Основная информация

Дата опубликования: 19 октября 2009г.
Номер документа: RU18000200900411
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Удмуртская Республика
Принявший орган: Правительство Удмуртской Республики
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



проект

1

Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2009 года № 296

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ  ПРОГРАММЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКАХ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ИНЫХ ЯЗЫКАХ НАРОДОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ» НА 2010-2014 ГОДЫ

(в ред. постановления Правительства УР от 24.05.2010 № 172)

Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу по реализации Закона Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» на 2010-2014 годы.

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы по реализации Закона Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» на 2010-2014 годы Министерство национальной политики Удмуртской Республики.

Председатель Правительства Удмуртской Республики – Ю.С. Питкевич

Приложение к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 19 октября 2009 года № 296

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКАХ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ИНЫХ ЯЗЫКАХ НАРОДОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ» НА 2010-2014 ГОДЫ

(в ред. постановления Правительства УР от 24.05.2010 № 172)

I. Паспорт республиканской целевой программы по реализации Закона Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» на 2010-2014 годы

Наименование Программы        

Республиканская целевая программа по реализации Закона Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» на 2010-2014 годы (далее - Программа)                                  

Основания для разработки Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 15 июня 2009 года № 489-р «О разработке проекта республиканской целевой программы по реализации Закона Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» на 2010-2014 годы»

Государственный заказчик Программы

Министерство национальной политики Удмуртской Республики

Разработчик Программы

Министерство национальной политики Удмуртской Республики

Исполнители      
Программы        

Министерство национальной политики Удмуртской Республики

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики

Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики

Национальная библиотека Удмуртской Республики (по согласованию)

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (в ред. постановления Правительства УР от 24.05.2010 № 172)

Государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики «Телерадиовещательная компания «Удмуртия» (по согласованию)

Иные организации, выполняющие   государственный заказ в соответствии с заключенным государственным контрактом (договором)

Цели Программы

Стратегической целью Программы является создание необходимых условий для обеспечения конституционных гарантий права народов Удмуртии на сохранение, изучение и самобытное развитие родного языка.

Основные цели Программы:

укрепление статуса государственных языков Удмуртской Республики, формирование необходимых общественно-государственных, социально-культурных гарантий их функционирования;

обеспечение прав граждан на удовлетворение своих языковых потребностей;

развитие двуязычия и многоязычия;

улучшение обеспечения населения республики информацией на родных языках;

формирование позитивного имиджа удмуртского языка в детской и молодежной среде;

создание необходимых условий для изучения языка своей национальности всеми желающими;

оказание государственной финансовой поддержки учреждениям и организациям, деятельность которых связана с изучением, сохранением и развитием государственных языков Удмуртской Республики, иных языков народов Удмуртской Республики

Задачи Программы

Информационное обеспечение этноязыковых запросов и потребностей граждан через средства массовой информации;

развитие рынка товаров и услуг, направленных на удовлетворение гражданами своих языковых потребностей (расширение – посредством привлечения в отрасль негосударственных инвестиций – возможностей приобретения гражданами продукции и услуг на языке своей национальности);

развитие этнического маркетинга;

обеспечение функционального развития удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики;

формирование инфраструктуры сбыта издательской, аудиовизуальной продукции на языках народов Удмуртии в муниципальных районах и городских округах республики;

развитие сети воскресных школ и курсов изучения языка своей национальности для всех желающих;

методическое обеспечение и содействие органам местного самоуправления в разработке мер по поддержке языковой самобытности народов Удмуртской Республики;

увеличение разнообразия ассортимента издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском, удмуртском и русском языках;

выпуск издательской продукции на удмуртском языке для дошкольных образовательных учреждений с изучением удмуртского языка;

увеличение тиражей выпускаемой в республике издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском или удмуртском и русском языках до объемов, необходимых для полноценного комплектования фондов массовых библиотек и библиотек образовательных учреждений;

комплектование издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукцией на татарском, марийском и чувашском языках фондов массовых библиотек и библиотек образовательных учреждений в местах компактного проживания данных этнических групп на территории Удмуртской Республики посредством формирования и развития механизмов книгообмена;

расширение удмуртскоязычного сектора глобальной сети Интернет;

поддержка социолингвистических исследований современной языковой ситуации в Удмуртской Республике;

расширение спектра услуг на родном языке в досуговых учреждениях (театрах, районных домах культуры, сельских домах культуры и иных клубных и развлекательных центрах).

Целевые индикаторы Программы

Количество наименований книг на удмуртском или удмуртском и русском языках для дошкольного и младшего школьного возраста.

Совокупный тираж книг на удмуртском или удмуртском и русском языках для дошкольного и младшего школьного возраста.

Количество наименований аудиовизуальной продукции на удмуртском языке для детей.

Совокупный тираж аудиовизуальной продукции на удмуртском языке для детей.

Число действующих театральных постановок на удмуртском языке для детей.

Количество интернет-сайтов с контентом на удмуртском языке.

Доля населенных пунктов (где расположены отделения ФГУП «Почта России» и/или магазины Удмуртпотребсоюза), жителям которых обеспечен свободный доступ к приобретению в личное пользование издательской продукции на родном национальном языке.

Сроки и этапы реализации Программы

2010 - 2014 годы. Этапы Программы не выделяются.

Объемы и источники
финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 91,713 млн. рублей, в том числе:

за счет средств бюджета Удмуртской Республики – 77,364 млн. рублей;

за счет средств федерального бюджета – 5,0 млн. рублей;

за счет иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации – 9,349 млн. рублей.

Сумма затрат из бюджета Удмуртской Республики по годам:

2010 год – 14,17 млн. рублей;

2011 год – 15,0 млн. рублей;

2012 год – 16,0 млн. рублей;

2013 год – 15,994 млн. рублей;

2014 год – 16,2 млн. рублей.

Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат  корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики.

В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности, бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.

Финансирование из федерального бюджета и внебюджетных источников является предполагаемым.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Рост языковой компетентности населения республики;

снижение степени интенсивности ассимиляционных (как языковых, так и этнических) процессов (в долгосрочной перспективе);

увеличение количества и повышение качества услуг в сфере удовлетворения этнокультурных запросов населения республики;

расширение сети образовательных учреждений разных типов и видов (в т.ч. воскресных школ и языковых курсов для всех желающих) с изучением национальных языков;

увеличение количества наименований литературы, издаваемой на удмуртском или удмуртском и русском языках;

рост представленности удмуртского языка в киберпространстве, увеличение количества единиц аудиовизуальной продукции, издаваемой на удмуртском языке;

улучшение обеспеченности публичных библиотек и образовательных учреждений литературой на удмуртском, а также татарском, марийском, чувашском языках;

формирование и развитие системы распространения книг, издаваемых в республике (в т.ч. на удмуртском языке);

увеличение количества разрабатываемых и внедряемых пособий, материалов, обучающих  программ, творческих и медиа проектов в сфере сохранения и развития родных языков;

пополнение словарного запаса удмуртского языка.

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

В современных условиях, когда усиливается тенденция к всеобщей унификации и стандартизации всех сфер человеческой деятельности, в том числе и культуры, язык играет все более фундаментальную роль в формировании, функционировании, сохранении этнической идентичности. Именно язык – в первую очередь эта закономерность касается народов, находящихся в ситуации этнического меньшинства, – занимает сегодня ключевое местоположение в системе этнических символов, с которыми связываются представления об этнической преемственности. Утрата языка является мощнейшим стимулятором этноассимиляционных процессов, неизбежно ведет в конечном итоге к смене этнического самосознания. Не случайно родной язык, будучи основанием и одним из базовых критериев, своего рода «гарантом», неизменности этнической самобытности, является объектом пристального внимания со стороны национальных общественных объединений.

В этой связи привлекают внимание результаты Всероссийской переписи населения 2002 года, зафиксировавшей интенсификацию процессов языковой ассимиляции народов, находящихся в ситуации этнического меньшинства: в Удмуртии число удмуртов, признавших язык своей национальности родным, сократилось в межпереписной период (1989-2002 годы) с 75,7% до 66,5% (сокращение прошло как в городской среде, так и в сельской), татар – с 81,5% до 67%, марийцев – с 78,5% до 66,6%.

Данная проблема фиксируется не только на уровне статистических данных, но и, что особенно важно, осознается, в частности, удмуртской частью населения республики как важнейший из стрессогенных факторов – как показывают этносоциологические исследования 2006, 2007 годов, проблема ассимиляции беспокоит даже больше, чем экономические трудности.

Таким образом, язык является сегодня важнейшим средством самоидентификации, усиливает ее, и представляет большую ценность для говорящих на нем.

Исчезновение языка – это не только гуманитарная катастрофа. Утрата языка, вызывая ущербную социализацию, порождает еще и конкретные социально-психологические проблемы – фрустрацию, проявляющуюся в ощущении гнетущего напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, раздражения, разочарования. Как показывают этносоциологические исследования, лица, вовлеченные в языковую ассимиляцию, в 1,5 раза чаще негативно оценивают ситуацию в сфере межнациональных отношений в республике.

Сохранение языковой самобытности в современных условиях в связи с переходом общества на новую фазу информационного развития уже не может обеспечиваться только лишь посредством внутрисемейных, ранее автономных от внешнего языкового контекста, коммуникативных стратегий и напрямую зависит сегодня от степени доступности и качества информации на родном языке на разных носителях, в значительной степени определяющей выбор родителями языка или языков общения со своими детьми. Сохранение, функциональное и структурное развитие языка зависит от целенаправленной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, позиции родителей при выборе стратегии языкового воспитания детей и обеспечивается сетью институтов «языкового обслуживания», включающей в себя образовательные учреждения, средства массовой информации, издательства и книготорговые организации, студии звукозаписи, библиотеки, досуговые учреждения, национально-культурные общественные объединения и творческие союзы, научные учреждения, занятые разработкой теоретических и прикладных проблем языка. Таким образом, разработка и реализация системной государственной этноязыковой политики, решение поставленных проблем является комплексной задачей, требующей системного межотраслевого подхода, объединения усилий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и других перечисленных выше субъектов этноязыковой политики по эффективному удовлетворению потребностей населения в сфере родного языка.

Программно-целевой метод как метод решения задачи сохранения и развития языковой самобытности народов Удмуртии предусмотрен Законом Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» (статьи 6, 8), а также проектом Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года. Программа является логическим продолжением аналогичной Программы, срок действия которой истекает в 2009 году (утверждена постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 30 ноября 2004 года № 377-III «О республиканской целевой программе по реализации Закона Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» на 2005 - 2009 годы»). Означенная Программа, будучи первым опытом системной реализации языковой политики в Удмуртской Республике, позволила выявить наиболее эффективные и перспективные направления дальнейшей деятельности по обеспечению языковых прав и потребностей граждан.

III. Социально-экономическая значимость проблемы для населения Удмуртской Республики

Осуществление программных мероприятий направлено на обеспечение конституционных гарантий права народов Удмуртии на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (статья 68 Конституции Российской Федерации, статья 1 Конституции Удмуртской Республики), реализацию гарантий социальной, экономической и юридической защиты государственных языков Удмуртской Республики и иных языков народов Удмуртской Республики, установленных Законом Удмуртской Республики от 6 декабря 2001 года № 60-РЗ «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» (статьи 8, 12).

Развитие языков и государственная политика в сфере языка на сегодняшний день являют собой один из наиболее значимых факторов развития межнациональных взаимоотношений. Бессистемная работа в решении задачи удовлетворения этноязыковых потребностей граждан может привести к росту информационного неравенства между основными этническими группами Удмуртской Республики, дальнейшей интенсификации этноассимиляционных процессов (усугубленных демографическими потерями), сокращению численности титульного населения, а также этнических меньшинств, исторически проживающих на территории республики. В свою очередь данные процессы могут привести как к спекулятивному использованию проблемы различными политическими силами (как внутри республики, так и за ее пределами), так и к формированию недовольства этноязыковой политикой, росту латентной напряженности в межэтнических отношениях, спровоцировать рост межэтнической конфликтности.

IV. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации

Стратегической целью Программы является создание необходимых условий для обеспечения конституционных гарантий права народов Удмуртии на сохранение, изучение и самобытное развитие родного языка.

Основные цели Программы:

укрепление статуса государственных языков Удмуртской Республики, формирование необходимых общественно-государственных, социально-культурных гарантий их функционирования;

обеспечение прав граждан на удовлетворение своих языковых потребностей;

развитие двуязычия и многоязычия;

улучшение обеспечения населения республики информацией на родных языках;

формирование позитивного имиджа удмуртского языка в детской и молодежной среде;

создание необходимых условий для изучения языка своей национальности всеми желающими;

оказание государственной финансовой поддержки учреждениям и организациям, деятельность которых связана с изучением, сохранением и развитием государственных языков Удмуртской Республики, иных языков народов Удмуртской Республики.

Мероприятия Программы направлены на решение следующих задач:

информационное обеспечение этноязыковых запросов и потребностей граждан через средства массовой информации;

развитие рынка товаров и услуг, направленных на удовлетворение гражданами своих языковых потребностей (расширение – посредством привлечения в отрасль негосударственных инвестиций – возможностей приобретения гражданами продукции и услуг на языке своей национальности);

развитие этнического маркетинга;

обеспечение функционального развития удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики;

формирование инфраструктуры сбыта издательской, аудиовизуальной продукции на языках народов Удмуртии в муниципальных районах и городских округах республики;

развитие сети воскресных школ и курсов изучения языка своей национальности для всех желающих;

методическое обеспечение и содействие органам местного самоуправления в разработке мер по поддержке языковой самобытности народов Удмуртской Республики;

увеличение разнообразия ассортимента издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском, удмуртском и русском языках; выпуск издательской продукции на удмуртском языке для дошкольных образовательных учреждений с изучением удмуртского языка;

увеличение тиражей выпускаемой в республике издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском или удмуртском и русском языках до объемов, необходимых для полноценного комплектования фондов массовых библиотек и библиотек образовательных учреждений;

комплектование издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукцией на татарском, марийском и чувашском языках фондов массовых библиотек и библиотек образовательных учреждений в местах компактного проживания данных этнических групп на территории Удмуртской Республики посредством формирования и развития механизмов книгообмена;

расширение удмуртскоязычного сектора глобальной сети Интернет;

поддержка социолингвистических исследований современной языковой ситуации в Удмуртской Республике;

расширение спектра услуг на родном языке в досуговых учреждениях (театрах, районных домах культуры, сельских домах культуры и иных клубных и развлекательных центрах).

Мероприятия, предусмотренные Программой, осуществляются в течение 2010 – 2014 годов.

Этапы Программы не выделяются.

V. Целевые индикаторы по годам реализации Программы

Целевые индикаторы для оценки эффективности и хода реализации Программы представлены в таблице 1.

Таблица 1.

№ п/п

Наименование целевого индикатора

Единицы измерения

Базовый показатель

Прогноз

Очередной
финансовый
год

Плановый период

2011

2012

2013

2014

Целевые индикаторы

1.

Количество наименований книг на удмуртском или удмуртском и русском языках для дошкольного и младшего школьного возраста

шт.

3

28

28

28

28

28

2.

Совокупный тираж книг на удмуртском или удмуртском и русском языках для дошкольного и младшего школьного возраста

тыс. шт.

3

56

56

56

56

56

3.

Количество наименований аудиовизуальной продукции на удмуртском языке для детей

шт.

0

2

2

2

2

2

4.

Совокупный тираж аудиовизуальной продукции на удмуртском языке для детей

тыс. шт.

0

4

4

4

4

4

5.

Число действующих театральных постановок на удмуртском языке для детей

шт.

1

3

4

7

8

9

6.

Количество интернет-сайтов с контентом на удмуртском языке

шт.

14

16

20

25

30

35

Показатели социальной эффективности

1.

Доля населенных пунктов (где расположены отделения ФГУП «Почта России» и/или магазины Удмуртпотребсоюза), жителям которых обеспечен свободный доступ к приобретению в личное пользование издательской продукции на родном национальном языке

%

16

33

50

67

84

100

2.

Увеличение объема оригинального авторского вещания на удмуртском языке

%

-

17,8

-

-

-

-

3.

Увеличение числа действующих театральных постановок на удмуртском языке для детей (по отношению к предыдущему году реализации программы)

%

100

300

133

175

114

113

4.

Увеличение книжного фонда на национальных языках в публичных библиотеках (по отношению к предыдущему году реализации программы)

%

-

13,3

11,7

10,5

9,5

8,7

1

VI. План мероприятий Программы

В целях реализации Программы необходимо осуществить комплекс основных организационно-практических мероприятий. План мероприятий Программы представлен в приложении к Программе.

VII. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 91,713 млн. рублей, в том числе:

за счет средств бюджета Удмуртской Республики – 77,364 млн. рублей;

за счет средств федерального бюджета – 5,0 млн. рублей;

за счет иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации – 9,349 млн. рублей.

Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат  корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики.

В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики. 

Финансирование из федерального бюджета и внебюджетных источников является предполагаемым.

Затраты из бюджета Удмуртской Республики по годам:

2010 год – 14,17 млн. рублей;

2011 год – 15,0 млн. рублей;

2012 год – 16,0 млн. рублей;

2013 год – 15,994 млн. рублей;

2014 год – 16,2 млн. рублей.

Получатель средств бюджета УР

2010 (млн.руб.)

2011 (млн.руб.)

2012 (млн.руб.)

2013 (млн.руб.)

2014

(млн.руб.)

Всего (млн.руб.)

Министерство национальной политики Удмуртской Республики

12,685

13,438

14,318

14,184

14,262

68,887

ГУ  «Управтодор»

0,385

0,385

0,385

0,385

0,385

1,925

ГУП УР «ТРК «Удмуртия»

1,1

1,177

1,297

1,425

1,553

6,552

Всего

14,17

15,0

16,0

15,994

16,2

77,364

VIII. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления и общественных объединений.

Государственный заказчик Программы:

обеспечивает ее реализацию в соответствии с Планом мероприятий Программы;

заключает в соответствии с законодательством договоры (в случае необходимости на конкурсной основе) и соглашения, связанные с реализацией Программы;

осуществляет координацию и контроль действий исполнителей Программы;

вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы, целевых индикаторов и показателей эффективности Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации.

Исполнители Программы формируют бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики для финансирования Программы и представляют их государственному заказчику, который формирует обобщенную бюджетную заявку и представляет ее в установленном порядке в Министерство экономики Удмуртской Республики.

Для реализации отдельных мероприятий государственный заказчик создает временные творческие коллективы, рабочие группы.

IX. Организация управления Программой

Организация управления Программой осуществляется государственным заказчиком Программы. Функции коллегиального совещательного органа управления реализацией Программы возлагаются на Общественный совет Программы.

Государственный заказчик Программы:

1) является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, несет ответственность и обеспечивает контроль за их целевым и эффективным использованием;

2) несет ответственность за достижение целей и решение задач Программы, обеспечение достижения значений целевых индикаторов и показателей эффективности;

3) обеспечивает реализацию Программы в соответствии с утвержденным планом мероприятий Программы и в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год, а также в соответствии с заключенными государственными контрактами (договорами);

4) заключает государственные контракты (договоры), связанные с реализацией Программы, и оплачивает произведенные товары (выполненные работы, оказанные услуги) в соответствии с условиями государственного контракта (договора);

5) отчитывается перед Министерством экономики Удмуртской Республики о реализации Программы в соответствии с законодательством; по запросу Президента Удмуртской Республики, Государственного Совета Удмуртской Республики, Правительства Удмуртской Республики представляет информацию о реализации мероприятий Программы;

6) разрабатывает меры по привлечению средств из федерального бюджета, иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации для реализации мероприятий Программы;

7) направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики бюджетную заявку на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики для финансирования Программы на соответствующий финансовый год;

8) осуществляет проведение мониторинга реализации Программы;

9) вправе вносить предложения о внесении изменений в Программу в соответствии с законодательством;

10) вправе осуществлять перераспределение бюджетных ассигнований между мероприятиями Программы в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на текущий финансовый год на реализацию Программы, для достижения целей Программы на основании решения руководителя государственного заказчика Программы, согласованного с Министерством экономики Удмуртской Республики и Министерством финансов Удмуртской Республики.

Исполнители мероприятий Программы представляют Государственному заказчику:

ежеквартально отчет по исполнению мероприятий Программы;

ежегодно до 25 января текущего года развернутый отчет о ходе работы по реализации Программы за прошедший финансовый год.

X. Контроль за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы – Министерством национальной политики Удмуртской Республики в установленном законодательством порядке. Государственный заказчик Программы обеспечивает размещение в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет данных о Программе и ее реализации.

XI. Методика оценки эффективности Программы

Методика оценки эффективности Программы заключается в определении количественных показателей, которые необходимо достичь при реализации мероприятий, направленных на сохранение, изучение и самобытное развитие родного языка. Оценка количественных показателей эффективности Программы будет производиться путем сопоставления достигнутых в ходе ее реализации целевых индикаторов и показателей эффективности, предусмотренных Программой. Сбор информации для измерения показателей достижения результатов будет осуществляться по отчетной информации исполнителей мероприятий программы, а также путем проведения мониторинга по установленным целевым индикаторам.

XII. Оценка социальной, экономической, бюджетной эффективности реализации Программы

Конечные результаты Программы, связанные с созданием необходимых условий для обеспечения конституционных гарантий права народов Удмуртии на сохранение, изучение и самобытное развитие родного языка, позволят обеспечить ее социальную эффективность.

Основными показателями социальной эффективности Программы будут являться:

формирование и развитие системы распространения издательской продукции, выпускаемой в республике (в т.ч. на удмуртском языке);

улучшение обеспеченности публичных библиотек и образовательных учреждений литературой на удмуртском, а также татарском, марийском, чувашском языках;

увеличение числа действующих театральных постановок на удмуртском языке для детей;

увеличение объема оригинального авторского вещания на удмуртском языке.

Кроме того, выполнение мероприятий Программы будет способствовать:

росту языковой компетентности населения республики;

снижению степени интенсивности ассимиляционных (как языковых, так и этнических) процессов (в долгосрочной перспективе);

увеличению количества и повышению качества услуг в сфере удовлетворения этнокультурных запросов населения республики;

расширению сети образовательных учреждений разных типов и видов (в т.ч. воскресных школ и языковых курсов для всех желающих) с изучением национальных языков;

увеличению количества наименований литературы, издаваемой на удмуртском или удмуртском и русском языках;

росту представленности удмуртского языка в киберпространстве, увеличение количества единиц аудиовизуальной продукции, издаваемой на удмуртском языке;

увеличению количества разрабатываемых и внедряемых пособий, материалов, обучающих  программ, творческих проектов в сфере сохранения и развития родных языков;

пополнению словарного запаса удмуртского языка.

XIII. Оценка рисков реализации Программы

В ходе реализации мероприятий Программы можно предположить наличие следующих основных рисков, могущих повлечь за собой невыполнение целей и задач Программы, срыв программных мероприятий и недостижение целевых показателей:

возможность недофинансирования или несвоевременного финансирования расходов на реализацию программных мероприятий по причине изменения социально-экономической ситуации в Удмуртской Республике;

невыполнение в полном объеме исполнителями Программы финансовых обязательств.

Способом ограничения риска является своевременная корректировка на основании результатов регулярного мониторинга выполнения Программы  целей и сроков реализации Программы, а также Плана мероприятий Программы.

ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКАХ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ИНЫХ ЯЗЫКАХ НАРОДОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ» НА 2010-2014 ГОДЫ

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ



п/п

Наименование
мероприятия

Направления  расходов

Источники

финансирования

Объем финансирования (тыс. рублей)

Исполнитель

Ожидаемые результаты

годы реализации -всего

2010

2011

2012

2013

2014

I. Организационное обеспечение реализации Программы.

Обеспечение функционального развития удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики

Создание Общественного совета Программы, обеспечение условий для его функционирования

-

-

-

-

-

-

МНП УР

Создание координационного органа, обеспечивающего взаимодействие государственных органов Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и общественных объединений по реализации Программы.

Анализ этноязыковой ситуации в Удмуртской Республике

НИОКР

Бюджет УР

426,0

120,0

-

137,0

-

169,0

МНП УР

Мониторинг этноязыковой ситуации в республике; оценка результатов действия Программы.

Установка наименований и надписей географических объектов, дорожных и информационных обозначений и указателей на государственных языках УР

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

1925,0

385,0

385,0

385,0

385,0

385,0

ГУ «Управтодор» (по согласованию)

МНП УР

Выполнение требований языкового законодательства Удмуртской Республики.

Обеспечение деятельности республиканской термино-орфографической комиссии по удмуртскому языку

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

330,0

37,0

40,0

94,0

48,0

111,0

МНП УР

Перевод политических, экономических и других терминов на удмуртский язык; фиксация новых слов и терминов в удмуртском языке, решение вопросов их правописания, последующая кодификация новообразований.

Обеспечение перевода на удмуртский язык названий органов государственной власти УР, органов местного самоуправления в УР, государственных предприятий и учреждений УР, муниципальных учреждений и предприятий

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

575,0

115,0

115,0

115,0

115,0

115,0

МНП УР

Выполнение требований языкового законодательства Удмуртской Республики.

Проведение совещаний, семинаров с участием представителей администраций муниципальных районов и городских округов по вопросам использования государственных языков Удмуртской Республики и обеспечения этно-языковых потребностей граждан

-

-

-

-

-

-

МНП УР

Совершенствование содержания и форм
работы по сохранению языковой самобытности народов Удмуртской Республики.

Стандартизация удмуртского языка

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

431,0

72,0

77,0

85,0

94,0

103,0

МНП УР

Формирование комплекта пособий для изучения удмуртского языка, соответствующих международным стандартам. Формирование инновационных способов эффективного контроля и оценки языковой компетентности.

II. Информационные ресурсы и обеспечение этноязыковых потребностей населения Удмуртии

Продолжение разработки шрифтов удмуртского алфавита. Принятие постановления Правительства Удмуртской Республики «О едином стандарте шрифтов удмуртского алфавита»

-

-

-

-

-

-

МНП УР

Создание необходимых условий для формирования полнотекстовых удмуртско-язычных ресурсов в киберпространстве.

Разработка общедоступных электронных удмуртско-русского, русско-удмуртского словарей

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

113,0

-

93,0

-

20,0

-

МНП УР

Обеспечение возможности изучения удмуртского языка всеми желающими;  расширение доступности удмуртскоязычных текстов для русско-язычных пользователей.

Подготовка специалистов по развитию удмуртскоязычного контента в сети Интернет

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

791,0

160,0

136,0

150,0

165,0

180,0

МНП УР

МОиН УР

Обеспечение возможности сельским школьникам, владеющим удмуртским языком, овладеть навыками по созданию, оформлению и актуализации интернет-сайтов. Рост представленности удмуртского языка в сети Интернет.

Поддержка создания удмуртского национального контента в сети Интернет (проведение конкурсов сайтов, интернет-конкурсов; техническое оснащение авторов-разработчиков лучших сайтов)

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

1500,0

300,0

300,0

300,0

300,0

300,0

МНП УР МОиН УР

Увеличение числа сайтов, блогов на удмуртском языке в сети Интернет.

Создание полнотекстовой электронной библиотеки «Удмуртская книга»

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

977,0

-

458,0

173,0

173,0

173,0

МНП УР

НБ УР

Обеспечение свободного доступа читателей вне зависимости от места их проживания к произведениям удмуртской литературы в сети Интернет.

Формирование эффективной системы дистрибьюции издательской, аудиовизуальной продукции на национальных языках в муниципальных районах и городских округах республики

-

-

-

-

-

-

МНП УР

Обеспечение права граждан на свободное приобретение издательской, аудиовизуальной продукции на родном языке.

Создание условий для развития сегмента рынка, ориентированного на производство товаров этнокультурного характера.

Подготовка и издание литературы на удмуртском или удмуртском и русском языках для дошкольного и младшего школьного возраста

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

43712,0

8400,0

8400,0

9256,0

8400,0

9256,0

МНП УР

Удовлетворение этноязыковых потребностей подрастающего поколения. Повышение индекса книгообеспеченности публичных библиотек литературой на удмуртском языке.

Внебюджетные средства

8742,0

1680,0

1680,0

1851,0

1680,0

1851,0

Федеральный бюджет

5000,0

1000,0

1000,0

1000,0

1000,0

1000,0

Подготовка и издание методических материалов для родителей, семейных и женских клубов, специалистов по работе с семьей по вопросам обучения национальным языкам, развитию двуязычия в семье

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

1724,0

296,0

309,0

340,0

373,0

406,0

МНП УР

Формирование позитивного имиджа двуязычия. Разработка и формирование системы распространения методических рекомендаций для родителей по вопросам оптимального выстраивания двуязычного воспитания в семье.

Подготовка и издание фундаментальных научных трудов в сфере удмуртского языкознания

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

1986,0

-

339,0

252,0

1395,0

-

МНП УР

Внедрение в практическое применение современных фундаментальных исследований и разработок в области удмуртского языка.

Разработка и выпуск игровых средств раннего обучения удмуртскому языку

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

2650,0

530,0

530,0

530,0

530,0

530,0

МНП УР

МОиН УР

Удовлетворение этноязыковых потребностей подрастающего поколения. Обеспечение дошкольных образовательных учреждений с изучением удмуртского языка игровыми средствами раннего обучения родному языку.

Выпуск аудиовизуальной продукции на современных носителях (CD-, DVD-диски) для детской и молодежной аудитории

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

3446,0

668,0

600,0

661,0

726,0

791,0

МНП УР

Удовлетворение этноязыковых потребностей подрастающего поколения.

Внебюджетные средства

307,0

51,0

55,0

61,0

67,0

73,0

Организация комплектования издательской, аудиовизуальной, мультимедийной продукцией на удмуртском, татарском, марийском, чувашском языках фондов публичных библиотек и библиотек дошкольных и общеобразовательных учреждений

-

-

-

-

-

-

МНП УР

НБ УР

Повышение индекса книгообеспеченности литературой на национальных языках публичных библиотек и библиотек дошкольных и общеобразовательных учреждений. Обеспечение доступности издательской продукции на соответствующих языках.

Обеспечение выпуска поздравительных открыток (печатных и электронных) на государственных языках Удмуртской Республики

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

730,0

150,0

160,0

176,0

117,0

127,0

МНП УР

Обеспечение этноязыковых потребностей носителей удмуртского и русского языков.

Выпуск мультимедийного курса удмуртского языка для начинающих. Создание интернет-версии курса

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

395,0

-

295,0

100,0

-

-

МНП УР

МОиН УР

Обеспечение возможности изучения удмуртского языка всеми желающими.

Создание цикла телепередач на удмуртском языке для детей

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

6552,0

1100,0

1177,0

1297,0

1425,0

1553,0

ГУП УР «ТРК «Удмуртия» (по согласованию)

МНП УР

Удовлетворение этноязыковых потребностей подрастающего поколения. Увеличение объемов вещания на удмуртском языке.

Социальная реклама ценности родного языка

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

1430,0

250,0

250,0

280,0

310,0

340,0

МНП УР

Формирование позитивного имиджа многоязычия в обществе.

Преодоление нигилистического отношения к языку своей национальности в молодежной среде.

III. Обеспечение этноязыковых потребностей населения Удмуртии в культурно-образовательной сфере.

Пропаганда ценности родного языка в молодежной и детской среде

Оказание поддержки деятельности воскресных школ национально-культурных общественных объединений, проведению курсов изучения родного языка для всех желающих

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

1097,0

211,0

211,0

225,0

225,0

225,0

МНП УР

Обеспечение возможности изучения национальных языков всеми желающими вне зависимости от возраста и национальности.

Организация и проведение семинаров, конференций, совещаний по вопросам сохранения и развития родного языка, в т.ч. в условиях семьи

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

361,0

60,0

64,0

72,0

79,0

86,0

МНП УР

МОиН УР

Методическое сопровождение, стимулирование деятельности государственных и муниципальных учреждений, общественных объединений по сохранению языковой самобытности народов Удмуртской Республики.

Реализация лингвокоммуникативного проекта «Шудон корка» в муниципальных районах и городских округах республики

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

300,0

50,0

55,0

60,0

65,0

70,0

МНП УР

Формирование сети клубов раннего развития, предоставляющих досугово-образовательные услуги для детей младшего дошкольного возраста на родном языке.

Внебюджетные средства

300,0

50,0

55,0

60,0

65,0

70,0

Проведение конкурса проектов, направленных на пропаганду ценности родного языка, расширение услуг, предоставляемых на родном языке,  среди дошкольных учреждений

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

534,0

90,0

96,0

106,0

116,0

126,0

МНП УР

МОиН УР

Расширение услуг, предоставляемых на родном языке  дошкольными образовательными учреждениями.

Проведение конкурса проектов, направленных на пропаганду ценности родного языка в молодежной среде

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

1120,0

200,0

200,0

220,0

240,0

260,0

МНП УР

МДМ УР

Создание условий для преодоления нигилистического отношения к языку своей национальности в молодежной среде. Повышение социальной активности молодежи.

Мероприятия по поддержке и развитию репертуара на удмуртском языке для детей и юношества в театрах Удмуртской Республики

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

2046,0

460,0

378,0

506,0

336,0

366,0

МНП УР

МКПИ УР

Удовлетворение этноязыковых потребностей подрастающего поколения. Рост разнообразия репертуара на удмуртском языке.

Республиканский конкурс на создание драматургических произведений на удмуртском языке

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

1339,0

248,0

248,0

273,0

273,0

297,0

МНП УР

МКПИ УР

Создание необходимых условий для развития разнообразия репертуара на удмуртском языке.

Республиканский конкурс детской песни на удмуртском языке «Пичи учыпи»

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

374,0

104,0

-

123,0

-

147,0

МНП УР

Подбор необходимого материала для записи первого музыкального компакт-диска на удмуртском языке для детей.

Мероприятия по поддержке и развитию чтения, популяризации литературы на национальных языках

Прочие

текущие

расходы

Бюджет УР

500,0

164,0

84,0

84,0

84,0

84,0

МНП УР

НБ УР

Повышение информированности населения о новинках национального книгоиздания, повышение престижа удмуртской книги и чтения в обществе. Повышение читательской активности носителей языка. Рост популярности удмуртской книги в читательской среде.

Итого:

91 713,0

16 951,0

17 790,0

18 972,0

18 806,0

19 194,0

Бюджет Удмуртской
Республики

77 364,0

14 170,0

15 000,0

16 000,0

15 994,0

16 200,0

Федеральный     
бюджет

5 000,0

1 000,0

1 000,0

1 000,0

1 000,0

1 000,0

Иные источники

9 349,0

1781,0

1790,0

1972,0

1812,0

1994,0

_________________

Примечания:

МДМ УР – Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики.

МНП УР – Министерство национальной политики Удмуртской Республики.

МКПИ УР – Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики.

МОиН УР – Министерство образования и науки Удмуртской Республики.

НБ УР – Национальная библиотека Удмуртской Республики.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 010.030.000 Государственные языки (языки народов) в Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать