Основная информация
Дата опубликования: | 23 июля 2007г. |
Номер документа: | ru30000200700549 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Астраханская область |
Принявший орган: | Правительство Астраханской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23.07.2007 № 304-П
О концепции отраслевой целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008-2010 годы»
(Утратил силу:
постановление Правительства Астраханской области от 01.04.2011 № 76-П)
В соответствии с Законом Астраханской области от 29.10.2004 № 54/2004-ОЗ «О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области» (НГР:RU30000200400466), постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 № 227-П «О порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области» (НГР:RU30000200700420), а также в целях развития физической культуры и спорта на территории Астраханской области
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию отраслевой целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008-2010 годы».
2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008-2010 годы» агентство по физической культуре и спорту Астраханской области.
3. Агентству по физической культуре и спорту Астраханской области (Лебедев Г.А.) разработать отраслевую целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008-2010 годы» и внести ее на одобрение Правительства Астраханской области в установленном порядке в срок до 15.08.2007.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Астраханской области
А.А. Жилкин
Утверждена
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 23.07.2007 № 304-П
Концепция отраслевой целевой программы «Развитие физической культуры и спорта Астраханской области на 2008-2010 годы»
Основополагающей задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью человека, его здоровьем и образом жизни. Физическая культура, являясь одной из составляющей общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения.
Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, а также успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи.
Опыт многих развитых стран показывает, что задача по созданию основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан может быть решена при реализации программы развития физической культуры и спорта. Особое значение приобретает осуществление мероприятий, направленных на эффективное использование возможностей физической культуры и спорта во всестороннем физическом и духовном развитии личности, укреплении здоровья и профилактике заболеваний, рациональном проведении досуга, адаптации к условиям современной жизни, формировании потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, новых ценностных ориентиров, включающих неприятие вредных привычек.
Концепция отраслевой целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008-2010 годы» (далее - концепция), разработанная агентством по физической культуре и спорту Астраханской области, представляет собой комплексную многоуровневую систему мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в Астраханской области.
Правовую основу концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Астраханской области, регламентирующие вопросы развития физической культуры и спорта.
В Астраханской области физической культурой и спортом занимаются 87831 человек, что составляет 8,85 % от населения области.
В области функционируют 23 детско-юношеские спортивные школы, 4 школы олимпийского резерва, 1 школа высшего спортивного мастерства.
Всего на территории области имеется 1608 спортивных объектов, их единовременная пропускная способность - 39102 человека. Однако необходимо отметить, что имеющиеся спортивные сооружения в значительной степени изношены, имеют довольно низкую обеспеченность спортивным оборудованием и инвентарем.
В настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта, требующих неотложного решения, в том числе:
- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой. Если в Астраханской области физической культурой и спортом занимаются 87831 человек, что составляет 8,85 % от населения области, то в среднем по Российской Федерации данный показатель составляет 12,4%;
- намечается тенденция уменьшения количества предприятий и учреждений, специализирующихся на физкультурно-оздоровительной работе, что отрицательно сказывается на всех показателях, в том числе и на количестве человек, привлеченных к занятиям физической культурой и спортом;
- несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта и спорта высших достижений;
- отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни.
Основным показателем, определяющим потребность населения в спортивных сооружениях, является нормативная потребность в спортивных сооружениях, включая универсальные игровые крытые площадки, плоскостные сооружения и бассейны. В нашем регионе этот показатель является крайне низким.
Нормативная единовременная пропускная способность спортивных сооружений в Астраханской области:
Численность населения в 2006 году (тыс.)
Количество спортивных сооружений
Единовременная пропускная способность
(чел.)
Нормативная потребность в спортивных залах (универсальных крытых игровых площадках) полезной площадью от 162 кв.м до 1008 кв.м:
Численность населения в 2006 году (тыс.)
Количество спортивных сооружений
Общая площадь, кв.м
Нормативная потребность в спортивных залах
%
994200
404
357840
895
45,2
Нормативная потребность в плоскостных сооружениях, в т.ч площадок, полей, спортивных ядер:
Численность населения в 2006 году (тыс.)
Количество спортивных сооружений
Общая площадь, кв.м
Нормативная потребность в плоскостных сооружениях
%
994200
872
3692
23,6
Нормативная потребность в бассейнах:
Численность населения в 2006 году (тыс.)
Нормативная площадь зеркала воды, кв.м
Нормативная потребность в количестве бассейнов
Факт
%
994200
76680
383
12
3,1
Из вышеприведенных данных очевидно, что спортивная инфраструктура, имеющаяся в наличии в регионе, не соответствует нормативам Росспорта и не отвечает задачам привлечения к занятиям физической культурой и спортом большего количества населения.
Показатель спортсооружений в Астраханской области возрос в результате увеличения плоскостных спортсооружений, а также спортивных залов. Однако количественный рост сооружений коснулся только малобюджетных спортивных площадок, затронув строительство и реконструкцию капитальных зданий и сооружений в гораздо меньшей степени. Износ основных фондов по спортивным сооружениям в среднем достигает 40% . Также необходимо отметить, что произошло резкое снижение количества бассейнов, что отрицательно отражается на таких видах спорта как, водное поло, плавание и т.д., а это понижает уровень результативности выступлений астраханских спортсменов на соревнованиях по водным видам спорта всех рангов.
Существующие сегодня механизмы реализации государственной политики в области физической культуры и спорта не дают ожидаемых результатов, несмотря на относительно возросший в последние годы объем финансирования и внимание со стороны государственных органов. На современном этапе очевидно, что развитие физической культуры и спорта в Астраханской области требует комплексного и системного подхода. В этой связи разработка программы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Кроме того, о необходимости вмешательства в вопросы воспитания потребности в занятиях физической культурой и спортом у широких масс населения свидетельствует социально-демографическая статистика. Показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи, призывников, количество курильщиков в Астраханской области, рост алкоголизма и наркомании говорят об остроте проблемы развития массового спорта. Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся физической культурой и спортом, в 2-3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Большой социально-экономический эффект от реализации региональной целевой программы развития физической культуры и спорта очевиден.
Программно-целевой метод решения данной проблемы позволит в течение трех лет реализовать конкретные проекты в двух направлениях:
Массовый спорт.
Спорт высших достижений.
Можно выделить следующие основные преимущества программно-целевого метода:
-комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации программы позволят учесть все аспекты развития физической культуры и спорта в Астраханской области, а направления финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках программы;
-эффективное планирование и мониторинг результатов реализации программы.
Во втором разделе концепции отражены основные проблемы в области развития физической культуры и спорта в Астраханской области. Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом как путем изменения социальных ценностей и образа жизни граждан, так и путем создания условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения, еще более усугубится.
При сохранении сложившихся тенденций в развитии физической культуры и спорта неизбежны следующие негативные последствия:
нереализованность большей частью населения возможности заниматься физической культурой и спортом, особенно детям и подросткам;
потеря Астраханской областью передовых позиций в спорте высших достижений и конкурентоспособности в рамках развития спорта высших достижений в целом;
недостаточное привлечение молодежи к занятиям физической культурой и спортом, что негативно влияет на здоровье, а также ведет к росту детского и подросткового алкоголизма, наркомании и преступности;
отсутствие у населения возможностей и желания активного (с точки зрений физической нагрузки) проведения свободного времени.
В целом отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к инерционному развитию физической культуры и спорта в Астраханской области, когда показатели активного участия не будут улучшаться, а развитие спорта высших достижений будет недостаточным.
Основной целью программы является создание необходимых условий для развития физической культуры и спорта, физического воспитания населения, подготовки спортивного резерва и сборных команд Астраханской области для успешного выступления на соревнованиях путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач, которые могут быть разделены на направления: «Массовый спорт» и «Спорт высших достижений».
4.1. По направлению «Массовый спорт» предусматривается:
- развитие инфраструктуры массового спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства, в том числе:
строительство 14 спортивных сооружений различных типов,
реконструкция 6 существующих спортивных сооружений;
- пропаганда физической культуры и спорта с учетом возрастных, профессиональных и социальных особенностей различных групп населения, обеспечение раскрытия социальной значимости физической культуры и спорта, их роли в оздоровлении нации, формировании здорового образа жизни граждан, борьбе с негативными явлениями - курением, употреблением алкоголя, наркотиков, детской преступностью, включающей в себя социальную рекламу, пропаганду физической культуры и здорового образа жизни, специальные проекты средств массовой информации (освещение соревнований, праздники открытия спортивных центров и т.д.), информационную поддержку в сети Интернет;
- производство социальной рекламы по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта в Астраханской области
- проведение периодических социологических опросов
- проведение тематических занятий в общеобразовательных школах, ссузах, вузах по вопросам отказа от вредных привычек подрастающего поколения.
Для контроля промежуточных и конечных результатов реализации программы по направлению «Массовый спорт» предполагается использование следующих показателей:
- количество жителей Астраханской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
- количество спортивных сооружений;
- количество сертифицированных физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом;
- удовлетворенность населения региональной политикой в области развития физической культуры и спорта.
4.2. По направлению «Спорт высших достижений» предусматривается:
- модернизация специализированной инфраструктуры:
реконструкция водно-гребной базы школы высшего спортивного мастерства;
строительство дворца борьбы школы высшего спортивного мастерства.
Для контроля промежуточных и конечных результатов реализации программы по направлению «Спорт высших достижений» предполагается использование следующих показателей:
- количество призовых мест, занятых астраханскими спортсменами на всероссийских и международных соревнованиях;
- количество в сборных командах Российской Федерации (в т.ч. Олимпийской сборной) спортсменов Астраханской области.
Срок реализации программы - 2008-2010 годы.
Реализация программы предусматривается за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Объем финансирования программы в 2008-2010 годах должен составить 165000 тыс. рублей, из них за счет средств областного бюджета - 90000 тыс.рублей, за счет средств бюджетов муниципальных образований - 30000 тыс.рублей, за счет внебюджетных средств - 45000 тыс.рублей.
Год
Областной бюджет (тыс.рублей)
Местный бюджет
(тыс.рублей)
Реализация мероприятий программы будет осуществляться в один этап по направлениям: «Массовый спорт» и «Спорт высших достижений».
Направление «Массовый спорт » предусматривает развитие массового спорта в организациях, по месту жительства и по месту учебы, организацию пропаганды физической культуры и спорта как составляющей части здорового образа жизни.
Развитие массового спорта предполагает повышение его доступности для детей, молодежи и малообеспеченных категорий граждан, что и определяет основные направления финансирования программы.
Направление «Спорт высших достижений» предполагает количественный и качественный рост показателей спортсменов Астраханской области на всероссийской и международной аренах.
В упрощенных расчетах расходы осуществляются ориентировочно равными траншами в течение трех лет по всем направлениям, но при разработке программы распределение средств по годам будет учтено.
Перечень программных мероприятий по направлению «Массовый спорт» приведен в приложении № 1 к концепции.
В части развития инфраструктуры массового спорта предполагается строительство двух типов объектов - в образовательных учреждениях и по месту жительства.
Перечень спортивных объектов образовательных учреждений формируется с учетом потребностей области в развитии спортивной инфраструктуры в образовательных учреждениях и согласовывается с министерством образования и науки Астраханской области.
Развитие инфраструктуры массового спорта по месту жительства будет осуществляться на основе системного подхода при выборе концепции спортивных центров, который предполагает изменение объемно-планировочных, конструктивных и архитектурных решений типовых проектов с учетом топографических условий, привязки к местности и конкретных потребностей муниципальных образований региона.
После завершения строительства спортивные сооружения должны быть переданы министерству имущественных и земельных отношений Астраханской области либо муниципальному образованию по согласованию. Построенные спортивные сооружения не подлежат приватизации и перепрофилированию. Такое обременение должно быть закреплено в договорах о передаче построенных спортивных объектов на баланс.
Эксплуатация возведенных и модернизированных объектов спортивной инфраструктуры должна быть ориентирована на использование в первую очередь малообеспеченными категориями населения. Вопросы управления, предоставления услуг населению и финансирования функционирования спортивных центров будут решаться на уровне Правительства Астраханской области или на уровне муниципального образования и должны предварительно согласовываться. Перечень строительства новых, реконструкции и ремонта существующих спортивных объектов и сооружений на территории Астраханской области представлен в приложении № 2.
Мероприятия по пропаганде здорового образа жизни включают в себя производство и размещение рекламы, проведение периодических опросов населения с целью выявления удовлетворенности организацией занятий физической культурой и спортом. Распределение затрат на организацию пропаганды и рекламу осуществляется ежегодно. Данные мероприятия приведены в приложении № 3.
Перечень объектов по направлению «Спорт высших достижений», подлежащих финансированию за счет средств регионального бюджета в рамках программы, представлен в приложении № 4.
Перечень мероприятий по развитию спортивной медицины указан в приложении № 5.
Государственным заказчиком программы является агентство по физической культуре и спорту Астраханской области.
Исполнителями мероприятий программы будут являться агентство по физической культуре и спорту Астраханской области, а также органы и учреждения, реализующие государственную политику в социально-культурной жизни Астраханской области.
В ходе реализации программы агентство по физической культуре и спорту Астраханской области обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков программы, исключая дублирование программных мероприятий, осуществляет в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации программы государственный заказчик ежегодно согласовывает с министерством экономического развития и министерством финансов Астраханской области уточненные показатели эффективности программы на соответствующий год и ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения. Руководитель агентства по физической культуре и спорту Астраханской области является руководителем программы и несет ответственность за ее реализацию и конечные результаты, рациональное использование выделяемых финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией программы.
Ожидаемые эффективность и результативность реализации программы будут оцениваться ежегодно на основе показателей, указанных в разделе 4 концепции.
Оценка эффективности реализации настоящей программы будет проводиться по следующим показателям:
1. увеличение числа занимающихся физической культурой и спортом на систематической основе, в организованных группах, либо самостоятельно до 145000 к 2010 году (в процентном отношении к общей численности населения):
Годы
2006
2007
2008
2009
2010
Удельный вес, %
8,85
9,1
10
12
15
2) улучшение материально-технической базы физической культуры и
спорта; увеличение уровня обеспеченности области спортивными
сооружениями на 20 спортивных объектов различного типа;
3) достижение спортсменами высоких результатов на соревнованиях различного уровня;
4) улучшение качества подготовки и результатов выступлений спортивного резерва сборных команд Астраханской области по видам спорта;
5) увеличение количества проводимых физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий согласно календарному плану на 10%;
6) улучшение организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с инвалидами;
7) увеличение количества спортсменов Астраханской области, входящих в состав сборных команд России, до 150 человек в течение 2008-2010 годов;
Количество спортсменов от Астраханской области в сборной России
Годы реализации программы
2006
2007
2008
2009
2010
Численность спортсменов
60
77
90
120
150
8) осуществление подготовки спортсменов в Олимпийскую национальную команду для участия в Олимпийских играх 2008 и 2012 годов;
9) улучшение качества и систематизация ежегодных медицинских обследований членов сборных команд и спортивного резерва;
10) улучшение информационного и методического обеспечения сферы физической культуры;
11) снижение общей заболеваемости населения на 10%.
Для оценки социально-экономической эффективности реализации программы используются следующие показатели: число дней временной нетрудоспособности по всем причинам и расходы на физическую культуру и спорт (в расчете на душу населения).
Факторами риска нарушения здоровья человека являются недостаток движения, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя и наркотиков, инфекционные заболевания, переохлаждение организма, недосыпание и отсутствие полноценного отдыха.
Повышение двигательной активности и закаливание организма являются основными компонентами регулярных занятий физической культурой и спортом, положительно влияющими на сохранение и укрепление здоровья человека, снижение уровня заболеваемости.
Выраженная тенденция к снижению среднего числа дней временной нетрудоспособности от всех причин будет свидетельствовать об эффективности реализации программных мероприятий.
Мероприятия программы направлены на рост числа граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом. Реализация всех мероприятий неизбежно приведет к увеличению расходов на физическую культуру и спорт как за счет роста расходов бюджетов всех уровней и роста частных инвестиций, так и за счет увеличения расходов граждан на физическую культуру и спорт (приобретение абонементов в спортивные клубы и секции, приобретение спортивной одежды, инвентаря, спортивной атрибутики, предметов спортивной пропаганды).
Рост расходов на физическую культуру и спорт (в расчете на душу населения) будет также свидетельствовать об изменении отношения граждан к своему здоровью, физической культуре и спорту.
Основной экономический эффект от реализации программы выразится в сокращении расходов государства на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие снижения к 2011 году на 15% среднего числа дней временной нетрудоспособности по всем причинам, а также в предотвращении экономического ущерба из-за недопроизводства валового внутреннего продукта, связанного с заболеваемостью, инвалидностью и смертностью населения.
Социальный и экономический эффекты в конечном итоге могут значительно превзойти прямые затраты на реализацию программы. За срок действия программы должен быть создан надежный плацдарм для усиления физкультурно-оздоровительного и профилактического направления в социальной политике, проводимой Правительством Астраханской области.
Приложение № 1
к концепции
Название мероприятия
Срок исполнения
Источник финансирования
Объем финансирования, тыс.рублей
Ис-полни-тель
2008
2009
2010
Всего
1
2
3
4
5
6
7
8
Приобретение спортивного инвентаря
2008-2010
годы
Областной
1000
1000
1000
3000
Агент-ство по физической культуре и спорту Астраханской области
Приложение № 2
к концепции
Название
27903240
Администрация муниципального образования «Икрянинский район»
Администрация муниципального образования «Икрянинский район»
Администрация муниципального образования «Харабалинский район»
Завершение строительстваФОК на пл. Заводской,5 в Трусовском районе г.Астрахани
Муниципальное образование«Город Астрахань»
200010000
Муниципальное образование «Камызякский район»
Строительство открытых плоскостныхсооружений (универсальные игровые площадки) по месту жительства в г. Астрахани и по области
500012500
Строительство и реконструкция детских игровыхспортивных площадок по месту жительства в г. Астрахани и области
Приложение № 3
к концепции
Название мероприятия
Приложение № 4
к концепции
Название объекта
Срок исполнения
Источник финансирования
Приобретение экипировки и спортивногоинвентаря для тренеров и спортсменов высшей категории
Приложение № 5
к концепции
Название объекта
Срок исполнения
Источник финансирования
Создание центра спортивной медицины при ГУЗ «Областной врачебно-физкуль-турный диспансер»:
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23.07.2007 № 304-П
О концепции отраслевой целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008-2010 годы»
(Утратил силу:
постановление Правительства Астраханской области от 01.04.2011 № 76-П)
В соответствии с Законом Астраханской области от 29.10.2004 № 54/2004-ОЗ «О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области» (НГР:RU30000200400466), постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 № 227-П «О порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области» (НГР:RU30000200700420), а также в целях развития физической культуры и спорта на территории Астраханской области
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию отраслевой целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008-2010 годы».
2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008-2010 годы» агентство по физической культуре и спорту Астраханской области.
3. Агентству по физической культуре и спорту Астраханской области (Лебедев Г.А.) разработать отраслевую целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008-2010 годы» и внести ее на одобрение Правительства Астраханской области в установленном порядке в срок до 15.08.2007.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Астраханской области
А.А. Жилкин
Утверждена
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 23.07.2007 № 304-П
Концепция отраслевой целевой программы «Развитие физической культуры и спорта Астраханской области на 2008-2010 годы»
Основополагающей задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью человека, его здоровьем и образом жизни. Физическая культура, являясь одной из составляющей общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения.
Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, а также успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи.
Опыт многих развитых стран показывает, что задача по созданию основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан может быть решена при реализации программы развития физической культуры и спорта. Особое значение приобретает осуществление мероприятий, направленных на эффективное использование возможностей физической культуры и спорта во всестороннем физическом и духовном развитии личности, укреплении здоровья и профилактике заболеваний, рациональном проведении досуга, адаптации к условиям современной жизни, формировании потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, новых ценностных ориентиров, включающих неприятие вредных привычек.
Концепция отраслевой целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области на 2008-2010 годы» (далее - концепция), разработанная агентством по физической культуре и спорту Астраханской области, представляет собой комплексную многоуровневую систему мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в Астраханской области.
Правовую основу концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Астраханской области, регламентирующие вопросы развития физической культуры и спорта.
В Астраханской области физической культурой и спортом занимаются 87831 человек, что составляет 8,85 % от населения области.
В области функционируют 23 детско-юношеские спортивные школы, 4 школы олимпийского резерва, 1 школа высшего спортивного мастерства.
Всего на территории области имеется 1608 спортивных объектов, их единовременная пропускная способность - 39102 человека. Однако необходимо отметить, что имеющиеся спортивные сооружения в значительной степени изношены, имеют довольно низкую обеспеченность спортивным оборудованием и инвентарем.
В настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта, требующих неотложного решения, в том числе:
- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой. Если в Астраханской области физической культурой и спортом занимаются 87831 человек, что составляет 8,85 % от населения области, то в среднем по Российской Федерации данный показатель составляет 12,4%;
- намечается тенденция уменьшения количества предприятий и учреждений, специализирующихся на физкультурно-оздоровительной работе, что отрицательно сказывается на всех показателях, в том числе и на количестве человек, привлеченных к занятиям физической культурой и спортом;
- несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта и спорта высших достижений;
- отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни.
Основным показателем, определяющим потребность населения в спортивных сооружениях, является нормативная потребность в спортивных сооружениях, включая универсальные игровые крытые площадки, плоскостные сооружения и бассейны. В нашем регионе этот показатель является крайне низким.
Нормативная единовременная пропускная способность спортивных сооружений в Астраханской области:
Численность населения в 2006 году (тыс.)
Количество спортивных сооружений
Единовременная пропускная способность
(чел.)
Нормативная потребность в спортивных залах (универсальных крытых игровых площадках) полезной площадью от 162 кв.м до 1008 кв.м:
Численность населения в 2006 году (тыс.)
Количество спортивных сооружений
Общая площадь, кв.м
Нормативная потребность в спортивных залах
%
994200
404
357840
895
45,2
Нормативная потребность в плоскостных сооружениях, в т.ч площадок, полей, спортивных ядер:
Численность населения в 2006 году (тыс.)
Количество спортивных сооружений
Общая площадь, кв.м
Нормативная потребность в плоскостных сооружениях
%
994200
872
3692
23,6
Нормативная потребность в бассейнах:
Численность населения в 2006 году (тыс.)
Нормативная площадь зеркала воды, кв.м
Нормативная потребность в количестве бассейнов
Факт
%
994200
76680
383
12
3,1
Из вышеприведенных данных очевидно, что спортивная инфраструктура, имеющаяся в наличии в регионе, не соответствует нормативам Росспорта и не отвечает задачам привлечения к занятиям физической культурой и спортом большего количества населения.
Показатель спортсооружений в Астраханской области возрос в результате увеличения плоскостных спортсооружений, а также спортивных залов. Однако количественный рост сооружений коснулся только малобюджетных спортивных площадок, затронув строительство и реконструкцию капитальных зданий и сооружений в гораздо меньшей степени. Износ основных фондов по спортивным сооружениям в среднем достигает 40% . Также необходимо отметить, что произошло резкое снижение количества бассейнов, что отрицательно отражается на таких видах спорта как, водное поло, плавание и т.д., а это понижает уровень результативности выступлений астраханских спортсменов на соревнованиях по водным видам спорта всех рангов.
Существующие сегодня механизмы реализации государственной политики в области физической культуры и спорта не дают ожидаемых результатов, несмотря на относительно возросший в последние годы объем финансирования и внимание со стороны государственных органов. На современном этапе очевидно, что развитие физической культуры и спорта в Астраханской области требует комплексного и системного подхода. В этой связи разработка программы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Кроме того, о необходимости вмешательства в вопросы воспитания потребности в занятиях физической культурой и спортом у широких масс населения свидетельствует социально-демографическая статистика. Показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи, призывников, количество курильщиков в Астраханской области, рост алкоголизма и наркомании говорят об остроте проблемы развития массового спорта. Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся физической культурой и спортом, в 2-3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Большой социально-экономический эффект от реализации региональной целевой программы развития физической культуры и спорта очевиден.
Программно-целевой метод решения данной проблемы позволит в течение трех лет реализовать конкретные проекты в двух направлениях:
Массовый спорт.
Спорт высших достижений.
Можно выделить следующие основные преимущества программно-целевого метода:
-комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации программы позволят учесть все аспекты развития физической культуры и спорта в Астраханской области, а направления финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках программы;
-эффективное планирование и мониторинг результатов реализации программы.
Во втором разделе концепции отражены основные проблемы в области развития физической культуры и спорта в Астраханской области. Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом как путем изменения социальных ценностей и образа жизни граждан, так и путем создания условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения, еще более усугубится.
При сохранении сложившихся тенденций в развитии физической культуры и спорта неизбежны следующие негативные последствия:
нереализованность большей частью населения возможности заниматься физической культурой и спортом, особенно детям и подросткам;
потеря Астраханской областью передовых позиций в спорте высших достижений и конкурентоспособности в рамках развития спорта высших достижений в целом;
недостаточное привлечение молодежи к занятиям физической культурой и спортом, что негативно влияет на здоровье, а также ведет к росту детского и подросткового алкоголизма, наркомании и преступности;
отсутствие у населения возможностей и желания активного (с точки зрений физической нагрузки) проведения свободного времени.
В целом отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к инерционному развитию физической культуры и спорта в Астраханской области, когда показатели активного участия не будут улучшаться, а развитие спорта высших достижений будет недостаточным.
Основной целью программы является создание необходимых условий для развития физической культуры и спорта, физического воспитания населения, подготовки спортивного резерва и сборных команд Астраханской области для успешного выступления на соревнованиях путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач, которые могут быть разделены на направления: «Массовый спорт» и «Спорт высших достижений».
4.1. По направлению «Массовый спорт» предусматривается:
- развитие инфраструктуры массового спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства, в том числе:
строительство 14 спортивных сооружений различных типов,
реконструкция 6 существующих спортивных сооружений;
- пропаганда физической культуры и спорта с учетом возрастных, профессиональных и социальных особенностей различных групп населения, обеспечение раскрытия социальной значимости физической культуры и спорта, их роли в оздоровлении нации, формировании здорового образа жизни граждан, борьбе с негативными явлениями - курением, употреблением алкоголя, наркотиков, детской преступностью, включающей в себя социальную рекламу, пропаганду физической культуры и здорового образа жизни, специальные проекты средств массовой информации (освещение соревнований, праздники открытия спортивных центров и т.д.), информационную поддержку в сети Интернет;
- производство социальной рекламы по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта в Астраханской области
- проведение периодических социологических опросов
- проведение тематических занятий в общеобразовательных школах, ссузах, вузах по вопросам отказа от вредных привычек подрастающего поколения.
Для контроля промежуточных и конечных результатов реализации программы по направлению «Массовый спорт» предполагается использование следующих показателей:
- количество жителей Астраханской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
- количество спортивных сооружений;
- количество сертифицированных физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом;
- удовлетворенность населения региональной политикой в области развития физической культуры и спорта.
4.2. По направлению «Спорт высших достижений» предусматривается:
- модернизация специализированной инфраструктуры:
реконструкция водно-гребной базы школы высшего спортивного мастерства;
строительство дворца борьбы школы высшего спортивного мастерства.
Для контроля промежуточных и конечных результатов реализации программы по направлению «Спорт высших достижений» предполагается использование следующих показателей:
- количество призовых мест, занятых астраханскими спортсменами на всероссийских и международных соревнованиях;
- количество в сборных командах Российской Федерации (в т.ч. Олимпийской сборной) спортсменов Астраханской области.
Срок реализации программы - 2008-2010 годы.
Реализация программы предусматривается за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Объем финансирования программы в 2008-2010 годах должен составить 165000 тыс. рублей, из них за счет средств областного бюджета - 90000 тыс.рублей, за счет средств бюджетов муниципальных образований - 30000 тыс.рублей, за счет внебюджетных средств - 45000 тыс.рублей.
Год
Областной бюджет (тыс.рублей)
Местный бюджет
(тыс.рублей)
Реализация мероприятий программы будет осуществляться в один этап по направлениям: «Массовый спорт» и «Спорт высших достижений».
Направление «Массовый спорт » предусматривает развитие массового спорта в организациях, по месту жительства и по месту учебы, организацию пропаганды физической культуры и спорта как составляющей части здорового образа жизни.
Развитие массового спорта предполагает повышение его доступности для детей, молодежи и малообеспеченных категорий граждан, что и определяет основные направления финансирования программы.
Направление «Спорт высших достижений» предполагает количественный и качественный рост показателей спортсменов Астраханской области на всероссийской и международной аренах.
В упрощенных расчетах расходы осуществляются ориентировочно равными траншами в течение трех лет по всем направлениям, но при разработке программы распределение средств по годам будет учтено.
Перечень программных мероприятий по направлению «Массовый спорт» приведен в приложении № 1 к концепции.
В части развития инфраструктуры массового спорта предполагается строительство двух типов объектов - в образовательных учреждениях и по месту жительства.
Перечень спортивных объектов образовательных учреждений формируется с учетом потребностей области в развитии спортивной инфраструктуры в образовательных учреждениях и согласовывается с министерством образования и науки Астраханской области.
Развитие инфраструктуры массового спорта по месту жительства будет осуществляться на основе системного подхода при выборе концепции спортивных центров, который предполагает изменение объемно-планировочных, конструктивных и архитектурных решений типовых проектов с учетом топографических условий, привязки к местности и конкретных потребностей муниципальных образований региона.
После завершения строительства спортивные сооружения должны быть переданы министерству имущественных и земельных отношений Астраханской области либо муниципальному образованию по согласованию. Построенные спортивные сооружения не подлежат приватизации и перепрофилированию. Такое обременение должно быть закреплено в договорах о передаче построенных спортивных объектов на баланс.
Эксплуатация возведенных и модернизированных объектов спортивной инфраструктуры должна быть ориентирована на использование в первую очередь малообеспеченными категориями населения. Вопросы управления, предоставления услуг населению и финансирования функционирования спортивных центров будут решаться на уровне Правительства Астраханской области или на уровне муниципального образования и должны предварительно согласовываться. Перечень строительства новых, реконструкции и ремонта существующих спортивных объектов и сооружений на территории Астраханской области представлен в приложении № 2.
Мероприятия по пропаганде здорового образа жизни включают в себя производство и размещение рекламы, проведение периодических опросов населения с целью выявления удовлетворенности организацией занятий физической культурой и спортом. Распределение затрат на организацию пропаганды и рекламу осуществляется ежегодно. Данные мероприятия приведены в приложении № 3.
Перечень объектов по направлению «Спорт высших достижений», подлежащих финансированию за счет средств регионального бюджета в рамках программы, представлен в приложении № 4.
Перечень мероприятий по развитию спортивной медицины указан в приложении № 5.
Государственным заказчиком программы является агентство по физической культуре и спорту Астраханской области.
Исполнителями мероприятий программы будут являться агентство по физической культуре и спорту Астраханской области, а также органы и учреждения, реализующие государственную политику в социально-культурной жизни Астраханской области.
В ходе реализации программы агентство по физической культуре и спорту Астраханской области обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков программы, исключая дублирование программных мероприятий, осуществляет в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации программы государственный заказчик ежегодно согласовывает с министерством экономического развития и министерством финансов Астраханской области уточненные показатели эффективности программы на соответствующий год и ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения. Руководитель агентства по физической культуре и спорту Астраханской области является руководителем программы и несет ответственность за ее реализацию и конечные результаты, рациональное использование выделяемых финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией программы.
Ожидаемые эффективность и результативность реализации программы будут оцениваться ежегодно на основе показателей, указанных в разделе 4 концепции.
Оценка эффективности реализации настоящей программы будет проводиться по следующим показателям:
1. увеличение числа занимающихся физической культурой и спортом на систематической основе, в организованных группах, либо самостоятельно до 145000 к 2010 году (в процентном отношении к общей численности населения):
Годы
2006
2007
2008
2009
2010
Удельный вес, %
8,85
9,1
10
12
15
2) улучшение материально-технической базы физической культуры и
спорта; увеличение уровня обеспеченности области спортивными
сооружениями на 20 спортивных объектов различного типа;
3) достижение спортсменами высоких результатов на соревнованиях различного уровня;
4) улучшение качества подготовки и результатов выступлений спортивного резерва сборных команд Астраханской области по видам спорта;
5) увеличение количества проводимых физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий согласно календарному плану на 10%;
6) улучшение организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с инвалидами;
7) увеличение количества спортсменов Астраханской области, входящих в состав сборных команд России, до 150 человек в течение 2008-2010 годов;
Количество спортсменов от Астраханской области в сборной России
Годы реализации программы
2006
2007
2008
2009
2010
Численность спортсменов
60
77
90
120
150
8) осуществление подготовки спортсменов в Олимпийскую национальную команду для участия в Олимпийских играх 2008 и 2012 годов;
9) улучшение качества и систематизация ежегодных медицинских обследований членов сборных команд и спортивного резерва;
10) улучшение информационного и методического обеспечения сферы физической культуры;
11) снижение общей заболеваемости населения на 10%.
Для оценки социально-экономической эффективности реализации программы используются следующие показатели: число дней временной нетрудоспособности по всем причинам и расходы на физическую культуру и спорт (в расчете на душу населения).
Факторами риска нарушения здоровья человека являются недостаток движения, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя и наркотиков, инфекционные заболевания, переохлаждение организма, недосыпание и отсутствие полноценного отдыха.
Повышение двигательной активности и закаливание организма являются основными компонентами регулярных занятий физической культурой и спортом, положительно влияющими на сохранение и укрепление здоровья человека, снижение уровня заболеваемости.
Выраженная тенденция к снижению среднего числа дней временной нетрудоспособности от всех причин будет свидетельствовать об эффективности реализации программных мероприятий.
Мероприятия программы направлены на рост числа граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом. Реализация всех мероприятий неизбежно приведет к увеличению расходов на физическую культуру и спорт как за счет роста расходов бюджетов всех уровней и роста частных инвестиций, так и за счет увеличения расходов граждан на физическую культуру и спорт (приобретение абонементов в спортивные клубы и секции, приобретение спортивной одежды, инвентаря, спортивной атрибутики, предметов спортивной пропаганды).
Рост расходов на физическую культуру и спорт (в расчете на душу населения) будет также свидетельствовать об изменении отношения граждан к своему здоровью, физической культуре и спорту.
Основной экономический эффект от реализации программы выразится в сокращении расходов государства на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие снижения к 2011 году на 15% среднего числа дней временной нетрудоспособности по всем причинам, а также в предотвращении экономического ущерба из-за недопроизводства валового внутреннего продукта, связанного с заболеваемостью, инвалидностью и смертностью населения.
Социальный и экономический эффекты в конечном итоге могут значительно превзойти прямые затраты на реализацию программы. За срок действия программы должен быть создан надежный плацдарм для усиления физкультурно-оздоровительного и профилактического направления в социальной политике, проводимой Правительством Астраханской области.
Приложение № 1
к концепции
Название мероприятия
Срок исполнения
Источник финансирования
Объем финансирования, тыс.рублей
Ис-полни-тель
2008
2009
2010
Всего
1
2
3
4
5
6
7
8
Приобретение спортивного инвентаря
2008-2010
годы
Областной
1000
1000
1000
3000
Агент-ство по физической культуре и спорту Астраханской области
Приложение № 2
к концепции
Название
27903240
Администрация муниципального образования «Икрянинский район»
Администрация муниципального образования «Икрянинский район»
Администрация муниципального образования «Харабалинский район»
Завершение строительстваФОК на пл. Заводской,5 в Трусовском районе г.Астрахани
Муниципальное образование«Город Астрахань»
200010000
Муниципальное образование «Камызякский район»
Строительство открытых плоскостныхсооружений (универсальные игровые площадки) по месту жительства в г. Астрахани и по области
500012500
Строительство и реконструкция детских игровыхспортивных площадок по месту жительства в г. Астрахани и области
Приложение № 3
к концепции
Название мероприятия
Приложение № 4
к концепции
Название объекта
Срок исполнения
Источник финансирования
Приобретение экипировки и спортивногоинвентаря для тренеров и спортсменов высшей категории
Приложение № 5
к концепции
Название объекта
Срок исполнения
Источник финансирования
Создание центра спортивной медицины при ГУЗ «Областной врачебно-физкуль-турный диспансер»:
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 42 от 20.09.2007 |
Рубрики правового классификатора: | 140.020.000 Физическая культура и спорт (см. также 200.160.040), 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: