Основная информация

Дата опубликования: 20 декабря 2011г.
Номер документа: RU04000201101282
Текущая редакция: 7
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Бурятия
Принявший орган: Правительство Республики Бурятия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 20 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА № 680

г. Улан-Удэ

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛЫХ СЕЛ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2012-2015 ГОДЫ»

Утратил силу. Постановление Правительства Республики Бурятия:

НГР ru04000201400017 (от 21.01.2014 № 15)

Изменения в ред. постановлений Правительства Республики Бурятия:

НГР ru04000201200250 (от 30.03.2012 № 165)

НГР ru04000201200331 (от 17.04.2012 № 214)

НГР ru04000201200560 (от 29.06.2012 № 388)

НГР ru04000201300155 (от 14.03.2013 № 122)

НГР ru04000201300487 (от 07.06.2013 № 290)

НГР ru04000201300713 (от 31.07.2013 № 415)

Во исполнение Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р, и Концепции развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Бурятия на 2009-2017 годы и на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Бурятия от 11.12.2008 № 529, Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу «Сохранение и развитие малых сел в Республике Бурятия на 2012- 2015 годы»* (далее - Программа).

2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Манзанов А.Н.) представить соответствующие предложения в Министерство экономики Республики Бурятия для внесения изменений в Закон Республики Бурятия от 14.03.2011 № 1903-IV «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года» и в Закон Республики Бурятия от 14.03.2011 № 1907-IV «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы» в части корректировки объемов финансирования и индикаторов.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований в Республике Бурятия внести соответствующие изменения в программы социально-экономического развития муниципальных образований с учетом положений Программы.

4. Определить координатором реализации Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по экономическому развитию Чепика А.Е.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

              Исполняющий обязанности Председателя

Правительства Республики Бурятия

А. Чепик

________________

Проект представлен Министерством сельского хозяйства и продовольствия

тел. 55-30-13

1

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Бурятия

от 20.12.2011 № 680

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Сохранение и развитие малых сел в Республике Бурятия на 2012-2015 годы»

В ред. постановлений Правительства Республики Бурятия:

НГР ru04000201200250 (от 30.03.2012 № 165)

НГР ru04000201200331 (от 17.04.2012 № 214)

НГР ru04000201200560 (от 29.06.2012 № 388)

НГР ru04000201300155 (от 14.03.2013 № 122)

НГР ru04000201300487 (от 07.06.2013 № 290)

НГР ru04000201300713 (от 31.07.2013 № 415)

Паспорт

Наименование Программы

Республиканская целевая программа «Сохранение и развитие малых сел в Республике Бурятия на 2012-2015 годы»

Основание для разработки Программы

Поручение Главы – Председателя Правительства Республики Бурятия В.В. Наговицына

Государственный заказчик

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия

Разработчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия

Основные исполнители

Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия;

Министерство здравоохранения Республики Бурятия

Цель Программы

Устойчивое социально-экономическое развитие малых сел в Республике Бурятия, создание благоприятных условий для организации и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств

Задачи Программы

Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

- стимулирование сельскохозяйственного производства крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. в малых селах;

- расширение и модернизация производственной базы крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей;

- обеспечение крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей альтернативными источниками энергии, водоснабжением, бытовым обустройством, доступом к сети Интернет;

- организация оказания первой помощи в малых селах

Направления финансирования Программы

Обеспечение населения, проживающего в малых селах республики, поголовьем молодняка скота, альтернативными источниками энергии, водой, доступом к сети Интернет, бытовым обустройством жилых помещений.

Предоставление гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и выделение единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам. Грант на создание, реконструкцию, модернизацию и комплектацию животноводческих ферм

Сроки реализации Программы, подпрограмм, входящих

в состав Программы в качестве приложений

2012 - 2015 годы

Перечень подпрограмм

Подпрограмма «Поддержка начинающих фермеров на 2012 - 2015 годы»;

Подпрограмма «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012- 2015 годы»

Объемы и источники финансирования в целом

Требуется средств для реализации Программы всего на 2012 - 2015 годы 645,169 млн. руб.

Из федерального бюджета** –

235,589 млн. руб., в том числе по годам:

2012 год – 58,900 млн. руб.,

2013 год – 58,889 млн. руб.,

2014 год – 58,900 млн. руб.,

2015 год – 58,900 млн. руб.

Из республиканского бюджета – 200,000 млн. руб., в том числе по годам:

2012 год – 50,000 млн. руб.,

2013 год – 50,000 млн. руб.,

2014 год – 50,000 млн. руб.*,

2015 год – 50,000 млн. руб.*

Внебюджетные источники** – 209,580 млн. руб.

Объемы и источники финансирования по подпрограммам указаны в подпрограммах, входящих в состав данной Программы в качестве приложений

Ожидаемые результаты

реализации Программы

Достижение в 2015 году к уровню 2010 года:

- увеличения поголовья КРС, лошадей, овец в малых селах на 3632 условных головы;

- обеспечения альтернативными источниками энергии 21,9 % действующих животноводческих стоянок;

- обеспечения водоснабжением 10,9 % животноводческих стоянок;

- увеличения площади посевов кормовых культур, что позволит увеличить производство кормовых культур в малых селах на 32 %;

- количества созданных пунктов первой помощи;

- дополнительное создание 144 К(Ф)Х и 9 животноводческих ферм

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия от 27.12.2007 № 60-IV «О республиканских целевых программах», постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.06.2009 № 248 «О порядке разработки, проведения экспертизы и реализации республиканских целевых программ»

*При наличии дополнительных доходов.

**Справочно.».

Введение

Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р, определено, что создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние граждан.

Разделом IV данной концепции установлена необходимость решения ряда задач в области сельского расселения, в том числе создание в отдаленных регионах, особенно в Сибири, благоприятных условий для развития относительно автономных сел для выполнения ими важнейших общенациональных функций.

Необходимость решения поставленных задач подтверждается продолжающимся, в том числе и в Республике Бурятия, миграционным оттоком со стоянок и гуртов в сторону крупных населенных пунктов, как правило, в районные центры или города. При этом становятся безлюдными десятки километров пространств сельскохозяйственных и других земель, появляются новые затратные задачи обеспечения социального и административного контроля собственной территории.

В Стратегии развития Сибири отмечается, что наиболее адекватной и отвечающей интересам Российской Федерации является «равномерно-пространственная» система расселения. По-другому ее можно назвать рассеянным типом расселения, основанным на сети малых сельских поселений (хуторов, заимок, ферм). Эта система расселения имеет огромный потенциал использования простых и легкодоступных ресурсов, которые во многом уже исчерпаны в странах Европы и Азии: сельскохозяйственные земли, в первую очередь земли естественных кормовых угодий, лесные, водные и другие богатства Сибири.

В целях реализации положений указанных актов, создания «равномерно-пространственной», учитывающей особенности Республики Бурятия и Сибири в целом системы расселения разработана Республиканская целевая программа «Сохранение и развитие малых сел в Республике Бурятия» на 2012-2015 годы» (далее - Программа).

В Программе используются основные понятия в значениях, определенных Законом Республики Бурятия от 10.09.2007 № 2433-III «Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия»:

«малое село» – сельский населенный пункт с численностью жителей не более 350 человек, постоянно проживающих и ведущих хозяйство, с частичным наличием социальной инфраструктуры, образованный для эффективного использования удаленных от основных населенных пунктов земель сельскохозяйственного назначения.

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 29.06.2012 № 388

Участником Программы является крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - К(Ф)Х) или индивидуальный предприниматель (далее - ИП), ведущий сельскохозяйственное производство в малых селах республики.

К(Ф)Х или ИП на момент подачи заявки для участия в Программе должен иметь на отчетную дату не менее 10 и не более 200 условных голов сельскохозяйственных животных.

Земельный участок, используемый под сельскохозяйственное производство, должен быть оформлен в собственность или в аренду сроком не менее чем на три года.

Абзац десятый в редакции постановления Правительства Республики Бурятия от 07.06.2013 № 290

К(Ф)Х или ИП может участвовать в основных мероприятиях Программы один раз.

Формирование пакета документов для получения государственной поддержки осуществляется через районные филиалы Государственное бюджетное учреждение Республики Бурятия «Информационно-методологический центр Республики Бурятия».

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.04.2012 № 214

I. Технико-экономическое обоснование

Настоящая Программа разработана с целью обеспечения сохранения и развития малых сел республики, обеспечивающих устойчивое и эффективное развитие сельских территорий и производство сельскохозяйственной продукции на отдаленных животноводческих стоянках.

Комплекс программных мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, состоит из мероприятий, требующих соответствующего финансового обеспечения из средств республиканского бюджета и внебюджетных средств.

В приложении № 2 к Программе представлены основные мероприятия с указанием необходимых объемов, источников и сроков финансирования.

Финансирование мероприятий рассчитано с учетом существующих цен на рынке, стоимости необходимого оборудования для развития производства в малых селах и улучшения социально-бытового обустройства.

Механизм финансирования Программы устанавливается порядками финансирования, утвержденными постановлением Правительства Республики Бурятия.

В результате реализации мероприятий Программы ожидается рост поголовья скота в малых селах в условных единицах в 2015 году к уровню 2010 года на 10,8 %. Исходя из чего рост объемов производства молока к уровню 2010 года составит 8 %, мяса – 15 %; рост посевных площадей зерна, картофеля, овощей и кормовых культур к уровню 2010 года в малых селах - на 32 %, реализация мероприятий Программы позволит дополнительно произвести валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах на 162,2 млн. руб.

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В сельской местности Республики Бурятия проживает чуть более 430 тыс. человек или 44 % населения. При этом наблюдается неравномерная система расселения населения по территории республики. В основном население сосредоточено в административных центрах муниципальных районов и в крупных селах, что ограничивает ресурсное обеспечение сельских территорий свободными земельными участками вблизи населенных пунктов. Вместе с тем в последние годы наблюдается постепенное движение населения за пределы населенных пунктов на заимки (хутора, фермы) с целью хозяйственного освоения пустующих земель, в основном через развитие пастбищного животноводства.

Анализ эффективности хозяйствования, использования отдаленных естественных кормовых угодий показывает, что наиболее эффективно они используются жителями малых сел. Именно здесь рационально используются естественные возможности природы, исторически сложившиеся традиции хозяйствования, здесь высоки заинтересованность, энергия людей в ведении экономически эффективной системы хозяйствования.

В структуре категории земель сельскохозяйственного назначения наибольшую площадь занимают сельскохозяйственные угодья - 2141,6 тыс. га (80 %), из них пашня – 698,3 тыс. га, многолетние насаждения 6,5 тыс. га, залежи – 44,9 тыс. га, кормовые угодья – 1391,9 тыс. га. В составе категории земель сельскохозяйственного назначения присутствуют и неиспользуемые земли. В первую очередь это относится к землям, переданным в ведение сельских и поселковых администраций и расположенным за чертой населенных пунктов. Эти земли, изъятые у бывших сельскохозяйственных предприятий на начальном этапе их реформирования, по большей части не используются.

Применение технологии пастбищного животноводства в сочетании с современными технологиями переработки продуктов, с современным уровнем организации быта сельских жителей в настоящее время правомерно рассматривать как инновацию.

Оценочное количество животноводческих стоянок вне населенных пунктов по Республике Бурятия приведены в таблице № 1.

Таблица № 1

Количество животноводческих стоянок вне населенных пунктов

№№

п/п

Район

Количество

животноводческих стоянок

Вид и кол-во животных

КРС

МРС

лошади

свиньи

1

2

3

4

5

6

7

1.

Баргузинский

91

2033

926

408

136

1

2

3

4

5

6

7

2.

Баунтовский эвенкийский

17

1000

99

704

0

3.

Бичурский

41

2012

5585

854

32

4.

Джидинский

101

4553

1278

513

630

5.

Еравнинский

192

9427

9775

2702

51

6.

Заиграевский

47

2118

12001

273

1558

7.

Закаменский

423

8694

1808

1371

117

8.

Иволгинский

57

2787

2886

473

232

9.

Кабанский

5

180

0

800

0

10.

Кижингинский

94

3956

4477

1145

338

11.

Курумканский

108

3990

2290

930

234

12.

Кяхтинский

50

3120

3817

513

341

13.

Мухоршибирский

67

8759

6752

1086

189

14.

Окинский

277

3598

714

1530

0

15.

Прибайкальский

4

150

0

55

0

16.

Северо-Байкальский

3

0

903

99

0

17.

Селенгинский

127

4844

12955

595

98

18.

Тарбагатайский

35

2436

8204

217

357

19.

Тункинский

14

467

441

234

0

20.

Хоринский

61

2787

4245

543

0

21.

Муйский

1

0

0

10

0

Итого

1815

66811

79156

15055

4313

Таким образом, жители Бурятии предлагают свой реальный опыт равномерно-пространственной системы расселения, создания малых сел (хуторов, заимок и ферм), при этом без специальной государственной поддержки. Их опыт доказывает, что малые села могут быть эффективными экономически и геополитически.

Для жителей малых сел необходимо создать условия для комфортного проживания и доступности социального обслуживания. В целях достижения максимального приближения первой помощи сельскому населению в тех населенных пунктах, где нет возможности открытия фельдшерско-акушерских пунктов, на одно из домовых хозяйств необходимо возложить функции оказания первой помощи, для чего планируется оснастить домовладения укладками первой помощи, носилками, шинами, средствами связи с фельдшерско-акушерскими пунктами, врачебными амбулаториями и участковыми больницами, а также обучить добровольных санитарных инструкторов навыкам оказания первой помощи.

Программный метод позволит объединить существующие и вновь разработанные меры государственной поддержки экономики, инфраструктуры и социальной сферы малых сел, появится возможность сохранить и развить малые села, вследствие чего не только образуются управляемые пространства, но и создастся средний класс жителей на сельских территориях, основа благополучия и стабильности.

III. Цель и задачи реализации Программы

Целью реализации Программы является устойчивое социально-экономическое развитие удаленных малых сел в Республике Бурятия, создание благоприятных условий для организации и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. В рамках Программы будут решаться соответствующие задачи:

Абзац в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.04.2012 № 214

- стимулирование сельскохозяйственного производства крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, в т. ч. в малых селах;

- расширение и модернизация производственной базы крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей;

- обеспечение крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей альтернативными источниками энергии, водоснабжением, бытовым обустройством, доступом к сети Интернет;

- организация оказания первой помощи в малых селах.

IV. Сроки реализации Программы

Программа реализуется в период 2012-2015 годов. Финансирование всех предусмотренных данной Программой мероприятий осуществляется на протяжении всего срока реализации Программы с некоторой дифференциацией по годам с учетом необходимости и последовательного получения результатов.

V. Перечень основных программных мероприятий

Реализация Программы будет основана на принципах межведомственного и межсекторального подходов. С целью построения в Республике Бурятия комплексной системы поддержки развития малых сел запланировано проведение следующих системных мероприятий.

Стимулирование сельскохозяйственного производства К(Ф)Х и ИП, в т. ч. в малых селах, предусматривается в виде формирования механизма субсидирования приобретения скота, техники, альтернативных источников энергии, бытового обустройства, обеспечения водой, а также реализация мероприятий в рамках подпрограмм «Поддержка начинающих фермеров на 2012-2014 годы» (приложение № 3 к Программе), «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы» (приложение № 4 к Программе).

Программой предусматривается увеличить поголовье скота на 3632 условных головы за счет:

а) предоставления компенсации части затрат на приобретение молодняка:

- в размере 50 % стоимости животных, приобретаемых внутри республики, при условии, что затраты составят не более 500 тыс. руб.;

- в размере 50 % стоимости животных, приобретаемых за пределами республики, при условии, что затраты составят не более 1000 тыс. руб.;

б) предоставления компенсации на оплату лизингового платежа по договорам финансовой аренды (лизинга) в размере 50 % первоначального лизингового платежа по договорам финансовой аренды (лизинга), но не более 1000 тыс. руб.

Абзац третий в редакции постановления Правительства Республики Бурятия от 07.06.2013 № 290

Приобретение кормозаготовительной техники позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям, ведущим производство в малых селах республики, увеличить посевные площади на 32 % при условии приобретения кормозаготовительной техники стоимостью не более 400 тыс. руб.

Абзац в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.04.2012 № 214

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 14.03.2013 № 122

В политике бытового обустройства необходимо ориентироваться на удовлетворение потребностей в благоустроенном жилье, в то же время отвечающем особенностям сельского образа жизни, на основе компенсации части затрат.

В рамках мероприятия по развитию использования альтернативных источников энергообеспечения в малых селах предоставляется ком-пенсация части затрат на приобретение энергосберегающего оборудования с учетом привлечения собственных или заемных средств внебюджетных источников в объеме 50 % от стоимости оборудования, но не превышающая 200 тыс. руб. Под альтернативными источниками энергообеспечения понимаются солнечные батареи (панели), ветрогенераторы, солнечные водонагреватели, аккумуляторы, а также комплекты альтернативного энергообеспечивающего оборудования.

В рамках мероприятия по бытовому обустройству жилья в малых селах республики предоставляется компенсация части затрат на бытовое обустройство жилья, под которым понимается обустройство жилого помещения системами автономного водоснабжения, теплоснабжения, канализацией, в размере 50 % от стоимости при условии, что затраты на бытовое обустройство жилья составят не более 200 тыс. руб.

Абзац в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.04.2012 № 214

В рамках мероприятия предусматривается компенсация части затрат по хозяйственно-питьевому водообеспечению, в том числе на восстановление скважины, в объеме 50 % от расходов на строительство, но не превышающая 250 тыс. руб., в том числе:

- разработка проектно-сметной документации;

- приобретение технологического оборудования (глубинный насос, электрический кабель, обсадная труба, контрольно-измерительные приборы, фильтры);

- бурение скважины.

В целях достижения максимального приближения первой медицинской помощи сельскому населению в тех населенных пунктах, где нет возможности открытия фельдшерско-акушерского пункта, на одно из домовых хозяйств будет возложена функция оказания первой помощи, для чего необходимо оснастить домовладения укладками первой помощи, средствами связи с фельдшерско-акушерскими пунктами и участковыми больницами, а также обучить добровольных санитарных инструкторов навыкам оказания первой помощи.

В целях формирования позитивного отношения к сельскому образу жизни предполагается активизировать действия в области популяризации здорового образа жизни, патриотического воспитания и повышения нравственности сельской молодежи, а также повышения информированности населения о позитивных переменах, происходящих на селе, планируется обеспечить животноводческие стоянки комплектом оборудования для доступа к сети Интернет, цифрового эфирного телевещания.

Перечень программных мероприятий представлен в приложении № 2 к Программе.

VI. Ресурсное обеспечение

Реализация Программы будет осуществляться за счет федерального и республиканского бюджетов, а также внебюджетных источников, включающих собственные и заемные средства участников Программы (объемы указаны справочно).

Потребность в средствах из федерального бюджета по подпрограммам составит 235,589 млн. руб., из республиканского бюджета на период 2012 - 2015 гг. - 200,000 млн. руб. Общая потребность в финансовых средствах по мероприятиям Программы представлена в таблице № 2*.

Абзац в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.04.2012 № 214

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 14.03.2013 № 122

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 31.07.2013 № 415

Таблица № 2

Таблица №2 в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 31.07.2013 № 415

Общая потребность в финансовых средствах на реализацию мероприятий Программы

Источники финансирования

Общая потребность в финансовых средствах

по годам, млн. руб.:

2012 -2015

2012

2013

2014

2015

Общая потребность в

финансовых средствах

645,169

161,800

162,449

160,460

160,460

из них:

федеральный бюджет

235,589

58,900

58,889

58,900

58,900

республиканский бюджет

200,000

50,000

50,000

50,000

50,000

внебюджетные источники

209,580

52,900

53,560

51,560

51,560»

__________________

*Объемы и источники финансирования могут корректироваться после принятия закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной год и плановый период.

VII. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы

Реализация указанного комплекса мероприятий Программы позволит обеспечить сохранение и развитие удаленных малых сел Республики Бурятия, повысить эффективность производства, снизить социальную напряженность, повысить качество и уровень жизни населения в малых селах республики, повысить занятость населения в малых селах республики. Снижение административных барьеров и создание благоприятных условий обеспечат дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса на селе.

В 2015 году к уровню 2010 года будет достигнуто:

- увеличение поголовья КРС, лошадей, овец на стоянках на 3632 условных головы (10,8 %);

- обеспечение альтернативными источниками энергии 21,9 % действующих животноводческих стоянок;

- обеспечение водоснабжением 96 животноводческих стоянок (10,9 %);

- увеличение площади посевов кормовых культур, что позволит увеличить производство кормовых культур в малых селах на 32 %;

- дополнительное создание 144 К(Ф)Х и 9 животноводческих ферм, что позволит дополнительно произвести валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах на 162,2 млн. руб.

Абзац в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.04.2012 № 214

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 14.03.2013 № 122

Организация пунктов первой помощи в малых селах республики позволит существенно сократить время от оказания первой помощи до обращения в фельдшерско-акушерский пункт.

Индикаторы реализации Программы приведены в приложении № 1 к Программе.

Индикаторы Программы потенциально достижимы, оцениваются на основе социологического и других видов опроса.

VIII. Управление и механизм реализации Программы, порядок осуществления контроля за ходом ее реализации

Управление реализацией Программы осуществляет заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, которое:

- разрабатывает Правила и порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку развития малых сел в Республике Бурятия на весь период реализации Программы;

- обеспечивает своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы, осуществляет координацию деятельности исполнителей;

- осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, и достижением пороговых значений целевых индикаторов Программы;

- осуществляет мониторинг выполнения мероприятий Программы, сбор статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий; представляет отчетность по реализации Программы;

- организует формирование нормативной правовой базы Программы;

- ежегодно подготавливает предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период, уточняет затраты по программным мероприятиям и механизм реализации Программы;

- проводит ежегодную оценку эффективности реализации Программы в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Бурятия;

- выполняет другие функции в соответствии с действующим законодательством;

- ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство экономики Республики Бурятия информацию о ходе реализации Программы;

- ежегодно, до 25 января, направляет в Министерство экономики Республики Бурятия отчет о реализации Программы в отчетном году с анализом финансирования Программы и эффективности использования финансовых средств;

- проводит оценку эффективности реализации Программы в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Бурятия, и разрабатывает предложения по дальнейшей реализации Программы и повышению ее эффективности.

В случае завершения Программы государственный заказчик представляет информацию о результатах реализации и эффективности Программы за весь период ее реализации, в том числе по программным мероприятиям, годам, источникам и объемам финансирования, с анализом достижения запланированных целевых индикаторов (показателей).

Контроль за ходом реализации Программы осуществляется государственным заказчиком в соответствии с Законом Республики Бурятия от 27.12.2007 № 60-IV «О республиканских целевых программах», постановлением Правительства Республики Бурятии от 30.06.2009 № 248 «О Порядке разработки, экспертизы и реализации республиканских целевых программ».

1

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к Республиканской целевой программе

«Развитие малых сел в Республике Бурятия

на 2012-2015 годы»

ОСНОВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

реализации Программы по годам

№№

п/п

Наименования

индикаторов

Значения индикаторов по годам:

Исполнители

Ожидаемый результат

ед. изм.

2010 факт

2012

(план)

2013

(план)

2014

(план)

2015

(план)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задача: стимулирование сельскохозяйственного производства в малых селах

1.

Прирост поголовья скота в К(Ф)Х и ИП, в год

усл. гол.

900

900

900

900

Минсельхозпрод РБ

Увеличение поголовья КРС, лошадей, овец на 12,8 % к 2010 году

Задача: расширение и модернизация производственной базы животноводческих стоянок, расположенных в малых селах

2.

Темп роста площади посевов кормовых культур

%

2

1,8

1,8

1,8

1,8

Минсельхозпрод РБ

Рост продукции полевого кормопроизводства в малых селах к 2010 году на 32 %

Задача: обеспечение К(Ф)Х и ИП альтернативными источниками энергии, развитие водоснабжения, бытовое обустройство, доступ к сети Интернет

3.

Число К(Ф)Х и ИП, благоустроивших (улучшивших) жилищные условия, в год

ед.

0

230

230

230

230

Минсельхозпрод РБ

Обеспечение К(Ф)Х и ИП альтернативными источниками энергии

(21,9 %). Обеспечение жилых помещений системами водоснабжения и канализацией (10,9 %). Улучшение бытового обустройства (15,4 %). Обеспечение доступа к сети Интернет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задача: организация оказания доврачебной помощи в малых селах

4.

Количество домовых хозяйств, оказывающих первую помощь, в год

ед.

0

5

5

5

5

Минздрав РБ

Оснащение домовых хозяйств укладками первой помощи, средствами связи с фельдшерско-акушерскими пунктами и участковыми больницами, обучение добровольных санитарных инструкторов навыкам оказания первой помощи

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к Республиканской целевой программе

«Сохранение и развитие малых сел в

Республике Бурятия на 2012 - 2015 годы»

Приложение №2 в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 31.07.2013 № 415

Финансирование основных мероприятий Программы по годам

Наименование мероприятия

Объем финансирования по годам, млн. руб.:

Ожидаемый эффект

2012

2013

2014

2015

итого

ФБ

РБ

ВИ

ФБ

РБ

ВИ

ФБ

РБ

ВИ

ФБ

РБ

ВИ

ФБ

РБ

ВИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Компенсация части затрат на мероприятия по развитию использования альтернативных источников энергообеспечения в сельской местности (50 % стоимости), мероприятия по бытовому обустройству жилья в сельской местности (50 % стоимости), компенсация части стоимости покупки молодняка скота (50 %), приобретение кормозаготовительной техники (50 %), мероприятия по развитию хозяйственно-питьевого водообеспечения в сельской местности (50 % стоимости), обеспечение комплектом оборудования для подключения к сети Интернет и цифровому телевидению (компенсация в размере 50 %)

0,000

31,460

31,500

0,000

31,460

31,460

0,000

29,460

29,460

0,000

29,460

29,460

0,000

121,840

121,880

Увеличение поголовья КРС, лошадей, овец к 2010 году на 12,8 %; рост продукции полевого кормопроизводства в малых селах к 2010 году на 32 %; улучшение бытовых условий К(Ф)Х и ИП на 10 % в год

Обеспечение пунктов оказания первой помощи на дому медицинскими укладками и обучение добровольных санитарных инструкторов навыкам оказания первой помощи

0,000

0,040

0,000

0,000

0,040

0,000

0,000

0,040

0,000

0,000

0,040

0,000

0,000

0,160

0,000

Реализация данного мероприятия позволит обеспечить 24 малых села пунктами доврачебной помощи и подготовить 25 санинструкторов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Итого по основным мероприятиям

0,000

31,500

31,500

0,000

31,500

31,460

0,000

29,500

29,460

0,000

29,500

29,460

0,000

122,000

121,880

Подпрограмма «Поддержка начинающих фермеров»

42,800

10,500

5,300

41,083

10,500

6,000

42,800

10,500

6,000

42,800

10,500

6,000

169,483

42,000

23,300

К 2015 году будет создано 144 крестьянских (фермерских) хозяйства и 424 рабочих места

Подпрограмма «Семейные фермы»

16,100

8,000

16,100

17,806

8,000

16,100

16,100

10,000

16,100

16,100

10,000

16,100

66,106

36,000

64,400

К 2015 году будет создано 12 семейных животноводческих ферм, 36 рабочих мест

Итого по Программе

58,900

50,000

52,900

58,889

50,000

53,560

58,900

50,000

51,560

58,900

50,000

51,560

235,589

200,000

209,580

________________ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

к Республиканской целевой программе

«Сохранение и развитие малых сел в

Республике Бурятия на 2012 – 2015 годы»

ПОДПРОГРАММА

«Поддержка начинающих фермеров» на 2012 - 2015 годы

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 14.03.2013 № 122

В ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия:

НГР ru04000201200250 (от 30.03.2012 № 165)

НГР ru04000201200331 (от 17.04.2012 № 214)

НГР ru04000201200560 (от 29.06.2012 № 388)

НГР ru04000201300155 (от 14.03.2013 № 122)

НГР ru04000201300713 (от 31.07.2013 № 415)

Паспорт

Наименование

Подпрограмма «Поддержка начинающих фермеров» на 2012 - 2015 годы (далее - Подпрограмма)

Основание для

разработки

Подпрограммы

Поручение Главы - Председателя Правительства Республики Бурятия В.В. Наговицына

Государственный

заказчик

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия

Разработчик

Подпрограммы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия

Основные

исполнители

Подпрограммы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия

Цель Подпрограммы

Создание благоприятных условий для организации и развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции

Задачи Подпрограммы

- Обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств;

- создание дополнительных мер государственной поддержки начинающих фермеров;

- обеспечение доступности финансовых ресурсов для начинающих фермерских хозяйств;

- стимулирование перехода граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства

Направления

финансирования

Подпрограммы

Предоставление компенсации затрат на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и выделение единовременной помощи на бытовое обустройство

Сроки реализации

Подпрограммы

2012 - 2015 годы

Объемы и

источники

финансирования

в целом

Требуется средств для реализации Подпрограммы всего на 2012 – 2015 годы 234,783 млн. руб.*

В том числе:

федеральный бюджет – 169,483 млн. руб.*,

в том числе по годам:

2012 год – 42,800 млн. руб.,

2013 год – 41,083 млн. руб.,

2014 год – 42,800 млн. руб.,

2015 год – 42,800 млн. руб.;

республиканский бюджет – 42,000 млн. руб.,

в том числе по годам:

2012 год – 10,500 млн. руб.,

2013 год – 10,500 млн. руб.,

2014 год – 10,500 млн. руб.,

2015 год – 10,500 млн. руб.;

внебюджетные источники – 23,300 млн. руб.*

Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы

К 2015 году будет создано:

- 138 крестьянских (фермерских) хозяйств;

- 408 рабочих мест

Система

организации контроля

за исполнением

Подпрограммы

Контроль за ходом реализации Подпрограммы осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия от 27.12.2007 № 60-IV «О республиканских целевых программах», постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.06.2009 № 248 «О Порядке разработки, экспертизы и реализации республиканских целевых программ»

__________

*Объемы и источники финансирования могут корректироваться после принятия Закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной год и плановый период.

Введение

В агропромышленном комплексе Республики Бурятия существенная доля продукции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности производится на предприятиях, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

Основным из направлений развития малого предпринимательства на селе является создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств. Крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - К(Ф)Х) в Республике Бурятия начали формироваться с 1991 года. До 1993 г. процесс их создания характеризовался высокими темпами. По данным Госкомстата Республики Бурятия на I января 2006 г. в республике насчитывается 2623 К(Ф)Х, владеющих 139,5 тыс. гектаров земель. В среднем на одно хозяйство приходится чуть более 53 га земли, в т. ч. 28 га пашни. Согласно данным Госкомстата РБ за 2005 год в хозяйствах населения и К(Ф)Х производилось 86 % продукции сельского хозяйства в действующих ценах. Дальнейшее развитие данного сектора сельскохозяйственной экономики является государственной задачей как на федеральном, так и республиканском уровнях. Бурный рост числа К(Ф)Х в начале 90-х годов прошлого столетия привел к тому, что в 1995 году их численность достигла 280 тыс. В последующее полтора десятилетия в основном происходило их сокращение.

По состоянию на 1 октября 2011 года в республике зарегистрировано 4410 К(Ф)Х и индивидуальных предпринимателей (далее - ИП).

Наряду с этим в секторе личных подсобных хозяйств населения появились хозяйства, имеющие до 2 га земли и более и ориентированные на производство товарной продукции. Уже сейчас они по объему продукции превосходят некоторые фермерские хозяйства. Фактически образуются крестьянские натуральные хозяйства с неопределенным статусом, нарушенными воспроизводственными связями. Формирование таких хозяйств обусловлено безальтернативностью выбора дальнейшего существования их владельцев при распаде крупных предприятий.

Начинающие К(Ф)Х и ИП, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала. В последние годы создание нового К(Ф)Х связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств.

Формирование нового К(Ф)Х требует значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам.

Без решения всех перечисленных проблем начинающие К(Ф)Х не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности. Подпрограмма «Поддержка начинающих фермеров на 2012 - 2015 годы» (далее – Подпрограмма) призвана помочь начинающим фермерам в создании К(Ф)Х и их закреплении в агропромышленном секторе республики.

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 14.03.2013 № 122

I. Технико-экономическое обоснование

Настоящая Подпрограмма разработана с целью развития К(Ф)Х и увеличения объемов сельскохозяйственной продукции.

Комплекс программных мероприятий, предусмотренных настоящей Подпрограммой, состоит из мероприятий, требующих соответствующего финансового обеспечения из средств федерального, республиканского бюджетов и внебюджетных средств.

В приложении к Подпрограмме представлены развернутые мероприятия с указанием ответственных исполнителей, необходимых объемов и источников финансирования и сроков реализации.

Финансирование мероприятий рассчитано с учетом существующих цен на рынке, стоимости необходимого оборудования для развития производства и улучшения социально-бытового обустройства.

Механизм финансирования Подпрограммы устанавливается Порядками финансирования, утвержденными постановлением Правительства Республики Бурятия.

В результате реализации мероприятий Подпрограммы ожидается создание 138 К(Ф)Х и дополнительное создание 408 рабочих мест.

Абзац в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.04.2012 № 214

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 14.03.2013 № 122

II. Содержание проблемы и обоснование

необходимости ее решения программными методами

По состоянию на 1 октября 2011 года в республике зарегистрировано 4410 К(Ф)Х и ИП.

Объем произведенной продукции данной категорией сельхозтоваропроизводителей в 2010 году - 5810,9 млн. руб., что на 22,4 % выше уровня 2009 года. Доля в общем объеме производства продукции сельского хозяйства составила 4,5 %.

Общая посевная площадь земель - 10,7 тыс. гектаров.

Доля производства К(Ф)Х в общем валовом объеме производства зерна составляет 11,6 %, овощей - 7,7 %, картофеля – 3,6 %.

Доля производства продукции животноводства в общем объеме производства составляет: мяса – 5,7 %, молока – 3,6 %, яиц – 1,0 %.

В фермерских хозяйствах стабилизировалось поголовье скота, а по некоторым видам сельскохозяйственных животных наметился рост. Так, на 01.01.2011 г. в К(Ф)Х республики насчитывалось 32,4 тыс. голов КРС – 100,0 % к уровню 2009 года, в том числе 12,8 тыс. голов коров – 100 % к уровню 2009 года, 4,9 тыс. голов свиней – 110,3 % к уровню 2009 года (4,5 тыс. гол.), 39,9 тыс. голов овец – 103,9 % (2009 год – 38,5 тыс. гол.). Объем производства молока возрос к уровню предыдущего года на 26 % и составил 9,4 тыс. тонн, скота и птицы на убой в живом весе – на 24,3 % (2,3 тыс. тонн).

В 2010 году К(Ф)Х на развитие сельскохозяйственного производства привлечено кредитов на сумму 510,9 млн. руб., что в 2,6 раза выше уровня 2009 года.

Таблица № 1

Доля продукции, производимой К(Ф)Х в общем объеме производимой во всех категориях хозяйств продукции

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

ожидаемое

2011 г.

к 2009 г., %

Валовая продукция в действующих ценах во всех категориях хозяйств, млрд. руб.

12,0

13,2

13,7

114,2

Валовая продукция в действующих ценах, производимая в КФХ, млн. руб.

477,9

5810,9

650,0

136,0

Доля в общем объеме, %

4,0

4,5

4,7

117,5

Программный метод позволит объединить существующие и вновь разработанные меры государственной поддержки К(Ф)Х, повысить занятость и уровень жизни сельского населения.

III. Цель и задачи реализации Подпрограммы

Целью реализации Подпрограммы является организация благоприятных условий для создания и развития К(Ф)Х для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.

В рамках Подпрограммы будут решаться соответствующие задачи:

- обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы фермерских хозяйств;

- создание дополнительных мер государственной поддержки начинающих фермеров;

- обеспечение доступности финансовых ресурсов для начинающих фермерских хозяйств;

- стимулирование перехода граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в К(Ф)Х.

IV. Сроки реализации Подпрограммы

Подпрограмма реализуется в период 2012 - 2015 годы. Финансирование всех предусмотренных данной Подпрограммой мероприятий осуществляется на протяжении всего срока реализации с некоторой дифференциацией по годам с учетом необходимости и последовательного получения результатов.

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 14.03.2013 № 122

V. Перечень программных мероприятий

Раздел IV в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.03.2012 № 214

Приоритетными направлениями развития К(Ф)Х будут развитие отраслей животноводства и рыбного хозяйства, кормопроизводства, овощеводства.

Начинающий фермер - участник Подпрограммы, определенный Конкурсной комиссией (далее - Комиссия) по итогам конкурса среди заявителей. Положение и состав Комиссии утверждаются Правительством Республики Бурятия.

Основными мероприятиями Подпрограммы являются предоставление субсидии на создание и развитие К(Ф)Х и единовременной помощи на бытовое обустройство:

а) «грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства» - средства, перечисляемые из республиканского бюджета на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы». Субсидии на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства выделяются в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях Республики Бурятия крестьянского (фермерского) хозяйства, включая:

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 29.06.2012 № 388

- приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

- разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

- приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;

- строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

- подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;

- приобретение сельскохозяйственных животных;

- приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

- приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;

- приобретение удобрений и ядохимикатов.

Размер субсидии на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставляемой конкретному начинающему фермеру, определяется Комиссией с учетом собственных средств начинающего фермера и его плана расходов. Максимальный размер субсидии на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в расчете на 1 начинающего фермера определяется Комиссией в размере, не превышающем 1,5 млн. рублей;

б) «Единовременная помощь на бытовое обустройство» - средства, перечисляемые из республиканского бюджета на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат начинающего фермера в целях:

- приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;

- приобретения одного грузо-пассажирского автомобиля;

- приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;

- подключения жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, Интернету, водопроводу и канализации.

Размер единовременной помощи на бытовое обустройство, предоставляемой конкретному начинающему фермеру, определяется Комиссией с учетом местных социально-бытовых условий, собственных средств начинающего фермера и плана расходов.

Максимальный размер единовременной помощи в расчете на 1 начинающего фермера определяется Комиссией в размере, не превышающем 250 тыс. рублей.

Перечень программных мероприятий представлен в приложении к Подпрограмме.

VI. Ресурсное обеспечение

Реализация Подпрограммы будет осуществляться за счет средств федерального и республиканского бюджетов, а также внебюджетных источников, включающих собственные и заемные средства участников Подпрограммы (объемы указаны справочно).

Абзац в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.04.2012 № 214

Общая потребность средств из федерального бюджета составит 169,483 млн. руб., республиканского бюджета – 42,000 млн. руб. Общая потребность в финансовых средствах по мероприятиям Подпрограммы представлена в таблице № 2.

Абзац в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.04.2012 № 214

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 14.03.2013 № 122

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 31.07.2013 № 415

Таблица № 2

Таблица №2 в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 31.07.2013 № 415

Общая потребность в финансовых средствах

на реализацию мероприятий Подпрограммы

Источники финансирования

Общая потребность в финансовых средствах

по годам, млн. руб.:

2012 -2015

2012

2013

2014

2015

Общая потребность в финансовых средствах

234,783

58,600

57,583

59,300

59,300

из них:

федеральный бюджет

169,483

42,800

41,083

42,800

42,800

республиканский бюджет

42,000

10,500

10,500

10,500

10,500

внебюджетные источники

23,300

5,300

6,000

6,000

6,000

VII. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Подпрограммы

Реализация указанных мероприятий Подпрограммы позволит обеспечить создание 90 К(Ф)Х и дополнительно создать 270 рабочих мест.

Абзац в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.04.2012 № 214

Снижение административных барьеров и создание благоприятных условий обеспечат дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса на селе.

В 2014 году к уровню 2010 года рост объема произведенной продукции созданными К(Ф)Х составит 2,6 %, что в общем объеме производства продукции сельского хозяйства составит 7,1 %.

Реализация Подпрограммы также позволит получить следующие социально – экономические результаты эффективности реализации Подпрограммы:

- развитие конкурентной среды;

- создание условий для перехода личных подсобных хозяйств в К(Ф)Х, что приведет к увеличению налоговых платежей во все уровни бюджета;

- создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий.

Таблица № 3

Таблица №3 в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 14.03.2013 № 122

Основные индикаторы Подпрограммы по годам

№№

п/п

Наименование

индикатора

Ед. изм.

Значения индикаторов по годам*:

Исполнители

Ожидаемый

результат

2010

факт

2012

план

2013

план

2014

план

2015

план

1.

Создание новых К(Ф)Х

ед.

4410

30

36

36

36

Мин-сельхоз-прод

РБ

Будет создано  138 К(Ф)Х

2.

Создание рабочих мест

ед.

90

106

106

106

Будет создано дополнительно 408 рабочих мест»

Индикаторы Подпрограммы потенциально достижимы, оцениваются на основе социологического и других видов опроса.

VIII. Управление и механизм реализации Подпрограммы, порядок осуществления контроля за ходом ее реализации

Управление реализацией Подпрограммы осуществляет заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, который:

- разрабатывает Правила и порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку развития малых сел в Республике Бурятия на весь период реализации Подпрограммы;

- обеспечивает своевременную и качественную реализацию мероприятий Подпрограммы, осуществляет координацию деятельности исполнителей;

- осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на реализацию Подпрограммы, и достижением пороговых значений целевых индикаторов Подпрограммы;

- осуществляет мониторинг выполнения мероприятий Подпрограммы, сбор статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий; представляет отчетность по реализации Подпрограммы;

- организует формирование нормативной правовой базы Подпрограммы;

- подготавливает ежегодно предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период, уточняет затраты по программным мероприятиям и механизм реализации подпрограммы;

- проводит ежегодную оценку эффективности реализации Подпрограммы в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Бурятия;

- выполняет другие функции в соответствии с действующим законодательством.

Контроль за ходом реализации Подпрограммы осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия от 27.12.2007 № 60-IV «О республиканских целевых программах», постановлением Правительства Республики Бурятии от 30.06.2009 № 248 «О Порядке разработки, экспертизы и реализации республиканских целевых программ».

1

ПРИЛОЖЕНИЕ

к подпрограмме «Поддержка

начинающих фермеров»

на 2012 - 2015 годы

Приложение в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 31.07.2013 № 415

Финансирование мероприятий Подпрограммы по годам

№№ п/п

Наименование мероприятия

Объемы финансирования по годам, млн. руб.:

Исполнители

Ожидаемые

результаты

2012

2013

2014

2015

итого

ФБ

РБ

ВИ

ФБ

РБ

ВИ

ФБ

РБ

ВИ

ФБ

РБ

ВИ

ФБ

РБ

ВИ

1.

Грант на создание и развитие К(Ф)Х

36,700

9,000

4,500

36,700

9,000

5,700

40,800

10,000

5,700

40,800

10,000

5,700

157,383

39,000

21,600

Минсельхозпрод РБ, органы МСУ районов (по согласованию)

138 К(Ф)Х осуществят проекты создания и развития хозяйств с помощью государственной поддержки, будет создано дополнительно 408 рабочих мест

2.

Единовременная помощь на бытовое обустройство

6,100

1,500

0,800

4,383

1,500

0,300

2,000

0,500

0,300

2,000

0,500

0,300

12,100

3,000

1,700

Итого

42,800

10,500

5,300

41,083

10,500

6,000

42,800

10,500

6,000

42,800

10,500

6,000

169,483

42,000

23,300

_______________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

к Республиканской целевой программе

«Сохранение и развитие малых сел в

Республике Бурятия на 2012 - 2015 годы»

ПОДПРОГРАММА

«Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» на 2012 - 2015 годы

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 14.03.2013 № 122

В ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия:

НГР ru04000201200250 (от 30.03.2012 № 165)

НГР ru04000201200331 (от 17.04.2012 № 214)

НГР ru04000201200560 (от 29.06.2012 № 388)

НГР ru04000201300155 (от 14.03.2013 № 122)

НГР ru04000201300713 (от 31.07.2013 № 415)

Паспорт

Наименование

Подпрограмма «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012 - 2015 годы» (далее – Подпрограмма)

Основание для разработки Подпрограммы

Поручение Главы – Председателя Правительства Республики Бурятия В.В. Наговицына

Государственный заказчик

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия

Разработчик Подпрограммы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия

Основные исполнители Подпрограммы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия

Цель Подпрограммы

Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств

Задачи Подпрограммы

Поддержка проектов по созданию и комплектации семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств

Направления финансирования Подпрограммы

Грант на создание, реконструкцию, модернизацию и комплектацию животноводческих ферм

Сроки реализации

Подпрограммы

2012 - 2015 годы

Объемы и источники финансирования в целом

Требуется средств для реализации Подпрограммы всего на 2012 – 2015 годы 166,506 млн. руб.*

В том числе:

федеральный бюджет – 66,106 млн. руб.*, в том числе по годам:

2012 год – 16,100 млн. руб.,

2013 год – 17,806 млн. руб.,

2014 год – 16,100 млн. руб.,

2015 год – 16,100 млн. руб.;

республиканский бюджет – 36,000 млн. руб., в том числе по годам:

2012 год – 8,000 млн. руб.,

2013 год – 8,000 млн. руб.,

2014 год – 10,000 млн. руб.,

2015 год – 10,000 млн. руб.;

внебюджетные источники – 64,400 млн. руб.*

Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы

Реализация Подпрограммы обеспечит к 2015 году:

- увеличение семейных животноводческих ферм на 9 единиц;

- увеличение объема производства молока на 3,8 тыс. тонн;

- увеличение поголовья КРС на 1,3 тыс. голов;

- создание дополнительных 36 рабочих мест

Система организации

контроля за исполнением Подпрограммы

Контроль за ходом реализации Подпрограммы осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия от 27.12.2007 № 60-IV «О республиканских целевых программах», постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.06.2009 № 248 «О Порядке разработки, экспертизы и реализации республиканских целевых программ»

_______________

*Объемы и источники финансирования могут корректироваться после принятия Закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной год и плановый период.

Введение

Производство продуктов животноводства имеет важнейшее значение для продовольственной безопасности страны. Таким образом, качественные изменения в производстве продуктов животноводства могут стать катализатором положительных качественных изменений всей сельскохозяйственной отрасли в целом, рынков сельскохозяйственной продукции.

В целом сектор малых форм хозяйствования на селе в республике представлен, по данным на 1 октября 2011 года, 4,4 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – К(Ф)Х) и индивидуальных предпринимателей (далее - ИП).

В последние годы наметилась устойчивая тенденция увеличения производства сельскохозяйственной продукции в К(Ф)Х. Это происходит преимущественно за счет укрупнения самих К(Ф)Х, повышения их технической оснащенности, совершенствования технологии и других факторов. В результате за 2005 - 2010 годы объем производства молока в К(Ф)Х увеличился с 7,8 тыс. т до 9,4 тыс. т (120 %), а мяса в живом весе с 1,8 тыс. т до 2,4 тыс. т (133 %).

Поголовье крупного рогатого скота возросло с 24 тыс. голов до 32,4 тыс. голов (135 %), в т. ч. коров с 7,2 тыс. голов до 9,4 тыс. голов (130 %).

Объем произведенной продукции данной категорией сельхозтоваропроизводителей в 2010 году составил 5810,9 млн. руб., доля в общем объеме производства продукции сельского хозяйства составила 4,5 %, доля продукции животноводства составила: мяса – 5,7 %, молока – 3,6 %, яиц – 1,0 %.

К(Ф)Х и ИП, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком капитала, расширение производства требует значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, строительство, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам и т. д.

Вместе с тем, сектор К(Ф)Х имеет определенный потенциал для развития животноводства. Спрос на сырое отечественное молоко и другие виды сельскохозяйственного производства со стороны российских перерабатывающих заводов по мере углубления переработки продукции будет возрастать, а К(Ф)Х, работающие в отличие от крупных корпоративных структур без лишнего управленческого бюрократического аппарата, способны наладить управление небольшими семейными животноводческими фермами, расположенными по кластерному принципу.

Кроме того, поддержка развития К(Ф)Х во многом будет способствовать освоению территорий Российской Федерации, частичному уменьшению безработицы, снятию социального напряжения в обществе, улучшению демографического положения на селе и повышению качества жизни сельского населения.

I. Технико-экономическое обоснование

Настоящая Подпрограмма разработана с целью дальнейшего развития и распространения семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х и увеличения объемов сельскохозяйственной продукции.

Комплекс программных мероприятий, предусмотренных настоящей Подпрограммой, состоит из мероприятий, требующих соответствующего финансового обеспечения из средств федерального, республиканского бюджетов и внебюджетных средств.

Финансирование мероприятий рассчитано с учетом существующих цен на рынке, стоимости необходимого оборудования для развития производства, поголовья сельскохозяйственных животных.

Механизм финансирования Подпрограммы устанавливается Порядками финансирования, утвержденными постановлением Правительства Республики Бурятия.

В результате реализации мероприятий Подпрограммы ожидается создание 9 животноводческих ферм на базе К(Ф)Х и дополнительное создание 36 рабочих мест.

II. Содержание проблемы и обоснование

необходимости ее решения программными методами

Животноводство является приоритетной отраслью АПК Республики Бурятия. Эффективное функционирование данной отрасли имеет большое социальное значение, поскольку определяет обеспечение населения высокопитательными продуктами, а также экономический потенциал сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Рыночные отношения всегда предполагают определенный рациона­лизм. Поэтому в развитии животноводства предпочтение отдается разве­дению тех видов животных, которые в данных природных и экономических условиях дают максимум экологически чистой продукции при минимальных затратах труда и финансовых средств. С этой точки зрения наиболее выгодны небольшие животноводческие семейные фермы. Сложившаяся экономическая ситуация сельского хозяйства свидетельствует о необходимости дальнейшего развития, как крупных форм хозяйствования, так и малых форм хозяйствования.

В республике сектор малых форм хозяйствования представлен 4410 К(Ф)Х и ИП и 149,0 тыс. личных подсобных хозяйств (на 01.10.2011).

В последние годы наметилась устойчивая тенденция увеличения производства сельскохозяйственной продукции в К(Ф)Х. Это происходит преимущественно за счет укрупнения самих К(Ф)Х, повышения их технической оснащенности, совершенствования технологии и других факторов. В результате объем произведенной продукции данной категорией сельхозтоваропроизводителей в 2010 году - 5810,9 млн. руб., что на 22,4 % выше уровня 2009 года. Доля в общем объеме производства продукции сельского хозяйства составила 4,5 %. Доля производства продукции животноводства в общем объеме производства составляет: мяса – 5,7 %, молока – 3,6 %, яиц – 1,0 %.

В фермерских хозяйствах стабилизировалось поголовье скота, а по некоторым видам сельскохозяйственных животных наметился рост. Так, на 01.01.2011 г. в К(Ф)Х республики насчитывалось 32,4 тыс. голов КРС – 100,0 % к уровню 2009 года, в том числе 12,8 тыс. голов коров – 100 % к уровню 2009 года, 4,9 тыс. голов свиней – 110,3 % к уровню 2009 года (4,5 тыс. гол.), 39,9 тыс. голов овец – 103,9 % (2009 год – 38,5 тыс. гол.). Объем производства молока возрос к уровню предыдущего года на 26 % и составил 9,4 тыс. тонн, скота и птицы на убой в живом весе – на 24,3 % (2,3 тыс. тонн).

Таким образом, сектор К(Ф)Х имеет определенный потенциал для развития животноводства. Спрос на сырое отечественное молоко и другие виды сельскохозяйственного производства со стороны российских перерабатывающих заводов по мере углубления переработки продукции будет возрастать, а К(Ф)Х, работающие в отличие от крупных корпоративных структур без лишнего управленческого бюрократического аппарата, способны наладить управление небольшими семейными животноводческими фермами, расположенными по кластерному принципу.

Кроме того, поддержка развития К(Ф)Х во многом будет способствовать освоению территорий, частичному уменьшению безработицы, снятию социального напряжения в обществе, улучшению демографического положения на селе и повышению качества жизни сельского населения.

III. Цель и задачи реализации Подпрограммы

Целью реализации Подпрограммы является развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.

Абзац в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.04.2012 № 214

В рамках Подпрограммы будут решаться соответствующие задачи по поддержке проектов по созданию и комплектации семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х от 20 до 100 и свыше голов КРС при условии их окупаемости сроком не более 8 лет.

IV. Сроки реализации Подпрограммы

Подпрограмма реализуется в период 2012 - 2015 годы. Финансирование всех предусмотренных данной Подпрограммой мероприятий осуществляется на протяжении всего срока реализации с некоторой дифференциацией по годам с учетом необходимости и последовательного получения результатов.

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 14.03.2013 № 122

V. Перечень программных мероприятий

Раздел IV в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.04.2012 № 214

Участник Подпрограммы - К(Ф)Х, определенное Конкурсной комиссией (далее - Комиссия) по итогам конкурса среди заявителей. Положение и состав Комиссии утверждаются Правительством Республики Бурятия.

Основным мероприятием Подпрограммы является предоставление субсидии на развитие семейной животноводческой фермы.

«грант на развитие семейной животноводческой фермы» - средства, передаваемые из республиканского бюджета на счет главы крестьянского (фермерского) хозяйства, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы», в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях Республики Бурятия крестьянских (фермерских) хозяйств, включая:

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 29.06.2012 № 388

- разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;

- строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм;

- строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;

- комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж;

- покупку сельскохозяйственных животных.

Максимальный размер субсидии на развитие семейной животноводческой фермы по направлениям животноводства в расчете на одно крестьянское (фермерское) хозяйство устанавливается в размере, не превышающем 21,6 млн. рублей, и не более 60 процентов затрат на развитие семейной животноводческой фермы. Размер субсидии на развитие семейной животноводческой фермы, предоставляемой конкретному главе крестьянского (фермерского) хозяйства, определяется Комиссией с учетом собственных средств фермера и его плана расходов в целях, указанных в настоящем пункте.

VI. Ресурсное обеспечение

Реализация Подпрограммы будет осуществляться за счет федерального и республиканского бюджетов, а также внебюджетных источников, включающих собственные и заемные средства участников Подпрограммы (объемы указаны справочно).

Абзац в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.04.2012 № 214

Потребность в средствах из федерального бюджета составит 66,106 млн. руб., из республиканского бюджета - 36,000 млн. руб. Общая потребность в финансовых средствах по мероприятиям Подпрограммы представлена в таблице № 1.

Абзац в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.04.2012 № 214

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 14.03.2013 № 122

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 31.07.2013 № 415

Таблица № 1

Таблица №1 в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 31.07.2013 № 415

Общая потребность в финансовых средствах

на реализацию мероприятий Подпрограммы

Источники финансирования

Общая потребность в финансовых

средствах по годам, млн. руб.:

2012 -2015

2012

2013

2014

2015

Общая потребность в финансовых средствах

166,506

40,200

41,906

42,200

42,200

из них:

федеральный бюджет

66,106

16,100

17,806

16,100

16,100

республиканский бюджет

36,000

8,000

8,000

10,000

10,000

внебюджетные источники

64,400

16,100

16,100

16,100

16,100»

VII. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Подпрограммы

Реализация указанных мероприятий Подпрограммы позволит обеспечить к 2015 году создание 12 семейных молочных животноводческих ферм и дополнительно создать 39 рабочих мест, увеличить объемы производства молока на 3,8 тыс. тонн, увеличить поголовье КРС на 1,3 тыс. голов.

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 14.03.2013 № 122

Реализация Подпрограммы также позволит получить социально – экономические результаты эффективности реализации Подпрограммы:

- развитие конкурентной среды;

- создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий.

Таблица № 2

Таблица №2 в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 14.03.2013 № 122

Основные индикаторы реализации Подпрограммы по годам

№№

п/п

Наименование индикатора

Ед.

изм.

Значения индикаторов 

по годам*:

Ис-полнители

Ожидаемый  
результат

2012
план

2013
план

2014
план

2015

план

1.

Создание семейных молочных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х

ед.

3

3

3

3

Минсельхозпрод РБ

Будут увеличены объемы производства молока на      3,8 тыс. тонн в год, поголовье КРС - на 1,3 тыс. голов»

2.

Создание рабочих мест

ед.

12

9

9

9

Индикаторы Подпрограммы потенциально достижимы, оцениваются на основе социологического и других видов опроса.

VIII. Управление и механизм реализации Подпрограммы, порядок осуществления контроля за ходом ее реализации

Управление реализацией Подпрограммы осуществляет заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, который:

- разрабатывает Правила и порядок предоставления субсидии из республиканского бюджета на создание семейных молочных животноводческих ферм в Республике Бурятия на весь период реализации Подпрограммы;

- обеспечивает своевременную и качественную реализацию мероприятий Подпрограммы, осуществляет координацию деятельности исполнителей;

- осуществляет мониторинг выполнения мероприятий Подпрограммы, сбор статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий; представляет отчетность по реализации Подпрограммы;

- организует формирование нормативной правовой базы Подпрограммы;

- подготавливает ежегодно предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период, уточняет затраты по программным мероприятиям и механизм реализации Подпрограммы;

- проводит ежегодную оценку эффективности реализации Подпрограммы в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Бурятия;

- выполняет другие функции в соответствии с действующим законодательством.

Контроль за ходом реализации Подпрограммы осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия от 27.12.2007 № 60-IV «О республиканских целевых программах», постановлением Правительства Республики Бурятии от 30.06.2009 № 248 «О Порядке разработки, экспертизы и реализации республиканских целевых программ».

1

ПРИЛОЖЕНИЕ

к подпрограмме «Развитие семейных

животноводческих ферм на базе крестьянских

(фермерских) хозяйств» на 2012 - 2015 годы

Приложение в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 31.07.2013 № 415

Финансирование мероприятий Подпрограммы по годам

№№ п/п

Наименование

мероприятия

Объемы финансирования по годам, млн. руб.:

Исполнители

Ожидаемые

результаты

2012

2013

2014

2015

итого

ФБ

РБ

ВИ

ФБ

РБ

ВИ

ФБ

РБ

ВИ

ФБ

РБ

ВИ

ФБ

РБ

ВИ

1.

Грант на создание молочной семейной животноводческой фермы

16,100

8,000

16,000

17,806

8,000

16,100

16,000

10,000

16,100

16,100

10,000

16,100

66,106

36,000

64,400

Минсельхозпрод РБ,

органы МСУ районов (по согласованию)

Создание 12 животноводческих ферм, увеличение объемов производства на 3,8 тыс. тонн, увеличение поголовья на 1,3 тыс. гол.

Итого

16,100

8,000

16,000

17,806

8,000

16,100

16,000

10,000

16,100

16,100

10,000

16,100

66,106

36,000

64,400

_______________

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Бурятия № 240 от 24.12.2011 стр. 79-84, Официальный вестник №148
Рубрики правового классификатора: 090.060.000 Сельское хозяйство, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать