Основная информация

Дата опубликования: 20 сентября 2013г.
Номер документа: RU52000201301108
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Правительство Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Правительство Нижегородской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2013 года № 671

Об утверждении областной целевой программы развития Саровского инновационного территориального кластера на 2013 год

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 года № 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров", приказом Минэкономразвития России от 21 мая 2013 года № 275 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 года № 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров" в 2013 году", в целях создания благоприятных условий для развития Саровского инновационного кластера и эффективного экономического развития Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу развития Саровского инновационного территориального кластера на 2013 год (далее - Программа).

2. Рекомендовать администрации города Сарова Нижегородской области принять участие в реализации мероприятий Программы за счет средств местного бюджета.

3. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.

И.о.Губернатора                                                                           В.А.Иванов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Нижегородской области

от 20 сентября 2013 года № 671

Областная целевая программа

развития Саровского инновационного территориального кластера

на 2013 год

(далее - Программа)

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1.1. Наименование Программы

Областная целевая программа развития Саровского инновационного территориального кластера на 2013 год

1.2. Основания для разработки Программы

постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 года № 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров";

приказ Минэкономразвития России от 21 мая 2013 года № 275 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 года № 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров" на 2013 год";

распоряжение Правительства Нижегородской области от 2 августа 2013 года № 1597-р "Об органе исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченном осуществлять взаимодействие с Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 года № 188"

1.3. Государственный заказчик Программы

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

1.4. Основные разработчики Программы

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области;

ФГУП "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики" (по согласованию);

администрация города Сарова Нижегородской области (при условии участия в мероприятиях Программы)

1.5. Основная цель Программы

Создание благоприятных условий для развития Саровского инновационного территориального кластера в целях эффективного экономического развития Нижегородской области

1.6. Основные задачи Программы

Осуществление методического, организационного, экспертно- аналитического и информационного сопровождения развития территориального кластера.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации участников кластера (в том числе за рубежом).

Поддержка инвестиционных проектов участников кластера.

Продвижение инновационных проектов участников кластера (форумы, конференции, семинары, круглые столы) в Российской Федерации и за рубежом.

Развитие на территориях, на которых расположены территориальные кластеры, объектов инновационной и образовательной инфраструктуры.

Развитие на территориях, на которых расположены территориальные кластеры, объектов инженерной и социальной инфраструктуры.

1.7. Сроки реализации Программы

2013 год

Программа реализуется в один этап.

1.8. Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области;

администрация города Сарова Нижегородской области (по согласованию);

ФГУП "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики" (по согласованию);

организации-участники Саровского инновационного территориального кластера (по согласованию)

1.9. Объем и источники финансирования

Источники финансирования

Объём финансирования, тыс. рублей

В рамках действующих программ:

Федеральный бюджет

0.0

Областной бюджет

24 100,0

Местный бюджет

1 500,0

Прочие источники

0,0

ИТОГО

25 600,0

1.1. Комплексная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства Нижегородской области на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 16 сентября 2010 года № 618

Федеральный бюджет

0,00

Областной бюджет

18 100,0

Местный бюджет

0,00

Прочие источники

0,00

1.2. Областная целевая программа "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2013-2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 31 августа 2012 года № 599

Федеральный бюджет

0,00

Областной бюджет

6 000,0

Местный бюджет

1 500,0

Прочие источники

0,00

1.10. Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Нижегородской области.

Оперативное управление реализацией Программы осуществляет министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.

Информация о ходе выполнения Программы представляется в министерство экономики Нижегородской области и другие уполномоченные органы исполнительной власти Нижегородской области.

1.11.Индикаторы достижения цели Программы

Доля предприятий Саровского инновационного кластера в объеме отгруженной инновационной продукции региона, %

19,6

Рост выработки на одного работника организаций - участников, %

111

Рост средней заработной платы работников организаций - участников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, %

110

Рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями - участниками либо одной или более организацией - участником совместно с иностранными организациями, %

112

Рост объема инвестиционных затрат организаций - участников за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций, %

105

Рост объема отгруженной организациями - участниками инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, %

110

Рост совокупной выручки организаций - участников от продаж продукции на внешнем рынке, %

110

Объем экспортируемой продукции предприятиями Саровского инновационного кластера, млн.руб.

540

2. ТЕКСТ ПРОГРАММЫ

2.1. Содержание проблемы

Территорию Саровского инновационного кластера составляют территории закрытого административно-территориального образования города Сарова Нижегородской области (ЗАТО Саров) и Технопарка "Саров", расположенного в 5 км от города Сарова в Дивеевском районе Нижегородской области.

Общее количество участников Саровского инновационного кластера составляет 29 компаний по состоянию на апрель 2013 года. Список основных участников кластера приведен в приложении 1 к настоящей Программе. Общая численность персонала участников Саровского инновационного кластера около 21000 человек. Совокупный объем отгруженной продукции (произведенных товаров и предоставленных услуг) по итогам 2012 года составляет более 25 млрд. рублей.

Список участников кластера является открытым и может изменяться.

Саровский инновационный кластер включает следующих участников:

- градообразующее предприятие ЗАТО Саров - ФГУП "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики" (ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ");

- научно-производственные предприятия малого и среднего бизнеса, расположенные на территории ЗАТО Саров;

- научно-производственные предприятия, расположенные на территории Технопарка "Саров" (выделяются в отдельную группу в связи с нахождением Технопарка в другом административно-территориальном образовании - Дивеевском районе Нижегородской области);

- органы местного самоуправления города Сарова, отвечающие за развитие инфраструктуры и социальное развитие территории;

- научно-образовательные учреждения (школы, вузы, учреждения среднего профессионального образования).

Основные сферы деятельности предприятий - участников кластера: исследования, разработки и производство в области информационных технологий (в том числе суперкомпьютерные технологии и моделирование сложных физических процессов), новых материалов, новой энергетики (в широком спектре направлений), научного и промышленного приборостроения, автоматизированных систем управления технологическими процессами.

Взаимодействие участников кластера строится на принципах партнерского взаимовыгодного сотрудничества, позволяющего достичь синергии при реализации крупных национальных проектов. Области сотрудничества охватывают процессы выпуска продукции/услуг, выработки общей региональной и социальной политики, выполнения научно-исследовательских работ, взаимодействия с Госкорпорацией "Росатом", с региональной и федеральной властью и др.

Взаимодействия между отдельными участниками имеют свою специфику, связанную с профилем деятельности каждой отдельной организации и ее масштабом. Внутреннее взаимодействие участников выстраивается преимущественно вокруг Федерального ядерного центра и Технопарка "Саров", дающих возможность появления и развития наукоемкого малого и среднего бизнеса за счет кадрового и технологического потенциала ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" и возможностей в области коммерциализации на площадке Технопарка "Саров".

Якорная компания Саровского инновационного территориального кластера

Якорная компания - системообразующая для территории расположения кластера и крупнейшая по количеству работающих и объему отгрузки компания кластера, связанная различными отношениями с иными компаниями кластера.

Якорной компанией Саровского инновационного территориального кластера является ФГУП "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики".

ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" - федеральное государственное унитарное предприятие, входящее в структуру Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Институт основан в 1946 году для реализации советского атомного проекта. В настоящее время ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" - крупнейший научно-технический центр России, который успешно решает оборонные, научные и народнохозяйственные задачи. Основной задачей предприятия было и остается обеспечение надежности и безопасности ядерного оружия России.

ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" обладает мощной расчетной, экспериментальной, испытательной, технологической и производственной базой, что позволяет оперативно и качественно решать возлагаемые на него задачи.

В состав ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" входят несколько институтов: теоретической и математической физики, экспериментальной газодинамики и физики взрыва, ядерной и радиационной физики, лазерно-физических исследований, научно-технический центр высоких плотностей энергии, а также конструкторские бюро и тематические центры, объединенные общим научным и административным руководством.

Высокий научно-технический потенциал позволяет ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" расширять сферу исследований и разработок и быстро осваивать новые области высоких технологий, получать научные результаты мирового уровня, проводить уникальные фундаментальные и прикладные исследования.

Во ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" работает 41% трудоспособного населения города Сарова, сконцентрирован основной научно-технический и производственный потенциал.

В городе Сарове сформировалась устойчивая группа компаний малого и среднего бизнеса, ведущих деятельность в сфере разработки и производства высокотехнологической продукции. Эти предприятия созданы, как правило, бывшими сотрудниками ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" и представляют собой опыт успешной коммерциализации проектов в условиях российской экономики. Значительная доля специалистов этих компаний также являются выходцами из ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ", что позволяет им иметь представление о потенциале сотрудничества с институтом, возможностях коммерциализации накопленных в нем компетенций. Все высокотехнологичные компании города Сарова в целом устойчиво прибыльные.

Основные рынки инновационного бизнеса города Сарова - крупные российские производители в нефте-, газодобывающей отрасли, в металлургии, химической промышленности, энергетике (включая атомную), машиностроении, авиастроении, судостроении, производстве строительных материалов, транспорте и т.д. На российском рынке некоторые компании занимают до 30-40% в своих сегментах. Кроме России, продукция поставляется в страны СНГ, страны ЕС, Израиль, Индию, Китай, Ирак, Иран и т.д. Компании практически не конкурируют на внешних рынках между собой, так как занимаются производством разной продукции.

Наиболее перспективными рынками для Саровского кластера являются рынки услуг автоматизации, рынки проектирования сложных систем (включая имитационное моделирование), рынки производства и услуг промышленных лазеров, рынки услуг и исследований в сфере материаловедения и проч. Повышенный потенциал у кластера имеется при выходе на рынки производства и проектирования суперкомпьютеров и грид-систем, а также рынки суперкомпьютерных вычислений (при наличии высоких рисков сокращения рынка и опережающем росте конкуренции).

Маркетинговая стратегия кластера учитывает предложенное распределение рынков и имеет соответствующую ориентацию целей и задач по приоритетным направлениям. Тем не менее, в кластере будут создаваться условия для развития не попадающих в число приоритетных направлений исследовательской, инженерной и производственной деятельности. Следует также отметить, что по результатам проведенного технологического аудита предприятий кластера, а также регулярно проводимого маркетингового анализа перспективных рынков, перечень приоритетных рынков может быть скорректирован.

Устойчивость позиций предприятий Саровского кластера на российском рынке подтверждается участием предприятий кластера в перспективных бизнес-партнерствах и важнейших государственных инициативах, в том числе:

1. ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" занимает лидирующие позиции, как в России, так и за рубежом на рынке суперкомпьютерных технологий.

2. В 2006 году в ГК "Росатом" создан Консорциум предприятий разработчиков - изготовителей оборудования АСУ ТП АЭС. В консорциум входят такие участники кластера как ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ", ООО "НПО ВНИИЭФ-Волгогаз".

3. Сотрудничество участников кластера (ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ", ООО "НПО "ВНИИЭФ-Волгогаз", ООО НТО "Терси-КБ", ООО "ГК Бинар Ко", ООО "ГлобалТест") с ОАО "Газпром".

4. ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" и ряд компаний Технопарка активно сотрудничают с одной из ведущих частных российских корпораций ОАО "АФК "Система" и с рядом ее предприятий.

5. С 2009 года начато сотрудничество с ОАО "РЖД".

6. Начато сотрудничество с предприятиями угольной промышленности: разработана и подписана Программа научно-технического сотрудничества "Разработка и внедрение инновационных технологий добычи и переработки угля".

7. Начата реализация совместных проектов ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" и компаний Технопарка "Саров" с ОАО "Русгидро".

На сегодняшний день ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" и компании малого и среднего бизнеса города Сарова реализовали около двух тысяч проектов и контрактов в рамках международных программ сотрудничества, таких как Инициатива по предотвращению распространения (IPP), Инициатива ядерных городов (NCI), Российско-британская программа "Партнерство атомных городов" (NCP), сотрудничество в рамках Международного научно-технического центра (МНТЦ) и др. Осуществляется экспорт продукции более чем в 60 стран мира.

Сильные и слабые стороны кластера, возможности и угрозы для его развития

Сильные стороны:

- активное развитие градообразующего предприятия ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ", позволяющее привлекать в город Саров новую квалифицированную рабочую силу и являющееся основой для развития инновационного кластера;

- повышенная бюджетная обеспеченность города Сарова, относительно высокое качество жизни в городе, в частности, высокий уровень дошкольного и общего среднего образования;

- наличие развитого малого и среднего высокотехнологического бизнеса, показывающее, что город Саров воспринимается как место, где возможно развитие определенных видов производства;

- постепенная активизация научных, производственных, технологических, кадровых связей между градообразующим предприятием и малым и средним бизнесом;

- широкая сеть международных партнеров;

- наличие широкого спектра научно-технических компетенций, позволяющих работать в интересах системообразующих предприятий большинства отраслей народного хозяйства;

- готовность территории к реализации масштабных проектов национального уровня (успешная реализация в последние годы крупных проектов, таких как, программа развития суперкомпьютерных технологий, создание Технопарка "Саров" и пр.);

- наличие действующих механизмов государственно-частного партнерства (например, реализация программы "Создание научно-производственного кластера "ГК "Росатом" - АФК "Система", Технопарк "Саров" и др.)

Слабые стороны:

- закрытость территории города Сарова, связанная с ограничениями по владению землей и основными средствами, а также ограничения на свободный въезд;

- зависимость рынка труда, части инфраструктуры от градообразующего предприятия;

- недостаток специалистов с современной подготовкой для "прорывного" развития в инновационном направлении; местная система образования на сегодняшний день не может обеспечить необходимое количество высококлассных специалистов в разных областях, недостаточная социальная привлекательность территории, ограничения в передвижении;

- увеличивающийся разрыв в доходах работников градообразующего предприятия ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" и работников, занятых в муниципальном хозяйстве и малом бизнесе;

- ограниченность финансовых ресурсов территории для развития инновационных направлений как на стадии НИОКР, так и на стадии организации производства;

- возможности инновационного развития ЗАТО Саров и расширения рынка труда для высококлассных специалистов осложнены ограничениями инвестирования;

- отсутствие развитой транспортной инфраструктуры.

Возможности для развития кластера:

- возможность реформирования федеральных целевых программ и программ инновационного развития крупных государственных корпораций под задачи, связанные с программой развития кластера;

- геополитическая нестабильность, требующая от РФЯЦ-ВНИИЭФ постоянной активной работы по основной оборонной тематике, что требует постоянного поддержания и совершенствования кадрового потенциала предприятия;

- возрастающая роль науки как основного фактора стратегического конкурентного преимущества страны;

- новые принципы организации оборонной науки и промышленности в мире: широкая кооперация оборонной промышленности с гражданскими производствами, усиливающаяся интернационализация научной деятельности, необходимость развития поддерживающих и смежных отраслей;

- динамичное развитие атомной энергетики в России и в ряде других государств;

- активизация федеральных инициатив в области поддержки инновационной деятельности.

Угрозы для развития кластера:

- активизация кластерной политики в наиболее развитых и динамично развивающихся странах мира;

- конкуренция на рынке инновационных площадок в России, в том числе со стороны других кластеров, особых экономических зон технико-внедренческого типа и т.д. (конкуренция за специалистов, инвестиции, внимание Федерации и пр.);

- отсутствие достаточных средств для поддержки инновационных кластеров на региональном уровне;

- замедление темпов экономического роста в целом по стране и в мире.

Перспективы развития кластера

Основные перспективы развития Саровского инновационного кластера:

1. Увеличение совокупного объема реализации продукции и услуг участников кластера, за счет:

- наращивания темпов коммерциализации технологий ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ", как путем создания гражданских направлений в самом институте, так и путем выделения самостоятельных юридических лиц по отдельным направлениям деятельности;

- увеличение объемов производства компаний малого и среднего бизнеса за счет расширения партнерских научных и производственных связей с ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" и другими крупными компаниями ГК "Росатом", а также создания на территории кластера выгодного инвестиционного климата;

- совместного создания участниками кластера новых производств наукоемкой продукции, запланированных в рамках крупных проектов национального масштаба, например, "Создание национального лазерного центра", "Создание производства запорной арматуры для АЭС", "Создание Центра компетенций и обучения суперкомпьютерным технологиям" и др.;

- привлечения на территорию кластера новых предприятий и капитала за счет конкурентоспособных инфраструктурных, кадровых и производственных условий, выгодного инвестиционного климата.

2. Создание системы профессионального образования, ориентированной на внешние, по отношению к территории кластера, рынки, то есть перевод профессионального образования с уровня подготовки кадров для нужд только предприятий кластера на уровень отдельного вида деятельности общероссийского масштаба, что позволит:

- увеличить общие объемы реализации предприятий кластера;

- тиражировать знания и продукцию, создаваемые предприятиями Саровского инновационного кластера.

- обеспечивать потребности предприятий Саровского инновационного кластера лучшими кадрами.

3. Создание комфортных условий для жизни и работы на территории Саровского инновационного кластера, что позволит:

- обеспечить концентрацию (необходимую "критическую массу") высококвалифицированных специалистов на данной территории;

- привлечь новых инвесторов на территорию;

- сделать территорию кластера конкурентоспособной постоянно действующей площадкой для проведения научных мероприятий, образовательной деятельности, туристических, спортивных, культурных мероприятий.

К 2020 году реализация предусмотренных Программой направлений позволит обеспечить достижение следующих положительных эффектов:

- четырехкратное увеличение совокупного объема отгрузки товаров и услуг собственного производства предприятиями кластера;

- увеличение доли инновационного гражданского сектора в общем объеме работ ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ";

- обеспечение реализации участниками кластера крупных совместных проектов, предусматривающих производство конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Научно-технологический, образовательный и производственный потенциалы

Саровского инновационного территориального кластера

Научно-технологический потенциал

Количество высококвалифицированных специалистов: в ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" - более 90%, в инновационных предприятиях малого и среднего бизнеса - более 80%.

Кадровые ресурсы ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" отражены на рисунке 1.

Рисунок 1. Кадровые ресурсы ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ"

Во ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" созданы и развиваются крупные научные школы физиков, математиков, конструкторов, экспериментаторов, технологов, химиков.

Инновационные предприятия малого и среднего бизнеса Сарова также обладают значительным научно-технологическим потенциалом. Большая часть предприятия сформировалась на основе кадрового потенциала ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ". Многие технологии имеют патенты и сертификацию по российским и мировым стандартам.

Образовательный потенциал

Общее среднее образование. В городе Сарове успешно функционируют 11 средних общеобразовательных школ, 1 гимназия, 2 лицея, общеобразовательная школа-интернат, а также специальная коррекционная школа-интернат, "Центр образования" и 7 учреждений дополнительного образования детей. Общая численность обучающихся 7701 человек, в том числе 7318 человек в общеобразовательных школах. В учреждениях дополнительного образования - 3464 человека. Дополнительные образовательные программы и проекты для школьников: школа "Вектор ++" (информационная, математическая, техническая, лингвистическая подготовка), проект "ВНИИЭФ - детям Сарова", летние и зимние физико-математические школы, Школьные Харитоновские чтения, лингвистические образовательные проекты и другие.

Среднее профессиональное образование. Саровский медицинский колледж ФМБА России - 213 студентов. Саровский политехнический техникум - 417 обучающихся. Техникум СарФТИ НИЯУ МИФИ - 134 студента. Специальности: программирование в компьютерных системах; технология машиностроения.

Высшее профессиональное образование. Саровский физико-технический институт - филиал НИЯУ МИФИ - 1300 студентов, 60 аспирантов. Факультеты: физико-технический; факультет информационных технологий и электроники; экономико-математический; гуманитарный факультет; факультет повышения квалификации; факультет довузовской подготовки. Совместно с ведущими подразделениями РФЯЦ-ВНИИЭФ создано 9 кафедр, ресурсный центр "Технологии высоких плотностей энергий", семь научно-образовательных центров.

Производственный потенциал

Производственный потенциал Саровского инновационного территориального кластера представлен заводами ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" и производственными мощностями предприятий малого и среднего бизнеса.

Особенность производственных мощностей всех участников Саровского инновационного территориального кластера - опытный и мелкосерийный характер производства.

Безусловным лидером по наличию производственного потенциала на территории ЗАТО Саров является ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ". Кроме научно-исследовательской, опытно-конструкторской и экспериментальной базы ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" имеет в своей структуре мощную хорошо оснащенную производственно-технологическую базу.

ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" представляет собой производственный комплекс с возможностью изготовления изделий по полному технологическому циклу.

Электромеханический завод "Авангард" создан в марте 1949 года, с июля 2003 года является структурным подразделением в составе ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ". Более чем шестидесятилетний опыт работы в области производства ядерных изделий позволил создать современный производственный многопрофильный комплекс, обладающий широким спектром технологических возможностей. Это дает возможность производить сложные наукоемкие изделия.

Среди компаний малого и среднего бизнеса можно выделить ряд компаний, обладающих собственной, часто уникальной производственной базой.

Компания ООО "НПО ВНИИЭФ-Волгогаз" реализует на своих производственных площадях и при помощи уникального оборудования в рамках программы научно-производственного кластера "ГК "Росатом" - АФК "Система" проект по созданию центра энергоэффективных технологий в Технопарке "Саров".

Производственная база ООО "ГлобалТест" размещена в собственных помещениях общей площадью 1200 м. Производственная база оснащена современным производственным и измерительным оборудованием, износ которого составляет не более 20%.

Производственная база ЗАО "Система": два корпуса 4000 кв.м - офисные и производственные помещения и 1500 кв.м - производственный корпус. Производственные мощности включают участки по выпуску мелкосерийной продукции, корпус по выпуску крупногабаритного нестандартного оборудования, участок порошковой покраски.

ООО "Саровский инженерный центр" занимает 800 кв.м. площади в Технопарке "Саров", имеет около 70 предприятий - заказчиков в России и за рубежом. Проводит работы в области моделирования сложных технических систем, имеет собственную вычислительную базу.

Компания ЗАО "КОНСАР" имеет закрытые производственные площади - 8 тыс. кв.м на территории 22 тыс. кв.м. Имеется все необходимое технологическое оборудование, три сервисных центра, 100 автоматизированных рабочих мест.

Производственно-технические возможности ООО "Научно-производственное предприятие "Измерительные Технологии": площадь производственных помещений - более 1000 кв.м., испытательные и аналитические лаборатории, проектно-конструкторские подразделения.

Группа компаний МРКС имеет 6000 кв.м производственных площадей, на которых расположен станочный парк для механообработки, сварочные посты, полигоны для сборки шкафов управления, испытательные стенды.

Достаточный производственный потенциал имеют и другие участники Саровского инновационного кластера.

Уровень качества жизни и развития транспортной, энергетической,

инженерной, жилищной и социальной инфраструктуры

Уровень обеспеченности ЗАТО Саров по большинству объектов социальной и инженерной инфраструктуры выше средних по России значений или федеральных нормативов. Вместе с тем объекты социальной и инженерной инфраструктуры имеют высокую степень физического и морального износа (таблица 1).

Характеристика инфраструктуры

Саровского инновационного территориального кластера

Таблица 1

Вид инфраструктуры

Состояние

Проблемные зоны, способные ограничить развитие кластера

1

2

3

Транспортная инфраструктура

- автомобильная дорога, связывающая Саров и Технопарк "Саров" с Нижним Новгородом и федеральной автодорогой М7 "Волга";

- автомобильные дороги в сторону Саранска и федеральной автодороги М5 "Урал";

- железная дорога, связывающая Саров с Москвой, ежедневный поезд до/из Москвы;

- наличие аэродрома на территории, отсутствие регулярных перевозок

Удаленность от международного аэропорта.

Ограниченная пропускная способность автодороги Саров - Нижний Новгород, особенно в районе непосредственного выезда из Сарова

Энергетическая инфраструктура

Саров обеспечивается энергией от собственных и внешних энергетических мощностей

Старение основного действующего энергетического оборудования, отставание по вводу новых генерирующих мощностей

Коммунальная инфраструктура

Фактическая загруженность объектов ЖКХ находится на уровне предельно допустимой.

Изношенность газопроводов

Жилищная инфраструктура

Ежегодный ввод жилья - около 0,45 кв.м на одного жителя в год.

Обеспеченность населения жильем: более 21,5 кв.м/чел., что выше социальной нормы

Имеется проблема недоремонта и требуется внедрение современных энерго- и ресурсосберегающих технологий

Дошкольное и среднее образование

Обеспеченность местами в детских дошкольных учреждениях - 95 мест на 100 детей (в Нижегородской области - 86 мест на 100 детей); в общеобразовательных учреждениях - 141 место на 100 детей (в Нижегородской области - 160 мест на 100 детей).

Устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений.

Неудовлетворительное материально-техническое состояние зданий детских садов.

Недостаточное обеспечение образовательных учреждений информационными средствами обучения

Здравоохранение

Единственным лечебно- профилактическим учреждением города является Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Клиническая больница № 50", которая входит в состав ФМБА России.

Фактическая наполняемость практически 100%, что свидетельствует о необходимости расширения в ближайшем будущем

Физическая культура и спорт

Физической культурой и спортом постоянно занимается более 18% населения

В целом недостаточный уровень обеспеченности населения объектами физической культуры и спорта

Текущий уровень организационного развития Саровского инновационного

территориального кластера (в контексте реализации кластерной

политики Нижегородской области)

Координация деятельности участников кластера в настоящее время обеспечивается следующими рабочими органами кластера:

1. Совет кластера - коллегиальный орган федерального уровня, созданный под председательством заместителя министра экономического развития Российской Федерации. В Совет кластера вошли представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления города Сарова, ГК "Росатом", основных организаций-участников Саровского инновационного кластера. Совет кластера создан 25 ноября 2011 года.

2. Уполномоченный орган по развитию Саровского инновационного территориального кластера - министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области. Определен в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 2 августа 2013 года № 1597-р.

3. Организация-координатор Саровского инновационного территориального кластера - ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ", определена поручением Председателя Правительства Российской Федерации.

4. Межведомственная рабочая группа под руководством главы города Саров, включающая представителей ключевых участников кластера.

Описание организаций, образующих инфраструктуру

поддержки Саровского инновационного кластера

1. Организация-координатор - ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ". Выполняет функции координатора деятельности организаций-участников в рамках Программы, обеспечивает взаимодействие кластера с региональными и федеральными органами власти.

2. Инновационная инфраструктура:

- АНО "Центр развития Саровского инновационного кластера" -  специализированная организация кластера;

- Технопарк "Саров";

- Муниципальное бюджетное учреждение "Центр поддержки предпринимательства";

- Инжиниринговый центр создаваемый на базе АНО "Центр развития Саровского инновационного кластера".

Специализированная организация кластера - АНО "Центр

развития Саровского инновационного кластера"

Основная цель деятельности специализированной организации (далее - СО) - создание условий для эффективного взаимодействия организаций-участников кластера, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов в интересах развития кластера, обеспечение реализации совместных кластерных проектов.

Задачи СО по развитию кластера:

- разработка проектов развития кластера и инвестиционных программ;

- мониторинг состояния инновационного, научного и производственного потенциала кластера;

- разработка и реализация совместных кластерных проектов с привлечением участников кластера, учреждений образования и науки, иных заинтересованных лиц;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, предоставления консультационных услуг в интересах участников кластера;

- оказание содействия участникам кластера при получении государственной поддержки;

- вывод на рынок новых продуктов (услуг) участников кластера;

- организация конференций, семинаров в сфере интересов участников кластера.

На базе СО будет создана постоянно действующая система консультаций и услуг для участников кластера, ориентированная на оказание информационных услуг для участников инновационных кластеров и инвесторов, а также на поддержку развивающихся и вновь создаваемых субъектов малого и среднего предпринимательства.

К основным видам деятельности СО относятся:

- разработка и содействие реализации проектов развития территориального кластера, выполняемых совместно 2 и более организациями-участниками;

- организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировок кадров, предоставления консультационных услуг в интересах организаций-участников;

- оказание содействия организациям-участникам в выводе на рынок новых продуктов (услуг), развитии кооперации организаций-участников в научно-технической сфере, в том числе с иностранными организациями;

- организация выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятий в сфере интересов организаций-участников, а также их участия в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях, проводимых за рубежом;

- оказание консалтинговых услуг по специализации отдельных участников кластера;

- предоставление услуг участникам кластера в части правового обеспечения, маркетинга, рекламы;

- проведение информационных кампаний в средствах массовой информации по освещению деятельности кластера и перспектив его развития, продвижению бренда кластера;

- проведение маркетинговых исследований на различных рынках, связанных с продвижением продукции кластера.

Технопарк "Саров"

Целью создания Технопарка является коммерциализация инновационного потенциала Российского Федерального Ядерного Центра - ВНИИЭФ в гражданском секторе на основе механизма государственно-частного партнерства совместно с АФК "Система".

Развитие Технопарка способствует решению ряда крупных национальных задач:

- создание новых рабочих мест в Технопарке "Саров" и на высвобождаемых площадях ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ";

- реализация высокотехнологичных инновационных проектов национального уровня;

- привлечение частного капитала в дополнение к государственному финансированию инновационных разработок;

- обеспечение занятости молодых специалистов, желающих работать по гражданской тематике, сокращение оттока кадров из научной сферы.

В настоящее время произошло вхождение ГК "Росатом" и РОСНАНО в состав акционеров управляющей компании Технопарка "Саров". Расширение круга акционеров Технопарка за счет крупных компаний с государственным участием позволит развить инфраструктуру и научно-технический потенциал всего кластера, что приведет к созданию крупнейшего Технопарка - партнера государства по модернизации. Результатом созданного партнерства станет общее снижение рисков всех партнеров. Вхождение в Технопарк "Саров" новых акционеров позволит объединить интересы всех сторон в направлении развития Технопарка и сконцентрировать финансовые, управленческие и политические ресурсы для реализации крупных значимых инновационных проектов

На сегодня Технопарк представляет собой комплекс действующих инфраструктурных объектов.

В настоящее время общая площадь действующих зданий составляет ~ 14 тыс. кв.м., из которых для резидентов сдается в аренду более 10 тыс. кв. м.

Количество резидентов более 20, с общим объемом персонала более 300 человек.

В 2009 году сформулирована, одобрена и принята к реализации программа "Создание научно-производственного кластера "ГК "Росатом" - АФК "Система", с общим объемом инвестиций 30 млрд. руб., на принципах частно-государственного партнерства.

Определен научно-технический профиль Технопарка: информационные системы и создание сложных технических систем.

В 2009-2011 годах компаниями Технопарка разработаны и представлены ряд новых инновационных продуктов национального и мирового уровня, что на сегодняшний момент выдвигает Технопарк в число ведущих технопарков страны.

Технопарк "Саров" является первым Российским постоянным членом Международной ассоциации Технопарков (IASP). Созданы предпосылки для развития крупной образовательной программы "Международная высшая школа физики и информационных технологий".

На базе Технопарка создан и функционирует Всероссийский Молодежный Инновационный Центр "Система-Саров", который позволяет проводить поиски, отбор инновационных проектов среди инновационноактивной молодежи по всей стране и в ближнем зарубежье для их последующей коммерциализации, а также наиболее эффективно вовлекать в этот процесс институты развития, созданные при поддержке государства, создавать эффективную систему подготовки кадров для высокотехнологичных инновационных компаний.

Муниципальное бюджетное учреждение "Центр

поддержки предпринимательства"

Основная цель деятельности Центра поддержки предпринимательства  (далее - ЦПП) - создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

К основным видам деятельности ЦПП относятся:

- консультирование по правовым вопросам, по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, кадровой работы;

- информирование субъектов МСП об изменениях в законодательстве, о новых правовых и нормативных актах, а также о федеральных, областных и муниципальных  программах поддержки и развития предпринимательства;

- повышение уровня квалификации кадрового состава предприятий МСП;

- аналитическое обеспечение деятельности субъектов МСП, в том числе проведение маркетинговых исследований, анализ перспективных рынков, разработка программ развития бизнеса;

- предоставление услуг бизнес-инкубирования;

- оказание субъектам предпринимательства комплекса услуг по организации и проведению выставок, семинаров, конференций.

Финансирование деятельности Центра поддержки предпринимательства  осуществляется за счет средств бюджета города Сарова в рамках выполнения муниципального задания.

Инжиниринговый центр Саровского инновационного кластера

Основной целью деятельности инжинирингового центра, создаваемого на базе АНО "Центр развития Саровского инновационного кластера", является содействие внедрению новых производственных технологий в организациях-участниках за счет оказания комплекса инженерно-консультационных услуг по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов, предпроектных и проектных услуг (подготовки технико-экономических обоснований, проектно-конструкторских разработок и других подобных услуг).

Основными видами деятельности инжинирингового центра являются:

- проектирование отдельных производственных процессов и производств, в том числе, машин, оборудования, технических систем, включая разработку конструкторской документации;

- подбор и комплексная поставка машин, оборудования и технических систем производственного назначения, выполнение монтажных, пуско-наладочных работ, проведение испытаний машин, оборудования и технических систем производственного назначения, работ по их вводу в эксплуатацию;

- проведение технологического аудита, энергоаудита, диагностирования и экспертизы машин, оборудования и технических систем производственного назначения, промышленных объектов, объектов энергетической и инженерной инфраструктуры;

- проектирование объектов капитального строительства производственного назначения, объектов энергетической и инженерной инфраструктуры, в том числе размещения машин и оборудования, включая разработку проектно-сметной документации;

- переподготовка и повышение квалификации кадров в целях освоения использования новых производственных технологий, внедренных при участии инжинирингового центра.

2.2. Цели и задачи Программы

Основная цель Программы - создание благоприятных условий для развития Саровского инновационного территориального кластера в целях эффективного экономического развития Нижегородской области.

Достижение поставленной цели возможно за счет реализации следующих задач:

Задача 1: Осуществление методического, организационного, экспертно-аналитического и информационного сопровождения развития территориального кластера.

Решение задачи подразумевает проведение мероприятий, предусматривающих комплекс мер по созданию и функционированию специализированной (управляющей) компании, целью деятельности которой является создание условий для эффективного взаимодействия организаций-участников, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, инвесторов в интересах развития территориального кластера, обеспечение реализации проектов развития территориального кластера, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками. Специализированная организация методически обеспечивает организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождения развития кластера.

Задача 2: Профессиональная переподготовка, повышение квалификации участников кластера (в том числе за рубежом).

Мероприятия, включаемые в задачу 2, предусматривают комплекс мер по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и проведению стажировок работников организаций-участников кластера, в том числе, за рубежом.

Задача 3: Поддержка инвестиционных проектов участников кластера.

Мероприятия, направленные на решение задачи 3, предусматривают получение профессиональных консультационных услуг по вопросам разработки инвестиционных проектов в инновационной сфере.

Задача 4: Продвижение инновационных проектов участников кластера (форумы, конференции, семинары, круглые столы) в Российской Федерации и за рубежом.

Мероприятия предусматривают комплекс мер по продвижению продукции организаций-участников кластера на внутреннем и внешнем рынках, в том числе по проведению выставочно-ярмарочных мероприятий, а также участию представителей организаций-участников кластера в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях в Российской Федерации и за рубежом.

Задача 5: Развитие на территориях, на которых расположены территориальные кластеры, объектов инновационной и образовательной инфраструктуры.

Мероприятия предусматривают комплекс мер по созданию и развитию эффективной инновационной и образовательной инфраструктуры, в том числе по созданию инжиниринговых центров, технопарков, бизнес-инкубаторов, центров коллективного пользования научным, измерительным и высокотехнологичным оборудованием, центров трансфера и коммерциализации технологий, центров сертификации, научно-технической информации, прототипирования и иной инфраструктуры, развитию существующих учебных заведений и созданию корпоративных образовательных центров, по оснащению объектов инновационной и образовательной инфраструктуры машинами и оборудованием.

Задача 6. Развитие на территории, на которой расположен территориальный кластер, объектов инженерной и социальной инфраструктуры.

Мероприятия предусматривают комплекс мер по повышению качества городской среды, приведению существующей городской инфраструктуры в соответствие с современными мировыми требованиями и стандартами, в том числе строительство и реконструкция объектов инженерной и социальной инфраструктуры, строительство комфортного жилья для специалистов организаций-участников кластера, оснащение объектов инженерной и социальной инфраструктуры машинами и оборудованием.

2.3. Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы - 2013 год. Программа реализуется в один этап.

В последующем аналогичная Программа будет  разрабатываться на соответствующий плановый период.

Перечень конкретных проектов, которые войдут в Программу актуализируется ежегодно с учетом изменений федерального и регионального законодательства, возможностей и перспектив организаций-участников кластера.

2.4. Управление Программой и механизм её реализации

Механизм реализации Программы - это система скоординированных по объему финансирования, срокам и ответственным исполнителям мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных результатов.

Структура Программы включает мероприятия по семи направлениям развития кластера, что обеспечивает комплексный подход и координацию работ всех участников Программы.

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области выступает в качестве уполномоченного органа по осуществлению взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации.

В рамках своих полномочий министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области:

-              представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации заявку на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы.

-              разрабатывает в пределах своих полномочий правовые акты, необходимые для реализации Программы;

-              проводит согласование объемов финансирования Программы на очередной финансовый год и на весь период реализации Программы;

-              осуществляет мониторинг исполнения мероприятий Программы, оценивает их результативность;

-              проводит корректировку и актуализацию системы программных мероприятий;

-              готовит отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы.

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области предоставляет отчет о фактических расходах по бюджетным средствам главному распорядителю средств федерального бюджета по форме и в сроки, которые устанавливаются главным распорядителем средств федерального бюджета.

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области предоставляет отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии по форме и в сроки, которые устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Контроль за реализацией программных мероприятий осуществляет Правительство Нижегородской области.

2.5. Система программных мероприятий

Система программных мероприятий представлена в приложении 2 к настоящей Программе.

2.6. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование мероприятий программы осуществляется в рамках действующих областных целевых программ.

Объем финансирования по действующим областным целевым программам на реализацию мероприятий Программы - 25600 тыс.рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 24100,0 тыс. рублей, за счет местного бюджета (по согласованию) - 1500,0 тыс.рублей.

Объемы и источники финансирования Программы на реализацию мероприятий

Таблица 2

I. В рамках действующих программ:

Источники финансирования

2013 год, тыс.рублей

Областной бюджет

24 100,0

Местный бюджет

1 500,0

ИТОГО

25 600,0

1.1. Комплексная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства Нижегородской области на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 16 сентября 2010 года № 618

Областной бюджет

18 100,0

Местный бюджет

0,00

ИТОГО

18 100,0

1.2. Областная целевая программа "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2013-2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 31 августа 2012 года № 599

Областной бюджет

6 000,0

Местный бюджет

1 500,0

ИТОГО

7 500,0

В рамках настоящей Программы предполагается подать заявку на получение средств  из федерального бюджета на реализацию мероприятий, отобранных Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 года № 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров".

Порядок направления и основные условия использования средств.

Приоритеты в оказании поддержки проектам кластера

Финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в соответствии с действующим законодательством в следующем порядке:

- средства выделяются в рамках реализации областных целевых программ на реализацию мероприятий, предусмотренных настоящей Программой в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с указанными приоритетами ключевыми проектами поддержки Саровского инновационного кластера являются:

а) развитие специализированной организации, имеющей в качестве основных видов деятельности координацию предприятий кластера, организацию и участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, консультирование, организацию обучения для организаций-участников кластера;

б) развитие инжинирингового центра, создаваемого на базе АНО "Центр развития Саровского инновационного кластера", основной функцией которого является вовлечение инновационных предприятий малого и среднего бизнеса в выполнение крупных проектов, инициированных ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" с ведущими российскими частными и государственными компаниями, использование уникальных компетенций ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" для расширения объемов гражданского производства на территории Саровского инновационного кластера.

Ключевые проекты предполагают реализацию их на постоянной основе путем создания соответствующих юридических лиц, обеспечения их необходимым оборудованием и персоналом, выходом в кратчайшие сроки на самоокупаемость и прибыльность деятельности. Ключевые проекты предусматривают участие в них любых организаций-участников кластера

2.7. Индикаторы достижения целей Программы.

Индикаторы достижения цели Программы, в том числе промежуточные значения индикаторов цели, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Индикаторы достижения цели Программы

Наименование индикаторов

Единицы измерения

Значение индикаторов целей Программы

на момент разработки Программы

по окончании реализации Программы

без программного вмешательства

1

2

3

4

5

Доля предприятий Саровского инновационного кластера в объеме отгруженной инновационной продукции региона*

%

19,4

19,6

19,4

Рост выработки на одного работника организаций - участников

% по отношению к 2012 году

100

111

108

Рост средней заработной платы работников организаций - участников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью

% по отношению к 2012 году

100

110

104

Рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями - участниками либо одной или более организацией - участником совместно с иностранными организациями

% по отношению к 2012 году

100

112

108

Рост объема инвестиционных затрат организаций - участников за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций

% по отношению к 2012 году

100

105

102

Рост объема отгруженной организациями - участниками инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами

% по отношению к 2012 году

100

110

108

Рост совокупной выручки организаций - участников от продаж продукции на внешнем рынке

% по отношению к 2012 году

100

110

105

Объем экспортируемой продукции предприятиями Саровского инновационного кластера

млн. руб.

490

540

510

* - Расчет доли предприятий Саровского инновационного кластера в объеме отгруженной инновационной продукции региона проводился на основе "Основных индикаторов достижения целей" Программы развития промышленности Нижегородской области на 2009-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 19 июня 2009 года № 400, целевых значений индикаторов оценки реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года по основным стратегическим целям и в разрезе подцелей и стратегических фокусов (утверждены распоряжением Правительства Нижегородской области от 6 марта 2008 года № 298-р).

2.8. Показатели непосредственных результатов реализации Программы

Показатели непосредственных результатов Программы (таблица 4) характеризуют выраженный в количественно измеримых значениях итог реализации как отдельных мероприятий, так и комплекса мероприятий Программы.

В качестве показателей непосредственного результата Программы используются следующие абсолютные целевые показатели, соответствующие направлениям реализации Программы, целям и задачам Программы:

- количество занятых в экономике (тыс. человек);

- численность персонала предприятий и организаций-участников кластера, занятого исследованиями и разработками на предприятиях участниках кластера (тыс.чел.);

- средняя заработная плата в организациях- участниках кластера (тыс. рублей);

- выработка на 1 человека на предприятиях участниках кластера (тыс. руб./чел. в год);

- отгрузка товаров и услуг собственного производства предприятиями кластера (млн. руб.);

- налоговые и неналоговые платежи, выплачиваемые участниками кластера в консолидированный бюджет (млн. руб.).

Таблица 4

Показатели непосредственных результатов реализации Программы

Наименование показателя

Ед.

измерения

2012 год

2013 год

Темп прироста  %

1

2

3

4

5

Занято в экономике

(с учетом рабочих мест, создаваемых в технопарке "Саров")

тыс. чел.

45,0

45,1

100,2

Численность работников организаций - участников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью

млн. руб.

0

10

-

Численность персонала предприятий и организаций - участников кластера, занятого исследованиями и разработками на предприятиях участниках кластера

тыс. чел.

18,9

19,0

100,5

Средняя заработная плата на предприятиях участниках кластера

тыс. руб.

47

49

104,3

Выработка на 1 человека на предприятиях участниках кластера

тыс. руб./ чел.

1,8

2,0

111,1

Отгрузка товаров и услуг собственного производства предприятиями кластера

млн. руб.

25160

27670

110,0

Налоговые и неналоговые  платежи, выплачиваемые участниками кластера в консолидированный бюджет

млн. руб.

385,8

416,1

108

Объем отгруженной инновационной продукции предприятиями Саровского инновационного кластера

млн. руб.

22644

24908

110

2.9. Оценка эффективности реализации Программы

Оценка эффективности Программы будет производиться на основе системы целевых индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики. Система целевых индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.

Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными на год значениями целевых индикаторов.

Реализация мероприятий Программы в полном объеме позволит увеличить финансовую привлекательность кластера, повысит капитализацию и совокупную отдачу региональных ресурсов, будет способствовать росту валового регионального продукта. Программа является мощным инструментом инновационного развития области, с помощью которого возможно обеспечить системный приток ресурсов в экономику области и их эффективное приумножение, что гарантирует рост качества жизни и благосостояния жителей региона.

В конечном итоге успешная реализация мероприятий Программы позволит сформировать широкий слой малых и средних предприятий и предпринимателей, существенно влияющий на социально-экономическое развитие Нижегородской области.

Оценка эффективности реализации мероприятий Программы будет проводиться с помощью:

- аналитического обзора итогов деятельности организаций участников кластера будет осуществляться на основании данных оперативных отчетов специализированной организации - Автономной некоммерческой организации "Центр развития Саровского инновационного кластера", которая будет осуществлять мониторинг деятельности организаций-участников кластера на основании соглашений о сотрудничестве.

- квартальных данных, представляемых муниципальными образованиями в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 28 июня 2007 года № 211 "Об утверждении Порядка мониторинга субъектов малого предпринимательства в Нижегородской области".

Расчет бюджетной эффективности реализации Программы представлен в таблице 5.

Таблица 5

Бюджетная эффективность Программы

показатель

2013 год

Налоговые и неналоговые  платежи, выплачиваемые участниками кластера в консолидированный бюджет, млн.руб.

416,1

Инвестиции областного бюджета в инжиниринговый центр, млн.руб.

15,1

Бюджетная эффективность

27,55

Таким образом на 1 млн.рублей бюджетных инвестиций в создание инжинирингового центра будет получено дополнительно налоговых и неналоговых поступлений в размере 27,55 млн.рублей.

2.10. Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию Программы, и мероприятия по их снижению

№ п/п

Внешние негативные факторы

Мероприятия по их снижению

1

Сокращение бюджета Программы приведет к исполнению мероприятий Подпрограмм не в полном объеме

Привлечение средств внебюджетных источников и средств федерального бюджета.

2

Изменения федерального законодательства

Оперативное реагирование, принятие соответствующих нормативных правовых актов Нижегородской области

3

Отсутствие (или неполное) финансирование мероприятий Подпрограмм из различных источников

Привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных источников на финансирование мероприятий Программы

2.11. Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области.

Информация о ходе выполнения Программы представляется в министерство экономики Нижегородской области и другие уполномоченные органы исполнительной власти Нижегородской области.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к областной целевой программе

развития Саровского инновационного

территориального кластера на 2013 год

Перечень организаций - участников Программы



Наименование организации - участника кластера

(по согласованию)

Контактные данные организации - участника кластера

(адрес, тел., факс, email)

Контактное лицо организации по кластеру

(ФИО, тел.,email)

1

2

3

4

1.             

ФГУП "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно- исследовательский институт экспериментальной физики"

Россия,607188, Нижегородская обл., г.Саров, пр.Мира, 37;

Тел.: 8 (83130) 2-48-02;

Факс: 8(83130) 2-94-94;

E-mail: staff@vniief.ru;

http://www.vniief.ru

Жигалов Владимир Иванович

т. (83130)25500;

E-mail: zhigalov@sar.ru

2.             

ООО "НПО ВНИИЭФ-Волгогаз"

Россия,  607190, г.Саров Нижегородской обл., ул.Железнодорожная, д.4/1

Тел.: (83130) 2-58-76, 2-57-99, Факс: (83130) 2-47-36

E-mail: slava@fir.visa44.vniief.ru

http://www.volgogaz.sarov.ru

Перетрухин Сергей Федорович

Тел.: (83130) 2-58-55;

E-mail: psf@ visa44.vniief.ru

3.             

ЗАО "Саровские Лаборатории"

Россия, 607188, Нижегородская область, г.Саров, ул.Павлика Морозова д.12 пом.П1;

Тел./факс: +7 (83130) 97818;

E-mail: info@sarovlabs.com

http://www.sarovlabs.com

Егоров Василий Иванович

Тел./факс: + (83130) 97818; 97819

E-mail: info@sarovlabs.com

4.             

ООО "НПП "Измерительные технологии"

Россия, 607188, г.Саров Нижегородской обл., ул.Димитрова, д.12;

Тел.: (83130) 78626, (83130 ) 78551, Факс.:(83130) 78708

E-mail: it@unim.ru;

http://mtels.ru

Хамутов Андрей Леонидович

Тел..: (83130) 78626, (83130) 78551

E-mail: it@unim.ru

5.             

ООО НТО "Терси-КБ"

Россия, 607190, Россия, Нижегородская обл., г.Саров, Южное шоссе 12/1, а/я 112;

Тел.: (83130) 3-09-27, 3-06-88, 6-99-81 (83130) 6-97-27;

Факс: (83130) 6-97-27;

E-mail: info@tersy.ru; http://www.tersy.ru

Мещеряков Александр Петрович

Тел.: (83130) 6-97-27;

E-mail: info@tersy.ru

6.             

ЗАО "Объединение БИНАР"

Россия, 607188, г.Саров Нижегородской обл., Южное шоссе, д.12, стр.17А,

Тел.: (83130) 7-08-01, 7-08-68Факс: (83130) 7-08-02

E-mail: binar@binar.ru

http://www.binar.ru

Карюк Владимир Михайлович

Тел.: (83130) 7-08-01, 7-08-68

Факс: (83130) 7-08-02

E-mail: binar@binar.ru

7.             

ООО "ГлобалТест"

Россия,607183, г.Саров, Нижегородская обл., ул.Павлика Морозова, д.6;

Тел.: (831-30) 6-42-56,7-41-62, 7-41-65;

Факс: (831-30) 6-42-57;

E-mail: mail@globaltest.ru;

http://globaltest.ru

Кирпичев Александр Александрович

Тел.: (831-30) 6-42-56;

E-mail: mail@globaltest.ru

8.             

ЗАО "Энергопоток"

Россия,607328, Нижегородская обл., Дивеевский район, п.Сатис, ул.Парковая, д.3

Тел. (83130)21612

Полковников Владимир Борисович

Тел. (83130)21612

9.             

ООО "Промавтоматика- Саров"

Россия, 607190, Россия, Нижегородская обл., г.Саров, Южное шоссе 26/39;

Тел.: (83130) 69009

Кофлер Михаил Петрович

Тел.: (83130) 69009

10.             

ЗАО "Консар"

Россия, 607190, Нижегородская обл., г., пер.Рабочий 17-А;

Тел.: (83130) 6-63-88,Факс: (83130) 5-95-68

E-mail: consar@consar.su;

http://www.consar.su

Ярошик Николай Васильевич

Тел.: (83130) 6-63-88,

Факс: (83130) 5-95-68

E-mail: consar@consar.su

11.             

ООО "Саровский Инженерный Центр"

Россия,607328, Нижегородская обл., Сатис, ул.Парковая 3;

Тел.+7 (83130) 95333,

+7 (83130) 37305;

E-mail: mokhov@saec.ru;

http://www.saec.ru

Рябов Александр Алексеевич

Тел. (83130) 95111,

(83130) 37306

E-mail: alex.ryabov@saec.ru

12.             

ООО "Синтек"

Россия, 607188, г.Саров Нижегородской области, ул.Заводская, д.2,

Тел/факс (83130) 63103, 63273

http://www.sintek-nn.ru

Комиссаров Дмитрий Юрьевич

13.             

ЗАО "ВНИИЭФ- Энергия"

Россия, 607188, Нижегородская область, г.Саров, ул.Пушкина, д. 26 кв.7

Тел.: (83130)

Багрянов Борис Васильевич

14.             

Филиал ЗАО "Гринатом"

Россия, 607328, Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, ул.Парковая, д.1, стр.3

Тел.: (83130) 9-51-60

Гаранин Евгений Сергеевич

Тел.: (83130) 9-51-60

15.             

ООО "ГК Бинар Ко"

Россия, 607188, г.Саров Нижегородской обл., ул.Курчатова, 3;

Тел.: (831 30) 6-33-95, 6-33-93, 6-33-88

http://binarko.ru

Коробко Александр Николаевич

Тел.: (831 30) 6-33-95, 6-33-93, 6-33-88

16.             

ЗАО "Система"

Россия, 607188, Нижегородская область, г.Саров, Варламовская дорога, дом 23, строение 17;

Тел./факс: 8 (831-30) 664-60,

8 (831-30) 698-99;

E-mail: info@sistema-stage.ru;

http://www.sistema-stage.ru

Капустин Игорь Анатольевич

Тел./факс: 8 (831-30) 664-60, 8 (831-30) 698-99;

E-mail: kapustin@sistema-stage.ru

17.             

ЗАО "ЭЛЕКТРА"

Россия,607186, Россия, г.Саров Нижегородской обл., ул.Пионерская, д.28;

Тел.: (83130) 799-24, 795-52,

Тел./факс: (83130) 356-81,

e-mail:el@electra.sar.ru;

http://www.electra-sarov.ru

Рыжов Владимир Николаевич

Тел.: (83130) 799-24, 795-52,

e-mail:el@electra.sar.ru

18.             

ООО "Комплексный проект"

607188, Нижегородская область, г.Саров, ул.Лесная, 37

Тел. (83130) 22770

E-mail: komproekt2009@gmail.com

Баранов Сергей Владимирович

Тел. (83130) 22770

19.             

Саровский физико- технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ"

Россия, 607186 г.Саров Нижегородская обл. ул.Духова д.6;

Тел./факс:8(83130) 75882;

http://www.sarfti.ru

Сироткина Анна Геннадиевна

20.             

OAO "Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ"

Россия, 607188, Нижегородская обл., г.Саров, ул.Железнодорожная 4;

Тел.: (83130) 3-64-50;

Факс: (83130) 5-55-75;

E-mail: info@obespechenie-vniief.ru

http://www.obespechenie-vniief.ru

Ковалев Сергей Николаевич

Тел.: (83130) 3-64-50;

Факс: (83130) 5-55-75

21.             

ООО "Национальный центр лазерных систем и технологий"

Россия,607328, Нижегородская обл., Дивеевский район, п.Сатис, ул.Парковая, д.3

Тел.: (83130) 22252

Крот Андрей Михайлович

Тел.: (83130) 22252

22.             

АНО "Молодёжный инновационный центр "Система-Саров",

Нижегородская область, Дивеевский район, пос. Сатис, ул. Парковая, дом 3

Тел/факс  +7-495-739-79-75, info@mictp.ru,

директор Лабудин Михаил Александрович

495-739-79-75, 903-748-26-56, m.labudin@mail.ru

23.             

ОАО "Инновационный технологический центр "Система-Саров"

Россия,607328, Нижегородская обл., Сатис, ул. Парковая 3

Тел.: (83130) 95295

e-mail: info@sarov-itc.ru

http://sarov-itc.ru

Цыба Евгений Владимирович

Тел.: (83130) 95295

e-mail: info@sarov-itc.ru

24.             

ООО "Центр компетенции и обучения"

Россия, 607328, Нижегородская область, пос.Сатис, ул. Парковая, д.3

Тел. (83130) 2-87-32,

Факс (83130) 2-31-73

E-mail: sts2001@list.ru

Бурцев Станислав Владимирович,

Тел. (83130) 2-87-32,

Факс: (83130) 2-31-73

E-mail: sts2001@list.ru

25.             

ОАО "Технопарк- Технология"

Россия, 607328, Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, ул.Парковая, д.3

Тел: (83130) 95 127 Факс: (83130) 95 127

E-mail: AIVjuzhanina@technopark-technology.ru

http://www.technopark-technology.ru

Белугин Александр Владимирович

Тел: (83130) 95 127

E-mail: a.bel55@mail.ru

26.             

ОАО "Авангард- Конверсия"

Россия, 607188, Нижегородская область, г.Саров, ул.Ак.Сахарова, 2(83130) 77-666, 77662

27.             

ЗАО "Технопарк "Саров"

Россия,607328, Нижегородская обл., Дивеевский район, п.Сатис, ул.Парковая, д.3;

Тел.: (83130) 95148 Факс: (83130) 95148

http://www.itechnopark.ru

Поздняков Юрий Игоревич

Тел.: (83130) 95148

E-mail: tpsarov@gmail.com

28.             

ОАО "ВНИИЭФ- Конверсия"

Россия, 607188, Нижегородская область, г.Саров, Мира 46

(83130) 25500

Комаров Александр Викторович

29.             

ЗАО "ВНИИЭФ, телевидение, автоматика, научные исследования, коммерция (ТАНИК)"

Россия, 607188, Нижегородская область, г.Саров, Мира 37

(83130)44477

E-mail: nnorina@yandex.ru

Гайсынюк Валерий Григорьевич

(83130)44477

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к областной целевой программе

развития Саровского инновационного

территориального кластера на 2013 год

Система программных мероприятий

№ раздела

Наименование мероприятия

Сроки выпол- нения (год)

Исполнители мероприятий (по согласованию)

Источники финансирования

Объем финансирования, (тыс.рублей)

2013

Цель программы: создание благоприятных условий для развития Саровского инновационного территориального кластера в целях эффективного экономического развития Нижегородской области

Всего, в т.ч.

25 600,0

Федеральный бюджет

0,0

Областной бюджет

24 100,0

Местный  бюджет

1 500,0

Прочие источники 

0,00

Задача 1. Осуществление методического, организационного, экспертно-аналитического и информационного сопровождения развития территориального кластера

Всего, в т.ч.

3 000,0

Федеральный бюджет

0,00

Областной бюджет

3 000,0

Местный  бюджет

0,00

Прочие источники 

0,00

1.1

Создание и развитие автономной некоммерческой организации "Центр развития Саровского инновационного кластера" (субсидия в виде имущественного взноса)*

2013

МПРМППРУ НО, Администрация г.Сарова, ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ"

Всего, в т.ч.

3 000,0

Федеральный бюджет

0,00

Областной бюджет

3 000,0

Местный  бюджет

0,0

Прочие источники 

0

Задача 2. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации участников кластера (в том числе за рубежом).

Всего, в т.ч.

0,00

Федеральный бюджет

0,00

Областной бюджет

0,00

Местный  бюджет

0,00

Прочие источники 

0,00

2.1

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации работников организаций, указанных в программе в качестве ее участников, по направлениям реализации программ (в том числе за рубежом)

2013

АНО "ЦРСИК"

Всего, в т.ч.

0

Федеральный бюджет

0

Областной бюджет

0

Местный  бюджет

0

Прочие источники 

0

2.2

Проведение стажировок работников организаций, указанных в программе в качестве ее участников, по направлениям реализации программ (в том числе за рубежом)

2013

АНО "ЦРСИК"

Всего, в т.ч.

0

Федеральный бюджет

0

Областной бюджет

0

Местный  бюджет

0

Прочие источники 

0

Задача 3. Поддержка инвестиционных проектов участников кластера

Всего, в т.ч.

0

Федеральный бюджет

0

Областной бюджет

0

Местный  бюджет

0

Прочие источники 

0

3.1

Консультирование организаций - участников по вопросам разработки инвестиционных проектов в инновационной сфере

2013

АНО "ЦРСИК"

Всего, в т.ч.

0

Федеральный бюджет

0

Областной бюджет

0

Местный  бюджет

0

Прочие источники 

0

Задача 4. Продвижение инновационных проектов участников кластера (форумы, конференции, семинары, круглые столы) в Российской Федерации и за рубежом

Всего, в т.ч.

0

Федеральный бюджет

0

Областной бюджет

0

Местный  бюджет

0

Прочие источники 

0

4.1

Организация выставочно- ярмарочных и коммуникационных мероприятий на территории нахождения кластера (в том числе, в рамках текущей деятельности специализированной организации)

2013

АНО "ЦРСИК",

ФГУП РФЯЦ- ВНИИЭФ

Всего, в т.ч.

0

Федеральный бюджет

0

Областной бюджет

0

Местный  бюджет

0

Прочие источники 

0

4.2

Участие организаций-участников кластера в выставочно-ярмарочных и коммуникационных мероприятий (в том числе, в рамках текущей деятельности специализированной организации)

2013

АНО "ЦРСИК",

ФГУП РФЯЦ- ВНИИЭФ

Всего, в т.ч.

0

Федеральный бюджет

0

Областной бюджет

0

Местный  бюджет

0

Прочие источники 

0

Задача 5. Развитие на территориях, на которых расположены территориальные кластеры, объектов инновационной и образовательной инфраструктуры

Всего, в т.ч.

15 100,0

Федеральный бюджет

0,00

Областной бюджет

15 100,0

Местный  бюджет

0,00

Прочие источники 

0,00

5.1.

Создание инжинирингового центра Саровского инновационного кластера на базе автономной некоммерческой организации "Центр развития Саровского инновационного кластера" (субсидия АНО "Центр развития Саровского инновационного кластера")*

2013

МПРМППРУ НО,

АНО "ЦРСИК",

ФГУП РФЯЦ- ВНИИЭФ

Всего, в т.ч.

15 100,0

Федеральный бюджет

0,00

Областной бюджет

15 100,0

Местный  бюджет

0,00

Прочие источники 

0,00

Задача 6. Развитие на территориях, на которых расположены территориальные кластеры, объектов инженерной и социальной инфраструктуры

Всего, в т.ч.

7 500,0

Федеральный бюджет

0,00

Областной бюджет

6 000,0

Местный  бюджет

1 500,0

Прочие источники 

0,00

6.1

Строительство физкультурно- оздоровительного комплекса (ФОК) в г.Саров (ПИР)**

2013

Министерство спорта и молодежной политики Нижегородской области,

Администрация г.Сарова

Всего, в т.ч.

7 500,0

Федеральный бюджет

0

Областной бюджет

6 000,0

Местный  бюджет

1 500,0

Прочие источники

0,00

* - средства предусмотрены в рамках Комплексной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области на 2011-2015 годы

** - средства предусмотрены в областной целевой программе "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2013-2015 годы"

Список сокращений

МПРМППРУ НО

-

министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области;

АНО "ЦРСИК"

-

Автономная некоммерческая организация "Центр развития Саровского инновационного кластера";

ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ"

-

Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики"

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать