Основная информация
Дата опубликования: | 23 июля 2008г. |
Номер документа: | ru63000200800293 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Самарская область |
Принявший орган: | Правительство Самарской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2008 г. N 281
О РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ПО СНИЖЕНИЮ
УРОВНЯ ТАБАКОКУРЕНИЯ НА 2008 - 2013 ГОДЫ
В целях снижения связанной с потреблением табака заболеваемости и смертности населения Самарской области Правительство Самарской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую региональную стратегию по снижению уровня табакокурения на 2008 - 2013 годы (далее - Стратегия).
2. Рекомендовать органам исполнительной власти Самарской области и органам местного самоуправления в Самарской области при разработке и реализации мероприятий в сфере их компетенции учитывать положения Стратегии.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство здравоохранения и социального развития Самарской области (Куличенко).
4. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ТАБАКОКУРЕНИЯ НА 2008 - 2013 ГОДЫ
Табак является существенной угрозой для здоровья населения региона, с потреблением табака и воздействием табачного дыма связан целый ряд социальных, экономических и экологических последствий, а увеличение потребления сигарет и других табачных изделий ложится серьезным бременем на систему здравоохранения региона.
По различным оценкам экспертов в Российской Федерации, от болезней, связанных с табакокурением, ежегодно умирает около 300 тыс. человек. Табак является одним из основных факторов риска развития сердечно-сосудистых, бронхолегочных, злокачественных и желудочно-кишечных заболеваний, сахарного диабета, заболеваний репродуктивной системы, болезней ротовой полости, других органов и систем организма человека.
Табак вреден не только для курильщика. Пассивное курение оказывает такое же отрицательное действие на здоровье некурящего человека, как и тех, кто курит. Риск рака легких из-за пассивного курения у некурящих возрастает на 50 процентов. Пристрастие к курению является одним из возможных шагов к потреблению наркотических средств.
Ситуация в Самарской области, связанная с табакокурением, была и остается напряженной. Курение глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. Численность курящего населения ежегодно растет. Особую тревогу вызывает увеличение курения среди детей, подростков и женщин, а также снижение возраста начала курения, который приближается к 8 годам.
Проведенные исследования среди трудоспособного населения в возрасте от 25 до 64 лет показывают, что распространенность курения среди мужчин составляет 55,6%, а среди женщин - 15,7%. Среди курящих мужчин наибольшая частота курения наблюдается в возрастной группе от 25 до 34 лет - 65,6%, в возрастной группе от 35 до 44 лет - 61,5%, в возрастной группе от 55 до 64 лет курят 36,4% мужчин. Среди женщин частота курения составляет 24,6% в возрастной группе от 25 до 34 лет и 5,5% в возрастной группе от 55 до 64 лет.
Средняя интенсивность курения у мужчин составляет 19,2 сигареты в день, у женщин - 12,8 сигареты в день.
Среди учащихся учреждений начального профессионального образования (возраст 16 - 18 лет) распространенность курения достигает 57% у мальчиков и почти 67% (!) у девочек.
В Самарской области в последние годы проводятся мероприятия по профилактике табакокурения, в первую очередь - среди детей и подростков. Работа ведется в тесном взаимодействии министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, министерства образования и науки Самарской области, министерства культуры и молодежной политики Самарской области, министерства по вопросам семьи и демографического развития Самарской области и общественных организаций.
В рамках проведения мероприятий по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний создан ресурсный центр по контролю над табаком, изготовлены и демонстрируются рекламные видеоролики по профилактике табакокурения, используется наружная реклама.
В области реализуется проект "Соревнование классов, свободных от курения", охватывающий около 6000 детей 5 - 7 классов, развиваются молодежные движения "Как здорово быть здоровым", "Мы за здоровый образ жизни".
Однако остаются проблемы межведомственного взаимодействия. В образовательных учреждениях отмечается дефицит педагогических и медицинских кадров, способных квалифицированно организовать работу по профилактике табакокурения среди обучающихся, а также их родителей. Недостаточна обеспеченность учреждений информационно-образовательными материалами и наглядными пособиями по вопросам профилактики табакокурения.
Слабая заинтересованность населения в сохранении собственного здоровья значительно снижает эффективность проводимых акций. Отсутствует система морального и материального стимулирования отказа от курения. Отмечается высокая распространенность этой привычки среди медицинских и педагогических работников. Не проводится мониторинг и оценка эффективности санитарного информирования и просвещения населения.
В настоящее время действует Федеральный закон "Об ограничении курения табака". Основные его статьи направлены на частичный запрет рекламы табака, ограничение доступа к табачным изделиям молодых людей, не достигших совершеннолетия, обязательное указание уровня токсичных компонентов (никотина и смолистых веществ) в производимых табачных изделиях, размещение предупредительных надписей о вреде курения на сигаретных пачках, охрану здоровья некурящих. Курение запрещено в отдельных общественных местах. Однако фактически законодательство не исполняется, поскольку не разработан механизм санкций за его нарушение.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) прямо не устанавливает административной ответственности за курение табака на рабочих местах, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, а также в помещениях, занимаемых органами государственной власти.
Прямо не установлена в КоАП РФ и ответственность работодателя за нарушение обязанности по оснащению специально отведенных мест для курения табака.
Проведенный анализ и прогноз дальнейшего распространения потребления табака, его вредного влияния на здоровье населения, увеличения негативных социально-экономических последствий для региона требуют разработки и последовательного, поэтапного осуществления научно обоснованной региональной стратегии по снижению уровня табакокурения.
Региональная стратегия по снижению уровня табакокурения на 2008 - 2013 годы (далее - Стратегия) является спланированной системой действий для достижения цели по снижению связанной с потреблением табака заболеваемости и смертности населения, а проводимые в соответствии с приоритетами Стратегии мероприятия по защите населения от пагубного воздействия табака рассматриваются как способ вложения инвестиций в человеческий капитал Самарской области.
Стратегия разработана на основе положений Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, Европейской хартии борьбы с потреблением табака с учетом разграничения полномочий, закрепленного действующим законодательством Российской Федерации.
Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:
приоритетность предупредительных мер, направленных на предотвращение распространения табакокурения в детском, подростковом возрасте и среди молодежи;
политическая и финансовая поддержка деятельности организаций, выполняющих миссию предотвращения распространения табакокурения;
обеспечение действенного контроля за исполнением нормативных правовых актов и совершенствование правового регулирования в отношениях между курильщиками и остальной частью населения, между производителями и потребителями, торговыми организациями и населением;
обеспечение лечебно-профилактической помощью всех курящих лиц, желающих прекратить курение;
широкая информированность населения о вреде табакокурения как необходимое условие социальной поддержки всеми слоями населения борьбы с табакокурением;
межсекторальное сотрудничество и взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества, представителей бизнеса и граждан.
При оценке проблемы курения необходимо ее понимание как социально значимой, системной, многоуровневой проблемы, в центре которой личность, взаимодействующая с социальной средой. Региональная политика, направленная на снижение табакокурения, строится на объективном анализе причин и факторов распространения курения и учете реальных условий жизни и возможностей общества. При осуществлении данной политики необходимо отдать предпочтение мерам профилактического, культурно-воспитательного и образовательного характера, направленным на разумный и осознанный отказ от курения.
Деятельность по снижению уровня табакокурения должна включать в себя комплексный подход, направленный как на первичную профилактику курения, т.е. на предотвращение начала курения и защиту некурящих от табачного дыма, так и на помощь курящим в отказе от курения.
Базовой основой всех профилактических мероприятий целесообразно признать информационно-просветительское (образовательное) направление, включающее формирование в обществе негативного отношения к курению, в первую очередь детей и молодежи, личной ответственности за свое поведение, пропаганду преимуществ здорового образа жизни.
Стратегия предусматривает совместную деятельность органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, образования, органов по делам молодежи, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел и других правоохранительных органов с привлечением представителей общественных (в том числе родительских и молодежных) организаций и религиозных объединений, средств массовой информации, активных, пользующихся уважением и авторитетом политических деятелей, деятелей культуры, науки, искусства, спорта.
Такой подход позволяет максимально опереться на уже имеющиеся ресурсы и возможности учреждений культуры и молодежной политики, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, а также учреждений, подведомственных министерству по вопросам семьи и демографического развития Самарской области.
В деятельности всех перечисленных учреждений необходимо предусмотреть мероприятия по разъяснению вредного воздействия на организм человека табака и табачных изделий и профилактике курения.
Реализация комплексного подхода к проблеме предупреждения курения детей и подростков невозможна без активного привлечения родителей, педагогических работников образовательных учреждений, актива обучающейся молодежи.
При соответствующей подготовке именно родители наряду с педагогическими и медицинскими работниками образовательных учреждений могут и должны стать наиболее активными участниками профилактических мероприятий по предупреждению курения в детско-подростковой среде.
Стратегия направлена на индивидуальную и групповую профилактику табакокурения и отказ от курения в целевых группах: дети и подростки, беременные женщины, пациенты с хроническими заболеваниями, медицинские работники, педагоги.
Стратегия предусматривает повышение доступности квалифицированной медицинской помощи по отказу от курения и лечению табачной зависимости, а также создание системы психологической и социальной поддержки и мотивации лиц, желающих избавиться от этой вредной привычки.
Борьба с курением должна проводиться не только образовательными, но и экономическими методами. Так как одними запретами невозможно снизить уровень табакокурения, планируется использование поощрительных мер за отказ от курения, в том числе путем проведения кампаний, использующих соревновательный подход и розыгрыш призов среди лиц, отказавшихся от курения.
Учитывая, что одним из инструментов борьбы с курением является законодательство, необходимо осуществлять контроль за соблюдением федеральных законов "Об ограничении курения табака", "О рекламе" и других.
Важным профилактическим направлением является деятельность по защите прав некурящих граждан в Самарской области.
Приоритетными направлениями по снижению уровня табакокурения в Самарской области на ближайшие годы являются:
1. Создание системы информационного обеспечения населения по различным аспектам табакокурения.
2. Создание системы повышения квалификации специалистов по профилактике табакокурения.
3. Создание системы вовлечения различных слоев населения в деятельность по контролю над табаком.
4. Совершенствование системы оказания помощи по отказу от курения и лечению табачной зависимости.
5. Защита населения от воздействия табачного дыма.
6. Организация мониторинга и оценка эффективности мероприятий.
3.1. Создание системы информационного обеспечения населения
по различным аспектам табакокурения
Стратегические действия в этом направлении включают:
совершенствование социальной рекламы антитабачной направленности для размещения в средствах массовой информации, а также наружной рекламы для размещения на улицах, в общественном транспорте, крупных торговых центрах, местах проведения зрелищных мероприятий;
создание видеофильмов, клипов, радиопередач антитабачной направленности, демонстрация их на каналах телевидения и радио;
подготовка и издание обучающих программ и наглядных пособий для различных групп населения в зависимости от возраста, профессии и образования (для дошкольников, школьников, учащихся системы начального и среднего профессионального образования, студентов, а также работающей и допризывной молодежи, педагогов, психологов);
разработка, издание и распространение среди различных групп населения санитарно-просветительских материалов (плакатов, памяток, листовок по пропаганде здорового образа жизни, о вреде и профилактике табакокурения);
организация и проведение форумов, "круглых столов", конференций, брифингов по проблемам табакокурения, областных и муниципальных массовых акций, приуроченных к международным дням борьбы с курением;
включение в учебный процесс образовательных учреждений дифференцированных программ по формированию у молодежи негативного отношения к потреблению табака.
3.2. Создание системы повышения квалификации специалистов
Стратегические действия в этом направлении включают:
проведение специальных мероприятий (лекций, семинаров, тренингов) для руководителей и педагогических работников образовательных учреждений с целью обучения их современным технологиям, формам и методам работы при решении вопросов профилактики табакокурения среди детей и подростков;
проведение семинаров для различных групп населения, включая студентов, врачей, педагогов, журналистов, работников культуры и специалистов физкультурно-спортивного профиля, нацеленных на повышение знаний о медицинских и социальных последствиях потребления табака;
повышение профессиональной компетентности медицинских работников по методикам профилактики табакокурения на преддипломном и последипломном этапах подготовки;
совершенствование методик проведения антитабачной пропаганды среди различных социальных групп с широким привлечением общественных организаций;
разработка, апробация и внедрение в систему образования новых интерактивных технологий психолого-педагогической профилактики и психосоциальной дезадаптации.
3.3. Создание системы вовлечения различных слоев населения
в деятельность по контролю над табаком
Стратегические действия в этом направлении включают:
создание системы межсекторального партнерства, объединение всех заинтересованных ведомств, организаций, средств массовой информации для проведения мероприятий по предупреждению табакокурения;
содействие общественным и некоммерческим организациям гражданского общества в проведении мероприятий, направленных на повышение информированности населения по вопросам профилактики и снижения потребления табака;
выработка мер материального и морального поощрения некурящих и лиц, отказавшихся от курения, использование методов государственного поощрения и вознаграждения органов или учреждений, которые внесли существенный вклад в реализацию стратегии борьбы с курением;
проведение широкомасштабных акций по типу международной кампании "Брось курить и выиграй" и других информационных кампаний;
совершенствование системы гигиенического воспитания детей, подростков и молодежи по привитию навыков здорового образа жизни, в том числе по профилактике курения табака;
организация культурно-развлекательных, спортивных и иных досуговых мероприятий, направленных на формирование у детей и молодежи здорового образа жизни и негативного отношения к потреблению наркотиков, алкоголя и курению табака;
формирование актива из числа наиболее подготовленных родителей, студентов, молодежи, учащихся и проведение с ними специальных мероприятий (лекций, семинаров, тренингов).
3.4. Совершенствование системы оказания помощи по отказу
от табакокурения и лечению табачной зависимости
Стратегические действия в этом направлении включают:
создание сети кабинетов в лечебно-профилактических учреждениях для подростков и взрослых по оказанию помощи по отказу от табакокурения;
открытие консультативных кабинетов по первичной профилактике табакокурения на базе центров социальной помощи семье и детям;
использование существующей сети психолого-педагогических и медико-социальных (ППМС) центров и кабинетов первичной профилактики употребления психоактивных веществ, находящихся в ведении министерства образования и науки Самарской области;
внедрение современных методов профилактики и лечения табачной зависимости с обязательным контролем эффективности;
организация телефонной линии для поддержки бросающих курить.
3.5. Защита населения от воздействия табачного дыма
В целях охраны здоровья населения, а также снижения потребления табака необходимы:
разработка и реализация комплекса мер, направленных на пресечение противоправной деятельности, связанной с рекламой и реализацией табачных изделий (выявление фактов реализации табачных изделий несовершеннолетним, реализации табачной продукции в учреждениях образования, здравоохранения и культуры, а также в физкультурно-спортивных организациях и др.);
принятие мер по реализации запрета на курение табака на рабочих местах, во всех видах общественного транспорта, на территориях и в помещении организаций здравоохранения, образования, культуры, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, закрытых спортивных сооружениях, за исключением специально отведенных мест;
организация общественного контроля за исполнением Федерального закона "Об ограничении курения табака";
разработка законодательных инициатив по внесению изменений в Федеральный закон "Об ограничении курения табака" в части организации зон, свободных от табачного дыма, в пунктах общественного питания и досугово-развлекательных учреждениях, а также в части регулирования цен на табачную продукцию;
выделение работодателями и оснащение специальных мест для курения в организациях;
включение мероприятий по борьбе с курением на рабочих местах в трехстороннее соглашение между Правительством Самарской области, Федерацией профсоюзов Самарской области и Союзом работодателей Самарской области о регулировании социально-трудовых отношений, в коллективные договоры, в правила внутреннего трудового распорядка;
принятие работодателями и профсоюзными организациями мер по включению в условия коллективных договоров положений о предоставлении работникам, не курящим в течение рабочего времени, дополнительных социальных гарантий.
3.6. Организация мониторинга и оценка эффективности
мероприятий по снижению табакокурения
Стратегические действия в этом направлении включают:
создание системы сбора, обработки, оценки и публикации статистической информации о взаимосвязи состояния здоровья населения области и табакокурения;
проведение регулярных социологических и эпидемиологических исследований по проблеме распространения курения среди различных социальных и возрастных групп населения, изучение мотивации курения, мониторинг результатов профилактических мероприятий;
изучение общественного мнения по проблемам государственной политики в области табакокурения и оборота табачной продукции.
1. Снижение уровня курения среди наиболее уязвимых групп населения (дети, подростки, молодежь, женщины).
2. Повышение информированности различных слоев населения Самарской области о вреде табакокурения, мерах личной и общественной профилактики.
3. Изменение отношения населения к курению путем осознания опасности табачной зависимости для здоровья, повышение мотивации к отказу от курения.
4. Обучение специалистов проведению профилактической антитабачной работы среди различных групп населения.
5. Вовлечение широких слоев населения области в деятельность по защите своего здоровья от воздействия табачного дыма.
6. Организация помощи курильщикам в избавлении от табачной зависимости.
7. Мониторинг и оценка эффективности мероприятий, научное обоснование реализации антитабачных профилактических программ.
1. Процент населения в возрасте от 7 до 65 лет, осведомленного о вредном влиянии курения на здоровье.
2. Процент постоянно курящих среди различных (целевых) групп населения (распространенность курения).
3. Процент курящих 20 и более сигарет в день среди взрослого населения старше 18 лет (интенсивность курения).
4. Процент курящих, желающих отказаться от курения.
5. Процент курящих, бросивших курить (по возрасту и полу).
6. Процент курящих в целевых группах (учащиеся школ, студенты, беременные женщины, педагоги, медицинские работники, пациенты с хроническими заболеваниями), бросивших курить.
7. Процент пациентов с хроническими заболеваниями, сокративших курение в течение года (по полу и возрасту).
8. Среднее число выкуриваемых сигарет (по возрасту и полу).
9. Процент детей в возрасте 7 - 10 лет, подвергающихся пассивному курению дома.
10. Процент молодежи в возрасте 18 - 20 лет, подвергающейся пассивному курению вне дома.
11. Процент мужчин и женщин, подвергающихся пассивному курению на рабочих местах.
12. Процент женщин, подвергающихся пассивному курению дома.
13. Заболеваемость взрослого населения, обусловленная табакокурением:
бронхит хронический, эмфизема, хроническая обструктивная болезнь легких, бронхоэктатическая болезнь;
болезни, характеризующиеся повышенным артериальным давлением;
ишемическая болезнь сердца, в т.ч. стенокардия, острый инфаркт миокарда;
цереброваскулярные болезни;
злокачественные новообразования гортани, трахеи, бронхов и легких;
язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.
14. Смертность в результате некоторых заболеваний, обусловленных табакокурением (по данным статистической отчетности).
15. Показатели здоровья новорожденных (число новорожденных с потерей веса тела).
1. Увеличение процента населения в возрасте от 7 до 65 лет, осведомленного о вредном влиянии курения на здоровье: до 100% - у детей и подростков, 95% - у взрослых.
2. Увеличение количества желающих отказаться от курения: до 80% среди мужчин и 90% среди женщин.
3. Отказ от курения в период беременности и кормления грудью у 90% женщин.
4. Снижение уровня распространенности курения на 15-20% среди целевых групп (школьники, студенты, работники здравоохранения и образования).
5. Снижение уровня распространенности и интенсивности курения среди пациентов с хроническими заболеваниями на 30%.
6. Снижение интенсивности курения на 20%.
7. Увеличение числа пациентов, обратившихся за медицинской помощью по отказу от курения, на 20%.
8. Снижение процента лиц, подвергающихся пассивному курению.
9. Снижение на 5-10% уровня первичной заболеваемости, связанной с курением.
10. Снижение числа новорожденных с потерей массы тела на 15-20%.
Реализация Стратегии будет осуществляться поэтапно. На первом этапе (2008 - 2009 годы) на основе Стратегии разрабатываются и утверждаются комплексный межведомственный план мероприятий по снижению уровня табакокурения на 2008 - 2009 годы, осуществляемый исполнителями в рамках основной деятельности, и областная целевая программа, для которой настоящая Стратегия является концептуальной основой. На втором этапе (2010 - 2013 годы) Стратегия реализуется в рамках утвержденной областной целевой программы.
Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, министерство образования и науки Самарской области, министерство культуры и молодежной политики Самарской области, министерство по вопросами семьи и демографического развития Самарской области, департамент физической культуры и спорта Самарской области, министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области, министерство промышленности и энергетики Самарской области, Главное управление внутренних дел по Самарской области (по согласованию), Федерация профсоюзов Самарской области (по согласованию), Союз работодателей Самарской области (по согласованию), управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (по согласованию).
Контроль и общую координацию мероприятий по реализации Стратегии осуществляет министерство здравоохранения и социального развития Самарской области. Исполнители мероприятий представляют информацию о ходе реализации Стратегии в министерство здравоохранения и социального развития Самарской области ежегодно в срок до 18 февраля. Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области информирует Правительство Самарской области о ходе реализации мероприятий ежегодно в срок до 1 марта.
ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2008 г. N 281
О РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ПО СНИЖЕНИЮ
УРОВНЯ ТАБАКОКУРЕНИЯ НА 2008 - 2013 ГОДЫ
В целях снижения связанной с потреблением табака заболеваемости и смертности населения Самарской области Правительство Самарской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую региональную стратегию по снижению уровня табакокурения на 2008 - 2013 годы (далее - Стратегия).
2. Рекомендовать органам исполнительной власти Самарской области и органам местного самоуправления в Самарской области при разработке и реализации мероприятий в сфере их компетенции учитывать положения Стратегии.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство здравоохранения и социального развития Самарской области (Куличенко).
4. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ТАБАКОКУРЕНИЯ НА 2008 - 2013 ГОДЫ
Табак является существенной угрозой для здоровья населения региона, с потреблением табака и воздействием табачного дыма связан целый ряд социальных, экономических и экологических последствий, а увеличение потребления сигарет и других табачных изделий ложится серьезным бременем на систему здравоохранения региона.
По различным оценкам экспертов в Российской Федерации, от болезней, связанных с табакокурением, ежегодно умирает около 300 тыс. человек. Табак является одним из основных факторов риска развития сердечно-сосудистых, бронхолегочных, злокачественных и желудочно-кишечных заболеваний, сахарного диабета, заболеваний репродуктивной системы, болезней ротовой полости, других органов и систем организма человека.
Табак вреден не только для курильщика. Пассивное курение оказывает такое же отрицательное действие на здоровье некурящего человека, как и тех, кто курит. Риск рака легких из-за пассивного курения у некурящих возрастает на 50 процентов. Пристрастие к курению является одним из возможных шагов к потреблению наркотических средств.
Ситуация в Самарской области, связанная с табакокурением, была и остается напряженной. Курение глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. Численность курящего населения ежегодно растет. Особую тревогу вызывает увеличение курения среди детей, подростков и женщин, а также снижение возраста начала курения, который приближается к 8 годам.
Проведенные исследования среди трудоспособного населения в возрасте от 25 до 64 лет показывают, что распространенность курения среди мужчин составляет 55,6%, а среди женщин - 15,7%. Среди курящих мужчин наибольшая частота курения наблюдается в возрастной группе от 25 до 34 лет - 65,6%, в возрастной группе от 35 до 44 лет - 61,5%, в возрастной группе от 55 до 64 лет курят 36,4% мужчин. Среди женщин частота курения составляет 24,6% в возрастной группе от 25 до 34 лет и 5,5% в возрастной группе от 55 до 64 лет.
Средняя интенсивность курения у мужчин составляет 19,2 сигареты в день, у женщин - 12,8 сигареты в день.
Среди учащихся учреждений начального профессионального образования (возраст 16 - 18 лет) распространенность курения достигает 57% у мальчиков и почти 67% (!) у девочек.
В Самарской области в последние годы проводятся мероприятия по профилактике табакокурения, в первую очередь - среди детей и подростков. Работа ведется в тесном взаимодействии министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, министерства образования и науки Самарской области, министерства культуры и молодежной политики Самарской области, министерства по вопросам семьи и демографического развития Самарской области и общественных организаций.
В рамках проведения мероприятий по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний создан ресурсный центр по контролю над табаком, изготовлены и демонстрируются рекламные видеоролики по профилактике табакокурения, используется наружная реклама.
В области реализуется проект "Соревнование классов, свободных от курения", охватывающий около 6000 детей 5 - 7 классов, развиваются молодежные движения "Как здорово быть здоровым", "Мы за здоровый образ жизни".
Однако остаются проблемы межведомственного взаимодействия. В образовательных учреждениях отмечается дефицит педагогических и медицинских кадров, способных квалифицированно организовать работу по профилактике табакокурения среди обучающихся, а также их родителей. Недостаточна обеспеченность учреждений информационно-образовательными материалами и наглядными пособиями по вопросам профилактики табакокурения.
Слабая заинтересованность населения в сохранении собственного здоровья значительно снижает эффективность проводимых акций. Отсутствует система морального и материального стимулирования отказа от курения. Отмечается высокая распространенность этой привычки среди медицинских и педагогических работников. Не проводится мониторинг и оценка эффективности санитарного информирования и просвещения населения.
В настоящее время действует Федеральный закон "Об ограничении курения табака". Основные его статьи направлены на частичный запрет рекламы табака, ограничение доступа к табачным изделиям молодых людей, не достигших совершеннолетия, обязательное указание уровня токсичных компонентов (никотина и смолистых веществ) в производимых табачных изделиях, размещение предупредительных надписей о вреде курения на сигаретных пачках, охрану здоровья некурящих. Курение запрещено в отдельных общественных местах. Однако фактически законодательство не исполняется, поскольку не разработан механизм санкций за его нарушение.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) прямо не устанавливает административной ответственности за курение табака на рабочих местах, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, а также в помещениях, занимаемых органами государственной власти.
Прямо не установлена в КоАП РФ и ответственность работодателя за нарушение обязанности по оснащению специально отведенных мест для курения табака.
Проведенный анализ и прогноз дальнейшего распространения потребления табака, его вредного влияния на здоровье населения, увеличения негативных социально-экономических последствий для региона требуют разработки и последовательного, поэтапного осуществления научно обоснованной региональной стратегии по снижению уровня табакокурения.
Региональная стратегия по снижению уровня табакокурения на 2008 - 2013 годы (далее - Стратегия) является спланированной системой действий для достижения цели по снижению связанной с потреблением табака заболеваемости и смертности населения, а проводимые в соответствии с приоритетами Стратегии мероприятия по защите населения от пагубного воздействия табака рассматриваются как способ вложения инвестиций в человеческий капитал Самарской области.
Стратегия разработана на основе положений Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, Европейской хартии борьбы с потреблением табака с учетом разграничения полномочий, закрепленного действующим законодательством Российской Федерации.
Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:
приоритетность предупредительных мер, направленных на предотвращение распространения табакокурения в детском, подростковом возрасте и среди молодежи;
политическая и финансовая поддержка деятельности организаций, выполняющих миссию предотвращения распространения табакокурения;
обеспечение действенного контроля за исполнением нормативных правовых актов и совершенствование правового регулирования в отношениях между курильщиками и остальной частью населения, между производителями и потребителями, торговыми организациями и населением;
обеспечение лечебно-профилактической помощью всех курящих лиц, желающих прекратить курение;
широкая информированность населения о вреде табакокурения как необходимое условие социальной поддержки всеми слоями населения борьбы с табакокурением;
межсекторальное сотрудничество и взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества, представителей бизнеса и граждан.
При оценке проблемы курения необходимо ее понимание как социально значимой, системной, многоуровневой проблемы, в центре которой личность, взаимодействующая с социальной средой. Региональная политика, направленная на снижение табакокурения, строится на объективном анализе причин и факторов распространения курения и учете реальных условий жизни и возможностей общества. При осуществлении данной политики необходимо отдать предпочтение мерам профилактического, культурно-воспитательного и образовательного характера, направленным на разумный и осознанный отказ от курения.
Деятельность по снижению уровня табакокурения должна включать в себя комплексный подход, направленный как на первичную профилактику курения, т.е. на предотвращение начала курения и защиту некурящих от табачного дыма, так и на помощь курящим в отказе от курения.
Базовой основой всех профилактических мероприятий целесообразно признать информационно-просветительское (образовательное) направление, включающее формирование в обществе негативного отношения к курению, в первую очередь детей и молодежи, личной ответственности за свое поведение, пропаганду преимуществ здорового образа жизни.
Стратегия предусматривает совместную деятельность органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, образования, органов по делам молодежи, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел и других правоохранительных органов с привлечением представителей общественных (в том числе родительских и молодежных) организаций и религиозных объединений, средств массовой информации, активных, пользующихся уважением и авторитетом политических деятелей, деятелей культуры, науки, искусства, спорта.
Такой подход позволяет максимально опереться на уже имеющиеся ресурсы и возможности учреждений культуры и молодежной политики, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, а также учреждений, подведомственных министерству по вопросам семьи и демографического развития Самарской области.
В деятельности всех перечисленных учреждений необходимо предусмотреть мероприятия по разъяснению вредного воздействия на организм человека табака и табачных изделий и профилактике курения.
Реализация комплексного подхода к проблеме предупреждения курения детей и подростков невозможна без активного привлечения родителей, педагогических работников образовательных учреждений, актива обучающейся молодежи.
При соответствующей подготовке именно родители наряду с педагогическими и медицинскими работниками образовательных учреждений могут и должны стать наиболее активными участниками профилактических мероприятий по предупреждению курения в детско-подростковой среде.
Стратегия направлена на индивидуальную и групповую профилактику табакокурения и отказ от курения в целевых группах: дети и подростки, беременные женщины, пациенты с хроническими заболеваниями, медицинские работники, педагоги.
Стратегия предусматривает повышение доступности квалифицированной медицинской помощи по отказу от курения и лечению табачной зависимости, а также создание системы психологической и социальной поддержки и мотивации лиц, желающих избавиться от этой вредной привычки.
Борьба с курением должна проводиться не только образовательными, но и экономическими методами. Так как одними запретами невозможно снизить уровень табакокурения, планируется использование поощрительных мер за отказ от курения, в том числе путем проведения кампаний, использующих соревновательный подход и розыгрыш призов среди лиц, отказавшихся от курения.
Учитывая, что одним из инструментов борьбы с курением является законодательство, необходимо осуществлять контроль за соблюдением федеральных законов "Об ограничении курения табака", "О рекламе" и других.
Важным профилактическим направлением является деятельность по защите прав некурящих граждан в Самарской области.
Приоритетными направлениями по снижению уровня табакокурения в Самарской области на ближайшие годы являются:
1. Создание системы информационного обеспечения населения по различным аспектам табакокурения.
2. Создание системы повышения квалификации специалистов по профилактике табакокурения.
3. Создание системы вовлечения различных слоев населения в деятельность по контролю над табаком.
4. Совершенствование системы оказания помощи по отказу от курения и лечению табачной зависимости.
5. Защита населения от воздействия табачного дыма.
6. Организация мониторинга и оценка эффективности мероприятий.
3.1. Создание системы информационного обеспечения населения
по различным аспектам табакокурения
Стратегические действия в этом направлении включают:
совершенствование социальной рекламы антитабачной направленности для размещения в средствах массовой информации, а также наружной рекламы для размещения на улицах, в общественном транспорте, крупных торговых центрах, местах проведения зрелищных мероприятий;
создание видеофильмов, клипов, радиопередач антитабачной направленности, демонстрация их на каналах телевидения и радио;
подготовка и издание обучающих программ и наглядных пособий для различных групп населения в зависимости от возраста, профессии и образования (для дошкольников, школьников, учащихся системы начального и среднего профессионального образования, студентов, а также работающей и допризывной молодежи, педагогов, психологов);
разработка, издание и распространение среди различных групп населения санитарно-просветительских материалов (плакатов, памяток, листовок по пропаганде здорового образа жизни, о вреде и профилактике табакокурения);
организация и проведение форумов, "круглых столов", конференций, брифингов по проблемам табакокурения, областных и муниципальных массовых акций, приуроченных к международным дням борьбы с курением;
включение в учебный процесс образовательных учреждений дифференцированных программ по формированию у молодежи негативного отношения к потреблению табака.
3.2. Создание системы повышения квалификации специалистов
Стратегические действия в этом направлении включают:
проведение специальных мероприятий (лекций, семинаров, тренингов) для руководителей и педагогических работников образовательных учреждений с целью обучения их современным технологиям, формам и методам работы при решении вопросов профилактики табакокурения среди детей и подростков;
проведение семинаров для различных групп населения, включая студентов, врачей, педагогов, журналистов, работников культуры и специалистов физкультурно-спортивного профиля, нацеленных на повышение знаний о медицинских и социальных последствиях потребления табака;
повышение профессиональной компетентности медицинских работников по методикам профилактики табакокурения на преддипломном и последипломном этапах подготовки;
совершенствование методик проведения антитабачной пропаганды среди различных социальных групп с широким привлечением общественных организаций;
разработка, апробация и внедрение в систему образования новых интерактивных технологий психолого-педагогической профилактики и психосоциальной дезадаптации.
3.3. Создание системы вовлечения различных слоев населения
в деятельность по контролю над табаком
Стратегические действия в этом направлении включают:
создание системы межсекторального партнерства, объединение всех заинтересованных ведомств, организаций, средств массовой информации для проведения мероприятий по предупреждению табакокурения;
содействие общественным и некоммерческим организациям гражданского общества в проведении мероприятий, направленных на повышение информированности населения по вопросам профилактики и снижения потребления табака;
выработка мер материального и морального поощрения некурящих и лиц, отказавшихся от курения, использование методов государственного поощрения и вознаграждения органов или учреждений, которые внесли существенный вклад в реализацию стратегии борьбы с курением;
проведение широкомасштабных акций по типу международной кампании "Брось курить и выиграй" и других информационных кампаний;
совершенствование системы гигиенического воспитания детей, подростков и молодежи по привитию навыков здорового образа жизни, в том числе по профилактике курения табака;
организация культурно-развлекательных, спортивных и иных досуговых мероприятий, направленных на формирование у детей и молодежи здорового образа жизни и негативного отношения к потреблению наркотиков, алкоголя и курению табака;
формирование актива из числа наиболее подготовленных родителей, студентов, молодежи, учащихся и проведение с ними специальных мероприятий (лекций, семинаров, тренингов).
3.4. Совершенствование системы оказания помощи по отказу
от табакокурения и лечению табачной зависимости
Стратегические действия в этом направлении включают:
создание сети кабинетов в лечебно-профилактических учреждениях для подростков и взрослых по оказанию помощи по отказу от табакокурения;
открытие консультативных кабинетов по первичной профилактике табакокурения на базе центров социальной помощи семье и детям;
использование существующей сети психолого-педагогических и медико-социальных (ППМС) центров и кабинетов первичной профилактики употребления психоактивных веществ, находящихся в ведении министерства образования и науки Самарской области;
внедрение современных методов профилактики и лечения табачной зависимости с обязательным контролем эффективности;
организация телефонной линии для поддержки бросающих курить.
3.5. Защита населения от воздействия табачного дыма
В целях охраны здоровья населения, а также снижения потребления табака необходимы:
разработка и реализация комплекса мер, направленных на пресечение противоправной деятельности, связанной с рекламой и реализацией табачных изделий (выявление фактов реализации табачных изделий несовершеннолетним, реализации табачной продукции в учреждениях образования, здравоохранения и культуры, а также в физкультурно-спортивных организациях и др.);
принятие мер по реализации запрета на курение табака на рабочих местах, во всех видах общественного транспорта, на территориях и в помещении организаций здравоохранения, образования, культуры, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, закрытых спортивных сооружениях, за исключением специально отведенных мест;
организация общественного контроля за исполнением Федерального закона "Об ограничении курения табака";
разработка законодательных инициатив по внесению изменений в Федеральный закон "Об ограничении курения табака" в части организации зон, свободных от табачного дыма, в пунктах общественного питания и досугово-развлекательных учреждениях, а также в части регулирования цен на табачную продукцию;
выделение работодателями и оснащение специальных мест для курения в организациях;
включение мероприятий по борьбе с курением на рабочих местах в трехстороннее соглашение между Правительством Самарской области, Федерацией профсоюзов Самарской области и Союзом работодателей Самарской области о регулировании социально-трудовых отношений, в коллективные договоры, в правила внутреннего трудового распорядка;
принятие работодателями и профсоюзными организациями мер по включению в условия коллективных договоров положений о предоставлении работникам, не курящим в течение рабочего времени, дополнительных социальных гарантий.
3.6. Организация мониторинга и оценка эффективности
мероприятий по снижению табакокурения
Стратегические действия в этом направлении включают:
создание системы сбора, обработки, оценки и публикации статистической информации о взаимосвязи состояния здоровья населения области и табакокурения;
проведение регулярных социологических и эпидемиологических исследований по проблеме распространения курения среди различных социальных и возрастных групп населения, изучение мотивации курения, мониторинг результатов профилактических мероприятий;
изучение общественного мнения по проблемам государственной политики в области табакокурения и оборота табачной продукции.
1. Снижение уровня курения среди наиболее уязвимых групп населения (дети, подростки, молодежь, женщины).
2. Повышение информированности различных слоев населения Самарской области о вреде табакокурения, мерах личной и общественной профилактики.
3. Изменение отношения населения к курению путем осознания опасности табачной зависимости для здоровья, повышение мотивации к отказу от курения.
4. Обучение специалистов проведению профилактической антитабачной работы среди различных групп населения.
5. Вовлечение широких слоев населения области в деятельность по защите своего здоровья от воздействия табачного дыма.
6. Организация помощи курильщикам в избавлении от табачной зависимости.
7. Мониторинг и оценка эффективности мероприятий, научное обоснование реализации антитабачных профилактических программ.
1. Процент населения в возрасте от 7 до 65 лет, осведомленного о вредном влиянии курения на здоровье.
2. Процент постоянно курящих среди различных (целевых) групп населения (распространенность курения).
3. Процент курящих 20 и более сигарет в день среди взрослого населения старше 18 лет (интенсивность курения).
4. Процент курящих, желающих отказаться от курения.
5. Процент курящих, бросивших курить (по возрасту и полу).
6. Процент курящих в целевых группах (учащиеся школ, студенты, беременные женщины, педагоги, медицинские работники, пациенты с хроническими заболеваниями), бросивших курить.
7. Процент пациентов с хроническими заболеваниями, сокративших курение в течение года (по полу и возрасту).
8. Среднее число выкуриваемых сигарет (по возрасту и полу).
9. Процент детей в возрасте 7 - 10 лет, подвергающихся пассивному курению дома.
10. Процент молодежи в возрасте 18 - 20 лет, подвергающейся пассивному курению вне дома.
11. Процент мужчин и женщин, подвергающихся пассивному курению на рабочих местах.
12. Процент женщин, подвергающихся пассивному курению дома.
13. Заболеваемость взрослого населения, обусловленная табакокурением:
бронхит хронический, эмфизема, хроническая обструктивная болезнь легких, бронхоэктатическая болезнь;
болезни, характеризующиеся повышенным артериальным давлением;
ишемическая болезнь сердца, в т.ч. стенокардия, острый инфаркт миокарда;
цереброваскулярные болезни;
злокачественные новообразования гортани, трахеи, бронхов и легких;
язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.
14. Смертность в результате некоторых заболеваний, обусловленных табакокурением (по данным статистической отчетности).
15. Показатели здоровья новорожденных (число новорожденных с потерей веса тела).
1. Увеличение процента населения в возрасте от 7 до 65 лет, осведомленного о вредном влиянии курения на здоровье: до 100% - у детей и подростков, 95% - у взрослых.
2. Увеличение количества желающих отказаться от курения: до 80% среди мужчин и 90% среди женщин.
3. Отказ от курения в период беременности и кормления грудью у 90% женщин.
4. Снижение уровня распространенности курения на 15-20% среди целевых групп (школьники, студенты, работники здравоохранения и образования).
5. Снижение уровня распространенности и интенсивности курения среди пациентов с хроническими заболеваниями на 30%.
6. Снижение интенсивности курения на 20%.
7. Увеличение числа пациентов, обратившихся за медицинской помощью по отказу от курения, на 20%.
8. Снижение процента лиц, подвергающихся пассивному курению.
9. Снижение на 5-10% уровня первичной заболеваемости, связанной с курением.
10. Снижение числа новорожденных с потерей массы тела на 15-20%.
Реализация Стратегии будет осуществляться поэтапно. На первом этапе (2008 - 2009 годы) на основе Стратегии разрабатываются и утверждаются комплексный межведомственный план мероприятий по снижению уровня табакокурения на 2008 - 2009 годы, осуществляемый исполнителями в рамках основной деятельности, и областная целевая программа, для которой настоящая Стратегия является концептуальной основой. На втором этапе (2010 - 2013 годы) Стратегия реализуется в рамках утвержденной областной целевой программы.
Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, министерство образования и науки Самарской области, министерство культуры и молодежной политики Самарской области, министерство по вопросами семьи и демографического развития Самарской области, департамент физической культуры и спорта Самарской области, министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области, министерство промышленности и энергетики Самарской области, Главное управление внутренних дел по Самарской области (по согласованию), Федерация профсоюзов Самарской области (по согласованию), Союз работодателей Самарской области (по согласованию), управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (по согласованию).
Контроль и общую координацию мероприятий по реализации Стратегии осуществляет министерство здравоохранения и социального развития Самарской области. Исполнители мероприятий представляют информацию о ходе реализации Стратегии в министерство здравоохранения и социального развития Самарской области ежегодно в срок до 18 февраля. Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области информирует Правительство Самарской области о ходе реализации мероприятий ежегодно в срок до 1 марта.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Газета "Волжская коммуна" № 181 от 29.07.2008 |
Рубрики правового классификатора: | 140.010.000 Здравоохранение (см. также 200.160.040) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: