Основная информация
Дата опубликования: | 21 октября 2020г. |
Номер документа: | RU35006605202000129 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Вологодская область |
Принявший орган: | Администрация Великоустюгского муниципального района |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты муниципальных образований |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕЛИКОУСТЮГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21.10.2020 № 1475
г. Великий Устюг
Об утверждении муниципальной программы
«Развитие малого и среднего предпринимательства
в Великоустюгском муниципальном районе на 2022-2026 годы»
На основании постановления администрации Великоустюгского муниципального района от 21.08.2009 № 832 «Об утверждении порядка разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ в Великоустюгском муниципальном районе», руководствуясь статьёй 33 Устава Великоустюгского муниципального района,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в Великоустюгском муниципальном районе на 2022-2026 годы».
2. Настоящее постановление вступает в силу после официального опубликования.
3. Контроль исполнения постановления оставляю за собой.
Руководитель администрации
Великоустюгского муниципального района С.В. Котов
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
Великоустюгского муниципального района
от 21.10.2020 № 1425
Муниципальная программа
«Развитие малого и среднего предпринимательства
в Великоустюгском муниципальном районе на 2022-2026 годы»
(далее - Программа)
Паспорт Программы
Наименование
Программы
«Развитие малого и среднего предпринимательства в Великоустюгском муниципальном районе на 2022-2026 годы»
Основания
для разработки
Программы
Федеральный закон от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
постановление Правительства Вологодской области от 03.10.2012 № 1156 «О государственной программе “Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013-2016 годы”»;
постановление Правительства Вологодской области от 24.12.2019 № 1300 «О государственной программе “Экономическое развитие Вологодской области на 2021-2025 годы”»
Заказчик Программы
администрация Великоустюгского муниципального района
Координатор работы
руководитель администрации Великоустюгского муниципального района
Разработчик
Программы
отдел экономического развития администрации Великоустюгского муниципального района
Основная цель
Программы
создание благоприятных условий для устойчивого развития сектора малого и среднего предпринимательства в экономике Великоустюгского района;
повышение доступности качественных и безопасных товаров для жителей и гостей района;
2
Основные задачи
Программы
1. Развитие и совершенствование механизмов поддержки в различных направлениях субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.
3. Увеличение численности работающих субъектов малого и среднего предпринимательства путем формирования благоприятной среды для развития предпринимательства.
4. Поддержка субъектов МСП в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
5. Усиление инвестиционной активности на территории района.
6. Создание благоприятных условий и предоставление преференций для развития многоформатной торговли.
7. Создание условий для продвижения продукции местного производства, в том числе маркируемой товарным знаком «Настоящий Вологодский продукт», на внутреннем и внешнем продовольственных рынках.
8. Содействие развитию мобильной торговли в малонаселённых и труднодоступных населённых пунктах.
Сроки реализации
Программы
2022-2026 годы
Исполнители
Программы
администрация Великоустюгского муниципального района
Объёмы и источники
финансирования
Программы
объём финансирования на 2022-2026 годы - 84885,56 тыс. руб., в том числе за счёт средств районного бюджета - 27451,16 тыс. руб., за счёт средств областного бюджета -57434,40 тыс. руб. (приложение № 2 к программе)
Ожидаемые результаты реализации Программы
1. Обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства.
2. Обеспечение роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек населения.
3. Увеличение доли закупок малых объёмов, проведенных в системе «Электронный магазин», от общего объёма закупок, проведённых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
4. Увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Увеличение удельного веса вновь созданных рабочих мест в малом и среднем предпринимательстве.
6. Достижение темпа роста оборота розничной торговли в действующих ценах - 102.0% к уровню предыдущего года.
3
Ожидаемые результаты реализации Программы
7. Обеспечение 100% охвата малонаселённых и труднодоступных населённых пунктов Великоустюгского муниципального района доставкой продовольственных и социально значимых товаров.
8. Увеличение доли государственных услуг, предоставленных в электронной форме, до 80%.
9. Увеличение числа торговых объектов под брендом «Настоящий Вологодский продукт» до 8 ед.
10. Количество проведённых мероприятий, способствующих продвижению продукции местных товаропроизводителей на потребительский рынок района, не менее 1 в год.
Система контроля
исполнения Программы
Контроль за исполнением программы осуществляют руководитель администрации Великоустюгского муниципального района и отдел экономического развития администрации района, отдел потребительского рынка и муниципального заказа.
1. Общая характеристика
сферы реализации Программы
Развитие малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем. В последние годы развитие малого предпринимательства в Великоустюгском районе приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Этот сектор экономики создает новые рабочие места и обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс товаров и услуг в соответствии с быстро меняющимися требованиями рынка. Малый бизнес способствует увеличению налоговых поступлений, наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в сферах деятельности, непривлекательных для крупного бизнеса. Малое и среднее предпринимательство - с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, природных и других ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой - сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции РФ). Малый и средний бизнес в связи с отсутствием серьёзных финансовых резервов, является наиболее незащищенным от внешних воздействий сектором экономики. В то же время, он должен быть доступен для всех социальных слоёв населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности.
Настоящая муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Великоустюгском муниципальном районе на 2022-2026 годы» (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
4
Развитие малого и среднего предпринимательства имеет важное значение для района, поскольку этот сектор как никакой другой способен быстро реагировать на потребности рынка во всех сферах экономики, обеспечить занятость граждан и относится к числу приоритетных социально-экономических задач.
Опыт реализации предыдущих программ поддержки и развития малого предпринимательства показывает, что эффективными могут быть только меры комплексной поддержки. Система комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне местного самоуправления должна включать следующие обязательные элементы:
а) необходимую нормативно-правовую базу, в том числе программу развития малого и среднего предпринимательства;
б) развитую инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;
в) содействие в расширении рынков сбыта производимых товаров и услуг;
г) надёжную защиту прав и законных интересов предпринимателей;
д) взаимодействие между бизнесом в лице объединений предпринимателей и властью;
е) благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности.
Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Великоустюгском муниципальном районе на 2022-2026 годы» определяет действия органов местного самоуправления, а также предпринимателей и их общественных объединений, направленные на увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие Великоустюгского района. Создание комплексной системы развития малого и среднего предпринимательства - задача долговременная.
Для её реализации необходимы не только воля властей и наличие финансовых ресурсов, но определенный уровень предпринимательского сообщества и общества в целом, который характеризуется весом малого и среднего предпринимательства в экономике конкретной территории, механизмом выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровнем осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением населения к предпринимательству вообще, к малому и среднему бизнесу в частности.
Приоритетные направления поддержки малого и среднего бизнеса необходимо определять исходя из сложившейся социально-экономической ситуации на территории Великоустюгского района, финансовых возможностей, достигнутых результатов и с учётом основных приоритетов социально-экономического развития муниципального образования.
Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в Великоустюгском районе за 2016-2021 годы, можно оценить по показателям, представленным в таблице (по данным органов государственной статистики).
5
Динамика изменений в сфере малого и среднего предпринимательства за период с 2016 по 2021 годы представлена в таблице:
Показатели
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
оценка
2021 г.
прогноз
Число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек населения
325
324
311,47
316,3
342,4
347,5
Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий (человек)
4708
4695
4532
6171
6848
6992
Доля занятых в малом и среднем бизнесе в общей численности работающих (%)
32,01
33,2
30,65
38,74
41,23
41,6
Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего бизнеса в общей сумме собственных доходов районного бюджета (%)
38
38
38
41
41,5
42
В 2019 году в Великоустюгском муниципальном районе свою деятельность осуществляли 1690 субъектов малого и среднего предпринимательства: 491 - малое предприятие, 2 - средних предприятия, 1197 - индивидуальных предпринимателей.
Малый и средний бизнес присутствует во всех отраслях экономики Великоустюгского района: в промышленности, агропромышленном комплексе, на транспорте, в связи, в строительстве, торговле, туризме и сфере услуг.
Ведущие позиции в отраслевой структуре малого бизнеса занимают сфера торговли (34 %), транспорт и связь (17 %), промышленный сектор и лесозаготов- ки (12,6 %), сфера услуг (8%), строительство (3,5 %) и сельское хозяйство (2,2 %).
В малом и среднем бизнесе занято 6171 человек или 38,7 % от численности занятых в экономике района.
Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего бизнеса в общей сумме собственных доходов районного бюджета в 2019 году составила 41 %.
Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки. В настоящее время в Велико-устюгском районе инфраструктура поддержки действует в различных направлениях, основными из которых можно назвать:
а) информационное - консультационное обеспечение;
б) имущественная поддержка;
в) содействие в получении инвестиций и кредитов.
6
Однако существующих объектов инфраструктуры поддержки недостаточно для полного и комплексного удовлетворения потребностей предпринимателей, в том числе в информационном обеспечении, проведении маркетинговых исследований, в офисных и производственных помещениях.
Содействие развитию предпринимательства осуществляется через расширение возможностей доступа СМП к участию в конкурентных процедурах, проводимых муниципальными заказчиками по размещению муниципального заказа. Необходимо отметить, что в системе мер поддержки малого предпринимательства участие последних в выполнении муниципального заказа решает не одну, а целый комплекс экономических и социальных проблем. Прежде всего, это даёт возможность, в пределах уже имеющихся бюджетных расходов, предоставить среде малого предпринимательства дополнительные ресурсы развития, стимулировать рост малого бизнеса, его инвестиции и прочее. Кроме того, муниципальный заказ способен содействовать позитивной реструктуризации малого бизнеса, то есть его переходу из торговопосреднической деятельности в направлении сближения с реальным сектором экономики, активного проникновения в сферу производства и инновационной деятельности.
Мобильная торговля - одно из инновационных окон возможностей развития малого и среднего предпринимательства в Великоустюгского муниципальном районе. Развитие розничной торговли из автомагазинов даёт возможность развития малых предприятий сервиса, сопутствующих услуг и производства. Мобильная торговля является действенным способом продвижения бренда и прямой дистрибуции для производителей продовольственных товаров. Для более 60 малонаселённых и труднодоступных населённых пунктов района мобильная торговля - один из немногих способов снабжения сельских жителей товарами первой необходимости, широким ассортиментом качественных товаров продовольственного и непродовольственного характера. Настоящая Программа направлена на решение актуальных вопросов развития малого и среднего предпринимательства в Великоустюгском районе, как важнейшего компонента формирования оптимальной территориальной и отраслевой экономики, как способа создания новых рабочих мест, рационального использования природных, материальных и трудовых ресурсов, как одного из источников пополнения бюджета.
В то же время ведение предпринимательской деятельности характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, ограниченностью финансовых средств и основных фондов. В связи с этим на всех уровнях власти за последнее время принимаются меры поддержки предпринимательства.
Создание и реализация программ поддержки малого и среднего предпринимательства позволяют целенаправленно и эффективно использовать бюджетные средства и оказать реальную помощь для развития МСП.
3. Проблемы и обоснование
необходимости её решения системными методами
Несмотря на стабильную ситуацию в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, ключевые проблемы и вызовы существуют, в числе которых:
7
а) низкая капитализация и недостаток собственных ресурсов малых и средних организаций для развития технической и технологической модернизации;
б) трудности с получением банковского кредита (высокие риски, отсутствие надёжного заёмщика, недостаток у малых предприятий ликвидного обеспечения, высокая стоимость кредитов для малых предприятий;
в) недостаточный уровень подготовки многих руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в вопросах правового, финансового и налогового законодательства;
г) недостаточный внутренний спрос на производимую продукцию (работы, услуги) малого и среднего предпринимательства;
д) структура малого бизнеса характеризуется невысоким уровнем диверсификации - основную долю занимает непродовольственный сектор - торговля и услуги. Каждая третья малая организация занимается торговлей;
е) дефицит и дисбаланс квалифицированных кадров.
Преодоление существующих препятствий и дальнейшее поступательное развитие малого и среднего предпринимательства района возможно только на основе целенаправленной работы по созданию благоприятных условий для его развития путём оказания комплексной и адресной поддержки в различных направлениях.
Программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на создание условий для дальнейшего развития бизнеса в районе.
4. Основная цель и задачи Программы,
сроки её реализации
В соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р, Стратегией социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года, утверждённой постановлением Правительства области от 17.10.2016 № 920, развитие малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений развития области.
Основные цели программы - создание благоприятной среды для активизации и развития предпринимательской деятельности в Великоустюгском районе.
Основные задачи программы:
1. Развитие и совершенствование механизмов поддержки в различных направлениях субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности
3. Поддержка субъектов МСП в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
4. Усиление инвестиционной активности на территории района.
5. Создание благоприятных условий и предоставление преференций для развития многоформатной торговли.
6. Содействие развитию мобильной торговли в малонаселённых и труднодоступных населённых пунктах.
8
7. Создание условий для продвижения продукции местного производства, в том числе маркируемой товарным знаком «Настоящий Вологодский продукт», на внутреннем и внешнем продовольственных рынках.
Сроки реализации программы: 2022-2026 годы.
5. Мероприятия, проводимые в сфере оказания методической,
организационной и информационной помощи предпринимателям
Великоустюгского района
Муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Великоустюгском муниципальном районе на 2022-2026 годы» является продолжением реализуемой в районе программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Великоустюгского муниципального района на 2019-2021годы», мероприятия которой направлены на оказание методической, организационной, информационной и финансовой помощи предпринимателям Великоустюгского района. В районе проводятся следующие мероприятия этом направлении:
а) работает Экономический совет при Главе Великоустюгкого муниципального района, в состав которого входят представители власти и бизнеса;
б) работает координационный совет по инвестиционному развитию Великоустюгского района;
в) осуществляет свою деятельность районная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений;
г) разработан и ежегодно обновляется инвестиционный паспорт Великоустюгского муниципального района;
д) утверждён перечень имущества Великоустюгского муниципального района, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства;
е) арендная плата за использование недвижимого муниципального имущества устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской федерации» на основании независимой оценки рыночной стоимости передаваемого в аренду имущества;
ё) льгота по арендной плате субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется на основании решения Великоустюгской Думы от 23.01.2013 № 4 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления в аренду имущества Великоустюгского муниципального района, включённого в перечень имущества района, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»;
ж) создан реестр инвестиционных площадок;
з) на официальном сайте района в разделе «Экономика» ведётся подраздел «Малое и среднее предпринимательство» и др.;
и) ведётся консультативная работа с представителями МСП по использованию таких интернет-ресурсов, как «Бизнес навигатор» и «Бизнес класс», информация об этих интернет-ресурсах размещается в СМИ;
к) для предпринимателей проводятся обучающие тренинги с привлечением спикеров из региональных институтов поддержки бизнеса.
9
Все эти мероприятия направлены на:
1. Создание и поддержку благоприятной внешней среды для субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Имущественную и финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Оказание информационно-консультационной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства путём дальнейшего развития информационного обеспечения предпринимательской деятельности, содействия внедрению современных технологий ведения бизнеса, в том числе с широким использованием возможностей сети Интернет.
4. Формирование благоприятного отношения в обществе к предпринимателю, пропаганда деятельности МСП.
5. Создание благоприятных условий и предоставление преференций для развития многоформатной торговли.
6. Создание условий для продвижения продукции местного производства, в том числе маркируемой товарным знаком «Настоящий Вологодский продукт», на внутреннем и внешнем продовольственных рынках.
7. Обеспечение жителей малонаселённых, отдалённых и труднодоступных населённых пунктов района продовольственными и социально значимыми товарами.
Основные мероприятия программы приведены в приложении № 1 к Программе.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы приведено в приложении № 2 к Программе.
7. Механизм реализации Программы
Управление и контроль над ходом реализации Программы осуществляется руководителем администрации Великоустюгского муниципального района в соответствии с порядком разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ в Великоустюгском муниципальном районе, утверждённым постановлением администрации Великоустюгского муниципального района от 21.08.2009 № 832.
Управление по реализации соответствующих мероприятий - структурными подразделения администрации района.
Руководитель администрации Великоустюгского муниципального района является координатором Программы, который утверждает предложения по внесению изменений в перечень программных мероприятий на следующий финансовый год.
По итогам ежегодного контроля отделом экономического развития администрации района осуществляется оценка результатов реализации Программы.
8. Оценка эффективности и последствий
реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы определяется уровнем достижения запланированных показателей муниципальной программы, а также выполне-
10
нием мероприятий в установленные сроки при освоении запланированного объёма финансирования за отчётный финансовый год и в целом после завершения её реализации.
Анализ изменения показателей осуществляется ежегодно.
По окончанию оценки результатов достигнутых показателей Программы проводится анализ с выявлением причин неполного либо несвоевременного достижения запланированных целевых показателей Программы.
По итогам анализа реализации мероприятий Программы готовятся предложения по корректировке перечня программных мероприятий на очередной финансовый год.
Подготовка документов для оценки эффективности реализации Программы осуществляется отделом экономического развития администрации района с учётом специфики Программы (приложение № 3 к Программе).
Приложение № 1 к Программе
П Е Р Е Ч Е Н Ь
мероприятий муниципальной программы
«Развитие малого и среднего предпринимательства
в Великоустюгском муниципальном районе на 2022-2026 годы»
№ п/п
Наименование мероприятия
Срок
реализации
Источник
финансирования
Объём
финансирования - всего
(тыс. руб.)
В том числе по годам
Исполнители
2022
2023
2024
2025
2026
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1. Формирование благоприятной внешней среды для субъектов малого и среднего предпринимательства
1.1
Проведение исследований, социологических опросов, мониторинга и оценки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе мониторинга проблем и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства
Ежегодно
В рамках
основной
деятельности
Отдел
экономического
развития,
структурные
подразделения
администрации
района
1.2
Анализ состояния малого и среднего предпринимательства, определение перспективных направлений развития малого и среднего предпринимательства в районе
Отдел
экономического
развития
1.3
Проведение заседаний Экономического совета при Главе Великоустюгского муниципального района
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2. Оказание имущественной и финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства
2.1
Формирование и ведение перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование исключительно субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
Комитет
по управлению
имуществом
2.2
Оказание субъектам малого и среднего предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду муниципального имущества района в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами
2.3
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих транспортное обслуживание населения на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в том числе по перевозке отдельных категорий граждан по льготным проездным билетам
Районный бюджет,
областной бюджет
60650,0; в т. ч. областной бюджет
54144,0; районный бюджет
6506,0
11450,0,в т. ч. областной бюджет
10176,0;районный бюджет
1274,0
12000,0 в т. ч. областной бюджет
10704,0;районный бюджет 1296,0
12300,0 в т. ч. областной бюджет 10992,0;районный бюджет 1308,0
12400,0 в т. ч. областной бюджет 11088,0; районный
бюджет 1312,0
12500,0 в т. ч. областной бюджет 11184,0;районный бюджет 1316,0
Финансовое
управление,
управление
строительства, транспорта,
дорожного
хозяйства
и экологии
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2.4
Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства (транспортным организациям) субсидий на возмещение убытков по перевозке пассажиров речным транспортом на внутрирайонных речных маршрутах
2022-2026
Районный бюджет
18500,0
3500,0
3600,0
3700,0
3800,0
3900,0
Финансовое
управление,
управление
строительства, транспорта,
дорожного хозяйства и экологии
2.5
Содействие в участии субъектов малого предпринимательства района в электронной системе «Электронный магазин»
В рамках
основной
деятельности
Муниципальные заказчики,
отдел потребительского рынка
и муниципального заказа
3. Информационно-консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
3.1
Мониторинг нормативных правовых актов в части поддержки малого и среднего предпринимательства (нормативно-правовая экспертиза)
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
Структурные
подразделения
администрации
района
3.2
Формирование и размещение на сайте администрации района раздела по вопросам деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
Отдел
экономического развития, управление делами
3.3
Проведение совещаний, семинаров, конференций с предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания по вопросам изменений в законодательстве, улучшения качества обслуживания и т.д.
Отдел
потребительского рынка и
муниципального заказа
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
3.4
Проведение совещаний, семинаров с представителями малого и среднего бизнеса по участию в закупках товаров, работ и услуг через ЕИС и «Электронный магазин»
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
Отдел
потребительского рынка и
муниципального заказа
3.5
Организация и проведение «круглых столов», семинаров, конференций, совещаний по проблемам развития малого и среднего предпринимательства
Структурные
подразделения
администрации района
3.6
Актуализация инвестиционного пас-порта Великоустюгского района
Ежегодно
Районный бюджет
267,0
50,0
52,0
54,0
55,0
56,0
Отдел
экономического развития
3.7
Изготовление брошюр и рекламных материалов об инвестиционном климате района для осведомления потенциальных инвесторов и представителей малого и среднего предпринимательства
160,0
30,0
31,0
32,0
33,0
34,0
4. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности
4.1
Содействие деятельности общественным объединениям предпринимателей, Великоустюгскому отделению Союза промышленников и предпринимателей Вологодской области, общественного координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Великоустюгском муниципальном районе
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
Структурные
подразделения
администрации
района
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
4.2
Организация и проведение мероприятий, способствующих развитию инвестиционной активности субъектов предпринимательства
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
Структурные
подразделения
администрации
района
4.3
Содействие организации участия субъектов МСП района в областных и межрегиональных конкурсах малого и среднего предпринимательства
4.3.1
Проведение конкурса «Я - предпри-ниматель» среди представителей ма-лого и среднего предпринима-тельства
Ежегодно
Районный бюджет
750,0
150,0
150,0
150,0
150,0
150,0
Отдел
экономического развития
4.4
Организация и проведение сельскохозяйственных и универсальных ярмарок
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
Управление
сельскохозяйственного производства,
отдел потребительского рынка
и муниципального заказа
4.5
Проведение конкурсов в рамках мероприятий «Прокопиевская ярмарка» и «Никольская ярмарка».
Ежегодно
Районный бюджет
750,0
150,0
150,0
150,0
150,0
150,0
Отдел потребительского рынка
и муниципального заказа
4.6
Привлечение производителей товаров, работ и услуг, мастеров народных промыслов к участию в ярмарочных мероприятиях
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
4.7
Помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров представителей малого и среднего предпринимательства
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
Структурные
подразделения
администрации
района
4.8
Развитие молодёжного предпринимательства: встречи активных предпринимателей и членов Великоустюгского отделения СПП Вологодской области со студентами учебных заведений и старшеклассниками
Управление
культуры, спорта
и молодёжной
политики,
управление
образования,
отдел экономического развития
4.9
Проведение муниципального этапа конкурса «Юный предприниматель Вологодской области»
Ежегодно
Районный бюджет
175,0
35,0
35,0
35,0
35,0
35,0
Отдел
экономического развития,
управление
образования
4.10
Освещение в СМИ мероприятий и событий, направленных на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
Управление делами
4.11
Участие администрации Великоустюгского муниципального района и субъектов малого и среднего предпринимательства в региональном конкурсе «Серебряный Меркурий»
Ежегодно
Районный
бюджет
20,0
4,0
4,0
4,0
4,0
4,0
Отдел
экономического развития
7
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
5. Создание благоприятных условий и предоставление преференций для развития многоформатной торговли
и мобильной торговли в малонаселённых и труднодоступных населённых пунктах
5.1.
Организация проведения конкурса профессионального мастерства работников торговли, общественного питания (положение о проведении конкурса профессионального мастерства работников торговли утверждается постановлением адми-нистрации района)
Ежегодно
Районный
бюджет
150,0
50
0
50
0
50
Отдел
потребительского рынка
и муниципального заказа
5.2.
Осуществление контроля за процессом формирования торговой инфраструктуры с учетом минимальных нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов
Ежегодно
В рамках
основной
деятельности
8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
5.3.
Создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального образования области, услугами торговли в части обеспечения жителей малонаселенных и (или) труднодоступных населенных пунктов, в которых отсутствуют стационарные торговые объекты, продовольственными товарами путем компенсации организациям любых форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим мобильную торговлю (далее - организации и ИП), части затрат на горюче-смазочные материалы, произведенных при доставке продовольственных товаров в малонаселенные и (или) труднодоступные населённые пункты.
Ежегодно
Областной бюджет,
районный
бюджет
3463,56 в т. ч. областной бюджет 3290,40; районный бюджет 173,16
865,89
в т. ч. областной бюджет
822,6; районный бюджет 43,29
865,89
в т. ч. областной бюджет
822,6; районный бюджет-43,29
865,89
в т. ч. областной бюджет
822,6;
районный бюджет
43,29
865,89 в т. ч. областной бюджет
822,6;районный бюджет
43,29
Отдел
потребительского рынка
и муниципального заказа
6. Создание условий для продвижения продукции местного производства, в том числе маркируемой
товарным знаком «Настоящий Вологодский продукт», на внутреннем и внешнем продовольственных рынках
6.1.
Содействие производителям пищевой продукции района в участии в выставках, ярмарках, презентациях путем информирования о проводимых мероприятиях
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
Отдел
потребительского рынка
и муниципального заказа
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
6.2.
Проведение мероприятий, способствующих продвижению вологодской продукции на потребительский рынок района, в том числе к увеличению количества магазинов «Настоящий Вологодский продукт»
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
Отдел
потребительского рынка
и муниципального заказа
6.3.
Предоставление производителям товаров (сельскохозяйственных и продовольственных товаров, в том числе фермерской продукции, текстиля, одежды, обуви и прочих), которые являются субъектами МСП, муниципальных преференций в виде предоставления мест для размещения нестационарных и мобильных торговых объектов без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на льготных условиях или на безвозмездной основе
Приложение № 2 к Программе
Ресурсное обеспечение муниципальной программы
«Развитие малого и среднего предпринимательства
в Великоустюгском муниципальном районе на 2022-2026 годы»
(тыс. руб.)
Источник
финансирования
Общий объём
финансирования (тыс. руб.)
в том числе с разбивкой по годам
2022
2023
2024
2025
2026
Районный бюджет
27451,16
5286,29
5361,29
5526,29
5582,29
5695,0
Областной бюджет
57434,40
10998,60
11526,60
11814,60
11910,60
11184,0
Всего:
84885,56
16284,89
16887,89
17340,89
17492,89
16879,0
Приложение № 3 к Программе
Целевые показатели муниципальной программы
«Развитие малого и среднего предпринимательства
в Великоустюгском муниципальном районе на 2022-2026 годы»
Показатели
Наименование
индикатора
(показателя)
Единица измерения
2022 г.
2023 г.
2024 г.
2025 г.
2026 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
Реализация мер финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Место Великоустюгского муниципального района среди муниципальных образований Вологодской области по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства в расчёте на 10 тысяч человек населения
место
не менее 6
Создание благоприятной конкурентной среды, предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, привлекательных для действующих и новых участников рынка
Число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек населения
ед.
352,7
358
363,4
368,8
374,3
2
1
2
3
4
5
6
7
8
Проведение монито-ринга закупок малых объёмов, проводимых заказчиками района через «Электронный магазин»
Расширение возможности участия малого и среднего предпринимательства в государственных закупках
ед.
не менее 1000
Развитие мобиль-ной торговли в малонаселённых и труднодоступных населённых пунк-тах района
Доля малонаселённых и труднодоступных населённых пунктов,
в которые фактически осуществляется
доставка социально значимых товаров,
относительно количества малонаселённых и труднодоступных населённых пунктов района
%
100
Организация перевозок населения на муниципальных маршрутах
Пробег
транспортных средств
по муниципальным маршрутам
тыс.
км
не менее 211
Предоставление льгот отдельным категориям граждан
Количество
проездных билетов
шт.
не менее 2600
Перевозка пассажиров речным транспортом на внутрирайонных речных маршрутах
Количество
пассажиров
чел.
не менее 20000
Методика расчёта целевых показателей (индикаторов)
№ п/п
Наименование целевого показателя
Ед. изм.
Характеристика
целевого показателя
Алгоритм формирования
(формула) и методологические пояснения к целевому
показателю
1
2
3
4
5
1
Расширение возможности участия малого и среднего предпринимательства в государственных закупках
ед.
Количество закупок малыми объёмами через систему «Электронный магазин»
Данные из отчёта системы «Электронный магазин»
3
1
2
3
4
5
2
Доля малонаселенных и труднодоступных населённых пунктов, в которые фактически осуществлялась доставка социально значимых товаров, относительно количества малонаселённых и труднодоступных населённых пунктов Великоустюгского муниципального района
%
Отношение количества малонаселённых и труднодоступных населённых пунктов, в которые фактически осуществлялась доставка в отчётном периоде (Пф),
к общему количеству
малонаселённых и труднодоступных населённых пунктов Великоустюгского муниципального
района (По)
Д = Пф / По х 100%
АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕЛИКОУСТЮГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21.10.2020 № 1475
г. Великий Устюг
Об утверждении муниципальной программы
«Развитие малого и среднего предпринимательства
в Великоустюгском муниципальном районе на 2022-2026 годы»
На основании постановления администрации Великоустюгского муниципального района от 21.08.2009 № 832 «Об утверждении порядка разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ в Великоустюгском муниципальном районе», руководствуясь статьёй 33 Устава Великоустюгского муниципального района,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в Великоустюгском муниципальном районе на 2022-2026 годы».
2. Настоящее постановление вступает в силу после официального опубликования.
3. Контроль исполнения постановления оставляю за собой.
Руководитель администрации
Великоустюгского муниципального района С.В. Котов
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
Великоустюгского муниципального района
от 21.10.2020 № 1425
Муниципальная программа
«Развитие малого и среднего предпринимательства
в Великоустюгском муниципальном районе на 2022-2026 годы»
(далее - Программа)
Паспорт Программы
Наименование
Программы
«Развитие малого и среднего предпринимательства в Великоустюгском муниципальном районе на 2022-2026 годы»
Основания
для разработки
Программы
Федеральный закон от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
постановление Правительства Вологодской области от 03.10.2012 № 1156 «О государственной программе “Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013-2016 годы”»;
постановление Правительства Вологодской области от 24.12.2019 № 1300 «О государственной программе “Экономическое развитие Вологодской области на 2021-2025 годы”»
Заказчик Программы
администрация Великоустюгского муниципального района
Координатор работы
руководитель администрации Великоустюгского муниципального района
Разработчик
Программы
отдел экономического развития администрации Великоустюгского муниципального района
Основная цель
Программы
создание благоприятных условий для устойчивого развития сектора малого и среднего предпринимательства в экономике Великоустюгского района;
повышение доступности качественных и безопасных товаров для жителей и гостей района;
2
Основные задачи
Программы
1. Развитие и совершенствование механизмов поддержки в различных направлениях субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.
3. Увеличение численности работающих субъектов малого и среднего предпринимательства путем формирования благоприятной среды для развития предпринимательства.
4. Поддержка субъектов МСП в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
5. Усиление инвестиционной активности на территории района.
6. Создание благоприятных условий и предоставление преференций для развития многоформатной торговли.
7. Создание условий для продвижения продукции местного производства, в том числе маркируемой товарным знаком «Настоящий Вологодский продукт», на внутреннем и внешнем продовольственных рынках.
8. Содействие развитию мобильной торговли в малонаселённых и труднодоступных населённых пунктах.
Сроки реализации
Программы
2022-2026 годы
Исполнители
Программы
администрация Великоустюгского муниципального района
Объёмы и источники
финансирования
Программы
объём финансирования на 2022-2026 годы - 84885,56 тыс. руб., в том числе за счёт средств районного бюджета - 27451,16 тыс. руб., за счёт средств областного бюджета -57434,40 тыс. руб. (приложение № 2 к программе)
Ожидаемые результаты реализации Программы
1. Обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства.
2. Обеспечение роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек населения.
3. Увеличение доли закупок малых объёмов, проведенных в системе «Электронный магазин», от общего объёма закупок, проведённых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
4. Увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Увеличение удельного веса вновь созданных рабочих мест в малом и среднем предпринимательстве.
6. Достижение темпа роста оборота розничной торговли в действующих ценах - 102.0% к уровню предыдущего года.
3
Ожидаемые результаты реализации Программы
7. Обеспечение 100% охвата малонаселённых и труднодоступных населённых пунктов Великоустюгского муниципального района доставкой продовольственных и социально значимых товаров.
8. Увеличение доли государственных услуг, предоставленных в электронной форме, до 80%.
9. Увеличение числа торговых объектов под брендом «Настоящий Вологодский продукт» до 8 ед.
10. Количество проведённых мероприятий, способствующих продвижению продукции местных товаропроизводителей на потребительский рынок района, не менее 1 в год.
Система контроля
исполнения Программы
Контроль за исполнением программы осуществляют руководитель администрации Великоустюгского муниципального района и отдел экономического развития администрации района, отдел потребительского рынка и муниципального заказа.
1. Общая характеристика
сферы реализации Программы
Развитие малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем. В последние годы развитие малого предпринимательства в Великоустюгском районе приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Этот сектор экономики создает новые рабочие места и обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс товаров и услуг в соответствии с быстро меняющимися требованиями рынка. Малый бизнес способствует увеличению налоговых поступлений, наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в сферах деятельности, непривлекательных для крупного бизнеса. Малое и среднее предпринимательство - с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, природных и других ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой - сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции РФ). Малый и средний бизнес в связи с отсутствием серьёзных финансовых резервов, является наиболее незащищенным от внешних воздействий сектором экономики. В то же время, он должен быть доступен для всех социальных слоёв населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности.
Настоящая муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Великоустюгском муниципальном районе на 2022-2026 годы» (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
4
Развитие малого и среднего предпринимательства имеет важное значение для района, поскольку этот сектор как никакой другой способен быстро реагировать на потребности рынка во всех сферах экономики, обеспечить занятость граждан и относится к числу приоритетных социально-экономических задач.
Опыт реализации предыдущих программ поддержки и развития малого предпринимательства показывает, что эффективными могут быть только меры комплексной поддержки. Система комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне местного самоуправления должна включать следующие обязательные элементы:
а) необходимую нормативно-правовую базу, в том числе программу развития малого и среднего предпринимательства;
б) развитую инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;
в) содействие в расширении рынков сбыта производимых товаров и услуг;
г) надёжную защиту прав и законных интересов предпринимателей;
д) взаимодействие между бизнесом в лице объединений предпринимателей и властью;
е) благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности.
Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Великоустюгском муниципальном районе на 2022-2026 годы» определяет действия органов местного самоуправления, а также предпринимателей и их общественных объединений, направленные на увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие Великоустюгского района. Создание комплексной системы развития малого и среднего предпринимательства - задача долговременная.
Для её реализации необходимы не только воля властей и наличие финансовых ресурсов, но определенный уровень предпринимательского сообщества и общества в целом, который характеризуется весом малого и среднего предпринимательства в экономике конкретной территории, механизмом выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровнем осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением населения к предпринимательству вообще, к малому и среднему бизнесу в частности.
Приоритетные направления поддержки малого и среднего бизнеса необходимо определять исходя из сложившейся социально-экономической ситуации на территории Великоустюгского района, финансовых возможностей, достигнутых результатов и с учётом основных приоритетов социально-экономического развития муниципального образования.
Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в Великоустюгском районе за 2016-2021 годы, можно оценить по показателям, представленным в таблице (по данным органов государственной статистики).
5
Динамика изменений в сфере малого и среднего предпринимательства за период с 2016 по 2021 годы представлена в таблице:
Показатели
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
оценка
2021 г.
прогноз
Число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек населения
325
324
311,47
316,3
342,4
347,5
Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий (человек)
4708
4695
4532
6171
6848
6992
Доля занятых в малом и среднем бизнесе в общей численности работающих (%)
32,01
33,2
30,65
38,74
41,23
41,6
Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего бизнеса в общей сумме собственных доходов районного бюджета (%)
38
38
38
41
41,5
42
В 2019 году в Великоустюгском муниципальном районе свою деятельность осуществляли 1690 субъектов малого и среднего предпринимательства: 491 - малое предприятие, 2 - средних предприятия, 1197 - индивидуальных предпринимателей.
Малый и средний бизнес присутствует во всех отраслях экономики Великоустюгского района: в промышленности, агропромышленном комплексе, на транспорте, в связи, в строительстве, торговле, туризме и сфере услуг.
Ведущие позиции в отраслевой структуре малого бизнеса занимают сфера торговли (34 %), транспорт и связь (17 %), промышленный сектор и лесозаготов- ки (12,6 %), сфера услуг (8%), строительство (3,5 %) и сельское хозяйство (2,2 %).
В малом и среднем бизнесе занято 6171 человек или 38,7 % от численности занятых в экономике района.
Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего бизнеса в общей сумме собственных доходов районного бюджета в 2019 году составила 41 %.
Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки. В настоящее время в Велико-устюгском районе инфраструктура поддержки действует в различных направлениях, основными из которых можно назвать:
а) информационное - консультационное обеспечение;
б) имущественная поддержка;
в) содействие в получении инвестиций и кредитов.
6
Однако существующих объектов инфраструктуры поддержки недостаточно для полного и комплексного удовлетворения потребностей предпринимателей, в том числе в информационном обеспечении, проведении маркетинговых исследований, в офисных и производственных помещениях.
Содействие развитию предпринимательства осуществляется через расширение возможностей доступа СМП к участию в конкурентных процедурах, проводимых муниципальными заказчиками по размещению муниципального заказа. Необходимо отметить, что в системе мер поддержки малого предпринимательства участие последних в выполнении муниципального заказа решает не одну, а целый комплекс экономических и социальных проблем. Прежде всего, это даёт возможность, в пределах уже имеющихся бюджетных расходов, предоставить среде малого предпринимательства дополнительные ресурсы развития, стимулировать рост малого бизнеса, его инвестиции и прочее. Кроме того, муниципальный заказ способен содействовать позитивной реструктуризации малого бизнеса, то есть его переходу из торговопосреднической деятельности в направлении сближения с реальным сектором экономики, активного проникновения в сферу производства и инновационной деятельности.
Мобильная торговля - одно из инновационных окон возможностей развития малого и среднего предпринимательства в Великоустюгского муниципальном районе. Развитие розничной торговли из автомагазинов даёт возможность развития малых предприятий сервиса, сопутствующих услуг и производства. Мобильная торговля является действенным способом продвижения бренда и прямой дистрибуции для производителей продовольственных товаров. Для более 60 малонаселённых и труднодоступных населённых пунктов района мобильная торговля - один из немногих способов снабжения сельских жителей товарами первой необходимости, широким ассортиментом качественных товаров продовольственного и непродовольственного характера. Настоящая Программа направлена на решение актуальных вопросов развития малого и среднего предпринимательства в Великоустюгском районе, как важнейшего компонента формирования оптимальной территориальной и отраслевой экономики, как способа создания новых рабочих мест, рационального использования природных, материальных и трудовых ресурсов, как одного из источников пополнения бюджета.
В то же время ведение предпринимательской деятельности характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, ограниченностью финансовых средств и основных фондов. В связи с этим на всех уровнях власти за последнее время принимаются меры поддержки предпринимательства.
Создание и реализация программ поддержки малого и среднего предпринимательства позволяют целенаправленно и эффективно использовать бюджетные средства и оказать реальную помощь для развития МСП.
3. Проблемы и обоснование
необходимости её решения системными методами
Несмотря на стабильную ситуацию в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, ключевые проблемы и вызовы существуют, в числе которых:
7
а) низкая капитализация и недостаток собственных ресурсов малых и средних организаций для развития технической и технологической модернизации;
б) трудности с получением банковского кредита (высокие риски, отсутствие надёжного заёмщика, недостаток у малых предприятий ликвидного обеспечения, высокая стоимость кредитов для малых предприятий;
в) недостаточный уровень подготовки многих руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в вопросах правового, финансового и налогового законодательства;
г) недостаточный внутренний спрос на производимую продукцию (работы, услуги) малого и среднего предпринимательства;
д) структура малого бизнеса характеризуется невысоким уровнем диверсификации - основную долю занимает непродовольственный сектор - торговля и услуги. Каждая третья малая организация занимается торговлей;
е) дефицит и дисбаланс квалифицированных кадров.
Преодоление существующих препятствий и дальнейшее поступательное развитие малого и среднего предпринимательства района возможно только на основе целенаправленной работы по созданию благоприятных условий для его развития путём оказания комплексной и адресной поддержки в различных направлениях.
Программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на создание условий для дальнейшего развития бизнеса в районе.
4. Основная цель и задачи Программы,
сроки её реализации
В соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р, Стратегией социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года, утверждённой постановлением Правительства области от 17.10.2016 № 920, развитие малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений развития области.
Основные цели программы - создание благоприятной среды для активизации и развития предпринимательской деятельности в Великоустюгском районе.
Основные задачи программы:
1. Развитие и совершенствование механизмов поддержки в различных направлениях субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности
3. Поддержка субъектов МСП в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
4. Усиление инвестиционной активности на территории района.
5. Создание благоприятных условий и предоставление преференций для развития многоформатной торговли.
6. Содействие развитию мобильной торговли в малонаселённых и труднодоступных населённых пунктах.
8
7. Создание условий для продвижения продукции местного производства, в том числе маркируемой товарным знаком «Настоящий Вологодский продукт», на внутреннем и внешнем продовольственных рынках.
Сроки реализации программы: 2022-2026 годы.
5. Мероприятия, проводимые в сфере оказания методической,
организационной и информационной помощи предпринимателям
Великоустюгского района
Муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Великоустюгском муниципальном районе на 2022-2026 годы» является продолжением реализуемой в районе программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Великоустюгского муниципального района на 2019-2021годы», мероприятия которой направлены на оказание методической, организационной, информационной и финансовой помощи предпринимателям Великоустюгского района. В районе проводятся следующие мероприятия этом направлении:
а) работает Экономический совет при Главе Великоустюгкого муниципального района, в состав которого входят представители власти и бизнеса;
б) работает координационный совет по инвестиционному развитию Великоустюгского района;
в) осуществляет свою деятельность районная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений;
г) разработан и ежегодно обновляется инвестиционный паспорт Великоустюгского муниципального района;
д) утверждён перечень имущества Великоустюгского муниципального района, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства;
е) арендная плата за использование недвижимого муниципального имущества устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской федерации» на основании независимой оценки рыночной стоимости передаваемого в аренду имущества;
ё) льгота по арендной плате субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется на основании решения Великоустюгской Думы от 23.01.2013 № 4 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления в аренду имущества Великоустюгского муниципального района, включённого в перечень имущества района, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»;
ж) создан реестр инвестиционных площадок;
з) на официальном сайте района в разделе «Экономика» ведётся подраздел «Малое и среднее предпринимательство» и др.;
и) ведётся консультативная работа с представителями МСП по использованию таких интернет-ресурсов, как «Бизнес навигатор» и «Бизнес класс», информация об этих интернет-ресурсах размещается в СМИ;
к) для предпринимателей проводятся обучающие тренинги с привлечением спикеров из региональных институтов поддержки бизнеса.
9
Все эти мероприятия направлены на:
1. Создание и поддержку благоприятной внешней среды для субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Имущественную и финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Оказание информационно-консультационной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства путём дальнейшего развития информационного обеспечения предпринимательской деятельности, содействия внедрению современных технологий ведения бизнеса, в том числе с широким использованием возможностей сети Интернет.
4. Формирование благоприятного отношения в обществе к предпринимателю, пропаганда деятельности МСП.
5. Создание благоприятных условий и предоставление преференций для развития многоформатной торговли.
6. Создание условий для продвижения продукции местного производства, в том числе маркируемой товарным знаком «Настоящий Вологодский продукт», на внутреннем и внешнем продовольственных рынках.
7. Обеспечение жителей малонаселённых, отдалённых и труднодоступных населённых пунктов района продовольственными и социально значимыми товарами.
Основные мероприятия программы приведены в приложении № 1 к Программе.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы приведено в приложении № 2 к Программе.
7. Механизм реализации Программы
Управление и контроль над ходом реализации Программы осуществляется руководителем администрации Великоустюгского муниципального района в соответствии с порядком разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ в Великоустюгском муниципальном районе, утверждённым постановлением администрации Великоустюгского муниципального района от 21.08.2009 № 832.
Управление по реализации соответствующих мероприятий - структурными подразделения администрации района.
Руководитель администрации Великоустюгского муниципального района является координатором Программы, который утверждает предложения по внесению изменений в перечень программных мероприятий на следующий финансовый год.
По итогам ежегодного контроля отделом экономического развития администрации района осуществляется оценка результатов реализации Программы.
8. Оценка эффективности и последствий
реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы определяется уровнем достижения запланированных показателей муниципальной программы, а также выполне-
10
нием мероприятий в установленные сроки при освоении запланированного объёма финансирования за отчётный финансовый год и в целом после завершения её реализации.
Анализ изменения показателей осуществляется ежегодно.
По окончанию оценки результатов достигнутых показателей Программы проводится анализ с выявлением причин неполного либо несвоевременного достижения запланированных целевых показателей Программы.
По итогам анализа реализации мероприятий Программы готовятся предложения по корректировке перечня программных мероприятий на очередной финансовый год.
Подготовка документов для оценки эффективности реализации Программы осуществляется отделом экономического развития администрации района с учётом специфики Программы (приложение № 3 к Программе).
Приложение № 1 к Программе
П Е Р Е Ч Е Н Ь
мероприятий муниципальной программы
«Развитие малого и среднего предпринимательства
в Великоустюгском муниципальном районе на 2022-2026 годы»
№ п/п
Наименование мероприятия
Срок
реализации
Источник
финансирования
Объём
финансирования - всего
(тыс. руб.)
В том числе по годам
Исполнители
2022
2023
2024
2025
2026
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1. Формирование благоприятной внешней среды для субъектов малого и среднего предпринимательства
1.1
Проведение исследований, социологических опросов, мониторинга и оценки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе мониторинга проблем и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства
Ежегодно
В рамках
основной
деятельности
Отдел
экономического
развития,
структурные
подразделения
администрации
района
1.2
Анализ состояния малого и среднего предпринимательства, определение перспективных направлений развития малого и среднего предпринимательства в районе
Отдел
экономического
развития
1.3
Проведение заседаний Экономического совета при Главе Великоустюгского муниципального района
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2. Оказание имущественной и финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства
2.1
Формирование и ведение перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование исключительно субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
Комитет
по управлению
имуществом
2.2
Оказание субъектам малого и среднего предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду муниципального имущества района в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами
2.3
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих транспортное обслуживание населения на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в том числе по перевозке отдельных категорий граждан по льготным проездным билетам
Районный бюджет,
областной бюджет
60650,0; в т. ч. областной бюджет
54144,0; районный бюджет
6506,0
11450,0,в т. ч. областной бюджет
10176,0;районный бюджет
1274,0
12000,0 в т. ч. областной бюджет
10704,0;районный бюджет 1296,0
12300,0 в т. ч. областной бюджет 10992,0;районный бюджет 1308,0
12400,0 в т. ч. областной бюджет 11088,0; районный
бюджет 1312,0
12500,0 в т. ч. областной бюджет 11184,0;районный бюджет 1316,0
Финансовое
управление,
управление
строительства, транспорта,
дорожного
хозяйства
и экологии
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2.4
Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства (транспортным организациям) субсидий на возмещение убытков по перевозке пассажиров речным транспортом на внутрирайонных речных маршрутах
2022-2026
Районный бюджет
18500,0
3500,0
3600,0
3700,0
3800,0
3900,0
Финансовое
управление,
управление
строительства, транспорта,
дорожного хозяйства и экологии
2.5
Содействие в участии субъектов малого предпринимательства района в электронной системе «Электронный магазин»
В рамках
основной
деятельности
Муниципальные заказчики,
отдел потребительского рынка
и муниципального заказа
3. Информационно-консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
3.1
Мониторинг нормативных правовых актов в части поддержки малого и среднего предпринимательства (нормативно-правовая экспертиза)
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
Структурные
подразделения
администрации
района
3.2
Формирование и размещение на сайте администрации района раздела по вопросам деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
Отдел
экономического развития, управление делами
3.3
Проведение совещаний, семинаров, конференций с предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания по вопросам изменений в законодательстве, улучшения качества обслуживания и т.д.
Отдел
потребительского рынка и
муниципального заказа
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
3.4
Проведение совещаний, семинаров с представителями малого и среднего бизнеса по участию в закупках товаров, работ и услуг через ЕИС и «Электронный магазин»
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
Отдел
потребительского рынка и
муниципального заказа
3.5
Организация и проведение «круглых столов», семинаров, конференций, совещаний по проблемам развития малого и среднего предпринимательства
Структурные
подразделения
администрации района
3.6
Актуализация инвестиционного пас-порта Великоустюгского района
Ежегодно
Районный бюджет
267,0
50,0
52,0
54,0
55,0
56,0
Отдел
экономического развития
3.7
Изготовление брошюр и рекламных материалов об инвестиционном климате района для осведомления потенциальных инвесторов и представителей малого и среднего предпринимательства
160,0
30,0
31,0
32,0
33,0
34,0
4. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности
4.1
Содействие деятельности общественным объединениям предпринимателей, Великоустюгскому отделению Союза промышленников и предпринимателей Вологодской области, общественного координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Великоустюгском муниципальном районе
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
Структурные
подразделения
администрации
района
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
4.2
Организация и проведение мероприятий, способствующих развитию инвестиционной активности субъектов предпринимательства
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
Структурные
подразделения
администрации
района
4.3
Содействие организации участия субъектов МСП района в областных и межрегиональных конкурсах малого и среднего предпринимательства
4.3.1
Проведение конкурса «Я - предпри-ниматель» среди представителей ма-лого и среднего предпринима-тельства
Ежегодно
Районный бюджет
750,0
150,0
150,0
150,0
150,0
150,0
Отдел
экономического развития
4.4
Организация и проведение сельскохозяйственных и универсальных ярмарок
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
Управление
сельскохозяйственного производства,
отдел потребительского рынка
и муниципального заказа
4.5
Проведение конкурсов в рамках мероприятий «Прокопиевская ярмарка» и «Никольская ярмарка».
Ежегодно
Районный бюджет
750,0
150,0
150,0
150,0
150,0
150,0
Отдел потребительского рынка
и муниципального заказа
4.6
Привлечение производителей товаров, работ и услуг, мастеров народных промыслов к участию в ярмарочных мероприятиях
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
4.7
Помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров представителей малого и среднего предпринимательства
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
Структурные
подразделения
администрации
района
4.8
Развитие молодёжного предпринимательства: встречи активных предпринимателей и членов Великоустюгского отделения СПП Вологодской области со студентами учебных заведений и старшеклассниками
Управление
культуры, спорта
и молодёжной
политики,
управление
образования,
отдел экономического развития
4.9
Проведение муниципального этапа конкурса «Юный предприниматель Вологодской области»
Ежегодно
Районный бюджет
175,0
35,0
35,0
35,0
35,0
35,0
Отдел
экономического развития,
управление
образования
4.10
Освещение в СМИ мероприятий и событий, направленных на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
Управление делами
4.11
Участие администрации Великоустюгского муниципального района и субъектов малого и среднего предпринимательства в региональном конкурсе «Серебряный Меркурий»
Ежегодно
Районный
бюджет
20,0
4,0
4,0
4,0
4,0
4,0
Отдел
экономического развития
7
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
5. Создание благоприятных условий и предоставление преференций для развития многоформатной торговли
и мобильной торговли в малонаселённых и труднодоступных населённых пунктах
5.1.
Организация проведения конкурса профессионального мастерства работников торговли, общественного питания (положение о проведении конкурса профессионального мастерства работников торговли утверждается постановлением адми-нистрации района)
Ежегодно
Районный
бюджет
150,0
50
0
50
0
50
Отдел
потребительского рынка
и муниципального заказа
5.2.
Осуществление контроля за процессом формирования торговой инфраструктуры с учетом минимальных нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов
Ежегодно
В рамках
основной
деятельности
8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
5.3.
Создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального образования области, услугами торговли в части обеспечения жителей малонаселенных и (или) труднодоступных населенных пунктов, в которых отсутствуют стационарные торговые объекты, продовольственными товарами путем компенсации организациям любых форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим мобильную торговлю (далее - организации и ИП), части затрат на горюче-смазочные материалы, произведенных при доставке продовольственных товаров в малонаселенные и (или) труднодоступные населённые пункты.
Ежегодно
Областной бюджет,
районный
бюджет
3463,56 в т. ч. областной бюджет 3290,40; районный бюджет 173,16
865,89
в т. ч. областной бюджет
822,6; районный бюджет 43,29
865,89
в т. ч. областной бюджет
822,6; районный бюджет-43,29
865,89
в т. ч. областной бюджет
822,6;
районный бюджет
43,29
865,89 в т. ч. областной бюджет
822,6;районный бюджет
43,29
Отдел
потребительского рынка
и муниципального заказа
6. Создание условий для продвижения продукции местного производства, в том числе маркируемой
товарным знаком «Настоящий Вологодский продукт», на внутреннем и внешнем продовольственных рынках
6.1.
Содействие производителям пищевой продукции района в участии в выставках, ярмарках, презентациях путем информирования о проводимых мероприятиях
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
Отдел
потребительского рынка
и муниципального заказа
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
6.2.
Проведение мероприятий, способствующих продвижению вологодской продукции на потребительский рынок района, в том числе к увеличению количества магазинов «Настоящий Вологодский продукт»
2022-2026
В рамках
основной
деятельности
Отдел
потребительского рынка
и муниципального заказа
6.3.
Предоставление производителям товаров (сельскохозяйственных и продовольственных товаров, в том числе фермерской продукции, текстиля, одежды, обуви и прочих), которые являются субъектами МСП, муниципальных преференций в виде предоставления мест для размещения нестационарных и мобильных торговых объектов без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на льготных условиях или на безвозмездной основе
Приложение № 2 к Программе
Ресурсное обеспечение муниципальной программы
«Развитие малого и среднего предпринимательства
в Великоустюгском муниципальном районе на 2022-2026 годы»
(тыс. руб.)
Источник
финансирования
Общий объём
финансирования (тыс. руб.)
в том числе с разбивкой по годам
2022
2023
2024
2025
2026
Районный бюджет
27451,16
5286,29
5361,29
5526,29
5582,29
5695,0
Областной бюджет
57434,40
10998,60
11526,60
11814,60
11910,60
11184,0
Всего:
84885,56
16284,89
16887,89
17340,89
17492,89
16879,0
Приложение № 3 к Программе
Целевые показатели муниципальной программы
«Развитие малого и среднего предпринимательства
в Великоустюгском муниципальном районе на 2022-2026 годы»
Показатели
Наименование
индикатора
(показателя)
Единица измерения
2022 г.
2023 г.
2024 г.
2025 г.
2026 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
Реализация мер финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Место Великоустюгского муниципального района среди муниципальных образований Вологодской области по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства в расчёте на 10 тысяч человек населения
место
не менее 6
Создание благоприятной конкурентной среды, предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, привлекательных для действующих и новых участников рынка
Число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек населения
ед.
352,7
358
363,4
368,8
374,3
2
1
2
3
4
5
6
7
8
Проведение монито-ринга закупок малых объёмов, проводимых заказчиками района через «Электронный магазин»
Расширение возможности участия малого и среднего предпринимательства в государственных закупках
ед.
не менее 1000
Развитие мобиль-ной торговли в малонаселённых и труднодоступных населённых пунк-тах района
Доля малонаселённых и труднодоступных населённых пунктов,
в которые фактически осуществляется
доставка социально значимых товаров,
относительно количества малонаселённых и труднодоступных населённых пунктов района
%
100
Организация перевозок населения на муниципальных маршрутах
Пробег
транспортных средств
по муниципальным маршрутам
тыс.
км
не менее 211
Предоставление льгот отдельным категориям граждан
Количество
проездных билетов
шт.
не менее 2600
Перевозка пассажиров речным транспортом на внутрирайонных речных маршрутах
Количество
пассажиров
чел.
не менее 20000
Методика расчёта целевых показателей (индикаторов)
№ п/п
Наименование целевого показателя
Ед. изм.
Характеристика
целевого показателя
Алгоритм формирования
(формула) и методологические пояснения к целевому
показателю
1
2
3
4
5
1
Расширение возможности участия малого и среднего предпринимательства в государственных закупках
ед.
Количество закупок малыми объёмами через систему «Электронный магазин»
Данные из отчёта системы «Электронный магазин»
3
1
2
3
4
5
2
Доля малонаселенных и труднодоступных населённых пунктов, в которые фактически осуществлялась доставка социально значимых товаров, относительно количества малонаселённых и труднодоступных населённых пунктов Великоустюгского муниципального района
%
Отношение количества малонаселённых и труднодоступных населённых пунктов, в которые фактически осуществлялась доставка в отчётном периоде (Пф),
к общему количеству
малонаселённых и труднодоступных населённых пунктов Великоустюгского муниципального
района (По)
Д = Пф / По х 100%
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Газета "Советская мысль" № 42, стр.13 от 30.10.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 010.150.000 Местное самоуправление |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: