Основная информация

Дата опубликования: 19 сентября 2019г.
Номер документа: RU38000201902503
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Иркутская область
Принявший орган: Правительство Иркутской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Распоряжение главы администрации

ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 сентября 2019 г. № 777-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИЗМА И ОТДЫХА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЗОНЕ БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

1. Утвердить Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Иркутской области (прилагаются).

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете «Областная», сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru), а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

3. Настоящее постановление вступает в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлен иной срок вступления в силу.

Положения пункта 25 Правил организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Иркутской области вступают в силу через шесть месяцев после дня официального опубликования настоящего постановления.

Первый заместитель Губернатора

Иркутской области – Председатель

Правительства Иркутской области

Р.Н. Болотов

Утверждены

постановлением Правительства Иркутской области

от 19 сентября 2019 года № 777-пп

Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Иркутской области

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Иркутской области (далее – Правила) устанавливают принципы, направления, экологические и иные требования к организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (далее – ЦЭЗ БПТ), расположенной на территории Иркутской области.

2. Основной целью Правил является соблюдение предельно допустимых норм нагрузок на окружающую среду в ЦЭЗ БПТ.

3. Организация туризма и отдыха в ЦЭЗ БПТ осуществляется на основе следующих принципов:

локализация антропогенной нагрузки в туристско-рекреационных зонах;

приоритет экологического туризма как вида туризма, обеспечивающего нормативы допустимой антропогенной нагрузки на уникальную экологическую систему озера Байкал, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 марта 2010 года № 63 «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал» (далее – нормативы антропогенной нагрузки) за пределами туристско-рекреационных зон и населенных пунктов;

обеспечение благоприятной окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения при организации туризма и отдыха на территориях туристско-рекреационных зон и населенных пунктов;

мониторинг антропогенных воздействий через оценку показателей экологического состояния природных комплексов, реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и учет средств размещения и других объектов туристской индустрии.

4. Для достижения указанной в пункте 2 настоящих Правил цели реализуются следующие задачи:

1) определение существующих антропогенных нагрузок на различные территории в границах ЦЭЗ БПТ;

2) туристско-рекреационное зонирование территории ЦЭЗ БПТ с установлением видов туристской деятельности для каждой зоны;

3) мониторинг деятельности субъектов туристской деятельности в границах ЦЭЗ БПТ.

5. Правила определяют особенности организации туризма и отдыха в зависимости от наличия природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов на следующих территориях:

на земельных участках, расположенных на землях населенных пунктов, используемых в соответствии с правилами землепользования и застройки и на которые распространяются действия градостроительных регламентов;

на особо охраняемых природных территориях (далее – ООПТ) регионального значения;

на особо охраняемых территориях рекреационного назначения регионального значения (ООТ РН РЗ); 

на природные ландшафты.

Правила носят рекомендательный характер для ООПТ федерального и местного значения, для особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, расположенной в ЦЭЗ БПТ.

6. Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:

объект туристской индустрии – гостиница и иное средство размещения, объект санитарно-курортного лечения и отдыха, объект общественного питания, объект и средство развлечения, объект познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, являющийся составной частью туристской индустрии;

              площадка для наблюдения за природой – специально обозначенный и оборудованный участок территории, на котором посетителям предоставляется возможность наблюдать за природой;

региональный туристский маршрут – маршрут передвижения организованных туристских групп, туристов и экскурсантов, включенный в перечень маршрутов, рекомендуемых для знакомства с природным и историко-культурным разнообразием ЦЭЗ БПТ и использования при формировании экотуров;

стадия рекреационной дегрессии – этап изменения биогеоценоза в результате воздействия антропогенной нагрузки при организации туризма и отдыха;

субъект туристской деятельности – юридическое лицо, осуществляющее туроператорскую или турагентскую деятельность, индивидуальный предприниматель, осуществляющий турагентскую деятельность, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность гостиниц и других средств размещения туристов, туристских информационных центров, деятельность по предоставлению услуг экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;

туристско-рекреационная специализация – приоритетное направление развития туризма на определенной территории в зависимости от характера инфраструктуры, природного и социально-экономического потенциала этой территории, не исключающее виды туристско-рекреационной деятельности в виду естественно нарастающей по мере развития туристской отрасли потребности в расширении спектра услуг;

туристско-рекреационная зона – часть территории Иркутской области в границах ЦЭЗ БПТ, выделенная в целях локализации антропогенной нагрузки и привлекательная для инвестирования;

туристско-рекреационное зонирование – деятельность, направленная на определение границ туристско-рекреационных зон для территориального планирования Иркутской области и муниципальных образований Иркутской области;

укрытие – конструкция или сооружение, предназначенные для защиты от метеорологических осадков и неблагоприятных климатических явлений, используемые на туристских маршрутах для организации отдыха или ночлега в течение непродолжительного периода времени. Укрытия могут быть частью природного ландшафта;

экологическая туристская тропа – специально оборудованный объект туристской инфраструктуры ЦЭЗ БПТ, проходящий через различные экологические системы и разные природные объекты, архитектурные, геологические, исторические и иные памятники, создаваемый для обеспечения передвижения туристов по маршруту следования и экологического просвещения населения через установленные по маршруту знаки туристской навигации.

Глава 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ЦЭЗ БПТ

7. В сфере туризма на территории ЦЭЗ БПТ взаимодействуют субъекты туристской деятельности, иные организации, осуществляющие деятельность на территории ЦЭЗ БПТ, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти Иркутской области, органы местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования Иркутской области, органы местного самоуправления муниципального образования «Слюдянский район», органы местного самоуправления Ольхонского районного муниципального образования) (далее – муниципальные образования ЦЭЗ БПТ) и граждане.

8. В целях уменьшения воздействия на природные комплексы субъектами туристской деятельности разрабатываются региональные туристские маршруты, по которым допускается передвижение туристских групп. Субъекты туристской деятельности разрабатывают и направляют такие маршруты в уполномоченный Правительством Иркутской области исполнительный орган государственной власти Иркутской области (далее – уполномоченный орган) для включения в реестр региональных туристских маршрутов.

Включение в реестр региональных туристских маршрутов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным органом. Реестр региональных туристских маршрутов ведет уполномоченный орган.

9. Исполнительные органы государственной власти Иркутской области обеспечивают создание и поддержку интерактивного приложения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях доведения информации об уникальной экологической системе озера Байкал, об ограничениях, налагаемых настоящими Правилами, и правовых режимах особо охраняемых природных территорий на территории ЦЭЗ БПТ.

10. Уполномоченный орган ведет единый реестр экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, осуществляющих деятельность в ЦЭЗ БПТ (далее – единый реестр).

11. Внесение сведений об экскурсоводах (гидах), гидах-переводчиках, осуществляющих деятельность в ЦЭЗ БПТ, в единый реестр осуществляется при условии добровольного желания экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, в порядке, установленном уполномоченным органом, с учетом положений профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 года № 539н.

12. Внесение сведений об инструкторах-проводниках, осуществляющих деятельность в ЦЭЗ БПТ, в единый реестр осуществляется при условии добровольного желания инструкторов-проводников, в порядке, установленном уполномоченным органом, с учетом положений профессионального стандарта «Инструктор-проводник», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2017 года № 702н.

13. При организации туров экологической направленности (экотуров) приоритет отдается следующим способам передвижения: пешком, на велосипедах по отведенным тропам, на безмоторных лодках, на парапланах и иными способами, минимизирующими ущерб окружающей среде. Туроператоры при проектировании экотуров самостоятельно определяют способ передвижения по маршруту.

14. Для организации туров на автомобилях, квадроциклах, снегоходах и иной моторизованной технике выбираются ранее затронутые, не покрытые лесом и древесно-кустарниковой растительностью территории, в соответствии с запретами и ограничениями, установленными законодательством.

Глава 3. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ЗОНИРОВАНИЕ

15. Основными принципами туристско-рекреационной специализации являются:

предотвращение увеличения площадей антропогенного воздействия в ЦЭЗ БПТ в результате туристской деятельности;

уменьшение существующего негативного воздействия на природные комплексы;

развитие предлагаемых туристских продуктов.

16. В зависимости от наличия природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов в ЦЭЗ БПТ осуществляется туристско-рекреационное зонирование территорий с учетом сложившейся туристско-рекреационной специализации территории, перспектив туристского развития с целью предотвращения наступления необратимой стадии рекреационной дегрессии при рекреационном использовании экосистем. Указанная информация приведена в приложении 1 (прилагается).

17. В целях локализации негативных воздействий на окружающую среду, связанных с туристской деятельностью, при территориальном планировании Иркутской области и муниципальных образований ЦЭЗ БПТ выделяются туристско-рекреационные зоны, в которых создаются благоприятные условия для развития туристской деятельности.

Глава 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЭЗ БПТ

18. Территориальная организация туристско-рекреационной деятельности в ЦЭЗ БПТ осуществляется с учетом туристско-рекреационного зонирования, включающего информацию о налагаемых на территорию ЦЭЗ БПТ Иркутской области особых природоохранных требований, установленных законодательством.

19. На территории ЦЭЗ БПТ Иркутской области выделяется 11 территорий, на которых возможно создание ООТ РН РЗ, сведения о которых приведены в приложении 2 (прилагается). 

Глава 5. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ТУРИСТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЦЭЗ БПТ

20. Туристы, находящиеся на территории ЦЭЗ БПТ, обязаны бережно относиться к объектам инфраструктуры, соблюдать чистоту и общественный порядок, выполнять законные требования органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля муниципальных образований ЦЭЗ БПТ.

21. При использовании водных объектов на ЦЭЗ БПТ физические лица, субъекты туристской деятельности должны соблюдать Водный кодекс Российской Федерации, Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Иркутской области, утвержденные постановлением Правительства Иркутской области от 27 марта 2009 года № 87-пп, Правила охраны жизни людей на водных объектах в Иркутской области, утвержденные постановлением Правительства Иркутской области от 8 октября 2009 года № 280/59-пп.

22. Туристам, находящимся в ЦЭЗ БПТ запрещается:

осуществление движения транспортных средств в пределах водоохранной зоны за исключением дорог с твердым покрытием, а также осуществление стоянки транспортных средств за пределами специально отведенных мест стоянок;

парковка и непосредственное мытье транспортных средств в открытых водоемах;

оставление мусора вне контейнерных баков или вне специально отведенных мест;

передвижение на гидроциклах в непосредственной близости от берега и в бухтах в целях исключения фактора беспокойства животных и птиц, особенно в период спаривания и выкармливания потомства;

деятельность, влекущая за собой нарушение природных комплексов ЦЭЗ БПТ, приводящая к нарушению лесных насаждений, растительного и почвенного покрова, геологическим обнажениям;

сбор декоративных и лекарственных растений, составление гербариев и биологических коллекций, спортивная и любительская охота и рыбная ловля при отсутствии разрешительных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

вырубка леса и кустарников в целях разведения костров, устройства настила;

разведение костров в установленный период пожароопасного сезона;

установка палаток вне специально отведенных для этого мест, организация туристских стоянок, мест отдыха и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

передвижение вне дорог или обустроенных троп в целях недопущения вытаптывания растительного покрова;

выход на маршруты передвижения, проходящие по труднодоступной местности, на водный, горный, спелеологический и другой маршрут, связанный с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью и имуществу, без регистрации в поисково-спасательных отрядах;

нанесение надписей, граффити, расклейка плакатов, объявлений на природных объектах (скалах, камнях, деревьях).

Глава 6. МОНИТОРИНГ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИЗМА И ОТДЫХА

23. В целях проведения анализа туристской деятельности в ЦЭЗ БПТ и информирования участников туристской деятельности осуществляется мониторинг за организацией туризма и отдыха в ЦЭЗ БПТ. 

24. Информация об уровне негативного воздействия рекреационных объектов и экологической обстановке на территориях туристско-рекреационных зон, рекреационных местностей публикуется в ежегодном докладе о состоянии окружающей среды в Иркутской области.

25. Субъекты туристской деятельности, имеющие объекты туристской индустрии на территории ЦЭЗ БПТ, разрабатывают природоохранные паспорта по форме, установленной в приложении 3 (прилагается), и предоставляют их в уполномоченный орган в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным органом. Природоохранные паспорта актуализируются 1 раз в 3 года.

26. Уполномоченный орган:

осуществляет учет объектов туристской индустрии путем ведения реестра, включающего информацию о природоохранных паспортах объектов туристской индустрии;

на основании данных мониторинга готовит аналитические материалы, обзоры, информирует органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, субъекты туристской деятельности, общественные организации и граждан;

вносит предложения по совершенствованию нормативного регулирования туристской деятельности в ЦЭЗ БПТ в установленном порядке;

создает Комиссию по оценке показателей экологического состояния природных комплексов (далее – Комиссия) и утверждает положение о ней.

27. В состав Комиссии входят представители уполномоченных исполнительных органов государственной власти Иркутской области в сфере охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, лесных отношений. Комиссия производит оценку показателей экологического состояния природных комплексов, используемых для организации туризма и отдыха на основании информации, полученной из природоохранных паспортов и рассчитывает существующую антропогенную нагрузку на территории. Показатели экологического состояния природных комплексов приведены в приложении 4 (прилагается).

28. На основании результатов оценки показателей экологического состояния природных комплексов, проведенной Комиссией, правообладатели земельных участков, которые относятся к территории, подвергшейся антропогенной нагрузке, соответствующей 3 - 5 стадиям дигрессии, разрабатывают планы мероприятий по снижению антропогенного воздействия.

29. Регулированию подлежат следующие виды воздействий на уникальную экосистему озера Байкал и окружающие ее естественные экосистемы, возникающие при организации туризма и отдыха:

нарушение почвенно-растительного покрова в результате вытаптывания, сопровождающееся рекреационной дигрессией экосистем (минерализацией почв, уничтожением биотических компонентов);

накопление и утилизация твердых коммунальных отходов, жидких бытовых отходов, выбросы в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ;

антропогенная нагрузка на социальную и коммунальную инфраструктуру от прибывающих на территорию туристских потоков;

воздействие автомобильного и водного транспорта;

воздействие мототранспортных внедорожных средств самоходных машин, гидроциклов;

воздействия имеющихся объектов туристской индустрии;

предполагаемое воздействие при изменении правового режима земельного участка на участки естественных экосистем при размещении объектов, предназначенных для организации туризма и отдыха, а также объектов инфраструктуры (транспортной, коммунальной, необходимой для развития туризма).

30. При проектировании экскурсий и экотуров рекомендуется разрабатывать ряд альтернативных туристских маршрутов, посещение которых можно регулировать, сокращая чрезмерную нагрузку на особо популярных направлениях, временно закрывая их и предлагая туристам другие маршруты по выбору.

31. Организация укрытий, привалов, бивуаков, туалетов, костров, мест приготовления пищи должна осуществляться в строго отведенных и обозначенных местах согласно функциональному зонированию в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Места для организации укрытий, привалов, бивуаков, туалетов, костров, мест приготовления пищи устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, в границах ООТ РН РЗ – уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, в ведении которого находится ООТ РН РЗ.

32. Организацию пляжей рекомендуется осуществлять в соответствии с предельно допустимыми рекреационными нагрузками для пляжей, приведенными в приложении 5 (прилагается).

33. Туалеты должны быть оборудованы водонепроницаемыми емкостями, препятствующими попаданию содержимого в грунт и воду.

34. При строительстве и маркировке экологических троп, в том числе используемых в региональных туристских маршрутах и экотурах, необходимо соблюдать классификацию туристических троп, приведенную в приложении 6 (прилагается). При этом расположение указателей и знаков должно соответствовать установленным графическим символам, а также общепринятым указателям туристской навигации.

Для каждой экологической тропы рекомендуется разработать паспорт экологической туристской тропы, рекомендуемая форма которой приведена в приложении 7 (прилагается).

35. Региональные туристские маршруты разрабатываются с учетом различных уровней протяженности и физической подготовленности посетителей.

Региональные туристские маршруты разрабатываются в соответствии с характеристиками данного природного ландшафта и доводятся до сведения посетителей путем размещения в интерактивном приложении в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

На указателях должна быть размещена информация о минимальных сведениях о региональных туристских маршрутах приведенная в приложении 8 (прилагается).

36. Для региональных туристских маршрутов, по которым туристы передвигаются самостоятельно без сопровождения, маркировка должна совпадать с описанием, приведенным в информационном материале. В информационном материале должна предоставляться информация о сложности и возможности прохождения маршрута туристами различных возрастных групп, включая максимальные и минимальные подъемы, ограничения и рекомендации для туристов, сезонность с указанием наилучшего времени для прохождения маршрута, актуальные погодные условия.

37. Смотровые площадки обозначаются указателями и должны соответствовать требованиям безопасности.

Заместитель Председателя

Правительства Иркутской области

А.Б. Логашов

Приложение 1

к Правилам организации туризма и отдыха

в центральной экологической зоне Байкальской

природной территории в Иркутской области

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Наименование территории (и функциональных зон)

Специализация

Условия посещения туристами

Особенности использования территории

Территории, где цели туристского развития совмещаются с целями охраны природных и культурных ценностей

1. Заповедная зона особо охраняемой природной территории (далее – ООПТ)

Сохранение экосистем в естественном состоянии

Строго регулируемое посещение

В пределах указанной территории запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование

2.Особо охраняемая зона ООПТ

Обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов

Строго регулируемое посещение

В пределах указанной территории обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение

3. Зона традиционного экстенсивного природопользования

ООПТ

Развитие традиционных видов хозяйства с учетом необходимости сохранения экосистем в естественном состоянии Сельский и этнографический туризм, размещение в частных усадьбах, национальных жилищах, организация историко-этнографических экспозиций, событийных и массовых мероприятий

Строго регулируемое посещение

Сохранение и воссоздание аутентичной среды и традиционных видов хозяйства,
вовлечение в туризм (в качестве субъектов экономической деятельности) местного населения

В пределах указанной территории с разрешения и по согласованию допускается ограниченная хозяйственная деятельность с целью обеспечения жизнедеятельности граждан, постоянно проживающих (не менее 9 месяцев в году) на ее территории

4. Зона хозяйственного назначения ООПТ

Обеспечение социально-экономических функций территории с учетом необходимости сохранения экосистем в естественном состоянии

Регулируемое посещение

Преимущественно транзитные территории Улучшение транспортной и инфраструктуры, создание средозащитной инфраструктуры

В пределах указанной территории обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов

5. Зона рекреации и познавательного туризма ООПТ, особо охраняемых территорий туристско рекреационного назначения регионального значения (далее - ООТ РН РЗ)

Массовый организованный отдых

Регулируемое посещение

Сохранение рекреационных свойств и восстановление естественных экосистем

Развитие специфической инфраструктуры экологического туризма

6. Зона обслуживания посетителей ООТ

Массовый организованный отдых

Регулируемое посещение

Создание условий для массового организованного отдыха

Развитие инфраструктуры в соответствии с ограничениями, налагаемыми законодательством

7. Заказник

Экологическое воспитание и оздоровительный отдых

Строго регулируемое посещение

Сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов животного и растительного мира

В пределах указанной территории обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение

8. Объект культурного наследия (памятник истории и культуры народов Российской Федерации)

Экскурсионный историко-культурный и природно-познавательный туризм.

Строго регулируемое посещение

Обеспечение доступа населения к историко-культурному наследию. Просвещение, сохранение памятников истории и культуры

В пределах указанной территории обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение

Территории, где рекреационное ресурсопользование совмещается с другими видами ресурсопользования

9.Земли сельскохозяйственного назначения

Познавательный и эколого-просветительский туризм, агро- и сельский туризм

Временное пребывание

Сохранение и воссоздание традиционных видов хозяйства

10. Земли населенных пунктов

Массовый организованный отдых

Постоянное пребывание.

Сохранение и воссоздание традиционных видов хозяйства Сельский туризм.

Развитие инфраструктуры, застройка в соответствии с ограничениями, налагаемыми законодательством. Обязательное ведение хозяйства.

11. Земли лесного фонда

Обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов

Регулируемое посещение

Ограниченное использование.

Временное пребывание на специально выделенных для рекреационного использования участках леса

Сохранение лесных ресурсов, развитие лесопаркового хозяйства. Инфраструктура туризма – экологические туристские тропы, бивуаки, стоянки, укрытия, площадки для наблюдений за природой.

12. Земли водного фонда

Обеспечиваются условия для сохранения земель водного фонда

Регулируемое посещение

Сохранение ресурсов чистой питьевой воды.

Сохранение условий для воспроизводства водных биологических ресурсов. Обустройство пляжей, причальных сооружений. Регламентированное использование водных ресурсов в целях водопотребления и водоотведения, а также регулирование эксплуатации водного транспорта.

Ограничение капитального строительства и эксплуатации автотранспорта в 500-м рыбоохранной зоне оз. Байкал

                            Территории, где туризм является фактором социально-экономического развития

13.Сельские поселения

Массовый организованный отдых

Постоянное пребывание

Развитие туристской инфраструктуры, сохранение сельских поселений, расширение сферы занятости сельского населения. Интенсивное развитие, вовлечение местного населения в экономику– предоставление услуг размещения, питания, организации экскурсий, производство местных экологически чистых продуктов питания.

Развитие инфраструктуры, застройка в соответствии с ограничениями, налагаемыми законодательством

14.Городские поселения

Массовый организованный отдых

Постоянное пребывание

Развитие функций управления туристской отраслью, развитие  инфраструктуры приема и обслуживания посетителей. Замещение производственных функций территории.

Развитие инфраструктуры, застройка в соответствии с ограничениями, налагаемыми законодательством

15. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа

Массовый организованный отдых

Постоянное пребывание с учетом сезонной смены рекреационных занятий

Инвестиционное развитие. Развитие высоко технологичной инфраструктуры туризма.

Привлечение инвестиций в туристскую и транспортную инфраструктуру.

Развитие инфраструктуры, застройка в соответствии с ограничениями, налагаемыми законодательством

16. ООТ РН РЗ

Организованный отдых

Регулируемое посещение

Развитие туристской инфраструктуры, с учетом минимизации антропогенной нагрузки.

Развитие инфраструктуры в соответствии с ограничениями, налагаемыми законодательством

17. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

Автомобильный и железнодорожный туризм,

организованный отдых

Транзитное использование, краткосрочное пребывание

Развитие придорожной инфраструктуры и придорожного сервиса.

Развитие многопрофильной туристско-рекреационной деятельности.

Развитие инфраструктуры в соответствии с ограничениями, налагаемыми законодательством

Заместитель Председателя

Правительства Иркутской области

А.Б. Логашов

Приложение 2

к Правилам организации туризма и отдыха

в центральной экологической зоне Байкальской

природной территории в Иркутской области

СВЕДЕНИЯ О ТЕРРИТОРИЯХ, НА КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО СОЗДАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Муниципальное образование

Туристско-рекреационные зоны

Тип/ Преимущественная туристская специализация

Потенциал размещения туристов и отдыхающих[1]

Единовременная рекреационная нагрузка, чел/га[2]

Иркутское районное муниципальное образование Иркутской области

Листвянское

Листвянская

закрытая городская/ массовый организованный отдых

высокий

1,4

Большекотская

закрытая сельская/ организованный отдых

низкий

4

Голоустненское

Голоустненская

открытая сельскохозяйственная/ массовый организованный отдых

средний

0,6

Ольхонское районное муниципальное образование

Бугульдейской

Бугульдейская

открытая сельскохозяйственная/ организованный отдых

низкий

0,1

Шара-Тоготское

Маломорская

открытая сельскохозяйственная/ регулируемое посещение

высокий

0,7

Хужирское

Ольхонская

закрытая сельская/ регулируемое посещение

высокий

1,8

Муниципальное образование «Слюдянский район»

Култукское

Слюдянское

Култукско-Слюдянская

открытая, лесохозяйственно–производственная с элементами сельского туризма/ массовый организованный отдых

низкий

0,1

Утуликское

Байкальское

Утуликско-Байкальская

открытая лесохозяйственно-производственная/ массовый организованный отдых

высокий

1,6

Портбайкальское

Портбайкальская

закрытая сельская/ организованный отдых

низкий

1,4

Новоснежнинское

Муринская

открытая лесохозяйственно-производственная/ массовый организованный отдых

низкий

0,1

Снежнинская

открытая лесохозяйственно-производственная/ массовый организованный отдых

низкий

0,1

Заместитель Председателя

Правительства Иркутской области

А.Б. Логашов

Приложение 3

к Правилам организации туризма и отдыха

в центральной экологической зоне Байкальской

природной территории в Иркутской области

ПРИРОДООХРАННЫЙ ПАСПОРТ ОБЪЕКТА ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Общие сведения

1. Наименование объекта туристской индустрии _________________________

2. Полное и сокращенное наименование, адрес, контактный телефон владельца (и пользователя при наличии) объекта туристской индустрии _______________________________________________________________________

3. Адрес (местоположение) ___________________________________________

4. Кадастровый номер земельного участка, на котором находится объект туристской индустрии____________________________________________________

5. Вид средства размещения с учётом ГОСТ Р 51185-2014__________________

6. Количество мест размещения_______________________________________

7. Оказываемые услуги_______________________________________________

8. Режим функционирования (круглогодично, сезонно)

Характеристика инженерного обеспечения

9. Теплоснабжение___________________________________________________

10. Электроснабжение________________________________________________

11. Водоснабжение___________________________________________________

12. Водоотведение___________________________________________________

Показатели благоустройства земельного участка

13. Площадь земельного участка_______________________________________

14. Площадь застройки_______________________________________________

15. Площадь озеленения _____Количество деревьев, кустарников___________

16. Площадь проездов и автостоянок, количество машиномест______________

17. Малые архитектурные формы ______________________________________

Сведения об удалении отходов

18. Наличие и реквизиты договора на вывоз твёрдых коммунальных отходов _______________________________________________________________________

19. Наличие площадки и контейнеров для накопления твёрдых коммунальных отходов ________________________________________________________________

20. Наличие и реквизиты договора на вывоз жидких бытовых отходов_________________________________________________________________

21. Сведения о проверках герметичности выгреба_________________________

Разрешительная документация

22. Реквизиты правоустанавливающего документа на земельный участок _______________________________________________________________________

23. Наличие источников выбросов и разрешения на выброс загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух___________________________________

24. Сведения о выполнении мероприятий проектов предельно-допустимых выбросов____________________________________________________________

25. Реквизиты документа на право пользования поверхностными водными объектами (в случае пользования) и сведения о выполнении плана водоохранных мероприятий _________________________________________________________

26. Реквизиты лицензии на право пользования недрами (при наличии скважины)____________________________________________________________

Заместитель Председателя

Правительства Иркутской области

А.Б. Логашов

Приложение 4

к Правилам организации туризма и отдыха

в центральной экологической зоне Байкальской

природной территории в Иркутской области

ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ
(НА ГЕКТАР ПЛОЩАДИ).

Показатели

Стадии трансформации (рекреационной дигрессии) природных комплексов (ПК)

I

II

III

IV

V

Травостой

флористический состав

первоначальный,

характерный для исходного природного комплекса

изменен на 5-10% выпадают наименее устойчивые виды, возрастает роль дерновинных злаков

изменен на 10-20%, смена эдификаторов, внедрение луговых и синантропных видов

изменен на 50% разнотравный сбой: явное преобладание однолетних растений розеточной формы и дерновинных злаков

изменен полностью, небольшое количество видов

количество рудеральных и луговых видов

-

5-10%

10-20%

50%

более 80%

проективное покрытие

50-70% (первоначальное, характерное для исходного природного комплекса)

50%

80-90% (увеличение за счет разрастания дерновинных злаков)

40% (неравномерное, высокая мозаичность)

менее 10% (небольшие пятна, в основном у оснований стволов деревьев)

средняя высота травостоя

исходная

исходная

До 10 см

До 5 см

-

Древостой

поврежденных и больных

деревьев

-

менее 25%

25-50%

50-70%

более 70%

Показатели

Стадии трансформации (рекреационной дигрессии) природных комплексов

I

II

III

IV

V

подрост и подлесок

усыхающих экземпляров в подросте и подлеске

-

5-20%

20-50%

50-70%

более 70%

поврежденных кустарников

-

10%

10-50%

50-80%

более 80%

Почвенные

эрозия почвы

признаков эрозии нет

единичные небольшие ямы и канавы

единичные ямы и канавы с признаками промывов и эрозии

крупные ямы и канавы, развитие процессов смывания почвы и оврагообразования

системы оврагов и промывных канав

минерализация почвы

-

менее 10%

10-30%

30-60%

более 60%

Зоологические

видовой состав почвенных и наземных беспозвоночных

первоначальный, высокая степень видового разнообразия

изменен на 5-10%

изменен на 10-20%

изменен на 20-50%

изменен полностью,

небольшое количество видов

санитарно-гигиенические

Захламление и загрязнение земель

-

менее 10%

10-35%

35-70%

более 70%

Заместитель Председателя

Правительства Иркутской области

А.Б. Логашов

Приложение 5

к Правилам организации туризма и отдыха

в центральной экологической зоне Байкальской

природной территории в Иркутской области

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ НАГРУЗКИ
ДЛЯ ПЛЯЖЕЙ

Для пляжей центральной экологической зоны Байкальской природной территории в Иркутской области рекомендуется использовать следующие предельно допустимые рекреационные нагрузки:

для галечных пляжей – 4 человеко/дней на 1 погонный метр пляжной полосы;

для песчаных пляжей – 3,5 человеко/дней на 1 погонный метр пляжной полосы.

Далее приведены нормативы рекреационной емкости пляжей с различным уровнем обустроенности:

Социально-экологический

коэффициент, К1

Коэффициент рекреационной привлекательности, К2

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

Рекреационная емкость пляжной территории, человеко/дней на 1 погонный метр пляжной полосы

0,8

галечные пляжи

песчаные пляжи

2,6

2,2

2,2

2,0

1,9

1.7

1,6

1,4

1,3

1,1

0,7

галечные пляжи

песчаные пляжи

2,2

2,0

2,0

1,7

1,7

1,5

1,4

1,2

1,1

1,0

0,6

галечные пляжи

песчаные пляжи

1,9

1,7

1,7

1,5

1,4

1,3

1,2

1,0

1,0

0,8

0,5

галечные пляжи

песчаные пляжи

1,6

1,4

1,4

1,2

1,2

1,1

1,0

0,9

0,8

0,7

k1 – (социально-экологический коэффициент) – незначительная степень негативного антропогенного вмешательства в природную среду пляжа – 0,8; крайняя разрушительная степень негативного антропогенного вмешательства в природную среду пляжа – 0,5;

k2 – (коэффициент рекреационной привлекательности) – полное благоустройство и наибольшая рекреационная привлекательность пляжа и окружающей местности – 0,8; отсутствие благоустройства и минимальная рекреационная привлекательность пляжа и окружающей местности – 0,4.

Заместитель Председателя

Правительства Иркутской области

А.Б. Логашов

Приложение 6

к Правилам организации туризма и отдыха

в центральной экологической зоне Байкальской

природной территории в Иркутской области

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТУРИСТСКИХ ТРОП

1. Пешие экологические туристские тропы:

1) общедоступные – ширина от 1,2 м до 2,0 м, уклон до 3%;

2) простые – ширина от 0,9 м до 2,0 м, уклон до 10%;

3) средней сложности – ширина от 0,6 м до 0,9 м, уклон до 15%;

4) сложные– ширина от 0,3 м до 0,6 м, уклон до 20%;

5) повышенной сложности – ширина от 0,3 до 0,6 м, уклон до 40%.

2. Экологические туристские тропы для маломобильных категорий граждан – ширина от 1,2 м. до 2,0 м., уклон до 3%.

3. Велосипедные экологические туристские тропы - ширина 0,6 м., свободное от препятствий пространство тропы по поверхности земли 2,6 м., в высоту 2,5 м.

4. Конные экологические туристские тропы – ширина 2 м., свободное от препятствий пространство тропы по поверхности земли 3,4 м., в высоту 3,0 м.

Заместитель Председателя

Правительства Иркутской области

А.Б. Логашов

Приложение 7

к Правилам организации туризма и отдыха

в центральной экологической зоне Байкальской

природной территории в Иркутской области

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА ПАСПОРТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТУРИСТСКОЙ ТРОПЫ

Утвержден

(дата утверждения паспорта, подписи ответственных лиц)

ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТУРИСТСКОЙ ТРОПЫ

____________________________________

(наименование тропы)

1. Местонахождение (территория, по которой проходит тропа).

2. Протяженность тропы.

3. Тип, класс и назначение тропы.

4. Направление маршрута (указываются азимуты, ориентиры на местности, расстояние между ними).

5. Основные природные и ландшафтные объекты.

6. Режим использования экологической тропы, опасности.

7. Необходимые мероприятия по обслуживанию тропы.

8. Собственник, землепользователь, землевладелец.

9. Приложения:

1) карта-схема маршрута;

2) описание контрольных точек, природных и ландшафтных объектов.

Заместитель Председателя

Правительства Иркутской области

А.Б. Логашов

Приложение 8

к Правилам организации туризма и отдыха

в центральной экологической зоне Байкальской

природной территории в Иркутской области

ИНФОРМАЦИЯ О МИНИМАЛЬНЫХ СВЕДЕНИЯХ О РЕГИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТАХ, РАЗМЕЩАЮЩАЯСЯ НА УКАЗАТЕЛЯХ.

Начало и окончание регионального туристского маршрута.

Схему пролегания регионального туристского маршрута.

Места пересечения с другими региональными туристскими маршрутами и указатели направления в точках пересечения и сложных соединениях региональных туристских маршрутов.

Тип регионального туристского маршрута (линейный или круговой).

Протяженность/продолжительность регионального туристского маршрута (пеших, на велосипеде или на лошади).

Минимально необходимое оборудование.

Телефоны экстренных служб для связи в чрезвычайных ситуациях.

Наличие и расположение на региональном туристском маршруте стоянок, укрытий, домиков для обогрева туристов, хранения инвентаря.

Рекомендуемый вид передвижения (пеший, на велосипедах, на лошадях).

Заместитель Председателя

Правительства Иркутской области

А.Б. Логашов

[1] Экспертная оценка потенциала размещения туристов и отдыхающих:

более 3000 мест в объектах размещения – высокий;

от 1000 до 3000 мест в объектах размещения – средний;

менее 1000 мест в объектах размещения - низкий

[2] Единовременная рекреационная нагрузка, производимая организованными туристами, размещающимися в объектах размещения в пик сезона

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 07.10.2019
Рубрики правового классификатора: 140.030.000 Туризм. Экскурсии (см. также 200.160.040)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать