Основная информация

Дата опубликования: 23 октября 2019г.
Номер документа: RU37000201901012
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ивановская область
Принявший орган: Правительство Ивановской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23.10.2019 № 415-П

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2020 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2021 И 2022 ГОДОВ

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законом Ивановской области от 01.06.2016 № 40-ОЗ «О стратегическом планировании в Ивановской области», постановлением Правительства Ивановской области  от 30.12.2015 № 639-п «Об утверждении порядков разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития Ивановской области на среднесрочный и долгосрочный периоды» Правительство Ивановской области

п о с т а н о в л я е т:

1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (прилагается).

2. Внести прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов одновременно с проектом бюджета Ивановской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в Ивановскую областную Думу в установленном законом порядке.

Губернатор Ивановской области                                                          С.С. Воскресенский

Приложение к постановлению

Правительства Ивановской области

от 23.10.2019 № 415-п

Прогноз

социально-экономического развития Ивановской области

на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов

Раздел 1. Пояснительная записка

к прогнозу социально-экономического развития Ивановской области
на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов

Итоги социально-экономического развития региона за отчетный период

За отчетный 2018 год по сравнению с 2017 годом отмечен рост ввода жилья на 8,6%, оборота общественного питания – на 5,8%, оборота розничной торговли – на 1,9%, номинальной среднемесячной заработной платы – на 9,6%, реальной заработной платы с учетом инфляции – на 6%.

Рост цен в декабре 2018 года по сравнению с ноябрем 2018 года по Ивановской области составил 101,1%. На 3,4% выросла среднегодовая инфляция за 2018 год (за 2017 год – на 3,8%). Низким в течение 2018 года оставался рост цен на продовольственную группу товаров. Так, за январь – декабрь 2018 года они выросли по сравнению с 2017 годом на 2,1% (в 2017 году – на 2,6%), на непродовольственные товары рост цен составил – 4,1% (за 2017 год – на 4,2%), на услуги – 4,5% (за 2017 год – на 5%).

Вместе с тем, объем платных услуг, оказанных населению области, снизился на 0,4%, объем инвестиций в основной капитал – на 7,9%. В связи со снижением инвестиционной активности в строительной отрасли объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», снизился на 15,6%. Объем продукции сельского хозяйства снизился на 0,6%, в основном за счет снижения индекса производства продукции животноводства на 1,6%, при этом индекс производства продукции растениеводства вырос на 1,2%.

Снижение промышленного производства на 2,4% в основном обусловлено снижением в таких видах экономической деятельности, как «обрабатывающие производства» – на 2% и «обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» – на 8,2%. При этом рост наблюдался по следующим видам экономической деятельности: «добыча полезных ископаемых» – на 3,1% и «водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» – на 12,3%.

Однако необходимо отметить, что по 10 видам экономической деятельности, входящим в состав обрабатывающих производств, по итогам 2018 года достигнут рост. При этом наибольший рост наблюдался по следующим видам экономической деятельности: производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования – на 28,9%; производство машин и оборудования – на 15%; производство бумаги и бумажных изделий – на 12,5% и производство мебели – на 7,9%.

Основу промышленности Ивановской области по-прежнему составляли предприятия обрабатывающих отраслей с преобладанием производства текстильных изделий и одежды, машиностроения, а также производство пищевых продуктов.

Подраздел 1.1. Экономические показатели

Прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов разработан на основе анализа тенденций развития экономики за 2017 – 2018 годы и сложившейся экономической ситуации в текущем году, данных, представленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (далее – ТО ФСГС), Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 04.06.2015 № 240-п, с учетом целей, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов разработан в базовом варианте, в основу которого заложены предпосылки полной реализации поставленных Правительством Российской Федерации целей и задач, обозначенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и направленных на обеспечение ускорения темпов экономического роста, улучшение демографической ситуации и служит основой для разработки проекта областного бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.

1.1.1. Валовой региональный продукт

Валовой региональный продукт (ВРП) является основным показателем, характеризующим социально-экономическое развитие региона.

За 2017 год по предварительным оперативным данным ВРП снизился по сравнению с 2016 годом в сопоставимых ценах на 0,5% и составил 185,8 млрд рублей.

На снижение индекса физического объема ВРП повлияло падение в 2017 году индексов физического объема валовой добавленной стоимости по 13 видам экономической деятельности, удельный вес которых в структуре ВРП составил 67,4%:

добыча полезных ископаемых – на 49,5%;

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство – на 25,5%;

деятельность профессиональная, научная и техническая – на 15,2%;

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений – на 11,8%;

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги – на 11,2%;

торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – на 11,1%;

деятельность по операциям с недвижимым имуществом - на 5,7%;

строительство – на 3,6%;

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение – на 1,9%;

деятельность в области информации и связи – на 1,9%;

образование – на 1,3%;

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг – на 0,5%;

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – на 0,1%.

В то же время рост индексов физического объема валовой добавленной стоимости наблюдался в 2017 году по шести видам экономической деятельности (их удельный вес в структуре ВРП составил 32,6%):

деятельность финансовая и страховая – на 66%;

транспортировка и хранение – на 46,6%;

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – на 12,1%;

обрабатывающие производства – на 8,4%;

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания – на 3,2%;

предоставление прочих видов услуг – на 68,7%.

В структуре ВРП за последние 2 года среди положительных тенденций необходимо отметить рост доли промышленного производства на 2,9% (с 22,8% до 25,7%), в том числе доля обрабатывающих производств выросла в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 2,6%, также наблюдался рост на 2,8% удельного веса транспортировки и хранения, доля здравоохранения выросла на 0,4%.

Однако снизилась доля оптовой и розничной торговли на 3,7% и сельского, лесного хозяйства на 1,4%.

Наибольшее влияние на структуру ВРП продолжает оказывать промышленный комплекс региона.

Удельный вес промышленного производства в ВРП составил в 2017 году 25,7%. Также структуру ВРП формировали торговля (20,4%), транспортировка и хранение (9%), деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (7,2%), образование (4,8%), сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (3%), строительство (1,9%) и другие виды экономической деятельности.

В 2018 году объем ВРП оценивается в размере 199,4 млрд рублей, что на 0,3% выше уровня 2017 года. На рост ВРП в целом повлиял рост в 2018 году таких основных макропоказателей: внешнеэкономического оборота – на 10,8%, оборота розничной торговли – на 1,9%, оборота общественного питания – на 5,8%, ввода в действие общей площади жилых домов – на 8,6%.

В 2019 году по оценке ВРП составит 210,5 млрд рублей, рост его составит 1% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах. В последующие годы планируется увеличение темпов роста ВРП с 102% – в 2020 году, до 103% – в 2022 году.

В 2020 году ВРП прогнозируется на уровне 224,8 млрд рублей, ожидается, что в 2022 году ВРП достигнет в абсолютном выражении значения 255,2 млрд рублей.

1.1.2. Промышленное производство

По итогам 2018 года индекс промышленного производства (далее – ИПП) составил 97,6%, объем отгруженной продукции в промышленности – 177 млрд рублей.

В структуре промышленного производства сохранился наибольший удельный вес обрабатывающих производств – 79,2%, доля обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха составляла 18%, водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений – 2,3%, добычи полезных ископаемых – 0,5%.

В структуре обрабатывающих производств наибольший удельный вес занимали:

производство текстильных изделий и одежды (40,6%);

машиностроение (27%);

производство пищевых продуктов и напитков (10,7%).

Удельный вес этих отраслей составил 78,3% от общего объема отгруженных товаров обрабатывающих производств.

При разработке прогнозных показателей учитывалось сохранение действия финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики.

С учетом сложившихся в текущем году тенденций в производстве промышленной продукции в 2019 году ИПП ожидается на уровне 99,9%.

В 2020 – 2022 годах ИПП планируется от 101,3 до 101,9%.

При этом в прогнозном периоде ожидается сохранение тенденции опережающего роста обрабатывающих производств по сравнению с обеспечением электрической энергией, газом и паром, кондиционированием воздуха, а также водоснабжением, водоотведением, организацией сбора и утилизации отходов, деятельностью по ликвидации загрязнений.

По обрабатывающим производствам в 2019 году ИПП оценивается на уровне 100,4%, в 2020 – 2022 годах ИПП составит от 101,6% до 102,2%.

В производстве пищевых продуктов по итогам 6 месяцев 2019 года наблюдалось снижение индекса производства по сравнению с соответствующим периодом 2018 года на 11,9%, в связи с чем по итогам 2019 года ИПП оценивается на уровне 95,2%.

Ведущими и стабильно работающими предприятиями по производству пищевых продуктов являются: ООО «Ивановская птицефабрика», ООО «Агрофирма», ООО «Ивмолокопродукт», ОАО «Птицефабрика «Кинешемская», АО «Кинешемский хлебокомбинат», ОАО «Пучежский сыродельный завод», ОАО «Аньковское» и ОАО «РИАТ».

В 2020 – 2022 годах ИПП в производстве пищевых продуктов прогнозируется в пределах от 100,9% до 101,4%.

В производстве текстильных изделий в 2019 году ИПП оценивается на уровне 101,5%. В 2019 году и в перспективе положительное влияние на развитие отрасли должны оказать меры поддержки, разработанные Правительством Российской Федерации, а именно продление действия постановлений Правительства Российской Федерации от 12.03.2015 № 214 «Об утверждении Правил предоставления в 2015 – 2019 годах субсидий из федерального бюджета организациям промышленности для возмещения части затрат, понесенных в 2015 – 2019 годах на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на пополнение оборотных средств» и от 23.09.2016 № 958 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на финансирование расходов лизинговых организаций на обеспечение легкой промышленности оборудованием на основе финансового лизинга».

Продолжится реализация инвестиционных проектов, получивших поддержку Фонда развития промышленности (далее – ФПР):

ООО «Хлопчатобумажная компания «Навтекс» (проект по созданию комплексного высокотехнологичного производства текстильной продукции медицинского назначения;

ООО «Протекс» (проект по созданию импортозамещающего производства флисового трикотажного полотна);

обособленное структурное подразделение ООО «Праймтекс» (проект по организации производства портьер и махровых изделий на основе цифровых текстильных принтеров).

В активной стадии находится реализация инвестиционного проекта текстильного предприятия ООО «Мануфактура Балина», которое благодаря поддержке ФПР проводит технологическую модернизацию производства по выпуску котонина, пряжи и тканей из отечественного натурального сырья.

Положительная динамика производства текстильных изделий в прогнозном периоде также обусловлена реализацией двух инвестиционных проектов компаниями ООО «Райтекс» и ООО «Унтекс» на площадке индустриального парка «Родники» по выпуску трикотажного полотна.

В 2020 – 2022 годах в производстве текстильных изделий ИПП вырастет в пределах от 101,9 до 102,5%.

В 2018 году произведено 678,5 млн кв. м хлопчатобумажных тканей, что на 8,8% больше, чем в 2017 году. В 2019 году производство хлопчатобумажных тканей оценивается на уровне 700 млн кв. м с ростом к 2018 году на 3,2%, в 2020 – 2022 годах производство данных тканей вырастет на 7 – 7,4% и составит 749 – 862,4 млн кв. м.

В производстве одежды сохранится положительная динамика, в 2019 году ИПП оценивается на уровне 101,7%. Производство одежды в Ивановской области представлено предприятиями ПАО «Айвенго»,      ООО «Исток-Пром», группа компаний ВАЛЕНТИ, ООО «Бисер»,          ЗАО «Одежда и мода», а также предприятиями малого и среднего предпринимательства, специализирующимися на выпуске трикотажных изделий и постельных принадлежностей. В 2020 - 2022 годах ИПП составит 102,6 – 104,5%.

В обработке древесины и производстве изделий из дерева ожидается ИПП в 2019 году на уровне – 101,9%.

Производство продукции по данному виду деятельности на территории региона осуществляют такие крупнейшие предприятия, как ООО «Эггер Древпродукт» и ООО «Ивановская лесопромышленная компания». В 2020 – 2022 годах ИПП прогнозируется от 103,2 до 103,8%.

Химический комплекс относится к сектору промежуточного спроса, развитие которого в среднесрочной перспективе ожидается умеренными темпами. Ведущими предприятиями по производству химических веществ и химических продуктов в регионе являются АО «ИВХИМПРОМ» и       АО «Ивановский техуглерод и резина». С учетом динамики истекшего периода в 2019 году ИПП ожидается на уровне 100,2%, в 2020 – 2022 годах ИПП составит от 100,8 до 101,3%.

В производстве резиновых и пластмассовых изделий ИПП в 2019 году оценивается на уровне 100,1%, в 2020 – 2022 годах ИПП прогнозируется в пределах от 100,6 до 101,1%. Рост производства в перспективе будет связан со стабильной работой предприятий
ООО «Стандартпласт» и ФГУП «ИвНИИПИК ФСБ России».

В металлургическом производстве в 2019 году ИПП оценивается в размере 100,9%. Ведущим предприятием по данному виду деятельности является ООО «Верхневолжский СМЦ», которое ежегодно наращивает производственные мощности и проводит мероприятия по модернизации оборудования. В 2020 – 2022 годах ИПП составит от 101,4 до 102%.

В производстве готовых металлических изделий в 2019 году ИПП оценивается на уровне 100,4%. На территории области деятельность по производству готовых металлических изделий осуществляют    АО «Поликор», ООО «Билдэкс» и ООО «Майдаковский завод». В прогнозируемом периоде развитие производства готовых металлических изделий прогнозируется сдержанным, в 2020 – 2022 годах ИПП составит от 100,8 до 101,2%.

В производстве машин и оборудования в 2019 году ИПП ожидается 100,4%. В прогнозном периоде 2020 – 2022 годов рост производства составит от 100,9 до 101,4%. Данный рост будет обеспечен стабильной работой предприятия ООО «Профессионал», а также дальнейшим развитием предприятия по производству самоходных подъёмников       ООО «Завод подъемников» (проведение расширения модельного ряда подъемников, вложение инвестиций в увеличение заводских мощностей, приобретение дополнительного оборудования).

В производстве автотранспортных средств, прицепов, полуприцепов в 2019 году ИПП оценивается на уровне 103,1%. Положительная динамика индекса производства вызвана восстановлением деятельности ООО «ИМЗ АВТОКРАН» и ростом объемов производства на предприятии ООО «КейЭйСи». В 2020 – 2022 годах ИПП составит  от 103,5 до 103,9%.

В 2019 году ИПП по обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционированию воздуха ожидается на уровне 97,8%.  В 2020 – 2022 годах ИПП прогнозируется от 100,1 до 100,3%.

В 2019 году ИПП по водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений оценивается на уровне 100,2%, в 2020 – 2022 годах ИПП составит от 100,4 до 100,6%.

1.1.3. Сельское хозяйство

Объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (с учетом перерасчетов на основании результатов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года) в 2018 году по предварительным данным составил 15,1 млрд рублей, или 99,4% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах. Индекс производства продукции животноводства составил 98,4%, продукции растениеводства – 101,2%. Рост производства в растениеводстве обеспечен за счет увеличения урожайности картофеля и овощей в хозяйствах всех категорий.

Снижение объемов производства продукции животноводства произошло по следующим причинам: снизилось производство молока в связи с сокращением численности коров в сельхозорганизациях, а также в личных подсобных хозяйствах населения. Кроме того, снизилось производство мяса птицы, что связано с банкротством ОАО «Ивановский бройлер».

В 2019 году ожидается производство продукции сельского хозяйства в целом по области в объеме 16,2 млрд рублей, или 103,9% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах. Рост производства продукции растениеводства ожидается порядка 103,2%, продукции животноводства – 104,3%. Основные показатели развития сельскохозяйственного производства соответствуют государственной программе Ивановской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013              № 451-п.

Росту производства продукции животноводства будет способствовать реализация инвестиционных проектов: строительство молочного комплекса на 400 голов коров, ЗАО «Племенной завод «Заря» Родниковского муниципального района и строительство коровника на 200 голов коров, СПК «Панинское» Савинского муниципального района.

В 2020 году объем производства продукции сельского хозяйства составит 17,7 млрд рублей с ростом к уровню 2019 года на 5,5% в сопоставимых ценах.

В 2021 – 2022 годах объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий увеличится с 18,9 млрд рублей до 20,7 млрд рублей, рост в сопоставимых ценах прогнозируется на уровне 103,1% – в 2021 году и 105,3% – в 2022 году.

Основными задачами по развитию сельскохозяйственной отрасли на ближайшую перспективу являются:

достижение запланированных целевых индикаторов и ожидаемых результатов реализации государственной программы Ивановской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 451-п, обеспечение финансирования ее мероприятий в полном объеме и в установленные сроки;

ввод в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;

обеспечение продовольственного рынка региона основными сельскохозяйственными товарами собственного производства, увеличение доли продукции местных производителей в торговых сетях;

увеличение объемов производства за счет коренной модернизации и технического переоснащения сельскохозяйственного производства;

реализация инвестиционных проектов.

1.1.4. Рынок товаров и услуг

Среднегодовой индекс потребительских цен в Ивановской области за предшествующие 4 года стремительно замедлялся со 117% в 2015 году до 103,4% в 2018 году. К факторам, способствующим замедлению инфляции, можно отнести снижение ставок по кредитам, а также снижение покупательской способности населения региона в связи со снижением денежных доходов.

По оценке в 2019 году среднегодовая инфляция временно ускорится до 6,3%. Наиболее значимое влияние на динамику потребительских цен в 2019 году окажет повышение базовой ставки НДС, вклад которого в годовую инфляцию может составить около 1 процентного пункта. Также на инфляцию продолжит влиять произошедшее в 2018 году ослабление рубля, рост цен на бензин и рост тарифов.

При прогнозировании индекса потребительских цен учитывался рост цен за 6 месяцев 2019 года, как на продовольственные товары, так и на услуги, а также на товары непродовольственной группы. В конце 2019 года ожидается рост инфляции до 105,5%.

Среднегодовая инфляция вернется к 104 – 104,1% в первой половине 2020 года, когда эффекты произошедшего ослабления рубля и повышения НДС будут исчерпаны, и составит порядка 104,3%, к концу 2020 года индекс потребительских цен замедлится до 104,2% к декабрю 2019 года.

На рост цен оказывает влияние рост заработной платы и связанный с ним рост покупательской способности населения.

В 2021 - 2022 годах рост цен в среднем за год замедлится со 104,1% до 104%. В декабре 2021 года к декабрю 2020 года  и в декабре 2022 года к декабрю 2021 года индекс потребительских цен не превысит 104%.

Оборот розничной торговли в 2017 году вырос на 2,9% к уровню 2016 года в сопоставимых ценах. Положительная динамика товарооборота в 2017 году была обусловлена увеличением потребительской активности населения, вследствие чего произошло повышение текущего потребления населения.

В 2018 году оборот розничной торговли составил 164,8 млрд рублей, или 101,9% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах. Замедление динамики товарооборота по сравнению с 2017 годом было обусловлено снижением спроса и подорожанием товаров.

Сфера розничной торговли Ивановской области представлена сетевыми магазинами ведущих федеральных ритейлеров: «Магнит», «Пятерочка», «Высшая Лига», «О′Кей», «ДИКСИ», «АШАН», «Лента», «Метро Кэш энд Керри», «Спар», «Вкусвилл», «Адмирал» и 7 региональных: «КАК РАЗ», «Купец», «РИАТ», «Торговая Лига», «Главмаг», «Сабиново», «Гастроном у дома розница».

По оценке 2019 года оборот розничной торговли составит порядка 172,9 млрд рублей, что на 0,8% выше уровня 2018 года в сопоставимых ценах.

На развитие торговли в регионе положительно влияет реализация новых инвестиционных проектов, расширение сетевого бизнеса и развитие малого предпринимательства.

В 2020 году оборот розничной торговли составит порядка 181,2 млрд рублей и к 2022 году вырастет до 203,2 млрд рублей. Предполагается, что товарная насыщенность потребительского рынка в период с 2019 по 2022 годы будет носить устойчивый характер.

По расчетам темпы роста к предыдущему году в сопоставимых ценах составят: в 2020 году – 101,3%, в 2021 году – 101,8% и  в 2022 году – 102%.

Одним из наиболее важных факторов развития потребительского рынка Ивановской области является предоставление платных услуг населению.

В 2018 году объем платных услуг, оказанных населению Ивановской области, составил 43,9 млрд рублей, что в сопоставимых ценах ниже уровня 2017 года на 0,4%. Уменьшение было связано со снижением индекса физического объема по 8 видам из 15 платных услуг, оказанных населению области, таким как: услуги специализированных коллективных средств размещения (на 5,7%), транспортные услуги (на 4,8%), коммунальные услуги (на 4,1%), услуги учреждений культуры (на 3,4%), медицинские услуги (на 2,5%), услуги туристических агентств, туроператоров и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги (на 2%).

Основную долю в объеме платных услуг занимают услуги «обязательного» характера (коммунальные – 32,2%, телекоммуникационные – 13,3%, бытовые – 10,7%, транспортные – 9,9%, жилищные – 8,3%, медицинские – 7%, услуги системы образования – 6,6%).

По оценке, в 2019 году объем платных услуг в сопоставимых ценах вырастет до 48 млрд рублей, или на 1,7% к уровню 2018 года. В период с 2020 по 2022 годы структура платных услуг существенных изменений не претерпит. По-прежнему в ней будут преобладать коммунальные услуги бытовые, транспортные услуги и жилищные. Прогнозируется, что в период с 2020 до 2022 года объем платных услуг, оказанных населению Ивановской области, вырастет с 51,3 млрд рублей до 58,5 млрд рублей. Прогнозируются следующие темпы роста к предыдущему году в сопоставимых ценах: в 2020 году – 101,9%, в 2021 году – 102,3% и в 2022 году – 102,5%.

1.1.5. Инвестиции

В 2018 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 29,8 млрд рублей, по отношению к 2017 году в сопоставимых ценах он снизился на 7,9%.

Наибольшее снижение объема инвестиций в основной капитал в 2018 году произошло по следующим видам экономической деятельности:

деятельность по операциям с недвижимым имуществом – на 86,4%;

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение – на 43%;

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство – на 30%;

транспортировка и хранение - на 25%;

среди обрабатывающих производств:

по производству компьютеров, электронных и оптических изделий – на 23,5%;

по производству текстильных изделий – на 19,9%;

по производству пищевых продуктов – на 18,3%.

В 2019 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования оценивается в 33,3 млрд рублей с ростом на 6,3% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах.

В 2019 году осуществляется реализация ряда крупных инвестиционных проектов:

приобретение и установка цепочки технологического оборудования для выпуска тканей из пряжи высоких номеров и тканей специального назначения, ОАО ХБК «Шуйские ситцы» с общим объемом инвестиций 1,4 млрд рублей;

организация современного производства для высокоточной обработки металла, ООО «Верхневолжский СМЦ» с общим объемом инвестиций 1,1 млрд рублей;

создание современного производства мотор-шпинделей/шпиндельных устройств для станков c числовым программным управлением (ЧПУ), ООО «ИСЗ» с общим объемом инвестиций 0,6 млрд рублей;

создание комплексного высокотехнологичного производства технического текстиля с полимерным покрытием (тентовых материалов с ПВХ-покрытием), АО «Ивановоискож» с общим объемом инвестиций 0,47 млрд рублей;

технология горячего цинкования изделий из металла, ООО «Верхневолжский СМЦ» с общим объемом инвестиций 0,42 млрд рублей;

создание нового ткацкого цеха с высокотехнологичным оборудованием и инфраструктурой с целью увеличения объемов выпуска ткани на внутренний и внешний рынок, ООО «Меланж-Текстиль» с общим объемом инвестиций 0,24 млрд рублей;

создание производства современных литьевых форм и продукции из высококачественных полимерных материалов, ООО «Техоснастка-Наволоки» с объемом инвестиций в прогнозируемом периоде 0,15 млрд рублей;

многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, расположенный по адресу: г. Иваново, ул. Ленинградская (Литер 1, 2), ООО «ЖСК» с объемом инвестиций в 2019 году 0,119 млрд рублей.

В 2020 году объем инвестиций в основной капитал прогнозируется в сумме 36 млрд рублей с ростом на 3,5% к уровню 2019 года.

В 2021 – 2022 годах объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования прогнозируется в суммах 38,8 – 41,5 млрд рублей с ростом на 3,2 – 2,7% к предыдущему году соответственно.

Рост инвестиций в прогнозируемом периоде 2020 – 2022 годов будет достигнут за счет реализации ряда следующих крупных инвестиционных проектов:

в промышленности:

«Шуйский лен», предусматривающий введение в севооборот неиспользуемых земель, строительство льнозаводов, получение котонизированной пряжи, ОАО ХБК «Шуйские ситцы», с общим объемом инвестиций 8 млрд рублей;

расширение ассортимента продукции, выпуск качественно новых изделий, ОАО ХБК «Шуйские ситцы», с общим объемом инвестиций 1,4 млрд рублей;

создание производства современных литьевых форм и продукции из высококачественных полимерных материалов, ООО «Техоснастка-Наволоки» с объемом инвестиций в прогнозируемом периоде 0,67 млрд рублей;

технология горячего цинкования изделий из металла,                            ООО «Верхневолжский СМЦ» с общим объемом инвестиций 0,42 млрд рублей;

производство перевязочных материалов, ООО «ХБК «Навтекс» с объемом инвестиций 0,339 млрд рублей;

производство вибродемпфирующих материалов нового поколения для автомобильной промышленности, ООО «Завод акустических решений «Стандартпласт»  с объемом инвестиций в прогнозируемом периоде 0,296 млрд рублей;

расширение производства жаккардного и трикотажного полотна, ООО «СТЕЛЛИНИ.РУ», с объемом инвестиций 0,24 млрд рублей;

модернизация производства поршней тормозных систем и пружин подвески легковых автомобилей, ООО «КейЭйСи» с общим объемом инвестиций 0,157 млрд рублей;

в сельском хозяйстве:

строительство свиноводческого комплекса на 2500 голов основных свиноматок полного цикла (реализация товарного поголовья свиней мощностью 60 тысяч голов на убой в год или 7,2 тыс. тонн свиней в живом весе), ООО «Тарбаево» с объемом инвестиций 2,2 млрд рублей (период реализации 2018 – 2020 гг.);

строительство свиноводческого комплекса на 2500 голов основных свиноматок полного цикла (реализация товарного поголовья свиней мощностью 60 тысяч голов на убой в год или 7,2 тыс. тонн свиней в живом весе), ООО «Тарбаево» с объемом инвестиций 2 млрд рублей (период реализации 2019 - 2021 гг.);

строительство молочного комплекса на 1200 голов КРС (строительство молочного комплекса на 800 голов дойных коров с проектной мощностью 8,4 тыс. тонн молока в год), СПК Племенной завод «Ленинский путь» с объемом инвестиций 0,5 млрд рублей (период реализации 2018 - 2020 гг.);

строительство животноводческого комплекса на 420 голов КРС (животноводческого комплекса на 420 голов КРС с проектной мощностью 2,5 тыс. тонн молока в год), ООО «Агрофирма Порздни» с объемом инвестиций 0,15 млрд рублей (период реализации 2018 - 2020 гг.);

в сфере торговли:

строительство гипермаркета строительных материалов «Леруа Мерлен» в г. Иваново, ООО «ТехноСтрой» с объемом инвестиций 1 млрд рублей (период реализации 2018 – 2020 гг.);

в строительстве:

строительство микрорайона «Новая Дерябиха», 3-я очередь строительства многоквартирных домов с созданием сопутствующей инфраструктуры, прокладкой коммуникаций, ООО «Ивстройинвест» с объемом инвестиций 3,5 млрд рублей (период реализации 2019 – 2028 гг.)

Кроме того, планируется реализация других инвестиционных проектов, включая инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства, а также проекты, реализуемые за счет средств бюджетов всех уровней.

1.1.6. Строительство

По данным ТО ФСГС, объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», в 2018 году снизился на 15,6% в связи со снижением инвестиционной активности в строительной отрасли и составил 25,5 млрд рублей.

По оценке 2019 года объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», составит порядка 27,2 млрд рублей, или 101,2% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах.

В 2020 году прогнозируется рост показателя на 1,7%, объем достигнет порядка 29,1 млрд рублей. В период 2021 – 2022 годов ежегодный рост показателя прогнозируется в пределах от 2 до 2,3%, объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» вырастет с 31,1 млрд рублей в 2021 году до 33,2 млрд рублей в 2022 году.

В 2020 – 2022 годах продолжатся работы по строительству, капитальному и текущему ремонту, реконструкции и модернизации начатых в предыдущие годы объектов.

В 2018 году в Ивановской области за счет всех источников финансирования введено в действие жилых домов общей площадью 369,1 тыс. кв. м, что на 8,6% превышает значение показателя 2017 года. Населением за счет собственных и заемных средств введено в действие жилых домов площадью 154,1 тыс. кв. м, или 41,8% от введенного по области жилья. По сравнению с 2017 годом площадь жилых домов, построенных населением, увеличилась на 25 тыс. кв. м, или на 19,4%.

За 6 месяцев 2019 года на территории Ивановской области введено в эксплуатацию 148,5 тыс. кв. м жилья, или 96,5% к уровню аналогичного периода 2018 года.

Минстроем России в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» поставлена задача по ежегодному увеличению объемов ввода жилья. По оценке 2019 года ввод в эксплуатацию жилья составит 377 тыс. кв. м, или 102,1% к уровню 2018 года.

В 2020 году ввод жилья вырастет на 11,4% до 420 тыс. кв. м. Вместе с тем в настоящее время Минстроем России заявлено о снижении плановых показателей ввода жилья в 2019 - 2021 годах в связи с переходом застройщиков на проектное финансирование и внесении соответствующих изменений в паспорт федерального проекта «Жилье», в связи с чем в 2021 году прогнозируется снижение показателя на 4% до 403 тыс. кв. м, по итогам 2022 года прогнозируется достижение показателя на уровне 446 тыс. кв. м с ростом на 10,7% к уровню 2021 года.

1.1.7. Внешнеэкономическая деятельность

Анализ внешнеэкономической деятельности Ивановской области (далее – ВЭД области) за последние 2 года показал достаточно высокий рост внешнеторгового оборота (на 12,9% - в 2017 году и на 10,8% - в 2018 году). В 2018 году рост достигнут как за счет роста экспорта – на 2%, так и роста импорта – на 13,7%. По данным Федеральной таможенной службы России на 23.04.2019 экспорт товаров Ивановской области за 2018 год составил 167,9 млн долларов США, импорт – 566,7 млн долларов США.

На развитие внешней торговли в последние годы значительно повлияли три основных фактора:

1) девальвация рубля;

2) повышение мировых цен на ключевые товары российского экспорта;

3) сокращение внутреннего спроса.

Доля Ивановской области в российском внешнеэкономическом обороте в 2017 – 2018 годах оставалась на уровне 0,11 – 0,12%.

Внешняя торговля играет важную роль в снабжении населения области продовольствием и товарами потребительского назначения и является важным источником поступления иностранных товаров, как для промышленных нужд, так и для населения региона.

По данным таможенной статистики, в течение 2018 года предприятия и организации, зарегистрированные в Ивановской области, осуществляли торговлю со 108 странами мира, их количество увеличилось по отношению к 2017 году на 20%, или на 18 стран (за 2017 год – на 12,5%, или на 10 стран).

Во внешнеторговом обороте области на протяжении многих лет сохраняется тенденция превышения доли импорта над экспортом. Доля импортных операций в 2018 году составила 77,1% и превысила долю экспортных операций на 398,8 млн долларов США, сальдо внешнеторгового баланса осталось отрицательным.

Наибольшая доля в структуре экспорта приходилась на текстильную продукцию, текстильные изделия и обувь, продукцию машиностроения и продукцию химического производства. Данная структура экспорта является особенностью Ивановской области уже многие годы.

По оценке в 2019 году импорт товаров Ивановской области вырастет на 4,5%, экспорт – на 8,1%. Основными экспортируемыми товарами останутся текстильные изделия, продукция машиностроения и химического производства. Ведущую позицию среди импортируемых товаров по-прежнему будут занимать текстильные изделия и обувь, продукция машиностроения, а также продовольственные товары и сырье для их производства.

Ожидается, что в 2020 году в регионе экспорт вырастет на 5%,   в 2021 – 2022 годах на 5,1%. Экспорт товаров увеличится со 190,5 млн долларов США в 2020 году до 210,5 млн долларов США в 2022 году.

Импорт товаров вырастет в 2020 году на 5,6%, в 2021 – 2022 годах темпы роста импорта прогнозируются в пределах 105,5 – 105,3% соответственно. Объем импорта вырастет с 625,1 млн долларов США в 2020 году до 694,4 млн долларов США в 2022 году.

В 2020 – 2022 годах прогнозируется положительная динамика внешнеэкономического оборота за счет расширения внешнеторговых связей, как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья.

Перспективы развития внешней торговли Ивановской области в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ промышленного комплекса. Однако использование этих преимуществ сдерживается рядом причин: неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества, отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта, низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в наиболее развитых секторах промышленности.

1.1.8. Малое и среднее предпринимательство

По данным ТО ФСГС по Ивановской области количество малых, включая микропредприятия, и средних предприятий в Ивановской области по состоянию на 01.01.2019 составило 20,4 тыс. единиц.

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по данным предприятиям в 2018 году составила 92,2 тыс. человек, уменьшившись на 4,7%, или 4,5 тыс. человек по сравнению с предыдущим годом. Уменьшение показателя обусловлено рядом факторов, в том числе связанных с внутренней реорганизаций рабочих мест на малых и средних предприятиях, с перегруппировкой субъектов хозяйствования, увеличением численности занятых работников у индивидуальных предпринимателей.

Оборот малых и средних предприятий (далее – МСП) в 2018 году составил 424,9 млрд рублей, увеличившись на 64,9 млрд рублей по сравнению с предыдущим годом. Темп роста в действующих ценах к уровню 2017 года составил 118%.

В 2018 году в регионе продолжалась реализации мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Ивановской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 459-п. Реализовывались мероприятия в моногородах области, оказывалась поддержка начинающим субъектам малого предпринимательства в виде целевых грантов. В результате реализации указанных мероприятий финансовой поддержки было создано 85 новых рабочих мест.

Вектор усилий в сфере поддержки МСП главным образом был направлен на совершенствование институтов развития, реализацию сервисных механизмов поддержки бизнеса. В 2018 году был начат процесс создания центра «Мой бизнес» – объединение всех институтов поддержки в единую организационную структуру под единым брендом с размещением институтов поддержки в одном месте.

Новая система базируется на принципе «одного окна», который реализуется через многофункциональный центр (далее – МФЦ) для бизнеса и предусматривает помощь предпринимателю на всех этапах в зависимости от стадии жизненного цикла (стартап или развивающийся бизнес). Новый центр начал действовать с 1 марта 2019 года. Фронт-офис центра – МФЦ для бизнеса предоставляет более 45 видов государственных и муниципальных услуг, а также консультации по мерам поддержки субъектов МСП как на региональном, так и на федеральном уровне. В 2019 году будет выделено 90,6 млн рублей на функционирование Центра
64,4 млн рублей – федеральный бюджет и порядка 26,2 млн рублей – областной бюджет).

В целях приведения к единому фирменному стилю мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) проводилась работа по оформлению сайтов, информационных стендов, полиграфической и рекламной продукции, вывесок, а также создание аккаунтов в социальных сетях.

Общая сумма финансирования программных мероприятий в 2018 году составила 54,9 млн рублей, в том числе 20,7 млн рублей – средства областного бюджета, 34,2 млн рублей – средства федерального бюджета.

В результате деятельности организаций инфраструктурной поддержки МСП оказано более 2,5 тысячи услуг и проведено мероприятий (семинары, тренинги, круглые столы, мастер-классы) для 890 предпринимателей и физических лиц, планирующих открыть собственный бизнес. По вопросам экспортной деятельности предоставлены 462 услуги, поддержку получили 140 экспортноориентированных СМСП.

Осуществлялась реализация мер по расширению доступа СМСП к льготному финансированию, в том числе к федеральным программам льготного кредитования, гарантиям, лизингу, реализуемых АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и АО «МСП Банк» в режиме «одного окна» через некоммерческую микрокредитную компанию «Ивановский государственный фонд поддержки малого предпринимательства». Более 2 тысяч СМСП Ивановской области воспользовались предоставляемыми Корпорацией МСП услугами Бизнес-навигатора – бесплатного интернет-ресурса для предпринимателей.

Кроме того, в 2018 году для предприятий малого и среднего бизнеса продолжали действовать установленные региональным законодательством налоговые преференции, в том числе «налоговые каникулы» для вновь начинающих свой бизнес предпринимателей, пониженные налоговые ставки в размере 4 и 5% для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с налоговой базой «доходы» и «доходы минус расходы» соответственно.

Несмотря на предоставление льготы, объем поступлений в областной бюджет налога по упрощенной системе налогообложения в 2018 году увеличился на 15,1% к уровню 2017 года и составил 2,2 млрд рублей.

С целью сохранения стабильных налоговых условий для малого бизнеса действие пониженных налоговых ставок на территории региона продлено до 2021 года Законом Ивановской области от 19.03.2018 № 14-ОЗ «О внесении изменений в статью 1 Закона Ивановской области «О налоговых ставках при упрощенной системе налогообложения».

По оценке 2019 года ожидается увеличение количества малых и средних предприятий до 20,6 тыс. единиц со среднесписочной численностью работников 93,1 тыс. человек, оборот малых и средних предприятий ожидается на уровне 438,9 млрд рублей.

В плановом периоде 2020 – 2022 годов прогнозируется ежегодный прирост количества малых и средних предприятий на территории региона, а также увеличение численности занятых в них работников. Планируется, что к 2022 году общее количество данных предприятий составит 21,1 тыс. единиц со среднесписочной численностью работников 94,7 тыс. человек. Планируется увеличение оборота малых и средних предприятий: в 2020 году – до 455,1 млрд рублей, в 2021 году – до 473,3 млрд рублей и в 2022 году – до 492,3 млрд рублей.

Достижению указанных показателей будет способствовать активизация предпринимательской деятельности на территории Ивановской области с учетом мер, реализуемых в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», предусматривающих популяризацию предпринимательства в регионе.

1.1.9. Прибыль прибыльных организаций

В 2018 году прибыль прибыльных организаций (по данным налоговой отчетности УФНС России по Ивановской области) выросла по отношению к уровню 2017 года на 13,6% и составила 13,5 млрд рублей. Рост показателя связан с улучшением результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций региона в 2018 году по сравнению с 2017 годом.

В 2019 году прибыль прибыльных организаций оценивается в сумме 14,1 млрд рублей с ростом к уровню 2018 года на 4,2%.

В 2020 году прибыль прибыльных организаций прогнозируется в размере 14,6 млрд рублей с ростом к предыдущему году на 4%. В прогнозируемом периоде 2021 – 2022 годов планируется рост прибыли на 3,7 и 3,4% соответственно. Прибыль прибыльных организаций в абсолютном выражении в 2021 году составит 15,2 млрд рублей и в 2022 году – 15,7 млрд рублей.

1.1.10. Производство подакцизных товаров в натуральном выражении

Производство водки и ликеро-водочных изделий в регионе осуществляет ОАО «Шуйская водка». Объем производства продукции в 2018 году увеличился на 3,9% и составил 228,6 тыс. декалитра. В 2019 ожидается рост производства на 0,6%, в 2020 – 2022 годах объем производства водки и ликеро-водочной продукции прогнозируется на уровне 230 тыс. декалитров ежегодно.

Основным производителем пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, является филиал АО «АБ ИнБев Эфест» в г. Иваново. Также данную продукцию производят ряд предприятий, являющихся субъектами малого предпринимательства. Объемы производства данной продукции в 2018 году снизились на 5,7% и составили 5296,4 тыс. декалитра. В связи со снижением спроса потребителей в 2019 году ожидается дальнейшее снижение производства на 5,6%, объемы производства снизятся до 5 млн декалитров, в 2020 – 2022 годах объемы производства пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, прогнозируются на уровне 2019 года – порядка 5 млн декалитров ежегодно.

Подраздел 1.2. Показатели, характеризующие уровень жизни населения

На протяжении нескольких лет демографическая ситуация в Ивановской области характеризуется снижением общей численности населения. Это результат отрицательного сальдо естественного воспроизводства.

На 01.01.2019 удельный вес численности населения Ивановской области составил порядка 0,7% от численности населения Российской Федерации и примерно 2,6% от численности населения Центрального федерального округа. Плотность населения Ивановской области на начало 2019 года – 46,8 человека на 1 кв. км.

В 2018 году продолжилась основная тенденция сокращения численности населения области вследствие превышения числа умерших над числом родившихся. За 2018 год численность постоянного населения Ивановской области сократилась на 9,5 тыс. человек, или на 0,9%, и составила 1009,4 тыс. человек. Общее снижение численности населения региона обусловлено в основном естественной убылью населения.

По-прежнему в Ивановской области удельный вес женщин значительно больше, чем мужчин – 54,9% и 45,1% соответственно. Неблагоприятно складывается ситуация в отношении нагрузки на трудоспособное население. На начало 2018 года доля жителей трудоспособного возраста составила 54,6%, моложе трудоспособного – 16,5% и старше трудоспособного – 28,9%.

В 2018 году число выбывших с территории региона превысило число прибывших. На протяжении нескольких лет миграционный приток отмечается, в большей степени, из других регионов Российской Федерации, а также из стран СНГ, а именно: из Украины, Таджикистана, Азербайджана, Армении и Узбекистана. Миграционный отток жителей Ивановской области направлен в основном в другие регионы Российской Федерации.

По-прежнему в Ивановском регионе остается высоким уровень урбанизации, а именно: численность городского населения в 2018 году составила 823,1 тыс. человек, или 81,5% от общей численности постоянного населения Ивановской области, сельского населения – 186,3 тыс. человек, или 18,5% соответственно.

По оценке, в 2019 году среднегодовая численность населения Ивановской области составит 1000 тыс. человек, что на 0,9% меньше данного показателя 2018 года.

Прогноз развития демографической ситуации в области на 2020 – 2022 годы рассчитан с учетом сложившихся тенденций, анализа половозрастной структуры населения, миграционной ситуации. На протяжении прогнозного периода предполагается дальнейшее сокращение численности населения области, однако масштабы его не увеличатся. Этому будут способствовать дальнейшая реализация мер на федеральном и областном уровнях, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения области, увеличение рождаемости и продолжительности жизни, сокращение уровня смертности, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни. Принимаемые в области меры по улучшению социально-экономической ситуации будут способствовать повышению миграционной привлекательности региона.

В прогнозном периоде 2020 – 2022 годов в Ивановской области сохранится тенденция сокращения численности населения. В целях стимулирования рождаемости с 2011 года в регионе внедрена дополнительная мера поддержки граждан, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных (удочеренных), в виде бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства или организации личного подсобного хозяйства (в соответствии с Законом Ивановской области от 31.12.2002 № 111-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации»). По состоянию на 01.04.2019 участки предоставлены 5896 многодетным семьям, в том числе за 1 квартал 2019 года – 139 многодетным семьям.

В 2020 году численность постоянного населения составит 992,1 тыс. человек, к 2022 году она будет составлять 978,3 тыс. человек.

При прогнозировании численности занятых в экономике учитывались демографические факторы (рождаемость, смертность, миграция), тенденции развития реального сектора экономики, а также сложившиеся тенденции в области формирования и использования трудовых ресурсов. Кроме того, с учетом ожидаемого повышения пенсионного возраста в прогнозном периоде возрастет уровень экономической активности населения (в том числе в старших возрастах), что приведет к увеличению численности занятых в экономике региона до 457,3 тыс. человек в 2022 году.

В 2018 году среднемесячная номинальная заработная плата одного работника увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 9,6% и составила 25728,5 рубля.

В 2019 году (оценка) среднемесячная номинальная заработная плата одного работника составит 27400,9 рубля и возрастет по сравнению с 2018 годом на 6,5%. Фонд заработной платы в 2019 году оценивается в действующих ценах в размере 82,5 млрд рублей.

В 2020 году среднемесячная заработная плата одного работника увеличится на 6% до 29044,9 рубля при среднесписочной численности работников 246,2 тыс. человек. Фонд заработной платы составит порядка 85,8 млрд рублей с ростом к 2019 году на 4,1%.

В 2021 году фонд заработной платы увеличится до 89,9 млрд рублей, среднемесячная заработная плата по области составит 30903,8 рубля при среднесписочной численности работников 242,4 тыс. человек.

В 2022 году фонд заработной платы увеличится до 94,6 млрд рублей, среднемесячная заработная плата по области составит 33005,3 рубля при среднесписочной численности работников 238,9 тыс. человек.

Базой для роста заработной платы в прогнозируемом периоде будет являться развитие реального сектора экономики, в том числе за счет реализации мер, проводимых в целях решения поставленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 задач, направленных на обеспечение роста производительности труда в экономике.

Среднемесячный доход от трудовой деятельности по Ивановской области в 2019 году оценивается в размере 22624 рублей (103,1% к уровню 2018 года). В прогнозном периоде величина среднемесячного дохода от трудовой деятельности достигнет следующих значений: 23755,2 рубля (2020 год), 25156,8 рубля (2021 год), 26741,6 рубля (2022 год). Темпы роста составят 105%, 105,9%, 106,3% соответственно.

За прошедшие 5 месяцев 2019 года основные показатели рынка труда Ивановской области характеризовались относительной стабильностью.

На 01.06.2019 численность официальных безработных составила 4,1 тыс. человек, уровень безработицы – 0,78% к экономически активному населению.

Изменения в пенсионном законодательстве в части передвижки возрастной границы выхода граждан на пенсию и введение дополнительных гарантий социальной поддержки для лиц предпенсионного возраста, а также традиционный сезонный приток в службу занятости операторов котельных при завершении отопительного периода, стали причиной незначительного роста уровня официальной безработицы с начала года.

Увеличение более чем на 16% количества вакансий, заявленных работодателями для трудоустройства, позволило закрепить коэффициент напряженности на рынке труда на аналогичной относительно января текущего года отметке 0,5 человек в расчете на одно свободное место.

По прогнозным оценкам, ситуация на рынке труда сохранится без существенных изменений, чему будет способствовать реализация программных мероприятий, в том числе в рамках новых национальных проектов.

К концу 2019 года число безработных, зарегистрированных в службе занятости в целях поиска подходящей работы, может составить порядка 4 тыс. человек. Регистрируемая безработица будет фиксироваться в переделах 0,74%.

В течение последних лет демографические ограничения, связанные с уменьшением численности трудоспособного возраста, оказывают существенное влияние на рынок труда. Принятые федеральные законодательные акты, определяющие новый порядок выхода на пенсию, станут предпосылкой для смягчения дефицита рабочей силы.

Большая роль в этом вопросе отводится реализации региональных проектов в рамках национальных проектов «Демография» и «Производительность труда и поддержка занятости».

Кроме того, в целях сохранения стабильности на рынке труда будет продолжена реализация программы содействия занятости населения, в том числе с учетом нововведенных активных мер по привлечению на территорию региона иностранных граждан требуемой квалификации из числа бывших соотечественников, проживающих за рубежом.

Это положительно отразится на сокращении миграционных потоков за пределы региона и позволит частично сбалансировать спрос и предложение рабочей силы на рынке труда.

Реализация комплекса вышеназванных мер, а также дальнейшее развитие экономики и соответствующий рост потребности в трудовых ресурсах, сокращение времени поиска работы соискателями в результате широкого распространения и использования интернет-технологий, будут способствовать увеличению числа занятого населения и снижению уровня безработицы.

С учетом изложенного на протяжении всего прогнозируемого периода уровень безработицы существенно не изменится и к концу 2022 года составит 0,68%.

Расчет величины прожиточного минимума в Ивановской области произведен на основании потребительской корзины, установленной Законом Ивановской области от 16.04.2013 № 16-ОЗ «О потребительской корзине в Ивановской области».

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения за 2018 год выросла на 1,5% по сравнению с 2017 годом и составила 9960 рублей. По оценке за 2019 год показатель вырастет на 5,5% и составит 10508 рублей. В течение последующих трех лет прогнозируется рост показателя порядка 4% ежегодно. В 2022 году прожиточный минимум в среднем на душу населения региона составит 11854 рубля.

Раздел 2.

Показатели прогноза социально-экономического развития Ивановской области
на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов

Показатель

Единица измерения

Отчет

Отчет

Оценка

Прогноз

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

2021

год

2022

год

Подраздел 2.1. Экономические показатели

2.1.1. Валовой региональный продукт (ВРП)

ВРП - всего

млн руб.

185846,8

199396,7*

210516,8

224819,3

240130,0

255248,5

Индекс физического объема ВРП

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

99,5

100,3*

101,0

102,0

102,9

103,0

2.1.2. Промышленное производство

Индекс промышленного производства – всего

% к предыдущему году

101,2

97,6

99,9

101,3

101,6

101,9

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами:

млн руб.

170378,5

177039,0

186414,9

197881,0

210365,1

223878,9

Добыча полезных ископаемых

млн руб.

754,7

896,3

966,5

1043,2

1127,2

1219,2

Индекс производства

% к предыдущему году

115,8

117,1

107,8

107,9

108,1

108,2

Обрабатывающие производства - всего

млн руб.

133335,5

140150,9

148306,7

158088,1

168843,4

180508,5

Индекс производства

% к предыдущему году

105,4

98,0

100,4

101,6

101,9

102,2

в том числе:

Производство пищевых продуктов

млн руб.

16287,4

14917,8

15025,5

15767,2

16594,2

17550,0

Индекс производства

% к предыдущему году

101,6

89,2

95,2

100,9

101,1

101,4

Производство текстильных изделий

млн руб.

45796,1

47591,3

50817,0

54319,9

58125,4

62140,4

Индекс производства

% к предыдущему году

103,8

98,2

101,5

101,9

102,3

102,5

Производство одежды

млн руб.

9593,3

9249,8

9896,3

10630,8

11553,5

12592,6

Индекс производства

% к предыдущему году

110,9

104,4

101,7

102,6

104,0

104,5

Производство кожи и изделий из кожи

млн руб.

151,0

153,9

153,8

162,1

171,3

181,2

Индекс производства

% к предыдущему году

146,3

89,3

95,3

100,9

101,3

101,6

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

млн руб.

4512,3

4866,3

5231,5

5679,6

6172,3

6720,8

Индекс производства

% к предыдущему году

111,6

96,2

101,9

103,2

103,5

103,8

Производство бумаги и бумажных изделий

млн руб.

1047,5

1083,2

1161,9

1247,9

1341,6

1443,9

Индекс производства

% к предыдущему году

103,4

112,5

101,2

101,7

102,1

102,4

Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

млн руб.

2268,4

2293,1

2419,2

2557,6

2704,1

2861,9

Индекс производства

% к предыдущему году

79,7

95,4

100,0

100,4

100,5

100,7

Производство химических веществ и химических продуктов

млн руб.

3778,9

4373,2

4666,8

4986,4

5338,9

5711,2

Индекс производства

% к предыдущему году

92,7

92,5

100,2

100,8

101,2

101,3

Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

млн руб.

1003,0

1674,6

1803,8

1946,9

2103,5

2275,1

Индекс производства

% к предыдущему году

108,2

97,3

102,1

102,6

102,9

103,3

Производство резиновых и пластмассовых изделий

млн руб.

3976,4

5298,6

5638,1

6012,2

6405,8

6832,4

Индекс производства

% к предыдущему году

120,0

84,8

100,1

100,6

100,8

101,1

Производство прочей неметаллической минеральной продукции

млн руб.

3187,1

3701,3

3923,8

4168,7

4433,7

4716,1

Индекс производства

% к предыдущему году

134,0

97,8

100,2

100,8

101,1

101,4

Производство металлургическое

млн руб.

9160,4

10538,5

11143,7

11909,9

12742,2

13646,9

Индекс производства

% к предыдущему году

109,6

104,8

100,9

101,4

101,7

102,0

Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

млн руб.

5410,6

5818,1

6104,2

6411,5

6734,6

7081,3

Индекс производства

% к предыдущему году

110,4

128,9

100,4

100,8

101,0

101,2

Производство компьютеров, электронных и оптических изделий

млн руб.

6635,6

7301,9

7712,0

8162,3

8647,9

9163,0

Индекс производства

% к предыдущему году

105,8

101,4

100,3

100,8

101,0

101,2

Производство электрического оборудования

млн руб.

1879,2

1841,2

1951,9

2069,6

2196,7

2334,1

Индекс производства

% к предыдущему году

180,1

94,5

100,2

100,5

100,8

101,1

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

млн руб.

4338,8

5445,2

5773,1

6128,0

6511,3

6932,6

Индекс производства

% к предыдущему году

119,5

115,0

100,4

100,9

101,1

101,4

Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

млн руб.

2147,2

3324,8

3640,4

3993,9

4381,9

4812,3

Индекс производства

% к предыдущему году

97,1

99,5

103,1

103,5

103,7

103,9

Производство мебели

млн руб.

2482,7

2158,9

2359,8

2584,3

2832,9

3108,4

Индекс производства

% к предыдущему году

81,7

107,9

104,1

104,5

104,8

105,0

Производство прочих готовых изделий

млн руб.

2121,9

2182,1

2279,7

2393,9

2516,7

2648,5

Индекс производства

% к предыдущему году

96,1

95,3

99,5

100,2

100,6

100,9

Ремонт и монтаж машин и оборудования

млн руб.

4261,7

3608,0

3714,2

3922,6

4142,9

4380,1

Индекс производства

% к предыдущему году

82,6

75,2

97,3

100,2

100,3

100,5

Обеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

млн руб.

32003,2

31821,8

32771,2

34181,7

35620,1

37156,0

Индекс производства

% к предыдущему году

82,2

91,8

97,8

100,1

100,2

100,3

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

млн руб.

4285,5

4170,0

4370,6

4568,0

4774,5

4995,2

Индекс производства

% к предыдущему году

104,0

112,3

100,2

100,4

100,5

100,6

Производство в натуральном выражении тканей хлопчатобумажных

млн кв. м

624,0

678,5

700,0

749,0

803,0

862,4

% к предыдущему году

104,8

108,8

103,2

107,0

107,2

107,4

2.1.3. Сельское хозяйство

Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

млн руб. в ценах соответствующих лет

14887,4

15094,6

16243,3

17719,2

18925,5

20681,6

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

% к предыдущему году

98,8

99,4

103,9

105,5

103,1

105,3

2.1.4. Рынок товаров и услуг

Индекс потребительских цен

декабрь к декабрю предыдущего года, %

102,9

105,1

105,5

104,2

104,0

104,0

Индекс потребительских цен (среднегодовой)

к предыдущему году, %

103,8

103,4

106,3

104,3

104,1

104,0

Оборот розничной торговли

млн руб. в ценах соответствующих лет

156904,6

164827,4

172860,0

181235,9

191693,6

203153,0

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

102,9

101,9

100,8

101,3

101,8

102,0

Объем платных услуг населению

млн руб. в ценах соответствующих лет

41799,2

43855,6

48000,0

51259,8

54798,5

58471,3

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

98,4

99,6

101,7

101,9

102,3

102,5

2.1.5. Инвестиции

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования - всего

млн руб. в ценах соответствующих лет

30314,9

29849,5

33284,8

36034,4

38823,8

41546,7

% к предыдущему году в действующих ценах

130,2

98,5

111,5

108,3

107,7

107,0

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

120,6

92,1

106,3

103,5

103,2

102,7

Объем инвестиций в основной капитал за исключением бюджетных средств

млн руб. в ценах соответствующих лет

27442,9

26685,7

30297,8

32897,4

35556,8

38146,7

% к предыдущему году в действующих ценах

131,9

97,2

113,5

108,6

108,1

107,3

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

122,2

91,0

108,2

103,8

103,5

103,0

2.1.6. Строительство

Объем выполненных работ по виду деятельности «строительство»

млн руб. в ценах соответствующих лет

27843,5

25464,8

27162,0

29060,2

31064,2

33208,7

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

116,6

84,4

101,2

101,7

102,0

102,3

Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования

тыс. кв. м общей площади

339,8

369,1

377,0

420,0

403,0

446,0

Темп роста

% к предыдущему году

192,2

108,6

102,1

111,4

96,0

110,7

2.1.7. Внешнеэкономическая деятельность

Экспорт

млн долларов США

164,5

167,9

181,5

190,5

200,2

210,5

Импорт

млн долларов США

498,5

566,7

592,2

625,1

659,3

694,4

2.1.8. Малое и среднее предпринимательство

Число малых, включая микропредприятия, и средних предприятий (на конец года)

тыс. единиц

20,8

20,4

20,6

20,8

20,9

21,1

Среднесписочная численность работников малых, включая микропредприятия, и средних предприятий (без внешних совместителей)

тыс. человек

96,7

92,2

93,1

93,8

94,2

94,7

Оборот малых, включая микропредприятия, и средних предприятий

млн руб. в ценах соответствующих лет

360000,0

424872,0

438893,0

455132,0

473337,0

492270,0

Доля среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения

%

21,7

20,2

20,3

20,4

20,5

20,6

2.1.9. Прибыль прибыльных организаций

млн руб.

11869,8

13480,7

14050,0

14610,0

15150,0

15660,0

2.1.10. Производство подакцизных товаров в натуральном выражении:

Водка и ликеро-водочные изделия

тыс. дал

220,1

228,6

230,0

230,0

230,0

230,0

Пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива

тыс. дал

5617,3

5296,4

5000,0

5000,0

5000,0

5000,0

Подраздел 2.2. Показатели, характеризующие уровень жизни населения Ивановской области

Численность постоянного населения (среднегодовая) - всего

тыс. человек

1018,9

1009,4

1000,0

992,1

984,9

978,3

% к предыдущему году

99,3

99,1

99,1

99,2

99,3

99,3

Среднегодовая численность занятых в экономике

тыс. человек

456,3

454,3

454,4

455,5

456,7

457,3

Фонд начисленной заработной платы всех работников

млн руб.

74358,4

79804,7

82452,9

85810,9

89869,2

94606,5

Среднесписочная численность работников организаций

тыс. человек

264,0

258,4

250,8

246,2

242,4

238,9

Среднемесячная номинальная заработная плата

руб.

23470,1

25728,5

27400,9

29044,9

30903,8

33005,3

% к предыдущему году

106,0

109,6

106,5

106,0

106,4

106,8

Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)

руб.

20140,0

21943,0

22624,0

23755,2

25156,8

26741,6

% к предыдущему году

104,2

109,0

103,1

105,0

105,9

106,3

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года)

тыс. человек

4,2

3,5

4,0

4,0

4,0

4,0

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

%

0,78

0,64

0,74

0,71

0,70

0,68

Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год)

руб./мес.

9816,0

9960,0

10508,0

10949,0

11398,0

11854,0

в том числе по основным социально-демографическим группам населения:

- трудоспособного населения

руб./мес.

10639,0

10809,0

11403,0

11882,0

12369,0

12864,0

- пенсионеров

руб./мес.

8208,0

8319,0

8777,0

9146,0

9521,0

9901,0

- детей

руб./мес.

9766,0

9953,0

10500,0

10941,0

11390,0

11845,0

* Оценка.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 01.11.2019
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать