Основная информация

Дата опубликования: 20 апреля 2001г.
Номер документа: Р0103567
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

<30>

<30>

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ

КОМИССИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                    

20.04.2001 N 127/1253-3

О РАБОТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ

КОМИССИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

И ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАССМОТРЕНИЮ

ОБРАЩЕНИЙ УЧАСТНИКОВ

ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ

ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Заслушав информацию о

работе Избирательной комиссии Астраханской области и Избирательной комиссии

Рязанской области, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

отмечает, что указанные комиссии рассматривают обращения участников

избирательного процесса при проведении выборов в органы государственной власти

и местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Принимаются меры по предупреждению нарушений избирательных прав граждан,

регулярно проводится работа среди участников избирательного процесса по

разъяснению норм избирательного законодательства. Избирательная комиссия

Астраханской области в процессе рассмотрения обращений избирателей эффективно

использует принцип гласности, взаимодействуя со средствами массовой информации.

Избирательная комиссия Рязанской области в работе с жалобами и заявлениями

участников избирательного процесса активно взаимодействует с органами прокуратуры

и внутренних дел.

С учетом изложенного,

руководствуясь статьей 22 Федерального закона "Об основных гарантиях

избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

постановляет:

1. Принять к сведению

информацию о работе Избирательной комиссии Астраханской области и Избирательной

комиссии Рязанской области по рассмотрению обращений участников избирательного

процесса при проведении выборов в органы государственной власти и местного

самоуправления.

2. Довести до сведения

избирательных комиссий субъектов Российской Федерации записку о работе

Избирательной комиссии Астраханской области и Избирательной комиссии Рязанской

области по рассмотрению обращений участников избирательного процесса при

проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

3. Рекомендовать

избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации рассмотреть на своих

заседаниях вопрос о состоянии дел по рассмотрению обращений участников

избирательного процесса, уделив особое внимание выработке комплекса мер по

взаимодействию с органами прокуратуры и внутренних дел.

4. Опубликовать

настоящее постановление и записку в журнале "Вестник Центральной

избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации                             А.А. ВЕШНЯКОВ

Секретарь

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации                             О.К. ЗАСТРОЖНАЯ

                        Приложение

                        к

постановлению Центральной избирательной

                       

комиссии Российской Федерации

                        от 20

апреля 2001 года N 127/1253-3

О работе Избирательной

комиссии Астраханской области

и Избирательной комиссии

Рязанской области по

рассмотрению обращений

участников избирательного

процесса при проведении

выборов в органы

государственной власти и

органы местного самоуправления

Избирательная комиссия

Астраханской области и Избирательная комиссия Рязанской области (далее -

комиссии) в соответствии с избирательным законодательством осуществляют работу

по рассмотрению обращений участников избирательного процесса.

В ходе проведения

выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления

Астраханской области в 2000 году в Избирательную комиссию Астраханской области

поступило 90 обращений участников избирательного процесса. В Рязанской области

избирательные кампании по выборам в органы государственной власти и органы

местного самоуправления проходили в период с декабря 2000 года по март 2001

года, за это время в Избирательную комиссию Рязанской области поступило 168

обращений.

Наибольшее количество

обращений поступило в Избирательную комиссию Астраханской области в ходе

проведения выборов в органы местного самоуправления (43) и в Избирательную

комиссию Рязанской области в период избирательной кампании по выборам главы

администрации Рязанской области (79). Подавляющее большинство обращений

участников избирательного процесса в Избирательную комиссию Астраханской

области (75) и в Избирательную комиссию Рязанской области (107) касается

вопросов проведения предвыборной агитации. Среди остальных обращений чаще всего

встречаются связанные с регистрацией кандидатов, формированием избирательных

комиссий, формированием и расходованием средств избирательных фондов

кандидатов, проверкой списков избирателей, порядком подсчета голосов и

установлением итогов голосования, разъяснением избирательного законодательства.

В комиссиях действует

автоматизированная система делопроизводства, с помощью которой регистрируются

поступающие обращения, их движение, результаты рассмотрения и ответы

заявителям. Аналогичные сведения содержатся в специальных регистрационных

журналах.

Как правило,

поступившие обращения направляются председателями комиссий для предварительного

рассмотрения в созданные решениями комиссий рабочие группы. В каждой комиссии

имеются две рабочие группы, в задачи которых входит предварительное

рассмотрение обращений. Одна из них действует на постоянной основе, другая

создается в период выборов. В исключительных случаях обращения рассматриваются

председателями комиссий единолично на основании проверки, осуществленной их

аппаратом. В аппарате комиссий имеются юридические группы.

Так, в Избирательной

комиссии Астраханской области на постоянной основе работает группа по вопросам

агитации, взаимодействия со средствами массовой информации и общественными

объединениями, в которую наряду с членами Комиссии входят представители СМИ,

аппарата Комиссии и аппарата администрации области. На период проведения

выборов различных уровней создается рабочая группа по предварительному

рассмотрению жалоб на решения и действия (бездействие) нижестоящих

избирательных комиссий.

В Избирательной

комиссии Рязанской области постоянно действует рабочая группа по

предварительному рассмотрению жалоб и заявлений избирателей, состоящая из

четырех членов Комиссии с правом решающего голоса, а в период избирательных

кампаний создается рабочая группа по контролю за соблюдением участниками избирательного

процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации. Группа состоит из

13 членов, в нее входят члены Комиссии с правом решающего и совещательного

голоса, представители СМИ и аппарата администрации области.

Указанные рабочие

группы предварительно рассматривают жалобы и заявления, после чего эти

обращения рассматриваются на заседании комиссий. По результатам рассмотрения

заявителям направляется ответ за подписью председателей комиссий. Рассмотрение

обращений на рабочих группах и заседаниях комиссий осуществляется с участием

заявителей.

Представляет интерес

деятельность созданного при Избирательной комиссии Астраханской области

Наблюдательного совета по контролю за соблюдением порядка и правил проведения

предвыборной агитации.

Наблюдательный совет -

постоянно действующий орган, осуществляющий работу на основании Положения,

принятого Комиссией. Совет, состоящий из 13 членов, большинство из которых

представители средств массовой информации, формируется на конкурсной основе, о

чем объявляется через СМИ области. Рекомендации по кандидатурам членов Совета

представляются различными СМИ, после чего на заседании Комиссии тайным

голосованием утверждается состав Совета. Наблюдательный совет дает заключения

по поступившим в Комиссию обращениям, касающимся проведения предвыборной

агитации. При рассмотрении вопроса Совет дает экспертную оценку, является ли

обжалуемая деятельность предвыборной агитацией и какая норма закона была

нарушена. Затем вместе с заключением Совета вопрос вносится на рассмотрение

Комиссии, по результатам рассмотрения дается ответ заявителю.

В Избирательной

комиссии Рязанской области существует практика ежедневного личного приема

граждан председателем и секретарем в период проведения выборов различных

уровней. Во время личного приема даются разъяснения избирательного

законодательства, разрешаются иные вопросы избирателей и других участников

избирательного процесса. Личная работа с гражданами позволяет уменьшить

количество письменных обращений в Комиссию.

Практика Володарской

территориальной избирательной комиссии Астраханской области, члены которой в

период избирательных кампаний ежедневно выезжают на избирательные участки для

работы с избирателями и организаторами выборов, помогает избежать правовых

конфликтов и письменных обращений. В указанную территориальную избирательную

комиссию поступают только устные обращения, которые фиксируются в журнале и

разрешаются при выезде представителей комиссии на место.

Качественное и

эффективное рассмотрение обращений обеспечивается за единообразия и унификации

процесса их рассмотрения, а также совместного рассмотрения обращений

избирательными комиссиями различного уровня. Например, в рассмотрении особо

острых избирательных споров территориальными избирательными комиссиями

участвуют представители Избирательной комиссии Астраханской области.

Избирательной

комиссией Рязанской области налажено конструктивное взаимодействие с органами

прокуратуры и внутренних дел. Так, в целях устранения причин нарушений

законодательства о выборах различного уровня прокуратурой области опротестовано

8 незаконных правовых актов, внесено 36 представлений, вынесено 20

постановлений о возбуждении производства по делам об административных

правонарушениях, возбуждено 4 уголовных дела по факту незаконного использования

бюджетных средств, выделенных на проведение выборов. Прокуратурой области

осуществляется эффективный надзор за рассмотрением жалоб избирателей,

поступающих в период избирательных кампаний в органы внутренних дел.

Представители прокуратуры и органов внутренних дел регулярно участвуют в

семинарах и иных мероприятиях, которые устраиваются для организаторов выборов.

Председатель Комиссии приглашается на координационные совещания, проводимые

прокурором области в период подготовки и проведения выборов.

Взаимодействие с

правоохранительными органами оказывает значительную помощь Избирательной

комиссии Рязанской области при рассмотрении жалоб на нарушение избирательного

законодательства. Так, при проведении выборов главы администрации Рязанской

области в Комиссию поступали жалобы на нарушения правил ведения предвыборной

агитации газетами "Президент" и "Русь Державная", редакции

которых зарегистрированы и находятся в городе Москве. При содействии

прокуратуры области соответствующая информация была направлена прокурору города

Москвы, который внес в редакции указанных газет представления об устранении

нарушений закона.

В работе комиссий по

рассмотрению обращений участников избирательного процесса большое значение

имеет выявление и устранение причин возникновения избирательных споров.

Зачастую обращения в комиссии связаны с отсутствием у избирателей необходимой

информации о проведения выборов. Так, регулярно издается Информационный

бюллетень Избирательной комиссии Астраханской области, в котором публикуются

федеральные и региональные избирательные законы, нормативные акты Комиссии,

разъяснения по порядку проведения тех или иных избирательных процедур и другие

материалы. Кроме того, Комиссия регулярно издает доклады о своей деятельности

за определенный период, где подробно освещаются все поступившие в Комиссию за

это время обращения и принятые по ним решения.

В период избирательных

кампаний председатели комиссий выступают в телеэфире с разъяснениями о ходе

избирательной кампании и отвечают на вопросы избирателей в режиме диалога в

эфире.

С точки зрения

расширения открытости и гласности избирательного процесса, а также организации

оперативного рассмотрения обращений избирателей представляет интерес так

называемый телемарафон "Астраханцы выбирают...", который проводится с

1996 года в день голосования по выборам различного уровня. Для марафона

предоставляется объединенный эфир негосударственных региональных

телерадиокомпаний, в котором освещается ход выборов. Избирателям сообщаются

контактные телефоны, в том числе избирательных комиссий, и 7 групп

тележурналистов находятся в постоянной готовности выехать по обращению

избирателя для освещения в эфире возникшего вопроса.

В Рязанской области

также подробно освещается в телеэфире весь ход голосования с прямыми включениями

и отчетами на вопросы избирателей.

Поскольку наибольшее

число обращений в комиссии связано с нарушениями правил проведения предвыборной

агитации, большое внимание уделяется работе со СМИ. В частности, накануне

проведения выборов члены комиссий проводят встречи с руководством областных

СМИ.

Избирательная комиссия

Астраханской области по окончании избирательных кампаний проводит встречи с

руководством СМИ в режиме "круглого стола", на которых вырабатываются

единые подходы к освещению будущих избирательных кампаний на примере проблем,

возникших в период прошедших выборов. Так, на одном из таких "круглых

столов" было выработано соглашение о единых для СМИ области принципах

освещения выборов, которые при последующих избирательных кампаниях сторонами строго

соблюдались.

Цели предупреждения

жалоб и заявлений граждан служит работа комиссий с органами государственной

власти области и местного самоуправления, представители которых обязательно

заслушиваются на заседаниях комиссий по вопросам оказания содействия

деятельности избирательным комиссиям и готовности к проведению избирательных

кампаний соответствующего уровня.

Работа комиссий по

рассмотрению обращений проходит гласно, открыто, с привлечением общественности,

ее результаты периодически обнародуются. Создание для рассмотрения обращений

рабочих групп, в которые входят не только члены избирательных комиссий, придает

этому процессу неформальный, демократический характер, что способствует

созданию благоприятной атмосферы сотрудничества и доверия между участниками

избирательного процесса, соблюдению ими этических норм. Деятельность

избирательных комиссий по рассмотрению обращений в строгом соответствии с

законом повышает их авторитет и вызывает уважение участников избирательного

процесса. Доказательством этого является то, что избирательные объединения

обращаются в Избирательную комиссию Астраханской области за различного рода

разъяснениями, касающимися правоприменительной практики, а в период

избирательных кампаний за урегулированием конфликтов, возникших между ними в

ходе предвыборной борьбы.

Вышеизложенный опыт

комиссий в деле рассмотрения обращений участников избирательного процесса дает

основания считать целесообразным распространение его среди избирательных

комиссий субъектов Российской Федерации с целью совершенствования этого

важнейшего направления работы, выработки новых, более эффективных ее форм, что

необходимо для снижения напряженности и конфликтности избирательного процесса.

[отформатировано: 20.06.2001 оператор НЦПИ - Батунина Г.П.]

[проверено: 21.06.2001 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать