Основная информация

Дата опубликования: 20 октября 2012г.
Номер документа: RU16000201200715
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Кабинет Министров Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20.10.2012 г. № 878

Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Изменения:

Постановление КМ РТ от 13.05.2013 г. № 320, от 08.05.2020 № 371, от 18.06.2021 № 472

В соответствии со статьями 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации, статьями 116 и 134 Семейного кодекса Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

(изменено в ред. ПКМ РТ от 18.06.2021 № 472)

Расходы по организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляются за счет средств, предусматриваемых в бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год по ведомству «Министерствообразования и науки Республики Татарстан».

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Премьер-министр

Республики Татарстан                                                                      И.Ш.Халиков

Утверждена

постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 20.10.2012 № 878

(в редакции постановления

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от _______ 2020 № ______)

Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Цели и задачи курса

Цели курса: социально-психолого-педагогическая подготовка граждан к осуществлению функции родителя, законного представителя, формирование осознанного решения о принятии в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; снижение риска отказов от воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семье.

Задачи курса:

оказание помощи в овладении психологическими, педагогическими, юридическими и медицинскими знаниями, а также в осознании собственной психологической готовности к воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей;

оказание помощи при проведении оценки ресурсов семейной системы перед принятием ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью;

обеспечение освоения навыков, необходимых для успешного воспитания и социализации ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семье;

обучение граждан умениям и навыкам выстраивания конструктивных межличностных отношений с детьми, оставшимися без попечения родителей;

создание условий для получения и усвоения информации и формирования единого пространства между обучающимися в ходе занятий;

информирование граждан о службах по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, сопровождающих их адаптацию в семьях.

Формы организации занятий

Обучение проводится в очной или очно-заочной форме, а также с использованием дистанционной формы обучения.

Очная форма обучения – одна из форм подготовки, предполагающая обязательное посещение аудиторных занятий (лекций, тренингов и семинаров), организованных по утвержденному расписанию специалистами органа опеки и попечительства или организации, которым переданы полномочия по проведению подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Занятия по очной форме обучения проводятся в виде мини-лекций, семинаров, практикумов с элементами тренинга, ролевых и деловых игр, индивидуальной и групповой консультаций. На лекциях граждане получают необходимые знания, которые закрепляются на семинарах и практикумах. Методы, используемые на занятиях, варьируются в зависимости от тематики учебного курса и включают разбор и решение практических задач.

Очно-заочная форма обучения предполагает аудиторную работу и самостоятельную работу (домашние задания). Гражданин работает с материалами, предлагаемыми специалистами, выполняет контрольные и тестовые задания. В очно-заочной форме подразумевается выполнение большого объема самостоятельной работы (контрольные задания, эссе и т.п.).

Дистанционная форма подготовки – это форма организации обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между участниками процесса обучения. Дистанционная форма организуется с помощью использования широкого спектра интернет-технологий (при наличии ресурса). Дистанционная подготовка может являться частью обучения, но не заменяет другие формы обучения. Результаты выполнения контрольных заданий проверяются специалистом, на основании этого делается заключение об уровне подготовленности гражданина.

До начала групповой работы с каждым из кандидатов в приемные родители (усыновители, опекуны) (далее – лица, желающие принять на воспитание в свою  семью ребенка, оставшегося без попечения родителей) проводится индивидуальное собеседование (структурированное интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание           в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий     в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка). 

Требования к уровню подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей:

гражданин должен иметь четкое представление:

о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;

о сопровождающей организации и семье в процессе подготовки и после приема ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью, финансовой помощи семьям;

об ответственности лиц, принявших на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за его жизнь и здоровье, воспитание и развитие;

об особенностях детей, оставшихся без попечения родителей, и влияния прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на психофизическое развитие и поведение;

о правилах безопасного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от их возрастных потребностей, жизненного опыта;

об обеспечении безопасности как в доме, так и вне дома – на улице, в общественных местах;

о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей;

о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых родителю;

о порядке контактов ребенка, оставшегося без попечения родителей, с кровными родителями и родственниками;

гражданин должен знать:

права и обязанности лиц, принявших в свою семью ребенка, как в отношении ребенка, оставшегося без попечения родителей, так и в отношении сопровождающей организации;

закономерности и потребности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, в разные возрастные периоды;

важность удовлетворения потребности ребенка, оставшегося без попечения родителей, в идентичности и эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной и социальной депривации;

этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку, оставшемуся без попечения родителей, на разных этапах проживания горя;

особенности протекания периода адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, в новой семье;

о влиянии собственного опыта родителей на их отношение к «трудному» поведению детей, оставшихся без попечения родителей;

санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в семье;

способы формирования социально-бытовых умений ребенка, оставшегося без попечения родителей, в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

возрастные психофизиологические особенности сексуального развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, методы и приемы полового воспитания в семье;

гражданин должен уметь:

использовать полученные знания для анализа имеющихся у него собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей;

рассматривать «трудное» поведение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

выбирать способы реагирования на «трудное» поведение в зависимости от особенностей развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, жизненного опыта и текущей ситуации;

осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей;

быть готовым оказать поддержку ребенку, оставшемуся без попечения родителей, переживающему горе и потерю;

предотвращать риск жестокого обращения с ребенком, оставшимся без попечения родителей, в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка, оставшегося без попечения родителей, и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей;

прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

быть готовым к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания;

ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и родителям, законным представителям;

заботиться о здоровье ребенка, оставшегося без попечения родителей;

соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

находить конструктивные выходы из кризисных ситуаций, в случае затруднений обратиться за помощью к специалистам.

III. Учебно-тематический план


п/п

Наименование раздела

Количество часов

Лекции

Тренинги

Индивидуальное консультирование

1

2

3

4

5

6

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

6

5

1

2.

Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

8

8

3.

Этапы развития ребенка

4

2*

2

4.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

6

6

5.

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

15

15

6.

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

2

2

7.

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

8

2*

6

8.

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здо-ровью ребенка

8

6

2

9.

Особенности полового воспитания приемного ребенка

2

2

10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

9

3*

6

11.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

7

7 (4*+3)

0

12.

Взаимодействие приемной    семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

2

1*

1

13.

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатами в приемные родители

3

2

1

Всего

80

21 (12*)

57

2

*На данных лекциях могут использоваться дистанционные методы обучения.

IV. Программа тем

Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Задачи подготовки, в том числе касающиеся:

выявления и формирования воспитательских компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказания помощи лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, ответственности лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с существующими формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью и основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, а также их правами и обязанностями как родителей, законных представителей;

формирования у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирования у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения семей, принявших на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Понятие обучающе-психологического тренинга, приемы, используемые в процессе его проведения; содержание особенностей и порядка прохождения тренинговой подготовки и психологического обследования лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осваивающих курс подготовки, и членов их семьи (в случае его проведения); понятие контакта и отработка практических навыков формирования контакта между участниками тренинга.

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей, процедура знакомства ребенка с потенциальной семьей.

Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, их отличия и особенности.

Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка

и о необходимых компетенциях приемных родителей.

Понятие о мотивации приемных родителей

Изучение потребностей развития ребенка (физиологические, безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в новой семье, принявшей ребенка, социальная адаптация – усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимости их обеспечения. Последствия пренебрежения физиологическими потребностями ребенка, потребностью в безопасности, в принятии, уважении.

Виды мотивации лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Связь мотивации с особенностями функционирования семьи, принявшей на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Завышенные ожидания лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в плане достижений ребенка как источник проблем в детско-родительских отношениях.

Взаимодействие с педагогами дошкольного учреждения или школы по вопросам, связанным с особыми потребностями ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Проведение оценки лицами, желающими принять на воспитание в свою     семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.

Проведение оценки лицами, желающими принять на воспитание в свою     семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Проведение оценки лицами, желающими принять на воспитание в свою     семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеющихся у них ресурсов для принятия в семью сиблингов, детей подросткового возраста.

Поиск и выбор ребенка. Знакомство с ребенком.

Раздел 3. Этапы развития ребенка

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося

без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению.

Диспропорции развития ребенка

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.

Диспропорции развития ребенка. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.

Оценка лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в семье лиц, принявших на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на улице и в общественных местах.

Дети – жертвы жестокого обращения как группа повышенного риска стать жертвой насилия. Взаимодействие с педагогами детского учреждения или школы по вопросам обеспечения безопасности ребенка с особыми потребностями.

Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка,

оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности,

особенности переживания горя и потери, формирование личной

и семейной идентичности)

Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативная (невротическая) привязанность», «амбивалентная привязанность», «избегающая привязанность», «дезорганизованная привязанность»).

Понятие «горе и потеря» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие).

Контакты с кровными родственниками – какова роль лиц, принявших на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей?

Последствия вторичного отказа лицами, принявшими на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, от ребенка.

Психологические особенности детей, воспитывающихся в государственных учреждениях (институализация).

Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

Особенности ожидания семей, принявших в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации.

Подготовка родственников к появлению ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Подготовка дома.

Этапы адаптационного периода. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.

Особенности адаптации в семье сиблингов.

Роль специалистов в оказании помощи семьям, принявшим на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в период адаптации ребенка в новой семье.

Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка,
навыки управления «трудным» поведением ребенка

Формы «трудного» поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними.

Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка; причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.

Понимание лицами, принявшими на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, того, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание значения помощи специалистов в решении проблем «трудного» поведения.

Взаимодействие с педагогами детского сада или школы по вопросам «трудного» поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению
рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в семье лиц, принявших на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на улице и в общественных местах.

Дети – жертвы жестокого обращения как группа, имеющая повышенный риск стать жертвой насилия. Взаимодействие с педагогами дошкольного учреждения или школы по вопросам обеспечения безопасности ребенка с особыми потребностями.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка. Особенности состояния здоровья детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Детская неврология: вопросы и ответы.

Задержка психического развития и нейропсихологические особенности развития ребенка, отличия и дифференциация.

Особенности ухода за ВИЧ-инфицированным и ВИЧ-контактным ребенком.

Особенности ребенка с ранним детским аутизмом. Ранний детский аутизм и депривация, отличия и дифференциация.

Энурез, органические и психоэмоциональные причины возникновения заболевания.

Фетальный алкогольный синдром, внешние признаки фетального алкогольного синдрома, причины возникновения.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, способы коррекции поведения ребенка.

Раздел 9. Особенности полового воспитания
приемного ребенка

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.

Способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Сексуализированное поведение ребенка, подвергавшегося сексуальному насилию.

Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей
развития и реабилитации ребенка

Семья как система. Место ребенка в семейной системе. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.

Стабильность семейных отношений лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Влияние семейной истории на мотивационные аспекты приема ребенка в     семью.

Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.

Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, семейные традиции.

Понимание всеми членами семьи лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Тайна усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Способы, как сказать ребенку, что он не родной.

Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

Взаимодействие сиблингов в семье лиц, принявших их на воспитание в свою семью.

Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации

об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей,

на воспитание в семьи граждан

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.

Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство), приемная семья. Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к лицам, желающим принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Порядок представления лицами, желающими принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

Порядок представления органами опеки и попечительства, региональными и федеральными операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведений о детях, оставшихся без попечения родителей.

Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации.

Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Порядок подготовки и подачи заявления в суд. Правовые аспекты тайны усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечень документов ребенка, передаваемых семье.

Порядок оформления (переоформления) документов ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

Меры социальной поддержки семей и детей, воспитывающихся в них, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Татарстан. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в семье опекунов (попечителей), усыновителей, приемных родителей.     

Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) – личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, а также членов их семей.

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей – ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

Меры социальной поддержки пациентам с ВИЧ-инфекцией и детям, рожденным от ВИЧ-инфицированных матерей. Правила постановки диагноза ВИЧ-инфекции. Тайна диагноза. Гарантии государства. Социальное сопровождение и поддержка лиц, живущих с ВИЧ.

Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки

и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги

детям и семьям

Родительские и профессиональные функции семьи, принявшей в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Взаимодействие семьи, принявшей в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, важность такого взаимодействия.

Информирование лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.

Взаимодействие семей, принявших ребенка, оставшегося без попечения родителей, с социальным окружением и родительским сообществом.

Раздел 13. Подведение итогов освоения курса
подготовки кандидатами в приемные родители

Обсуждение результатов освоения материалов курса подготовки лицами,    желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выполнения домашних заданий.

Обсуждение степени освоения материалов курса подготовки лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Проведение самооценки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и выявление их готовности к приему ребенка на воспитание.

Составление итогового заключения о готовности и способности лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения     родителей, к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по их желанию).

__________________

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать