.02.99 корректор НЦПИ - Юрченко М.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 8 от 01.08.1998 Стр. 25 |
Рубрики правового классификатора: | 030.000.000 Гражданское право, 030.030.000 Юридические лица, 030.030.010 Общие положения, 030.030.040 Коммерческие организации, 030.090.000 Право собственности и другие вещные права (см. также 030.150.080), 030.090.010 Общие положения, 030.090.070 Приватизация государственного и муниципального имущества (см. также 050.020.060, 050.060.020) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: