Основная информация
Дата опубликования: | 22 сентября 2009г. |
Номер документа: | В200905599 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0905599
В200905599
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.12.2009, N 12, СТР. 184
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22.09.2009 N 5451/09
ПРОЦЕНТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖИМИ СРЕДСТВАМИ И НДС
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Шилохвоста О.Ю., Юхнея М.Ф.
рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Пермского края от 25.08.2008 по делу N А50-6981/2008-Г-10, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.01.2009 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители заявителя общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" (истца) Куделькина Н.В., Филимонова М.П.
Заслушав и обсудив доклад судьи Шилохвоста О.Ю., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" (далее водоканал) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "2С" (далее общество) о взыскании 199 348 рублей 39 копеек задолженности по оплате отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод и 7 147 рублей 39 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.08.2008 исковые требования удовлетворены частично: с общества в пользу водоканала взыскано 199 348 рублей 39 копеек задолженности и 6 057 рублей 57 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, во взыскании 1 089 рублей 82 копеек процентов отказано.
Суд исходил из того, что в соответствии с договором от 10.02.2006 N 102808 водоканал в период с ноября 2007 по март 2008 года оказал обществу услуги по водоснабжению и водоотведению стоимостью 240 486 рублей 83 копейки. Поскольку общество оплатило услуги не в полном объеме, водоканал обратился в суд с иском о взыскании 199 348 рублей 39 копеек задолженности, начислив в связи с просрочкой исполнения денежного обязательства проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 27.11.2007 по 20.06.2008 (день предъявления иска) на всю сумму основного долга с учетом налога на добавленную стоимость, составившие 7 147 рублей 39 копеек.
Суд удовлетворил исковые требования о взыскании процентов частично, поскольку пришел выводу о неправомерности их начисления на ту часть основного долга, которую составляет сумма налога на добавленную стоимость.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения со ссылкой на неприменимость в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309 предусмотренной статьей 395 этого же Кодекса гражданско-правовой ответственности за просрочку исполнения денежного обязательства к публично-правовым отношениям, связанным с обязанностью по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет, которая в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 подлежит исполнению налогоплательщиком самостоятельно. Суд апелляционной инстанции также сделал вывод о том, что исключение пункта 10 из информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.1996 N 9; НГР:В9605391 "Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на добавленную стоимость" (далее информационное письмо N 9), предусматривавшего начисление процентов на цену товара без учета налога на добавленную стоимость, не свидетельствует об отмене необходимости разграничения налоговых обязательств по уплате этого налога в бюджет и гражданско-правовых мер ответственности по уплате процентов за пользование чужими денежными средствами.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 13.01.2009 оставил судебные акты первой и апелляционной инстанций без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов водоканал просит их отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании 1 089 рублей 82 копеек, составляющих сумму процентов, начисленных на входящую в состав основного долга сумму налога на добавленную стоимость, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
По мнению заявителя, необходимо различать гражданско-правовые и публично-правовые отношения. Уплата цены товара в полном объеме, включая ту ее часть, которую составляет сумма налога на добавленную стоимость, является гражданско-правовой обязанностью покупателя (общества) перед продавцом (водоканалом) по договору на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению. За неисполнение этой обязанности предусмотрена ответственность в виде процентов (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации). Что касается публично-правовых отношений по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет, то они возникают не между продавцом и покупателем, а между продавцом как налогоплательщиком и государством.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей водоканала, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Делая вывод о том, что публично-правовой характер обязанности водоканала как налогоплательщика по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет препятствует квалификации отношений между ним и обществом (в том числе обязанности последнего по оплате оказанных ему услуг в полном объеме, включая ту часть цены услуг, которая представляет собой сумму налога на добавленную стоимость) как гражданско-правовых отношений, на которые распространяются положения гражданского законодательства об ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств (в том числе положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации об уплате процентов), суды не учли следующее.
Публично-правовые отношения по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет складываются между налогоплательщиком, то есть лицом, реализующим товары (работы, услуги), и государством. Покупатель товаров (работ, услуг) в этих отношениях не участвует.
Включение продавцом в подлежащую оплате покупателем цену реализуемого товара (работ, услуг) суммы налога на добавленную стоимость вытекает из положений пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621, являющихся обязательными для сторон договора в силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, и отражает характер названного налога как косвенного.
Следовательно, предъявляемая обществу к оплате сумма налога на добавленную стоимость является для общества частью цены, подлежащей уплате в пользу водоканала по договору. В отношения с государством в качестве субъекта публично-правовых налоговых отношений общество не вступает.
Поэтому вывод судов о публично-правовом характере обязанности общества перед водоканалом по уплате суммы налога на добавленную стоимость в составе цены за оказанные последним услуги по водоснабжению и водоотведению нельзя признать обоснованным.
Отраженная в пункте 10 информационного письма N 9 позиция о начислении процентов за просрочку оплаты товаров (работ, услуг) на цену товара без учета налога на добавленную стоимость основывалась на действовавшем в момент принятия письма законодательстве, которое предоставляло налогоплательщику право использовать учетную политику "по оплате", когда обязанность по уплате этого налога в бюджет возникала у продавца как налогоплательщика со дня поступления продавцу денежных средств от покупателя. При этом до момента оплаты товара покупателем соответствующая операция не учитывалась для целей налогообложения и до получения оплаты от покупателя продавец не был обязан уплачивать в бюджет сумму налога за счет собственных средств.
После введения в действие с 01.01.2001 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 налогоплательщики за редким исключением (а с 01.01.2006 - без исключения) обязаны вести учет выручки для целей обложения налогом на добавленную стоимость со дня отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), то есть с момента отражения в бухгалтерском учете дебиторской задолженности покупателя. Поэтому продавец обязан уплатить данный налог из собственных средств, не дожидаясь получения оплаты от покупателя.
Следовательно, задерживая оплату оказанных услуг, общество фактически неосновательно пользовалось не суммой, подлежащей перечислению в бюджет в виде налога на добавленную стоимость, а денежными средствами водоканала. Поэтому основания для отказа в начислении процентов за пользование чужими денежными средствами на ту часть суммы задолженности, которая приходится на сумму налога, отсутствовали.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленного требования как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806 подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 25.08.2008 по делу N А50-6981/2008-Г-10, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2009 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.01.2009 по тому же делу в части отказа во взыскании 1 089 рублей 82 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "2С" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" 1 089 рублей 82 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. Иванов
[введено: 13.01.2010 редактор НЦПИ - Павозкова Е.А.]
[проверено: 20.01.2010 редактор НЦПИ - Ковальчук И.В.]
В0905599
В200905599
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.12.2009, N 12, СТР. 184
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22.09.2009 N 5451/09
ПРОЦЕНТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖИМИ СРЕДСТВАМИ И НДС
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Шилохвоста О.Ю., Юхнея М.Ф.
рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Пермского края от 25.08.2008 по делу N А50-6981/2008-Г-10, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.01.2009 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители заявителя общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" (истца) Куделькина Н.В., Филимонова М.П.
Заслушав и обсудив доклад судьи Шилохвоста О.Ю., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" (далее водоканал) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "2С" (далее общество) о взыскании 199 348 рублей 39 копеек задолженности по оплате отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод и 7 147 рублей 39 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.08.2008 исковые требования удовлетворены частично: с общества в пользу водоканала взыскано 199 348 рублей 39 копеек задолженности и 6 057 рублей 57 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, во взыскании 1 089 рублей 82 копеек процентов отказано.
Суд исходил из того, что в соответствии с договором от 10.02.2006 N 102808 водоканал в период с ноября 2007 по март 2008 года оказал обществу услуги по водоснабжению и водоотведению стоимостью 240 486 рублей 83 копейки. Поскольку общество оплатило услуги не в полном объеме, водоканал обратился в суд с иском о взыскании 199 348 рублей 39 копеек задолженности, начислив в связи с просрочкой исполнения денежного обязательства проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 27.11.2007 по 20.06.2008 (день предъявления иска) на всю сумму основного долга с учетом налога на добавленную стоимость, составившие 7 147 рублей 39 копеек.
Суд удовлетворил исковые требования о взыскании процентов частично, поскольку пришел выводу о неправомерности их начисления на ту часть основного долга, которую составляет сумма налога на добавленную стоимость.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения со ссылкой на неприменимость в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309 предусмотренной статьей 395 этого же Кодекса гражданско-правовой ответственности за просрочку исполнения денежного обязательства к публично-правовым отношениям, связанным с обязанностью по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет, которая в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 подлежит исполнению налогоплательщиком самостоятельно. Суд апелляционной инстанции также сделал вывод о том, что исключение пункта 10 из информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.1996 N 9; НГР:В9605391 "Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на добавленную стоимость" (далее информационное письмо N 9), предусматривавшего начисление процентов на цену товара без учета налога на добавленную стоимость, не свидетельствует об отмене необходимости разграничения налоговых обязательств по уплате этого налога в бюджет и гражданско-правовых мер ответственности по уплате процентов за пользование чужими денежными средствами.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 13.01.2009 оставил судебные акты первой и апелляционной инстанций без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов водоканал просит их отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании 1 089 рублей 82 копеек, составляющих сумму процентов, начисленных на входящую в состав основного долга сумму налога на добавленную стоимость, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
По мнению заявителя, необходимо различать гражданско-правовые и публично-правовые отношения. Уплата цены товара в полном объеме, включая ту ее часть, которую составляет сумма налога на добавленную стоимость, является гражданско-правовой обязанностью покупателя (общества) перед продавцом (водоканалом) по договору на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению. За неисполнение этой обязанности предусмотрена ответственность в виде процентов (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации). Что касается публично-правовых отношений по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет, то они возникают не между продавцом и покупателем, а между продавцом как налогоплательщиком и государством.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей водоканала, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Делая вывод о том, что публично-правовой характер обязанности водоканала как налогоплательщика по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет препятствует квалификации отношений между ним и обществом (в том числе обязанности последнего по оплате оказанных ему услуг в полном объеме, включая ту часть цены услуг, которая представляет собой сумму налога на добавленную стоимость) как гражданско-правовых отношений, на которые распространяются положения гражданского законодательства об ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств (в том числе положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации об уплате процентов), суды не учли следующее.
Публично-правовые отношения по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет складываются между налогоплательщиком, то есть лицом, реализующим товары (работы, услуги), и государством. Покупатель товаров (работ, услуг) в этих отношениях не участвует.
Включение продавцом в подлежащую оплате покупателем цену реализуемого товара (работ, услуг) суммы налога на добавленную стоимость вытекает из положений пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621, являющихся обязательными для сторон договора в силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, и отражает характер названного налога как косвенного.
Следовательно, предъявляемая обществу к оплате сумма налога на добавленную стоимость является для общества частью цены, подлежащей уплате в пользу водоканала по договору. В отношения с государством в качестве субъекта публично-правовых налоговых отношений общество не вступает.
Поэтому вывод судов о публично-правовом характере обязанности общества перед водоканалом по уплате суммы налога на добавленную стоимость в составе цены за оказанные последним услуги по водоснабжению и водоотведению нельзя признать обоснованным.
Отраженная в пункте 10 информационного письма N 9 позиция о начислении процентов за просрочку оплаты товаров (работ, услуг) на цену товара без учета налога на добавленную стоимость основывалась на действовавшем в момент принятия письма законодательстве, которое предоставляло налогоплательщику право использовать учетную политику "по оплате", когда обязанность по уплате этого налога в бюджет возникала у продавца как налогоплательщика со дня поступления продавцу денежных средств от покупателя. При этом до момента оплаты товара покупателем соответствующая операция не учитывалась для целей налогообложения и до получения оплаты от покупателя продавец не был обязан уплачивать в бюджет сумму налога за счет собственных средств.
После введения в действие с 01.01.2001 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 налогоплательщики за редким исключением (а с 01.01.2006 - без исключения) обязаны вести учет выручки для целей обложения налогом на добавленную стоимость со дня отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), то есть с момента отражения в бухгалтерском учете дебиторской задолженности покупателя. Поэтому продавец обязан уплатить данный налог из собственных средств, не дожидаясь получения оплаты от покупателя.
Следовательно, задерживая оплату оказанных услуг, общество фактически неосновательно пользовалось не суммой, подлежащей перечислению в бюджет в виде налога на добавленную стоимость, а денежными средствами водоканала. Поэтому основания для отказа в начислении процентов за пользование чужими денежными средствами на ту часть суммы задолженности, которая приходится на сумму налога, отсутствовали.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленного требования как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806 подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 25.08.2008 по делу N А50-6981/2008-Г-10, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2009 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.01.2009 по тому же делу в части отказа во взыскании 1 089 рублей 82 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "2С" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" 1 089 рублей 82 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. Иванов
[введено: 13.01.2010 редактор НЦПИ - Павозкова Е.А.]
[проверено: 20.01.2010 редактор НЦПИ - Ковальчук И.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 12 от 01.12.2009 Стр. 184 |
Рубрики правового классификатора: | 030.000.000 Гражданское право, 030.100.000 Общие положения об обязательствах (см. также 030.150.090), 030.100.040 Ответственность за нарушение обязательств, 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.090 Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: