Основная информация

Дата опубликования: 20 ноября 2009г.
Номер документа: RU74000200900508
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Челябинская область
Принявший орган: Правительство Челябинской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Оглавление

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Постановление

от 20 ноября 2009 г. N 303-П

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НА БАЗЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010-2011 ГОДАХ

Изменение:

в редакции постановления Правительства Челябинской области от 27.10.2010 №206-П; ru74000201000500

В целях повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, сокращения временных и материальных затрат заявителей на получение этих услуг, в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р, постановлением Губернатора Челябинской области от 16.10.2008 г. N 340 "О Программе административной реформы в Челябинской области на 2009-2010 годы" Правительство Челябинской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Челябинской области в 2010-2011 годах".

2. Руководителям органов исполнительной власти Челябинской области организовать выполнение мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Челябинской области в 2010-2011 годах" и назначить ответственных за их выполнение.

3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления Челябинской области принять участие в реализации мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Челябинской области в 2010-2011 годах".

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Челябинской области от 18.12.2008 г. N 407-П "О предоставлении субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий административной реформы" (Южноуральская панорама, 26 декабря 2008 г., спецвыпуск).

5. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области (Поддубная М.В.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.

6. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области - руководителя аппарата Правительства Челябинской области Рязанова Н.М.

7. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2010 года.

Председатель Правительства

Челябинской области

П.И. Сумин

Утверждена

постановлением Правительства

Челябинской области

от 20 ноября 2009 г. N 303-П

Областная целевая программа
"Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Челябинской области в 2010-2011 годах"

Паспорт
областной целевой программы
"Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Челябинской области в 2010-2011годах"

Наименование           -  областная   целевая   программа    "Повышение

Программы                 качества  государственных   и   муниципальных

                           услуг  на  базе  многофункциональных  центров

                           предоставления              государственных и

                           муниципальных услуг в Челябинской  области  в

                           2010-2011   годах"   (далее       именуется -

                           Программа)

Основание принятия     -  распоряжение     Правительства     Российской

решения о разработке      Федерации от  25  октября  2005  г.  N 1789-р

Программы                 "Концепция   административной       реформы в

                           Российской Федерации в 2006 - 2010 годах";

                           постановление Губернатора Челябинской области

                           от   16.10.2008   г.   N 340   "О   Программе

                           административной   реформы   в    Челябинской

                           области на 2009-2010 годы"

Государственный        -  Правительство Челябинской области

заказчик Программы

Государственный        -  Управление       государственной       службы

заказчик-координатор      Правительства Челябинской области

Программы

(в редакции постановления Правительства Челябинской области от 27.10.2010 №206-П; ru74000201000500)

Основной разработчик   -  Управление       государственной       службы

Программы                 Правительства Челябинской области

(в редакции постановления Правительства Челябинской области от 27.10.2010 №206-П; ru74000201000500)

Цель Программы         -  повышение       качества       предоставления

                           государственных  и  муниципальных     услуг -

                           сокращение временных  и  материальных  затрат

                           заявителей на получение этих услуг

Задачи Программы       -  переход на предоставление  государственных  и

                           муниципальных услуг преимущественно на основе

                           принципа "одного окна";

                           повышение  удобства  и  комфорта  получателей

                           государственных и муниципальных услуг;

                           сокращение рынка "посреднических услуг";

                           оптимизация   (упрощение)    административных

                           процедур при предоставлении государственных и

                           муниципальных услуг;

                           внедрение    в    практику     предоставления

                           государственных   и    муниципальных    услуг

                           эффективных    механизмов     противодействия

                           коррупции,       повышение       прозрачности

                           деятельности   государственных      органов и

                           органов местного самоуправления;

                           оптимизация  (сокращение)   количественного и

                           качественного   состава   видов   документов,

                           выдаваемых   заявителям     государственных и

                           муниципальных услуг;

                           создание    информационной     инфраструктуры

                           центров  обслуживания   на   основе   типовых

                           технических      решений,      обеспечивающей

                           комплексную      модель       информационного

                           обеспечения центров;

                           стандартизация        и         регламентация

                           государственных и муниципальных услуг;

                           организация  информационного  обмена  данными

                           между территориальными  органами  федеральных

                           органов исполнительной власти,  региональными

                           государственными органами и органами местного

                           самоуправления  Челябинской  области   (далее

                           именуются - органы власти)

Важнейшие целевые      -  создание     многофункциональных      центров

индикаторы и              предоставления              государственных и

показатели                муниципальных услуг (далее именуются - МФЦ);

                           сокращение   времени   получения   заявителем

                           услуги;

                           удовлетворенность    заявителей     качеством

                           предоставления              государственных и

                           муниципальных услуг

Сроки и этапы          -  2010 - 2011 годы

реализации Программы

Перечень программных   -  нормативно-правовое обеспечение создания МФЦ;

мероприятий               материально-техническое обеспечение  создания

                           МФЦ;

                           программно-техническое  обеспечение  создания

                           МФЦ;

                           подготовка и переподготовка кадров для работы

                           в МФЦ;

                           информационное обеспечение деятельности МФЦ

Объемы и источники     -  Программа  финансируется  за   счет   средств

финансирования            областного бюджета.

Программы                 Общий объем  финансирования  -  356 850,0  тыс.рублей,

                           в том числе: (в редакции постановления Правительства Челябинской области от 27.10.2010 №206-П; ru74000201000500)

                           за   счет    средств       областного бюджета

                           167 350,0 тыс. рублей; (в редакции постановления Правительства Челябинской области от 27.10.2010 №206-П; ru74000201000500)

                           за   счет   средств   местных      бюджетов -

                           189 500 тыс. рублей (справочно);

                           в 2010 году:

                           за  счет   средств   областного     бюджета -

                           107 350,00 тыс. рублей;

                           за счет средств  местных  бюджетов  -  80 575

                           тыс. рублей;

                           в 2011 году:

                           за  счет   средств   областного     бюджета -

                           60 000,0 тыс. рублей; (в редакции постановления Правительства Челябинской области от 27.10.2010 №206-П; ru74000201000500)

                           за   счет   средств   местных      бюджетов -

                           108 925 тыс. рублей.

                           Объем  расходов  на  выполнение   мероприятий

                           Программы   определяется   при   формировании

                           областного бюджета  на  очередной  финансовый

                           год

Ожидаемые конечные     -  в   результате   реализации       Программы в

результаты реализации     Челябинской области  планируется  создать  10

Программы и               многофункциональных  центров   предоставления

показатели                государственных   и   муниципальных    услуг,

социально-экономичес-     разработать   около   300    административных

кой эффективности         регламентов,  необходимых   для   обеспечения

                           деятельности   МФЦ.   Будет     адаптирован и

                           доработан электронный портал "Государственные

                           и муниципальные услуги Челябинской области"

                           Основным качественным  результатом  Программы

                           является  повышение  качества  предоставления

                           государственных   и   муниципальных    услуг,

                           включая   повышение    уровня    комфортности

                           обслуживания  заявителей,    информирования и

                           консультирования:

                           сокращение       времени       предоставления

                           государственной    (муниципальной)     услуги

                           (подготовки  и  выдачи  документов  по  видам

                           документов);

                           сокращение   среднего   времени      подачи и

                           получения документов;

                           повышение        доступности        получения

                           государственных     (муниципальных)     услуг

                           заявителем;

                           рост доли  положительных  оценок  результатов

                           деятельности    органов    власти    жителями

                           Челябинской области

                           Более           подробно           показатели

                           социально-экономической         эффективности

                           представлены в разделе 7 Программы.

(в редакции постановления Правительства Челябинской области от 27.10.2010 №206-П; ru74000201000500)

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

1. В настоящее время предоставление государственных и муниципальных услуг в Челябинской области характеризуется следующими проблемами.

Работа различных ведомств и организаций по обслуживанию заявителей обычно осуществляется только в рабочие дни и часы, при этом графики работы органов власти не синхронизированы между собой.

Период оформления заявителями своих прав на получение государственных и муниципальных услуг может составлять длительное время, что приводит к экономически необоснованным затратам не только для каждого работодателя, но и для региона в целом.

2. Задачи повышения качества государственных и муниципальных услуг, сокращения затрат, которые несет заявитель, требует реализации стратегии интеграции усилий органов власти при предоставлении ими государственных и муниципальных услуг заявителю.

Работа органов власти, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, должна быть синхронизирована по времени, внутренним административным процедурам, процедурам межведомственного взаимодействия.

3. Наряду с синхронизацией деятельности органов власти, необходимо коренным образом повысить комфортность предоставления услуг, привести существующую инфраструктуру предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствие с современными требованиями.

4. Ключевой формой предоставления любых публичных услуг на территории Челябинской области должен стать многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Многофункциональный центр должен стать единственной точкой приема заявителей и предоставления им конечного результата государственной или муниципальной услуги - справки, лицензии, разрешения, субсидии, удостоверения.

5. Программа направлена на создание МФЦ по принципу "одного окна". Организационная схема деятельности МФЦ состоит в следующем. Получатель государственных и муниципальных услуг предоставляет в многофункциональный центр заявление на оказание ему таких услуг и минимально необходимые документы, которые получатель услуг может собрать самостоятельно со значительно меньшими затратами, чем сотрудники многофункционального центра. Подготовка пакета документов для предоставления услуги, согласование пакета документов с органами исполнительной власти (организациями), включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, является функцией МФЦ.

6. В случае если объединение большого количества разнопрофильных услуг в рамках единого МФЦ ухудшает транспортную доступность получения государственной или муниципальной услуги для заявителя, целесообразно применить формат мобильного многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, оказывающих заявителю максимально возможный в условиях "труднодоступных районов" набор государственных или муниципальных услуг.

Раздел II. Основные цели и задачи Программы

7. Целью Программы является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг - сокращение временных и материальных затрат заявителей на получение этих услуг.

8. Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

переход на предоставление государственных и муниципальных услуг преимущественно на основе принципа "одного окна";

повышение удобства и комфорта получателей государственных и муниципальных услуг;

сокращение рынка "посреднических услуг";

оптимизация (упрощение) административных процедур при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

оптимизация (сокращение) количественного и качественного состава видов документов, выдаваемых заявителям государственных и муниципальных услуг;

внедрение в практику предоставления государственных и муниципальных услуг эффективных механизмов противодействия коррупции, повышение прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

создание информационной инфраструктуры центров обслуживания на основе типовых технических решений, обеспечивающей комплексную модель информационного обеспечения центров;

стандартизация и регламентация государственных и муниципальных услуг;

организация информационного обмена данными между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Челябинской области.

9. Задачу кардинального повышения качества государственных и муниципальных услуг предлагается решить также за счет реализации комплексного проекта информатизации многофункциональных центров и использования интегрированной системы информирования заявителей в рамках схемы "Интернет-портал - информационные киоски".

10. В результате реализации Программы должны сократиться временные и денежные затраты юридических и физических лиц на получение государственных и муниципальных услуг, на получение информации о государственных и муниципальных услугах, а также должны улучшиться условия работы сотрудников, осуществляющих предоставление государственных и муниципальных услуг. В результате осуществления указанных мероприятий ожидается сокращение социальной напряженности в отношениях граждан и организаций с органами власти Челябинской области и улучшение оценки их деятельности.

Раздел III. Сроки и этапы реализации Программы

11. Сроки реализации Программы - 2010-2011 годы.

12. Прекращение реализации мероприятий Программы осуществляется в случаях прекращения финансирования Программы или необоснованного не достижения целевых индикативных показателей Программы.

Раздел IV. Система программных мероприятий

13. Программа реализуется в 2010 и в 2011 годах и нацелена на:

проведение инвентаризации текущего материально-технического, имущественного и аппаратно-программного обеспечения внедрения интегрированной системы предоставления государственных и муниципальных услуг;

создание нормативного правого обеспечения перехода на преимущественное предоставление государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ;

обеспечение создания МФЦ в муниципальных образованиях Челябинской области.

14. К моменту завершения реализации Программы предполагается создать в Челябинской области 10 многофункциональных центров, предоставляющих государственные и муниципальные услуги.

(в редакции постановления Правительства Челябинской области от 27.10.2010 №206-П; ru74000201000500)

15. Важным элементом Программы является развитие электронного портала "Государственные и муниципальные услуги Челябинской области", введенного в промышленную эксплуатацию в 2009 году.

16. Система основных мероприятий, сроки реализации мероприятий Программы и объем финансирования Программы приведены в приложении 1 к настоящей Программе.

Раздел V. Ресурсное обеспечение Программы

17. Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 243 050,00 тыс. рублей, в том числе: в 2010 году - 107 350,00 тыс. рублей, в 2011 году - 135 700,00 тыс. рублей. Финансирование Программы осуществляется через государственного заказчика Программы в соответствии с утвержденными ассигнованиями на соответствующий финансовый год.

Объем финансирования Программы подлежит ежегодному уточнению исходя из реальных условий формирования областного бюджета на очередной финансовый год.

Финансово-экономическое обоснование затрат средств областного бюджета Программы приведено в приложении 2 к Программе.

В целях повышения качества государственных и мунициальных услуг органы местного самоуправления, прошедшие конкурсный отбор, направляют на создание и оснащение МФЦ средства в размере: в 2010 году - 80 575,00 тыс. рублей, в 2011 году - 108 925,00 рублей (приведены справочно).

Раздел VI. Организация управления и механизм реализации Программы

18. Общее управление и контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы - Правительство Челябинской области.

19. Текущее управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы - Управлением государственной службы Правительства Челябинской области, которое выполняет следующие функции:

(в редакции постановления Правительства Челябинской области от 27.10.2010 №206-П; ru74000201000500)

разрабатывает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов, необходимые для выполнения Программы;

готовит предложения по уточнению перечня и содержания программных мероприятий Программы в очередном финансовом году, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;

на основе анализа выполнения мероприятий Программы и их эффективности в текущем году уточняет объем средств, необходимых для финансирования Программы в очередном финансовом году, и предоставляет в установленном порядке проект бюджетной заявки на финансирование Программы за счет средств областного бюджета в очередном финансовом году в Министерство экономического развития Челябинской области и Министерство финансов Челябинской области;

согласовывает с основными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования, с учетом выделяемых ежегодно на реализацию Программы средств распределяет их по программным мероприятиям;

разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;

обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;

ежегодно в срок до 1 февраля представляет информацию о ходе реализации Программы и об эффективности использования финансовых средств в Министерство экономического развития Челябинской области и Министерство финансов Челябинской области, а также ежегодно в срок до 1 февраля и до 1 августа представляет информацию о ходе реализации Программы Губернатору Челябинской области.

При необходимости внесения изменений в Программу государственный заказчик-координатор Программы организует соответствующую работу в порядке, установленном законодательством Челябинской области.

20. Реализация Программы осуществляется:

на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд Челябинской области, заключаемых государственным заказчиком-координатором Программы в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

путем предоставления субсидий местным бюджетам муниципальных образований Челябинской области на условиях софинансирования.

Условия предоставления и методика расчета субсидий местным бюджетам на создание и оснащение МФЦ приведены в приложении 3 к настоящей Программе.

21. Государственный заказчик - координатор Программы сообщает в Министерство экономического развития Челябинской области о всех заключенных в рамках реализации Программы государственных контрактах (договорах).

22. Государственный заказчик - координатор Программы организует размещение на официальных сайтах в сети Интернет информации о ходе реализации Программы, об объемах финансирования, результатах проверок выполнения программных мероприятий, оценке достижения целевых индикаторов и показателей.

Раздел VII. Ожидаемые результаты реализации Программы и индикативные показатели ее эффективности

23. Реализация Программы будет способствовать повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, уменьшению времени прохождения всех административных процедур для получения конечного результата услуги, а также сокращению контактов заявителя с представителями органов власти.

24. Оценку социально-экономической эффективности Программы необходимо проводить в соответствии с системой показателей и индикаторов по следующим направлениям:

выполнение плана мероприятий программы по открытию МФЦ;

сроки предоставления государственных и муниципальных услуг;

удовлетворенность заявителей качеством предоставления государственных и муниципальных услуг.

Система показателей и их целевых значений приведены в таблице 1.

                                                              Таблица 1.

┌────────────────────────────────────┬───────────┬──────────────────────┐

│      Наименование индикатора       │  Единица  │  Целевое (плановое)  │

│                                    │ измерения │       значение       │

│                                    │           │      показателя      │

│                                    │           ├────────────┬─────────┤

│                                    │           │  2010 год  │2011 год │

├────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┼─────────┤

"К - количество МФЦ, созданных в текущем году

штук

7

3";

(в редакции постановления Правительства Челябинской области от 27.10.2010 №206-П; ru74000201000500)

────┼─────────┤

│ S1  -   доля   заявителей,    время│           │            │         │

│     ожидания  которых   в   очереди│           │            │         │

│     соответствует            сроку,│ процентов │     75     │   100   │

│     установленному   в   регламенте│           │            │         │

│     деятельности МФЦ*(1)           │           │            │         │

├────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┼─────────┤

│ S2  - доля  случаев  предоставления│           │            │         │

│     государственной (муниципальной)│           │            │         │

│     услуги   в      соответствие со│ процентов │     90     │   100   │

│     сроками,       установленными в│           │            │         │

│     административном регламенте*(2)│           │            │         │

├────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┼─────────┤

│ U1  -  доля  заявителей,  выбравших│           │            │         │

│     варианты                ответов│           │            │         │

│     "удовлетворен",         "скорее│           │            │         │

│     удовлетворен,               чем│ процентов │     60     │   90    │

│     неудовлетворен" при  ответе  на│           │            │         │

│     вопрос   об   удовлетворенности│           │            │         │

│     качеством       предоставляемых│           │            │         │

│     услуг*(3)                      │           │            │         │

├────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┼─────────┤

│ U2  - доля заявителей, обратившихся│ процентов │     30     │   15    │

│     в МФЦ повторно*(4)             │           │            │         │

└────────────────────────────────────┴───────────┴────────────┴─────────┘

Индикаторы и показатели оцениваются по итогам отчетности по реализации Программы в текущем году.

Эффективность реализации Программы оценивается на основании достижения целевых показателей и индикаторов Программы путем сопоставления фактически достигнутых показателей и индикаторов с их прогнозными значениями.

Оценка выполнения показателя "Количество МФЦ, созданных в текущем году" проводится по следующей формуле:

, где:

Qп.мфц - плановое количество МФЦ, созданных в текущем году;

Q ф.мфц. - фактическое количество МФЦ, созданных в текущем году.

Оценка выполнения показателя "Сроки предоставления государственных и муниципальных услуг" проводится по следующим индикаторам:

доля заявителей, время ожидания которых в очереди соответствует сроку, установленному в регламенте деятельности МФЦ. Расчет данного индикатора проводится по следующей формуле:

, где:

Tрег - количество заявителей, ожидавших в очереди в соответствие с показателями регламента;

Т факт - общее количество заявителей, посетивших МФЦ;

доля случаев предоставления услуги в соответствие со сроками, установленными в административном регламенте. Расчет данного индикатора проводится по следующей формуле:

, где:

Tрег - количество заявителей, получивших услугу в срок, установленный в административном регламенте;

Т факт - общее количество заявителей, получивших услугу.

Оценка выполнения показателя "Удовлетворенность заявителей качеством предоставления государственных и муниципальных услуг" проводится по следующим индикаторам:

доля заявителей, выбравших варианты ответов "удовлетворен", "скорее удовлетворен, чем неудовлетворен" при ответе на вопрос об удовлетворенности качеством предоставляемых услуг. Расчет данного индикатора проводится по следующей формуле:

, где:

Qудовл - количество заявителей, выбравших варианты ответов "удовлетворен", "скорее удовлетворен, чем неудовлетворен" при ответе на вопрос об удовлетворенности качеством предоставляемых услуг;

Qобоб. - общее количество опрошенных заявителей;

доля заявителей, обратившихся в МФЦ повторно. Расчет данного индикатора проводится по следующей формуле:

, где:

Qповторно - количество заявителей, обратившихся в МФЦ повторно;

Qобщ - общее количество обратившихся заявителей.

26. Общая оценка эффективности реализации Программы определяется по формуле:

Е= (К+S1+S2+U1+U2):5, где:

Е - эффективность реализации Программы (процентов).

Программа считается выполненной (за отчетный год, за весь период реализации Программы), если эффективность реализации Программы составляет 80 процентов и более.

В случае если эффективность реализации Программы попадает в пределы от 60 процентов до 79 процентов, Программа требует уточнения и корректировки.

Если эффективность реализации Программы менее 60 процентов, действие Программы подлежит прекращению.

Заместитель Губернатора

Челябинской области -

руководитель аппарата Правительства

Челябинской области

Н.М. Рязанов

Приложение 1

к областной целевой программе

"Повышение качества государственных

и муниципальных услуг на базе

многофункциональных центров

предоставления государственных и

муниципальных услуг в Челябинской

области в 2010-2011 годах"

(в редакции постановления Правительства Челябинской области от 27.10.2010 №206-П; ru74000201000500)

Система

основных мероприятий областной целевой Программы

"Повышение качества государственных и муниципальных услуг

на базе многофункциональных центров предоставления

государственных и муниципальных услуг

в Челябинской области в 2010 - 2011 годах"

┌───┬─────────────────────┬──────────┬────────────────┬───────────────────┐

│ N │ Наименование │ Сроки │ Ответственные │ Объем │

│п/п│ мероприятия │реализации│ исполнители │ финансирования, │

│ │ │ │ │ тыс. рублей │

│ │ │ │ ├─────────┬─────────┤

│ │ │ │ │2010 год │2011 год │

├───┴─────────────────────┴──────────┴────────────────┴─────────┴─────────┤

│ I. Нормативно-правовое и методическое обеспечение создания МФЦ │

├───┬─────────────────────┬──────────┬────────────────┬─────────┬─────────┤

│1. │Проведение │ 2010 - │Управление │ - │ - │

│ │мониторинга качества │2011 годы │государственной │ │ │

│ │государственных │ │службы │ │ │

│ │и муниципальных услуг│ │Правительства │ │ │

│ │в МФЦ │ │Челябинской │ │ │

│ │(социологические │ │области │ │ │

│ │опросы получателей │ │ │ │ │

│ │государственных и │ │ │ │ │

│ │муниципальных услуг) │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────┼──────────┼────────────────┼─────────┼─────────┤

│2. │Уточнение │ 2010 - │Управление │ - │ - │

│ │адресной схемы │2011 годы │государственной │ │ │

│ │размещения МФЦ │ │службы │ │ │

│ │на территории │ │Правительства │ │ │

│ │муниципальных │ │Челябинской │ │ │

│ │образований │ │области │ │ │

│ │Челябинской области │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────┼──────────┼────────────────┼─────────┼─────────┤

│3. │Обеспечение │ 2010 - │Управление │ 2100,00 │ 1050,00 │

│ │разработки │2011 годы │государственной │ │ │

│ │нормативной правовой │ │службы │ │ │

│ │и методической базы, │ │Правительства │ │ │

│ │необходимой │ │Челябинской │ │ │

│ │для создания сети │ │области │ │ │

│ │автономных │ │ │ │ │

│ │учреждений, │ │ │ │ │

│ │являющихся │ │ │ │ │

│ │организационно- │ │ │ │ │

│ │правовой формой МФЦ: │ │ │ │ │

│ │порядка │ │ │ │ │

│ │осуществления функции│ │ │ │ │

│ │и полномочий │ │ │ │ │

│ │учредителя │ │ │ │ │

│ │автономного │ │ │ │ │

│ │учреждения; │ │ │ │ │

│ │условий и порядка │ │ │ │ │

│ │формирования задания │ │ │ │ │

│ │учредителя и порядка │ │ │ │ │

│ │финансового │ │ │ │ │

│ │обеспечения │ │ │ │ │

│ │выполнения задания; │ │ │ │ │

│ │порядка подготовки │ │ │ │ │

│ │предложений │ │ │ │ │

│ │о создании автономных│ │ │ │ │

│ │учреждений путем │ │ │ │ │

│ │изменения типа │ │ │ │ │

│ │существующих │ │ │ │ │

│ │муниципальных │ │ │ │ │

│ │учреждений; │ │ │ │ │

│ │проектов │ │ │ │ │

│ │учредительных │ │ │ │ │

│ │документов │ │ │ │ │

│ │автономного │ │ │ │ │

│ │учреждения - │ │ │ │ │

│ │оператора МФЦ; │ │ │ │ │

│ │типовой модели │ │ │ │ │

│ │межведомственного │ │ │ │ │

│ │взаимодействия │ │ │ │ │

│ │по каждой │ │ │ │ │

│ │публичной услуге, │ │ │ │ │

│ │планируемой к │ │ │ │ │

│ │оказанию на базе МФЦ;│ │ │ │ │

│ │проектов соглашений │ │ │ │ │

│ │с участниками МФЦ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────┼──────────┼────────────────┼─────────┼─────────┤

│4. │Разработка │ 2010 - │Управление │ 3500,00 │ 1750,00 │

│ │и проведение │2011 годы │государственной │ │ │

│ │независимой │ │службы │ │ │

│ │экспертизы проектов │ │Правительства │ │ │

│ │административных │ │Челябинской │ │ │

│ │регламентов │ │области │ │ │

│ │предоставления │ │ │ │ │

│ │государственных и │ │ │ │ │

│ │муниципальных услуг; │ │ │ │ │

│ │обеспечение внесения │ │ │ │ │

│ │изменений │ │ │ │ │

│ │в административные │ │ │ │ │

│ │регламенты │ │ │ │ │

│ │предоставления │ │ │ │ │

│ │государственных │ │ │ │ │

│ │и муниципальных услуг│ │ │ │ │

├───┼─────────────────────┼──────────┼────────────────┼─────────┼─────────┤

│5. │Адаптация типовых │ 2010 - │Управление │ - │ - │

│ │административных │2011 годы │государственной │ │ │

│ │регламентов │ │службы │ │ │

│ │по услугам, │ │Правительства │ │ │

│ │оказываемым в МФЦ │ │Челябинской │ │ │

│ │ │ │области │ │ │

├───┼─────────────────────┼──────────┼────────────────┼─────────┼─────────┤

│6. │Проведение │ 2010 - │Управление │ - │ - │

│ │мониторинга │2011 годы │государственной │ │ │

│ │применения │ │службы │ │ │

│ │административных │ │Правительства │ │ │

│ │регламентов оказания │ │Челябинской │ │ │

│ │государственных │ │области │ │ │

│ │и муниципальных услуг│ │ │ │ │

│ │в МФЦ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────┼──────────┼────────────────┼─────────┼─────────┤

│7. │Обучение │ 2010 - │Управление │ 1925,00 │ 962,50 │

│ │сотрудников МФЦ │2011 годы │государственной │ │ │

│ │ │ │службы │ │ │

│ │ │ │Правительства │ │ │

│ │ │ │Челябинской │ │ │

│ │ │ │области │ │ │

├───┼─────────────────────┼──────────┼────────────────┼─────────┼─────────┤

│8. │Экспертиза │ 2010 - │Министерство │ - │ - │

│ │и коррекция │2011 годы │строительства, │ │ │

│ │проектно-сметной │ │инфраструктуры │ │ │

│ │документации │ │и дорожного │ │ │

│ │ремонта зданий МФЦ │ │хозяйства │ │ │

│ │ │ │Челябинской │ │ │

│ │ │ │области │ │ │

├───┼─────────────────────┼──────────┼────────────────┼─────────┼─────────┤

│9. │Мониторинг │ 2010 - │Управление │ - │ - │

│ │деятельности МФЦ │2011 годы │государственной │ │ │

│ │ │ │службы │ │ │

│ │ │ │Правительства │ │ │

│ │ │ │Челябинской │ │ │

│ │ │ │области │ │ │

├───┴─────────────────────┴──────────┴────────────────┴─────────┴─────────┤

│ II. Информационное обеспечение создания МФЦ │

├───┬─────────────────────┬──────────┬────────────────┬─────────┬─────────┤

│10.│Адаптация │ 2010 год │Комитет │ - │ - │

│ │и развитие и портала │ │информационного │ │ │

│ │государственных │ │и программного │ │ │

│ │и муниципальных услуг│ │обеспечения │ │ │

│ │ │ │Правительства │ │ │

│ │ │ │Челябинской │ │ │

│ │ │ │области; │ │ │

│ │ │ │Управление │ │ │

│ │ │ │государственной │ │ │

│ │ │ │службы │ │ │

│ │ │ │Правительства │ │ │

│ │ │ │Челябинской │ │ │

│ │ │ │области │ │ │

├───┼─────────────────────┼──────────┼────────────────┼─────────┼─────────┤

│11.│Приобретение, │ 2010 - │Управление │19250,00 │ 9625,00 │

│ │установка │2011 годы │государственной │ │ │

│ │и настройка типовой │ │службы │ │ │

│ │автоматизированной │ │Правительства │ │ │

│ │информационной │ │Челябинской │ │ │

│ │системы │ │области; │ │ │

│ │"Многофункциональный │ │Комитет │ │ │

│ │центр предоставления │ │информационного │ │ │

│ │государственных и │ │и программного │ │ │

│ │муниципальных услуг" │ │обеспечения │ │ │

│ │ │ │Правительства │ │ │

│ │ │ │Челябинской │ │ │

│ │ │ │области │ │ │

├───┴─────────────────────┴──────────┴────────────────┴─────────┴─────────┤

│ III. Создание и материально-техническое обеспечение │

│ деятельности МФЦ │

├───┬─────────────────────┬──────────┬────────────────┬─────────┬─────────┤

│12.│Создание и оснащение │ 2010 - │Органы местного │80575,00 │108925,00│

│ │МФЦ в муниципальных │2011 годы │самоуправления, │ │ │

│ │образованиях, │ │победившие │ │ │

│ │прошедших конкурсный │ │в конкурсном │ │ │

│ │отбор <*> │ │отборе (по │ │ │

│ │ │ │согласованию) │ │ │

├───┼─────────────────────┼──────────┼────────────────┼─────────┼─────────┤

│13.│Предоставление │ 2010 - │Комиссия │80575,00 │46612,50 │

│ │субсидий │2011 годы │по проведению │ │ │

│ │местным бюджетам │ │административной│ │ │

│ │муниципальных │ │реформы │ │ │

│ │образований │ │в Челябинской │ │ │

│ │Челябинской области │ │области; │ │ │

│ │на создание │ │Управление │ │ │

│ │и оснащение МФЦ │ │государственной │ │ │

│ │ │ │службы │ │ │

│ │ │ │Правительства │ │ │

│ │ │ │Челябинской │ │ │

│ │ │ │области │ │ │

├───┼─────────────────────┼──────────┼────────────────┼─────────┼─────────┤

│ │Итого: │ │ │187925,00│168925,00│

│ │в том числе: │ │ │ │ │

│ │за счет │ │ │107350,00│60000,00 │

│ │областного бюджет: │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │

│ │за счет местных │ │ │80575,00 │108925,00│

│ │бюджетов <*>: │ │ │ │ │

└───┴─────────────────────┴──────────┴────────────────┴─────────┴─────────┘

--------------------------------

<*> Средства местных бюджетов предусматриваются в аналогичных долгосрочных муниципальных программах (приведены справочно).

Приложение 2

к областной целевой программе

"Повышение качества государственных

и муниципальных услуг на базе

многофункциональных центров

предоставления государственных и

муниципальных услуг в Челябинской

области в 2010-2011 годах"

(в редакции постановления Правительства Челябинской области от 27.10.2010 №206-П; ru74000201000500)

Финансово-экономическое обоснование

областной целевой программы

"Повышение качества государственных и муниципальных услуг

на базе многофункциональных центров предоставления

государственных и муниципальных услуг

в Челябинской области в 2010 - 2011 годах"

N
п/п

Наименование мероприятия

Направление и сумма расходов

1.

Обеспечение разработки нормативной правовой и методической базы, необходимой для создания сети автономных учреждений, являющихся организационно-правовой формой МФЦ:
порядка осуществления функции и полномочий учредителя автономного учреждения; условий и порядка формирования задания учредителя и порядка финансового обеспечения выполнения задания; порядка подготовки предложений о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных учреждений; проектов учредительных документов автономного учреждения - оператора МФЦ; типовой модели межведомственного взаимодействия по каждой публичной услуге, планируемой к оказанию на базе МФЦ; проектов соглашений с участниками МФЦ

2010 год - 2100,0 тыс. рублей 2011 год - 1050,0 тыс. рублей Итого: 3150,0 тыс. рублей Расчет по 2010 - 2011 годам:
от 300,0 тыс. рублей для каждого из 10 МФЦ на привлечение специалистов в области государственного управления, определяемых по результатам проведенного конкурса, на выполнение
научно-исследовательских и экспертных работ (с учетом командировочных расходов специалистов)

2.

Разработка и проведение независимой экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг;
обеспечение внесения изменений в административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг

2010 год - 3500,0 тыс. рублей 2011 год - 1750,0 тыс. рублей Итого: 5250,0 тыс. рублей Расчет по 2010 - 2011 годам: от 500,0 тыс. рублей для каждого из 10 МФЦ на привлечение независимых экспертов, определяемых по результатам проведенного конкурса, на выполнение экспертных работ (стоимость разработки, доработки и независимой экспертизы административных регламентов - до 50,0 тыс. рублей за 1 регламент)

3.

Обучение сотрудников МФЦ

2010 год - 1925,0 тыс. рублей 2011 год - 962,5 тыс. рублей Итого: 2887,5 тыс. рублей Расчет по 2010 - 2011 годам:
от 275,0 тыс. рублей для каждого из 10 МФЦ (неограниченное количество человек в учебной группе, 1 час = 55,0 тыс. руб. + транспортные расходы + командировочные расходы + проживание)

4.

Приобретение, установка и настройка типовой автоматизированной информационной системы "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"

2010 год - 19250,0 тыс. рублей 2011 год - 9625,0 тыс. рублей Итого: 28875,0 тыс. рублей Расчет по 2010 - 2011 годам: от 2750,0 тыс. рублей для каждого из 10 МФЦ на приобретение необходимого оборудования для типовой автоматизированной информационной
системы "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"

5.

Предоставление субсидий местным бюджетам муниципальных образований Челябинской области на создание и оснащение МФЦ

2010 год - 80 575,0 тыс. рублей 2011 год - 46 612,5 тыс. рублей Итого: 127187,5 тыс. рублей Условия предоставления и методика расчета субсидий местным бюджетам предусмотрена в приложении 3 к Программе

Итого по Программе

2010 год - 107 350,0 тыс. рублей 2011 год - 60 000,0 тыс. рублей Итого: 167350,0 тыс. рублей

Приложение 3

к областной целевой программе

"Повышение качества государственных

и муниципальных услуг на базе

многофункциональных центров

предоставления государственных и

муниципальных услуг в Челябинской

области в 2010-2011 годах"

Условия предоставления и методика расчета субсидий местным бюджетам муниципальных образований Челябинской области на создание и оснащение МФЦ

1. Настоящая методика предоставления субсидий местным бюджетам муниципальных образований Челябинской области на создание и оснащение МФЦ (далее именуется - Методика) разработана в соответствии с действующим законодательством, регулирующим бюджетные правоотношения, и определяет механизм предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Челябинской области (далее именуются - местные бюджеты) на создание и оснащение МФЦ.

2. Субсидии местным бюджетам на создание и оснащение МФЦ (далее именуются - субсидии) предоставляются в целях софинансирования расходов местных бюджетов на:

1) выполнение ремонтных работ зданий (помещений) МФЦ;

2) техническое оснащение зданий (помещений) МФЦ системами обеспечения жизнедеятельности и безопасности;

3) построение информационно-коммуникационной инфраструктуры, включая оснащение офисной техникой, программно-техническими комплексами, техническими средствами, средствами телекоммуникаций и защиты информации;

4) обеспечение МФЦ мебелью;

5) обеспечение МФЦ автотранспортом (для сети МФЦ в пределах одного муниципального образования);

6) реализацию PR-программы информирования населения о создании МФЦ и предоставляемых на базе МФЦ государственных и муниципальных услугах.

3. Размер субсидии местному бюджету (S) определяется по формуле:

S= R+T+K+M+A+PR, где:

R - средства на выполнение ремонтных работ зданий (помещений) МФЦ;

T - средства на техническое оснащение зданий (помещений) МФЦ системами обеспечения жизнедеятельности и безопасности;

K - средства на оснащение МФЦ программно-техническим оборудованием;

M - средства на обеспечение МФЦ мебелью;

A - средства на обеспечение МФЦ автотранспортом;

PR - средства на реализацию PR-программы информирования населения о создании МФЦ и предоставляемых на базе МФЦ государственных и муниципальных услугах.

Размер средств по каждому компоненту формулы рассчитывается следующим образом:

1) R=Пл*Ст*k1*k2*k3, где:

Пл - площадь МФЦ;

Ст - средняя стоимость ремонтных работ для зданий общей площадью свыше 1 000 кв.м. (экспертная оценка по Челябинской области в ценах 2007 года - 22, 5 тыс. рублей);

k1 - коэффициент инфляции на 2008 год - 1,084;

k2 - коэффициент инфляции на 2009 год - 1,078;

k3 - коэффициент софинансирования - 0,4;

2) T=Тср*kс, где:

Тср - средняя стоимость монтажных работ по установке пожарной и охранной сигнализации (по результатам мониторинга сайтов по государственным закупкам Челябинской области - 400,0 тыс. рублей);

kс - коэффициент софинансирования - 0,5;

3) K=(Эл+Орг+Инф+Со+Пк)*kс, где:

Эл - стоимость системы "Электронная очередь";

Орг - стоимость необходимой оргтехники для МФЦ (телефоны-факсы, многофункциональные устройства);

Инф - стоимость информационных киосков (инфоматов);

Со - стоимость серверного оборудования для организации работы МФЦ;

Пк - стоимость аппаратного и программного обеспечения сотрудников МФЦ (рассчитывается исходя из количества персонала);

k с - коэффициент софинансирования - 0,5;

4) M=n*Мср*kс, где:

n - количество сотрудников МФЦ;

Мср - средняя стоимость обеспечения мебелью одного сотрудника МФЦ (включая мебель для оснащения сектора ожидания и приема посетителей) - 43,2 тыс. рублей;

kс - коэффициент софинансирования - 0,5;

5) А= 300,0 тыс. рублей (стоимость автотранспортного средства (средств), предусматривается для муниципальных образований Челябинской области, на территории которых планируется создание двух и более МФЦ);

6) PR= 250,0 тыс. рублей (предусматривает затраты на проведение рекламной кампании и выпуска печатной продукции (буклеты, бланки, схемы, памятки).

4. Предоставление субсидий осуществляется в пределах средств областного бюджета, выделенных на реализацию Программы в текущем году, в предусмотренных настоящей Программой объемах и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования на очередной финансовый год.

5. Предоставление субсидий осуществляется при условии предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области (далее именуются - муниципальные образования) государственному заказчику - координатору Программы до 1 июня 2010 года и/или до 1 апреля 2011 года следующих документов:

(в редакции постановления Правительства Челябинской области от 27.10.2010 №206-П; ru74000201000500)

1) заявления на получение субсидии за подписью главы муниципального образования;

2) копии муниципального правового акта, утверждающего аналогичную долгосрочную муниципальную целевую программу;

3) описания проекта по созданию в муниципальном образовании МФЦ (далее именуется - проект);

4) комплекта технической документации зданий (помещений), в которых предполагается размещение МФЦ. Объекты, финансируемые за счет субсидий, должны находиться в собственности муниципального образования и учитываться в соответствующих реестрах муниципальной собственности;

5) сведений о размере средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на реализацию проекта по созданию МФЦ, с подтверждением наличия расходных обязательств в текущем году на указанные цели (выписки из опубликованного муниципального правового акта о принятии местного бюджета, заверенные главой муниципального образования).

6. Описание проекта по созданию МФЦ должно включать:

1) фамилию, имя, отчество, должность лица, ответственного за реализацию проекта, контактную информацию;

2) этапы и сроки реализации проекта, включая разработку и принятие необходимых нормативных правовых актов, методических материалов, апробацию, пилотное внедрение, массовое внедрение результатов проекта;

3) ожидаемые промежуточные и итоговые результаты реализации проекта в измеримых показателях;

4) ресурсное обеспечение проекта: численность и должностной состав муниципальных служащих, включенных в реализацию проекта, численность и квалификация привлеченных экспертов, обоснование потребности финансовых средств на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящей Методики и источники финансирования.

7. Критериями отбора муниципальных образований для предоставления субсидий местным бюджетам являются:

1) соответствие представленных муниципальными образованиями документов требованиям настоящей Методики;

2) качество разработки проекта по созданию в муниципальном образовании МФЦ с точки зрения целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств, повышения удовлетворенности получателей государственных и муниципальных услуг их качеством, упрощения порядка предоставления гражданам и юридическим лицам государственных и муниципальных услуг и обеспечения комфортных условий для их получения;

3) отсутствие неосвоенных субсидий, предоставленных местному бюджету в предыдущий период;

4) наличие долевого финансирования за счет средств местного бюджета работ по реализации проектов по созданию в муниципальных образованиях МФЦ;

5) своевременное и достоверное предоставление отчетов по освоению субсидий, полученных в предшествующем периоде.

8. Государственный заказчик - координатор Программы в течение 10 дней со дня получения документов, указанных в пункте 5 настоящей Методики, проводит экспертизу представленных муниципальным образованием документов на предмет их соответствия требованиям настоящей Методики.

9. В случае неполного представления документов, их несоответствия требованиям настоящей Методики, недостоверности указанных в документах сведений государственный заказчик - координатор Программы имеет право отказать органу местного самоуправления муниципального образования в приеме документов для получения субсидии.

10. В случае соответствия представленных муниципальным образованием документов требованиям настоящей Методики государственный заказчик - координатор Программы передает их на рассмотрение Комиссии по проведению административной реформы в Челябинской области, созданной постановлением Губернатора Челябинской области от 04.03.2010 г. N 67 "О Комиссии по проведению административной реформы в Челябинской области" (далее именуется - Комиссия).

(в редакции постановления Правительства Челябинской области от 27.10.2010 №206-П; ru74000201000500)

11. Комиссия на основании документов, представленных государственным заказчиком - координатором Программы, в течение 5 дней принимает решение о предоставлении субсидий. Решение о предоставлении субсидий принимается большинством голосов членов Комиссии и оформляется протоколом.

12. На основании протокола Комиссии о предоставлении субсидий государственный заказчик - координатор Программы формирует проект постановления Правительства Челябинской области о распределении субсидий местным бюджетам муниципальных образований на создание и оснащение МФЦ и представляет его на утверждение Правительству Челябинской области.

13. В соответствии с протоколом Комиссии органы местного самоуправления муниципальных образований заключают с Правительством Челябинской области соглашения о предоставлении субсидий.

14. В соглашениях о предоставлении субсидий должны быть предусмотрены:

1) форма отчетности, срок, периодичность представления отчетов об использовании субсидий;

2) возврат субсидии в случае нецелевого или неполного использования в областной бюджет в соответствии с бюджетным законодательством;

3) контроль за целевым использованием субсидий.

15. Министерство финансов Челябинской области на основании заявки Правительства Челябинской области и постановления Правительства Челябинской области и распределении субсидий местным бюджетам на создание и оснащение МФЦ перечисляет денежные средства на счета, открытые в Управлении Федерального казначейства по Челябинской области для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.

16. Органы местного самоуправления муниципальных образований используют субсидии по целевому назначению и представляют на заседание Комиссии отчеты об использовании бюджетных средств и результатах реализации проектов по созданию МФЦ в срок, установленный соглашением о предоставлении субсидии, с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы.

17. В случае нецелевого использования бюджетных средств органы местного самоуправления муниципальных образований несут ответственность в установленном законодательством порядке.

───────────────────────────────────────────

*(1) Определяется по данным учета системы электронной очереди.

*(2) Определяется по данным системы электронного документооборота МФЦ, либо на основе контрольного листа предоставления государственной (муниципальной) услуги.

*(3) Определяется по данным социологического опроса.

*(4) Определяется по данным системы электронного документооборота МФЦ, либо на основе контрольного листа предоставления государственной (муниципальной) услуги.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: "Южноуральская панорама" № 13, стр. 1 от 23.01.2010
Рубрики правового классификатора: 010.120.000 Исполнительная власть (см. 020.010.000), 010.150.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать