Основная информация
Дата опубликования: | 20 апреля 2001г. |
Номер документа: | Р0103567 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
<30>
<30>
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ
КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20.04.2001 N 127/1253-3
О РАБОТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ
КОМИССИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
И ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАССМОТРЕНИЮ
ОБРАЩЕНИЙ УЧАСТНИКОВ
ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Заслушав информацию о
работе Избирательной комиссии Астраханской области и Избирательной комиссии
Рязанской области, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
отмечает, что указанные комиссии рассматривают обращения участников
избирательного процесса при проведении выборов в органы государственной власти
и местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Принимаются меры по предупреждению нарушений избирательных прав граждан,
регулярно проводится работа среди участников избирательного процесса по
разъяснению норм избирательного законодательства. Избирательная комиссия
Астраханской области в процессе рассмотрения обращений избирателей эффективно
использует принцип гласности, взаимодействуя со средствами массовой информации.
Избирательная комиссия Рязанской области в работе с жалобами и заявлениями
участников избирательного процесса активно взаимодействует с органами прокуратуры
и внутренних дел.
С учетом изложенного,
руководствуясь статьей 22 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
постановляет:
1. Принять к сведению
информацию о работе Избирательной комиссии Астраханской области и Избирательной
комиссии Рязанской области по рассмотрению обращений участников избирательного
процесса при проведении выборов в органы государственной власти и местного
самоуправления.
2. Довести до сведения
избирательных комиссий субъектов Российской Федерации записку о работе
Избирательной комиссии Астраханской области и Избирательной комиссии Рязанской
области по рассмотрению обращений участников избирательного процесса при
проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.
3. Рекомендовать
избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации рассмотреть на своих
заседаниях вопрос о состоянии дел по рассмотрению обращений участников
избирательного процесса, уделив особое внимание выработке комплекса мер по
взаимодействию с органами прокуратуры и внутренних дел.
4. Опубликовать
настоящее постановление и записку в журнале "Вестник Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации А.А. ВЕШНЯКОВ
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации О.К. ЗАСТРОЖНАЯ
Приложение
к
постановлению Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 20
апреля 2001 года N 127/1253-3
О работе Избирательной
комиссии Астраханской области
и Избирательной комиссии
Рязанской области по
рассмотрению обращений
участников избирательного
процесса при проведении
выборов в органы
государственной власти и
органы местного самоуправления
Избирательная комиссия
Астраханской области и Избирательная комиссия Рязанской области (далее -
комиссии) в соответствии с избирательным законодательством осуществляют работу
по рассмотрению обращений участников избирательного процесса.
В ходе проведения
выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления
Астраханской области в 2000 году в Избирательную комиссию Астраханской области
поступило 90 обращений участников избирательного процесса. В Рязанской области
избирательные кампании по выборам в органы государственной власти и органы
местного самоуправления проходили в период с декабря 2000 года по март 2001
года, за это время в Избирательную комиссию Рязанской области поступило 168
обращений.
Наибольшее количество
обращений поступило в Избирательную комиссию Астраханской области в ходе
проведения выборов в органы местного самоуправления (43) и в Избирательную
комиссию Рязанской области в период избирательной кампании по выборам главы
администрации Рязанской области (79). Подавляющее большинство обращений
участников избирательного процесса в Избирательную комиссию Астраханской
области (75) и в Избирательную комиссию Рязанской области (107) касается
вопросов проведения предвыборной агитации. Среди остальных обращений чаще всего
встречаются связанные с регистрацией кандидатов, формированием избирательных
комиссий, формированием и расходованием средств избирательных фондов
кандидатов, проверкой списков избирателей, порядком подсчета голосов и
установлением итогов голосования, разъяснением избирательного законодательства.
В комиссиях действует
автоматизированная система делопроизводства, с помощью которой регистрируются
поступающие обращения, их движение, результаты рассмотрения и ответы
заявителям. Аналогичные сведения содержатся в специальных регистрационных
журналах.
Как правило,
поступившие обращения направляются председателями комиссий для предварительного
рассмотрения в созданные решениями комиссий рабочие группы. В каждой комиссии
имеются две рабочие группы, в задачи которых входит предварительное
рассмотрение обращений. Одна из них действует на постоянной основе, другая
создается в период выборов. В исключительных случаях обращения рассматриваются
председателями комиссий единолично на основании проверки, осуществленной их
аппаратом. В аппарате комиссий имеются юридические группы.
Так, в Избирательной
комиссии Астраханской области на постоянной основе работает группа по вопросам
агитации, взаимодействия со средствами массовой информации и общественными
объединениями, в которую наряду с членами Комиссии входят представители СМИ,
аппарата Комиссии и аппарата администрации области. На период проведения
выборов различных уровней создается рабочая группа по предварительному
рассмотрению жалоб на решения и действия (бездействие) нижестоящих
избирательных комиссий.
В Избирательной
комиссии Рязанской области постоянно действует рабочая группа по
предварительному рассмотрению жалоб и заявлений избирателей, состоящая из
четырех членов Комиссии с правом решающего голоса, а в период избирательных
кампаний создается рабочая группа по контролю за соблюдением участниками избирательного
процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации. Группа состоит из
13 членов, в нее входят члены Комиссии с правом решающего и совещательного
голоса, представители СМИ и аппарата администрации области.
Указанные рабочие
группы предварительно рассматривают жалобы и заявления, после чего эти
обращения рассматриваются на заседании комиссий. По результатам рассмотрения
заявителям направляется ответ за подписью председателей комиссий. Рассмотрение
обращений на рабочих группах и заседаниях комиссий осуществляется с участием
заявителей.
Представляет интерес
деятельность созданного при Избирательной комиссии Астраханской области
Наблюдательного совета по контролю за соблюдением порядка и правил проведения
предвыборной агитации.
Наблюдательный совет -
постоянно действующий орган, осуществляющий работу на основании Положения,
принятого Комиссией. Совет, состоящий из 13 членов, большинство из которых
представители средств массовой информации, формируется на конкурсной основе, о
чем объявляется через СМИ области. Рекомендации по кандидатурам членов Совета
представляются различными СМИ, после чего на заседании Комиссии тайным
голосованием утверждается состав Совета. Наблюдательный совет дает заключения
по поступившим в Комиссию обращениям, касающимся проведения предвыборной
агитации. При рассмотрении вопроса Совет дает экспертную оценку, является ли
обжалуемая деятельность предвыборной агитацией и какая норма закона была
нарушена. Затем вместе с заключением Совета вопрос вносится на рассмотрение
Комиссии, по результатам рассмотрения дается ответ заявителю.
В Избирательной
комиссии Рязанской области существует практика ежедневного личного приема
граждан председателем и секретарем в период проведения выборов различных
уровней. Во время личного приема даются разъяснения избирательного
законодательства, разрешаются иные вопросы избирателей и других участников
избирательного процесса. Личная работа с гражданами позволяет уменьшить
количество письменных обращений в Комиссию.
Практика Володарской
территориальной избирательной комиссии Астраханской области, члены которой в
период избирательных кампаний ежедневно выезжают на избирательные участки для
работы с избирателями и организаторами выборов, помогает избежать правовых
конфликтов и письменных обращений. В указанную территориальную избирательную
комиссию поступают только устные обращения, которые фиксируются в журнале и
разрешаются при выезде представителей комиссии на место.
Качественное и
эффективное рассмотрение обращений обеспечивается за единообразия и унификации
процесса их рассмотрения, а также совместного рассмотрения обращений
избирательными комиссиями различного уровня. Например, в рассмотрении особо
острых избирательных споров территориальными избирательными комиссиями
участвуют представители Избирательной комиссии Астраханской области.
Избирательной
комиссией Рязанской области налажено конструктивное взаимодействие с органами
прокуратуры и внутренних дел. Так, в целях устранения причин нарушений
законодательства о выборах различного уровня прокуратурой области опротестовано
8 незаконных правовых актов, внесено 36 представлений, вынесено 20
постановлений о возбуждении производства по делам об административных
правонарушениях, возбуждено 4 уголовных дела по факту незаконного использования
бюджетных средств, выделенных на проведение выборов. Прокуратурой области
осуществляется эффективный надзор за рассмотрением жалоб избирателей,
поступающих в период избирательных кампаний в органы внутренних дел.
Представители прокуратуры и органов внутренних дел регулярно участвуют в
семинарах и иных мероприятиях, которые устраиваются для организаторов выборов.
Председатель Комиссии приглашается на координационные совещания, проводимые
прокурором области в период подготовки и проведения выборов.
Взаимодействие с
правоохранительными органами оказывает значительную помощь Избирательной
комиссии Рязанской области при рассмотрении жалоб на нарушение избирательного
законодательства. Так, при проведении выборов главы администрации Рязанской
области в Комиссию поступали жалобы на нарушения правил ведения предвыборной
агитации газетами "Президент" и "Русь Державная", редакции
которых зарегистрированы и находятся в городе Москве. При содействии
прокуратуры области соответствующая информация была направлена прокурору города
Москвы, который внес в редакции указанных газет представления об устранении
нарушений закона.
В работе комиссий по
рассмотрению обращений участников избирательного процесса большое значение
имеет выявление и устранение причин возникновения избирательных споров.
Зачастую обращения в комиссии связаны с отсутствием у избирателей необходимой
информации о проведения выборов. Так, регулярно издается Информационный
бюллетень Избирательной комиссии Астраханской области, в котором публикуются
федеральные и региональные избирательные законы, нормативные акты Комиссии,
разъяснения по порядку проведения тех или иных избирательных процедур и другие
материалы. Кроме того, Комиссия регулярно издает доклады о своей деятельности
за определенный период, где подробно освещаются все поступившие в Комиссию за
это время обращения и принятые по ним решения.
В период избирательных
кампаний председатели комиссий выступают в телеэфире с разъяснениями о ходе
избирательной кампании и отвечают на вопросы избирателей в режиме диалога в
эфире.
С точки зрения
расширения открытости и гласности избирательного процесса, а также организации
оперативного рассмотрения обращений избирателей представляет интерес так
называемый телемарафон "Астраханцы выбирают...", который проводится с
1996 года в день голосования по выборам различного уровня. Для марафона
предоставляется объединенный эфир негосударственных региональных
телерадиокомпаний, в котором освещается ход выборов. Избирателям сообщаются
контактные телефоны, в том числе избирательных комиссий, и 7 групп
тележурналистов находятся в постоянной готовности выехать по обращению
избирателя для освещения в эфире возникшего вопроса.
В Рязанской области
также подробно освещается в телеэфире весь ход голосования с прямыми включениями
и отчетами на вопросы избирателей.
Поскольку наибольшее
число обращений в комиссии связано с нарушениями правил проведения предвыборной
агитации, большое внимание уделяется работе со СМИ. В частности, накануне
проведения выборов члены комиссий проводят встречи с руководством областных
СМИ.
Избирательная комиссия
Астраханской области по окончании избирательных кампаний проводит встречи с
руководством СМИ в режиме "круглого стола", на которых вырабатываются
единые подходы к освещению будущих избирательных кампаний на примере проблем,
возникших в период прошедших выборов. Так, на одном из таких "круглых
столов" было выработано соглашение о единых для СМИ области принципах
освещения выборов, которые при последующих избирательных кампаниях сторонами строго
соблюдались.
Цели предупреждения
жалоб и заявлений граждан служит работа комиссий с органами государственной
власти области и местного самоуправления, представители которых обязательно
заслушиваются на заседаниях комиссий по вопросам оказания содействия
деятельности избирательным комиссиям и готовности к проведению избирательных
кампаний соответствующего уровня.
Работа комиссий по
рассмотрению обращений проходит гласно, открыто, с привлечением общественности,
ее результаты периодически обнародуются. Создание для рассмотрения обращений
рабочих групп, в которые входят не только члены избирательных комиссий, придает
этому процессу неформальный, демократический характер, что способствует
созданию благоприятной атмосферы сотрудничества и доверия между участниками
избирательного процесса, соблюдению ими этических норм. Деятельность
избирательных комиссий по рассмотрению обращений в строгом соответствии с
законом повышает их авторитет и вызывает уважение участников избирательного
процесса. Доказательством этого является то, что избирательные объединения
обращаются в Избирательную комиссию Астраханской области за различного рода
разъяснениями, касающимися правоприменительной практики, а в период
избирательных кампаний за урегулированием конфликтов, возникших между ними в
ходе предвыборной борьбы.
Вышеизложенный опыт
комиссий в деле рассмотрения обращений участников избирательного процесса дает
основания считать целесообразным распространение его среди избирательных
комиссий субъектов Российской Федерации с целью совершенствования этого
важнейшего направления работы, выработки новых, более эффективных ее форм, что
необходимо для снижения напряженности и конфликтности избирательного процесса.
[отформатировано: 20.06.2001 оператор НЦПИ - Батунина Г.П.]
[проверено: 21.06.2001 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]
<30>
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ
КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20.04.2001 N 127/1253-3
О РАБОТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ
КОМИССИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
И ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАССМОТРЕНИЮ
ОБРАЩЕНИЙ УЧАСТНИКОВ
ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Заслушав информацию о
работе Избирательной комиссии Астраханской области и Избирательной комиссии
Рязанской области, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
отмечает, что указанные комиссии рассматривают обращения участников
избирательного процесса при проведении выборов в органы государственной власти
и местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Принимаются меры по предупреждению нарушений избирательных прав граждан,
регулярно проводится работа среди участников избирательного процесса по
разъяснению норм избирательного законодательства. Избирательная комиссия
Астраханской области в процессе рассмотрения обращений избирателей эффективно
использует принцип гласности, взаимодействуя со средствами массовой информации.
Избирательная комиссия Рязанской области в работе с жалобами и заявлениями
участников избирательного процесса активно взаимодействует с органами прокуратуры
и внутренних дел.
С учетом изложенного,
руководствуясь статьей 22 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
постановляет:
1. Принять к сведению
информацию о работе Избирательной комиссии Астраханской области и Избирательной
комиссии Рязанской области по рассмотрению обращений участников избирательного
процесса при проведении выборов в органы государственной власти и местного
самоуправления.
2. Довести до сведения
избирательных комиссий субъектов Российской Федерации записку о работе
Избирательной комиссии Астраханской области и Избирательной комиссии Рязанской
области по рассмотрению обращений участников избирательного процесса при
проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.
3. Рекомендовать
избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации рассмотреть на своих
заседаниях вопрос о состоянии дел по рассмотрению обращений участников
избирательного процесса, уделив особое внимание выработке комплекса мер по
взаимодействию с органами прокуратуры и внутренних дел.
4. Опубликовать
настоящее постановление и записку в журнале "Вестник Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации А.А. ВЕШНЯКОВ
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации О.К. ЗАСТРОЖНАЯ
Приложение
к
постановлению Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 20
апреля 2001 года N 127/1253-3
О работе Избирательной
комиссии Астраханской области
и Избирательной комиссии
Рязанской области по
рассмотрению обращений
участников избирательного
процесса при проведении
выборов в органы
государственной власти и
органы местного самоуправления
Избирательная комиссия
Астраханской области и Избирательная комиссия Рязанской области (далее -
комиссии) в соответствии с избирательным законодательством осуществляют работу
по рассмотрению обращений участников избирательного процесса.
В ходе проведения
выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления
Астраханской области в 2000 году в Избирательную комиссию Астраханской области
поступило 90 обращений участников избирательного процесса. В Рязанской области
избирательные кампании по выборам в органы государственной власти и органы
местного самоуправления проходили в период с декабря 2000 года по март 2001
года, за это время в Избирательную комиссию Рязанской области поступило 168
обращений.
Наибольшее количество
обращений поступило в Избирательную комиссию Астраханской области в ходе
проведения выборов в органы местного самоуправления (43) и в Избирательную
комиссию Рязанской области в период избирательной кампании по выборам главы
администрации Рязанской области (79). Подавляющее большинство обращений
участников избирательного процесса в Избирательную комиссию Астраханской
области (75) и в Избирательную комиссию Рязанской области (107) касается
вопросов проведения предвыборной агитации. Среди остальных обращений чаще всего
встречаются связанные с регистрацией кандидатов, формированием избирательных
комиссий, формированием и расходованием средств избирательных фондов
кандидатов, проверкой списков избирателей, порядком подсчета голосов и
установлением итогов голосования, разъяснением избирательного законодательства.
В комиссиях действует
автоматизированная система делопроизводства, с помощью которой регистрируются
поступающие обращения, их движение, результаты рассмотрения и ответы
заявителям. Аналогичные сведения содержатся в специальных регистрационных
журналах.
Как правило,
поступившие обращения направляются председателями комиссий для предварительного
рассмотрения в созданные решениями комиссий рабочие группы. В каждой комиссии
имеются две рабочие группы, в задачи которых входит предварительное
рассмотрение обращений. Одна из них действует на постоянной основе, другая
создается в период выборов. В исключительных случаях обращения рассматриваются
председателями комиссий единолично на основании проверки, осуществленной их
аппаратом. В аппарате комиссий имеются юридические группы.
Так, в Избирательной
комиссии Астраханской области на постоянной основе работает группа по вопросам
агитации, взаимодействия со средствами массовой информации и общественными
объединениями, в которую наряду с членами Комиссии входят представители СМИ,
аппарата Комиссии и аппарата администрации области. На период проведения
выборов различных уровней создается рабочая группа по предварительному
рассмотрению жалоб на решения и действия (бездействие) нижестоящих
избирательных комиссий.
В Избирательной
комиссии Рязанской области постоянно действует рабочая группа по
предварительному рассмотрению жалоб и заявлений избирателей, состоящая из
четырех членов Комиссии с правом решающего голоса, а в период избирательных
кампаний создается рабочая группа по контролю за соблюдением участниками избирательного
процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации. Группа состоит из
13 членов, в нее входят члены Комиссии с правом решающего и совещательного
голоса, представители СМИ и аппарата администрации области.
Указанные рабочие
группы предварительно рассматривают жалобы и заявления, после чего эти
обращения рассматриваются на заседании комиссий. По результатам рассмотрения
заявителям направляется ответ за подписью председателей комиссий. Рассмотрение
обращений на рабочих группах и заседаниях комиссий осуществляется с участием
заявителей.
Представляет интерес
деятельность созданного при Избирательной комиссии Астраханской области
Наблюдательного совета по контролю за соблюдением порядка и правил проведения
предвыборной агитации.
Наблюдательный совет -
постоянно действующий орган, осуществляющий работу на основании Положения,
принятого Комиссией. Совет, состоящий из 13 членов, большинство из которых
представители средств массовой информации, формируется на конкурсной основе, о
чем объявляется через СМИ области. Рекомендации по кандидатурам членов Совета
представляются различными СМИ, после чего на заседании Комиссии тайным
голосованием утверждается состав Совета. Наблюдательный совет дает заключения
по поступившим в Комиссию обращениям, касающимся проведения предвыборной
агитации. При рассмотрении вопроса Совет дает экспертную оценку, является ли
обжалуемая деятельность предвыборной агитацией и какая норма закона была
нарушена. Затем вместе с заключением Совета вопрос вносится на рассмотрение
Комиссии, по результатам рассмотрения дается ответ заявителю.
В Избирательной
комиссии Рязанской области существует практика ежедневного личного приема
граждан председателем и секретарем в период проведения выборов различных
уровней. Во время личного приема даются разъяснения избирательного
законодательства, разрешаются иные вопросы избирателей и других участников
избирательного процесса. Личная работа с гражданами позволяет уменьшить
количество письменных обращений в Комиссию.
Практика Володарской
территориальной избирательной комиссии Астраханской области, члены которой в
период избирательных кампаний ежедневно выезжают на избирательные участки для
работы с избирателями и организаторами выборов, помогает избежать правовых
конфликтов и письменных обращений. В указанную территориальную избирательную
комиссию поступают только устные обращения, которые фиксируются в журнале и
разрешаются при выезде представителей комиссии на место.
Качественное и
эффективное рассмотрение обращений обеспечивается за единообразия и унификации
процесса их рассмотрения, а также совместного рассмотрения обращений
избирательными комиссиями различного уровня. Например, в рассмотрении особо
острых избирательных споров территориальными избирательными комиссиями
участвуют представители Избирательной комиссии Астраханской области.
Избирательной
комиссией Рязанской области налажено конструктивное взаимодействие с органами
прокуратуры и внутренних дел. Так, в целях устранения причин нарушений
законодательства о выборах различного уровня прокуратурой области опротестовано
8 незаконных правовых актов, внесено 36 представлений, вынесено 20
постановлений о возбуждении производства по делам об административных
правонарушениях, возбуждено 4 уголовных дела по факту незаконного использования
бюджетных средств, выделенных на проведение выборов. Прокуратурой области
осуществляется эффективный надзор за рассмотрением жалоб избирателей,
поступающих в период избирательных кампаний в органы внутренних дел.
Представители прокуратуры и органов внутренних дел регулярно участвуют в
семинарах и иных мероприятиях, которые устраиваются для организаторов выборов.
Председатель Комиссии приглашается на координационные совещания, проводимые
прокурором области в период подготовки и проведения выборов.
Взаимодействие с
правоохранительными органами оказывает значительную помощь Избирательной
комиссии Рязанской области при рассмотрении жалоб на нарушение избирательного
законодательства. Так, при проведении выборов главы администрации Рязанской
области в Комиссию поступали жалобы на нарушения правил ведения предвыборной
агитации газетами "Президент" и "Русь Державная", редакции
которых зарегистрированы и находятся в городе Москве. При содействии
прокуратуры области соответствующая информация была направлена прокурору города
Москвы, который внес в редакции указанных газет представления об устранении
нарушений закона.
В работе комиссий по
рассмотрению обращений участников избирательного процесса большое значение
имеет выявление и устранение причин возникновения избирательных споров.
Зачастую обращения в комиссии связаны с отсутствием у избирателей необходимой
информации о проведения выборов. Так, регулярно издается Информационный
бюллетень Избирательной комиссии Астраханской области, в котором публикуются
федеральные и региональные избирательные законы, нормативные акты Комиссии,
разъяснения по порядку проведения тех или иных избирательных процедур и другие
материалы. Кроме того, Комиссия регулярно издает доклады о своей деятельности
за определенный период, где подробно освещаются все поступившие в Комиссию за
это время обращения и принятые по ним решения.
В период избирательных
кампаний председатели комиссий выступают в телеэфире с разъяснениями о ходе
избирательной кампании и отвечают на вопросы избирателей в режиме диалога в
эфире.
С точки зрения
расширения открытости и гласности избирательного процесса, а также организации
оперативного рассмотрения обращений избирателей представляет интерес так
называемый телемарафон "Астраханцы выбирают...", который проводится с
1996 года в день голосования по выборам различного уровня. Для марафона
предоставляется объединенный эфир негосударственных региональных
телерадиокомпаний, в котором освещается ход выборов. Избирателям сообщаются
контактные телефоны, в том числе избирательных комиссий, и 7 групп
тележурналистов находятся в постоянной готовности выехать по обращению
избирателя для освещения в эфире возникшего вопроса.
В Рязанской области
также подробно освещается в телеэфире весь ход голосования с прямыми включениями
и отчетами на вопросы избирателей.
Поскольку наибольшее
число обращений в комиссии связано с нарушениями правил проведения предвыборной
агитации, большое внимание уделяется работе со СМИ. В частности, накануне
проведения выборов члены комиссий проводят встречи с руководством областных
СМИ.
Избирательная комиссия
Астраханской области по окончании избирательных кампаний проводит встречи с
руководством СМИ в режиме "круглого стола", на которых вырабатываются
единые подходы к освещению будущих избирательных кампаний на примере проблем,
возникших в период прошедших выборов. Так, на одном из таких "круглых
столов" было выработано соглашение о единых для СМИ области принципах
освещения выборов, которые при последующих избирательных кампаниях сторонами строго
соблюдались.
Цели предупреждения
жалоб и заявлений граждан служит работа комиссий с органами государственной
власти области и местного самоуправления, представители которых обязательно
заслушиваются на заседаниях комиссий по вопросам оказания содействия
деятельности избирательным комиссиям и готовности к проведению избирательных
кампаний соответствующего уровня.
Работа комиссий по
рассмотрению обращений проходит гласно, открыто, с привлечением общественности,
ее результаты периодически обнародуются. Создание для рассмотрения обращений
рабочих групп, в которые входят не только члены избирательных комиссий, придает
этому процессу неформальный, демократический характер, что способствует
созданию благоприятной атмосферы сотрудничества и доверия между участниками
избирательного процесса, соблюдению ими этических норм. Деятельность
избирательных комиссий по рассмотрению обращений в строгом соответствии с
законом повышает их авторитет и вызывает уважение участников избирательного
процесса. Доказательством этого является то, что избирательные объединения
обращаются в Избирательную комиссию Астраханской области за различного рода
разъяснениями, касающимися правоприменительной практики, а в период
избирательных кампаний за урегулированием конфликтов, возникших между ними в
ходе предвыборной борьбы.
Вышеизложенный опыт
комиссий в деле рассмотрения обращений участников избирательного процесса дает
основания считать целесообразным распространение его среди избирательных
комиссий субъектов Российской Федерации с целью совершенствования этого
важнейшего направления работы, выработки новых, более эффективных ее форм, что
необходимо для снижения напряженности и конфликтности избирательного процесса.
[отформатировано: 20.06.2001 оператор НЦПИ - Батунина Г.П.]
[проверено: 21.06.2001 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: