Основная информация

Дата опубликования: 20 января 2009г.
Номер документа: ru04000200900013
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Бурятия
Принявший орган: Правительство Республики Бурятия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 20 ЯНВАРЯ 2009 ГОДА № 14

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НЕФРИТОВОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2009 - 2011 ГОДЫ

В целях выхода нефритовой отрасли на качественно новый уровень по конкурентоспособности выпускаемой продукции и увеличения вклада камнеобрабатывающей промышленности в социально-экономическое развитие республики Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Утвердить Концепцию развития нефритовой отрасли Республики Бурятия на 2009-2011 годы (приложение № 1).

2. Утвердить мероприятия по реализации Концепции развития нефритовой отрасли Республики Бурятия на 2009-2011 годы (приложение № 2).

3. Руководителям министерств и ведомств Республики Бурятия, ответственным за выполнение мероприятий, обеспечить их выполнение в установленные сроки.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по экономическому развитию Чепика А.Е.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности Председателя

Правительства Республики Бурятия

И.М.Егоров

Приложение № 1

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Бурятия

от 20.01.2009 № 14

Концепция

развития нефритовой отрасли Республики Бурятия на 2009-2011 годы

Введение

Республика Бурятия имеет удобное экономико-географическое положение в центре азиатской части России, на важнейших путях общероссийского и мирового значения. Республика Бурятия занимает одну из ведущих позиций среди субъектов Российской Федерации по обеспеченности полезными ископаемыми. На ее территории разведано более 700 месторождений различных полезных ископаемых, из них более 600 учтены государственным балансом России и территориальным балансом Республики Бурятия.

Имеющиеся на территории Республики Бурятия запасы и ресурсы нефритового сырья, которые составляют более 90 % от общероссийских, позволяют активно развивать собственное ювелирное производство, создающее значительную добавленную стоимость к добываемому камнецветному сырью, со всеми положительными экономическими и социальными последствиями для республики.

Основной целью Концепции является выход нефритовой отрасли на качественно новый уровень по конкурентоспособности выпускаемой продукции и увеличение вклада камнеобрабатывающей промышленности в социально-экономическое развитие Республики Бурятия.

Настоящая Концепция является базой для развития ювелирной и камнеобрабатывающей промышленности Республики Бурятия по новым направлениям, в соответствии с мировыми стандартами, и является основой государственной политики в области добычи и переработки нефрита в Республике Бурятия на 2009-2011 годы.

В перспективе Концепция будет включена отдельным разделом в Стратегию развития минерально-сырьевого комплекса Республики Бурятия на период до 2017 года, которая будет разрабатываться согласно постановлению Правительства Республики Бурятия от 24.09.2008 г. № 448 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 18.03.2008 г. № 115 «О Плане действий Правительства Республики Бурятия на 2008 год».

Необходимость разработки Концепции обусловлена задачами, поставленными в Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года (далее - Программа), утвержденной Законом Республики Бурятия от 09.11.2007 г. № 2595-III.

В Концепции рассмотрены потенциал и перспективы развития нефритовой отрасли республики, произведена оценка современного состояния отрасли, тенденций развития и приоритетных направлений развития.

Концепция построена исходя из естественно-конкурентных преимуществ Республики Бурятия. Механизм реализации определен в соответствии с полномочиями субъекта Российской Федерации, возможностями республиканского бюджета и существующими подходами на уровне Российской Федерации и Республики Бурятия. Реализация Концепции основана на согласованности действий органов власти и бизнеса на принципах государственно-частного партнерства.

Координатором мероприятий по реализации Концепции является Республиканское агентство по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий.

1. Оценка состояния и основные тенденции развития нефритовой отрасли Республики Бурятия

В Республике Бурятия находится более 90 % российских балансовых запасов нефрита. Месторождения сосредоточены в пяти районах республики: Муйском, Баунтовском, Окинском, Тункинском и Закаменском.

Во всех районах, кроме первых двух, выявлены зеленые разновидности нефрита. Балансовые запасы кат. С1+С2 зеленого нефрита в распределенном фонде по Оспинскому (жилы 7 и 32), Горлыкгольскому (жилы 10 и 37), Улан-Ходинскому (жилы 1, 4, 21, 25) месторождениям Окинского района и Харгантинского месторождения Закаменского района составляют: нефрита-сырца - 7278,4 т, поделочного - 3098,6 т и ювелирного - 89,4 т.

В государственном резерве по Республике Бурятия находятся 9 месторождений с общими балансовыми запасами по кат. С1+С2 нефрита-сырца 11531,9 т, сортового нефрита - 3208,4 т, в том числе поделочного - 3098,6 т и ювелирного - 109,8 т, забалансовыми: нефрита-сырца - 71,5 т, сортового - 57,3 т, в том числе поделочного - 17,2 т и ювелирного - 40,1 т.

В Муйском и Баунтовском районах известны 3 месторождения - Голюбинское и Кавоктинское - наиболее дефицитного в настоящее время белого нефрита, все они находятся в распределенном фонде: нефрит-сырец - 4987,5 т, поделочный - 1058,2 т, ювелирный - 274,8 т, кат. С1+С2.

Добыча нефрита ведется 7 организациями в Окинском, Баунтовском, Муйском и Закаменском районах республики. В Окинском районе работает 3 организации, зарегистрированные в Иркутской области - ОАО «Байкалкварцсамоцветы», ОАО «Сосновгео» и ООО «ГП Сибирьгеология».

В Баунтовском районе работают Улан-Удэнская местная религиозная организация - буддийская община «Дхарма» (далее - У-У МРО БО «Дхарма») и Семейно-родовая эвенкийская община «Дылача» (далее - СРЭО «Дылача»).

В Муйском районе зарегистрированы ООО «Голюбэ» и ООО «Буром».

В Закаменском районе зарегистрировано предприятие ООО «ПТП «Каскад».

Общий уровень добычи в 2007 году составил 909 т нефрита-сырца и 272 т нефрита сортового (уровень добычи в 2006 году составил 750,7 т нефрита-сырца и 229,2 т нефрита сортового).

Таблица 1

Территориальный баланс запасов полезных ископаемых по нефриту Республики Бурятия на 01.01.2008 г. (распределенный фонд)

Запасы на 01.01.2008 г. кат. С1+С2, т

ОАО «Байкалкварцсамоцветы»

ООО «Голюбэ»

У-У МРО БО «Дхарма»

СРЭО «Дылача»

ООО «ПТП «Каскад»

ООО «ГП Сибирьгеология»

ОАО «Сосновгео»

Доля нефритовой промышленности в добывающей отрасли республики по объемам производства и численности работающих составляет 2,2 %.

Средняя заработная плата, за исключением СРЭО «Дылача», значительно ниже установленной Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года. Некоторые организации планируют к 2017 году среднюю заработную плату на уровне 15 тыс. рублей при установленных показателях Программы 60 тыс. рублей.

Весь объем добытого сырья в необработанном виде вывозится за пределы республики, преимущественно для продажи в Китай.

Практически у всех недропользователей имеются нарушения лицензионных условий пользования недрами.

2. Потенциал развития нефритовой отрасли

Нефрит был известен еще первобытным людям, начавшим использование его для изготовления оружия и орудий труда, а затем в качестве культовых предметов и украшений. Искусство художественной резьбы по камню зародилось в Китае, который в течение нескольких тысячелетий оставался мировым центром высокохудожественной обработки нефрита.

До середины XIX века нефрит ввозился в Россию из Китая. Петергофская гранильная фабрика приобретала темно-зеленый нефрит по цене от тысячи до двух тысяч рублей за пуд.

Первое российское месторождение нефрита открыл командированный в 1851 году из Петербурга Госдепартаментом Григорий Мартемьянович Пермикин. В течение 10 лет Г. Пермикин, следуя рассказам охотников-сойотов, исследовал русла рек Китой, Онот, Урик, Белая и Ока и вывез для Петергофской гранильной фабрики около 8 тонн валунного нефрита.

Изделия Петергофской фабрики из саянского нефрита демонстрировались на Всемирных выставках в Лондоне и Париже в 1862 и 1867 годах.

В 1896 году была обнаружена первая коренная жила нефрита в Восточном Саяне по ручью Хара-Жалга. В это же время на берегу р. Онот был обнаружен огромный валун, впоследствии названный «генеральским камнем», который планировался под изготовление саркофага Александру III, но был забракован его вдовой из-за слишком темного цвета нефрита.

Поисково-оценочные работы продолжались вплоть до 90-х годов прошлого века. Причем с 1972 года все разведочные и добычные работы проводились государственным предприятием «Байкалкварцсамоцветы».

В настоящее время нефрит распространен более чем в 20 странах мира, но самые крупные и промышленно значимые его месторождения известны в России, Китае, Канаде, США, Австралии и Новой Зеландии.

В России в настоящее время разведано и оценено 16 месторождений, из которых 13 находится в Бурятии. Суммарные балансовые запасы нефрита-сырца по категориям С1+С2 составляют 27172 т, в том числе сортового - 9193 т, из которого более 90 % находится в Республике Бурятия. Все наиболее крупные месторождения расположены в Бурятии: Оспинское (7536,7 т, Окинский район), Горлыкгольское (6542,4 т, Окинский район), Голюбинское (3903,4 т, Муйский район), Хамархудинское (2582 т, Закаменский район) и Кавоктинское (1084,1 т, Баунтовский район). По качественным характеристикам лучшими месторождениями являются Кавоктинское, Голюбинское и Оспинское.

Ограниченная минерально-сырьевая база высококачественного камня вызвала рост цен на нефрит на уровне 100 % за два года и увеличение его добычи в России за последние 15 лет в 18 раз:

1992 г. - 50 т нефрита-сырца;

2001 г. - 471 т нефрита-сырца;

2007 г. - 909 т нефрита-сырца.

При экспорте нефрита компании декларируют цену сырья от 6 до 10 долл. США за кг. Фактическая цена реализации скупщикам в России составляет от 60 до 1000 долл. США за кг в зависимости от качества. Готовые ювелирные изделия стоят значительно дороже. Цена нефрита в изделиях на китайском рынке в настоящее время доходит до 200 тыс. долл. США за кг и выше.

Мировой рынок нефрита по оценкам специалистов составляет около 1000 тонн в год. Лидерами по добыче и поставкам на внешний рынок являются Канада и США - до 300 тонн ежегодно. Бурятия, а значит Россия, фактически уже достигнув этого уровня добычи камня, должна занять соответствующие позиции на мировом рынке.

В 2007 году в республике было добыто 272 тонны сортового нефрита, в том числе 93 тонны ювелирного кавоктинского и 179 тонн поделочного. С учетом 50 % выхода готовых изделий из всего объема добытого камня и минимального уровня цен изделий - 10 тыс. долл. США за 1 кг из белого нефрита и 1 тыс. долл. США за 1 кг изделий из зеленого нефрита - потенциальный объем реализации товарной продукции составляет 16 млрд. рублей в год. Не увеличивая объем добычи камня, товарная выручка будет увеличиваться в 2 раза в течение каждых 2 лет.

3. Цель и основные задачи развития нефритовой отрасли

Основной целью развития нефритовой отрасли республики является выход на качественно новый уровень по конкурентоспособности выпускаемой продукции для обеспечения социально-экономического роста и повышения качества жизни населения Республики Бурятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Усиление контроля со стороны уполномоченных федеральных и республиканских органов государственной власти при добыче, транспортировке, переработке и экспорте нефритового сырья.

2. Увеличение добычи и обработки нефрита в республике.

3. Вовлечение в хозяйственный оборот смежных производств, связанных с изготовлением и реализацией ювелирных изделий.

4. Обеспечение отрасли квалифицированными кадрами, увеличение занятости населения.

Таблица 2

Основные показатели социально-экономического развития отрасли в 2007 году и прогноз на 2008-2011 годы

4. Основные направления развития нефритовой отрасли Республики Бурятия на 2009-2011 годы

Реализация поставленной цели и задач, учитывая экономическую и социальную значимость нефритовой отрасли, будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям развития.

4.1. Обеспечение условий для устойчивого развития нефритовой отрасли

На протяжении многих лет монополией на добычу нефрита в Бурятии обладало государственное предприятие «Байкалкварцсамоцветы», имеющее производственную базу в Иркутске. В цехах предприятия изготавливались кабошоны для ювелирных заводов бывшего СССР, сувениры, украшения из цельного нефрита. Данное производство требует больших затрат электроэнергии и дорогостоящего оборудования для резки камня, поэтому после распада СССР, когда большинство заводов, выпускающих необходимые инструменты, оказалось на территории сопредельных государств, цена на электроэнергию возросла, объемы производства «Байкалкварцсамоцветы» существенно снизились. По итогам 2007 года предприятием добыто 128,3 тонны нефрита-сырца и 58,6 тонны сортового нефрита.

В настоящее время основным региональным предприятием по добыче нефритового сырья является «Дылача» - эвенкийская родовая община в Баунтовском районе республики. По состоянию на 1 января 2008 года объем добытого сырья составил 341,2 тонны нефрита-сырца и 93,1 тонны ювелирного нефрита.

В числе необходимых мероприятий должно быть предусмотрено проведение комплексной проверки оборота нефрита с привлечением представителей федеральных ведомств; пресечение незаконного оборота нефрита.

Кроме того, необходима комплексная государственная поддержка развития нефритовой отрасли, которая будет заключаться в:

- участии средств республиканского бюджета в реализации инвестиционных проектов на принципах частно-государственного партнерства;

- предоставлении налоговых преференций по региональным и местным налогам резидентам зон экономического благоприятствования;

- предоставлении компенсационных выплат части процентной ставки за кредиты банков на реализацию высокоэффективных проектов;

- финансировании республиканских целевых программ;

- организационной и финансовой поддержке мероприятий по продвижению продукции местных товаропроизводителей.

4.2. Создание новых производств ювелирных изделий из нефритового сырья на территории Республики Бурятии

Достижение качественных и количественных показателей, позволяющих на равных условиях конкурировать с мировыми производителями ювелирных изделий из нефрита, возможно при достаточном объеме привлеченных средств на организацию новых производств на базе существующих и вновь созданных.

Созданные предприятия по обработке нефрита и получению ювелирных и сувенирных изделий станут источником дополнительных рабочих мест и поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней, развития производственной и социальной инфраструктуры на территории республики.

Учитывая экспортную ориентированность ювелирной продукции, актуальность проблемы географического расширения и освоения новых рынков сбыта, перспективу выхода на международные рынки, принимая во внимание ограниченность собственных финансовых средств, необходимо привлечение инвестиционных ресурсов, в том числе из-за рубежа.

Комплексная поддержка инвестиционных проектов по увеличению добычи нефрита и организации ювелирных производств, создание специальных экономических условий позволит повысить конкурентоспособность производства и перейти в стадию экономического развития отрасли, для чего необходимо:

- повышение инвестиционной привлекательности нефритовой отрасли;

- создание совместных предприятий по переработке нефрита и производству ювелирных изделий из нефрита с участием частных инвестиций при комплексной государственной поддержке (2-3 года);

- разведка и подготовка к освоению новых месторождений нефрита на территории республики.

4.3. Расширение рынков сбыта готовой продукции

Основные потребители изделий из нефрита находятся за пределами России.

Географическая близость Китая определяет данную страну основным потребителем нефритового сырья и изделий из него.

Для организации централизованной реализации целесообразно создать в Республике Бурятия торговый дом по реализации нефрита. В первые 2-3 года, до выхода перерабатывающих мощностей на проектную мощность, возможно часть камня на условиях аукциона реализовывать зарубежным перерабатывающим предприятиям.

Кроме того, в целях расширения экспортного потенциала будет проведена работа по сотрудничеству с ведущими ювелирными компаниями для продвижения товарной продукции.

Формирование бренда территории, обладающей эксклюзивными возможностями для потенциальных потребителей нефрита, позволит позиционировать ювелирные изделия из нефрита на мировом рынке, для чего необходимы:

- организация торгового дома, предлагающего весь спектр нефритовой продукции;

- производство ювелирных изделий с маркировкой места изготовления «Республика Бурятия»;

- изготовление сувенирной продукции с республиканскими символами;

- участие в международных специализированных выставках;

- организация торгово-выставочных мероприятий в Республике Бурятия.

4.4. Кадровое обеспечение

Реализация Концепции во многом зависит от качественного решения задачи ее кадрового обеспечения. Учитывая особую специфику добычи и обработки камня, для этого необходимо:

- приведение структуры подготовки кадров в соответствие с текущими и перспективными потребностями камнеобрабатывающей отрасли;

- привлечение специалистов ведущих стран для внедрения в организациях республики современных технологий добычи камня и высокохудожественной его обработки;

- формирование системы непрерывного образования и повышения квалификации рабочих по основным специальностям ювелирного производства;

- целевая подготовка и переподготовка специалистов по приоритетным направлениям науки и техники.

5. Мониторинг и контроль реализации Концепции

Основные меры по реализации Концепции будут включены в План действий Правительства Республики Бурятия.

Мониторинг выполнения Плана действий Правительства Республики Бурятия будет осуществляться по ныне действующей схеме.

Приложение № 2

Утверждены

постановлением Правительства

Республики Бурятия

от 20.01.2009 № 14

Мероприятия по реализации Концепции развития нефритовой отрасли Республики Бурятия на 2009-2011 годы

январь -

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Бурятия № 9 от 22.01.2009 стр. 10
Рубрики правового классификатора: 020.030.000 Сбалансированность бюджетов, 090.010.100 Другие полномочия, 090.010.010 Общие положения, 090.010.000 Промышленность, 090.010.100 Добыча драгоценных и полудрагоценных камней и металлов (см. также 080.130.030), 020.030.020 Бюджетные кредиты муниципальным образованиям из бюджета Российской Федерации, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 090.010.000 Полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 090.010.010 Осуществление контрольно-надзорных и других административных полномочий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать