Основная информация

Дата опубликования: 19 августа 2016г.
Номер документа: RU16000201600683
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Татарстан
Принявший орган: Кабинет Министров Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 2016 г. № 570

Об утверждении Концепции развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года

Во исполнение Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 10 июня 2015 года № 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года", Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года.

2. Министерству образования и науки Республики Татарстан в трехмесячный срок утвердить план мероприятий по реализации Концепции развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Премьер-министр

Республики Татарстан                                                                      И.Ш.ХАЛИКОВ

Утверждена

постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 19 августа 2016 г. № 570

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН ДО 2030 ГОДА

Настоящая Концепция развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года (далее - Концепция) представляет собой систему приоритетов, целей, задач и направлений.

Концепция разработана во исполнение Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, которая определяет образование как ключевой фактор развития человеческого капитала и конкурентоспособности республики.

Под национальным образованием в Республике Татарстан понимается система обучения и воспитания на родных языках из числа языков народов Российской Федерации (далее - родные языки), изучения родных языков, трансляции духовного, культурно-исторического наследия народов, проживающих в республике.

Система образования в Республике Татарстан функционирует с учетом многонационального состава населения и должна обеспечивать развитие поликультурной идентичности Татарстана. Независимо от типа образовательной организации, языка обучения образовательные программы имеют поликультурный характер.

Цель Концепции - совершенствование системы национального образования как важнейшей составляющей сохранения и развития национальных культур и языков в условиях глобализации.

Концепция основывается на принципах признания высокой социокультурной значимости национального образования, системности и целостности, дифференциации и разнообразия, преемственности и непрерывности, научности.

Реализация Концепции предполагает включение соответствующих задач в государственные программы Республики Татарстан, муниципальные программы, программы развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов.

I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

В Республике Татарстан сформирована система национального образования, включающая разветвленную сеть образовательных организаций, реализующих образовательные программы с учетом национального многообразия и этнокультурных потребностей населения Республики Татарстан, обеспеченная кадровыми, научными и информационно-методическими ресурсами.

Для реализации прав граждан на получение образования на родном языке функционируют:

дошкольные образовательные организации или группы с воспитанием и обучением на родных языках;

общеобразовательные организации с обучением на родных языках или с изучением родных языков, с этнокультурным компонентом содержания образования;

воскресные школы, в которых изучаются родные языки, культура и традиции народов, проживающих в Республике Татарстан.

В некоторых профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования предусмотрено преподавание отдельных курсов на татарском языке.

Осуществляется поддержка школ с татарским языком обучения, с этнокультурным (татарским) компонентом содержания образования и воскресных школ в субъектах Российской Федерации.

Сформирована система ресурсного, научно-методического сопровождения национального образования.

Организована система подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей татарского языка и литературы, воспитателей дошкольных организаций, учителей начальной школы, работающих на татарском языке. Учителя родных (чувашского, удмуртского, марийского, мордовского, башкирского) языков проходят подготовку и повышение квалификации в организациях высшего и дополнительного профессионального образования субъектов Российской Федерации.

Образовательные организации обеспечены учебниками и учебными пособиями по родным языкам и переводными учебниками по общеобразовательным предметам. В образовательный процесс дошкольных образовательных организаций внедрены новые учебно-методические комплекты по обучению детей двум государственным языкам Республики Татарстан, а также разработаны учебные пособия по поликультурному образованию для дошкольников и учащихся начальной школы.

На основе федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования формируются образовательные программы с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Республики Татарстан, в частности:

преподавание родных языков и литератур в рамках учебных планов в их обязательной (инвариантной) части;

включение регионального модуля при изучении общеобразовательных предметов;

разработка образовательной программы социализации и воспитания с учетом национально-региональной специфики и особенностей этнопедагогики;

составление контрольно-измерительных материалов с учетом языка обучения (кроме государственной итоговой аттестации на уровне среднего общего образования).

Сдерживающими факторами развития национального образования являются проблемы мотивационного и содержательного характера, включая вопросы кадрового потенциала и методического блока:

низкий уровень мотивации к изучению и использованию родных языков;

недостаточное соответствие учебно-воспитательного процесса в образовательной организации заявленному языку обучения;

академичность содержания национального образования, ограниченное использование инновационных методик и технологий в обучении;

недостаточные дифференциация и соответствие учебного материала возрастным, образовательным потребностям обучающихся;

проведение государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования без учета языка обучения;

несовершенство системы подготовки педагогических кадров для национальных образовательных организаций;

недостаточность кадрового и методического сопровождения обучения на татарском языке и изучения татарского языка в субъектах Российской Федерации;

узкий спектр научных исследований в области национального образования, имеющих практикоориентированную направленность;

несформированность системы оценки эффективности деятельности национальных образовательных организаций, применяемых методик и образовательных технологий;

недостаточность использования ресурса организаций, выполняющих схожие с образовательными организациями социокультурные задачи.

II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дальнейшее развитие национального образования связано с повышением его востребованности и эффективности как целостной системы, необходимостью наращивания образовательного потенциала, совершенствованием отдельных структурных элементов, учитывает новые образовательные и социокультурные тенденции и предполагает принятие следующих мер:

1. Повышение эффективности системы управления национальным образованием, включающее в себя:

непрерывный системный анализ и оценку состояния и перспектив развития национального образования с последующим принятием управленческих решений и формированием методических рекомендаций с целью его совершенствования;

комплексный мониторинг развития национального образования в Республике Татарстан;

популяризацию национального образования, активную работу по формированию положительного имиджа семьи с воспитанием детей на родном языке;

усиление деятельности по формированию конкурентной языковой среды;

активизацию межведомственного взаимодействия, направленного на распространение национальных культур и традиций народов, проживающих в Республике Татарстан, в том числе путем сотрудничества с субъектами Российской Федерации;

совершенствование нормативного правового обеспечения национального образования;

взаимодействие с федеральными органами государственной власти, федеральными научными и общественными организациями в решении вопросов развития национального образования;

совершенствование системы оценки деятельности муниципальных образований и образовательных организаций по развитию национального образования;

совершенствование системы оценки эффективности деятельности руководителей и педагогических работников образовательных организаций с родным языком обучения;

обеспечение независимой оценки качества национального образования;

активное взаимодействие с организациями, выполняющими схожие с образовательными организациями социокультурные задачи;

формирование кадрового резерва педагогических работников и руководителей для замещения вакантных должностей в образовательных организациях с родным языком обучения.

2. Развитие сети образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных, системы дополнительного образования) предполагает:

создание оптимальных условий для сохранения сети национальных образовательных организаций, классов, групп в муниципальных районах, городских округах;

поддержку и развитие сети образовательных организаций, в том числе инновационных (образовательных центров, специализированных школ и школ-интернатов для одаренных детей), с этнокультурным компонентом (русским, татарским, чувашским, удмуртским, марийским, мордовским, башкирским);

разработку моделей сетевого взаимодействия национальных образовательных организаций для совместной реализации образовательных программ, профессионального развития педагогических работников;

проведение работы по созданию инновационных, экспериментальных, ресурсных площадок для апробации и внедрения передовых педагогических практик, образовательных технологий, а также создание и реализацию этнокультурных образовательных проектов, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

3. Совершенствование содержания национального образования подразумевает:

разработку методических рекомендаций для семей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста с опорой на родной язык;

совершенствование образовательных программ, в том числе программ дополнительного образования, учитывающих этнокультурные потребности представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, с обеспечением их преемственности и поликультурности;

приведение содержания курсов, дисциплин этнокультурной составляющей образовательной программы в соответствие с возрастом обучающихся;

внедрение эффективных отечественных и зарубежных образовательных технологий, методов и приемов в учебно-воспитательный процесс с целью формирования интереса учащихся к предметам этнокультурной составляющей образовательной программы;

создание программ круглогодичного обучения и воспитания детей на татарском языке на базе детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей);

разработку эффективных образовательных программ и учебных материалов по татарскому языку для образовательных организаций субъектов Российской Федерации;

совершенствование организационно-технологических условий для прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации на уровне основного общего образования на родных языках;

совершенствование программ подготовки кадров среднего профессионального и высшего образования с необходимым знанием государственных языков Республики Татарстан (предполагающих непосредственное взаимодействие с населением);

совершенствование программ подготовки учителей, преподающих родные языки и осуществляющих предметное обучение на родных языках, с учетом специфики их работы.

4. Развитие ресурсного обеспечения национального образования осуществляется посредством:

модернизации подготовки педагогических и управленческих кадров для образовательных организаций на территории Республики Татарстан и в субъектах Российской Федерации с татарским языком обучения и изучением татарского языка;

совершенствования системы переподготовки и повышения квалификации кадров для системы национального образования, в том числе для содействия образовательным организациям с этнокультурным (татарским) компонентом за пределами Республики Татарстан в удовлетворении кадровых потребностей;

взаимодействия с организациями дополнительного профессионального образования в субъектах Российской Федерации в целях повышения квалификации учителей чувашского, удмуртского, марийского, мордовского, башкирского языков и учителей-предметников для преподавания общеобразовательных предметов на указанных языках;

определения приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований в сфере национального образования, формирования теоретических основ национальной школы, совершенствования подготовки научных кадров;

участия в разработке учебников и учебных пособий, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей Республики Татарстан, проведении их экспертизы, апробации, внедрении в образовательный процесс;

совершенствования методической работы в органах местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан в сфере образования;

подготовки учебно-методических комплектов, дидактических материалов, электронных ресурсов нового поколения по татарскому языку, татарской литературе, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также по региональной составляющей предметов "История", "География", "Изобразительное искусство", "Музыка", "Основы духовно-нравственной культуры народов России" и других;

ресурсного обеспечения преподавания естественно-научных и гуманитарных дисциплин в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования на родном языке;

содействия и стимулирования организаций в проведении современных культурно-познавательных мероприятий, проводимых на родных языках, в том числе с целью сохранения и развития традиций и обычаев народов, проживающих в республике;

развития открытых электронных ресурсов по информационному сопровождению образовательного процесса в образовательных организациях;

содействия в функционировании профессиональных объединений, сообществ учителей родных языков, учителей-предметников, руководителей национальных образовательных организаций, в том числе с использованием возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

совершенствования контрольно-измерительного инструментария оценки качества образования (с учетом языка обучения).

III. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Реализация Концепции позволит обеспечить развитие системы национального образования с учетом меняющихся условий на основе достижения следующих результатов:

позитивная динамика развития интереса обучающихся к родному языку, историческому и культурному наследию своего народа, народов, проживающих в Республике Татарстан;

рост удовлетворенности родителей, широкой общественности условиями реализации обучения и воспитания на родном языке, изучения родного языка;

увеличение охвата детей образованием на родном языке;

обновление содержания национального образования, внедрение современных методик преподавания и образовательных технологий;

обновление программ профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в соответствии с современным уровнем развития образования и науки;

расширение ресурсного, научно-методического, информационного сопровождения национального образования;

создание объективной и прозрачной системы мониторинга и оценки качества национального образования;

формирование положительного имиджа семьи, воспитывающей ребенка на родном языке с опорой на народные традиции.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать