Основная информация

Дата опубликования: 21 февраля 2018г.
Номер документа: RU46000201800114
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Курская область
Принявший орган: Курская областная Дума
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КУРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 февраля 2018 г. N 292-VI ОД

О ПРАВИЛАХ ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ В КУРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЕ

Для поддержания высоких нравственных норм и безупречной репутации депутатов Курской областной Думы Курская областная Дума постановляет:

1. Утвердить Правила депутатской этики в Курской областной Думе (далее - Правила) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за соблюдением Правил депутатами Курской областной Думы возложить на комиссию по мандатным вопросам, соблюдению Регламента и депутатской этике Курской областной Думы.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Курской областной Думы

Н.И.ЖЕРЕБИЛОВ

Приложение

к постановлению

Курской областной Думы

от 21 февраля 2018 г. N 292-VI ОД

ПРАВИЛА

ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ В КУРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЕ

В соответствии со статьей 9 Закона Курской области от 05.07.1997 N 17-ЗКО "О статусе депутата Курской областной Думы" депутат Курской областной Думы (далее - депутат) обязан соблюдать правила депутатской этики. Правила депутатской этики в Курской областной Думе (далее - Правила) определяют нормы этики депутатов, требования к их поведению внутри и вне Курской областной Думы, порядок рассмотрения и решения в Курской областной Думе (далее - областная Дума) вопросов, связанных с депутатской этикой.

1. Общие положения

1.1. Основами деятельности депутатов являются: сочетание интересов государства и интересов населения области; соблюдение законов; следование моральным критериям, отражающим идеалы добра, справедливости, гуманизма, милосердия, честности и порядочности.

1.2. Депутат обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральное законодательство, Устав Курской области, законы и иные нормативные правовые акты Курской области.

1.3. Депутат должен в равной мере беречь собственное достоинство и уважать достоинство других депутатов, работников аппарата областной Думы и Администрации Курской области, других должностных лиц и граждан независимо от повода, по которому он вступает в отношения с ними.

1.4. Депутат должен воздерживаться от действий, заявлений и поступков, порочащих честь, достоинство других депутатов и деловую репутацию областной Думы, компрометирующих его самого, представляемых им избирателей, областную Думу и ее органы.

1.5. В личном поведении и быту депутат обязан соблюдать общепризнанные нормы морали и поддерживать авторитет депутата.

1.6. Депутат не вправе использовать статус депутата для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий, в том числе во взаимоотношениях с органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, должностными лицами и гражданами.

1.7. Государственные гражданские служащие аппарата областной Думы, помощники депутата обеспечивают деятельность депутата только в связи с исполнением депутатских полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области о государственной гражданской службе и о труде.

1.8. Настоящие Правила не распространяются на коллективные действия депутатов - членов фракций и других депутатских объединений, предпринятые во исполнение решения фракций и других депутатских объединений, однако должны учитываться при принятии указанных решений. Порядок деятельности фракций, порядок формирования и деятельности других депутатских объединений определяются Регламентом областной Думы и положениями о фракциях и других депутатских объединениях.

2. Правила, относящиеся к деятельности депутата

в областной Думе и ее органах

2.1. Отношения между депутатами строятся на основе равноправия. Каждый депутат должен с уважением относиться к другим депутатам независимо от их социального статуса, вероисповедания и политических взглядов.

2.2. Депутат должен содействовать созданию в областной Думе атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки и конструктивного сотрудничества, проявлять терпимость и уважение к иному мнению.

2.3. Депутат не может навязывать свою позицию посредством угроз, ультиматумов и иных подобных методов.

2.4. Депутат обязан активно и конструктивно участвовать в работе областной Думы и ее органов, добросовестно выполнять поручения, данные ему областной Думой, председателем областной Думы и органами областной Думы, в которых состоит депутат, и представлять отчет о выполнении данных ему поручений.

2.5. Депутат обязан лично принимать участие в заседаниях областной Думы, постоянных комитетов, комиссии и иных органов областной Думы, членом которых он является, а также посещать депутатские слушания и иные мероприятия, связанные с деятельностью областной Думы и проводимые по инициативе данного депутата либо по инициативе других депутатов, постоянных комитетов, комиссии и иных органов областной Думы, в которых он состоит. Форма одежды депутата должна соответствовать официальной обстановке мероприятия.

2.6. В случае невозможности присутствовать на заседании областной Думы или постоянного комитета (комиссии) депутат заблаговременно информирует соответственно председателя областной Думы, лицо, его замещающее, председателя постоянного комитета (комиссии). Отсутствие на заседаниях допускается только по уважительным причинам (болезнь, отпуск, командировка и тому подобные обстоятельства).

2.7. В случае систематического уклонения от участия в работе областной Думы и ее органов, невыполнения, недобросовестного выполнения или отказа без уважительных причин от их поручений соответствующая информация председателем областной Думы или руководителями ее органов доводится до сведения всех депутатов. По решению областной Думы такая информация может быть опубликована в средствах массовой информации или размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По существу предъявленных ему претензий депутат имеет право на выступление перед принятием областной Думой данного решения.

2.8. В случае выдвижения депутата на должность в областной Думе и заявления им самоотвода другие депутаты не вправе путем голосования принуждать депутата к исполнению такой должности.

2.9. Участвуя в заседаниях областной Думы и заседаниях ее органов, депутат обязан соблюдать Регламент их проведения, подчиняться указаниям председательствующего на заседании, данным в пределах его полномочий, соблюдать дисциплину и порядок в зале заседаний.

2.10. Не допускаются самовольные индивидуальные или коллективные действия, препятствующие проведению заседания, в том числе уход из зала заседания в знак протеста, для срыва заседания и по другим мотивам; выступление без предоставления слова председательствующим; выступление не по повестке дня и не по существу вопроса повестки дня; выкрики, прерывание выступающих и т.п.

2.11. Депутаты на заседаниях областной Думы и на заседаниях ее органов должны обращаться официально друг к другу и ко всем лицам, присутствующим на заседании. Могут использоваться формы обращения: "уважаемый депутат", "уважаемый председатель", "уважаемый эксперт" и т.п. с прибавлением фамилии или без нее. Официальную и уважительную форму обращения к депутатам и друг к другу используют и иные лица, присутствующие на заседаниях. Недопустимы фамильярные и пренебрежительные обращения.

2.12. В соответствии с Регламентом областной Думы на заседаниях областной Думы и ее органов депутаты и другие присутствующие лица не должны использовать в своей речи грубые и некорректные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц, призывать к незаконным и насильственным действиям, допускать оскорбления в адрес депутатов и иных лиц, использовать заведомо ложную информацию, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес.

2.13. При проведении голосования в областной Думе или ее органах каждый депутат голосует лично. Не допускается перепоручение голосования другому депутату или иному лицу. Голосование осуществляется в момент, когда оно проводится председательствующим на заседании; предварительное либо последующее голосования не допускаются и являются недействительными.

2.14. Депутат не вправе разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением депутатских полномочий в областной Думе, если эти сведения:

касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях областной Думы и ее органов, если областной Думой или ее органом принято решение о неразглашении сведений вообще или на определенный срок;

относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни депутата и стали известны в связи с рассмотрением в областной Думе вопроса о нарушении депутатом настоящих Правил;

относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни гражданина, рекомендованного или претендующего на должность, по которой согласование, избрание или утверждение относятся к компетенции областной Думы, либо в связи с освобождением от такой должности;

относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни государственного гражданского служащего аппарата областной Думы и Администрации Курской области, органов местного самоуправления независимо от должностного положения работника.

3. Правила, относящиеся к взаимоотношениям депутата

с органами государственной власти, иными государственными

органами, органами местного самоуправления, организациями,

общественными объединениями, средствами массовой

информации, должностными лицами и гражданами

3.1. Депутат вправе выступать от имени областной Думы в качестве официального представителя во взаимоотношениях с органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, в том числе международными, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств в Российской Федерации, общественными объединениями, средствами массовой информации, должностными лицами и гражданами только по поручению председателя областной Думы или Совета областной Думы.

3.2. Депутат обязан использовать информацию, составляющую государственную или иную охраняемую законом тайну, ставшую ему известной в связи с исполнением депутатских полномочий, только в целях осуществления депутатских полномочий и в порядке, установленном законодательством РФ, и не допускать ее разглашения.

3.3. Депутат не вправе использовать бланки областной Думы и ее органов при осуществлении своих депутатских полномочий, а также для получения информации, интересующей его лично. Депутат обязан использовать бланки "Депутат Курской областной Думы" только для официальных обращений и составленных им документов. Тексты таких обращений и документов должны быть подписаны самим депутатом. Запрещается передача депутатских бланков другим лицам для использования от имени депутата.

3.4. Депутат не может позволять использования другими лицами его имени и статуса для каких-либо злоупотреблений, освобождения от ответственности виновных лиц.

3.5. Депутат может привлекаться с его личного согласия и в официальном качестве депутата к работе различного рода комиссий, рабочих групп, других органов, контрольным и проверочным мероприятиям органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в рамках полномочий последних и с ведома председателя областной Думы.

3.6. Депутат, выступая в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на собраниях и митингах, других публичных мероприятиях, делая различного рода публичные заявления, комментируя деятельность органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц, обязан использовать только достоверные факты, не допускать необоснованных обвинений в чей-либо адрес. Выступления должны быть корректными, не порочащими честь и достоинство депутатов, соответствующих должностных лиц, деловую репутацию указанных органов и организаций.

3.7. В случае умышленного или неосторожного употребления в публичных выступлениях и заявлениях недостоверных фактов, а также в случае, если унижены честь и достоинство указанных выше лиц, затронута деловая репутация органов и организаций, депутат обязан публично признать некорректность своих высказываний, принести извинения тем организациям, органам и лицам, чьи интересы или честь, достоинство и деловая репутация были затронуты.

3.8. Депутат не вправе предавать огласке сведения личного характера, касающиеся граждан, ставшие ему известными из доверительных бесед с ними либо в связи с осуществлением депутатских полномочий.

3.9. При получении информации о совершенном или готовящемся преступлении депутат обязан предложить источнику информации передать соответствующие сведения в компетентные правоохранительные органы, а при отказе поступает согласно законодательству Российской Федерации.

3.10. В случае умышленного или неосторожного разглашения сведений личного характера, касающихся граждан, депутат обязан публично принести извинения. Если гражданин считает, что его честь и достоинство задеты настолько, что извинений недостаточно, его дальнейшие отношения с депутатом строятся на основе гражданского законодательства Российской Федерации.

3.11. Депутат должен внимательно изучать поступившие от избирателей предложения, заявления и жалобы, своевременно отвечать на их обращения, информировать избирателей о своей деятельности (в том числе в составе постоянных комитетов, комиссии областной Думы) и о деятельности областной Думы во время встреч с избирателями и через средства массовой информации.

3.12. Депутат не может использовать полномочия, вытекающие из его депутатского статуса, а также предоставляемую ему органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями, их должностными лицами официальную и неофициальную информацию для получения материально-финансовой и иной личной выгоды, обеспечения ее членам своей семьи, родственникам и другим близким лицам.

3.13. Не рекомендуется депутатам использовать в депутатской деятельности финансовые и материальные средства посторонних лиц, организаций, в которых работают депутаты. Исключение составляют допускаемые законодательством Российской Федерации и Курской области возможности выделения помещений для депутатов и приема ими граждан, проведения встреч с избирателями, использования множительной техники, получения депутатом организационно-технической и научно-консультационной, юридической помощи, установления для депутата по месту основной работы и не в ущерб ей режима, позволяющего эффективно сочетать служебные обязанности с осуществлением депутатских полномочий.

4. Правила, касающиеся защиты личного достоинства

депутата и членов его семьи

4.1. Депутат, считающий себя оскорбленным словами и (или) действиями другого депутата, вправе требовать публичных извинений со стороны оскорбителя и получать извинения. Публичным считается принесение извинения депутату лично в присутствии третьих лиц, или на заседании областной Думы, или на заседании ее органа, либо в письменной форме в виде обращения к депутату непосредственно или в адрес областной Думы, ее органа, либо через средства массовой информации. Извинения приносятся в словах и выражениях, исключающих двусмысленное толкование. При отказе принести публичное извинение депутат вправе обратиться в комиссию по мандатным вопросам, соблюдению Регламента и депутатской этике. Комиссия обязана принять заявление к рассмотрению.

4.2. Если слова и (или) действия других депутатов, должностных лиц или граждан оскорбляют членов семьи, родственников или иных близких депутату лиц, но направлены на то, чтобы тем самым унизить достоинство данного депутата, он вправе требовать публичных извинений от оскорбителя как перед указанными лицами, так и перед собой в порядке, указанном в пункте 4.1 настоящего раздела. При отказе принести публичное извинение депутат вправе обратиться в комиссию по мандатным вопросам, соблюдению Регламента и депутатской этике. Комиссия обязана принять заявление к рассмотрению.

4.3. Публичные извинения, принесенные депутату за личное оскорбление его при исполнении депутатских полномочий, членов его семьи, родственников или иных близких депутату лиц, равно как и клевету в отношении депутата, членов его семьи, родственников или иных близких депутату лиц, не лишают его или указанных в настоящем пункте лиц права обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд для принятия в отношении виновных лиц мер гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.

5. Рассмотрение вопросов депутатской этики в областной Думе

5.1. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушением депутатами настоящих Правил, возлагается на комиссию по мандатным вопросам, соблюдению Регламента и депутатской этике (далее - комиссия), за исключением вопросов, возникающих в ходе заседания областной Думы.

5.2. Комиссия рассматривает вопросы, связанные с нарушением настоящих Правил:

- по письменному заявлению депутата или группы депутатов;

- по поручению председателя областной Думы;

- по письменным обращениям органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц, граждан;

- по собственной инициативе, если решение об этом принято большинством голосов членов комиссии на ее заседании.

5.3. Заседания комиссии при рассмотрении таких вопросов правомочны при участии не менее двух третей ее членов. Комиссия проводит открытые или закрытые заседания. Вопрос о форме заседания решается большинством голосов присутствующих членов комиссии.

5.4. На заседание комиссии приглашаются и заслушиваются заявители, заинтересованные депутаты, иные лица, присутствие и объяснения которых на заседании целесообразны. На открытых заседаниях комиссии могут присутствовать представители средств массовой информации. Отсутствие указанных лиц, надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания комиссии, не является препятствием к рассмотрению вопросов о нарушении настоящих Правил.

5.5. На своем заседании комиссия:

- заслушивает заявителя или оглашает его письменное обращение;

- заслушивает депутата, нарушившего настоящие Правила, других лиц, в том числе экспертов;

- знакомится с документами, справками и другой необходимой официальной информацией.

5.6. По результатам рассмотрения вопроса о нарушении настоящих Правил комиссия принимает решение о наличии (отсутствии) факта нарушения депутатом настоящих Правил.

5.7. В случае установления факта нарушения настоящих Правил комиссия вправе:

- обязать депутата принести публичные извинения;

- объявить депутату предупреждение о недопущении нарушений настоящих Правил.

5.8. Комиссия оглашает на заседании областной Думы свое решение по факту нарушения депутатом настоящих Правил.

5.9. Комиссия вправе передать решение вопроса о нарушении настоящих Правил и принятии мер воздействия областной Думе.

5.10. Комиссия принимает решения, состоящие из вводной (содержащей дату принятия решения, состав членов комиссии, принимавших участие в заседании, состав лиц, участвовавших в заседании, повестку дня), описательной (содержащей указание на факты и требования, указанные в заявлении (обращении)), мотивирующей (содержащей указание на обстоятельства, установленные комиссией, доказательства, на которых основаны выводы комиссии об этих обстоятельствах, доводы, по которым комиссия отвергает те или иные доказательства, нормативные правовые акты, которыми комиссия руководствовалась) и резолютивной частей (содержащей выводы комиссии и решение о применении (неприменении) мер воздействия к депутату либо о передаче вопроса о нарушении настоящих Правил и о принятии мер воздействия областной Думе).

5.11. Решение комиссии по вопросу нарушения настоящих Правил принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. При этом депутат, заявивший о нарушении настоящих Правил, и депутат, обвиняющийся в нарушении настоящих Правил, являющиеся членами комиссии, не участвуют в голосовании.

5.12. Депутаты, являющиеся инициаторами рассмотрения вопросов в комиссии или обвиняющиеся в нарушении настоящих Правил, вправе обжаловать решение комиссии в областную Думу.

5.13. Областная Дума рассматривает вопросы, связанные с нарушением настоящих Правил, рассмотренные комиссией и внесенные ею на рассмотрение областной Думы, в открытых и закрытых заседаниях.

5.14. На заседание областной Думы могут быть приглашены и заслушаны заявители и другие лица, информация которых помогает выяснить обстоятельства и принять объективное решение.

5.15. По результатам рассмотрения вопросов, указанных в п. 5.13 настоящих Правил, областная Дума может принять к депутату одну из следующих мер воздействия:

- обязать депутата принести публичные извинения;

- объявить депутату предупреждение о недопустимости нарушений настоящих Правил;

- разместить информацию о фактах нарушения настоящих Правил в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо опубликовать такую информацию в средствах массовой информации.

5.16. Решение о применении к депутату мер воздействия, указанных в п. 5.15 настоящих Правил, принимается большинством голосов от присутствующих на заседании областной Думы депутатов.

5.17. Вопросы, связанные с нарушением настоящих Правил, возникающие в ходе заседания областной Думы, рассматриваются областной Думой в ходе заседания областной Думы.

5.18. Председательствующий на заседании обязан сделать предупреждение о недопустимости нарушений настоящих Правил, а при повторном их нарушении - лишить выступающего слова или принять иные меры, предусмотренные Регламентом областной Думы.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 26.07.2018
Рубрики правового классификатора: 010.160.030 Статус депутата органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

О НАГРАДАХ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
№-878985899 от 17 декабря 2020

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать