Основная информация

Дата опубликования: 22 января 2009г.
Номер документа: ru74000200900011
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Челябинская область
Принявший орган: Правительство Челябинской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22.01.2009 г. №4-П

О ПОЛОЖЕНИИ ОБ ОКРУГАХ САНИТАРНОЙ И ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»

Правительство Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно - оздоровительных местностей и курортов Челябинской области.

2. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области (Кимайкин СИ.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.

3. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Панова P.Ю.

Председатель

Правительства Челябинской области

П.И.Сумин

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

Челябинской области

от 22.01.2009 г. №4-П

Положение

об округах санитарной и горно-санитарной охраны

лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Челябинской области

I. Общие положения

Настоящее положение определяет порядок организации округов санитарной и горно - санитарной охраны лечебно - оздоровительных местностей и курортов регионального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.

2. Лечебно - оздоровительные местности и курорты регионального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями. Для охраны этих местностей и курортов устанавливаются округа санитарной и горно - санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.

3. Округа санитарной охраны устанавливаются для климатических лечебно - оздоровительных местностей и курортов регионального значения, если их природные лечебные факторы не относятся к недрам.

4. Округа горно - санитарной охраны устанавливаются, если:

в лечебно - оздоровительных местностях и на курортах регионального значения в комплексе природных лечебных факторов имеются природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных);

лечебно - оздоровительная местность или курорт находятся в районе с повышенной сейсмичностью, развитым карстом или в районе, где происходят оползневые, селевые и другие процессы.

5. В пределах округов санитарной и горно - санитарной охраны защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты):

месторождения минеральных вод (или их участки), предназначенные для использования в лечебных целях на месте и разлива;

месторождения лечебных грязей, предназначенных для использования в лечебных целях на месте и расфасовки;

месторождения природных газов и пара, имеющих лечебное значение;

месторождения других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (бишофит, нафталан, озокерит, глины, соли и другие);

лечебный климат;

рапа озер; акватории озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно - оздоровительных целей;

пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе;

леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно - оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-оздоровительные функции;

участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения, занимаемые зданиями и сооружениями санаторно -курортных учреждений экологическое и санитарно - эпидемиологическое состояние объектов и природных ресурсов, не отнесенных к лечебным ресурсам (источники хозяйственно - питьевого водоснабжения, почвы, недра, воздушный бассейн, поверхностные водоемы и другие объекты), должно соответствовать действующему природоохранному законодательству.

6. В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны и застройки, схем землеустройства и лесоустройства

7. Территория и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны учитываются при разработке документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, правил землепользования и предназначенные для санаторно-курортного строительства.

II. Разработка проектов округов санитарной

и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных

местностей и курортов регионального значения

8. Разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно - оздоровительных местностей и курортов регионального значения производится в установленном порядке имеющими лицензии организациями по заданиям заказчика.

9. Проекты округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения согласовываются с:

Министерством здравоохранения Челябинской области;

Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области;

Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области;

Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области;

Главным управлением лесами Челябинской области;

Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области;

Отделом водных ресурсов по Челябинской области Нижнее-Обского бассейнового водного управления.

Проекты округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения дополнительно

согласовываются с:

Управлением по недропользованию по Челябинской области;

Управлением Ростехнадзора по Челябинской области.

III. Границы и режим округов санитарной и

горно - санитарной охраны лечебно - оздоровительных

местностей и курортов регионального значения

10. На территориях округов санитарной и горно - санитарной охраны лечебно - оздоровительных местностей и курортов регионального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий работы, приводящие к загрязнению почвы, воды и воздуха, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущий к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющий на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно - оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.

11. Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения. Для компактно расположенных лечебно - оздоровительных местностей и курортов регионального значения, представляющих единый курортный район, может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и других). Внешний контур округа санитарной или горно - санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительных местностей, курорта областного значения, курортного района.

В составе округа выделяется до трех зон. Для лечебно - оздоровительных местностей и курортов регионального значения, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно -оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории - до одной (второй) зоны. Округа санитарной и горно-санитарной охраны лечебно - оздоровительных местностей и курортов регионального значения, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях корректируются с выделением в их пределах третьей зоны. Для отдельно расположенных природных объектов (высокодебитных восходящих источников, скважин, грязевых сопок и других), имеющих высокую степень естественной защищенности, может быть организована одна (первая) зона. Для указанных объектов, не имеющих высокой степени естественной защищенности, выделяются первая, вторая и при необходимости третья зоны округа горно - санитарной охраны.

12. Режим первой зоны устанавливается для месторождения минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий. На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

На указанной территории разрешается осуществление горных и земляных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими вред природным лечебным ресурсам.

В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации. Режим работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне, допускает их посещение в лечебных целях.

Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются в зависимости от степени естественной защищенности месторождения, но на расстоянии не менее 15 метров от оголовка скважины или контура очага нагрузки.

Для месторождения лечебных грязей границы первой зоны устанавливаются в зависимости от естественной защищенности месторождения, его типа и гидрологического режима, но на расстоянии не менее 25 метров от нулевых границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема.

Для лечебных пляжей, выделенных с учетом геоморфологических элементов и расчетных норм, а также для акваторий, предназначенных для лечебных купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 метров - по его противоположному берегу.

13. Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно - курортных учреждений и предназначенных для санаторно - курортного строительства. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе:

строительство новых и расширение действующих промышленных объектов;

производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно - оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта;

строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;

размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче -смазочных материалов;

строительство транзитных автомобильных дорог;

размещение стоянок и парковок транспортных средств, не оборудованных в соответствии с требованиями природоохранного законодательства;

строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации;

размещение кладбищ и скотомогильников;

устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод;

складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов;

массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих организацию кумысолечения);

использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов;

сброс сточных и дренажных вод в водные объекты, а также другие виды использования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов;

проведение сплошных рубок (за исключением санитарных) и иных рубок, отрицательно влияющих на изменения природных характеристик лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и болезней растений в парках, лесопарках и зеленых насаждениях разрешается применение по согласованию с органами санитарно - эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и быстро разлагающихся в природной среде ядохимикатов при условии выполнения этой работы специализированными организациями.

Границы второй зоны устанавливаются:

для месторождений минеральных вод с учетом геоструктурных и гидрогеологических условий территорий;

для месторождений лечебных грязей по линии ближайших водоразделов поверхностного и грунтового стоков;

для других месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с учетом геоструктурных и геоморфологических особенностей их залегания;

для природных лечебных факторов, не относящихся к недрам, с учетом рельефа и ландшафта местности, розы ветров, других возможных природных особенностей, а также с учетом соответствующих нормативных документов.

При необходимости границы второй зоны могут обосновываться гидродинамическими и другими расчетами.

14. Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.

15. Границы округа санитарной или горно - санитарной охраны совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой зоны - с внешними границами этих зон.

Проектируемые в пределах округов санитарной и горно - санитарной охраны объекты подлежат экспертизе в установленном порядке.

Развитие и застройка территорий в пределах округов санитарной или горно - санитарной охраны осуществляются в строгом соответствии с документами территориального планирования муниципального образования, утвержденными в установленном порядке.

Границы и режим округов санитарной и горно - санитарной охраны лечебно - оздоровительных местностей и курортов регионального значения утверждаются Правительством Челябинской области.

IV. Обеспечение санитарной и горно - санитарной

охраны лечебно - оздоровительных местностей

и курортов регионального значения

19.Обеспечение установленного режима санитарной и горно - санитарной охраны лечебно - оздоровительных местностей и курортов регионального значения осуществляют:

в первой зоне - пользователи природных лечебных ресурсов; во второй и третьей зонах - пользователи природных лечебных ресурсов, землепользователи и проживающие в этих зонах граждане.

20. Контроль и надзор в сфере охраны и функционирования лечебно- оздоровительных местностей и курортов регионального значения осуществляют территориальные управления федеральных органов исполнительной власти; органы исполнительной власти Челябинской области в пределах полномочий, установленных законодательством.

Заместитель Губернатора

Челябинской области

Р.Ю.Панов

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 110.010.140 Особо охраняемые природные территории и объекты

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать