Основная информация

Дата опубликования: 23 декабря 2003г.
Номер документа: В200304154
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0304154

В200304154

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, N 6, СТР. 69, 2004г.

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23.12.2003 N 12026/03

[О заявлении Территориального органа Федеральной

службы России по финансовому оздоровлению и банкротству

в Кемеровской области о пересмотре в порядке надзора

постановления суда апелляционной инстанции Арбитражного

суда Кемеровской области от 28.04.2003

по делу N А27-11801/2002-4 и постановления Федерального

арбитражного суда Западно-Сибирского округа

от 09.07.2003 по тому же делу]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А, Бойкова О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Ренова Э.Н., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Хачикяна A.M., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление Территориального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Кемеровской области о пересмотре в порядке надзора постановления суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 28.04.2003 по делу N А27-11801/2002-4 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.07.2003 по тому же делу.

В заседании принял участие представитель Яйского районного потребительского общества Угрюмова Е.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Хачикяна А.М., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Территориальный орган Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Кемеровской области (далее - территориальный орган ФСФО России) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании банкротом Яйского районного потребительского общества (далее - райпо).

Определением суда первой инстанции от 16.10.2002 возбуждено дело о банкротстве Яйского райпо.

Определением от 14.02.2003 в отношении райпо введена процедура банкротства - наблюдение.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.04.2003 определение от 14.02.2003 отменено и в удовлетворении заявления территориального органа ФСФО России о признании несостоятельным (банкротом) Яйского райпо отказано.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 09.07.2003 постановление суда апелляционной инстанции изменил в части отказа в удовлетворении заявления территориального органа ФСФО России и производство по делу прекратил; в остальной части постановление от 28.04.2003 оставил без изменения.

Территориальный орган ФСФО России в Кемеровской области обратился в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, в котором просит отменить данные судебные акты.

В отзыве на заявление Яйское райпо просит оставить оспариваемые судебные акты в силе, так как статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации определен порядок ликвидации юридического лица, в соответствии с которым ликвидационная комиссия может начать расчет с кредиторами только после утверждения промежуточного ликвидационного баланса (пункт 4 статьи 63 Кодекса), а сам промежуточный баланс может быть составлен не ранее 2 месяцев после окончания срока для предъявления требований кредиторами (пункты 1 и 2 статьи 63 Кодекса). Статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена очередность удовлетворения требований кредиторов после утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Обязательные платежи, уполномоченным органом в отношении которых выступает заявитель, отнесены к четвертой очереди. Согласно пункту 2 статьи 64 Кодекса ликвидационная комиссия не имеет права нарушать установленную очередность и производить расчет с бюджетом до полного погашения требований кредиторов предыдущих очередей.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствовавшего в заседании представителя Яйского райпо, Президиум считает, что постановления судов апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене, определение суда первой инстанции от 14.02.2003 - изменению: в части введения процедуры наблюдения отказать, в остальной части - оставить без изменения по следующим основаниям.

Общим собранием уполномоченных Яйского райпо от 28.02.2002 принято решение о ликвидации потребительского общества и назначена ликвидационная комиссия.

Суд апелляционной инстанции, отказывая территориальному органу ФСФО России о признании банкротом Яйского райпо, и суд кассационной инстанции, прекращая производство по делу, исходили из того, что у территориального органа ФСФО России отсутствует право на подачу заявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Между тем данный вывод судов апелляционной и кассационной инстанций является ошибочным.

Нахождение организации в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии не лишают заявителя-кредитора права ставить вопрос о признании в судебном порядке должника банкротом при наличии внешних признаков банкротства.

Поскольку Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению уполномочена представлять интересы Российской Федерации как кредитора по денежным обязательствам и по обязательным платежам при рассмотрении дел о банкротстве, территориальные органы ФСФО России вправе обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом в соответствующих случаях.

Используя предоставленное ему законодательством право, территориальный орган ФСФО России в Кемеровской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом Яйского райпо в связи с наличием просроченной задолженности по обязательным платежам в размере, превышающем 100000 рублей. Наличие признаков банкротства послужило основанием для принятия судом первой инстанции Арбитражного суда Кемеровской области указанного заявления.

Таким образом, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные судебные акты подлежат отмене, определение суда первой инстанции от 16.10.2002 - оставлению без изменения.

Также не может быть признано обоснованным и определение суда первой инстанции от 14.02.2003 о введении в отношении должника процедуры наблюдения, так как согласно пункту 1 статьи 225 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный суд при принятии решения о признании ликвидируемого должника банкротом открывает конкурсное производство. Суду необходимо при новом рассмотрении дела решить вопрос о возможности введения конкурсного производства.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

Постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 28.04.2003 по делу N А27-11801/2002-4 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.07.2003 по тому же делу отменить.

Определение суда первой инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 14.02.2003 по настоящему делу о введении процедуры наблюдения в отношении Яйского районного потребительского общества отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий

В.Ф. Яковлев

[введено: 19.02.2004 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]

[проверено: 17.03.2004 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 6 от 23.12.2003 Стр. 69
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.030.000 Юридические лица, 030.030.020 Образование, реорганизация и ликвидация юридических лиц (см. также 190.020.070), 030.030.030 Банкротство юридических лиц, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать