Основная информация

Дата опубликования: 24 марта 2020г.
Номер документа: RU52060016202000080
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Администрация Сосновского муниципального района Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ СОСНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24.03.2020 № 126

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СОСНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях обеспечения реализации конституционного права граждан на образование, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 9 ноября 2015 года №1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»:

1.Утвердить прилагаемое Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях Сосновского муниципального района Нижегородской области (далее – Положение).

2.Управлению делами Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области (Е.В.Федина) обеспечить обнародование настоящего постановления путем направления его копии в Муниципальном бюджетном учреждении культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Сосновского муниципального района», а также разместить настоящее постановление в установленном порядке в сети Интернет на официальном сайте Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области.

3.Главному редактору газеты «Сосновский вестник» (Т.А.Якимова) обеспечить опубликование настоящего постановления в газете «Сосновский вестник».

4.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника управления образования Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области (Хохлов В.Б.).

Глава Администрации

Сосновского муниципального района

А.С.Зимин

Утверждено

постановлением Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области

от 24.03.2020 № 126

Положение

об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях Сосновского муниципального района Нижегородской области

1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в муниципальных общеобразовательных организациях Сосновского муниципального района Нижегородской области (далее – общеобразовательные организации) и муниципальных дошкольных образовательных организациях Сосновского муниципального района Нижегородской области (далее – дошкольные образовательные организации), когда все дети, независимо от их физического и (или) психологического развития включены в общую систему образования и имеют возможность получать образование в образовательных организациях, закрепленных за конкретными территориями Сосновского муниципального района Нижегородской области.

1.2.Правовые основы организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года №26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждения Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года №1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

1.3.В Положении используются следующие понятия:

инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (обучение в совместной образовательной среде детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений по здоровью, посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих ограничений по здоровью);

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без специальных условий. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) выделяются следующие группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами;

ребёнок-инвалид – лицо в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

специальные условия обучения – адаптированные образовательные программы, специальные методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, индивидуальные технические средства обучения, индивидуально – групповые коррекционные занятия и доступность среды обучения, а также психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, необходимые обучающимся с ОВЗ для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях содействия в социальной адаптации и интеграции указанных лиц в обществе, в том числе приобретения ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и самостоятельной жизни;

адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

1.4.Обучение обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных организациях и дошкольных образовательных организациях может быть организовано в форме инклюзивного образования независимо от вида ограничений здоровья.

2. Цели и задачи инклюзивного образования

Целью инклюзивного образования является реализация прав обучающихся с ОВЗ на получение качественного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.

Задачи инклюзивного образования:

- создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных организациях и дошкольных образовательных организациях с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;

освоение обучающимися с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения к проблемам обучающихся с ОВЗ.

3. Организация инклюзивного образования

3.1.Инклюзивное образование детей в дошкольных образовательных организациях может быть организовано:

посредством совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности;

посредством открытия группы комбинированной направленности;

посредством открытия группы компенсирующей направленности;

посредством открытия группы оздоровительной направленности;

через предоставление услуг дошкольного образования в вариативных формах (посредством открытия группы кратковременного пребывания, консультативного пункта и др.).

3.2.Инклюзивное образование детей в общеобразовательных организациях может быть организовано:

посредством совместного обучения обучающихся с ОВЗ и обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью, в одном классе общеобразовательной организации;

посредством функционирования отдельного класса для обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной организации, реализующей программы общего образования.

Допускается сочетание инклюзивной формы с другими формами, при наличии указания на это в заключении ПМПК.

Обучение обучающихся с ОВЗ без инклюзии может быть предложено лишь при невозможности создания специальных условий для интеграции или при выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся иных форм организации образовательной деятельности.

Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ может реализовываться через следующие модели:

полная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ посещают общеобразовательную организацию (дошкольную образовательную организацию) наряду со здоровыми обучающимися и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса (группы), а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные школьные мероприятия и др.;

частичная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательной организации (дошкольной образовательной организации) и обучаются по индивидуальным учебным планам по согласованию с родителями (законными представителями). Также обучающиеся с ОВЗ могут посещать общешкольные внеклассные мероприятия, кружки, клубы и др., если это не противоречит рекомендациям ПМПК.

внеурочная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в общеобразовательной организации (дошкольной образовательной организации) по рекомендациям ПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями).

3.3.Прием обучающихся с ОВЗ в общеобразовательную организацию (дошкольную образовательную организацию) для обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется на основании рекомендаций ПМПК, заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и оформляется приказом руководителя общеобразовательной организации (дошкольной образовательной организации).

3.4.Численность детей с ОВЗ, обучающихся инклюзивно в общеобразовательной организации (дошкольной образовательной организации) определяется в соответствии с СаНПиН.

3.5.При организации инклюзивного образования общеобразовательные организации (дошкольные образовательные организации) обязаны:

разработать локальные акты, регламентирующие деятельность по организации инклюзивного образования (приказы, положения и т.д.);

создать специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ;

разработать адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ;

обеспечивать реализацию в полном объеме адаптированных образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся с ОВЗ установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным и психофизическим особенностям;

обеспечивать помощь обучающимся с ОВЗ в профориентации, получении профессии и социальной адаптации;

обеспечить специальную коррекционную помощь обучающимся с ОВЗ (по возможности обеспечить наличие учителя – дефектолога, педагога – психолога, учителя – логопеда и социального педагога);

ознакомить родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ с документами, регламентирующими образовательные отношения (адаптированной образовательной программой, учебным планом, расписанием и т.д.);

иметь необходимую документацию и инструментарий, позволяющие отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения обучающегося с ОВЗ, его коррекционную подготовку;

обеспечить повышение квалификации педагогов в области коррекционной педагогики.

3.6.Общеобразовательные организации (дошкольные образовательные организации) осуществляют:

учет детей – инвалидов и обучающихся с ОВЗ на этапах их поступления, обучения, государственной итоговой аттестации;

размещение информации о наличии условий для обучения инвалидов и обучающихся с ОВЗ на официальном сайте общеобразовательной организации (дошкольной образовательной организации);

создание в общеобразовательной организации (дошкольной образовательной организации) толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи детям – инвалидам.

3.7.Управление образования Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области:

координирует деятельность общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования;

проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования;

осуществляет координацию действий различных ведомств, организаций;

принимает решение об открытии в общеобразовательной организации (дошкольной образовательной организации) классов (групп), реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ;

оказывает консультативное сопровождение по организационно-управленческим аспектам;

осуществляет в пределах своих полномочий контроль за деятельностью общеобразовательной организации (дошкольной образовательной организации) по вопросам соблюдения прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного доступного и качественного общего и дополнительного образования.

4. Содержание инклюзивного образования

4.1.Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, программой реабилитации или реабилитации инвалида для детей-инвалидов, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательной организацией (дошкольной образовательной организацией) самостоятельно.

4.2.Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

При реализации адаптированных образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Адаптированная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

4.3.Обязательным разделом адаптированной образовательной программы является программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающие мероприятия в общеобразовательной организации могут реализовываться как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.

4.4.Коррекционно-развивающие мероприятия реализуются общеобразовательными организациями как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

4.5.Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности), которое определяется общеобразовательной организацией (дошкольной образовательной организацией) в соответствии с установленными требованиями СанПиН.

4.6.Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной организации осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения.

4.7.Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной организации осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.

4.8.Государственная итоговая аттестация выпускников общеобразовательной организации, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, проводится в соответствии с действующим законодательством.

4.9.Лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам в общеобразовательной организации и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании.

4.10.Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые установлены федеральным законодательством.

5. Кадровое обеспечение инклюзивного образования

5.1.Для работы в системе инклюзивного образования привлекаются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании. Обязательно знание основ специальной психологии и коррекционной педагогики, приемов коррекционной работы.

5.2.Педагогические работники обязаны учитывать особенности
психофизического развития обучающихся с ОВЗ и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования обучающимися с ОВЗ.

6. Финансирование инклюзивного образования

6.1.Финансирование общеобразовательной организации (дошкольной образовательной организации), осуществляющей инклюзивное обучение детей с ОВЗ, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Сосновский вестник № 15 от 09.04.2020, Акт (справка, протокол) об обнародовании № 56/2020 от 01.04.2020
Рубрики правового классификатора: 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.050 Формы получения образования, 190.000.000  КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ, 190.050.000 Начальное, среднее и высшее образование., 190.050.010 Предоставление бесплатного начального и среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, 190.050.070 Гарантии реализации прав ребенка в муниципальном образовании

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать