Основная информация

Дата опубликования: 20 мая 2008г.
Номер документа: В200802101
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0802101

В200802101

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.07.2008, N 7, СТР. 159

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20.05.2008 N 867/08

НЕНАДЛЕЖАЩАЯ РЕКЛАМА

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;

членов Президиума: Андреева Е.И., Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. - рассмотрел заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт - Петербургу и Ленинградской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт - Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2007 по делу N А56-9693/2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.09.2007 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи Андреева Е.И., Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Центр Передовых Технологий "Вита Ли" Санкт - Петербург" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - антимонопольный орган) от 09.02.2007 N 09-14 о признании ненадлежащей рекламы биогеля "Ламидан".

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2007 оспариваемое решение антимонопольного органа признано недействительным. В части требования об отмене решения антимонопольного органа производство по делу прекращено.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 28.09.2007 решение суда первой инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора антимонопольный орган просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, не передавая дело на новое рассмотрение.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты в части прекращения производства по делу соответствуют положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в остальной части заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судами, реклама биогеля "Ламидан" в соответствии с заключенными обществом договорами распространялась в эфире радиостанциями "Радио России - Санкт-Петербург" и "Радио Эхо Петербурга".

Антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы биогеля "Ламидан" принято решение от 09.02.2007 N 09-14, которым реклама признана ненадлежащей ввиду нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ; НГР:Р0600605 "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон), выразившегося в наличии не соответствующих действительности сведений о потребительских свойствах товара, и нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Закона, выразившегося в указании в рекламе биогеля "Ламидан", не являющегося лечебно-профилактическим средством, на его положительное влияние на течение ряда болезней.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обществом не допущено нарушений норм Закона о рекламе, и признал решение антимонопольного органа недействительным, сославшись, в частности, на следующие обстоятельства: достоверность сведений, содержащихся в рекламе биогеля "Ламидан", подтверждена сертификатом соответствия, техническими условиями "Продукты из бурых морских водорослей", отчетами о научно-исследовательских работах; в рекламе биогеля "Ламидан" не имеется прямого указания на лечебные качества этого продукта, способные положительно влиять на течение ряда болезней.

Суд кассационной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.

Между тем судами первой и кассационной инстанций не учтено следующее.

Пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из текстов интервью со специалистами общества, транслируемых радиостанциями в качестве рекламы биогеля "Ламидан", следует, что в этой рекламе перечисляются различные заболевания при одновременном упоминании биогеля как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.

Так, в рекламе, распространенной в июле 2006 года радиостанцией "Радио Эхо Петербурга", содержится информация, указывающая на положительное влияние биогеля "Ламидан" на течение таких заболеваний, как гипертония, стенокардия, инсульт, инфаркт, остеопороз, артрит, артроз, а также на снижение риска заболеваний тромбофлебитом и варикозом. В частности, в интервью со специалистом общества говорится: "Компоненты "Ламидана" способны активизировать обменные процессы, и уже этим улучшается состояние опорно-двигательного аппарата. "Ламидан" способен в комплексной терапии гасить воспаление, стимулировать восстановительные процессы в хрящевой и межпозвонковой ткани, повышать синтез коллагена, нормализовывать циркуляцию крови в околосуставной области. "Ламидан" - удачное решение, чтобы снизить риск заболеваниями тромбофлебитом и варикозом... Именно таким средством является "Ламидан", используемый для снижения риска развития заболеваний сердечно-сосудистой системы: гипертонии, аритмии, стенокардии, ишемии, тромбофлебитов и тромбозов, инфаркта и инсульта. ...Имеет свойство тормозить процесс образования атеросклеротических бляшек".

В интервью с другим специалистом общества содержится такое высказывание: "Ламидан" эффективен и в профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта: язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритов, колитов, энтеритов, энтероколитов, дисбактериозов... "Ламидан" используется в профилактике йододефицитных состояний, нарушений обмена веществ, в том числе сахарного диабета, заболеваний эндокринной системы в целом и щитовидной железы в частности".

Аналогичная информация имеется и в других интервью, транслируемых упомянутыми радиостанциями.

Это свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому товару именно как к средству, оказывающему профилактическое и лечебное воздействие.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ; НГР:Р9802655 "О лекарственных средствах" (далее - Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно статье 19 Закона о лекарственных средствах лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 N 736; НГР:В0602263 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.

В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Между тем установлено, что биогель "Ламидан" зарегистрирован в качестве пищевого продукта, получаемого из бурых морских водорослей, производится для пищевой промышленности и реализации населению с целью употребления в пищу.

Как лекарственное средство данный продукт не зарегистрирован, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные свойства, в том числе профилактические.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указания на лечебные свойства, то есть на положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Однако в рекламе биогеля "Ламидан", распространяемой обществом, содержатся не соответствующие действительности сведения о потребительских свойствах товара, что является нарушением пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, а также указание на его лечебные и профилактические свойства, что не допускается в силу пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

При таких обстоятельствах решение антимонопольного органа признано судами недействительным при отсутствии на то законных оснований.

Следовательно, обжалуемые судебные акты в части признания недействительным решения антимонопольного органа как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт - Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2007 по делу N А56-9693/2007 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.09.2007 по тому же делу в части признания недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт - Петербургу и Ленинградской области от 09.02.2007 N 09-14 отменить.

Обществу с ограниченной ответственностью "Центр Передовых Технологий "Вита Ли" Санкт - Петербург" в удовлетворении заявленного требования в этой части отказать.

В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.

Председательствующий

Е.Ю.ВАЛЯВИНА

[введено: 05.08.2008 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 12.11.2008 редактор НЦПИ - Аксенов С.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 7 от 01.07.2008 Стр. 159
Рубрики правового классификатора: 120.000.000 Информация и информатизация, 120.060.000 Реклама, 140.000.000 Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм, 140.010.000 Здравоохранение (см. также 200.160.040), 140.010.050 Лечебно-профилактическая помощь населению, 140.010.060 Обеспечение населения медикаментами, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции, 180.050.030 Производство по пересмотру решений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать