Основная информация

Дата опубликования: 22 августа 2011г.
Номер документа: RU64000201100824
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Саратовская область
Принявший орган: Правительство Саратовской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 августа 2011 г. № 450-П

О Концепции государственной национальной политики в Саратовской области

В целях обеспечения единства и солидарности народов, проживающих на территории Саратовской области, Правительство области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной национальной политики в Саратовской области.

2. Органам исполнительной власти области руководствоваться положениями Концепции при решении задач в сфере межнациональных вопросов, работе по поддержанию стабильной общественно-политической и этноконфессиональной ситуации в Саратовской области.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления области при планировании и осуществлении мероприятий в сфере межнациональных отношений руководствоваться положениями Концепции.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Вице-губернатор - первый заместитель

Председателя Правительства Саратовской области                            А.Г.БАБИЧЕВ

Концепция государственной национальной политики в Саратовской области

Введение

Государственная национальная политика в Саратовской области соответствует целям государственной национальной политики Российской Федерации, учитывает национально-культурные особенности населения региона, направлена на соблюдение этнокультурных интересов всех жителей области.

Концепция государственной национальной политики в Саратовской области (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов государственной политики в сфере межнациональных отношений и этнокультурного развития народов России и иных этнических общностей, проживающих на территории области, определяет механизмы и основные направления реализации государственной национальной политики в Саратовской области.

Объектом государственной национальной политики в Саратовской области является сфера межнациональных отношений и этнокультурного развития народов России и иных этнических общностей, проживающих на территории области.

Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области в решении задач, возникающих при регулировании процессов в сфере межнациональных отношений и взаимодействия с общественными национально-культурными объединениями.

Содержание Концепции основывается на нормах международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Устава и иных законов Саратовской области, постановлений и распоряжений Губернатора области и Правительства области.

Саратовская область является территорией традиционного проживания в основном русского населения.

I. Принципы государственной национальной политики в Саратовской области

Основными принципами государственной национальной политики в Саратовской области являются:

равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

содействие развитию русского языка и культуры, национальных культур и языков народов Российской Федерации;

профилактика межэтнических конфликтов;

воспитание подрастающего поколения, молодежи в духе межнациональной и межрелигиозной терпимости, неприятия националистической идеологии;

содействие формированию общегражданской (надэтнической) идентичности, объединяющей представителей разных культур.

II. Основные цели и задачи государственной национальной политики в Саратовской области

Основные цели государственной национальной политики в Саратовской области как субъекте Российской Федерации состоят в обеспечении условий для полноправного национально-культурного развития всех жителей области, упрочнении общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и признания его высшей ценностью.

При реализации национальной политики перед органами власти и гражданским обществом области стоят следующие неотложные задачи:

1) в политической и государственно-правовой сфере:

объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей и укрепления взаимопонимания между ними;

обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов, проживающих на территории области;

обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление моральной ответственности за разжигание межнациональной розни;

выработка государственных мер предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;

2) в социально-экономической сфере:

реализация экономических интересов народов в соответствии с государственной региональной политикой, на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;

осуществление специальных программ занятости в Саратовской области;

развитие государственных систем коммуникации и информации в целях совершенствования единого экономического, информационного и культурно-образовательного пространства области;

содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия Саратовской области как фактора обеспечения комплексного решения социально-экономических и национально-культурных проблем;

3) в духовной сфере:

формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, воспитание чувства российского патриотизма; распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Саратовскую область;

сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций народов области, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

обеспечение оптимальных условий для использования русского языка как государственного, сохранение и развитие языков всех народов области;

содействие адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество;

укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов области, мировым культурным ценностям.

III. Национально-культурное самоопределение (национально-культурная автономия) народов области

Национальная политика должна выражать интересы граждан и обеспечивать реализацию предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, связанных с их национальной принадлежностью. Реализация этих прав и свобод может осуществляться на основе многовариантных форм национально-культурного самоопределения народов в Саратовской области с учетом разрозненного проживания многих народов на ее территории.

Одной из таких форм самоопределения является национально-культурная автономия, позволяющая гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности малочисленным, разрозненно расселенным народам, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.

Национально-культурная автономия является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на национальной почве.

Не ущемляя прав субъектов Российской Федерации, закрепленных за ними Конституцией Российской Федерации, национально-культурная автономия, будучи экстерриториальным общественным формированием, расширяет их возможности и ответственность в осуществлении государственной национальной политики.

Важная роль в становлении и развитии национально-культурной автономии принадлежит органам местного самоуправления, которые призваны непосредственно выражать интересы жителей и способствовать более гибкому учету их национально-культурных запросов.

Посредством различных форм национально-культурного самоопределения граждане Российской Федерации независимо от территории проживания реализуют свое право:

создавать самоуправляемые общественные объединения в местах компактного проживания национальных и этнических групп;

формировать в рамках законодательства ассоциации и другие общественные объединения, способствующие сохранению и развитию культуры, более полному участию национальных групп в общественно-политической жизни страны;

получать поддержку со стороны органов государственной власти;

обращаться через национально-культурные ассоциации и объединения в органы государственной власти, органы местного самоуправления и представлять свои национально-культурные интересы;

учреждать в установленном законом порядке средства массовой информации, получать и распространять в них информацию на родном языке;

в соответствии с законодательством принимать участие в создании и деятельности образовательных и научных организаций, учреждений культуры;

приобщаться к национальным культурным ценностям, содействовать сохранению и развитию народных промыслов и ремесел, приумножению исторического и культурного наследия своего народа;

участвовать в культурном сотрудничестве народов, этнических и религиозных общин, отправлять религиозные обряды;

устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации свободные и мирные трансграничные контакты с гражданами других государств, с которыми они связаны историческими, национальными, религиозными и языковыми узами;

участвовать лично или через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций.

Органы государственной власти области призваны оказывать содействие созданию правовой базы становления и функционирования различных форм национально-культурной автономии на областном и местном уровнях, решению проблем различных национальных общностей, в частности посредством предоставления гарантий национального равноправия.

IV. Основные направления реализации государственной национальной политики в Саратовской области

Одним из инструментов реализации государственной национальной политики в Саратовской области является программно-целевой подход, который обеспечивает объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и национальных общностей в достижении общей цели улучшения качества жизни, удовлетворения национально-культурных запросов всех народов области.

Областные программы социально-экономического и национально-культурного развития народов должны учитывать положения Концепции.

В основу таких программ должна быть положена система мер, направленных на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов, расширение сотрудничества и духовное взаимообогащение граждан всех национальностей.

Основополагающим требованием к программе национально-культурного развития каждого народа является учет органического единства традиций и новаций, бережное отношение к обычаям и иным ценностям, а также институтам, отражающим особенности культуры каждого народа и общие ценности Российского государства.

Свою роль должны сыграть и меры по поддержке различных форм местного самоуправления, созданию условий для проявления инициативы и самодеятельности всех групп населения, а также учет их интересов и потребностей в деятельности органов местного самоуправления области.

Межнациональные отношения в Саратовской области во многом определяются соблюдением интересов и потребностей русского народа, являющегося опорой российской государственности.

Они должны в полной мере найти отражение в областных программах, постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни области. Не меньшее значение имеет решение комплекса проблем национальных общностей, проживающих в области.

В этих целях необходимо:

обеспечить на территории области сохранение и развитие традиционных форм хозяйствования, приумножение духовных ценностей, создаваемых искусством и литературой, народным творчеством;

использовать средства массовой информации как инструмент обмена духовными ценностями народов Российской Федерации;

оказывать поддержку общественным национально-культурным объединениям в удовлетворении национально-культурных потребностей на основе договоров между Саратовской областью и другими субъектами Российской Федерации и посредством расширения связей с национально-культурными объединениями;

обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов области.

V. Механизм реализации государственной национальной политики в Саратовской области

Проведение государственной национальной политики осуществляется прежде всего посредством обеспечения эффективной реализации конституционно-правовых принципов регулирования межнациональных отношений, разработки и выполнения областных целевых программ и поддержки общественных инициатив в достижении целей национальной политики, а также налаживания плодотворного диалога между органами власти и национальными общностями.

С этой целью необходимо:

активизировать деятельность Совета по взаимодействию с национальными объединениями при Губернаторе области, Ассамблеи народов Саратовской области и Ассоциации национально-культурных объединений Саратовской области по налаживанию диалога между органами государственной власти и национальными общностями, по осуществлению миротворческой деятельности.

Правительству области:

согласовывать цели национальной политики с основными приоритетами развития области, равно как с прогнозами и программами социально-экономического развития области, и соответственно разрабатывать и осуществлять такие программы с учетом приоритетов государственной национальной политики;

разрабатывать и финансировать (на долевой и конкурсной основах) областные программы, направленные на национальное развитие и расширение межнационального сотрудничества народов, проживающих на территории области;

содействовать освещению национальных проблем в средствах массовой информации и распространению знаний об истории и культуре народов области;

организовать подготовку и повышение квалификации кадров государственных гражданских служащих области, специализирующихся в области национальной политики;

инициировать вопросы совершенствования законодательства области в соответствии с нормами международного права, Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и с учетом этносоциальных и этнокультурных процессов в области;

разработать научно-методические основы профилактики экстремизма;

учитывать отечественный и зарубежный опыт при разработке областных программ предотвращения и разрешения конфликтов на этнической почве.

При разработке проекта областного бюджета на очередной год Правительством области предусматриваются расходы на реализацию государственной национальной политики и принятых в этих целях областных программ.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать