Основная информация
Дата опубликования: | 24 июля 2008г. |
Номер документа: | ru89000200800403 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Ямало-Ненецкий автономный округ |
Принявший орган: | Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 - 2011 годы
В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 марта 2008 года № 2-ЗАО «О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе» Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 - 2011 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа Свинцову А.П.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В. Неёлов
от 24 июля 2008 г. № 382-А
Утверждены
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 - 2011 годы
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 - 2011 годы подготовлены в соответствии со статьёй 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьёй 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 марта 2008 года № 2-ЗАО «О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе».
Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) осуществлена на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах», основных направлений налоговой политики на 2009 - 2011 годы и основных направлениях бюджетной политики на 2009 - 2011 годы.
Бюджетная и налоговая политика в автономном округе осуществляются с учётом проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы.
II. Итоги бюджетной политики в 2007 году и в начале 2008 года
Проводимая бюджетная политика автономного округа в 2007 - 2008 годах ориентирована на улучшение качества жизни населения автономного округа, создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
В рамках проводимой бюджетной реформы в 2007 году в автономном округе были созданы все необходимые предпосылки для перехода на качественно более высокий, отвечающий общепризнанным принципам и международным стандартам уровень управления общественными финансами.
В результате внесения комплексных поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, законодательные акты автономного округа была создана правовая основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы автономного округа, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора.
Благодаря кардинальным изменениям бюджетного законодательства в 2008 году в целях обеспечения предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных и муниципальных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров развития экономики был осуществлён переход бюджетной системы автономного округа к среднесрочному финансовому планированию. В 2007 году впервые окружной бюджет и бюджеты всех муниципальных образований в автономном округе были приняты на три года. Параметры трёхлетних бюджетов взяты за основу бюджетных проектировок на 2009 - 2011 годы.
В рамках проводимой бюджетной политики в 2007 - 2008 годах сформирована законодательная база и продолжено внедрение механизмов, направленных на повышение результативности бюджетных расходов. Продолжен эксперимент по внедрению метода программно-целевого бюджетного планирования, ориентированного на конечный результат. Также упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.
В качестве меры по повышению эффективности и качества оказываемых услуг населению бюджетными учреждениями начата работа по переходу от сметного содержания учреждения к оплате оказываемой им услуги. В результате ряд бюджетных учреждений в тех сферах, где при предоставлении социальных услуг могут создаваться существенные стимулы для повышения эффективности деятельности, будут преобразованы в автономные учреждения.
В целях повышения эффективности и прозрачности расходования бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы автономного округа осуществлены следующие меры:
- внедрены новые процедуры закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд;
- разработаны современные механизмы управления общественными финансами - перевод на одноканальное финансирование;
- осуществляется эксперимент по внедрению отраслевой системы оплаты труда работников образовательных учреждений, которая направлена на повышение уровня оплаты труда;
- ведётся работа по оптимизации сети бюджетных учреждений, результатом которой станет сокращение учреждений бюджетной сети, а также работающих в них специалистов, деятельность которых является неэффективной, что позволит уменьшить нагрузку на окружной и местные бюджеты. При этом снижение издержек в рамках проводимой работы по оптимизации бюджетной сети будет проходить без падения объёма, номенклатуры и качества государственных и муниципальных услуг.
В 2007 - 2008 годах внедрена новая система планирования бюджетных расходов на основе реестров действующих и принимаемых расходных обязательств, которая позволила осуществить инвентаризацию нормативной правовой базы, устанавливающей действующие расходные обязательства, исключить возможность планирования расходов без соответствующего правового акта, сформировать перечень расходных обязательств и оценить степень эффективности бюджетных расходов, закреплённых за конкретным субъектом бюджетного планирования в рамках возложенных на него полномочий.
Одним из достижений проводимой бюджетной политики является осуществление реформы межбюджетных отношений в автономном округе. Созданы стимулы для укрепления финансовых основ местного самоуправления: законодательно на долгосрочный основе разграничены доходы, делегированные государственные полномочия обеспечены нормативной правовой базой и финансовыми ресурсами, сформированы прозрачные и обоснованные механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в автономном округе.
Одновременно с достигнутыми результатами проводимой в автономном округе бюджетной политикой остаётся ряд нерешённых задач управления общественными финансами, которые необходимо решить в ближайшей перспективе.
Переход к современной системе организации бюджетного процесса замедляется устаревшими законодательными нормами, регламентирующими осуществление государственного и муниципального финансового контроля, ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
Негативным моментом является сложившаяся практика большого количества внесения изменений в утверждённые бюджеты, особенно в конце финансового года. В результате значительная часть расходов концентрируется в IV квартале, что создаёт стимулы для главных распорядителей бюджетных средств израсходовать средства любой ценой.
Необходимо повышать степень ответственности главных распорядителей и получателей средств окружного бюджета при составлении и исполнении окружного бюджета, а также предоставлении бюджетной отчётности.
Следует продолжать более активно развивать и модернизировать жилищно-коммунальный комплекс, его отсталость тормозит реальное снижение издержек в этой наиболее затратной сфере.
Совершенствование механизмов разработки и реализации окружных целевых программ также требует тщательной и комплексной проработки. Структура мероприятий при утверждении программ не всегда достаточно просчитана, что приводит в дальнейшем к необходимости их корректировки, требуется усилить контроль за осуществлением механизма софинансирования целевых программ за счёт средств местных бюджетов, а также активизировать работу по привлечению внебюджетных источников.
Необходимо продолжить работу по проведению административной реформы, расширить её действие на муниципальный уровень власти. Совершенствование всей системы государственного и муниципального управления - это в первую очередь повышение эффективности бюджетного процесса, профессионализма и ответственности всех его участников.
Таким образом, проводимая в 2007 году и начале 2008 года в автономном округе бюджетная политика, несмотря на ряд сохранившихся нерешённых проблем, создала все необходимые условия для успешного внедрения современных методов управления общественными финансами.
III. Основные направления налоговой политики
Налоговая политика в среднесрочной перспективе, обеспечивая необходимый для выполнения расходных обязательств объём бюджетных доходов, должна создавать благоприятные условия для модернизации экономики, осуществления инвестиций в создание новых производств и повышение производительности труда.
Основные направления налоговой политики автономного округа на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов позволяют определить для всех участников налоговых отношений среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что приведёт к повышению стабильности и определённости условий ведения экономической деятельности на территории автономного округа.
К настоящему времени формирование налоговой системы в целом закончено.
Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы в среднесрочной перспективе не запланировано.
В дальнейшем региональное налоговое законодательство будет претерпевать незначительные изменения, исходя из потребностей социально-экономического развития автономного округа.
В трёхлетней перспективе приоритеты Администрации автономного округа остаются такими же, как и на период 2008 - 2010 годов: совершенствование налоговой и бюджетной системы, оптимальное соотношение налоговой нагрузки на налогоплательщиков и сбалансированности бюджетной системы автономного округа, дальнейшее развитие доходной базы автономного округа, анализ доходных возможностей автономного округа на долгосрочную устойчивость.
В течение последних лет автономному округу удаётся сохранять ведущие позиции по уровню налогового потенциала: автономный округ стабильно занимает первое место по сумме налоговых доходов на душу населения.
Согласно основным направлениям налоговой политики, одобренным Правительством Российской Федерации, в среднесрочном периоде планируется: создание стимулов для увеличения капитальных вложений в основные средства; либерализация амортизационной политики, совершенствование налога на добавленную стоимость; совершенствование системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, в том числе гражданам, имеющим детей, увеличение до 120 тыс. рублей социального налогового вычета по средствам, направляемым на нужды образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения; создание стимулов к осуществлению инновационной деятельности; совершенствование налога на добычу полезных ископаемых, в том числе повышение необлагаемого минимума, применяемого при расчёте коэффициента Кц, введение налоговых каникул для разработки нефтяных месторождений на континентальном шельфе, на полуострове Ямал. Изменения коснутся и специальных режимов налогообложения. Предполагается уточнить критерии по идентификации субъектов малого предпринимательства, разработать комплекс мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, в том числе малого бизнеса.
Планируемые изменения налогового законодательства в случае их принятия приведут к сокращению доходов окружного бюджета и консолидированного бюджета автономного округа.
Региональная налоговая политика в области доходов будет выстраиваться с учётом изменений федерального законодательства и их последствий.
Вместе с тем основные направления налоговой политики автономного округа на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов определены с учётом преемственности базовых целей и задач налоговой политики на 2008 - 2010 годы.
Формирование доходов бюджета будет находиться в прямой зависимости от эффективности развития реального сектора экономики автономного округа, достижений в различных его сегментах показателей, предусматриваемых прогнозом социально-экономического развития автономного округа, осуществления инвестиционной и инновационной деятельности, экономических результатов управления государственной и муниципальной собственностью, в том числе земельными участками.
Важным направлением должно стать дальнейшее развитие собственной налоговой базы и обеспечение условий для полного и стабильного поступления в окружной бюджет и местные бюджеты налогов, закреплённых за этими уровнями бюджетной системы.
Для этого необходимо продолжить работу по развитию налогового потенциала автономного округа за счёт:
- привлечения инвестиций и открытия новых современных производств в сферах энергетики, нефтегазохимии, транспортной инфраструктуры, туризма;
- создания благоприятных условий для расширения и развития негосударственного сектора экономики, в том числе малого бизнеса;
- увеличения доходов бюджетных учреждений от оказания платных услуг;
- реализации приоритетных национальных проектов, в первую очередь в области агропромышленного комплекса и жилищного строительства;
- повышения эффективности и роли налогового администрирования и соответственно увеличения собираемости налогов на территории автономного округа;
- продолжения практики согласованных действий исполнительных органов государственной власти автономного округа, организаций и территориальных федеральных органов исполнительной власти по мобилизации доходов.
Увеличение поступлений неналоговых доходов должно осуществляться за счёт:
- повышения эффективности управления государственной собственностью автономного округа, жёсткого контроля за поступлением арендных платежей путём активизации контрольных функций главных администраторов неналоговых доходов окружного бюджета, повышения уровня их ответственности за выполнение плановых показателей поступления неналоговых доходов в окружной бюджет;
- проведения анализа использования имущества, переданного в оперативное управление и хозяйственное ведение, а также деятельности хозяйствующих субъектов, акции которых находятся в государственной собственности;
- повышения эффективности управления государственными активами.
Особое внимание Администрации автономного округа следует уделить оптимизации количества государственных предприятий автономного округа, в том числе путём реорганизации (приватизации, ликвидации) убыточных и не обеспечивающих выполнение государственных функций государственных предприятий.
Развитие малого бизнеса и предпринимательства в 2009 - 2011 годах в автономном округе во многом будет зависеть от решений органов местного самоуправления.
Устанавливаемые значения корректирующих коэффициентов базовой доходности по единому налогу на вменённый доход, размеры ставок налога на имущество физических лиц и земельного налога должны быть не только экономически обоснованными, но и стимулировать предпринимателей на развитие производства и коммерческой деятельности.
В рамках полномочий автономного округа, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, планируется увеличить ставки транспортного налога.
В качестве одной из основных целей налоговой политики в среднесрочной перспективе можно назвать сохранение государственной поддержки производств, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития автономного округа.
В связи с этим по-прежнему актуальным вот уже на протяжении последних десяти лет остаётся вопрос государственной поддержки сельского хозяйства, рыбной отрасли, традиционной хозяйственной деятельности. Целью сохранённых для этих категорий налогоплательщиков налоговых льгот должно стать обновление производственных фондов.
Представляется целесообразным сохранить государственную поддержку организациям в отношении имущества жилищно-коммунального комплекса, социально-культурной сферы, финансирование которых осуществляется за счёт окружного или местного бюджетов; освобождать от налогообложения окружные и муниципальные автомобильные дороги.
В качестве важнейшей меры для совершенствования имущественного налогообложения в среднесрочной перспективе необходимо осуществлять подготовку к переходу налогообложения недвижимого имущества путём введения налога на недвижимость, исчисляемого от рыночной стоимости объекта, взамен существующего ныне земельного налога, а также налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц. Для этого на муниципальном уровне необходимо активизировать работы по формированию и регистрации права на единый объект недвижимости, формированию реестра объектов недвижимости.
До введения налога на недвижимость Администрации автономного округа необходимо установить оптимальный и экономически обоснованный размер коэффициента пересчёта восстановительной стоимости объектов, используемого для исчисления налога на имущество физических лиц.
Органам местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе необходимо продолжить работу по улучшению администрирования налога на имущество физических лиц и земельного налога. Исключить практику предоставления налоговых льгот по местным налогам федеральным органам государственной власти и бюджетным учреждениям, финансируемым из федерального бюджета.
В прогнозируемом периоде необходимо продолжить работу в муниципальных образованиях в автономном округе по актуализации налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, организации действенного взаимодействия органов местного самоуправления с налоговыми, регистрирующими и другими органами в целях формирования объективной налогооблагаемой базы по вышеуказанным налогам и росту доходов местных бюджетов.
Учитывая, что подавляющее большинство местных бюджетов являются дотационными, а расходы на межбюджетные трансферты им составляют более 60 процентов всех расходов окружного бюджета, органам исполнительной власти автономного округа следует усилить работу с органами местного самоуправления по выявлению резервов роста налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты. В частности, представляются значительными возможности увеличения доходов местных бюджетов от земельного налога, единого налога на вменённый доход и доходов от использования муниципального имущества и земель.
Органам местного самоуправления в автономном округе необходимо организовать работу по идентификации правообладателей земельных участков и предоставлению данных сведений налоговым органам. Значительные резервы роста налога на имущество физических лиц в ряде муниципальных образований в автономном округе скрыты в установлении низких ставок. Проведённый анализ показал, что установленные ставки налога на имущество физических лиц занижены муниципалитетами и не соответствуют уровню заработной платы и социально-экономического развития муниципальных образований в автономном округе.
IV. Основные направления бюджетной политики
Бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию автономного округа при безусловном учёте критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.
При формировании и реализации бюджетной стратегии Администрации автономного округа надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач:
1. Сохранить преемственность проводимой бюджетной политики в среднесрочной перспективе, что позволит сформулировать долгосрочные приоритетные цели и задачи бюджетной политики, обеспечить устойчивость бюджетной системы, приемлемость налоговой и долговой нагрузки, оценку рисков для бюджетной системы. Решение данной задачи должно стать реальным шагом на пути к повышению эффективности бюджетных расходов и одновременно будет сдерживающим фактором для их необоснованного роста.
2. Повысить роль бюджета в стимулировании долгосрочного роста экономики автономного округа и повышении уровня жизни населения автономного округа.
3. Сформировать финансовый менеджмент нового качества на всех уровнях управления бюджетной системой. Усилить ответственность главных распорядителей и получателей бюджетных средств за результативность бюджетных расходов, повышение качества государственных и муниципальных услуг, создание стимулов к повышению прозрачности и эффективности использования бюджетных средств, прекращение практики мелочной регламентации их деятельности.
4. Осуществить кардинальное повышение эффективности бюджетных расходов. Внедрить систему оценки эффективности бюджетных расходов. Принять меры по повышению качества государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием государственного и муниципального задания.
Необходимо расширить формы финансирования, обеспечивающие увязку между результатами деятельности учреждения и суммой выделяемых бюджетных средств, осуществить переход от финансового содержания учреждения к оплате самой услуги. Апробация в сфере здравоохранения механизмов перехода на одноканальное финансирование отрасли будет являться эффективным инструментом повышения качества оказываемых услуг населению.
5. Продолжить работу по преобразованию бюджетных учреждений в автономные в тех сферах предоставления социальных услуг, где могут появиться существенные стимулы для повышения эффективности деятельности.
Осуществить мероприятия по оптимизации сети бюджетных учреждений автономного округа путём реорганизации, ликвидации или сокращения штатной численности работников учреждений, позволяющие сократить бюджетные расходы без снижения качества и объёма государственных и муниципальных услуг.
6. В целях повышения доходов работников бюджетной сферы осуществить поэтапный переход на отраслевую систему оплаты труда. На первом этапе данную систему внедрить в образовательных учреждениях автономного округа.
7. Исполнять в полном объёме действующие расходные обязательства. Решение об отмене, прекращении или изменении действующих расходных обязательств должно вырабатываться до завершения процесса формирования бюджета. Необходим взвешенный подход к увеличению и принятию новых расходных обязательств, данные решения должны приниматься только с учётом имеющихся для их реализации финансовых ресурсов в среднесрочной перспективе. Должен быть сформирован чёткий и прозрачный механизм оценки финансовых возможностей консолидированного бюджета для принятия новых обязательств, определения их объёма, оценки ожидаемой эффективности и анализа альтернативных решений.
8. Полная и достоверная инвентаризация всех объектов строительства с целью определения перечня строек приоритетных к завершению и вводу в эксплуатацию в самое ближайшее время.
Перечень строек должен быть определён исходя из финансовых возможностей бюджета в таком количестве, которое бы позволило существенно увеличить ввод мощностей.
Финансирование строительства необходимо осуществлять из нормативных сроков строительства соответствующего объекта.
9. Продолжить работу по оптимизации инвестиционных расходов. Использовать финансовые ресурсы автономного округа по областной целевой программе «Сотрудничество» на бюджетные инвестиции в целях скорейшего социально-экономического развития региона.
10. Продолжить реализацию приоритетных национальных проектов. Результатом этой работы в среднесрочной перспективе будет ускорение обновления материальной базы в сфере здравоохранения и образования, улучшение качества оказываемых услуг населению, рост доходов работников в этих отраслях.
В области жилищной политики необходимо расширить и улучшить практику предоставления субсидий отдельным категориям граждан, особенно тем, кто проживает в настоящее время в ветхих и аварийных жилых помещениях.
В качестве приоритетного направления продолжить работу с главными распорядителями средств федерального бюджета и государственными корпорациями по привлечению дополнительных средств на решение вопросов, отнесённых к ведению автономного округа и муниципальных образований в автономном округе.
В области коммунального комплекса необходимо радикальное изменение политики по увеличению эффективности используемых бюджетных средств. Необходимо сократить бюджетные ассигнования на компенсацию выпадающих доходов предприятий коммунального комплекса, образуемых вследствие реализации услуг населению по тарифам, не обеспечивающим экономически обоснованные затраты, и вместе с тем осуществить модернизацию отрасли с учётом инновационных подходов и применением частно-государственного партнёрства.
В области агропромышленного комплекса продолжить работу по кардинальному изменению уровня жизни и развития не только сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и всего села в целом.
11. Необходимо осуществить поэтапный переход к новому горизонту бюджетного планирования на 15 лет. При этом долгосрочный финансовый план (бюджет) должен быть в обязательном порядке ориентирован на достижение конечных результатов социально-экономического развития автономного округа. Кроме того, показатели прогнозирования бюджетных доходов и расходов должны быть увязаны с параметрами документов комплексного планирования социально-экономического развития автономного округа.
V. Совершенствование межбюджетных отношений
Проводимая в автономном округе бюджетная политика в области межбюджетных отношений обеспечила условия для укрепления финансовых основ местного самоуправления. Налоговые доходы местных бюджетов с 2005 года по 2007 год в реальном выражении увеличились более чем в 1,5 раза. В автономном округе сложилась положительная динамика экономических показателей, характеризующих уровень развития муниципалитетов.
Сформированная структура доходов местных бюджетов и система мер, направленная на стимулирование проведения ответственной бюджетной политики, обеспечила стабильную и своевременную реализацию расходных обязательств муниципальных образований в автономном округе.
В связи с завершением реформы местного самоуправления и окончанием действия в 2009 году положений переходного периода, взаимоотношения с местными бюджетами по предоставлению финансовой помощи в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в автономном округе будут осуществляться на основе законодательно утверждённых формализованных методик.
Продолжится практика заключения с высокодотационными муниципальными образованиями в автономном округе соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов. В этой связи будет усилен контроль за соблюдением бюджетного законодательства муниципальными образованиями в автономном округе, которым предоставляются дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности. Финансовым органом автономного округа будет осуществляться работа по подготовке заключений о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации проектов решений о местных бюджетах, внесённых в представительный орган муниципального образования в автономном округе .
Будет продолжена работа по инвентаризации форм и видов межбюджетных трансфертов, основной целью которой является оптимизация количества трансфертов с одновременным повышением их эффективности.
Одной из важнейших задач межбюджетных отношений является ликвидация отдельных узконаправленных каналов предоставления средств окружного бюджета с целью стимулирования модернизации соответствующих отраслей бюджетной сферы. В среднесрочном периоде будет усилена роль межбюджетных субсидий в регулировании комплексного развития муниципалитетов в рамках целостной региональной политики.
При этом исполнительным органам государственной власти автономного округа, уполномоченным осуществлять государственную политику в соответствующих сферах, необходимо разработать перечень показателей, характеризующих качество оказываемых бюджетных услуг, их целевые значения, а также концепции, на основе которых органы местного самоуправления будут разрабатывать программы действий с учётом территориальных особенностей муниципальных образований в автономном округе.
Усиление стимулирующей составляющей предоставления субсидий местным бюджетам с учётом особенностей обеспеченности соответствующими инфраструктурными объектами и результативности деятельности конкретных отраслей позволит расширить самостоятельность муниципальных образований в автономном округе в использовании получаемых средств и, как следствие, повысить качество оказываемых бюджетных услуг.
Одновременно с расширением самостоятельности муниципальных образований в автономном округе требуется обеспечить повышение качества управления. Необходимо формирование системы стимулирования органов местного самоуправления в автономном округе к внедрению передовых процессов в области социально-экономического развития и управления общественными финансами. Следует внедрять системы оценок эффективности деятельности органов местного самоуправления, в том числе оценку качества управления общественными финансами. Должны быть сформированы стимулы к повышению качества финансового менеджмента. Необходимо расширять бюджетные возможности муниципальных образований в автономном округе, проводящих грамотную финансовую политику, и в то же время применять меры воздействия к муниципальным образованиям в автономном округе, в которых качество финансового менеджмента не обеспечивает реализацию прав граждан на получение бюджетных услуг надлежащего качества.
Финансовому органу автономного округа необходимо ежегодно осуществлять мониторинг и составлять рейтинг качества финансового менеджмента в муниципальных образованиях в автономном округе.
В целях стимулирования и повышения качества управления общественными финансами необходимо рассмотреть возможность поощрения муниципальных образований в автономном округе, внедряющих современные методы финансового менеджмента и достигших в этом направлении наилучших результатов на основе проводимого мониторинга.
Практически завершена работа по совершенствованию разграничения полномочий между уровнями власти в автономном округе. Определён перечень передаваемых государственных полномочий, подготовлены нормативные правовые акты о наделении органов местного самоуправления в автономном округе отдельными государственными полномочиями, в составе нормативов предусмотрены расходы на администрирование этих полномочий. Данные меры в конечном результате должны повлиять на существенное повышение качества оказываемых бюджетных услуг, приблизить их к конечному потребителю.
Реализация комплекса мер по совершенствованию межбюджетных отношений должна положительно сказаться на качестве управления муниципальными финансами, а также обеспечить дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений, повышение эффективности бюджетных расходов.
VI. Заключительные положения
Проводимая бюджетная политика автономного округа должна решить задачи совершенствования механизмов бюджетного процесса в целях повышения эффективности бюджетных расходов и улучшения качества предоставляемых бюджетных услуг населению. Решая данные задачи, необходимо помнить, что конечной целью деятельности бюджетного сектора экономики является улучшение качества жизни населения автономного округа, для достижения которой необходима слаженная работа всех участников бюджетного процесса в автономном округе.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 - 2011 годы
В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 марта 2008 года № 2-ЗАО «О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе» Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 - 2011 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа Свинцову А.П.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В. Неёлов
от 24 июля 2008 г. № 382-А
Утверждены
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 - 2011 годы
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 - 2011 годы подготовлены в соответствии со статьёй 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьёй 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 марта 2008 года № 2-ЗАО «О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе».
Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) осуществлена на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах», основных направлений налоговой политики на 2009 - 2011 годы и основных направлениях бюджетной политики на 2009 - 2011 годы.
Бюджетная и налоговая политика в автономном округе осуществляются с учётом проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы.
II. Итоги бюджетной политики в 2007 году и в начале 2008 года
Проводимая бюджетная политика автономного округа в 2007 - 2008 годах ориентирована на улучшение качества жизни населения автономного округа, создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
В рамках проводимой бюджетной реформы в 2007 году в автономном округе были созданы все необходимые предпосылки для перехода на качественно более высокий, отвечающий общепризнанным принципам и международным стандартам уровень управления общественными финансами.
В результате внесения комплексных поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, законодательные акты автономного округа была создана правовая основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы автономного округа, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора.
Благодаря кардинальным изменениям бюджетного законодательства в 2008 году в целях обеспечения предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных и муниципальных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров развития экономики был осуществлён переход бюджетной системы автономного округа к среднесрочному финансовому планированию. В 2007 году впервые окружной бюджет и бюджеты всех муниципальных образований в автономном округе были приняты на три года. Параметры трёхлетних бюджетов взяты за основу бюджетных проектировок на 2009 - 2011 годы.
В рамках проводимой бюджетной политики в 2007 - 2008 годах сформирована законодательная база и продолжено внедрение механизмов, направленных на повышение результативности бюджетных расходов. Продолжен эксперимент по внедрению метода программно-целевого бюджетного планирования, ориентированного на конечный результат. Также упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.
В качестве меры по повышению эффективности и качества оказываемых услуг населению бюджетными учреждениями начата работа по переходу от сметного содержания учреждения к оплате оказываемой им услуги. В результате ряд бюджетных учреждений в тех сферах, где при предоставлении социальных услуг могут создаваться существенные стимулы для повышения эффективности деятельности, будут преобразованы в автономные учреждения.
В целях повышения эффективности и прозрачности расходования бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы автономного округа осуществлены следующие меры:
- внедрены новые процедуры закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд;
- разработаны современные механизмы управления общественными финансами - перевод на одноканальное финансирование;
- осуществляется эксперимент по внедрению отраслевой системы оплаты труда работников образовательных учреждений, которая направлена на повышение уровня оплаты труда;
- ведётся работа по оптимизации сети бюджетных учреждений, результатом которой станет сокращение учреждений бюджетной сети, а также работающих в них специалистов, деятельность которых является неэффективной, что позволит уменьшить нагрузку на окружной и местные бюджеты. При этом снижение издержек в рамках проводимой работы по оптимизации бюджетной сети будет проходить без падения объёма, номенклатуры и качества государственных и муниципальных услуг.
В 2007 - 2008 годах внедрена новая система планирования бюджетных расходов на основе реестров действующих и принимаемых расходных обязательств, которая позволила осуществить инвентаризацию нормативной правовой базы, устанавливающей действующие расходные обязательства, исключить возможность планирования расходов без соответствующего правового акта, сформировать перечень расходных обязательств и оценить степень эффективности бюджетных расходов, закреплённых за конкретным субъектом бюджетного планирования в рамках возложенных на него полномочий.
Одним из достижений проводимой бюджетной политики является осуществление реформы межбюджетных отношений в автономном округе. Созданы стимулы для укрепления финансовых основ местного самоуправления: законодательно на долгосрочный основе разграничены доходы, делегированные государственные полномочия обеспечены нормативной правовой базой и финансовыми ресурсами, сформированы прозрачные и обоснованные механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в автономном округе.
Одновременно с достигнутыми результатами проводимой в автономном округе бюджетной политикой остаётся ряд нерешённых задач управления общественными финансами, которые необходимо решить в ближайшей перспективе.
Переход к современной системе организации бюджетного процесса замедляется устаревшими законодательными нормами, регламентирующими осуществление государственного и муниципального финансового контроля, ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
Негативным моментом является сложившаяся практика большого количества внесения изменений в утверждённые бюджеты, особенно в конце финансового года. В результате значительная часть расходов концентрируется в IV квартале, что создаёт стимулы для главных распорядителей бюджетных средств израсходовать средства любой ценой.
Необходимо повышать степень ответственности главных распорядителей и получателей средств окружного бюджета при составлении и исполнении окружного бюджета, а также предоставлении бюджетной отчётности.
Следует продолжать более активно развивать и модернизировать жилищно-коммунальный комплекс, его отсталость тормозит реальное снижение издержек в этой наиболее затратной сфере.
Совершенствование механизмов разработки и реализации окружных целевых программ также требует тщательной и комплексной проработки. Структура мероприятий при утверждении программ не всегда достаточно просчитана, что приводит в дальнейшем к необходимости их корректировки, требуется усилить контроль за осуществлением механизма софинансирования целевых программ за счёт средств местных бюджетов, а также активизировать работу по привлечению внебюджетных источников.
Необходимо продолжить работу по проведению административной реформы, расширить её действие на муниципальный уровень власти. Совершенствование всей системы государственного и муниципального управления - это в первую очередь повышение эффективности бюджетного процесса, профессионализма и ответственности всех его участников.
Таким образом, проводимая в 2007 году и начале 2008 года в автономном округе бюджетная политика, несмотря на ряд сохранившихся нерешённых проблем, создала все необходимые условия для успешного внедрения современных методов управления общественными финансами.
III. Основные направления налоговой политики
Налоговая политика в среднесрочной перспективе, обеспечивая необходимый для выполнения расходных обязательств объём бюджетных доходов, должна создавать благоприятные условия для модернизации экономики, осуществления инвестиций в создание новых производств и повышение производительности труда.
Основные направления налоговой политики автономного округа на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов позволяют определить для всех участников налоговых отношений среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что приведёт к повышению стабильности и определённости условий ведения экономической деятельности на территории автономного округа.
К настоящему времени формирование налоговой системы в целом закончено.
Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы в среднесрочной перспективе не запланировано.
В дальнейшем региональное налоговое законодательство будет претерпевать незначительные изменения, исходя из потребностей социально-экономического развития автономного округа.
В трёхлетней перспективе приоритеты Администрации автономного округа остаются такими же, как и на период 2008 - 2010 годов: совершенствование налоговой и бюджетной системы, оптимальное соотношение налоговой нагрузки на налогоплательщиков и сбалансированности бюджетной системы автономного округа, дальнейшее развитие доходной базы автономного округа, анализ доходных возможностей автономного округа на долгосрочную устойчивость.
В течение последних лет автономному округу удаётся сохранять ведущие позиции по уровню налогового потенциала: автономный округ стабильно занимает первое место по сумме налоговых доходов на душу населения.
Согласно основным направлениям налоговой политики, одобренным Правительством Российской Федерации, в среднесрочном периоде планируется: создание стимулов для увеличения капитальных вложений в основные средства; либерализация амортизационной политики, совершенствование налога на добавленную стоимость; совершенствование системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, в том числе гражданам, имеющим детей, увеличение до 120 тыс. рублей социального налогового вычета по средствам, направляемым на нужды образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения; создание стимулов к осуществлению инновационной деятельности; совершенствование налога на добычу полезных ископаемых, в том числе повышение необлагаемого минимума, применяемого при расчёте коэффициента Кц, введение налоговых каникул для разработки нефтяных месторождений на континентальном шельфе, на полуострове Ямал. Изменения коснутся и специальных режимов налогообложения. Предполагается уточнить критерии по идентификации субъектов малого предпринимательства, разработать комплекс мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, в том числе малого бизнеса.
Планируемые изменения налогового законодательства в случае их принятия приведут к сокращению доходов окружного бюджета и консолидированного бюджета автономного округа.
Региональная налоговая политика в области доходов будет выстраиваться с учётом изменений федерального законодательства и их последствий.
Вместе с тем основные направления налоговой политики автономного округа на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов определены с учётом преемственности базовых целей и задач налоговой политики на 2008 - 2010 годы.
Формирование доходов бюджета будет находиться в прямой зависимости от эффективности развития реального сектора экономики автономного округа, достижений в различных его сегментах показателей, предусматриваемых прогнозом социально-экономического развития автономного округа, осуществления инвестиционной и инновационной деятельности, экономических результатов управления государственной и муниципальной собственностью, в том числе земельными участками.
Важным направлением должно стать дальнейшее развитие собственной налоговой базы и обеспечение условий для полного и стабильного поступления в окружной бюджет и местные бюджеты налогов, закреплённых за этими уровнями бюджетной системы.
Для этого необходимо продолжить работу по развитию налогового потенциала автономного округа за счёт:
- привлечения инвестиций и открытия новых современных производств в сферах энергетики, нефтегазохимии, транспортной инфраструктуры, туризма;
- создания благоприятных условий для расширения и развития негосударственного сектора экономики, в том числе малого бизнеса;
- увеличения доходов бюджетных учреждений от оказания платных услуг;
- реализации приоритетных национальных проектов, в первую очередь в области агропромышленного комплекса и жилищного строительства;
- повышения эффективности и роли налогового администрирования и соответственно увеличения собираемости налогов на территории автономного округа;
- продолжения практики согласованных действий исполнительных органов государственной власти автономного округа, организаций и территориальных федеральных органов исполнительной власти по мобилизации доходов.
Увеличение поступлений неналоговых доходов должно осуществляться за счёт:
- повышения эффективности управления государственной собственностью автономного округа, жёсткого контроля за поступлением арендных платежей путём активизации контрольных функций главных администраторов неналоговых доходов окружного бюджета, повышения уровня их ответственности за выполнение плановых показателей поступления неналоговых доходов в окружной бюджет;
- проведения анализа использования имущества, переданного в оперативное управление и хозяйственное ведение, а также деятельности хозяйствующих субъектов, акции которых находятся в государственной собственности;
- повышения эффективности управления государственными активами.
Особое внимание Администрации автономного округа следует уделить оптимизации количества государственных предприятий автономного округа, в том числе путём реорганизации (приватизации, ликвидации) убыточных и не обеспечивающих выполнение государственных функций государственных предприятий.
Развитие малого бизнеса и предпринимательства в 2009 - 2011 годах в автономном округе во многом будет зависеть от решений органов местного самоуправления.
Устанавливаемые значения корректирующих коэффициентов базовой доходности по единому налогу на вменённый доход, размеры ставок налога на имущество физических лиц и земельного налога должны быть не только экономически обоснованными, но и стимулировать предпринимателей на развитие производства и коммерческой деятельности.
В рамках полномочий автономного округа, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, планируется увеличить ставки транспортного налога.
В качестве одной из основных целей налоговой политики в среднесрочной перспективе можно назвать сохранение государственной поддержки производств, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития автономного округа.
В связи с этим по-прежнему актуальным вот уже на протяжении последних десяти лет остаётся вопрос государственной поддержки сельского хозяйства, рыбной отрасли, традиционной хозяйственной деятельности. Целью сохранённых для этих категорий налогоплательщиков налоговых льгот должно стать обновление производственных фондов.
Представляется целесообразным сохранить государственную поддержку организациям в отношении имущества жилищно-коммунального комплекса, социально-культурной сферы, финансирование которых осуществляется за счёт окружного или местного бюджетов; освобождать от налогообложения окружные и муниципальные автомобильные дороги.
В качестве важнейшей меры для совершенствования имущественного налогообложения в среднесрочной перспективе необходимо осуществлять подготовку к переходу налогообложения недвижимого имущества путём введения налога на недвижимость, исчисляемого от рыночной стоимости объекта, взамен существующего ныне земельного налога, а также налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц. Для этого на муниципальном уровне необходимо активизировать работы по формированию и регистрации права на единый объект недвижимости, формированию реестра объектов недвижимости.
До введения налога на недвижимость Администрации автономного округа необходимо установить оптимальный и экономически обоснованный размер коэффициента пересчёта восстановительной стоимости объектов, используемого для исчисления налога на имущество физических лиц.
Органам местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе необходимо продолжить работу по улучшению администрирования налога на имущество физических лиц и земельного налога. Исключить практику предоставления налоговых льгот по местным налогам федеральным органам государственной власти и бюджетным учреждениям, финансируемым из федерального бюджета.
В прогнозируемом периоде необходимо продолжить работу в муниципальных образованиях в автономном округе по актуализации налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, организации действенного взаимодействия органов местного самоуправления с налоговыми, регистрирующими и другими органами в целях формирования объективной налогооблагаемой базы по вышеуказанным налогам и росту доходов местных бюджетов.
Учитывая, что подавляющее большинство местных бюджетов являются дотационными, а расходы на межбюджетные трансферты им составляют более 60 процентов всех расходов окружного бюджета, органам исполнительной власти автономного округа следует усилить работу с органами местного самоуправления по выявлению резервов роста налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты. В частности, представляются значительными возможности увеличения доходов местных бюджетов от земельного налога, единого налога на вменённый доход и доходов от использования муниципального имущества и земель.
Органам местного самоуправления в автономном округе необходимо организовать работу по идентификации правообладателей земельных участков и предоставлению данных сведений налоговым органам. Значительные резервы роста налога на имущество физических лиц в ряде муниципальных образований в автономном округе скрыты в установлении низких ставок. Проведённый анализ показал, что установленные ставки налога на имущество физических лиц занижены муниципалитетами и не соответствуют уровню заработной платы и социально-экономического развития муниципальных образований в автономном округе.
IV. Основные направления бюджетной политики
Бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию автономного округа при безусловном учёте критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.
При формировании и реализации бюджетной стратегии Администрации автономного округа надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач:
1. Сохранить преемственность проводимой бюджетной политики в среднесрочной перспективе, что позволит сформулировать долгосрочные приоритетные цели и задачи бюджетной политики, обеспечить устойчивость бюджетной системы, приемлемость налоговой и долговой нагрузки, оценку рисков для бюджетной системы. Решение данной задачи должно стать реальным шагом на пути к повышению эффективности бюджетных расходов и одновременно будет сдерживающим фактором для их необоснованного роста.
2. Повысить роль бюджета в стимулировании долгосрочного роста экономики автономного округа и повышении уровня жизни населения автономного округа.
3. Сформировать финансовый менеджмент нового качества на всех уровнях управления бюджетной системой. Усилить ответственность главных распорядителей и получателей бюджетных средств за результативность бюджетных расходов, повышение качества государственных и муниципальных услуг, создание стимулов к повышению прозрачности и эффективности использования бюджетных средств, прекращение практики мелочной регламентации их деятельности.
4. Осуществить кардинальное повышение эффективности бюджетных расходов. Внедрить систему оценки эффективности бюджетных расходов. Принять меры по повышению качества государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием государственного и муниципального задания.
Необходимо расширить формы финансирования, обеспечивающие увязку между результатами деятельности учреждения и суммой выделяемых бюджетных средств, осуществить переход от финансового содержания учреждения к оплате самой услуги. Апробация в сфере здравоохранения механизмов перехода на одноканальное финансирование отрасли будет являться эффективным инструментом повышения качества оказываемых услуг населению.
5. Продолжить работу по преобразованию бюджетных учреждений в автономные в тех сферах предоставления социальных услуг, где могут появиться существенные стимулы для повышения эффективности деятельности.
Осуществить мероприятия по оптимизации сети бюджетных учреждений автономного округа путём реорганизации, ликвидации или сокращения штатной численности работников учреждений, позволяющие сократить бюджетные расходы без снижения качества и объёма государственных и муниципальных услуг.
6. В целях повышения доходов работников бюджетной сферы осуществить поэтапный переход на отраслевую систему оплаты труда. На первом этапе данную систему внедрить в образовательных учреждениях автономного округа.
7. Исполнять в полном объёме действующие расходные обязательства. Решение об отмене, прекращении или изменении действующих расходных обязательств должно вырабатываться до завершения процесса формирования бюджета. Необходим взвешенный подход к увеличению и принятию новых расходных обязательств, данные решения должны приниматься только с учётом имеющихся для их реализации финансовых ресурсов в среднесрочной перспективе. Должен быть сформирован чёткий и прозрачный механизм оценки финансовых возможностей консолидированного бюджета для принятия новых обязательств, определения их объёма, оценки ожидаемой эффективности и анализа альтернативных решений.
8. Полная и достоверная инвентаризация всех объектов строительства с целью определения перечня строек приоритетных к завершению и вводу в эксплуатацию в самое ближайшее время.
Перечень строек должен быть определён исходя из финансовых возможностей бюджета в таком количестве, которое бы позволило существенно увеличить ввод мощностей.
Финансирование строительства необходимо осуществлять из нормативных сроков строительства соответствующего объекта.
9. Продолжить работу по оптимизации инвестиционных расходов. Использовать финансовые ресурсы автономного округа по областной целевой программе «Сотрудничество» на бюджетные инвестиции в целях скорейшего социально-экономического развития региона.
10. Продолжить реализацию приоритетных национальных проектов. Результатом этой работы в среднесрочной перспективе будет ускорение обновления материальной базы в сфере здравоохранения и образования, улучшение качества оказываемых услуг населению, рост доходов работников в этих отраслях.
В области жилищной политики необходимо расширить и улучшить практику предоставления субсидий отдельным категориям граждан, особенно тем, кто проживает в настоящее время в ветхих и аварийных жилых помещениях.
В качестве приоритетного направления продолжить работу с главными распорядителями средств федерального бюджета и государственными корпорациями по привлечению дополнительных средств на решение вопросов, отнесённых к ведению автономного округа и муниципальных образований в автономном округе.
В области коммунального комплекса необходимо радикальное изменение политики по увеличению эффективности используемых бюджетных средств. Необходимо сократить бюджетные ассигнования на компенсацию выпадающих доходов предприятий коммунального комплекса, образуемых вследствие реализации услуг населению по тарифам, не обеспечивающим экономически обоснованные затраты, и вместе с тем осуществить модернизацию отрасли с учётом инновационных подходов и применением частно-государственного партнёрства.
В области агропромышленного комплекса продолжить работу по кардинальному изменению уровня жизни и развития не только сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и всего села в целом.
11. Необходимо осуществить поэтапный переход к новому горизонту бюджетного планирования на 15 лет. При этом долгосрочный финансовый план (бюджет) должен быть в обязательном порядке ориентирован на достижение конечных результатов социально-экономического развития автономного округа. Кроме того, показатели прогнозирования бюджетных доходов и расходов должны быть увязаны с параметрами документов комплексного планирования социально-экономического развития автономного округа.
V. Совершенствование межбюджетных отношений
Проводимая в автономном округе бюджетная политика в области межбюджетных отношений обеспечила условия для укрепления финансовых основ местного самоуправления. Налоговые доходы местных бюджетов с 2005 года по 2007 год в реальном выражении увеличились более чем в 1,5 раза. В автономном округе сложилась положительная динамика экономических показателей, характеризующих уровень развития муниципалитетов.
Сформированная структура доходов местных бюджетов и система мер, направленная на стимулирование проведения ответственной бюджетной политики, обеспечила стабильную и своевременную реализацию расходных обязательств муниципальных образований в автономном округе.
В связи с завершением реформы местного самоуправления и окончанием действия в 2009 году положений переходного периода, взаимоотношения с местными бюджетами по предоставлению финансовой помощи в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в автономном округе будут осуществляться на основе законодательно утверждённых формализованных методик.
Продолжится практика заключения с высокодотационными муниципальными образованиями в автономном округе соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов. В этой связи будет усилен контроль за соблюдением бюджетного законодательства муниципальными образованиями в автономном округе, которым предоставляются дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности. Финансовым органом автономного округа будет осуществляться работа по подготовке заключений о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации проектов решений о местных бюджетах, внесённых в представительный орган муниципального образования в автономном округе .
Будет продолжена работа по инвентаризации форм и видов межбюджетных трансфертов, основной целью которой является оптимизация количества трансфертов с одновременным повышением их эффективности.
Одной из важнейших задач межбюджетных отношений является ликвидация отдельных узконаправленных каналов предоставления средств окружного бюджета с целью стимулирования модернизации соответствующих отраслей бюджетной сферы. В среднесрочном периоде будет усилена роль межбюджетных субсидий в регулировании комплексного развития муниципалитетов в рамках целостной региональной политики.
При этом исполнительным органам государственной власти автономного округа, уполномоченным осуществлять государственную политику в соответствующих сферах, необходимо разработать перечень показателей, характеризующих качество оказываемых бюджетных услуг, их целевые значения, а также концепции, на основе которых органы местного самоуправления будут разрабатывать программы действий с учётом территориальных особенностей муниципальных образований в автономном округе.
Усиление стимулирующей составляющей предоставления субсидий местным бюджетам с учётом особенностей обеспеченности соответствующими инфраструктурными объектами и результативности деятельности конкретных отраслей позволит расширить самостоятельность муниципальных образований в автономном округе в использовании получаемых средств и, как следствие, повысить качество оказываемых бюджетных услуг.
Одновременно с расширением самостоятельности муниципальных образований в автономном округе требуется обеспечить повышение качества управления. Необходимо формирование системы стимулирования органов местного самоуправления в автономном округе к внедрению передовых процессов в области социально-экономического развития и управления общественными финансами. Следует внедрять системы оценок эффективности деятельности органов местного самоуправления, в том числе оценку качества управления общественными финансами. Должны быть сформированы стимулы к повышению качества финансового менеджмента. Необходимо расширять бюджетные возможности муниципальных образований в автономном округе, проводящих грамотную финансовую политику, и в то же время применять меры воздействия к муниципальным образованиям в автономном округе, в которых качество финансового менеджмента не обеспечивает реализацию прав граждан на получение бюджетных услуг надлежащего качества.
Финансовому органу автономного округа необходимо ежегодно осуществлять мониторинг и составлять рейтинг качества финансового менеджмента в муниципальных образованиях в автономном округе.
В целях стимулирования и повышения качества управления общественными финансами необходимо рассмотреть возможность поощрения муниципальных образований в автономном округе, внедряющих современные методы финансового менеджмента и достигших в этом направлении наилучших результатов на основе проводимого мониторинга.
Практически завершена работа по совершенствованию разграничения полномочий между уровнями власти в автономном округе. Определён перечень передаваемых государственных полномочий, подготовлены нормативные правовые акты о наделении органов местного самоуправления в автономном округе отдельными государственными полномочиями, в составе нормативов предусмотрены расходы на администрирование этих полномочий. Данные меры в конечном результате должны повлиять на существенное повышение качества оказываемых бюджетных услуг, приблизить их к конечному потребителю.
Реализация комплекса мер по совершенствованию межбюджетных отношений должна положительно сказаться на качестве управления муниципальными финансами, а также обеспечить дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений, повышение эффективности бюджетных расходов.
VI. Заключительные положения
Проводимая бюджетная политика автономного округа должна решить задачи совершенствования механизмов бюджетного процесса в целях повышения эффективности бюджетных расходов и улучшения качества предоставляемых бюджетных услуг населению. Решая данные задачи, необходимо помнить, что конечной целью деятельности бюджетного сектора экономики является улучшение качества жизни населения автономного округа, для достижения которой необходима слаженная работа всех участников бюджетного процесса в автономном округе.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Газета "Красный Север" № 149 (15204) с\в 97-98 от 01.08.2008 |
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: