Основная информация

Дата опубликования: 22 ноября 2005г.
Номер документа: В200503252
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0503252

В200503252

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.05.2006, N 5, СТР. 100

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22.11.2005 N 10163/05

[Об отмене определения Высшего Арбитражного

Суда Российской Федерации от 28.06.2005 N 7640/05]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Арифулина А.А., Валявиной Е.Ю., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о пересмотре в порядке надзора определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2005 N 7640/05.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - Федерального агентства по управлению федеральным имуществом - Зеленский Е.В., Зеликс А.А.;

от Правительства Республики Саха (Якутия) - Аверичева Н.Г., Марченко Н.В., Поздняков В.П., Слепцов Ф.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Сарбаша С.В. и объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Президиум установил следующее.

Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.12.2002 N 1512-р "Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия "Якутуголь" (далее - распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.12.2002 N 1512-р), о признании недействительной сделки приватизации государственного унитарного предприятия "Якутуголь", осуществленной во исполнение указанного распоряжения, а также о признании недействительным пункта 1 распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 13.07.2004 N 139-РП "Об уменьшении степени участия Республики Саха (Якутия) в управлении открытыми акционерными обществами "Якутуголь", "Сахателеком" и "Горизонт-РТ" (далее - распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 13.07.2004 N 139-РП) в части, касающейся уменьшения участия Республики Саха (Якутия) в управлении ОАО "Якутуголь" на 25 процентов плюс одна акция от уставного капитала.

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2005 N 7640/05 заявление Российской Федерации возвращено.

Суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.12.2002 N 1512-р и распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 13.07.2004 N 139-РП не относятся к числу ненормативных правовых актов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела об оспаривании которых подсудны Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации. Суд также указал, что спор о признании недействительной сделки приватизации ГУП "Якутуголь" не является экономическим спором между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и подлежит рассмотрению в соответствии с установленной подсудностью. Кроме того, по мнению суда, заявителем пропущен срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора указанного судебного акта, Российская Федерация просит его отменить, ссылаясь на допущенные при его принятии нарушения норм процессуального права.

По мнению заявителя, между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия) наличествует экономический спор, который в силу пункта 3 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит рассмотрению Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, Президиум считает, что определение от 28.06.2005 N 7640/05 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 5 соглашения от 28.06.1995 N 9; НГР:Р9505436 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) о сотрудничестве в области топливно-энергетического комплекса (далее - соглашение от 28.06.1995 N 9; НГР:Р9505436) предусматривалось создать на базе ГУП "Якутуголь" открытое акционерное общество "Якутуголь" с распределением акций в следующем порядке: 40 процентов - собственность коллектива, 30 процентов - собственность Российской Федерации, 30 процентов - собственность Республики Саха (Якутия).

Правительство Республики Саха (Якутия) 18.12.2002 издало распоряжение N 1512-р о проведении приватизации ГУП "Якутуголь" путем преобразования в ОАО "Якутуголь".

Распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 13.07.2004 N 139-РП предписано уменьшить степень участия Республики Саха (Якутия) в управлении ОАО "Якутуголь" на 25 процентов плюс одна акция от уставного капитала (пункт 1).

Стороной сделки приватизации ГУП "Якутуголь", а следовательно, и ответчиком по спору о признании ее недействительной является созданное в результате осуществления этой сделки ОАО "Якутуголь". Поэтому вывод суда о том, что спор о признании сделки приватизации недействительной не является экономическим спором между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и подлежит рассмотрению в соответствии с установленной подсудностью, является обоснованным (пункт 1 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Однако судом не учтено следующее.

В основе указанных ненормативных актов органов государственной власти Республики Саха (Якутия) лежит заключенное Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) соглашение от 28.06.1995 N 9; НГР:Р9505436, определяющее условия приватизации ГУП "Якутуголь" и степень участия сторон соглашения в созданном на его базе акционерном обществе.

Спор, вытекающий из соглашения между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия), является экономическим спором между названными публично-правовыми образованиями.

Соглашение от 28.06.1995 N 9; НГР:Р9505436 было нарушено ненормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти Республики Саха (Якутия).

Следовательно, данный спор в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит рассмотрению Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в качестве суда первой инстанции.

Пропуск заявителем срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не мог служить основанием для возврата заявления.

При таких обстоятельствах оспариваемый судебный акт согласно пунктам 1 и 3 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене как препятствующий формированию единообразной практики арбитражных судов в толковании и применении норм права и нарушающий публичные интересы.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2005 N 7640/05 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Председательствующий

А.А. Иванов

[отформатировано: 11.04.2007 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 5 от 01.05.2006 Стр. 100
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.090.000 Право собственности и другие вещные права (см. также 030.150.080), 030.090.070 Приватизация государственного и муниципального имущества (см. также 050.020.060, 050.060.020), 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать