Основная информация

Дата опубликования: 20 июля 2018г.
Номер документа: RU27000201800745
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Хабаровский край
Принявший орган: Правительство Хабаровского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Правительство Хабаровского края

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20.07.2018 № 271-пр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИЗНАНИЯ СЕМЕЙ
С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, ОРГАНИЗАЦИИ С НИМИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Хабаровского края в работе с семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении, Правительство края ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемый Порядок признания семей с несовершеннолетними детьми находящимися в социально опасном положении, организации с ними межведомственной индивидуальной профилактической работы.

И.о. Председателя

Правительства края

С.В. Щетнёв

УТВЕРЖДЕН

постановлением

Правительства

Хабаровского края

от 20 июля 2018 г. № 271-пр

ПОРЯДОК

признания семей с несовершеннолетними детьми находящимися
в социально опасном положении, организации с ними межведомственной индивидуальной профилактической работы

1. Общие положения

Настоящий Порядок разработан в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – система профилактики) по вопросам признания семей с несовершеннолетними детьми находящимися в социально опасном положении (далее – СОП), организации с ними межведомственной индивидуальной профилактической работы, принятия решения о снятии с семей статуса "СОП".

2. Понятия, используемые в настоящем Порядке

2.1. Для целей настоящего Порядка применяются следующие основные понятия:

межведомственная индивидуальная профилактическая работа – комплекс мероприятий, осуществляемый органами и учреждениями системы профилактики, направленный на социально-педагогическую реабилитацию семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в СОП, и (или) предупреждение совершения несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий, которые реализуются на основании межведомственных индивидуальных профилактических планов, утверждаемых постановлениями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, осуществляющих деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований (далее – муниципальные комиссии);

межведомственный индивидуальный профилактический план – комплекс индивидуально-профилактических мероприятий, проводимый органами и учреждениями системы профилактики с семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в СОП;

ведомственная индивидуальная профилактическая работа – комплекс мероприятий, реализуемый с лицами, указанными в статье 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее – Федеральный закон № 120-ФЗ), органом или учреждением системы профилактики в рамках его компетенции на основании нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности данного органа или учреждения.

2.2. Иные понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе № 120-ФЗ.

3. Основания (критерии) признания семей с несовершеннолетними детьми находящимися в СОП

3.1. Основаниями (критериями) признания семей с несовершеннолетними детьми находящимися в СОП являются:

3.1.1. Отсутствие контроля за поведением несовершеннолетнего со стороны родителей (законных представителей) вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию, способствующее совершению несовершеннолетним противоправных действий (далее – Критерий № 1).

Критерий № 1 устанавливается по данным территориального органа внутренних дел при наличии в семье несовершеннолетних детей:

- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

- содержащихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних;

- употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

- совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного наказания;

- совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

- освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

- совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

- обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

- условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

- которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

- освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они после освобождения (выпуска) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

- осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

- осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

3.1.2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, повлекшее привлечение родителя (законного представителя) к административной ответственности в соответствии со статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ и Критерий № 2 соответственно).

Критерий № 2 устанавливается при привлечении родителей (законных представителей) к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ и определяется по признакам:

- лишение несовершеннолетних минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития;

- отсутствие заботы о физическом и психическом здоровье несовершеннолетних, их нравственном развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе;

- недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, неопытностью родителей (законных представителей);

- трата пособий, компенсаций и выплат, получаемых на содержание несовершеннолетних, в ущерб их интересов;

- нарушение права несовершеннолетних на получение общего образования;

- отказ от медицинского обследования несовершеннолетних или лечения при наличии медицинских показаний.

3.1.3. Злоупотребление родителями (законными представителями) правами родителя (законного представителя) и (или) побуждение несовершеннолетних к совершению противоправных деяний, отрицательное влияние на поведение детей (далее – Критерий № 3).

Критерий № 3 устанавливается на основании сведений о привлечении родителей (законных представителей) к уголовной ответственности, административной ответственности (кроме статьи 5.35 КоАП РФ) за совершение правонарушений против семьи и несовершеннолетних, а также информации органов и учреждений системы профилактики и определяется по признакам:

- вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность, антиобщественное поведение или поощрение подобного поведения;

- оставление несовершеннолетнего без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;

- приобщение несовершеннолетнего к употреблению спиртных напитков, немедицинскому потреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ;

- стойкое антиобщественное поведение родителей (законных представителей): злоупотребление алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, одурманивающими средствами, занятие проституцией, неоднократное совершение преступлений и других правонарушений и т.д.

3.1.4. Жестокое обращение с несовершеннолетними со стороны членов семьи, родственников или лиц, проживающих совместно с ними, но не являющихся родственниками (далее – Критерий № 4).

Критерий № 4 устанавливается на основании сведений органов и учреждений системы профилактики, которые были подтверждены данными правоохранительных органов, и определяется по признакам:

- психологическое насилие над детьми (оскорбление, унижение достоинства ребенка, преднамеренная физическая или социальная изоляция, угрозы в адрес ребенка, негативный психологический климат в семье);

- физическое насилие над детьми (побои, нанесение физических травм и телесных повреждений ребенку, которые могут привести к серьезным нарушениям здоровья);

- покушение на половую неприкосновенность детей, в том числе непринятие мер родителями (законными представителями) при совершении действий сексуального характера в отношении детей третьими лицами.

3.1.5. Неисполнение родителями (законными представителями) обязанностей по содержанию несовершеннолетнего (далее – Критерий № 5).

Критерий № 5 устанавливается на основании сведений органов и учреждений системы профилактики и определяется по признакам:

- отсутствие регулярного питания в соответствии с возрастом;

- несоблюдение по месту жительства санитарно-гигиенических правил, отсутствие ухода за детьми;

- оставление детей по месту проживания (пребывания) или на улице в ситуации, создающей угрозу их жизни и здоровью.

3.2. Основаниями (критериями) признания семей с несовершеннолетними детьми находящимися в СОП являются документы, предусмотренные статьей 6 Федерального закона № 120-ФЗ.

4. Порядок признания семей с несовершеннолетними детьми находящимися в СОП

4.1. Решение о признании семей с несовершеннолетними детьми, проживающих на территории муниципального образования, находящимися в СОП (далее – Решение), принимается муниципальной комиссией, осуществляющей деятельность на территории соответствующего муниципального образования.

4.2. В рамках рассмотрения на заседании муниципальной комиссии документов, подтверждающих основания (критерии), установленные разделом 3 настоящего Порядка, выносится решение:

1) о необходимости проведения ведомственной индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей);

2) о признании семьи с несовершеннолетними детьми находящейся в СОП и проведении с ней межведомственной индивидуальной профилактической работы.

4.3. Решение муниципальной комиссии принимается в форме постановления. Копия постановления не позднее пяти рабочих дней со дня его принятия направляется заинтересованным органам и учреждениям системы профилактики.

5. Проведение межведомственной индивидуальной профилактической работы с семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в СОП

5.1. Межведомственная индивидуальная профилактическая работа с семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в СОП, осуществляется в соответствии с межведомственными индивидуальными профилактическими планами (далее – межведомственный план).

5.2. Межведомственный план предусматривает проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, их родителями (законными представителями), а также иными лицами в случае их совместного проживания с семьей.

5.3. Межведомственный план работы с семьей с несовершеннолетними детьми, находящейся в СОП:

1) утверждается постановлением муниципальной комиссии не позднее 30 дней со дня вынесения постановления о признании семьи с несовершеннолетними детьми находящейся в СОП;

2) направляется всем органам и учреждениям системы профилактики, реализующим мероприятия, предусмотренные межведомственным планом, не позднее трех рабочих дней со дня утверждения.

5.4. Координацию проведения межведомственной индивидуальной профилактической работы с семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в СОП, осуществляет муниципальная комиссия.

Рассмотрение заключений о результатах выполнения межведомственного плана осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие на заседании муниципальной комиссии, по результатам которого выносится постановление:

1) о продолжении работы с семьей и внесении дополнений и изменений в межведомственный план (при этом фиксируется динамика изменений в семье: положительная или отрицательная);

2) о снятии статуса "СОП" в связи с улучшением ситуации;

3) о снятии статуса "СОП" по иным причинам (переезд, достижение совершеннолетия младшим ребенком и т.п.);

4) о невозможности сохранения семьи и сборе соответствующих документов на лишение (ограничение) в родительских правах.

Вопросы организации межведомственной индивидуальной профилактической работы с семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в СОП, должны включаться в повестку дня заседания муниципальной комиссии отдельным вопросом.

5.5. В случае перемены места жительства семьи с несовершеннолетними детьми, находящейся в СОП, муниципальная комиссия, осуществляющая координацию проведения межведомственной индивидуальной профилактической работы, незамедлительно информирует муниципальную комиссию по новому месту проживания семьи.

6. Сроки проведения межведомственной индивидуальной профилактической работы с семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в СОП

Срок проведения межведомственной индивидуальной профилактической работы определяется муниципальной комиссией с учетом положений статьи 7 Федерального закона № 120-ФЗ отдельно в отношении каждой семьи с несовершеннолетними детьми, находящейся в СОП, на основании:

1) оценки обстоятельств, ставших причиной для признания семьи находящейся в СОП;

2) содержания и сроков, необходимых на реализацию мероприятий, которые направлены на выведение семьи из СОП.

7. Основания и порядок принятия решения о снятия с семьи с несовершеннолетними детьми статуса "СОП"

7.1. Основаниями для принятия решения о снятия с семьи с несовершеннолетними детьми статуса "СОП" являются:

1) устранение обстоятельств, ставших основанием для принятия муниципальной комиссией решения о признании семьи с несовершеннолетними детьми находящейся в СОП (нормализация ситуации);

2) вынесение судом решения об отмене постановления муниципальной комиссии о признании семьи с несовершеннолетними детьми находящейся в СОП;

3) лишение родительских прав;

4) перемена места жительства семьи;

5) другие основания (заключение в места лишения свободы обоих родителей или единственного родителя; достижение младшим несовершеннолетним в семье 18-летнего возраста).

Все основания принятия решения о снятия с семьи с несовершеннолетними детьми статуса "СОП" подтверждаются документально.

7.2. Решение о снятии с семьи с несовершеннолетними детьми статуса "СОП" принимается на заседаниях муниципальной комиссии, проводимых в соответствии с планами ее работы, а также по мере необходимости.

8. Заключительные положения

Муниципальные комиссии два раза в год до 20 июля (за первое полугодие) и до 01 февраля (за год нарастающим итогом) формируют отчет об организации и проведении органами и учреждениями системы профилактики межведомственной индивидуальной профилактической работы с семьями с несовершеннолетними детьми, находящимися в СОП, в государственной информационной системе Хабаровского края "Комплексная информационно-аналитическая система Хабаровского края".

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 03.08.2018
Рубрики правового классификатора: 040.000.000 Семья, 040.010.000 Общие положения, 040.080.000 Охрана семьи, материнства, отцовства и детства, 070.080.000 Социальное обслуживание (см. также 200.160.030)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать