Основная информация
Дата опубликования: | 23 октября 1990г. |
Номер документа: | С9000710 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР |
Раздел на сайте: | Законодательство СССР и РСФСР |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
&с9000710
&с9000710
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
П+О+С+Т+А+Н+О+В+Л+Е+Н+И+Е
от 23
октября 1990 г. N 1071
Москва, Кремль
О ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖБЕ
ЗАНЯТОСТИ
(См. также.-
Постановление Совета Министров СССР от 19 декабря 1990 г. N 1311; НГР:
с9000913.).
Переход к регулируемой
рыночной экономике, изменение отраслевой структуры народного хозяйства,
ликвидация нерентабельных производств и предприятий вызывают необходимость
широкомасштабного перераспределения и трудоустройства работников. Во многих
случаях этот процесс будет связан с их профессиональной переподготовкой, а
также с производственным обучением молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних
детей, инвалидов и других категорий населения, нуждающихся в особой защите в
сфере труда.
Деятельность
существующих в стране хозрасчетных бюро и центров по трудоустройству населения
все еще слабо нацелена на решение региональных проблем занятости, а их финансовое
положение во многом зависит от объема платных услуг, выполняемых по договорам
для предприятий, учреждений и организаций.
Увеличение масштабов
перераспределения рабочей силы и повышение требований к качеству переподготовки
работников требуют преобразования действующей службы трудоустройства с целью
создания структуры специальных государственных органов, призванных обеспечить
комплексное решение задач по регулированию занятости населения, включая
профессиональную ориентацию, трудоустройство, социальную поддержку временно
незанятых граждан.
В целях создания
условий для реализации права граждан на труд, получения ими бесплатной
государственной помощи в трудоустройстве, профессиональной ориентации,
профессиональной подготовке и переподготовке, повышении квалификации, а также
для обеспечения социальной защиты временно незанятых граждан Совет Министров
СССР п+о+с+т+а+н+о+в+л+я+е+т:
1. Признать
целесообразным создать в системе органов по труду и социальным вопросам
государственную службу занятости, призванную обеспечивать координацию и решение
вопросов занятости населения на всей территории Союза ССР.
2. Рекомендовать
правительствам союзных и автономных республик: образовать в краях, областях,
автономных округах, союзных и автономных республиках управления (главные
управления) занятости; определить структуру и штаты органов государственной
службы занятости, уделив особое внимание центрам занятости, действующим под
руководством районных, городских (районных в городе) Советов народных
депутатов, имея в виду, что указанные центры должны стать главным звеном этой
службы и осуществлять всю практическую работу по обеспечению трудоустройства и
социальной защиты незанятого населения. Считать целесообразным создать центры
занятости на базе действующих хозрасчетных бюро (центров) по трудоустройству;
создать в составе
государственной службы занятости инспекцию, осуществляющую контроль за
исполнением предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм
собственности и хозяйствования законодательства о занятости населения.
3. Возложить на
государственную службу занятости: анализ состояния рынка труда, прогноз и
предложения на рабочую силу, подготовку с участием заинтересованных организаций
государственных и региональных программ занятости населения и обеспечение их
реализации;
учет граждан,
обращающихся по вопросам трудоустройства, и оказание им помощи в подборе
подходящей работы и трудоустройстве;
обеспечение населения
достоверной, полной и оперативной информацией о возможностях трудоустройства на
основе учета свободных рабочих мест и вакантных должностей;
проведение
профессиональной ориентации и консультаций населения, в том числе молодежи;
организацию
профессиональной подготовки и переподготовки работников, высвобождаемых с
предприятий, из учреждений и организаций, лиц, испытывающих затруднения в
устройстве на работу, а также иных категорий незанятого населения;
оказание предприятиям,
учреждениям и организациям, независимо от форм собственности и хозяйствования,
помощи в подборе необходимых им работников, консультирование и обеспечение их
информацией о состоянии рынка труда;
предоставление
временной работы, в том числе направление граждан, по их желанию, на
оплачиваемые работы, организуемые местными Советами народных депутатов;
подготовку предложений
и заключений об использовании труда иностранных граждан, привлекаемых в СССР
для работы на основе межправительственных соглашений и лицензий;
организацию работы по
вопросам профессиональной деятельности советских граждан за границей, включая
выдачу лицензий коммерческим организациям на подбор места для работы таких
граждан, их профессиональную подготовку и оказание других услуг при
трудоустройстве;
обеспечение в пределах
своей компетенции социальной защиты незанятых граждан;
осуществление контроля
за исполнением предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм
собственности и хозяйствования, законодательства о занятости населения.
4. Установить, что
услуги, связанные с обеспечением занятости граждан,предоставляются
государственной службой занятости бесплатно.
5. Государственной
службе занятости предоставляется право:
запрашивать у
предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и
хозяйствования, информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных
мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение трудящихся, а
также данные о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), о
количестве высвобождаемых, принятых и уволенных работников;
рекомендовать предприятиям,
учреждениям и организациям, независимо от форм собственности и хозяйствования,
при наличии у них соответствующих свободных рабочих мест (вакантных должностей)
принимать на работу граждан, обращающихся в службу занятости для
трудоустройства, в соответствии с уровнем их квалификации и профессиональной
подготовки;
разрабатывать и вносить
на рассмотрение местных Советов народных депутатов предложения об установлении
для всех предприятий, учреждений и организаций квоты приема на работу лиц,
требующих социальной защиты и испытывающих затруднения в трудоустройстве, в том
числе молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, лиц,
продолжительное время не работающих, освобожденных из учреждений, исполняющих
наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда;
заключать по
доверенности предприятий, учреждений и организаций от их имени договоры с
гражданами о трудоустройстве (с предварительной при необходимости
профессиональной подготовкой), оплачивать таким гражданам за счет средств предприятий,
учреждений, организаций стоимость проезда, суточные за каждый день нахождения в
пути, а также выдавать им пособия при переезде на новое место жительства и
работы;
направлять в
установленном порядке незанятых граждан, по их желанию, на оплачиваемые
общественные работы;
оплачивать стоимость
профессионального обучения и переобучения лиц, трудоустройство которых требует
получения новой профессии (специальности), а также устанавливать им на весь
период обучения стипендии в размерах, предусмотренных законодательством Союза
ССР, союзных и автономных республик;
выдавать в
установленном порядке гражданам пособия по временной незанятости и
приостанавливать выплату этих пособий.
6. В частичное
изменение постановления Совета Министров СССР от 30 августа 1989 г. N 700
преобразовать Управление трудовых ресурсов и занятости Государственного
комитета СССР по труду и социальным вопросам в Главное управление занятости
этого Комитета (без увеличения предельной численности работников центрального
аппарата Комитета и предельной суммы расходов на его содержание, в том числе
фонда оплаты труда).
7. Возложить на
Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам:
разработку общесоюзных
государственных программ занятости населения;
подготовку предложений
для формирования общесоюзной государственной политики занятости;
координация
деятельности государственной службы занятости союзных республик и оказание им
необходимой помощи, в том числе по обеспечению контроля за соблюдением
законодательства о занятости населения.
8. Рекомендовать
союзным и автономным республикам финансировать органы управления,
координирующие процессы занятости в союзных (автономных) республиках, краях и
областях, за счет средств соответствующих бюджетов.
Финансирование
деятельности центров занятости осуществляется в порядке, предусмотренном
законодательством союзных и автономных республик.
9. Государственному
комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с Государственным
комитетом СССР по народному образованию и Министерством финансов СССР внести в
Совет Министров СССР предложения, согласованные с правительствами союзных
республик, о формировании начиная с 1991 года системы профессионального
обучения высвобождаемых работников и незанятого населения.
10. Разрешить
государственной службе занятости оказывать предприятиям, учреждениям и
организациям, независимо от форм собственности и хозяйствования, по их заявкам
(договорам) платные услуги, не связанные с обеспечением занятости граждан, с
последующим зачислением полученных средств в установленном порядке в
Государственный фонд содействия занятости.
11. Государственному
комитету СССР по труду и социальным вопросам определить условия оплаты труда
работников службы занятости применительно к условиям оплаты труда,
предусмотренным постановлением Совета Министров СССР от 29 сентября 1989 г. N
803, и по согласованию с правительствами союзных республик утвердить примерное
положение о государственной службе занятости.
12. Признать
целесообразным создать комитеты содействия занятости, работающие в тесном
взаимодействии с государственной службой занятости на союзном, республиканском
и местном уровнях.
В состав комитетов
содействия занятости на паритетных началах включаются представители
профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) предприятий и органов государственной
власти и управления. Формирование комитетов и порядок организации их работы
определяются представленными в комитетах сторонами.
13. Государственному
комитету СССР по статистике по представлению Государственного комитета СССР по
труду и социальным вопросам внести необходимые изменения в действующую
статистическую отчетность.
14. Государственному
комитету СССР по труду и социальным вопросам и Государственному комитету СССР
по вычислительной технике и информатике совместно с Государственным комитетом
СССР по статистике утвердить до конца 1990 года порядок и сроки создания единой
информационно-вычислительной системы учета и распределения трудовых ресурсов
как составной части государственной программы информатизации общества.
&с9000710
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
П+О+С+Т+А+Н+О+В+Л+Е+Н+И+Е
от 23
октября 1990 г. N 1071
Москва, Кремль
О ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖБЕ
ЗАНЯТОСТИ
(См. также.-
Постановление Совета Министров СССР от 19 декабря 1990 г. N 1311; НГР:
с9000913.).
Переход к регулируемой
рыночной экономике, изменение отраслевой структуры народного хозяйства,
ликвидация нерентабельных производств и предприятий вызывают необходимость
широкомасштабного перераспределения и трудоустройства работников. Во многих
случаях этот процесс будет связан с их профессиональной переподготовкой, а
также с производственным обучением молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних
детей, инвалидов и других категорий населения, нуждающихся в особой защите в
сфере труда.
Деятельность
существующих в стране хозрасчетных бюро и центров по трудоустройству населения
все еще слабо нацелена на решение региональных проблем занятости, а их финансовое
положение во многом зависит от объема платных услуг, выполняемых по договорам
для предприятий, учреждений и организаций.
Увеличение масштабов
перераспределения рабочей силы и повышение требований к качеству переподготовки
работников требуют преобразования действующей службы трудоустройства с целью
создания структуры специальных государственных органов, призванных обеспечить
комплексное решение задач по регулированию занятости населения, включая
профессиональную ориентацию, трудоустройство, социальную поддержку временно
незанятых граждан.
В целях создания
условий для реализации права граждан на труд, получения ими бесплатной
государственной помощи в трудоустройстве, профессиональной ориентации,
профессиональной подготовке и переподготовке, повышении квалификации, а также
для обеспечения социальной защиты временно незанятых граждан Совет Министров
СССР п+о+с+т+а+н+о+в+л+я+е+т:
1. Признать
целесообразным создать в системе органов по труду и социальным вопросам
государственную службу занятости, призванную обеспечивать координацию и решение
вопросов занятости населения на всей территории Союза ССР.
2. Рекомендовать
правительствам союзных и автономных республик: образовать в краях, областях,
автономных округах, союзных и автономных республиках управления (главные
управления) занятости; определить структуру и штаты органов государственной
службы занятости, уделив особое внимание центрам занятости, действующим под
руководством районных, городских (районных в городе) Советов народных
депутатов, имея в виду, что указанные центры должны стать главным звеном этой
службы и осуществлять всю практическую работу по обеспечению трудоустройства и
социальной защиты незанятого населения. Считать целесообразным создать центры
занятости на базе действующих хозрасчетных бюро (центров) по трудоустройству;
создать в составе
государственной службы занятости инспекцию, осуществляющую контроль за
исполнением предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм
собственности и хозяйствования законодательства о занятости населения.
3. Возложить на
государственную службу занятости: анализ состояния рынка труда, прогноз и
предложения на рабочую силу, подготовку с участием заинтересованных организаций
государственных и региональных программ занятости населения и обеспечение их
реализации;
учет граждан,
обращающихся по вопросам трудоустройства, и оказание им помощи в подборе
подходящей работы и трудоустройстве;
обеспечение населения
достоверной, полной и оперативной информацией о возможностях трудоустройства на
основе учета свободных рабочих мест и вакантных должностей;
проведение
профессиональной ориентации и консультаций населения, в том числе молодежи;
организацию
профессиональной подготовки и переподготовки работников, высвобождаемых с
предприятий, из учреждений и организаций, лиц, испытывающих затруднения в
устройстве на работу, а также иных категорий незанятого населения;
оказание предприятиям,
учреждениям и организациям, независимо от форм собственности и хозяйствования,
помощи в подборе необходимых им работников, консультирование и обеспечение их
информацией о состоянии рынка труда;
предоставление
временной работы, в том числе направление граждан, по их желанию, на
оплачиваемые работы, организуемые местными Советами народных депутатов;
подготовку предложений
и заключений об использовании труда иностранных граждан, привлекаемых в СССР
для работы на основе межправительственных соглашений и лицензий;
организацию работы по
вопросам профессиональной деятельности советских граждан за границей, включая
выдачу лицензий коммерческим организациям на подбор места для работы таких
граждан, их профессиональную подготовку и оказание других услуг при
трудоустройстве;
обеспечение в пределах
своей компетенции социальной защиты незанятых граждан;
осуществление контроля
за исполнением предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм
собственности и хозяйствования, законодательства о занятости населения.
4. Установить, что
услуги, связанные с обеспечением занятости граждан,предоставляются
государственной службой занятости бесплатно.
5. Государственной
службе занятости предоставляется право:
запрашивать у
предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и
хозяйствования, информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных
мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение трудящихся, а
также данные о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), о
количестве высвобождаемых, принятых и уволенных работников;
рекомендовать предприятиям,
учреждениям и организациям, независимо от форм собственности и хозяйствования,
при наличии у них соответствующих свободных рабочих мест (вакантных должностей)
принимать на работу граждан, обращающихся в службу занятости для
трудоустройства, в соответствии с уровнем их квалификации и профессиональной
подготовки;
разрабатывать и вносить
на рассмотрение местных Советов народных депутатов предложения об установлении
для всех предприятий, учреждений и организаций квоты приема на работу лиц,
требующих социальной защиты и испытывающих затруднения в трудоустройстве, в том
числе молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, лиц,
продолжительное время не работающих, освобожденных из учреждений, исполняющих
наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда;
заключать по
доверенности предприятий, учреждений и организаций от их имени договоры с
гражданами о трудоустройстве (с предварительной при необходимости
профессиональной подготовкой), оплачивать таким гражданам за счет средств предприятий,
учреждений, организаций стоимость проезда, суточные за каждый день нахождения в
пути, а также выдавать им пособия при переезде на новое место жительства и
работы;
направлять в
установленном порядке незанятых граждан, по их желанию, на оплачиваемые
общественные работы;
оплачивать стоимость
профессионального обучения и переобучения лиц, трудоустройство которых требует
получения новой профессии (специальности), а также устанавливать им на весь
период обучения стипендии в размерах, предусмотренных законодательством Союза
ССР, союзных и автономных республик;
выдавать в
установленном порядке гражданам пособия по временной незанятости и
приостанавливать выплату этих пособий.
6. В частичное
изменение постановления Совета Министров СССР от 30 августа 1989 г. N 700
преобразовать Управление трудовых ресурсов и занятости Государственного
комитета СССР по труду и социальным вопросам в Главное управление занятости
этого Комитета (без увеличения предельной численности работников центрального
аппарата Комитета и предельной суммы расходов на его содержание, в том числе
фонда оплаты труда).
7. Возложить на
Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам:
разработку общесоюзных
государственных программ занятости населения;
подготовку предложений
для формирования общесоюзной государственной политики занятости;
координация
деятельности государственной службы занятости союзных республик и оказание им
необходимой помощи, в том числе по обеспечению контроля за соблюдением
законодательства о занятости населения.
8. Рекомендовать
союзным и автономным республикам финансировать органы управления,
координирующие процессы занятости в союзных (автономных) республиках, краях и
областях, за счет средств соответствующих бюджетов.
Финансирование
деятельности центров занятости осуществляется в порядке, предусмотренном
законодательством союзных и автономных республик.
9. Государственному
комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с Государственным
комитетом СССР по народному образованию и Министерством финансов СССР внести в
Совет Министров СССР предложения, согласованные с правительствами союзных
республик, о формировании начиная с 1991 года системы профессионального
обучения высвобождаемых работников и незанятого населения.
10. Разрешить
государственной службе занятости оказывать предприятиям, учреждениям и
организациям, независимо от форм собственности и хозяйствования, по их заявкам
(договорам) платные услуги, не связанные с обеспечением занятости граждан, с
последующим зачислением полученных средств в установленном порядке в
Государственный фонд содействия занятости.
11. Государственному
комитету СССР по труду и социальным вопросам определить условия оплаты труда
работников службы занятости применительно к условиям оплаты труда,
предусмотренным постановлением Совета Министров СССР от 29 сентября 1989 г. N
803, и по согласованию с правительствами союзных республик утвердить примерное
положение о государственной службе занятости.
12. Признать
целесообразным создать комитеты содействия занятости, работающие в тесном
взаимодействии с государственной службой занятости на союзном, республиканском
и местном уровнях.
В состав комитетов
содействия занятости на паритетных началах включаются представители
профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) предприятий и органов государственной
власти и управления. Формирование комитетов и порядок организации их работы
определяются представленными в комитетах сторонами.
13. Государственному
комитету СССР по статистике по представлению Государственного комитета СССР по
труду и социальным вопросам внести необходимые изменения в действующую
статистическую отчетность.
14. Государственному
комитету СССР по труду и социальным вопросам и Государственному комитету СССР
по вычислительной технике и информатике совместно с Государственным комитетом
СССР по статистике утвердить до конца 1990 года порядок и сроки создания единой
информационно-вычислительной системы учета и распределения трудовых ресурсов
как составной части государственной программы информатизации общества.
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 500.000.000 500.000.000 |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: