Основная информация

Дата опубликования: 22 июня 2004г.
Номер документа: В200401714
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0401714

В200401714

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.10.2004, N 10, СТР. 41

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22.06.2004 N 2487/04

[О рассмотрении заявления Межрайонной инспекции

Министерства РФ по налогам и сборам N 14

по Саратовской области о пересмотре в порядке надзора

судебных актов, принятых по делу N А57-4417/03-16

Арбитражного суда Саратовской области]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.;

членов Президиума: Бойкова О.В., Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Полетаевой Г.Г., Ренова Э.Н., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф.-

рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 14 по Саратовской области (ранее Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району города Саратова) о пересмотре в порядке надзора судебных актов, принятых по делу N А57-4417/03-16 Арбитражного суда Саратовской области.

В заседании принял участие представитель Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского Шапин С.А.

Заслушав и обсудив доклад судьи Полетаевой Г.Г., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (далее - университет) письмом от 04.03.2003 N 3/657 обратился к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району города Саратова (далее - инспекция) с запросом о возможности использования с 2002 года льготы по налогу на прибыль на основании пункта 3 статьи 40 Закона Российской Федерации "Об образовании", порядок применения которой предусмотрен статьями 45, 47 этого Закона.

Инспекция письмом от 27.03.2003 N 01-06/3120 разъяснила, что введенной в действие с 1 января 2002 года главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 не предусмотрены льготы для налогоплательщиков - российских организаций. Кодекс имеет приоритет перед другими законодательными актами, в связи с чем ссылка университета на Закон "Об образовании" является несостоятельной (абзац первый письма).

Университет обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании первого абзаца официального разъяснения налогового органа незаконным.

Решением суда первой инстанции от 30.06.2003 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.09.2003 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 17.12.2003 оставил названные судебные акты без изменения.

Удовлетворяя заявление университета, суды признали за ним право на пользование льготой по налогу на прибыль в соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации "Об образовании", предусматривающей освобождение образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм от уплаты всех видов налогов в части непредпринимательской деятельности - деятельности, от которой доход реинвестируется непосредственно в образовательное учреждение и (или) непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в образовательном учреждении.

При этом суды исходили из того, что деятельность университета не является предпринимательской, поскольку доходы от оказания дополнительных платных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, реинвестируются в данное образовательное учреждение, и пришли к выводу об отсутствии противоречий между Законом и Кодексом.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора оспариваемых судебных актов инспекция ссылается на нарушение ими единообразия в толковании и применении норм права, противоречие выводов судов сложившейся судебно-арбитражной практике, постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5; НГР:В0100674 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595".

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлении присутствовавшего в заседании представителя заявителя, Президиум считает, что все судебные акты, принятые по настоящему делу, подлежат отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 21 части первой Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 (далее - Кодекс), введенной в действие с 01.01.1999, налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 56 Кодекса льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах.

В связи с тем что на момент вступления в силу части первой Кодекса действовал порядок налогообложения, установленный ранее принятыми законами, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.02.2001 N 5; НГР:В0100674 разъяснил, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса подлежат применению нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" регулирует деятельность образовательных учреждений в Российской Федерации. Льгота, установленная этим Законом для образовательных учреждений, действовала до введения в действие главы 25 Кодекса "Налог на прибыль организаций".

Глава 25 Кодекса введена в действие с 01.01.2002 Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ; НГР:Р0101550 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".

Глава 25 Кодекса, названный Федеральный закон не предусматривают льгот, установленных Законом Российской Федерации "Об образовании", и не содержат оговорки о сохранении их действия.

Более того, Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ; НГР:Р0101550 со дня введения в действие главы 25 Кодекса признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" за исключением отдельных положений, действие которых продлено на определенный Законом период и которые утрачивают силу в ином порядке.

В подпункте "г" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусматривалась аналогичная по содержанию льгота для государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также негосударственных образовательных учреждений, получивших лицензию в установленном порядке, заключающаяся в возможности уменьшения налогооблагаемой прибыли образовательного учреждения на сумму, направленную непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса, то есть реинвестированную в данное образовательное учреждение. Действие этой льготы не продлено.

Согласно статье 246 Кодекса налогоплательщиками налога на прибыль признаны российские организации без каких-либо исключений в отношении отдельных субъектов и вида деятельности. Кодексом не установлены льготы ни для каких категорий налогоплательщиков.

Статьей 251 Кодекса определен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. Этот перечень является исчерпывающим, в него не включены доходы образовательных учреждений от оказания платных образовательных услуг.

В статье 321\1 Кодекса под доходами от коммерческой деятельности указаны доходы бюджетных учреждений, полученные от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Этой же статьей Кодекса установлен порядок определения налоговой базы бюджетных учреждений, в том числе по доходам, полученным от коммерческой деятельности, в которых учитываются расходы, связанные с ведением этой деятельности.

Следовательно, вывод судов о том, что Закон Российской Федерации "Об образовании" не противоречит Кодексу, также является необоснованным.

При таких обстоятельствах судебные инстанции применили закон, не подлежащий применению.

Принимая во внимание указанное, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришел к выводу о том, что оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права, а потому согласно пункту 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806 подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 303, 304, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение суда первой инстанции от 30.06.2003, постановление суда апелляционной инстанции от 23.09.2003 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-4417/03-16 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2003 по тому же делу отменить.

В удовлетворении заявления Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского о признании незаконным первого абзаца официального разъяснения, содержащегося в письме Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району города Саратова от 27.03.2003 N 01-06/3120, отказать.

Председательствующий

В.Ф. Яковлев

[введено: 19.08.2004 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]

[проверено: 30.08.2004 корректор НЦПИ - Коневская М.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 10 от 01.10.2004 Стр. 41
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000), 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060), 080.100.090 Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, 080.100.110 Иные вопросы налогообложения, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать