Основная информация
Дата опубликования: | 23 августа 2013г. |
Номер документа: | RU50000201300648 |
Текущая редакция: | 23 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Московская область |
Принявший орган: | Правительство Московской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утратило силу от 25.10.2016 № 784/39
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2013 г. N 657/36
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОБРАЗОВАНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ" НА 2014-2025 ГОДЫ
(в ред. постановлений Правительства МО
от 17.12.2013 N 1068/56, от 25.12.2013 N 1128/57, от 25.02.2014 N 108/6,
от 24.04.2014 N 275/14, от 25.06.2014 N 495/21, от 25.06.2014 N 496/24,
от 14.08.2014 N 645/31, от 05.09.2014 N 716/35, от 16.09.2014 N 759/37,
от 25.11.2014 N 990/47, от 23.12.2014 N 1145/52, от 18.03.2015 N 145/10,
от 01.04.2015 N 202/12, от 13.05.2015 N 338/18, от 12.08.2015 N 679/30,
от 22.09.2015 N 848/36, от 27.10.2015 N 990/41, от 01.12.2015 N 1139/46,
от 19.01.2016 N 12/2, от 16.02.2016 N 103/4, от 18.02.2016 N 110/6,
от 14.06.2016 N 444/19, от 09.08.2016 N 575/28, от 05.10.2016 N 716/36 RU 50000201601402)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Московской области от 25.03.2013 N 208/8 "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Московской области" Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Московской области "Образование Подмосковья" на 2014-2025 годы.
(п. 1 в ред. постановления Правительства МО от 19.01.2016 N 12/2)
2. Признать утратившими силу с 1 января 2014 года:
постановление Правительства Московской области от 29.08.2012 N 1071/32 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы";
постановление Правительства Московской области от 07.11.2012 N 1397/40 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Московской области "Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы";
постановление Правительства Московской области от 29.12.2012 N 1610/48 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 29.08.2012 N 1071/32 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы";
постановление Правительства Московской области от 13.03.2013 N 176/10 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Московской области "Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы";
постановление Правительства Московской области от 30.04.2013 N 285/18 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Московской области "Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы";
постановление Правительства Московской области от 13.06.2013 N 420/24 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Московской области "Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы";
постановление Правительства Московской области от 02.08.2013 N 575/30 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Московской области "Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы".
3. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Московской области
А.Ю. Воробьев
Утверждена
постановлением Правительства
Московской области
от 23 августа 2013 г. N 657/36
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБРАЗОВАНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ"
НА 2014-2025 ГОДЫ
(в ред. постановлений Правительства МО
от 17.12.2013 N 1068/56, от 25.12.2013 N 1128/57, от 25.02.2014 N 108/6,
от 24.04.2014 N 275/14, от 25.06.2014 N 495/21, от 25.06.2014 N 496/24,
от 14.08.2014 N 645/31, от 05.09.2014 N 716/35, от 16.09.2014 N 759/37,
от 25.11.2014 N 990/47, от 23.12.2014 N 1145/52, от 18.03.2015 N 145/10,
от 01.04.2015 N 202/12, от 13.05.2015 N 338/18, от 12.08.2015 N 679/30,
от 22.09.2015 N 848/36, от 27.10.2015 N 990/41, от 01.12.2015 N 1139/46,
от 19.01.2016 N 12/2, от 16.02.2016 N 103/4, от 18.02.2016 N 110/6,
от 14.06.2016 N 444/19, от 09.08.2016 N 575/28, от 05.10.2016 N 716/36)
Паспорт
государственной программы Московской области
"Образование Подмосковья" на 2014-2025 годы
(в ред. постановления Правительства МО
от 09.08.2016 N 575/28)
Координатор государственной программы
Забралова О.С., первый заместитель Председателя Правительства Московской области
Государственный заказчик государственной программы
Министерство образования Московской области (далее - Министерство образования)
Цели государственной программы
Обеспечение доступного качественного образования и успешной социализации детей и молодежи, удовлетворение потребности экономики Московской области в кадрах высокой квалификации
Перечень подпрограмм
Подпрограмма I "Дошкольное образование".
Подпрограмма II "Общее образование".
Подпрограмма III "Дополнительное образование, воспитание и психолого-социальное сопровождение детей".
Подпрограмма IV "Профессиональное образование".
Подпрограмма V "Система оценки качества образования и информационная открытость системы образования".
Подпрограмма VI "Обеспечивающая подпрограмма".
Подпрограмма VII "Обеспечение медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области медицинскими кадрами".
Подпрограмма VIII "Создание новых мест в общеобразовательных организациях в Московской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения"
Источники финансового обеспечения государственной программы, в том числе по годам:
Расходы (тыс. руб.) <1>
Всего
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
Средства бюджета Московской области
571305888
101848670
113477466
121892398
117907900
116137215
42239
-
-
-
Средства федерального бюджета
3954806
1934972,65
1252930,07
591617,32
104055,40
71231,00
0,00
Средства бюджетов муниципальных образований Московской области
16528362
3514545
3987425
5304110
2785532
936751
0
Внебюджетные источники
58509808
12805561
23748866
14186674
5944061
1811480
13166
Другие источники (средства работодателей)
3030
500
550
600
660
720
0
Всего, в том числе по годам:
650301894
120104248
142467237
141975399
126742208
118957397
55405
(в ред. постановления Правительства МО от 05.10.2016 N 716/36)
Планируемые результаты реализации государственной программы
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
Доля детей от 3 до 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, увеличится с 88,1 до 100 процентов
94
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
Отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций к среднемесячной заработной плате в общеобразовательных организациях в Московской области
98,7
100
104,3
104,3
104,3
104,3
104,3
104,3
104,3
104,3
104,3
104,3
Отношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к средней заработной плате по экономике в Московской области
111,3
107,2
108,6
103,5
100
100
100
100
100
100
100
100
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, от общей численности детей этого возраста увеличится с 76 до 82,8 процента
92,04
82,8
82,8
82,8
82,8
82,8
82,8
82,8
82,8
82,8
82,8
82,8
Доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, от общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы увеличится с 22,5 до 52 процентов по отрасли "Образование"
37
37
50
51
52
52
52
52
52
52
52
52
Увеличение показателя обеспеченности населения врачами с 30,0 на 10,0 тыс. населения в 2012 году до 32,8 на 10 тыс. населения в 2020 году
31,6
31,65
32
32,4
32,8
32,8
32,8
32,8
32,8
32,8
32,8
32,8
Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций
91,6
93,5
95
96
98
100
100
100
100
100
100
Количество новых мест в общеобразовательных организациях Московской области <2>
6100
19199
12782
7300
--------------------------------
<1> Объемы финансирования будут уточняться путем внесения изменений в государственную программу с учетом предоставления средств из федерального бюджета.
<2> Плановое значение показателей подлежит уточнению после проведения анализа мероприятий по созданию мест в образовательных организациях Московской области путем внесения изменений в государственную программу с учетом поступления средств из федерального бюджета.
Общая характеристика сферы реализации государственной
программы, в том числе формулировка основных проблем
в указанной сфере образования, инерционный
прогноз ее развития
(в ред. постановления Правительства МО
от 18.02.2016 N 110/6)
Дошкольное, общее и дополнительное образование
По размерам сети образовательных организаций, численности обучающихся и воспитанников система образования в Московской области является одной из наиболее крупных в Российской Федерации и включает в себя:
2049 дошкольных образовательных организаций с охватом 359996 детей, в том числе 100 частных дошкольных образовательных организаций;
1595 общеобразовательных организаций с контингентом 709756 обучающихся, в том числе 86 частных общеобразовательных организаций с контингентом 11093 обучающихся;
68 общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых обучается 10166 человек;
17 образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с контингентом 624 воспитанника;
1 общеобразовательную организацию для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, с контингентом 76 человек.
Сеть образовательных организаций в Московской области, деятельность которых направлена на решение задач дополнительного образования детей, воспитания и социализации, включает в себя:
229 организаций дополнительного образования, из них 2 региональные областные организации дополнительного образования;
25 муниципальных и 2 региональных образовательных организаций для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (центры психолого-медико-социального сопровождения, центры реабилитации и коррекции, центры диагностики и консультирования);
2 образовательные организации для обучающихся с девиантным поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа).
В Московской области обеспечены высокие в сравнении со средними по Российской Федерации и Центральному федеральному округу показатели охвата образовательными услугами:
услугами дошкольного образования охвачено 100 процентов детей в возрасте от 3 до 7 лет;
услугами общего образования охвачено 95,3 процента детей и подростков;
услугами дополнительного образования детей в организациях дополнительного образования охвачено 42,6 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет включительно.
В состав Министерства образования Московской области входят 38 территориальных структурных подразделений по опеке и попечительству.
На 1 января 2016 года 23322 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (93,4 процента), воспитываются в замещающих семьях, из них:
8797 детей находится под опекой (попечительством);
5964 ребенка - в приемных семьях;
8550 детей - в семьях усыновителей;
11 детей - в патронатной семье.
624 ребенка воспитываются в 17 организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Анализ текущего состояния системы образования в Московской области позволяет обозначить ряд проблем, решение которых органами государственной власти представляется необходимым в рамках государственной программы:
1) Доступность дошкольного образования.
К 2018 году в Московской области прогнозируется рост численности детей в возрасте от 1 до 7 лет с 471 тысячи до 575 тысяч человек, что усилит потребность семей в услугах дошкольного образования. Необходимо осуществить масштабное строительство и реконструкцию зданий дошкольных образовательных организаций, принять меры по поддержке негосударственного сектора услуг, чтобы удовлетворить эту потребность и обеспечить всех нуждающихся детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получения услуги дошкольного образования к 2016 году.
Рост численности детей дошкольного возраста в среднесрочной перспективе повлечет увеличение контингента учащихся в общеобразовательных организациях Московской области и увеличению риска сохранения второй смены. В 2013 году число обучающихся во вторую смену составляло более 70 тысяч человек.
2) Современное качество дошкольного и общего образования.
В настоящее время все виды благоустройства имеют 97 процентов зданий дошкольных образовательных организаций. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования потребует в ближайшей перспективе укрепления материально-технической базы и обеспечения всех необходимых по стандарту условий в дошкольных образовательных организациях в Московской области.
Техническое состояние отдельных школьных зданий не соответствует современным требованиям. По состоянию на 2015 год 50 зданий школ требуют капитального ремонта, 20 школ (1,44 процента от общего количества школ с учетом филиалов 1390) не имеют всех видов благоустройства. Всего используются 319 зданий школ с износом более 70 процентов. Сложившаяся ситуация вызвана тем, что многие здания школ спроектированы и построены в середине прошлого века и даже существенно раньше и не отвечают современным требованиям, предъявляемым к таким объектам. Необходим плановый вывод зданий школ, имеющих высокий уровень износа, из эксплуатации и перевод обучающихся в новые здания.
Необходимость создания новых мест в школах обусловлена высокой социальной значимостью решаемых задач по формированию условий для получения качественного общего образования, обеспечением односменного режима обучения в 1-11 (12) классах общеобразовательных организаций Московской области.
В системе общего образования в Московской области в целом обеспечивается высокое качество образовательных результатов. При этом сформировался сегмент школ с низким качеством образования, в которых обучаются преимущественно дети из неблагополучных семей, дети трудовых мигрантов. Остаются не сформированы механизмы языковой и культурной интеграции обучающих из семей трудовых мигрантов, адекватные масштабам их вовлеченности в систему образования (около 13 процентов контингента).
По количеству победителей всероссийских и международных олимпиад Московская область входит в число регионов - лидеров российского образования. Вместе с тем без дополнительных мер по поддержке одаренных детей, образовательных организаций и педагогических кадров с высоким уровнем достижений невозможно будет обеспечить устойчивость лидирующих позиций Московской области в этом направлении и увеличить число призеров всероссийских и международных олимпиад.
В отдельных территориях Московской области сохраняются ограничения доступности качественных образовательных услуг общего образования: часть обучающихся не обеспечена двухразовым горячим питанием, учится в школах, в которых менее 80 процентов условий соответствуют современным требованиям, не всем обучающимся обеспечен подвоз в базовые школы.
3) Педагогический корпус.
В Московской области созданы благоприятные условия для педагогических работников. В настоящее время средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций находится на уровне средней заработной платы по экономике региона и является одной из самых высоких по отрасли среди субъектов Российской Федерации. В перспективе до 2018 года необходимо обеспечить удержание данного показателя.
В то же время остается актуальной проблема кадрового обеспечения образовательных организаций, а именно "старение" педагогических кадров, недостаточная привлекательность профессии педагога для молодых талантливых выпускников образовательных организаций высшего образования, низкая динамика обновления компетенций в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего и дошкольного образования.
4) Воспитание и социализация детей и подростков, защита их прав и интересов.
Несмотря на реализуемые в Московской области меры, в подростковой и молодежной среде остается риск проявления алкоголизма, наркомании, насилия, ксенофобии. Значительным ресурсом в преодолении и профилактике указанных проблем обладает система дополнительного образования. Уровень охвата детей дополнительными образовательными программами в Московской области достаточно высок, однако необходимо обеспечить его удержание не ниже значения, определенного в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
Сохраняются проблемы социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" расширилась категория детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств бюджета Московской области, что требует увеличения ресурсов для их поддержки.
Профессиональное образование
В настоящее время закончен процесс оптимизации сети профессиональных образовательных организаций, связанный с интеграцией учреждений среднего профессионального образования и привлечением потенциала корпоративного сектора.
Система профессионального образования Московской области включает в себя 100 образовательных организаций, в том числе:
1) подведомственные:
Министерству образования Московской области - 55 образовательных организаций, из них 6 образовательных организаций высшего образования;
Министерству культуры Московской области - 4 профессиональных образовательных организации;
Министерству физической культуры и спорта Московской области - 5 профессиональных образовательных организаций;
Министерству здравоохранения Московской области - 5 профессиональных образовательных организаций;
2) негосударственные:
образовательные организации высшего образования - 24;
профессиональные образовательные организации - 8.
Средний процент трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования Московской области, составляет около 56 процентов, что превышает среднероссийский показатель.
Результаты опросов работодателей свидетельствуют о том, что профессиональные знания и навыки устаревают за 3-5 лет, поэтому особого внимания требует развитие системы непрерывного профессионального образования взрослого населения.
Для решения этой задачи в Московской области создано 6 многофункциональных центров прикладных квалификаций, которые реализуют "короткие" программы профессионального обучения, востребованные работодателями.
По итогам успешного участия в 2014-2015 гг. системы профессионального образования в реализации двух федеральных проектов "Модернизация системы подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), расположенных на территории Московской области" и "Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования" уменьшился дисбаланс между структурой выпуска специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих (служащих) и актуальными потребностями экономики Московской области в квалифицированных кадрах, в первую очередь предприятий ОПК. Появились обоснованные прогнозы потребностей рынка труда, позволяющие обеспечить опережающую подготовку кадров.
Важнейшим вызовом для системы образования является качество и квалификация работников всех уровней профессионального образования. Развитие системы высшего образования Подмосковья привело к активному включению преподавателей в исследовательскую деятельность по заказу работодателей.
195 представителей профессорско-преподавательского состава (ППС) образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования Московской области, включились в международную академическую кооперацию посредством стажировок, что составляет около 11 процентов от общей численности ППС.
С 2014 года контрольные цифры приема граждан на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования распределяются на основе конкурсных процедур.
Активно внедряется дуальная система образования. Приоритетность развития данной формы обучения подтверждается заключением соглашений о сотрудничестве между Правительством Московской области и Публичным акционерным обществом "Объединенная авиастроительная корпорация", Открытым акционерным обществом "Московская объединенная электросетевая компания", Акционерным обществом "Международный аэропорт Шереметьево" (постановление Правительства Московской области от 28.04.2015 N 294/16 "О заключении соглашений о сотрудничестве между Правительством Московской области и Публичным акционерным обществом "Объединенная авиастроительная корпорация", Открытым акционерным обществом "Московская объединенная электросетевая компания", Акционерным обществом "Международный аэропорт Шереметьево").
Обеспечение медицинских организаций государственной
и муниципальной систем здравоохранения Московской области
медицинскими кадрами
Состояние и перспективное развитие здравоохранения в значительной степени зависит от обеспеченности медицинских организаций медицинскими кадрами как главным ресурсом здравоохранения, организации их подготовки и повышения профессионального уровня.
Основной проблемой кадрового обеспечения медицинских организаций области является дефицит специалистов как с высшим, так и со средним медицинским образованием.
По состоянию на 1 января 2014 года в учреждениях здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Московской области, работают 109833 человека (физических лиц), в том числе 21846 врачей и 45792 средних медицинских работника.
Проводимая работа по улучшению обеспеченности учреждений здравоохранения Московской области позволила в 2013 году - впервые с 2009 года - достичь увеличения числа медицинских работников: врачей - на 217 человек (на 1 процент), средних медицинских работников - на 778 человек (на 1,7 процента).
Улучшился показатель обеспеченности населения медицинскими кадрами в расчете на 10 тысяч человек: врачами - с 30 процентов в 2012 году до 31 процента в 2013 году, средними медицинскими работниками - с 62,5 процента в 2012 году до 65 процентов в 2013 году.
В 2013 году замедлились темпы убытия медицинских кадров за пределы системы учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Московской области.
В то же время дефицит врачебных кадров увеличился на 8,4 процента и составил 16034 единицы, средних медицинских работников - на 10 процентов и составил 31347 единиц. Снизился показатель укомплектованности штатов: врачами - с 92,1 процента в 2012 г. до 90 процентов в 2013 году, средними медицинскими работниками - с 94,5 процента до 92,7 процента.
Дефицит врачей в медицинских организациях наблюдается на всех уровнях оказания медицинской помощи и по всем специальностям (в том числе: врачей-терапевтов, врачей-педиатров, врачей участковых, врачей-неонатологов, врачей-хирургов, врачей-акушеров-гинекологов, врачей-анестезиологов-реаниматологов, врачей-неврологов, врачей-офтальмологов, врачей-травматологов-ортопедов, врачей клинической лабораторной диагностики и других специалистов).
В целях планомерной подготовки и восполнения числа врачебных кадров Министерство здравоохранения Московской области с 1992 года заключает договоры с медицинскими вузами о целевом приеме абитуриентов региона на учебу. В целях сокращения имеющегося дефицита врачебных кадров по ходатайству Министерства здравоохранения Московской области число мест целевого приема в медицинские вузы за два года увеличилось со 140 до 343.
В настоящее время осуществляется целевая подготовка 1033 специалистов в семи медицинских вузах: Первом Московском государственном медицинском университете имени И.М. Сеченова, Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н.И. Пирогова, Московском государственном медико-стоматологическом университете имени А.И. Евдокимова, Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова, Ивановской государственной медицинской академии, Тверской государственной медицинской академии и Ярославской государственной медицинской академии.
В Московском государственном медико-стоматологическом университете имени А.И. Евдокимова в соответствии с государственными контрактами, заключенными в установленном порядке Министерством здравоохранения Московской области, осуществляется целевая подготовка 116 студентов с полным возмещением стоимости их обучения за счет средств бюджета Московской области.
Для повышения эффективности целевой подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием оформление целевых направлений для поступления в медицинские вузы осуществляется только при наличии у абитуриентов договора о последующей обязательной работе по полученной специальности в медицинских организациях.
Для получения послевузовского профессионального образования и дальнейшего трудоустройства в Московской области в 2011-2013 годах прибыл 591 выпускник медицинских вузов, из которых 411 оформлены для прохождения интернатуры, а 180 направлены для обучения в ординатуру.
В 2013 году по программам послевузовского профессионального образования (в интернатуре и ординатуре) подготовлен 241 врач. 90 процентов врачей, завершивших послевузовскую подготовку, приступили к работе в учреждениях здравоохранения Подмосковья.
Основными источниками пополнения учреждений здравоохранения Московской области специалистами среднего звена являются 5 государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования Московской области, подведомственных Министерству здравоохранения. В этих образовательных организациях в 2013 году обучалось 6086 студентов, в том числе 4754 студента (78,2 процента) - за счет средств бюджета Московской области. Соотношение числа бюджетных и внебюджетных мест в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования Московской области составляло 3,6:1. В 2014 году в данных образовательных организациях обучается 6156 студентов, в том числе 4832 студента (78,5 процента) - за счет средств бюджета Московской области. Соотношение числа бюджетных и внебюджетных мест составляет 3,7:1.
В 2013 году увеличены контрольные цифры приема в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования Московской области до 1500 человек, а в 2014 году - до 1560 человек, что позволило расширить подготовку специалистов по наиболее дефицитным специальностям: организован дополнительный прием абитуриентов на базе основного (общего) образования по специальности "Лабораторная диагностика" в ГБОУ СПО МО "Орехово-Зуевский медицинский колледж" и ГБПОУ МО "Московский областной медицинский колледж N 5". В 2014 году в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования Московской области принято на учебу 1932 студента, в том числе 80,7 процента - за счет средств бюджета Московской области.
Ежегодно обучение в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования Московской области завершают более 1000 студентов, около 75 процентов которых приступают к работе по полученным специальностям в государственных учреждениях здравоохранения региона.
Основное количество медицинских работников получают последипломную подготовку на факультете усовершенствования врачей ГБУЗ МО "Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф. Владимирского" и в отделениях повышения квалификации 11 учебных заведений Московской области. В 2013 году дополнительно к имеющимся 10 отделениям повышения квалификации было открыто отделение повышения квалификации в ГБОУ СПО МО "Мещерское медицинское училище".
В 2013 году на вышеуказанных учебных базах подготовлено 86 процентов врачей и 92 процента средних медработников от общего числа прошедших обучение за год этих категорий работников.
На осуществление послевузовской и дополнительной профессиональной подготовки медицинских работников из бюджета Московской области в 2013 году выделено 287017 тысяч рублей.
На 2014 год было предусмотрено финансирование из бюджета Московской области для дополнительной профессиональной подготовки 4331 врача и 6265 средних медицинских работников на областных учебных базах, а также послевузовской подготовки 170 врачей на базе ГБУЗ МО "Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф. Владимирского" (70 - в клинической интернатуре, 100 - в целевой клинической ординатуре).
С 2012 года в Московской области реализуется выполнение статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" о привлечении на работу врачей в сельские учреждения здравоохранения с выплатой единовременной компенсационной выплаты в размере 1 млн. рублей. С 2013 года осуществляется 50 процентов софинансирование за счет средств бюджета Московской области указанных выплат. Всего в рамках реализации вышеуказанного Федерального закона на работу в сельские учреждения привлечено 265 врачей.
В целях улучшения социально-экономического положения работников здравоохранения и закрепления медицинских кадров на рабочих местах принимаются меры к увеличению заработной платы медицинских работников, обеспечению их жилой площадью, проводятся мероприятия, направленные на повышение престижа профессии.
Решение кадровой проблемы предусматривает разработку планомерных подходов и направлений на основе проведения анализа фактического состояния, изучения тенденций, сложившихся в системе здравоохранения Московской области, с использованием программно-целевого метода управления в ходе их решения.
Выполнение мероприятий Подпрограммы VII "Обеспечение медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области медицинскими кадрами" обеспечит комплексный подход к решению вопросов, направленных на улучшение кадровой ситуации в медицинских организациях. Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также установить взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утратило силу от 25.10.2016 № 784/39
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2013 г. N 657/36
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОБРАЗОВАНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ" НА 2014-2025 ГОДЫ
(в ред. постановлений Правительства МО
от 17.12.2013 N 1068/56, от 25.12.2013 N 1128/57, от 25.02.2014 N 108/6,
от 24.04.2014 N 275/14, от 25.06.2014 N 495/21, от 25.06.2014 N 496/24,
от 14.08.2014 N 645/31, от 05.09.2014 N 716/35, от 16.09.2014 N 759/37,
от 25.11.2014 N 990/47, от 23.12.2014 N 1145/52, от 18.03.2015 N 145/10,
от 01.04.2015 N 202/12, от 13.05.2015 N 338/18, от 12.08.2015 N 679/30,
от 22.09.2015 N 848/36, от 27.10.2015 N 990/41, от 01.12.2015 N 1139/46,
от 19.01.2016 N 12/2, от 16.02.2016 N 103/4, от 18.02.2016 N 110/6,
от 14.06.2016 N 444/19, от 09.08.2016 N 575/28, от 05.10.2016 N 716/36 RU 50000201601402)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Московской области от 25.03.2013 N 208/8 "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Московской области" Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Московской области "Образование Подмосковья" на 2014-2025 годы.
(п. 1 в ред. постановления Правительства МО от 19.01.2016 N 12/2)
2. Признать утратившими силу с 1 января 2014 года:
постановление Правительства Московской области от 29.08.2012 N 1071/32 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы";
постановление Правительства Московской области от 07.11.2012 N 1397/40 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Московской области "Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы";
постановление Правительства Московской области от 29.12.2012 N 1610/48 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 29.08.2012 N 1071/32 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы";
постановление Правительства Московской области от 13.03.2013 N 176/10 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Московской области "Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы";
постановление Правительства Московской области от 30.04.2013 N 285/18 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Московской области "Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы";
постановление Правительства Московской области от 13.06.2013 N 420/24 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Московской области "Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы";
постановление Правительства Московской области от 02.08.2013 N 575/30 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Московской области "Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы".
3. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Московской области
А.Ю. Воробьев
Утверждена
постановлением Правительства
Московской области
от 23 августа 2013 г. N 657/36
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБРАЗОВАНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ"
НА 2014-2025 ГОДЫ
(в ред. постановлений Правительства МО
от 17.12.2013 N 1068/56, от 25.12.2013 N 1128/57, от 25.02.2014 N 108/6,
от 24.04.2014 N 275/14, от 25.06.2014 N 495/21, от 25.06.2014 N 496/24,
от 14.08.2014 N 645/31, от 05.09.2014 N 716/35, от 16.09.2014 N 759/37,
от 25.11.2014 N 990/47, от 23.12.2014 N 1145/52, от 18.03.2015 N 145/10,
от 01.04.2015 N 202/12, от 13.05.2015 N 338/18, от 12.08.2015 N 679/30,
от 22.09.2015 N 848/36, от 27.10.2015 N 990/41, от 01.12.2015 N 1139/46,
от 19.01.2016 N 12/2, от 16.02.2016 N 103/4, от 18.02.2016 N 110/6,
от 14.06.2016 N 444/19, от 09.08.2016 N 575/28, от 05.10.2016 N 716/36)
Паспорт
государственной программы Московской области
"Образование Подмосковья" на 2014-2025 годы
(в ред. постановления Правительства МО
от 09.08.2016 N 575/28)
Координатор государственной программы
Забралова О.С., первый заместитель Председателя Правительства Московской области
Государственный заказчик государственной программы
Министерство образования Московской области (далее - Министерство образования)
Цели государственной программы
Обеспечение доступного качественного образования и успешной социализации детей и молодежи, удовлетворение потребности экономики Московской области в кадрах высокой квалификации
Перечень подпрограмм
Подпрограмма I "Дошкольное образование".
Подпрограмма II "Общее образование".
Подпрограмма III "Дополнительное образование, воспитание и психолого-социальное сопровождение детей".
Подпрограмма IV "Профессиональное образование".
Подпрограмма V "Система оценки качества образования и информационная открытость системы образования".
Подпрограмма VI "Обеспечивающая подпрограмма".
Подпрограмма VII "Обеспечение медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области медицинскими кадрами".
Подпрограмма VIII "Создание новых мест в общеобразовательных организациях в Московской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения"
Источники финансового обеспечения государственной программы, в том числе по годам:
Расходы (тыс. руб.) <1>
Всего
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
Средства бюджета Московской области
571305888
101848670
113477466
121892398
117907900
116137215
42239
-
-
-
Средства федерального бюджета
3954806
1934972,65
1252930,07
591617,32
104055,40
71231,00
0,00
Средства бюджетов муниципальных образований Московской области
16528362
3514545
3987425
5304110
2785532
936751
0
Внебюджетные источники
58509808
12805561
23748866
14186674
5944061
1811480
13166
Другие источники (средства работодателей)
3030
500
550
600
660
720
0
Всего, в том числе по годам:
650301894
120104248
142467237
141975399
126742208
118957397
55405
(в ред. постановления Правительства МО от 05.10.2016 N 716/36)
Планируемые результаты реализации государственной программы
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
Доля детей от 3 до 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, увеличится с 88,1 до 100 процентов
94
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
Отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций к среднемесячной заработной плате в общеобразовательных организациях в Московской области
98,7
100
104,3
104,3
104,3
104,3
104,3
104,3
104,3
104,3
104,3
104,3
Отношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к средней заработной плате по экономике в Московской области
111,3
107,2
108,6
103,5
100
100
100
100
100
100
100
100
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, от общей численности детей этого возраста увеличится с 76 до 82,8 процента
92,04
82,8
82,8
82,8
82,8
82,8
82,8
82,8
82,8
82,8
82,8
82,8
Доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, от общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы увеличится с 22,5 до 52 процентов по отрасли "Образование"
37
37
50
51
52
52
52
52
52
52
52
52
Увеличение показателя обеспеченности населения врачами с 30,0 на 10,0 тыс. населения в 2012 году до 32,8 на 10 тыс. населения в 2020 году
31,6
31,65
32
32,4
32,8
32,8
32,8
32,8
32,8
32,8
32,8
32,8
Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций
91,6
93,5
95
96
98
100
100
100
100
100
100
Количество новых мест в общеобразовательных организациях Московской области <2>
6100
19199
12782
7300
--------------------------------
<1> Объемы финансирования будут уточняться путем внесения изменений в государственную программу с учетом предоставления средств из федерального бюджета.
<2> Плановое значение показателей подлежит уточнению после проведения анализа мероприятий по созданию мест в образовательных организациях Московской области путем внесения изменений в государственную программу с учетом поступления средств из федерального бюджета.
Общая характеристика сферы реализации государственной
программы, в том числе формулировка основных проблем
в указанной сфере образования, инерционный
прогноз ее развития
(в ред. постановления Правительства МО
от 18.02.2016 N 110/6)
Дошкольное, общее и дополнительное образование
По размерам сети образовательных организаций, численности обучающихся и воспитанников система образования в Московской области является одной из наиболее крупных в Российской Федерации и включает в себя:
2049 дошкольных образовательных организаций с охватом 359996 детей, в том числе 100 частных дошкольных образовательных организаций;
1595 общеобразовательных организаций с контингентом 709756 обучающихся, в том числе 86 частных общеобразовательных организаций с контингентом 11093 обучающихся;
68 общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых обучается 10166 человек;
17 образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с контингентом 624 воспитанника;
1 общеобразовательную организацию для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, с контингентом 76 человек.
Сеть образовательных организаций в Московской области, деятельность которых направлена на решение задач дополнительного образования детей, воспитания и социализации, включает в себя:
229 организаций дополнительного образования, из них 2 региональные областные организации дополнительного образования;
25 муниципальных и 2 региональных образовательных организаций для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (центры психолого-медико-социального сопровождения, центры реабилитации и коррекции, центры диагностики и консультирования);
2 образовательные организации для обучающихся с девиантным поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа).
В Московской области обеспечены высокие в сравнении со средними по Российской Федерации и Центральному федеральному округу показатели охвата образовательными услугами:
услугами дошкольного образования охвачено 100 процентов детей в возрасте от 3 до 7 лет;
услугами общего образования охвачено 95,3 процента детей и подростков;
услугами дополнительного образования детей в организациях дополнительного образования охвачено 42,6 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет включительно.
В состав Министерства образования Московской области входят 38 территориальных структурных подразделений по опеке и попечительству.
На 1 января 2016 года 23322 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (93,4 процента), воспитываются в замещающих семьях, из них:
8797 детей находится под опекой (попечительством);
5964 ребенка - в приемных семьях;
8550 детей - в семьях усыновителей;
11 детей - в патронатной семье.
624 ребенка воспитываются в 17 организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Анализ текущего состояния системы образования в Московской области позволяет обозначить ряд проблем, решение которых органами государственной власти представляется необходимым в рамках государственной программы:
1) Доступность дошкольного образования.
К 2018 году в Московской области прогнозируется рост численности детей в возрасте от 1 до 7 лет с 471 тысячи до 575 тысяч человек, что усилит потребность семей в услугах дошкольного образования. Необходимо осуществить масштабное строительство и реконструкцию зданий дошкольных образовательных организаций, принять меры по поддержке негосударственного сектора услуг, чтобы удовлетворить эту потребность и обеспечить всех нуждающихся детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получения услуги дошкольного образования к 2016 году.
Рост численности детей дошкольного возраста в среднесрочной перспективе повлечет увеличение контингента учащихся в общеобразовательных организациях Московской области и увеличению риска сохранения второй смены. В 2013 году число обучающихся во вторую смену составляло более 70 тысяч человек.
2) Современное качество дошкольного и общего образования.
В настоящее время все виды благоустройства имеют 97 процентов зданий дошкольных образовательных организаций. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования потребует в ближайшей перспективе укрепления материально-технической базы и обеспечения всех необходимых по стандарту условий в дошкольных образовательных организациях в Московской области.
Техническое состояние отдельных школьных зданий не соответствует современным требованиям. По состоянию на 2015 год 50 зданий школ требуют капитального ремонта, 20 школ (1,44 процента от общего количества школ с учетом филиалов 1390) не имеют всех видов благоустройства. Всего используются 319 зданий школ с износом более 70 процентов. Сложившаяся ситуация вызвана тем, что многие здания школ спроектированы и построены в середине прошлого века и даже существенно раньше и не отвечают современным требованиям, предъявляемым к таким объектам. Необходим плановый вывод зданий школ, имеющих высокий уровень износа, из эксплуатации и перевод обучающихся в новые здания.
Необходимость создания новых мест в школах обусловлена высокой социальной значимостью решаемых задач по формированию условий для получения качественного общего образования, обеспечением односменного режима обучения в 1-11 (12) классах общеобразовательных организаций Московской области.
В системе общего образования в Московской области в целом обеспечивается высокое качество образовательных результатов. При этом сформировался сегмент школ с низким качеством образования, в которых обучаются преимущественно дети из неблагополучных семей, дети трудовых мигрантов. Остаются не сформированы механизмы языковой и культурной интеграции обучающих из семей трудовых мигрантов, адекватные масштабам их вовлеченности в систему образования (около 13 процентов контингента).
По количеству победителей всероссийских и международных олимпиад Московская область входит в число регионов - лидеров российского образования. Вместе с тем без дополнительных мер по поддержке одаренных детей, образовательных организаций и педагогических кадров с высоким уровнем достижений невозможно будет обеспечить устойчивость лидирующих позиций Московской области в этом направлении и увеличить число призеров всероссийских и международных олимпиад.
В отдельных территориях Московской области сохраняются ограничения доступности качественных образовательных услуг общего образования: часть обучающихся не обеспечена двухразовым горячим питанием, учится в школах, в которых менее 80 процентов условий соответствуют современным требованиям, не всем обучающимся обеспечен подвоз в базовые школы.
3) Педагогический корпус.
В Московской области созданы благоприятные условия для педагогических работников. В настоящее время средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций находится на уровне средней заработной платы по экономике региона и является одной из самых высоких по отрасли среди субъектов Российской Федерации. В перспективе до 2018 года необходимо обеспечить удержание данного показателя.
В то же время остается актуальной проблема кадрового обеспечения образовательных организаций, а именно "старение" педагогических кадров, недостаточная привлекательность профессии педагога для молодых талантливых выпускников образовательных организаций высшего образования, низкая динамика обновления компетенций в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего и дошкольного образования.
4) Воспитание и социализация детей и подростков, защита их прав и интересов.
Несмотря на реализуемые в Московской области меры, в подростковой и молодежной среде остается риск проявления алкоголизма, наркомании, насилия, ксенофобии. Значительным ресурсом в преодолении и профилактике указанных проблем обладает система дополнительного образования. Уровень охвата детей дополнительными образовательными программами в Московской области достаточно высок, однако необходимо обеспечить его удержание не ниже значения, определенного в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
Сохраняются проблемы социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" расширилась категория детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств бюджета Московской области, что требует увеличения ресурсов для их поддержки.
Профессиональное образование
В настоящее время закончен процесс оптимизации сети профессиональных образовательных организаций, связанный с интеграцией учреждений среднего профессионального образования и привлечением потенциала корпоративного сектора.
Система профессионального образования Московской области включает в себя 100 образовательных организаций, в том числе:
1) подведомственные:
Министерству образования Московской области - 55 образовательных организаций, из них 6 образовательных организаций высшего образования;
Министерству культуры Московской области - 4 профессиональных образовательных организации;
Министерству физической культуры и спорта Московской области - 5 профессиональных образовательных организаций;
Министерству здравоохранения Московской области - 5 профессиональных образовательных организаций;
2) негосударственные:
образовательные организации высшего образования - 24;
профессиональные образовательные организации - 8.
Средний процент трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования Московской области, составляет около 56 процентов, что превышает среднероссийский показатель.
Результаты опросов работодателей свидетельствуют о том, что профессиональные знания и навыки устаревают за 3-5 лет, поэтому особого внимания требует развитие системы непрерывного профессионального образования взрослого населения.
Для решения этой задачи в Московской области создано 6 многофункциональных центров прикладных квалификаций, которые реализуют "короткие" программы профессионального обучения, востребованные работодателями.
По итогам успешного участия в 2014-2015 гг. системы профессионального образования в реализации двух федеральных проектов "Модернизация системы подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), расположенных на территории Московской области" и "Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования" уменьшился дисбаланс между структурой выпуска специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих (служащих) и актуальными потребностями экономики Московской области в квалифицированных кадрах, в первую очередь предприятий ОПК. Появились обоснованные прогнозы потребностей рынка труда, позволяющие обеспечить опережающую подготовку кадров.
Важнейшим вызовом для системы образования является качество и квалификация работников всех уровней профессионального образования. Развитие системы высшего образования Подмосковья привело к активному включению преподавателей в исследовательскую деятельность по заказу работодателей.
195 представителей профессорско-преподавательского состава (ППС) образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования Московской области, включились в международную академическую кооперацию посредством стажировок, что составляет около 11 процентов от общей численности ППС.
С 2014 года контрольные цифры приема граждан на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования распределяются на основе конкурсных процедур.
Активно внедряется дуальная система образования. Приоритетность развития данной формы обучения подтверждается заключением соглашений о сотрудничестве между Правительством Московской области и Публичным акционерным обществом "Объединенная авиастроительная корпорация", Открытым акционерным обществом "Московская объединенная электросетевая компания", Акционерным обществом "Международный аэропорт Шереметьево" (постановление Правительства Московской области от 28.04.2015 N 294/16 "О заключении соглашений о сотрудничестве между Правительством Московской области и Публичным акционерным обществом "Объединенная авиастроительная корпорация", Открытым акционерным обществом "Московская объединенная электросетевая компания", Акционерным обществом "Международный аэропорт Шереметьево").
Обеспечение медицинских организаций государственной
и муниципальной систем здравоохранения Московской области
медицинскими кадрами
Состояние и перспективное развитие здравоохранения в значительной степени зависит от обеспеченности медицинских организаций медицинскими кадрами как главным ресурсом здравоохранения, организации их подготовки и повышения профессионального уровня.
Основной проблемой кадрового обеспечения медицинских организаций области является дефицит специалистов как с высшим, так и со средним медицинским образованием.
По состоянию на 1 января 2014 года в учреждениях здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Московской области, работают 109833 человека (физических лиц), в том числе 21846 врачей и 45792 средних медицинских работника.
Проводимая работа по улучшению обеспеченности учреждений здравоохранения Московской области позволила в 2013 году - впервые с 2009 года - достичь увеличения числа медицинских работников: врачей - на 217 человек (на 1 процент), средних медицинских работников - на 778 человек (на 1,7 процента).
Улучшился показатель обеспеченности населения медицинскими кадрами в расчете на 10 тысяч человек: врачами - с 30 процентов в 2012 году до 31 процента в 2013 году, средними медицинскими работниками - с 62,5 процента в 2012 году до 65 процентов в 2013 году.
В 2013 году замедлились темпы убытия медицинских кадров за пределы системы учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Московской области.
В то же время дефицит врачебных кадров увеличился на 8,4 процента и составил 16034 единицы, средних медицинских работников - на 10 процентов и составил 31347 единиц. Снизился показатель укомплектованности штатов: врачами - с 92,1 процента в 2012 г. до 90 процентов в 2013 году, средними медицинскими работниками - с 94,5 процента до 92,7 процента.
Дефицит врачей в медицинских организациях наблюдается на всех уровнях оказания медицинской помощи и по всем специальностям (в том числе: врачей-терапевтов, врачей-педиатров, врачей участковых, врачей-неонатологов, врачей-хирургов, врачей-акушеров-гинекологов, врачей-анестезиологов-реаниматологов, врачей-неврологов, врачей-офтальмологов, врачей-травматологов-ортопедов, врачей клинической лабораторной диагностики и других специалистов).
В целях планомерной подготовки и восполнения числа врачебных кадров Министерство здравоохранения Московской области с 1992 года заключает договоры с медицинскими вузами о целевом приеме абитуриентов региона на учебу. В целях сокращения имеющегося дефицита врачебных кадров по ходатайству Министерства здравоохранения Московской области число мест целевого приема в медицинские вузы за два года увеличилось со 140 до 343.
В настоящее время осуществляется целевая подготовка 1033 специалистов в семи медицинских вузах: Первом Московском государственном медицинском университете имени И.М. Сеченова, Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н.И. Пирогова, Московском государственном медико-стоматологическом университете имени А.И. Евдокимова, Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова, Ивановской государственной медицинской академии, Тверской государственной медицинской академии и Ярославской государственной медицинской академии.
В Московском государственном медико-стоматологическом университете имени А.И. Евдокимова в соответствии с государственными контрактами, заключенными в установленном порядке Министерством здравоохранения Московской области, осуществляется целевая подготовка 116 студентов с полным возмещением стоимости их обучения за счет средств бюджета Московской области.
Для повышения эффективности целевой подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием оформление целевых направлений для поступления в медицинские вузы осуществляется только при наличии у абитуриентов договора о последующей обязательной работе по полученной специальности в медицинских организациях.
Для получения послевузовского профессионального образования и дальнейшего трудоустройства в Московской области в 2011-2013 годах прибыл 591 выпускник медицинских вузов, из которых 411 оформлены для прохождения интернатуры, а 180 направлены для обучения в ординатуру.
В 2013 году по программам послевузовского профессионального образования (в интернатуре и ординатуре) подготовлен 241 врач. 90 процентов врачей, завершивших послевузовскую подготовку, приступили к работе в учреждениях здравоохранения Подмосковья.
Основными источниками пополнения учреждений здравоохранения Московской области специалистами среднего звена являются 5 государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования Московской области, подведомственных Министерству здравоохранения. В этих образовательных организациях в 2013 году обучалось 6086 студентов, в том числе 4754 студента (78,2 процента) - за счет средств бюджета Московской области. Соотношение числа бюджетных и внебюджетных мест в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования Московской области составляло 3,6:1. В 2014 году в данных образовательных организациях обучается 6156 студентов, в том числе 4832 студента (78,5 процента) - за счет средств бюджета Московской области. Соотношение числа бюджетных и внебюджетных мест составляет 3,7:1.
В 2013 году увеличены контрольные цифры приема в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования Московской области до 1500 человек, а в 2014 году - до 1560 человек, что позволило расширить подготовку специалистов по наиболее дефицитным специальностям: организован дополнительный прием абитуриентов на базе основного (общего) образования по специальности "Лабораторная диагностика" в ГБОУ СПО МО "Орехово-Зуевский медицинский колледж" и ГБПОУ МО "Московский областной медицинский колледж N 5". В 2014 году в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования Московской области принято на учебу 1932 студента, в том числе 80,7 процента - за счет средств бюджета Московской области.
Ежегодно обучение в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования Московской области завершают более 1000 студентов, около 75 процентов которых приступают к работе по полученным специальностям в государственных учреждениях здравоохранения региона.
Основное количество медицинских работников получают последипломную подготовку на факультете усовершенствования врачей ГБУЗ МО "Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф. Владимирского" и в отделениях повышения квалификации 11 учебных заведений Московской области. В 2013 году дополнительно к имеющимся 10 отделениям повышения квалификации было открыто отделение повышения квалификации в ГБОУ СПО МО "Мещерское медицинское училище".
В 2013 году на вышеуказанных учебных базах подготовлено 86 процентов врачей и 92 процента средних медработников от общего числа прошедших обучение за год этих категорий работников.
На осуществление послевузовской и дополнительной профессиональной подготовки медицинских работников из бюджета Московской области в 2013 году выделено 287017 тысяч рублей.
На 2014 год было предусмотрено финансирование из бюджета Московской области для дополнительной профессиональной подготовки 4331 врача и 6265 средних медицинских работников на областных учебных базах, а также послевузовской подготовки 170 врачей на базе ГБУЗ МО "Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф. Владимирского" (70 - в клинической интернатуре, 100 - в целевой клинической ординатуре).
С 2012 года в Московской области реализуется выполнение статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" о привлечении на работу врачей в сельские учреждения здравоохранения с выплатой единовременной компенсационной выплаты в размере 1 млн. рублей. С 2013 года осуществляется 50 процентов софинансирование за счет средств бюджета Московской области указанных выплат. Всего в рамках реализации вышеуказанного Федерального закона на работу в сельские учреждения привлечено 265 врачей.
В целях улучшения социально-экономического положения работников здравоохранения и закрепления медицинских кадров на рабочих местах принимаются меры к увеличению заработной платы медицинских работников, обеспечению их жилой площадью, проводятся мероприятия, направленные на повышение престижа профессии.
Решение кадровой проблемы предусматривает разработку планомерных подходов и направлений на основе проведения анализа фактического состояния, изучения тенденций, сложившихся в системе здравоохранения Московской области, с использованием программно-целевого метода управления в ходе их решения.
Выполнение мероприятий Подпрограммы VII "Обеспечение медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области медицинскими кадрами" обеспечит комплексный подход к решению вопросов, направленных на улучшение кадровой ситуации в медицинских организациях. Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также установить взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | "Ежедневные Новости. Подмосковье" № 215 от 15.11.2013 |
Рубрики правового классификатора: | 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.020.000 Наука (см. также 150.080.000, 200.160.040) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: