Основная информация
Дата опубликования: | 24 февраля 2015г. |
Номер документа: | RU66000201500149 |
Текущая редакция: | 3 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Свердловская область |
Принявший орган: | Правительство Свердловской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 24.02.2015 г. № 111-ПП
Признан утратившим силу следующим документом:
постановление Правительства Свердловской области от 22.03.2018 № 151-ПП (ru66000201800353)
Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года»
(в редакции постановления Правительства Свердловской области от 09.08.2016 № 562-ПП (ru66000201600894)
(в редакции постановления Правительства Свердловской области от 29.12.2016 № 977-ПП (ru66000201601592)
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 16.10.2013 № 1229‑ПП «Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области», на основании распоряжения Правительства Свердловской области от 30.07.2014 № 918‑РП «О разработке комплексной программы Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» на 2014–2018 годы» Правительство Свердловской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить комплексную программу Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года» (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого Заместителя Губернатора Свердловской области, Члена Правительства Свердловской области А.В. Орлова.
(в редакции постановления Правительства Свердловской области от 29.12.2016 № 977-ПП)
3. Настоящее постановление опубликовать в «Областной газете».
Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В. Паслер
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Свердловской области
от 24.02.2015 № 111-ПП
«Об утверждении комплексной
программы Свердловской области
«Развитие автотуристского кластера
«Самоцветное кольцо Урала»
до 2018 года»
Комплексная программа Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года»
Паспорт комплексной программы Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года»
(в редакции постановления Правительства Свердловской области от 09.08.2016 № 562-ПП, от 29.12.2016 № 977-ПП)
1.
Заказчик-координатор комплексной программы Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года» (далее – комплексная программа)
Министерство инвестиций и развития Свердловской области
2.
Заказчики комплексной программы
Министерство транспорта и связи Свердловской области;
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области
3.
Цель и задачи комплексной программы
цель комплексной программы:
формирование автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала», конкурентоспособного на рынке внутреннего и въездного туризма Российской Федерации, соответствующего современным российским и международным стандартам качества, безопасности и разнообразия предоставляемых туристских услуг.
Задачи комплексной программы:
1) создание благоприятных условий для развития туристско-рекреационного комплекса «Алапаевская узкоколейная железная дорога» (муниципальное образование Алапаевское);
2) создание благоприятных условий для развития санаторно-курортного комплекса «Самоцвет» (муниципальное образование Алапаевское);
3) создание благоприятных условий для развития агротуристского комплекса (муниципальное образование Алапаевское);
4) создание благоприятных условий для развития природно-минералогического заказника «Режевской» с включением минералогической зоны в районе села Мурзинка (Горноуральский городской округ – Режевской городской округ);
5) создание благоприятных условий для развития Ирбитского туристского комплекса (муниципальное образование город Ирбит);
6) создание благоприятных условий для развития туристского комплекса «Невьянский мыс» (Невьянский городской округ);
7) создание благоприятных условий для развития многофункциональных термальных комплексов;
8) создание благоприятных условий для развития рекреационно-туристской зоны «Набережная «Тагильская Лагуна» (город Нижний Тагил);
9) создание благоприятных условий для развития автомобильных дорог регионального значения;
10) создание благоприятных условий для развития объектов придорожного сервиса;
11) создание благоприятных условий для развития тематического парка «Парк сказов» (Арамильский городской округ);
12) создание благоприятных условий для развития объектов, предназначенных для организации досуга жителей муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области
4.
Важнейшие целевые показатели комплексной программы
1) объем ежегодного туристского потока,
тыс. человек;
2) количество размещенных лиц в коллективных средствах размещения, тыс. человек;
3) количество размещенных иностранных граждан в коллективных средствах размещения, тыс. человек;
4) площадь номерного фонда коллективных средств размещения, кв. метров;
5) объем инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения, млн. рублей;
6) количество койко-мест в коллективных средствах размещения, мест;
7) количество работающих в коллективных средствах размещения, туристских фирмах, человек;
8) объем платных туристских услуг, млн. рублей;
9) объем платных услуг гостиниц и аналогичных услуг, млн. рублей
5.
Перечень подпрограмм комплексной программы
нет
6.
Сроки реализации комплексной программы
2015–2018 годы
7.
Объемы и источники финансирования комплексной программы
всего по комплексной программе –
2 361 248,2 тыс. рублей,
в том числе:
2015 год – 1 266 183,2 тыс. рублей;
2016 год – 577 357,0 тыс. рублей;
2017 год – 265 908,0 тыс. рублей;
2018 год – 251 800,0 тыс. рублей;
из них:
областной бюджет – 49 954,2 тыс. рублей,
в том числе:
2015 год – 34 683,2 тыс. рублей;
2016 год – 14 671,0 тыс. рублей;
2017 год – 300,0 тыс. рублей;
2018 год – 300,0 тыс. рублей;
бюджетные ассигнования федерального бюджета – 600 649,1 тыс. рублей,
в том числе:
2015 год – 353 700,0 тыс. рублей;
2016 год – 246 949,1 тыс. рублей;
2017 год – 0,0 тыс. рублей;
2018 год – 0,0 тыс. рублей;
местный бюджет – 199 561,5 тыс. рублей,
в том числе:
2015 год – 160 400,0 тыс. рублей;
2016 год – 39 161,5 тыс. рублей;
2017 год – 0,0 тыс. рублей;
2018 год – 0,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники –
1 511 083,4 тыс. рублей,
в том числе:
2015 год – 717 400,0 тыс. рублей;
2016 год – 276 575,4 тыс. рублей;
2017 год – 265 608,0 тыс. рублей;
2018 год – 251 500,0 тыс. рублей
8.
Ожидаемые конечные результаты реализации комплексной программы
достижение результатов комплексной программы будет иметь следующие социально-экономические последствия к 2018 году:
1) увеличение туристского потока на 564,8 тыс. человек;
2) увеличение количества лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, на 262,4 тыс. человек;
3) увеличение количества иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, на 15,3 тыс. человек;
4) увеличение количества работающих в коллективных средствах размещения, туристских фирмах до 692 человек;
5) увеличение общей площади номерного фонда коллективных средств размещения на 21 тыс. кв. метров;
6) привлечение инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения в объеме 1850 млн. рублей;
7) увеличение количества койко-мест в коллективных средствах размещения до 1363 мест;
8) увеличение объема платных туристских услуг до 548,5 млн. рублей;
9) увеличение объема платных услуг гостиниц и аналогичных услуг до 1059,9 млн. рублей
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена реализация комплексной программы
Качественный анализ инфраструктуры сферы туризма и гостеприимства выявляет ряд проблем, факторов, существенным образом сдерживающих развитие туризма на территории Свердловской области:
1) недостаточная плотность сети автомобильных дорог, высокий удельный вес автомобильных дорог, транспортно-эксплуатационное состояние которых не соответствует нормативным требованиям.
Площадь Свердловской области составляет 194,8 тыс. кв. км, что соответствует общей площади, занимаемой Швейцарией (41,3 тыс. кв. км), Чехией (78,9 тыс. кв. км) и Австрией (83,9 тыс. кв. км). В этих условиях плотность автомобильных дорог и их технические характеристики имеют первоочередное значение для формирования внутреннего туристского потока, создавая условия быстроты, безопасности и комфорта перемещения.
Несмотря на достаточно внушительную протяженность региональной сети автомобильных дорог (свыше 11 тыс. км), плотность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 42,6 км на тысячу квадратных километров, что делает труднодоступными туристские ресурсы, расположенные в северной и восточной частях области. На фоне растущей автомобилизации населения Свердловской области (5–7 процентов в год) актуальной становится задача реконструкции автомобильных дорог с повышением их пропускной способности, особенно в зонах концентрации населения Свердловской области (города с численностью населения от 70–100 тыс. человек и прилегающие территории);
2) отсутствие достаточной придорожной инфраструктуры (объектов сервиса, автозаправочных станций, кемпингов, мини-маркетов, кафе), знаков туристской навигации (в том числе на английском языке), условий оперативного реагирования на возникновение чрезвычайных ситуаций (обеспеченность маршрутов движения мобильной и интернет-связью, возможностью оперативного реагирования служб Главного управления Министерства Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области);
3) недостаточное развитие объектов обеспечивающей инфраструктуры, в том числе инженерно-технических объектов и сооружений, обеспечивающих нормальное функционирование объектов автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» (автодорожные подъезды, источники и линии тепло-, водо-, газо- снабжения; линии водоотведения, водоочистные сооружения, берегоукрепительные работы);
4) недостаточная представленность туристских объектов проактивной направленности.
Несмотря на то, что перечень расположенных на территории области туристских объектов превышает тысячу позиций, туристские объекты про-активной направленности представлены минимально. В области нет этно-культурных агропромышленных парков. Большинство музейных экспозиций также носит пассивную направленность. Возможности проведения интерактивных мероприятий с участием туристов поддерживаются деятельностью энтузиастов туристского и музейного сообществ — по частной инициативе появляются интерактивные программы в музеях (село Коптелово, село Мироново, поселок Висим), создаются контактные зоопарки (поселок Висим, город Красноуфимск, город Ирбит), популяризируются места бытования народных промыслов (деревни Верхние Таволги и Нижние Таволги);
5) несоответствие коллективных средств размещения объемам и направлениям формируемых туристских потоков.
Большинство коллективных средств размещения сконцентрированы в крупных городах (Екатеринбург, Нижний Тагил), что не соответствует основным географическим направлениям внутриобластного туристского потока. Согласно данным, представленным администрациями муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в 2012 году общий объем регистрируемого туристского потока (с учетом посещения объектов показа, коллективных средств размещения, событийных мероприятий) на территорию области (без учета города Екатеринбурга) составил порядка 1,6 млн. человек, из которых более 65 процентов составили посетители объектов показа и музеев, и только 13 процентов – гости коллективных средств размещения;
6) минимальная готовность персонала, занятого в сфере социально-культурного сервиса и туризма, предоставлять качественные услуги, соответствующие международным и российским стандартам.
В сфере туризма Свердловской области трудится более 10 тыс. человек. Вместе со смежными отраслями сектор внутреннего туризма даёт более 40 тыс. рабочих мест, формируя около 1,5 процента валового регионального продукта Свердловской области.
Однако около 2/3 всего занятого населения в сфере туризма сконцентрировано преимущественно в городах Екатеринбург и Нижний Тагил. Областные города, являющиеся точками притяжения туристских потоков, испытывают острый дефицит кадров, владеющих навыками предоставления туристских услуг в соответствии с международными стандартами;
7) отсутствие многоступенчатой (комплексной) системы профессиональной подготовки.
Система профессионального образования в сфере социально-культурного сервиса и туризма представлена более чем 7 высшими учебными заведениями Свердловской области.
В области отсутствует целостная система профессионального образования: практически нет специализированных учреждений профессионального образования, обеспечивающих подготовку среднего персонала гостиниц, гидов-экскурсоводов, владеющих специальными региональными знаниями и одновременно — иностранными языками; отсутствует специализированная система послевузовского (корпоративного) профессионального образования.
Решение этих проблем в условиях всей Свердловской области потребует значительных временных и финансовых ресурсов. В условиях их ограниченности было принято решение сконцентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее перспективных территориях развития туризма.
В результате проведенного с участием туристского и бизнес-сообщества анализа была признана целесообразность формирования на территории Свердловской области туристского маршрута «Самоцветное кольцо Урала» в формате автотуристского кластера. При этом под самим понятием «кластер» понимается сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных туристских ресурсов и объектов туристской индустрии, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга при создании комплексного туристского продукта территории. В свою очередь, кластерный подход является стратегическим направлением развития туризма в Свердловской области. Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» предусмотрено проектом стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области до 2030 года, а также соответствует общим направлениям развития туризма в Российской Федерации, утвержденным Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 № 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»).
Автотуристский кластер «Самоцветное кольцо Урала» позволит объединить предприятия и организации, предоставляющие туристские и сопутствующие услуги, взаимно дополняющие друг друга и обеспечивающие цивилизованные условия для автотуристов. Элементы сети автотуристского кластера планируется располагать на наиболее загруженных региональных автодорогах и в местах, приближенных к центрам притяжения туристов – историко-культурным центрам, природным заповедникам и иным туристско-ориентированным местам и объектам показа. Сетевое построение автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» позволит создать удобную базу для организации маршрутов автотуристов, а также обеспечить единый высокий стандарт услуг.
Кольцевой маршрут является наиболее рационально организованным и востребованным туристским продуктом, так как предполагает насыщенность, новизну, отсутствие дублирования.
Кластерный подход позволяет решать ряд актуальных для Свердловской области задач:
концентрация ресурсов, инвестиций и организационных усилий;
обеспечение разнообразия совокупного туристского продукта Свердловской области – в результате территории не конкурируют между собой, а развивают собственную туристскую специализацию;
решение проблемы позиционирования, что очень важно в условиях возрастающей конкуренции на рынке туристских дестинаций.
Нормальное функционирование кластера как целостного туристского маршрута обеспечивается объектами «поддерживающей инфраструктуры» – предприятиями, обеспечивающими деятельность туристских и инфраструктурных объектов (туристские фирмы, транспортные организации, образовательные учреждения, консалтинговые и рекламные агентства).
Все объекты кластера связываются внутренними коммуникациями, единой маркетинговой и рекламной политикой, включаются в единые туристские маршруты, что позволяет увеличить общий туристский поток и тем самым повысить доходность туристского бизнеса в пределах всего кластера.
Детальный анализ размещения туристских ресурсов, инфраструктурной и автодорожной обеспеченности показал целесообразность формирования кольцевого маршрута автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» в пределах 19 муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области: муниципальное образование «город Екатеринбург», городской округ Верхняя Пышма, городской округ Среднеуральск, Невьянский городской округ, город Нижний Тагил, Горноуральский городской округ, муниципальное образование Алапаевское, муниципальное образование город Алапаевск, муниципальное образование город Ирбит, Ирбитское муниципальное образование, Туринский городской округ, Тавдинский городской округ, Талицкий городской округ, муниципальное образование Камышловский муниципальный район, Артемовский городской округ, Режевской городской округ, Малышевский городской округ, Березовский городской округ, Арамильский городской округ.
(в редакции постановления Правительства Свердловской области от 09.08.2016 № 562-ПП)
На территориях, расположенных по маршруту автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала»:
1) проживает около 800 тыс. человек (2,2 млн. человек с учетом города Екатеринбурга) – 17,7 процента общей численности жителей области (51 процент с учетом города Екатеринбурга), что является гарантией спроса на предлагаемые и формируемые туристские услуги;
2) сконцентрировано почти 90 процентов объектов культурного наследия Свердловской области (с учетом расширения маршрута в опорных точках), в том числе: 522 объекта – в городе Екатеринбурге, 305 объектов – на территории других муниципальных образований, расположенных в зоне формируемого маршрута (1/3 общего числа объектов культурного наследия Свердловской области), из которых 62 – памятники культурного наследия федерального значения, что позволяет формировать дифференцированные туристские продукты. В качестве основы позиционирования бренда маршрута предлагается осуществить синтез исторического имени данной территории – «Самоцветная полоса Урала» и кольцевого характера маршрута, получив в итоге «Самоцветное кольцо Урала».
Автотуристский кластер «Самоцветное кольцо Урала» как туристский маршрут может составить конкуренцию знаменитому Золотому кольцу России и формируемому в северо-западной части Российской Федерации Серебряному кольцу России.
Раздел 2. Цель, задачи и целевые показатели комплексной программы
(раздел в редакции постановления Правительства Свердловской области от 09.08.2016 № 562-ПП)
В соответствии с установленными приоритетами социально-экономического развития Свердловской области комплексная программа принимается с целью формирования автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала», конкурентоспособного на рынке внутреннего и въездного туризма Российской Федерации, соответствующего современным российским и международным стандартам качества, безопасности и разнообразия предоставляемых туристских услуг.
Для достижения поставленной цели комплексной программы потребуется реализация мероприятий, направленных на решение следующих основных задач:
Задача 1. Создание благоприятных условий для развития туристско-рекреационного комплекса «Алапаевская узкоколейная железная дорога» (муниципальное образование Алапаевское).
Проект направлен на создание туристской дестинации на базе развития Алапаевской узкоколейной железной дороги.
Проект предусматривает развитие туристско-рекреационного комплекса «Алапаевская узкоколейная железная дорога» с формированием и развитием интерактивной зоны приема туристов, объектов туристского показа, обустройством зон отдыха, созданием сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры.
Задача 2. Создание благоприятных условий для развития санаторно-курортного комплекса «Самоцвет» (муниципальное образование Алапаевское).
Санаторно-курортный комплекс «Самоцвет» находится в 130 км от Екатеринбурга. Это один из немногих санаториев Урала, обладающих статусом федерального значения.
Проект направлен на создание современного многофункционального рекреационно-оздоровительного комплекса курортного типа, входящего в тройку крупнейших и комфортабельных санаториев Свердловской области.
Задача 3. Создание благоприятных условий для развития агротуристского комплекса (муниципальное образование Алапаевское).
Проект предполагает формирование туристского комплекса деревенского туризма, в том числе создание стилизованных объектов туристского показа, гостевых домиков и заведений питания с выпуском фирменной натуральной продукции, сувенирных лавок.
Проект направлен на развитие агротуризма на территории Свердловской области, а также стимулирование активности организаций и предпринимателей к размещению на территории Свердловской области новых агропромышленных объектов.
Задача 4. Создание благоприятных условий для развития природно-минералогического заказника «Режевской» с включением минералогической зоны в районе села Мурзинка (Горноуральский городской округ – Режевской городской округ).
Проект направлен на развитие туристско-рекреационного комплекса на базе развития природно-минералогического заказника «Режевской» с включением минералогической зоны в районе села Мурзинка.
В рамках проекта предполагается:
1) осуществление работ по расширению территории государственного природно-минералогического заказника «Режевской» в целях использования потенциала Мурзинских самоцветных копей;
2) развитие минералогического музея имени А.Е. Ферсмана.
На территории заказника планируется обустройство туристских маршрутов, троп и зон отдыха.
Для стимулирования туристского потока предполагается за счет внебюджетных средств осуществить строительство на прилегающей территории гостиничного комплекса с кафе и парковкой.
Задача 5. Создание благоприятных условий для развития Ирбитского туристского комплекса (муниципальное образование город Ирбит).
Проект направлен на создание многофункционального круглогодичного и уникального по своему своеобразию культурно-туристского центра с использованием историко-культурного потенциала Ирбита и его окружения, а также использование этих ресурсов в музейно-выставочной, рекреационной и туристских целях.
В рамках проекта предполагается формирование туристско-досуговой зоны на базе развития Ирбитского государственного музея мотоциклов с размещением уникальных экспозиций и обустройством мотоциклетных трасс.
Задача 6. Создание благоприятных условий для развития туристского комплекса «Невьянский мыс» (Невьянский городской округ).
Проект направлен на создание современного круглогодичного комплекса для отдыха и досуга с использованием уникальных природных ресурсов озера Таватуй и близлежащей территории Невьянского района.
Данный проект рассчитан на организацию индивидуального, семейного и корпоративного отдыха.
Задача 7. Создание благоприятных условий для развития многофункциональных термальных комплексов.
Проект направлен на формирование современной конкурентоспособной туристской инфраструктуры на основе создания рекреационных центров с развитой сопутствующей инфраструктурой, а также сопутствующих туристских продуктов.
Концепция развития многофункциональных термальных комплексов предполагает строительство гостевых домов, кафе, лечебно-оздоровительных блоков с термальными и минеральными бассейнами и зонами отдыха. Подразумевается создание мест для развития круглогодичного экологического и общеоздоровительного туризма и маршрутов выходного дня.
Среди перспективных проектов можно выделить следующие:
1) термальный комплекс «Акварель» на территории Туринского городского округа;
2) загородный SPA-комплекс «Вязовая роща» на территории муниципального образования город Ирбит;
3) курортный комплекс «Баден-Баден» на территории Режевского городского округа;
4) термальный комплекс в районе города Екатеринбурга.
Задача 8. Создание благоприятных условий для развития рекреационно-туристской зоны «Набережная «Тагильская Лагуна» (город Нижний Тагил).
Проект является одним из уникальных и потенциально туристско-привлекательных комплексов. Территория освоения проекта представляет собой создание комплекса рекреационного назначения, предназначенного и обустроенного для организации тихого и активного массового отдыха, осуществления культурно-просветительной и оздоровительной деятельности.
Проектом предусмотрено активное использование зоны отдыха с круглогодичной работой капитальных объектов, очисткой прогулочных дорожек и аллей, оборудованием спортивных площадок, а также площадок отдыха для проведения событийных мероприятий.
Реализуется инвестиционный проект «Выполнение инженерных работ по берегоукреплению набережной Тагильского пруда», который с 2015 года включен в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». Выполнение данного комплекса мероприятий позволит благоустроить территорию набережной Тагильского пруда, создать благоприятные условия для развития объектов туристской инфраструктуры, в том числе объектов туристского показа, средств размещения и объектов общественного питания.
Задача 9. Создание благоприятных условий для развития автомобильных дорог регионального значения.
Проект направлен на обеспечение бесперебойного функционирования регулярных маршрутов автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала», безопасной перевозки туристских групп и индивидуальных туристов. Предусмотрено выполнение работ по приведению транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального значения в соответствие нормативным требованиям, в том числе:
1) автомобильной дороги с. Николо-Павловское – с. Петрокаменское – г. Алапаевск;
2) автомобильной дороги г. Екатеринбург – г. Нижний Тагил – г. Серов;
3) автомобильной дороги г. Екатеринбург – г. Реж – г. Алапаевск.
Задача 10. Создание благоприятных условий для развития объектов придорожного сервиса.
Для комплексного развития территории кластера вокруг территории формируемых опорных точек предусматривается строительство комплекса объектов придорожного сервиса на участках региональных автомобильных дорог, в том числе вдоль автодорог: г. Екатеринбург – г. Нижний Тагил – г. Серов, с. Николо-Павловское – с. Петрокаменское – г. Алапаевск, г. Екатеринбург – г. Реж – г. Алапаевск, г. Артемовский – п. Зайково – г. Ирбит, с возможным расширением на перспективу.
Каждый из запланированных объектов является комплексом, включающим в себя придорожное кафе с санитарной зоной и информационным стендом.
Все объекты придорожного сервиса планируется оформить в единых стилевых решениях. Предусматривается обеспечение стандартизированного набора услуг и блюд, сертификация в рамках организации деятельности маршрута.
Задача 11. Создание благоприятных условий для развития тематического парка «Парк сказов» (Арамильский городской округ).
Проект направлен на создание загородного тематического комплекса, нацеленного на привлечение туристов всех возрастных групп.
Концепция проекта предполагает строительство объектов для организации приема с сопутствующим размещением туристов, в том числе стилизованных объектов туристского показа на основе тематики уральских сказов, гостевых домов с организацией старорусской кухни.
Задача 12. Создание благоприятных условий для развития объектов, предназначенных для организации досуга жителей муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
Проект предусматривает реализацию мероприятий по развитию и обустройству территории объектов, предназначенных для организации досуга жителей муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в том числе объектов познавательного и социально-культурного значения, пользующихся повышенным интересом у туристских групп и экскурсантов. В рамках проекта предполагается включение данных объектов в действующие и (или) планируемые к созданию экскурсионные программы, организуемые туроператорами.
Реализация данных задач позволит:
1) создать условия для формирования и реализации дифференцированного конкурентоспособного туристского продукта, соответствующего мировым трендам и стандартам качества;
2) увеличить объем туристского потока на территорию Свердловской области;
3) обеспечить развитие внутреннего и въездного туризма в Урало-Сибирском регионе;
4) создать благоприятные условия для инвестиций, создания развитой туристской инфраструктуры.
Целевые показатели комплексной программы представлены в приложении № 1 к комплексной программе.
Раздел 3. План мероприятий по выполнению комплексной программы, механизмы реализации мероприятий комплексной программы
Заказчиком-координатором комплексной программы является Министерство инвестиций и развития Свердловской области.
Заказчиками комплексной программы являются:
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области,
Министерство транспорта и связи Свердловской области.
Исполнителями мероприятий комплексной программы являются:
исполнительные органы государственной власти Свердловской области;
юридические и физические лица, в том числе государственные и муниципальные учреждения Свердловской области, осуществляющие поставку товаров, выполнение работ и (или) оказание услуг, необходимых для реализации комплексной программы;
органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
Для достижения цели комплексной программы и выполнения поставленных задач разработан план мероприятий, который приведен в приложении № 2 к комплексной программе.
Формирование, корректировка, а также непосредственная реализация комплексной программы осуществляются в порядке, установленном постановлением Правительства Свердловской области от 16.10.2013 № 1229‑ПП «Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области».
Субсидии из средств областного бюджета местным бюджетам предоставляются из областного бюджета в соответствии с реализуемыми государственными программами Свердловской области.
Обеспечение взаимной согласованности мероприятий комплексной программы осуществляет исполнительный орган государственной власти Свердловской области, реализующий полномочия заказчика-координатора комплексной программы.
Мониторинг реализации мероприятий комплексной программы осуществляет заказчик-координатор — Министерство инвестиций и развития Свердловской области.
Контроль за реализацией мероприятий комплексной программы возлагается на Заместителя Председателя Правительства Свердловской области, курирующего вопросы развития туризма на территории Свердловской области.
Публичность информации о значениях целевых индикаторов Программы и их фактическом достижении, о мероприятиях Программы и условиях участия в них обеспечивается путем утверждения Программы в форме нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти Свердловской области, текст которого публикуется в порядке, установленном законодательством Свердловской области.
Раздел 4. Ресурсное обеспечение комплексной программы
Финансирование комплексной программы осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.
Средства федерального бюджета планируется направить на софинансирование объектов обеспечивающей инфраструктуры государственной и муниципальной собственности, расположенных на территории Свердловской области.
За счет внебюджетных источников планируется строительство, капитальный ремонт и реконструкция объектов туристской инфраструктуры, в том числе туристско-рекреационных объектов и объектов туристского показа, гостиничных комплексов, объектов общественного питания, объектов индустрии развлечений и др.
Расходы на реализацию комплексной программы представлены в приложении № 3 к комплексной программе.
Средства федерального бюджета на реализацию мероприятий комплексной программы предоставляются в соответствии с соглашениями о софинансировании расходов, заключаемыми между федеральными исполнительными органами государственной власти и Правительством Свердловской области.
Объемы средств федерального и областного бюджетов могут ежегодно уточняться в соответствии с законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и соглашениями о софинансировании расходов, заключаемыми между федеральными исполнительными органами государственной власти и Правительством Свердловской области.
Предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, осуществляется в соответствии с порядками отбора муниципальных образований для предоставления субсидий и порядками предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам, включенными в соответствующие государственные программы Свердловской области.
Государственное казенное имущество Свердловской области, за исключением денежных средств, для выполнения комплексной программы не требуется.
Раздел 5. Методика оценки эффективности реализации комплексной программы
Методика оценки эффективности реализации комплексной программы представлена в приложении № 4 к комплексной программе.
Приложение № 1
к комплексной программе Свердловской области
«Развитие автотуристского кластера
«Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года»
(в редакции постановления Правительства Свердловской области от 09.08.2016 № 562-ПП)
Целевые показатели
реализации комплексной программы Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года»
№
строки
Наименование целевого показателя
Единица измерения
Целевые значения показателей нарастающим итогом
Базовое значение целевого показателя (по итогам 2014 года)
по итогам 2015 года
по итогам 2016 года
по итогам 2017 года
по итогам 2018 года
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Объём ежегодного туристского потока
тыс. человек
349,1
425,1
569,9
799,6
234,8
2.
Количество размещенных лиц в коллективных средствах размещения
тыс. человек
130,5
165,4
259,2
332,2
69,8
3.
Количество размещенных иностранных граждан в коллективных средствах размещения
тыс. человек
7,4
8,9
15,5
18,8
3,5
4.
Площадь номерного фонда коллективных средств размещения
кв. метров
11 152,0
13 052,0
19 902,0
26 402,0
5402,0
5.
Объем инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения
млн. рублей
582,0
1240,0
1668,0
1850,0
559,0
6.
Количество койко-мест в коллективных средствах размещения
мест
903,0
973,0
1073,0
1363,0
331,0
7.
Количество работающих в коллективных средствах размещения, туристских фирмах
человек
652,0
665,0
678,0
692,0
278,0
8.
Объем платных туристских услуг
млн. рублей
307,2
343,7
444,3
548,5
206,6
9.
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных услуг
млн. рублей
407,2
516,0
808,7
1059,9
217,8
Приложение № 2
к комплексной программе Свердловской области
«Развитие автотуристского кластера
«Самоцветное кольцо Урала»
до 2018 года»
(в редакции постановления Правительства Свердловской области от 09.08.2016 № 562-ПП, от 29.12.2016 № 977-ПП)
План мероприятий
по выполнению комплексной программы Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года»
(таблица представлена на бумажном носителе)
Приложение № 3
к комплексной программе Свердловской области
«Развитие автотуристского кластера
«Самоцветное кольцо Урала»
до 2018 года»
(в редакции постановления Правительства Свердловской области от 09.08.2016 № 562-ПП, от 29.12.2016 № 977-ПП)
Расходы
на реализацию комплексной программы Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года»
(таблица представлена на бумажном носителе)
Приложение № 4
к комплексной программе Свердловской
области «Развитие автотуристского
кластера «Самоцветное кольцо Урала»
до 2018 года»
Методика оценки эффективности реализации комплексной программы Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года»
Оценка эффективности комплексной программы Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года» (далее — комплексная программа) производится ежегодно на основе использования системы целевых показателей, которые позволят обеспечить мониторинг динамики изменений за оцениваемый период с целью уточнения результативности решения задач и выполнения мероприятий комплексной программы.
Оценка эффективности комплексной программы производится путем сравнения текущих показателей, характеризующих результаты реализации комплексной программы и определяющих ее социально-экономическую эффективность, с целевыми значениями этих показателей.
Оценка эффективности реализации комплексной программы определяется по формуле:
Fi
SUM ----------
Ni
E = ----------------- x 100%,
n
где:
E – эффективность реализации комплексной программы, процентов;
Fi – фактическое значение i‑го целевого показателя, характеризующего выполнение цели (задачи), достигнутое в ходе реализации комплексной программы;
Ni – плановое значение i‑го целевого показателя, характеризующего выполнение цели (задачи), предусмотренное комплексной программой;
n – количество показателей, характеризующих выполнение цели (задачи) комплексной программы.
Показателем эффективности реализации комплексной программы является значение показателя на уровне 100 процентов при условии финансирования мероприятий комплексной программы в полном объеме.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 24.02.2015 г. № 111-ПП
Признан утратившим силу следующим документом:
постановление Правительства Свердловской области от 22.03.2018 № 151-ПП (ru66000201800353)
Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года»
(в редакции постановления Правительства Свердловской области от 09.08.2016 № 562-ПП (ru66000201600894)
(в редакции постановления Правительства Свердловской области от 29.12.2016 № 977-ПП (ru66000201601592)
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 16.10.2013 № 1229‑ПП «Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области», на основании распоряжения Правительства Свердловской области от 30.07.2014 № 918‑РП «О разработке комплексной программы Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» на 2014–2018 годы» Правительство Свердловской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить комплексную программу Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года» (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого Заместителя Губернатора Свердловской области, Члена Правительства Свердловской области А.В. Орлова.
(в редакции постановления Правительства Свердловской области от 29.12.2016 № 977-ПП)
3. Настоящее постановление опубликовать в «Областной газете».
Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В. Паслер
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Свердловской области
от 24.02.2015 № 111-ПП
«Об утверждении комплексной
программы Свердловской области
«Развитие автотуристского кластера
«Самоцветное кольцо Урала»
до 2018 года»
Комплексная программа Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года»
Паспорт комплексной программы Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года»
(в редакции постановления Правительства Свердловской области от 09.08.2016 № 562-ПП, от 29.12.2016 № 977-ПП)
1.
Заказчик-координатор комплексной программы Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года» (далее – комплексная программа)
Министерство инвестиций и развития Свердловской области
2.
Заказчики комплексной программы
Министерство транспорта и связи Свердловской области;
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области
3.
Цель и задачи комплексной программы
цель комплексной программы:
формирование автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала», конкурентоспособного на рынке внутреннего и въездного туризма Российской Федерации, соответствующего современным российским и международным стандартам качества, безопасности и разнообразия предоставляемых туристских услуг.
Задачи комплексной программы:
1) создание благоприятных условий для развития туристско-рекреационного комплекса «Алапаевская узкоколейная железная дорога» (муниципальное образование Алапаевское);
2) создание благоприятных условий для развития санаторно-курортного комплекса «Самоцвет» (муниципальное образование Алапаевское);
3) создание благоприятных условий для развития агротуристского комплекса (муниципальное образование Алапаевское);
4) создание благоприятных условий для развития природно-минералогического заказника «Режевской» с включением минералогической зоны в районе села Мурзинка (Горноуральский городской округ – Режевской городской округ);
5) создание благоприятных условий для развития Ирбитского туристского комплекса (муниципальное образование город Ирбит);
6) создание благоприятных условий для развития туристского комплекса «Невьянский мыс» (Невьянский городской округ);
7) создание благоприятных условий для развития многофункциональных термальных комплексов;
8) создание благоприятных условий для развития рекреационно-туристской зоны «Набережная «Тагильская Лагуна» (город Нижний Тагил);
9) создание благоприятных условий для развития автомобильных дорог регионального значения;
10) создание благоприятных условий для развития объектов придорожного сервиса;
11) создание благоприятных условий для развития тематического парка «Парк сказов» (Арамильский городской округ);
12) создание благоприятных условий для развития объектов, предназначенных для организации досуга жителей муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области
4.
Важнейшие целевые показатели комплексной программы
1) объем ежегодного туристского потока,
тыс. человек;
2) количество размещенных лиц в коллективных средствах размещения, тыс. человек;
3) количество размещенных иностранных граждан в коллективных средствах размещения, тыс. человек;
4) площадь номерного фонда коллективных средств размещения, кв. метров;
5) объем инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения, млн. рублей;
6) количество койко-мест в коллективных средствах размещения, мест;
7) количество работающих в коллективных средствах размещения, туристских фирмах, человек;
8) объем платных туристских услуг, млн. рублей;
9) объем платных услуг гостиниц и аналогичных услуг, млн. рублей
5.
Перечень подпрограмм комплексной программы
нет
6.
Сроки реализации комплексной программы
2015–2018 годы
7.
Объемы и источники финансирования комплексной программы
всего по комплексной программе –
2 361 248,2 тыс. рублей,
в том числе:
2015 год – 1 266 183,2 тыс. рублей;
2016 год – 577 357,0 тыс. рублей;
2017 год – 265 908,0 тыс. рублей;
2018 год – 251 800,0 тыс. рублей;
из них:
областной бюджет – 49 954,2 тыс. рублей,
в том числе:
2015 год – 34 683,2 тыс. рублей;
2016 год – 14 671,0 тыс. рублей;
2017 год – 300,0 тыс. рублей;
2018 год – 300,0 тыс. рублей;
бюджетные ассигнования федерального бюджета – 600 649,1 тыс. рублей,
в том числе:
2015 год – 353 700,0 тыс. рублей;
2016 год – 246 949,1 тыс. рублей;
2017 год – 0,0 тыс. рублей;
2018 год – 0,0 тыс. рублей;
местный бюджет – 199 561,5 тыс. рублей,
в том числе:
2015 год – 160 400,0 тыс. рублей;
2016 год – 39 161,5 тыс. рублей;
2017 год – 0,0 тыс. рублей;
2018 год – 0,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники –
1 511 083,4 тыс. рублей,
в том числе:
2015 год – 717 400,0 тыс. рублей;
2016 год – 276 575,4 тыс. рублей;
2017 год – 265 608,0 тыс. рублей;
2018 год – 251 500,0 тыс. рублей
8.
Ожидаемые конечные результаты реализации комплексной программы
достижение результатов комплексной программы будет иметь следующие социально-экономические последствия к 2018 году:
1) увеличение туристского потока на 564,8 тыс. человек;
2) увеличение количества лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, на 262,4 тыс. человек;
3) увеличение количества иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, на 15,3 тыс. человек;
4) увеличение количества работающих в коллективных средствах размещения, туристских фирмах до 692 человек;
5) увеличение общей площади номерного фонда коллективных средств размещения на 21 тыс. кв. метров;
6) привлечение инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения в объеме 1850 млн. рублей;
7) увеличение количества койко-мест в коллективных средствах размещения до 1363 мест;
8) увеличение объема платных туристских услуг до 548,5 млн. рублей;
9) увеличение объема платных услуг гостиниц и аналогичных услуг до 1059,9 млн. рублей
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена реализация комплексной программы
Качественный анализ инфраструктуры сферы туризма и гостеприимства выявляет ряд проблем, факторов, существенным образом сдерживающих развитие туризма на территории Свердловской области:
1) недостаточная плотность сети автомобильных дорог, высокий удельный вес автомобильных дорог, транспортно-эксплуатационное состояние которых не соответствует нормативным требованиям.
Площадь Свердловской области составляет 194,8 тыс. кв. км, что соответствует общей площади, занимаемой Швейцарией (41,3 тыс. кв. км), Чехией (78,9 тыс. кв. км) и Австрией (83,9 тыс. кв. км). В этих условиях плотность автомобильных дорог и их технические характеристики имеют первоочередное значение для формирования внутреннего туристского потока, создавая условия быстроты, безопасности и комфорта перемещения.
Несмотря на достаточно внушительную протяженность региональной сети автомобильных дорог (свыше 11 тыс. км), плотность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 42,6 км на тысячу квадратных километров, что делает труднодоступными туристские ресурсы, расположенные в северной и восточной частях области. На фоне растущей автомобилизации населения Свердловской области (5–7 процентов в год) актуальной становится задача реконструкции автомобильных дорог с повышением их пропускной способности, особенно в зонах концентрации населения Свердловской области (города с численностью населения от 70–100 тыс. человек и прилегающие территории);
2) отсутствие достаточной придорожной инфраструктуры (объектов сервиса, автозаправочных станций, кемпингов, мини-маркетов, кафе), знаков туристской навигации (в том числе на английском языке), условий оперативного реагирования на возникновение чрезвычайных ситуаций (обеспеченность маршрутов движения мобильной и интернет-связью, возможностью оперативного реагирования служб Главного управления Министерства Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области);
3) недостаточное развитие объектов обеспечивающей инфраструктуры, в том числе инженерно-технических объектов и сооружений, обеспечивающих нормальное функционирование объектов автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» (автодорожные подъезды, источники и линии тепло-, водо-, газо- снабжения; линии водоотведения, водоочистные сооружения, берегоукрепительные работы);
4) недостаточная представленность туристских объектов проактивной направленности.
Несмотря на то, что перечень расположенных на территории области туристских объектов превышает тысячу позиций, туристские объекты про-активной направленности представлены минимально. В области нет этно-культурных агропромышленных парков. Большинство музейных экспозиций также носит пассивную направленность. Возможности проведения интерактивных мероприятий с участием туристов поддерживаются деятельностью энтузиастов туристского и музейного сообществ — по частной инициативе появляются интерактивные программы в музеях (село Коптелово, село Мироново, поселок Висим), создаются контактные зоопарки (поселок Висим, город Красноуфимск, город Ирбит), популяризируются места бытования народных промыслов (деревни Верхние Таволги и Нижние Таволги);
5) несоответствие коллективных средств размещения объемам и направлениям формируемых туристских потоков.
Большинство коллективных средств размещения сконцентрированы в крупных городах (Екатеринбург, Нижний Тагил), что не соответствует основным географическим направлениям внутриобластного туристского потока. Согласно данным, представленным администрациями муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в 2012 году общий объем регистрируемого туристского потока (с учетом посещения объектов показа, коллективных средств размещения, событийных мероприятий) на территорию области (без учета города Екатеринбурга) составил порядка 1,6 млн. человек, из которых более 65 процентов составили посетители объектов показа и музеев, и только 13 процентов – гости коллективных средств размещения;
6) минимальная готовность персонала, занятого в сфере социально-культурного сервиса и туризма, предоставлять качественные услуги, соответствующие международным и российским стандартам.
В сфере туризма Свердловской области трудится более 10 тыс. человек. Вместе со смежными отраслями сектор внутреннего туризма даёт более 40 тыс. рабочих мест, формируя около 1,5 процента валового регионального продукта Свердловской области.
Однако около 2/3 всего занятого населения в сфере туризма сконцентрировано преимущественно в городах Екатеринбург и Нижний Тагил. Областные города, являющиеся точками притяжения туристских потоков, испытывают острый дефицит кадров, владеющих навыками предоставления туристских услуг в соответствии с международными стандартами;
7) отсутствие многоступенчатой (комплексной) системы профессиональной подготовки.
Система профессионального образования в сфере социально-культурного сервиса и туризма представлена более чем 7 высшими учебными заведениями Свердловской области.
В области отсутствует целостная система профессионального образования: практически нет специализированных учреждений профессионального образования, обеспечивающих подготовку среднего персонала гостиниц, гидов-экскурсоводов, владеющих специальными региональными знаниями и одновременно — иностранными языками; отсутствует специализированная система послевузовского (корпоративного) профессионального образования.
Решение этих проблем в условиях всей Свердловской области потребует значительных временных и финансовых ресурсов. В условиях их ограниченности было принято решение сконцентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее перспективных территориях развития туризма.
В результате проведенного с участием туристского и бизнес-сообщества анализа была признана целесообразность формирования на территории Свердловской области туристского маршрута «Самоцветное кольцо Урала» в формате автотуристского кластера. При этом под самим понятием «кластер» понимается сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных туристских ресурсов и объектов туристской индустрии, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга при создании комплексного туристского продукта территории. В свою очередь, кластерный подход является стратегическим направлением развития туризма в Свердловской области. Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» предусмотрено проектом стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области до 2030 года, а также соответствует общим направлениям развития туризма в Российской Федерации, утвержденным Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 № 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»).
Автотуристский кластер «Самоцветное кольцо Урала» позволит объединить предприятия и организации, предоставляющие туристские и сопутствующие услуги, взаимно дополняющие друг друга и обеспечивающие цивилизованные условия для автотуристов. Элементы сети автотуристского кластера планируется располагать на наиболее загруженных региональных автодорогах и в местах, приближенных к центрам притяжения туристов – историко-культурным центрам, природным заповедникам и иным туристско-ориентированным местам и объектам показа. Сетевое построение автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» позволит создать удобную базу для организации маршрутов автотуристов, а также обеспечить единый высокий стандарт услуг.
Кольцевой маршрут является наиболее рационально организованным и востребованным туристским продуктом, так как предполагает насыщенность, новизну, отсутствие дублирования.
Кластерный подход позволяет решать ряд актуальных для Свердловской области задач:
концентрация ресурсов, инвестиций и организационных усилий;
обеспечение разнообразия совокупного туристского продукта Свердловской области – в результате территории не конкурируют между собой, а развивают собственную туристскую специализацию;
решение проблемы позиционирования, что очень важно в условиях возрастающей конкуренции на рынке туристских дестинаций.
Нормальное функционирование кластера как целостного туристского маршрута обеспечивается объектами «поддерживающей инфраструктуры» – предприятиями, обеспечивающими деятельность туристских и инфраструктурных объектов (туристские фирмы, транспортные организации, образовательные учреждения, консалтинговые и рекламные агентства).
Все объекты кластера связываются внутренними коммуникациями, единой маркетинговой и рекламной политикой, включаются в единые туристские маршруты, что позволяет увеличить общий туристский поток и тем самым повысить доходность туристского бизнеса в пределах всего кластера.
Детальный анализ размещения туристских ресурсов, инфраструктурной и автодорожной обеспеченности показал целесообразность формирования кольцевого маршрута автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» в пределах 19 муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области: муниципальное образование «город Екатеринбург», городской округ Верхняя Пышма, городской округ Среднеуральск, Невьянский городской округ, город Нижний Тагил, Горноуральский городской округ, муниципальное образование Алапаевское, муниципальное образование город Алапаевск, муниципальное образование город Ирбит, Ирбитское муниципальное образование, Туринский городской округ, Тавдинский городской округ, Талицкий городской округ, муниципальное образование Камышловский муниципальный район, Артемовский городской округ, Режевской городской округ, Малышевский городской округ, Березовский городской округ, Арамильский городской округ.
(в редакции постановления Правительства Свердловской области от 09.08.2016 № 562-ПП)
На территориях, расположенных по маршруту автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала»:
1) проживает около 800 тыс. человек (2,2 млн. человек с учетом города Екатеринбурга) – 17,7 процента общей численности жителей области (51 процент с учетом города Екатеринбурга), что является гарантией спроса на предлагаемые и формируемые туристские услуги;
2) сконцентрировано почти 90 процентов объектов культурного наследия Свердловской области (с учетом расширения маршрута в опорных точках), в том числе: 522 объекта – в городе Екатеринбурге, 305 объектов – на территории других муниципальных образований, расположенных в зоне формируемого маршрута (1/3 общего числа объектов культурного наследия Свердловской области), из которых 62 – памятники культурного наследия федерального значения, что позволяет формировать дифференцированные туристские продукты. В качестве основы позиционирования бренда маршрута предлагается осуществить синтез исторического имени данной территории – «Самоцветная полоса Урала» и кольцевого характера маршрута, получив в итоге «Самоцветное кольцо Урала».
Автотуристский кластер «Самоцветное кольцо Урала» как туристский маршрут может составить конкуренцию знаменитому Золотому кольцу России и формируемому в северо-западной части Российской Федерации Серебряному кольцу России.
Раздел 2. Цель, задачи и целевые показатели комплексной программы
(раздел в редакции постановления Правительства Свердловской области от 09.08.2016 № 562-ПП)
В соответствии с установленными приоритетами социально-экономического развития Свердловской области комплексная программа принимается с целью формирования автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала», конкурентоспособного на рынке внутреннего и въездного туризма Российской Федерации, соответствующего современным российским и международным стандартам качества, безопасности и разнообразия предоставляемых туристских услуг.
Для достижения поставленной цели комплексной программы потребуется реализация мероприятий, направленных на решение следующих основных задач:
Задача 1. Создание благоприятных условий для развития туристско-рекреационного комплекса «Алапаевская узкоколейная железная дорога» (муниципальное образование Алапаевское).
Проект направлен на создание туристской дестинации на базе развития Алапаевской узкоколейной железной дороги.
Проект предусматривает развитие туристско-рекреационного комплекса «Алапаевская узкоколейная железная дорога» с формированием и развитием интерактивной зоны приема туристов, объектов туристского показа, обустройством зон отдыха, созданием сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры.
Задача 2. Создание благоприятных условий для развития санаторно-курортного комплекса «Самоцвет» (муниципальное образование Алапаевское).
Санаторно-курортный комплекс «Самоцвет» находится в 130 км от Екатеринбурга. Это один из немногих санаториев Урала, обладающих статусом федерального значения.
Проект направлен на создание современного многофункционального рекреационно-оздоровительного комплекса курортного типа, входящего в тройку крупнейших и комфортабельных санаториев Свердловской области.
Задача 3. Создание благоприятных условий для развития агротуристского комплекса (муниципальное образование Алапаевское).
Проект предполагает формирование туристского комплекса деревенского туризма, в том числе создание стилизованных объектов туристского показа, гостевых домиков и заведений питания с выпуском фирменной натуральной продукции, сувенирных лавок.
Проект направлен на развитие агротуризма на территории Свердловской области, а также стимулирование активности организаций и предпринимателей к размещению на территории Свердловской области новых агропромышленных объектов.
Задача 4. Создание благоприятных условий для развития природно-минералогического заказника «Режевской» с включением минералогической зоны в районе села Мурзинка (Горноуральский городской округ – Режевской городской округ).
Проект направлен на развитие туристско-рекреационного комплекса на базе развития природно-минералогического заказника «Режевской» с включением минералогической зоны в районе села Мурзинка.
В рамках проекта предполагается:
1) осуществление работ по расширению территории государственного природно-минералогического заказника «Режевской» в целях использования потенциала Мурзинских самоцветных копей;
2) развитие минералогического музея имени А.Е. Ферсмана.
На территории заказника планируется обустройство туристских маршрутов, троп и зон отдыха.
Для стимулирования туристского потока предполагается за счет внебюджетных средств осуществить строительство на прилегающей территории гостиничного комплекса с кафе и парковкой.
Задача 5. Создание благоприятных условий для развития Ирбитского туристского комплекса (муниципальное образование город Ирбит).
Проект направлен на создание многофункционального круглогодичного и уникального по своему своеобразию культурно-туристского центра с использованием историко-культурного потенциала Ирбита и его окружения, а также использование этих ресурсов в музейно-выставочной, рекреационной и туристских целях.
В рамках проекта предполагается формирование туристско-досуговой зоны на базе развития Ирбитского государственного музея мотоциклов с размещением уникальных экспозиций и обустройством мотоциклетных трасс.
Задача 6. Создание благоприятных условий для развития туристского комплекса «Невьянский мыс» (Невьянский городской округ).
Проект направлен на создание современного круглогодичного комплекса для отдыха и досуга с использованием уникальных природных ресурсов озера Таватуй и близлежащей территории Невьянского района.
Данный проект рассчитан на организацию индивидуального, семейного и корпоративного отдыха.
Задача 7. Создание благоприятных условий для развития многофункциональных термальных комплексов.
Проект направлен на формирование современной конкурентоспособной туристской инфраструктуры на основе создания рекреационных центров с развитой сопутствующей инфраструктурой, а также сопутствующих туристских продуктов.
Концепция развития многофункциональных термальных комплексов предполагает строительство гостевых домов, кафе, лечебно-оздоровительных блоков с термальными и минеральными бассейнами и зонами отдыха. Подразумевается создание мест для развития круглогодичного экологического и общеоздоровительного туризма и маршрутов выходного дня.
Среди перспективных проектов можно выделить следующие:
1) термальный комплекс «Акварель» на территории Туринского городского округа;
2) загородный SPA-комплекс «Вязовая роща» на территории муниципального образования город Ирбит;
3) курортный комплекс «Баден-Баден» на территории Режевского городского округа;
4) термальный комплекс в районе города Екатеринбурга.
Задача 8. Создание благоприятных условий для развития рекреационно-туристской зоны «Набережная «Тагильская Лагуна» (город Нижний Тагил).
Проект является одним из уникальных и потенциально туристско-привлекательных комплексов. Территория освоения проекта представляет собой создание комплекса рекреационного назначения, предназначенного и обустроенного для организации тихого и активного массового отдыха, осуществления культурно-просветительной и оздоровительной деятельности.
Проектом предусмотрено активное использование зоны отдыха с круглогодичной работой капитальных объектов, очисткой прогулочных дорожек и аллей, оборудованием спортивных площадок, а также площадок отдыха для проведения событийных мероприятий.
Реализуется инвестиционный проект «Выполнение инженерных работ по берегоукреплению набережной Тагильского пруда», который с 2015 года включен в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». Выполнение данного комплекса мероприятий позволит благоустроить территорию набережной Тагильского пруда, создать благоприятные условия для развития объектов туристской инфраструктуры, в том числе объектов туристского показа, средств размещения и объектов общественного питания.
Задача 9. Создание благоприятных условий для развития автомобильных дорог регионального значения.
Проект направлен на обеспечение бесперебойного функционирования регулярных маршрутов автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала», безопасной перевозки туристских групп и индивидуальных туристов. Предусмотрено выполнение работ по приведению транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального значения в соответствие нормативным требованиям, в том числе:
1) автомобильной дороги с. Николо-Павловское – с. Петрокаменское – г. Алапаевск;
2) автомобильной дороги г. Екатеринбург – г. Нижний Тагил – г. Серов;
3) автомобильной дороги г. Екатеринбург – г. Реж – г. Алапаевск.
Задача 10. Создание благоприятных условий для развития объектов придорожного сервиса.
Для комплексного развития территории кластера вокруг территории формируемых опорных точек предусматривается строительство комплекса объектов придорожного сервиса на участках региональных автомобильных дорог, в том числе вдоль автодорог: г. Екатеринбург – г. Нижний Тагил – г. Серов, с. Николо-Павловское – с. Петрокаменское – г. Алапаевск, г. Екатеринбург – г. Реж – г. Алапаевск, г. Артемовский – п. Зайково – г. Ирбит, с возможным расширением на перспективу.
Каждый из запланированных объектов является комплексом, включающим в себя придорожное кафе с санитарной зоной и информационным стендом.
Все объекты придорожного сервиса планируется оформить в единых стилевых решениях. Предусматривается обеспечение стандартизированного набора услуг и блюд, сертификация в рамках организации деятельности маршрута.
Задача 11. Создание благоприятных условий для развития тематического парка «Парк сказов» (Арамильский городской округ).
Проект направлен на создание загородного тематического комплекса, нацеленного на привлечение туристов всех возрастных групп.
Концепция проекта предполагает строительство объектов для организации приема с сопутствующим размещением туристов, в том числе стилизованных объектов туристского показа на основе тематики уральских сказов, гостевых домов с организацией старорусской кухни.
Задача 12. Создание благоприятных условий для развития объектов, предназначенных для организации досуга жителей муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
Проект предусматривает реализацию мероприятий по развитию и обустройству территории объектов, предназначенных для организации досуга жителей муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в том числе объектов познавательного и социально-культурного значения, пользующихся повышенным интересом у туристских групп и экскурсантов. В рамках проекта предполагается включение данных объектов в действующие и (или) планируемые к созданию экскурсионные программы, организуемые туроператорами.
Реализация данных задач позволит:
1) создать условия для формирования и реализации дифференцированного конкурентоспособного туристского продукта, соответствующего мировым трендам и стандартам качества;
2) увеличить объем туристского потока на территорию Свердловской области;
3) обеспечить развитие внутреннего и въездного туризма в Урало-Сибирском регионе;
4) создать благоприятные условия для инвестиций, создания развитой туристской инфраструктуры.
Целевые показатели комплексной программы представлены в приложении № 1 к комплексной программе.
Раздел 3. План мероприятий по выполнению комплексной программы, механизмы реализации мероприятий комплексной программы
Заказчиком-координатором комплексной программы является Министерство инвестиций и развития Свердловской области.
Заказчиками комплексной программы являются:
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области,
Министерство транспорта и связи Свердловской области.
Исполнителями мероприятий комплексной программы являются:
исполнительные органы государственной власти Свердловской области;
юридические и физические лица, в том числе государственные и муниципальные учреждения Свердловской области, осуществляющие поставку товаров, выполнение работ и (или) оказание услуг, необходимых для реализации комплексной программы;
органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
Для достижения цели комплексной программы и выполнения поставленных задач разработан план мероприятий, который приведен в приложении № 2 к комплексной программе.
Формирование, корректировка, а также непосредственная реализация комплексной программы осуществляются в порядке, установленном постановлением Правительства Свердловской области от 16.10.2013 № 1229‑ПП «Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области».
Субсидии из средств областного бюджета местным бюджетам предоставляются из областного бюджета в соответствии с реализуемыми государственными программами Свердловской области.
Обеспечение взаимной согласованности мероприятий комплексной программы осуществляет исполнительный орган государственной власти Свердловской области, реализующий полномочия заказчика-координатора комплексной программы.
Мониторинг реализации мероприятий комплексной программы осуществляет заказчик-координатор — Министерство инвестиций и развития Свердловской области.
Контроль за реализацией мероприятий комплексной программы возлагается на Заместителя Председателя Правительства Свердловской области, курирующего вопросы развития туризма на территории Свердловской области.
Публичность информации о значениях целевых индикаторов Программы и их фактическом достижении, о мероприятиях Программы и условиях участия в них обеспечивается путем утверждения Программы в форме нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти Свердловской области, текст которого публикуется в порядке, установленном законодательством Свердловской области.
Раздел 4. Ресурсное обеспечение комплексной программы
Финансирование комплексной программы осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.
Средства федерального бюджета планируется направить на софинансирование объектов обеспечивающей инфраструктуры государственной и муниципальной собственности, расположенных на территории Свердловской области.
За счет внебюджетных источников планируется строительство, капитальный ремонт и реконструкция объектов туристской инфраструктуры, в том числе туристско-рекреационных объектов и объектов туристского показа, гостиничных комплексов, объектов общественного питания, объектов индустрии развлечений и др.
Расходы на реализацию комплексной программы представлены в приложении № 3 к комплексной программе.
Средства федерального бюджета на реализацию мероприятий комплексной программы предоставляются в соответствии с соглашениями о софинансировании расходов, заключаемыми между федеральными исполнительными органами государственной власти и Правительством Свердловской области.
Объемы средств федерального и областного бюджетов могут ежегодно уточняться в соответствии с законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и соглашениями о софинансировании расходов, заключаемыми между федеральными исполнительными органами государственной власти и Правительством Свердловской области.
Предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, осуществляется в соответствии с порядками отбора муниципальных образований для предоставления субсидий и порядками предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам, включенными в соответствующие государственные программы Свердловской области.
Государственное казенное имущество Свердловской области, за исключением денежных средств, для выполнения комплексной программы не требуется.
Раздел 5. Методика оценки эффективности реализации комплексной программы
Методика оценки эффективности реализации комплексной программы представлена в приложении № 4 к комплексной программе.
Приложение № 1
к комплексной программе Свердловской области
«Развитие автотуристского кластера
«Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года»
(в редакции постановления Правительства Свердловской области от 09.08.2016 № 562-ПП)
Целевые показатели
реализации комплексной программы Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года»
№
строки
Наименование целевого показателя
Единица измерения
Целевые значения показателей нарастающим итогом
Базовое значение целевого показателя (по итогам 2014 года)
по итогам 2015 года
по итогам 2016 года
по итогам 2017 года
по итогам 2018 года
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Объём ежегодного туристского потока
тыс. человек
349,1
425,1
569,9
799,6
234,8
2.
Количество размещенных лиц в коллективных средствах размещения
тыс. человек
130,5
165,4
259,2
332,2
69,8
3.
Количество размещенных иностранных граждан в коллективных средствах размещения
тыс. человек
7,4
8,9
15,5
18,8
3,5
4.
Площадь номерного фонда коллективных средств размещения
кв. метров
11 152,0
13 052,0
19 902,0
26 402,0
5402,0
5.
Объем инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения
млн. рублей
582,0
1240,0
1668,0
1850,0
559,0
6.
Количество койко-мест в коллективных средствах размещения
мест
903,0
973,0
1073,0
1363,0
331,0
7.
Количество работающих в коллективных средствах размещения, туристских фирмах
человек
652,0
665,0
678,0
692,0
278,0
8.
Объем платных туристских услуг
млн. рублей
307,2
343,7
444,3
548,5
206,6
9.
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных услуг
млн. рублей
407,2
516,0
808,7
1059,9
217,8
Приложение № 2
к комплексной программе Свердловской области
«Развитие автотуристского кластера
«Самоцветное кольцо Урала»
до 2018 года»
(в редакции постановления Правительства Свердловской области от 09.08.2016 № 562-ПП, от 29.12.2016 № 977-ПП)
План мероприятий
по выполнению комплексной программы Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года»
(таблица представлена на бумажном носителе)
Приложение № 3
к комплексной программе Свердловской области
«Развитие автотуристского кластера
«Самоцветное кольцо Урала»
до 2018 года»
(в редакции постановления Правительства Свердловской области от 09.08.2016 № 562-ПП, от 29.12.2016 № 977-ПП)
Расходы
на реализацию комплексной программы Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года»
(таблица представлена на бумажном носителе)
Приложение № 4
к комплексной программе Свердловской
области «Развитие автотуристского
кластера «Самоцветное кольцо Урала»
до 2018 года»
Методика оценки эффективности реализации комплексной программы Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года»
Оценка эффективности комплексной программы Свердловской области «Развитие автотуристского кластера «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года» (далее — комплексная программа) производится ежегодно на основе использования системы целевых показателей, которые позволят обеспечить мониторинг динамики изменений за оцениваемый период с целью уточнения результативности решения задач и выполнения мероприятий комплексной программы.
Оценка эффективности комплексной программы производится путем сравнения текущих показателей, характеризующих результаты реализации комплексной программы и определяющих ее социально-экономическую эффективность, с целевыми значениями этих показателей.
Оценка эффективности реализации комплексной программы определяется по формуле:
Fi
SUM ----------
Ni
E = ----------------- x 100%,
n
где:
E – эффективность реализации комплексной программы, процентов;
Fi – фактическое значение i‑го целевого показателя, характеризующего выполнение цели (задачи), достигнутое в ходе реализации комплексной программы;
Ni – плановое значение i‑го целевого показателя, характеризующего выполнение цели (задачи), предусмотренное комплексной программой;
n – количество показателей, характеризующих выполнение цели (задачи) комплексной программы.
Показателем эффективности реализации комплексной программы является значение показателя на уровне 100 процентов при условии финансирования мероприятий комплексной программы в полном объеме.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Областная газета № 36 от 03.03.2015, Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области № 4017 от 03.03.2015, Собрание законодательства Свердловской области 2015 г. № 2-1 от 03.06.2015 ст. 224 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: