Основная информация

Дата опубликования: 21 октября 2011г.
Номер документа: RU15000201100280
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Северная Осетия - Алания
Принявший орган: Правительство Республики Северная Осетия-Алания
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2011 № 288

г.Владикавказ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

В соответствии с Федеральным законом от 4 января 1999 г. №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 6 августа 2010 г. № 224 «Вопросы Министерства экономического развития Республики Северная Осетия-Алания», а также в целях планомерного развития внешнеэкономической деятельности в Республике Северная Осетия-Алания, определения основных направлений, принципов и приоритетов осуществления внешнеэкономических связей республики Правительство Республики Северная Осетия-Алания  постановляет:

Утвердить прилагаемую Концепцию внешнеэкономической деятельности Республики Северная Осетия-Алания.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания Н.Хлынцов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 21 октября 2011 г. № 288

КОНЦЕПЦИЯ

внешнеэкономической деятельности Республики Северная Осетия-Алания

I. Общие положения

1.1. В соответствии с приоритетами внешнеэкономической политики Российской Федерации целью деятельности Правительства Республики Северная Осетия - Алания по развитию внешнеэкономических связей Республики Северная Осетия - Алания является активная интеграция региональной экономики в систему мирохозяйственных связей для повышения качества жизни населения региона. Это ставит неотложную задачу - формирование региональной концепции развития внешнеэкономической деятельности, способствующей структурной перестройке и технологической модернизации экономики республики, включению товаропроизводителей Северной Осетии в систему международного разделения труда, активизации притока прямых иностранных инвестиций, прежде всего в секторы экономики, испытывающие нехватку инвестиционных ресурсов.

Концепция внешнеэкономической деятельности Республики Северная Осетия-Алания (далее – Концепция) является основой внешнеэкономической политики Правительства Республики Северная Осетия-Алания.

1.2. Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Законом Республики Северная Осетия-Алания от 15 апреля 2000 г. № 8-РЗ «Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания», Законом Республики Северная Осетия-Алания от 22 мая 2006 г.  № 28–PЗ «Об инновационной деятельности в Республике Северная Осетия – Алания», постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 6 августа 2010 г. №224 «Вопросы Министерства экономического развития Республики Северная Осетия-Алания», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.

Концепция разработана в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года и Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года.

1.3. Настоящая Концепция направлена на развитие региональных конкурентных преимуществ, а именно – привлечение финансовых ресурсов, зарубежных технологий и опыта, а также формирование положительного имиджа Республики Северная Осетия-Алания как региона с благоприятными условиями для развития бизнеса.

Концепция определяет цели, принципы и приоритеты в деятельности республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и граждан в сфере внешнеэкономической деятельности. Концепция учитывает накопленный опыт внешнеэкономической деятельности и исходит из единства и целостности территории и внутреннего рынка России и согласования общегосударственных интересов и интересов населения Республики Северная Осетия-Алания.

1.4. Концепция раскрывает задачи и основные направления реализации республиканской политики по развитию внешнеэкономической деятельности Республики Северная Осетия-Алания.

Задачами настоящей Концепции являются:

анализ текущего состояния внешнеэкономической деятельности Республики Северная Осетия-Алания;

определение принципов развития внешнеэкономической деятельности Республики Северная Осетия-Алания;

определение основных направлений развития внешнеэкономической деятельности Республики Северная Осетия-Алания;

определение механизмов реализации Концепции.

Настоящая Концепция призвана придать системный характер работе исполнительных органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в сфере внешнеэкономической деятельности.

1.5. Концепция разработана на принципах:

непротиворечия положений Концепции законодательным и нормативно-правовым актам Российской Федерации и Республики Северная Осетия - Алания;

единства внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

единства таможенной территории Российской Федерации;

четкого разделения функций осуществления внешнеэкономической политики между ветвями власти, ведомствами, а также федерацией и ее субъектами;

единства системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за ее осуществлением;

единства политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических и военных интересов;

равенства участников внешнеэкономической деятельности;

защиты государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.

2. Цели Концепции

2.1. Основной целью современной внешнеэкономической политики Республики Северная Осетия-Алания является эффективная интеграция республики в мировую экономику. Целями выработки единой внешнеэкономической Концепции является восстановление и укрепление внешнеторговых связей с регионами России, со странами дальнего и ближнего зарубежья, а также последовательное открытие республиканского рынка для международного сообщества, причем раскрытие национальной экономики должно быть постепенным, селективным и опирающимся на продуманную структурную и промышленную политику при тонком индивидуальном сочетании мер либерализации и протекционизма.

2.2. Экономические цели:

привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур;

использование преимуществ международного разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортозамещающего механизма производства;

ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем предприятиям и организациям республики;

рост валютных поступлений в бюджет республики.

2.3. Социальные цели:

ускорение развития региона;

повышение занятости населения, создание новых рабочих мест;

создание высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов;

насыщение внутреннего рынка, удовлетворение потребностей населения в высококачественных товарах.

2.4. Научно-технические цели:

привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;

ускорение инновационных процессов;

организация совместного финансирования и инвестирования приоритетных и выгодных направлений научной и научно-технической деятельности;

привлечение зарубежных ученых и специалистов;

повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионного комплекса республики.

3. Направления и задачи Концепции

3.1. Внешнеэкономическая деятельность Республики Северная Осетия-Алания на современном этапе определяется следующими основными направлениями:

использование преимуществ географического положения;

привлечение капитала в экономику;

диверсификация структуры экспорта;

относительное увеличение доли готовой продукции в товарной структуре;

увеличение доли технологического оборудования в структуре импорта;

рациональное создание импортозамещающих производств.

3.2. Эти направления определяют основные задачи внешнеэкономической политики:

изменение внешнеэкономической деятельности республиканских предприятий в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к внешнеэкономической деятельности как постоянной и органической части их общей хозяйственной деятельности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков;

поддержка экспортеров со стороны государства, создание системы по обеспечению продвижения отечественных товаров на внешний рынок;

создание в короткие сроки Союза экспортеров Республики Северная Осетия-Алания для организации поддержки экспортеров республики;

увеличение в структуре экспорта доли услуг, а также продуктов интеллектуальной собственности;

развитие высокотехнологичных производств на базе предприятий военно-промышленного комплекса;

привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий и ускорение внедренческих процессов;

создание импортозамещающих производств;

создание предпосылок для вовлечения Республики Северная Осетия - Алания в систему международных транспортных коридоров.

4. Анализ состояния внешнеэкономической

и межрегиональной деятельности Республики Северная Осетия-Алания

4.1. Внешняя торговля

Внешнеторговый оборот Республики Северная Осетия-Алания (2006 – 2010 гг.)

2006

год

2007

год

2008

год

2009

год

2010

год

Общий товарооборот,

тыс. долл. США

174670

192073

165478

125471

142717

в % к предыдущему

периоду

-

109,9%

86,15%

75,82%

113%

страны дальнего

зарубежья

163091

175775

116251

111435

115854

страны СНГ

11579

16298

49227

14035

26863

Экспорт,

тыс. долл. США

113369

131614

99085

87144

71649

в % к общему товарообороту

64,9%

68,5%

59,9%

69,5%

50,2%

в % к предыдущему

периоду

-

116,1%

75,28%

87,94%

82,21%

страны дальнего

зарубежья

76202

94775

70755

63174

57470

страны СНГ

37167

36839

28330

23970

14179

Импорт,

тыс. долл. США

61302

60459

66393

38327

71068

в % к общему товарообороту

35,1 %

31,5 %

40,1 %

30,5 %

49,8 %

в % к предыдущему

периоду

-

98,62%

109,8%

57,7%

185,4%

страны дальнего

зарубежья

38842

40470

40331

26619

52747

страны СНГ

22460

19989

26062

11708

18321

Внешнеторговый оборот Республики Северная Осетия-Алания, по данным таможенной статистики Южного таможенного управления, в 2010 году составил 142,7 млн. долл. США. Это 0,04% всего внешнеторгового оборота Российской Федерации, составившего по итогам года 339,9 млрд. долларов США.

В анализируемом периоде объемы внешней торговли Республики Северная Осетия-Алания демонстрируют тенденцию к росту. В 2010 году товарооборот увеличился по сравнению с его объемом в 2009 году на 13%.

В структуре товарооборота за пять лет доля экспорта в среднем составляет 62,6%, импорта – 37,4%.

География внешнеторговых связей Республики Северная Осетия-Алания достаточно широка. В 2010 году торговля осуществлялась с партнерами из 65 стран мира.

В большей степени торговля велась со странами дальнего зарубежья, ее удельный вес в общем объеме товарооборота в среднем составил 81,2%, соответственно, доля торговли со странами СНГ – 18,8%.

В 2010 году внешнеторговые операции осуществлялись с партнерами из 65 стран мира, основными партнерами стали Турция (30,7% товарооборота), Италия (18,1%), Украина (15,1%), Южная Осетия (6,9%), Израиль (6%). 

4.1.1. Экспорт

В структуре экспорта преобладают в основном металлы и изделия из них (55,5 млн. долл. США, 77,5% в структуре экспорта). Это обусловлено функционированием на территории республики крупнейших металлургических предприятий по производству свинца и цинка. В 2010 году  стоимостной объем экспорта приходился на три товарных группы:

металлы и изделия из них – 77,5%;

продтовары и сырье для их производства – 6,5%;

минеральные продукты – 8,7%.

Совокупный объем экспорта данных товарных групп в течение анализируемого периода составляет около 95% всего экспорта, и его структура не меняется.

Анализ динамики экспорта показал, что на протяжении пяти лет постоянными партнерами остаются Турция и Украина.

Ведущим экспортером металлургической продукции оставалась Турция, на долю которой приходится более 2/3 стоимостных объемов.

4.1.2. Импорт

В отношении импортной торговли зафиксирован рост стоимостных объемов в 1,8 раза относительно показателя за 2009 год. Всего в 2010 году в республику ввезены товары общей стоимостью 71,1 млн. долл. США.

Импорт из стран дальнего зарубежья оценивается в 63,8 млн. долл. США (рост на 31,7 млн. долл. США), из стран СНГ – 7,3 млн. долл. США (рост на 863,7 тыс. долл. США).

Импорт традиционно составляет в среднем 37,4% всего объема внешнеторговых операций Республики Северная Осетия-Алания. Импорт в 2010 году составили следующие группы товаров:

машины, оборудование и транспортные средства –  47,5%;

продтовары и сырье для их производства – 29%;

продукция химической промышленности, каучук – 10,6%.

Основу импорта в Республику Северная Осетия-Алания составляет машиностроительная продукция. Номенклатура машиностроительной продукции представлена оборудованием для пищевой промышленности, посудомоечными машинами, сортировочным оборудованием, доильными аппаратами, сельскохозяйственной техникой, трансмиссионными валами, центрифугами и т.д., ведущими поставщиками которой были Италия, США, Германия, Польша, Украина, Франция и другие страны.

4.2. Межрегиональные связи

4.2.1. Вывоз потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения из Республики Северная Осетия-Алания в регионы Российской Федерации

Республика Северная Осетия-Алания в 2010 г. вывезла свою продукцию в 78 субъектов Российской Федерации (в 2009 г. – 77, в 2008 г. – 76).

Основные регионы – партнеры Республики Северная Осетия-Алания: Москва, Липецкая область, Свердловская область.

(тыс. руб.)



Основные регионы-партнеры РСО-Алания

2008 год

2009 год

2010 год

Москва

2987,7

2512,9

1631,4

Липецкая область

        347,3

           530,6

      1048,1

Свердловская область

           432,4

       1835,5

       1023,8

Челябинская область

220,2

          510,6

           518,3

Ростовская область

          807,7

          548,6

          436,4

Московская область

           577,8

          566,3

           426,1

Тюменская область

102,1

176,2

          260,6

Ставропольский край

          442,2

          707,5

          252,8

Санкт-Петербург

250,7

          720,6

          236,7

Кировская область

207,4

111,9

        231,4

Орловская область

138,3

242,1

205,1

Новосибирская область

          381,6

        247,1

97,6

Нижегородская область

          736,1

          796,7

57,5

Кабардино-Балкарская Республика

     1032,7

57,3

52,5

Вологодская область

          532,6

60,4

9,9

4.2.2. Ввоз потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения из регионов Российской Федерации в Республику Северная Осетия-Алания

Республика Северная Осетия-Алания в 2010 г. ввезла продукцию из 61 субъекта Российской Федерации (в 2009 г. – 57, в 2008 г. – 65).

Основные регионы – партнеры Республики Северная Осетия-Алания: Республика Башкортостан, Самарская область, Астраханская область.

(тыс. руб.)



Основные регионы-партнеры РСО-Алания

2008 год

2009 год

2010 год

Республика Башкортостан

        2923,1

        3320,6

        2189,9

Самарская область

124,1

          877,7

        1274,3

Астраханская область

           929,1

          759,1

        1175,1

Краснодарский край

           278,7

          404,7

          841,6

Вологодская область

          834,7

          531,1

          825,9

Свердловская область

        171,4

          585,8

          615,5

Санкт-Петербург

          300,1

          282,8

          446,7

Ставропольский край

159,7

          290,5

          438,6

Оренбургская область

9,5

22,5

           235,8

Липецкая область

          229,7

          312,7

        147,8

Алтайский край

-

166,3

129,6

Республика Татарстан

31,3

51,9

106,1

Челябинская область

          442,1

144,2

99,5

Нижегородская область

          596,3

95,7

82,6

Москва

43,8

33,4

73,0

4.3. Участники внешнеэкономической деятельности

За 2010 год экспортно-импортные операции оформили 182 участника внешнеэкономической деятельности Республики Северная Осетия-Алания (за 2009 год – 140 участников внешнеэкономической деятельности).

Доминировали во внешней торговле 2010 года страны дальнего зарубежья со стоимостными объемами в 115,9 млн. долл. США и долей 81,2%.

Важную роль во внешней торговле участников внешнеэкономической деятельности республики играли партнерские отношения с такими странами, как Турция (30,7% товарооборота), Италия (18,1%), Украина (15,1%), Южная Осетия (6,9%). Они в течение всего анализируемого периода оставались крупнейшими торговыми партнерами.

В числе основных участников внешнеэкономической деятельности – ОАО «Электроцинк», ОАО «Победит», ОАО «Электроконтактор», ОАО «Кавдоломит», ООО «ВТЦ «Баспик», ООО «Крайс», ОАО «ОЗАТЭ», ОАО «Ариана-С», ООО «Фрегат», ООО «Миранда», ООО «Престиж» и т.д.

4.4. Иностранные инвестиции

4.4.1. Все зарубежные капиталовложения поступали в форме прямых инвестиций. В 2010 году и I полугодии 2011 года они отсутствовали вообще.

По итогам 2009 года привлеченный иностранный капитал в экономику Республики Северная Осетия-Алания составил 1,5 млн. долларов США. По сравнению с показателями за  2007 год он уменьшился в 35 раз.

В 2007 году был зафиксирован максимальный объем поступивших иностранных инвестиций в республику - 52,2 млн. долл. США, но в последующие годы ситуация поменялась в худшую сторону.

4.4.2. Коммерческие организации с иностранными инвестициями

По состоянию на 11 июля 2011 г. в Республике Северная Осетия-Алания осуществляют деятельность 52 юридических лица с иностранным участием в уставном капитале, в том числе: ООО «Ирлан» - Грузия, ООО «Ирлес» - Чехия, ООО «КЭС-КАНТАРДЖИЛАР» - Турция, ЗАО «Эко Горизонт» - Германия, ООО «Владстойтрест» - Армения, ООО «Технотон» - Англия, ООО «Аст» - Кипр и т.д.

Кроме того, в республике работают 34 филиала (представительства) иностранных компаний (юридических лиц), в том числе: фирма «Хиташ» - Турция, дополнительный офис филиала объединения «Датский совет по беженцам», филиал ООО «Кока-Кола», филиал АО «Главболгарстрой Интернэшнл» и т.д.

Капитал из 24 зарубежных стран участвует в организации предприятий с иностранными инвестициями на территории республики (Грузия, Кипр, Ливан, Литва, Великобритания, Латвия, Турция, Сирия, Чехия, Белиз, Канада, Украина, Словения, Белоруссия, Германия, Армения, РЮО, Швеция, Франция, Азербайджан, Вьетнам, Израиль, Лихтенштейн, Молдова).

В течение 2006 – 2011 годов среди самых активных стран по объему иностранных инвестиций  можно выделить Болгарию, Кипр и Чешскую Республику.

Объем иностранных инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по странам (млн. долл. США)

Страна

2007 год

2008 год

2009 год

млн. долл. США

в %

к итогу

млн. долл. США

в %

к итогу

млн. долл. США

в %

к итогу

Болгария

0,9

1,7

4,1

100,0

1,5

100,0

Кипр

50,8

97,3

-

-

-

-

Чешская Республика

0,5

0,9

-

-

-

-

Всего по странам

52,2

100

4,1

100

1,5

100

Примечание: в 2010 – 2011 г.г. иностранных инвестиций не поступало.

4.4.3.  Инвестиционный рейтинг Республики Северная Осетия-Алания

Инвестиционная привлекательность региона характеризуется инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском.

По оценкам специалистов, опубликованным в журнале «Эксперт», в 2009 – 2010 гг. для Республики Северная Осетия - Алания характерен тип инвестиционного климата с незначительным потенциалом и высоким риском (3С2).

В частности, по 100-балльной шкале ранг потенциала Республики Северная Осетия - Алания в 2009 и 2010 годах был 60-й и 65-й соответственно, а ранг риска – 69-й и 66-й.

Наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала вносят такие факторы, как природно-ресурсный и инфраструктурный потенциал.

Если проанализировать ранги составляющих инвестиционного потенциала, то наиболее низкие оценки уровня развития присвоены производственному и инновационному – 72 места.

Ранги составляющих инвестиционного риска Республики Северная Осетия-Алания: законодательный (36-й), социальный (43-й), экологический (34-й).

4.4.4. Инвестиционное законодательство

Понятие «инвестиционное законодательство» является достаточно условным, поскольку на уровень привлечения инвестиций оказывает влияние состояние действующих нормативных правовых актов, регулирующих значительно более широкий круг социально-экономических отношений (градостроительные, земельные, имущественные, налоговые и прочие вопросы), то есть инвестиционное законодательство в широком смысле является комплексным, объединяющим нормы различных отраслей права: конституционного, гражданского, административного, финансового. В настоящей Концепции отражены «инвестиционные законы» в узком смысле, которые действуют на территории Республики Северная Осетия-Алания.

Ведущими нормативными актами, регламентирующим инвестиционную деятельность в республике, является Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15 апреля 2000 года N 8-РЗ "Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания", Закон Республики Северная Осетия-Алания от 22 мая 2006 года N 28 – P3 «Об инновационной деятельности в Республике Северная Осетия – Алания».

Региональное инвестиционное законодательство имеет существенное, но не определяющее влияние на привлечение инвестиций, так как не выявлено прямой зависимости между инвестиционной привлекательностью региона и наличием законодательства об инвестициях, а также взаимосвязи между наличием льгот для инвесторов и инвестиционной активностью в регионе. Но наличие качественной инвестиционной нормативной базы является необходимой составляющей привлекательности региона.

В целях активизации инвестиционного процесса необходимо разработать комплекс правовых актов, регулирующих привлечение инвестиционных и финансовых ресурсов на территорию республики. При разработке нормативной правовой базы целесообразно использовать опыт субъектов Российской Федерации, имеющих более высокий инвестиционный рейтинг.

5. Предпосылки развития внешнеэкономической деятельности Республики Северная Осетия-Алания

5.1. Процессы, происходящие в республике, находятся в прямой зависимости от ситуации в Российской Федерации, от политики Правительства России, усугубляясь неустойчивым социально-политическим положением на Северном Кавказе, специфическими местными условиями ведения хозяйства и менталитетом населения.

5.2. В имеющихся предпосылках развития внешнеэкономической деятельности Республики Северная Осетия-Алания присутствует ряд факторов, оказывающих влияние на формирование и функционирование внешнеэкономического комплекса региона.

Позитивные факторы:

выгодное геоэкономическое положение на южной границе Российской Федерации;

через территорию проходят два основных международных транспортных коридора, связывающих Россию и Западную Европу со странами Закавказья и Ближнего Востока;

богатые природные ресурсы: цинк, свинец, нефть, известняки, доломиты, строительные материалы; значительный гидроэнергетический потенциал;

высокий уровень промышленного развития региона: цветная металлургия, машиностроение, энергетика; электронная, деревообрабатывающая, легкая, химическая, перерабатывающая промышленность;

уникальные природно-климатические и рекреационные условия, наличие большого запаса минеральных, лечебных и термальных вод создающие мощную базу для развития санаторно-курортного лечения, летнего и зимнего туризма;

развитая инфраструктура;

значительный научный и высококвалифицированный кадровый потенциал.

Негативные факторы:

недостаточные инвестиции в развитие экспортных производств на территории республики;

высокая степень износа производственных фондов предприятий внешнеэкономического комплекса республики;

неудовлетворительная товарная структура экспорта, зависимость её  эффективности от конъюнктуры мировых рынков;

низкое качество товаров высокой степени переработки, обуславливающее их недостаточную конкурентоспособность на зарубежных рынках;

отсутствие развитых систем сертификации и контроля качества экспортной продукции предприятий республики;

отсутствие республиканской программы поддержки экспорта;

неразвитость системы страхования внешнеторговых сделок;

политическая нестабильность региона;

отставание инфраструктуры внешнеэкономической деятельности республики от мирового уровня, необходимость осуществления значительных капиталовложений в развитие данной инфраструктуры;

отсутствие системы страхования внешнеторговых сделок, заключаемых предприятиями республики.

6. Организационная структура регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Северная Осетия-Алания

Регулирование внешнеэкономической деятельности в республике осуществляется посредством следующих структур:

Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания;

Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания;

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания;

Северо-Осетинская таможня;

Торгово-экономическое представительство при Постоянном представительстве Республики Северная Осетия-Алания при Президенте Российской Федерации;

Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации в г. Владикавказе;

Торгово-промышленная палата Республики Северная Осетия-Алания;

Управление Федеральной миграционной службы по Республике Северная Осетия-Алания.

7. Развитие основных форм внешнеэкономической деятельности

7.1. Развитие экспортного потенциала и поддержка экспорта.

Поддержка экспорта может осуществляться следующими путями:

развитие наукоемких производств, передовых разработок и технологий, содержащих опережающие технические идеи и решения, которые могут предлагаться конверсионным предприятиям;

расширение экспорта продукции общего машиностроения и специализированной машинотехнической продукции в рамках технического содействия (комплектные поставки под конкретные проекты) и производственной кооперации;

совершенствование технической базы и повышение эффективности экспортных операций в ресурсоемких отраслях обрабатывающей промышленности (химической, черной и цветной металлургии, лесоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной).

Возможны следующие механизмы поддержки экспорта:

гарантийные обязательства под кредитные ресурсы, привлекаемые через уполномоченные банки для экспортоориентированных предприятий;

гарантирование и страхование экспортных кредитов от долгосрочных коммерческих и политических рисков;

льготное кредитование экспортеров машинотехнической и высокотехнологичной продукции;

создание республиканского Союза экспортеров для обеспечения информационного, консультационного, маркетингового и технического содействия экспортерам.

7.2. Международное инвестиционное сотрудничество. Привлечение капитала в экономику республики. Создание благоприятного инвестиционного климата.

В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социально-культурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны.

Привлечению средств в республику будут способствовать следующие мероприятия:

реализация общероссийской государственной политики по стабилизации общественно-политической ситуации на Северном Кавказе;

создание развитой нормативно-правовой базы для деятельности инвесторов;

развитие взаимовыгодного сотрудничества как с российскими, так и с международными банками и финансовыми организациями и фондами;

развитие республиканского рынка ценных бумаг;

обоснованное создание благоприятного инвестиционного климата;

развитие лизинга как инструмента финансирования различных внешнеэкономических операций как по импорту машин, оборудования, других товаров, так и по экспорту готовой продукции;

реализация предпосылок создания локальных свободных экономических зон на территории республики.

7.3. Международная производственная кооперация

Принимая во внимание незначительную роль предприятий с иностранными инвестициями в экономике республики необходимо, создать более благоприятные условия для их организации и эффективного функционирования. Существенные ограничения вызваны и тем, что республиканское законодательство до сих пор не располагает нормативной базой, регламентирующей деятельность иностранного капитала в отраслях народного хозяйства.

Необходимо поддерживать и другие виды и формы международной производственной кооперации, например, такие, как франчайзинг (вид производственной кооперации, когда компания одной страны разрешает предприятию другого государства производить продукцию под своим фирменным наименованием, предоставляя технологию, комплектующие изделия, помощь и консультации) и другие.

7.4. Международная миграция рабочей силы.

Определенное влияние на экономику республики оказывает международная миграция рабочей силы.

С учетом положительных и возможных отрицательных результатов импорта рабочей силы, республиканская политика в данном направлении внешнеэкономической деятельности строится на принципах:

максимальной эффективности и экономической целесообразности привлечения иностранной рабочей силы;

приоритетного права жителей республики на трудоустройство;

обеспечения равных условий оплаты труда иностранных работников и граждан Российской Федерации.

Регулирование рынка труда должно быть направлено на улучшение таких параметров экономики, как:

уровень квалификации местных кадров;

уровень внедрения и использования современных технологий;

уровень подготовки управленческих кадров местных предприятий и организаций;

наличие или отсутствие здоровой конкуренции на рынке труда.

8. Развитие экономического сотрудничества с субъектами Российской Федерации

8.1.Экомическое сотрудничество с субъектами Российской Федерации является неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности Республики Северная Осетия-Алания.

8.2. Развитие экономического сотрудничества с другими субъектами Российской Федерации развивается в трех направлениях:

республики, края и области Северо-Кавказского федерального округа, Южного федерального округа;

Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область;

другие субъекты Российской Федерации.

8.3. Основными направлениями сотрудничества Республики Северная Осетия-Алания с субъектами Российской Федерации являются:

продвижение продукции предприятий республики на российском рынке;

привлечение региональных инвестиций в экономику республики;

создание наукоемких производств;

развитие и использование рекреационного потенциала республики;

создание системы взаимного обеспечения информацией о продукции и услугах, а также различных формах сотрудничества.

9. Развитие внешнеэкономических связей с субъектами и административно-территориальными образованиями иностранных государств

9.1. Одним из основных направлений внешнеэкономической деятельности Республики Северная Осетия-Алания, общим для всех субъектов Российской Федерации, является развитие партнерских связей с регионами зарубежных государств.

В силу сложившихся традиционных хозяйственных связей приоритетным направлением сотрудничества Республики Северная Осетия-Алания как субъекта Российской Федерации с регионами иностранных государств являются регионы стран СНГ: Армении, Азербайджана, Республики Беларусь, Украины, Казахстана.

9.2. Несомненно, в случае подписания между Российской Федерацией и иностранными государствами соглашений, предоставляющих Республике Северная Осетия-Алания возможность наладить долгосрочное сотрудничество с иностранными государствами, в качестве приоритетных партнеров можно выделить страны Западной Европы (Германия, Великобритания), Турцию, Грецию, Индию и др.

9.3. Основными направлениями сотрудничества являются энергетика, производство минеральной воды, наукоемкое производство, организация совместного производства товаров народного потребления.

10. Развитие приграничного сотрудничества и взаимодействие с Республикой Южная Осетия

10.1.Под приграничным сотрудничеством Республики Северная Осетия-Алания понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Республики Северная Осетия-Алания и Республики Южная Осетия в решении вопросов устойчивого развития и повышения благосостояния населения приграничных территорий, укрепления дружбы и добрососедства.

10.2. Географическое и геополитическое положение Северной Осетии предопределяют широкие и устойчивые перспективы развития приграничного сотрудничества и торговли. Приграничные территории республики расположены в высокогорной местности, что придает особую специфику всем имеющимся проблемам. (По югу Республики Северная Осетия-Алания с востока на запад пролегает Государственная граница Российской Федерации протяженностью 171,6 км).

Если принять во внимание тот факт, что приграничные торговые площадки будут организованы вдоль двух международных автомагистралей, то перспективность и активность приграничной торговли не вызывает никакого сомнения.

Партнерство Республики Северная Осетия - Алания и Республики Южная Осетия имеет стратегически важный характер для обеих сторон. Единые исторические и культурные корни создают предпосылки для тесного разнопланового взаимодействия.

(На территории республики расположены два многосторонних автомобильных пункта пропуска «Верхний Ларс» и «Нижний Зарамаг», через которые проходят автодороги, ведущие в Казбегский район Мцхета-Мтианетского края Грузии и в Республику Южная Осетия).

10.3. Приоритетами сотрудничества между Республикой Северная Осетия-Алания и Республикой Южная Осетия являются:

приграничная торговля;

продвижение североосетинских товаров на югоосетинском рынке;

создание совместных производств и реализация совместных инвестиционных проектов;

совместное регулирование рынка труда и миграционных процессов.

10.4. Дальнейшее развитие приграничного сотрудничества Республики Северная Осетия-Алания осуществляется путем:

формирования соответствующей нормативно-правовой базы, в том числе подписания межправительственного соглашения о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве;

разработки системы таможенных, налоговых и других льгот и преференций для североосетинских и югоосетинских участников приграничной торговли;

применения иных мер, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

11. Интеграция Республики Северная Осетия-Алания в систему международных транспортных коридоров

11.1. Выгодное географического расположение на пересечении Европы, Азии и Ближнего Востока является значимым фактором, способствующим вовлечению Республики Северная Осетия-Алания в систему международных транспортных коридоров. В республике имеется развитая транспортная сеть, обуславливающая ее мощный транзитно-транспортный потенциал.

11.2. Предпосылками для интеграции являются:

постоянно растущий товарооборот между Европой, Россией и странами Азии и Ближнего Востока;

заинтересованность международных перевозчиков в организации экономичного и прогнозируемого с точки зрения графика доставки сухопутного пути транспортировки грузов по маршруту Европа - Ближний Восток;

заинтересованность государств Закавказья в устойчивом транспортном сообщении с Россией.

11.3. Интеграция Республики Северная Осетия-Алания в систему международных транспортных коридоров обеспечит:

подъем республиканской экономики;

приток внутренних и зарубежных инвестиций;

развитие транспортной инфраструктуры Республики Северная Осетия - Алания;

рост объемов осуществления внешнеторговых перевозок грузов по территории республики;

повышение эффективности грузовых и пассажирских перевозок.

12. Перспективы и возможные направления развития внешнеэкономической деятельности Республики Северная Осетия-Алания

12.1. Республика Северная Осетия-Алания, обладая достаточным экономическим потенциалом и природными ресурсами, имеет возможность развивать многие направления внешнеэкономической деятельности, однако наиболее перспективными и приоритетными направлениями являются следующие:

развитие курортно-оздоровительного комплекса республики;

развитие туризма, альпинизма, горнолыжного спорта;

развитие комплекса предприятий военно-промышленного комплекса и их высокотехнологичных разработок;

производство экспортной ликероводочной продукции.

12.2. При выполнении вышеперечисленных требований развития внешней экономики республика будет иметь:

более рациональное использование местных природных ресурсов;

ускоренное развитие торгово-экспертных операций, экспортно-товарного производства;

структурную перестройку региональной экономики;

повышение занятости населения, создание новых рабочих мест;

рост благосостояния населения, более высокий уровень доходов, более полное насыщение внутреннего рынка республики высококачественными товарами;

создание благоприятных условий для международного кредитования, получения новых источников финансирования за счет привлечения денежных средств населения со средним и высоким уровнем доходов;

новые возможности для подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров.

13. Механизм реализации Концепции

13.1. Реализация положений Концепции предполагает следующие мероприятия:

разработка и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере внешнеэкономической деятельности;

разработка и заключение соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с зарубежными партнерами Республики Северная Осетия-Алания;

разработка и заключение инвестиционных соглашений на принципах государственно-частного партнерства;

организационно-экономические мероприятия;

информационно-методические мероприятия.

13.2. Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере внешнеэкономической деятельности будут осуществляться по следующим направлениям:

разработка мер государственной поддержки участников внешнеэкономической деятельности;

стимулирование экспорта инновационной, высокотехнологичной и наукоемкой продукции;

улучшение инвестиционного климата;

создание условий для приема, устройства и контроля иностранной рабочей силы.

13.3. Основными организационно-экономическими мероприятиями по реализации положений Концепции будут являться:

предоставление различных видов государственной поддержки экспортерам, производителям инновационной продукции, инвесторам, субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

организация и сопровождение иностранных официальных делегаций и делегаций деловых, научных кругов;

организация миссий официальных, деловых и научных кругов Республики Северная Осетия-Алания в зарубежные страны;

проведение международных и межрегиональных ярмарок, форумов, конференций, семинаров и т.д., а также участие в аналогичных мероприятиях за рубежом;

совершенствование взаимодействия с федеральными органами государственной власти, посольствами, консульствами, торговыми и иными представительствами Российской Федерации за рубежом, торгово-промышленными палатами;

совершенствование взаимодействия с международными организациями, иностранными органами государственной власти и местного самоуправления, посольствами, консульствами, торговыми и иными представительствами иностранных государств в Российской Федерации.

13.4. Основными информационно-методическими мероприятиями по реализации положений Концепции будут являться:

распространение среди иностранных организаций информационных мероприятий о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном потенциале Республики Северная Осетия-Алания;

сопровождение функционирования инвестиционного портала Республики Северная Осетия-Алания;

информационно-консультационная поддержка экспортеров в получении внешнеэкономической информации;

формирование баз данных о международных и внешнеэкономических связях Республики Северная Осетия-Алания;

совершенствование информационного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, торгово-промышленными палатами, иными объединениями предпринимателей, хозяйствующими субъектами, образовательными и научными учреждениями и др.;

проведение дней культуры зарубежных стран на территории Республики Северная Осетия-Алания.

14. Заключительные положения

14.1. Правительство Республики Северная Осетия-Алания разрабатывает меры по развитию внешнеэкономической деятельности и руководит деятельностью республиканских органов исполнительной власти по их реализации.

14.2. Финансовое обеспечение реализации Концепции осуществляется за счет средств федерального бюджета, местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования, в том числе международных организаций, и средств сопредельных государств, использование которых определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14.3. Контроль за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности осуществляется соответствующими республиканскими органами власти в пределах их компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.

14.4. Концепция может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения социально - политического и экономического положения в стране и республике.

14.5. Принципиально важна согласованность Концепции с основными участниками внешнеэкономической деятельности и курирующими данный процесс органами государственной власти. В этой связи представляется целесообразным периодически проводить с ними совместную работу по уточнению положений Концепции.

14.6. Результатом реализации настоящей Концепции должны стать дальнейшее развитие международных и внешнеэкономических связей Республики Северная Осетия-Алания, рост внешнеторгового оборота, иностранных инвестиций, вовлечение организаций Республики Северная Осетия-Алания в международные производственные процессы и повышение инвестиционной привлекательности Республики Северная Осетия-Алания.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Собрание законодательства Республики Северная Осетия - Алания № 9 от 17.01.2012
Рубрики правового классификатора: 020.030.010 Общие положения, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать