Основная информация
Дата опубликования: | 21 июля 2010г. |
Номер документа: | RU30000201000671 |
Текущая редакция: | 5 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Астраханская область |
Принявший орган: | Правительство Астраханской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Приложение
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21.07.2010 № 312-П
О концепции долгосрочной комплексной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Астраханской области на 2011-2015 годы
(Утратил силу:
постановление Правительства Астраханской области от 08.10.2014 №429-П)
(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Астраханской области от 29.12.2012 № 627-П;
постановление Правительства Астраханской области от 08.06.2012 № 238-П;
постановление Правительства Астраханской области от 23.05.2011 № 153-П;
постановление Правительства Астраханской области от 16.03.2011 № 51-П)
В целях создания условий для реализации на территории Астраханской области приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной комплексной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Астраханской области на 2011-2015 годы».
(Пункт 1 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 23.05.2011 № 153-П)
2. Определить государственным заказчиком долгосрочной комплексной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Астраханской области на 2011-2015 годы»министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.
(Пункт 2 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 23.05.2011 № 153-П)
3. Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (Полумордвинов О.А.) разработать долгосрочной комплексной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Астраханской области на 2011-2015 годы»и внести ее в установленном порядке на утверждениев Правительство Астраханской области.
(Пункт 3 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 23.05.2011 № 153-П)
4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора
Астраханскойобласти
К.А. Маркелов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 21.07.2010 № 312-П
Концепция
долгосрочной комплексной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Астраханской области на 2011-2015 годы
(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 23.05.2011 № 153-П)
1. Введение
Концепция долгосрочной комплексной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Астраханской области на 2011-2015 годы»(далее - концепция) разработана в целях реализации на территории Астраханской области приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», создания условий освоения и развития территорий для жилищного строительстваи направлена на формирование основных направлений развития жилищного строительства.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 23.05.2011 № 153-П)
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Целью Стратегии социально-экономического развития Астраханской области является обеспечение ее долгосрочной конкурентоспособности. Достичь цели без развития жилищного строительства нельзя, а привлечь дополнительные средства без поддержки государства невозможно.
Жилищная проблема является одной из наиболее актуальных в социальной сфере Астраханской области.
В период с 2006 по 2009 год она решалась в рамках отраслевой целевой программы «Развитие жилищного строительства в Астраханской области на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 11.08.2006 № 285-П, региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Астраханской области в 2008 году», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 25.06.2008 № 327-П, региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Астраханской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 28.01.2009 № 33-П,отраслевой целевой программы «Молодежь Астраханской области» на 2006-2009 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 07.10.2005№373-П.
За период с 2006 по 2009 год были достигнуты следующие показатели:
- увеличение обеспеченности одного жителя Астраханской области общей площадью жилых помещений с 19,3 кв.м в 2005 году до 20,4 кв.м в 2009 году;
- ежегодный объем ввода жилья вырос с 383 тыс. кв. м в 2008 году до 478 тыс. кв. м в 2009 году;
-за 2006-2009 годы обеспечены жильем 2373 молодые семьи.
В рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675,предоставлялись государственные жилищные сертификаты на приобретение жилья следующим категориям гражданам:
- гражданам, уволенным с военной службы, и приравненным к ним лицам - с 1 января 2006 года на учете стояли 78 семей, из которых 25 семейобеспечены, что составляет 32,05 процента от общей потребности;
- гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшим в результате этих аварий, и приравненным к ним лицам, - с 1 января 2006 года на учете стояли 258 семей, из которых 88 семей обеспечены, что составляет 34,1 процента от общей потребности;
- гражданам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами, - с 1 января 2006 года на учете стояли 192 семьи, из которых 41 семья обеспечена, что составляет 21,35 процента от общей потребности;
- гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, - с 1 января 2006 года на учете стояли 42 семьи, из которых 8 семей обеспечены, что составляет 19,05 процента от общей потребности.
На повышение доступности жилья в Астраханской области направлена и деятельность ОАО «Ипотечное агентство Астраханской области», которая осуществляется на основе использования механизма долгосрочного ипотечного жилищного кредитования населения. Ипотечные кредиты предоставляются на приобретение готового жилья, реализуемого заказчиками-застройщиками и населением на вторичном рынке недвижимости.
За 2006-2009 годы населению Астраханской области выдан 791 ипотечный кредит на общую сумму 123,55 млнрублей, благодаря чему приобретено 12,0 тыс.кв.м жилья общей стоимостью около 220,0 млн рублей. Средняя величина предоставленного кредита составила 530 тыс.рублей, средний размер первоначального взноса (собственные средства населения) – 44% от стоимости приобретаемого жилья.
С целью повышения доступности ипотечного кредитования для отдельных групп населения ОАО «Ипотечное агентство Астраханской области» со второго полугодия 2009 года реализует новые направления кредитования, в том числе: ипотечную программу «Материнский капитал» (ипотечные кредиты с учетом «материнского (семейного) капитала». Особенностью программы является возможность использования заемщиками средств «материнского (семейного) капитала» для увеличения суммы возможного ипотечного кредита и приобретения жилья большей площади по сравнению с жильем, приобретаемым на условиях стандартного ипотечного кредита. Кроме того, граждане-заемщики имеют возможность использовать его на погашение полностью или частично задолженности по ипотечным кредитам, ранее полученным на приобретение жилья. В настоящее время 20 семей таких заемщиков при содействии ОАО «Ипотечное агентство Астраханской области» уже воспользовались этим правом. В целом по Астраханской области финансовые средства «материнского капитала» получили 323 семьи.Объем финансирования составил 102,939 млнрублей.
Для решения сложных задач, стоящих перед строительным комплексом, принимаются меры по максимальному использованию и дальнейшему наращиванию мощностей стройиндустрии и предприятий по производству строительных материалов и конструкций Астраханской области.
Общая мощность заводов по производству железобетонных изделий составляет 361,4 тыс. куб. м в год, в 2009 году мощности использовались на 43%, выпуск составил 154,6 тыс. куб. м. Мощность кирпичных заводов – 196 млн шт. в год. В 2009 году использование мощностей составило 19%, было выпущено 37,07 млн. шт. условного кирпича.
Основной целью развития промышленности строительных материалов является обеспечение строительного рынка высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией, обеспечивать снижение стоимости строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектов и одновременно повышать комфортность проживания в жилых домах, необходимую надёжность и долговечность. При этом продукция отрасли должна содержать широкую гамму строительных материалов, изделий и конструкций, отвечающих всем требованиям товарного рынка.
Соответственно с увеличением объемов строительства возрастает и роль производственной базы строительства-предприятий по производству строительных материалов и конструкций.
В настоящее время промышленность строительных материалов удовлетворяет потребности строительного комплекса и не является сдерживающим фактором наращивания объемов строительства.
Малоэтажное домостроениезакономерно становится преобладающим при достигнутом уровне автомобилизации и исчерпанности ресурса старого жилищно-коммунального хозяйства.Малоэтажное строительствоявляется наиболее ликвидным, жилые поселки можно сдавать в эксплуатацию отдельными этапами, когда часть домов еще находится в стадии строительства. Еще десять лет назад индивидуальное жилищное строительство едва превышало 6%от всего сдаваемого в эксплуатацию в стране жилья. В современных рыночных условиях наиболее перспективным является такой вариант малоэтажной застройки, как комплексное освоение земельных участков, предусматривающее не только строительство группы жилых домов, но и их обеспечение коммунальной и транспортной инфраструктурой за счет средств инвестора.
Несмотря на экономический кризис, показатель Астраханской области«площадь земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства» сохранил свои позиции и останется на уровне 2008 года - 140 га.
В первом полугодии 2010 года в северной части с. Началово Приволжского района продолжается строительство жилья: из 79 земельных участков освоены 67. Предполагаемый ввод жилья на указанных земельных участках составит 11 тыс. кв.м.
Ведется комплексная застройка многоквартирными жилыми домами еще 2 земельных участков в с.Красный Яр Красноярского района (три трехэтажных жилых дома).Предполагаемый ввод жилья на указанных земельных участках составит 7 тыс. кв.м.
Готов к вводу в эксплуатацию 36-квартирный жилой домв с. Красный Яр Красноярского района и пять жилых домов в п. Володарском Володарского района (три двухэтажных и два трехэтажных жилых дома общей площадью жилья 2,4 тыс. кв.м).
В 2009 году начали осваиваться новые площадки в Икрянинском районе в р.п.Ильинка - 78 одноквартирных жилых домов и в р.п.Красные Баррикады - 39 одноквартирных жилых домов, часть из которых строится в соответствии с отраслевой целевой программой«Молодежь Астраханской области» на 2006-2009 годы, а также в п. Володарском Володарского района - десять одноквартирных жилых домов, шесть из которых уже готовы к эксплуатации.
Благоприятными для Астраханской области, с точки зрения инвестирования мероприятий по переселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, стали 2007-2008 годы, в течение которых из федерального бюджета ежегодно для этих целей выделялось по 2,0 млрд рублей. Бюджетные средства были направлены на строительство 20 многоквартирных жилых домов в разных районах г. Астрахани общей площадью 137,4 тыс.кв.м (2340 квартир) и приобретение 655 квартир на рынке недвижимости.
В ходе реализации отраслевой целевой программы «Развитие жилищного строительства в Астраханской области на 2006-2010 годы», региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Астраханской области в 2008 году», региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Астраханской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году»получен положительный опыт решения проблемы переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда программно-целевыми методами.
В настоящее время общая площадь ветхого и аварийного жилья на территории Астраханской области составляет 2102,7 тыс. кв.м или 10,1 процента от всего жилищного фонда (20798,8 тыс.кв.м). Большая часть такого жилья (1739,5 тыс.кв.м) сосредоточена в городе Астрахани. Переселению из ветхого и аварийного жилья подлежат 47 тыс. семей, из которых 40 тыс. проживают в городе Астрахани.
К сожалению, пока не удается обеспечить улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания.
На сегодняшний день в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в Астраханской области насчитывается около 25000 семей.
Основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со все еще слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и чрезмерными административными барьерами в отношении доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, получения земельного участка и разрешения на строительство остаются проблемы отсутствия земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию инженерной инфраструктуры, а также обременительные для застройщика условия присоединения к системам инженерной инфраструктуры. Отрабатываемые в рамках долгосрочной комплексной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Астраханской области на 2011-2015 годы» механизмы, основанные на опережающем развитии инженерной инфраструктуры, позволяют обеспечить существенное увеличение темпов жилищного строительства и удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 23.05.2011 № 153-П)
Разработка стратегий социально-экономического развития и генеральных планов городов и поселений показала потребность не только в комплексном освоении новых территорий в целях жилищного строительства, но и целесообразность комплексного развития застроенных территорий с целью их более эффективного использования, ликвидации жилищного фонда с высоким уровнем износа (совокупность жилых домов, признанных в установленном порядке непригодными для проживания граждан в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, и многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (аварийный жилищный фонд), а также жилые дома, физический износ которых в процессе эксплуатации составляет 70 процентов (ветхий жилищный фонд).
С целью повышения доступности жилья для граждан развитие деятельности инвесторов-застройщиков необходимо сочетать с поддержкой строительства жилья индивидуальными застройщиками, жилищными некоммерческими объединениями граждан.
Для формирования различных моделей государственно-частного партнерства в жилищном строительстве необходимо предусматривать использование механизмов по возмещению затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой (совокупность объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод в границах территории муниципального образования) в целях жилищного строительства, и механизмов поддержки развития социальной инфраструктуры микрорайонов массовой жилой застройки в целях комплексного решения проблемы.
В 2004 - 2008 годах было принятои усовершенствовано федеральное законодательство, в частности Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный законот 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» сформировали законодательную базу для решения задач комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, развития застроенных территорий, обеспечения жилищного строительства инженерной инфраструктурой. Законодательно установлено распределение ответственности за обеспечение жилищного строительства инженерной и социальной инфраструктурой между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками.
Однако на практике реализация положений федерального законодательства пока еще не получила достаточного распространения и требует использования дополнительных стимулов в виде государственной поддержки.
До настоящего времени большинством органов местного самоуправления не утверждены генеральные планы и правила землепользования и застройки, программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры, основанные на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом необходимых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства.
Существующая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства и обеспечения построенных объектов электрической энергией главным образом основана на установлении организациями коммунального комплекса и электроснабжения монопольной платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения и технологическое присоединение к электрическим сетям, на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, определенных на основе непрозрачных и изменяющихся принципов.
Такая практика создает неравные конкурентные условия для застройщиков, приводит к невозможности освоения новых перспективных площадок
для жилищного строительства, не позволяет повышать доступность жилья для населения.
Кризис на кредитно-финансовом и строительном рынках, сокращение платежеспособного спроса населения на жилье в 2009 году поставили на повестку дня необходимость создания условий для дальнейшего повышения доступности жилья для населения путем массового строительства жилья эконом-класса, обеспечивающего ценовую доступность и отвечающего современным стандартам энергоэффективности и экологичности.
Для решения указанных проблем в жилищном строительстве требуется разработка долгосрочной комплексной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Астраханской области на 2011-2015 годы» (далее – программа).
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 23.05.2011 № 153-П)
Жилье эконом-класса, построенное в рамках реализации программы, будет использоваться для обеспечения молодых семей в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675, и граждан, получающих государственную поддержку на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675.
Кроме того, построенное жилье эконом-класса в рамках программы также может приобретаться гражданами за счет собственных и заемных средств, в том числе с привлечением ипотечных жилищных кредитов.
Достигнутые результаты в рамках реализации отраслевых целевых программ «Развитие жилищного строительства в Астраханской области на 2006-2010 годы» и «Молодежь Астраханской области» на 2006-2009 годыдают основание утверждать, что реализация мероприятий программы и продуктивное использование средств федерального бюджета невозможны без использования программно-целевого метода.
Кроме того, решение жилищной проблемы:
- направлено на улучшение условий и качества жизни населения;
- носит межотраслевой и межведомственный характер и требует непосредственного участия государства;
- не может быть осуществлено в пределах одного финансового года;
- носит комплексный характер, способствует обеспечению социального благополучия в обществе.
Использование программно-целевого метода направлено на создание условий для эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Комплексное решение основных проблем программно-целевым методом позволит обеспечить согласование и реализацию решений по мероприятиям программы и сократить временные и материальные затраты.
В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к инерционному развитию всего жилищного строительства Астраханской области.
4. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом
Реализация программы рассчитана на 2011 - 2015 годы.
5. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации программы
Основная цель программы – формирование рынка доступного жилья эконом-класса путем реализации механизмов государственной поддержки и обеспечение комфортных условий проживания населения на территории Астраханской области.
Для достижения основной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- создание условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий;
- обеспечение социальных гарантий по поддержке граждан при приобретении жилья и улучшении жилищных условий;
- создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования.
Подпрограмма «Развитие предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Астраханской области на 2012-2015 годы».
Цель подпрограммы – обеспечение выпуска необходимого количества строительных материалов, изделий и конструкций для достижения запланированных объемов жилищного строительства в Астраханской области.
Задача подпрограммы – развитие базы промышленности строительных материалов Астраханской области с выходом на максимальную обеспеченность рынка строительными материалами.
Подпрограмма «Исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и Астраханской области на 2012-2015 годы».
Цель подпрограммы – создание необходимых условий для решения жилищной проблемы отдельных категорий граждан.
Задача подпрограммы – оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
(Раздел 5 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.12.2012 № 627-П)
6. Предложения по источникам финансирования программы
Реализация программы планируется за счет федерального, бюджета Астраханской области, местных бюджетов и внебюджетных источников.
7. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам
программы, участию исполнительных органов государственной власти
Астраханской области, ответственных за реализацию программы
Государственным заказчиком и разработчиком программы является министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.
Ответственным за реализацию программы является министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.
В реализации мероприятий программы примут участие органы местного самоуправлениямуниципальных образований Астраханской области.
8. Предложения по основным направлениям
финансирования программы
В соответствии с намеченной целью основными направлениями программы являются:
-развитие строительства жилья эконом-класса, в первую очередь малоэтажного, которое отвечает современным стандартам энергоэффективности и экологичности и доступно гражданам со средним уровнем доходов;
-обеспечение строительства жилья эконом-класса необходимыми инженерной и социальной инфраструктурами;
- обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем эконом-класса;
-расширение видов применяемых архитектурно-строительных систем в жилищном строительстве, в том числе монолитное и сборно-монолитное домостроение, смешанные конструктивные системы;
-развитие малоэтажного строительства с максимально возможным использованием местных сырьевых ресурсов (камыша, пенобетона, мелких стеновых блоков, различных каркасных систем зданий).
- развитие предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Астраханской области.
(Абзац введенпостановлением Правительства Астраханской области от 08.06.2012 № 238-П)
- исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и Астраханской области.
(Абзац введенпостановлением Правительства Астраханской области от 29.12.2012 № 627-П)
9. Предложения по механизмам формирования
мероприятий программы
Механизм формирования мероприятий программы определяется государственным заказчиком программы и предусматривает проведение организационных мероприятий. Формирование мероприятий программы осуществляется на основании конкурсного отбора мероприятий, заявленных в программу органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.
Государственный заказчик:
- определяет основные направления программы;
- на основании предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и инвесторов-застройщиков формирует перечень мероприятий;
- разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты правовых актов, необходимых при выполнении программы, включая разработку подпрограмм по направлениям, указанным в разделе 8 настоящей концепции.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 08.06.2012 № 238-П)
10. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией программы
В ходе реализации программы государственный заказчик программы:
- обеспечивает руководство и текущее управление программой;
- с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств уточняет перечень и финансирование программных мероприятий, целевые индикаторы и показатели эффективности;
- обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку информации о ходе реализации мероприятий программы;
- в установленные сроки представляет отчет о ходе реализации программы в министерство экономического развития Астраханской области.
Приложение
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21.07.2010 № 312-П
О концепции долгосрочной комплексной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Астраханской области на 2011-2015 годы
(Утратил силу:
постановление Правительства Астраханской области от 08.10.2014 №429-П)
(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Астраханской области от 29.12.2012 № 627-П;
постановление Правительства Астраханской области от 08.06.2012 № 238-П;
постановление Правительства Астраханской области от 23.05.2011 № 153-П;
постановление Правительства Астраханской области от 16.03.2011 № 51-П)
В целях создания условий для реализации на территории Астраханской области приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной комплексной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Астраханской области на 2011-2015 годы».
(Пункт 1 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 23.05.2011 № 153-П)
2. Определить государственным заказчиком долгосрочной комплексной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Астраханской области на 2011-2015 годы»министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.
(Пункт 2 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 23.05.2011 № 153-П)
3. Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (Полумордвинов О.А.) разработать долгосрочной комплексной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Астраханской области на 2011-2015 годы»и внести ее в установленном порядке на утверждениев Правительство Астраханской области.
(Пункт 3 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 23.05.2011 № 153-П)
4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора
Астраханскойобласти
К.А. Маркелов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 21.07.2010 № 312-П
Концепция
долгосрочной комплексной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Астраханской области на 2011-2015 годы
(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 23.05.2011 № 153-П)
1. Введение
Концепция долгосрочной комплексной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Астраханской области на 2011-2015 годы»(далее - концепция) разработана в целях реализации на территории Астраханской области приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», создания условий освоения и развития территорий для жилищного строительстваи направлена на формирование основных направлений развития жилищного строительства.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 23.05.2011 № 153-П)
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Целью Стратегии социально-экономического развития Астраханской области является обеспечение ее долгосрочной конкурентоспособности. Достичь цели без развития жилищного строительства нельзя, а привлечь дополнительные средства без поддержки государства невозможно.
Жилищная проблема является одной из наиболее актуальных в социальной сфере Астраханской области.
В период с 2006 по 2009 год она решалась в рамках отраслевой целевой программы «Развитие жилищного строительства в Астраханской области на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 11.08.2006 № 285-П, региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Астраханской области в 2008 году», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 25.06.2008 № 327-П, региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Астраханской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 28.01.2009 № 33-П,отраслевой целевой программы «Молодежь Астраханской области» на 2006-2009 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 07.10.2005№373-П.
За период с 2006 по 2009 год были достигнуты следующие показатели:
- увеличение обеспеченности одного жителя Астраханской области общей площадью жилых помещений с 19,3 кв.м в 2005 году до 20,4 кв.м в 2009 году;
- ежегодный объем ввода жилья вырос с 383 тыс. кв. м в 2008 году до 478 тыс. кв. м в 2009 году;
-за 2006-2009 годы обеспечены жильем 2373 молодые семьи.
В рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675,предоставлялись государственные жилищные сертификаты на приобретение жилья следующим категориям гражданам:
- гражданам, уволенным с военной службы, и приравненным к ним лицам - с 1 января 2006 года на учете стояли 78 семей, из которых 25 семейобеспечены, что составляет 32,05 процента от общей потребности;
- гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшим в результате этих аварий, и приравненным к ним лицам, - с 1 января 2006 года на учете стояли 258 семей, из которых 88 семей обеспечены, что составляет 34,1 процента от общей потребности;
- гражданам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами, - с 1 января 2006 года на учете стояли 192 семьи, из которых 41 семья обеспечена, что составляет 21,35 процента от общей потребности;
- гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, - с 1 января 2006 года на учете стояли 42 семьи, из которых 8 семей обеспечены, что составляет 19,05 процента от общей потребности.
На повышение доступности жилья в Астраханской области направлена и деятельность ОАО «Ипотечное агентство Астраханской области», которая осуществляется на основе использования механизма долгосрочного ипотечного жилищного кредитования населения. Ипотечные кредиты предоставляются на приобретение готового жилья, реализуемого заказчиками-застройщиками и населением на вторичном рынке недвижимости.
За 2006-2009 годы населению Астраханской области выдан 791 ипотечный кредит на общую сумму 123,55 млнрублей, благодаря чему приобретено 12,0 тыс.кв.м жилья общей стоимостью около 220,0 млн рублей. Средняя величина предоставленного кредита составила 530 тыс.рублей, средний размер первоначального взноса (собственные средства населения) – 44% от стоимости приобретаемого жилья.
С целью повышения доступности ипотечного кредитования для отдельных групп населения ОАО «Ипотечное агентство Астраханской области» со второго полугодия 2009 года реализует новые направления кредитования, в том числе: ипотечную программу «Материнский капитал» (ипотечные кредиты с учетом «материнского (семейного) капитала». Особенностью программы является возможность использования заемщиками средств «материнского (семейного) капитала» для увеличения суммы возможного ипотечного кредита и приобретения жилья большей площади по сравнению с жильем, приобретаемым на условиях стандартного ипотечного кредита. Кроме того, граждане-заемщики имеют возможность использовать его на погашение полностью или частично задолженности по ипотечным кредитам, ранее полученным на приобретение жилья. В настоящее время 20 семей таких заемщиков при содействии ОАО «Ипотечное агентство Астраханской области» уже воспользовались этим правом. В целом по Астраханской области финансовые средства «материнского капитала» получили 323 семьи.Объем финансирования составил 102,939 млнрублей.
Для решения сложных задач, стоящих перед строительным комплексом, принимаются меры по максимальному использованию и дальнейшему наращиванию мощностей стройиндустрии и предприятий по производству строительных материалов и конструкций Астраханской области.
Общая мощность заводов по производству железобетонных изделий составляет 361,4 тыс. куб. м в год, в 2009 году мощности использовались на 43%, выпуск составил 154,6 тыс. куб. м. Мощность кирпичных заводов – 196 млн шт. в год. В 2009 году использование мощностей составило 19%, было выпущено 37,07 млн. шт. условного кирпича.
Основной целью развития промышленности строительных материалов является обеспечение строительного рынка высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией, обеспечивать снижение стоимости строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектов и одновременно повышать комфортность проживания в жилых домах, необходимую надёжность и долговечность. При этом продукция отрасли должна содержать широкую гамму строительных материалов, изделий и конструкций, отвечающих всем требованиям товарного рынка.
Соответственно с увеличением объемов строительства возрастает и роль производственной базы строительства-предприятий по производству строительных материалов и конструкций.
В настоящее время промышленность строительных материалов удовлетворяет потребности строительного комплекса и не является сдерживающим фактором наращивания объемов строительства.
Малоэтажное домостроениезакономерно становится преобладающим при достигнутом уровне автомобилизации и исчерпанности ресурса старого жилищно-коммунального хозяйства.Малоэтажное строительствоявляется наиболее ликвидным, жилые поселки можно сдавать в эксплуатацию отдельными этапами, когда часть домов еще находится в стадии строительства. Еще десять лет назад индивидуальное жилищное строительство едва превышало 6%от всего сдаваемого в эксплуатацию в стране жилья. В современных рыночных условиях наиболее перспективным является такой вариант малоэтажной застройки, как комплексное освоение земельных участков, предусматривающее не только строительство группы жилых домов, но и их обеспечение коммунальной и транспортной инфраструктурой за счет средств инвестора.
Несмотря на экономический кризис, показатель Астраханской области«площадь земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства» сохранил свои позиции и останется на уровне 2008 года - 140 га.
В первом полугодии 2010 года в северной части с. Началово Приволжского района продолжается строительство жилья: из 79 земельных участков освоены 67. Предполагаемый ввод жилья на указанных земельных участках составит 11 тыс. кв.м.
Ведется комплексная застройка многоквартирными жилыми домами еще 2 земельных участков в с.Красный Яр Красноярского района (три трехэтажных жилых дома).Предполагаемый ввод жилья на указанных земельных участках составит 7 тыс. кв.м.
Готов к вводу в эксплуатацию 36-квартирный жилой домв с. Красный Яр Красноярского района и пять жилых домов в п. Володарском Володарского района (три двухэтажных и два трехэтажных жилых дома общей площадью жилья 2,4 тыс. кв.м).
В 2009 году начали осваиваться новые площадки в Икрянинском районе в р.п.Ильинка - 78 одноквартирных жилых домов и в р.п.Красные Баррикады - 39 одноквартирных жилых домов, часть из которых строится в соответствии с отраслевой целевой программой«Молодежь Астраханской области» на 2006-2009 годы, а также в п. Володарском Володарского района - десять одноквартирных жилых домов, шесть из которых уже готовы к эксплуатации.
Благоприятными для Астраханской области, с точки зрения инвестирования мероприятий по переселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, стали 2007-2008 годы, в течение которых из федерального бюджета ежегодно для этих целей выделялось по 2,0 млрд рублей. Бюджетные средства были направлены на строительство 20 многоквартирных жилых домов в разных районах г. Астрахани общей площадью 137,4 тыс.кв.м (2340 квартир) и приобретение 655 квартир на рынке недвижимости.
В ходе реализации отраслевой целевой программы «Развитие жилищного строительства в Астраханской области на 2006-2010 годы», региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Астраханской области в 2008 году», региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Астраханской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году»получен положительный опыт решения проблемы переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда программно-целевыми методами.
В настоящее время общая площадь ветхого и аварийного жилья на территории Астраханской области составляет 2102,7 тыс. кв.м или 10,1 процента от всего жилищного фонда (20798,8 тыс.кв.м). Большая часть такого жилья (1739,5 тыс.кв.м) сосредоточена в городе Астрахани. Переселению из ветхого и аварийного жилья подлежат 47 тыс. семей, из которых 40 тыс. проживают в городе Астрахани.
К сожалению, пока не удается обеспечить улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания.
На сегодняшний день в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в Астраханской области насчитывается около 25000 семей.
Основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со все еще слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и чрезмерными административными барьерами в отношении доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, получения земельного участка и разрешения на строительство остаются проблемы отсутствия земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию инженерной инфраструктуры, а также обременительные для застройщика условия присоединения к системам инженерной инфраструктуры. Отрабатываемые в рамках долгосрочной комплексной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Астраханской области на 2011-2015 годы» механизмы, основанные на опережающем развитии инженерной инфраструктуры, позволяют обеспечить существенное увеличение темпов жилищного строительства и удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 23.05.2011 № 153-П)
Разработка стратегий социально-экономического развития и генеральных планов городов и поселений показала потребность не только в комплексном освоении новых территорий в целях жилищного строительства, но и целесообразность комплексного развития застроенных территорий с целью их более эффективного использования, ликвидации жилищного фонда с высоким уровнем износа (совокупность жилых домов, признанных в установленном порядке непригодными для проживания граждан в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, и многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (аварийный жилищный фонд), а также жилые дома, физический износ которых в процессе эксплуатации составляет 70 процентов (ветхий жилищный фонд).
С целью повышения доступности жилья для граждан развитие деятельности инвесторов-застройщиков необходимо сочетать с поддержкой строительства жилья индивидуальными застройщиками, жилищными некоммерческими объединениями граждан.
Для формирования различных моделей государственно-частного партнерства в жилищном строительстве необходимо предусматривать использование механизмов по возмещению затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой (совокупность объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод в границах территории муниципального образования) в целях жилищного строительства, и механизмов поддержки развития социальной инфраструктуры микрорайонов массовой жилой застройки в целях комплексного решения проблемы.
В 2004 - 2008 годах было принятои усовершенствовано федеральное законодательство, в частности Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный законот 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» сформировали законодательную базу для решения задач комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, развития застроенных территорий, обеспечения жилищного строительства инженерной инфраструктурой. Законодательно установлено распределение ответственности за обеспечение жилищного строительства инженерной и социальной инфраструктурой между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками.
Однако на практике реализация положений федерального законодательства пока еще не получила достаточного распространения и требует использования дополнительных стимулов в виде государственной поддержки.
До настоящего времени большинством органов местного самоуправления не утверждены генеральные планы и правила землепользования и застройки, программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры, основанные на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом необходимых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства.
Существующая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства и обеспечения построенных объектов электрической энергией главным образом основана на установлении организациями коммунального комплекса и электроснабжения монопольной платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения и технологическое присоединение к электрическим сетям, на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, определенных на основе непрозрачных и изменяющихся принципов.
Такая практика создает неравные конкурентные условия для застройщиков, приводит к невозможности освоения новых перспективных площадок
для жилищного строительства, не позволяет повышать доступность жилья для населения.
Кризис на кредитно-финансовом и строительном рынках, сокращение платежеспособного спроса населения на жилье в 2009 году поставили на повестку дня необходимость создания условий для дальнейшего повышения доступности жилья для населения путем массового строительства жилья эконом-класса, обеспечивающего ценовую доступность и отвечающего современным стандартам энергоэффективности и экологичности.
Для решения указанных проблем в жилищном строительстве требуется разработка долгосрочной комплексной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Астраханской области на 2011-2015 годы» (далее – программа).
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 23.05.2011 № 153-П)
Жилье эконом-класса, построенное в рамках реализации программы, будет использоваться для обеспечения молодых семей в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675, и граждан, получающих государственную поддержку на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675.
Кроме того, построенное жилье эконом-класса в рамках программы также может приобретаться гражданами за счет собственных и заемных средств, в том числе с привлечением ипотечных жилищных кредитов.
Достигнутые результаты в рамках реализации отраслевых целевых программ «Развитие жилищного строительства в Астраханской области на 2006-2010 годы» и «Молодежь Астраханской области» на 2006-2009 годыдают основание утверждать, что реализация мероприятий программы и продуктивное использование средств федерального бюджета невозможны без использования программно-целевого метода.
Кроме того, решение жилищной проблемы:
- направлено на улучшение условий и качества жизни населения;
- носит межотраслевой и межведомственный характер и требует непосредственного участия государства;
- не может быть осуществлено в пределах одного финансового года;
- носит комплексный характер, способствует обеспечению социального благополучия в обществе.
Использование программно-целевого метода направлено на создание условий для эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Комплексное решение основных проблем программно-целевым методом позволит обеспечить согласование и реализацию решений по мероприятиям программы и сократить временные и материальные затраты.
В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к инерционному развитию всего жилищного строительства Астраханской области.
4. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом
Реализация программы рассчитана на 2011 - 2015 годы.
5. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации программы
Основная цель программы – формирование рынка доступного жилья эконом-класса путем реализации механизмов государственной поддержки и обеспечение комфортных условий проживания населения на территории Астраханской области.
Для достижения основной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- создание условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий;
- обеспечение социальных гарантий по поддержке граждан при приобретении жилья и улучшении жилищных условий;
- создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования.
Подпрограмма «Развитие предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Астраханской области на 2012-2015 годы».
Цель подпрограммы – обеспечение выпуска необходимого количества строительных материалов, изделий и конструкций для достижения запланированных объемов жилищного строительства в Астраханской области.
Задача подпрограммы – развитие базы промышленности строительных материалов Астраханской области с выходом на максимальную обеспеченность рынка строительными материалами.
Подпрограмма «Исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и Астраханской области на 2012-2015 годы».
Цель подпрограммы – создание необходимых условий для решения жилищной проблемы отдельных категорий граждан.
Задача подпрограммы – оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
(Раздел 5 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.12.2012 № 627-П)
6. Предложения по источникам финансирования программы
Реализация программы планируется за счет федерального, бюджета Астраханской области, местных бюджетов и внебюджетных источников.
7. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам
программы, участию исполнительных органов государственной власти
Астраханской области, ответственных за реализацию программы
Государственным заказчиком и разработчиком программы является министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.
Ответственным за реализацию программы является министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.
В реализации мероприятий программы примут участие органы местного самоуправлениямуниципальных образований Астраханской области.
8. Предложения по основным направлениям
финансирования программы
В соответствии с намеченной целью основными направлениями программы являются:
-развитие строительства жилья эконом-класса, в первую очередь малоэтажного, которое отвечает современным стандартам энергоэффективности и экологичности и доступно гражданам со средним уровнем доходов;
-обеспечение строительства жилья эконом-класса необходимыми инженерной и социальной инфраструктурами;
- обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем эконом-класса;
-расширение видов применяемых архитектурно-строительных систем в жилищном строительстве, в том числе монолитное и сборно-монолитное домостроение, смешанные конструктивные системы;
-развитие малоэтажного строительства с максимально возможным использованием местных сырьевых ресурсов (камыша, пенобетона, мелких стеновых блоков, различных каркасных систем зданий).
- развитие предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Астраханской области.
(Абзац введенпостановлением Правительства Астраханской области от 08.06.2012 № 238-П)
- исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и Астраханской области.
(Абзац введенпостановлением Правительства Астраханской области от 29.12.2012 № 627-П)
9. Предложения по механизмам формирования
мероприятий программы
Механизм формирования мероприятий программы определяется государственным заказчиком программы и предусматривает проведение организационных мероприятий. Формирование мероприятий программы осуществляется на основании конкурсного отбора мероприятий, заявленных в программу органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.
Государственный заказчик:
- определяет основные направления программы;
- на основании предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и инвесторов-застройщиков формирует перечень мероприятий;
- разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты правовых актов, необходимых при выполнении программы, включая разработку подпрограмм по направлениям, указанным в разделе 8 настоящей концепции.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 08.06.2012 № 238-П)
10. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией программы
В ходе реализации программы государственный заказчик программы:
- обеспечивает руководство и текущее управление программой;
- с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств уточняет перечень и финансирование программных мероприятий, целевые индикаторы и показатели эффективности;
- обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку информации о ходе реализации мероприятий программы;
- в установленные сроки представляет отчет о ходе реализации программы в министерство экономического развития Астраханской области.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 34 от 05.08.2010 |
Рубрики правового классификатора: | 090.040.020 Управление в сфере строительства (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: