Основная информация
Дата опубликования: | 24 июля 2012г. |
Номер документа: | В201204290 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В201204290
В201204290
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 25.10.2012, N 11
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24.07.2012 N 2522/12
ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Слесарева В.Л.;
членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Дедова Д.И., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. –
рассмотрел заявление закрытого акционерного общества "ПромРесурс" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2011 по делу N А40-99688/11-148-888 и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители заявителя - закрытого акционерного общества "ПромРесурс" - Аешин А.А., Бабенко Р.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Закрытое акционерное общество "ПромРесурс" (далее - общество "ПромРесурс", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве (далее - управление) от 15.03.2011 N 452-11/1136М (далее - постановление управления) о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2011 в удовлетворении требования отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права. По мнению общества, нарушение его прав и законных интересов состоит в том, что суды не применили закон, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
В отзыве на заявление управление просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя участвующего в деле лица, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требования общества по следующим основаниям.
Между обществом "ПромРесурс" и компанией-нерезидентом "ASSET MANAGEMENT (AM) INVESTMENT LTD" (Соединенное Королевство) заключен внешнеторговый контракт от 22.07.2009 N 01/0722-АМ на поставку товаров, в связи с чем общество в закрытом акционерном обществе "Новый Промышленный Банк" оформило паспорт сделки N 09080002/0930/0000/2/0.
В соответствии с условиями контракта общество "ПромРесурс" ввезло товар по ГТД N 10225050/010610/0001511 (далее - таможенная декларация). Согласно отметке таможенного органа, поставленной в указанной таможенной декларации, выпуск товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществлен 01.06.2010.
В ходе проверки установлено, что обществом нарушен срок предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, поскольку справка о подтверждающих документах по названному паспорту сделки, оформленная в связи с ввозом товара по таможенной декларации, представлена в уполномоченный банк 17.06.2010, хотя должна быть представлена не позднее 16.06.2010.
По данному факту должностным лицом Московской таможни 28.02.2011 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановлением управления общество "ПромРесурс" признано виновным в совершении административного правонарушения и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления управления, суд первой инстанции сослался на доказанность наличия в действиях общества "ПромРесурс" состава вмененного ему административного правонарушения и отсутствие оснований для признания данного административного правонарушения малозначительным.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Однако судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании, Закон) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в уполномоченные банки установлен Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", в соответствии с пунктом 2.4 которого резидент представляет в банк подтверждающие документы и два экземпляра справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации.
Поскольку общество "ПромРесурс", обязанное представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах не позднее 16.06.2010, направило документы 17.06.2010, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2010 N 174-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"), и законности назначенного управлением обществу штрафа в размере 40 000 рублей.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Вступивший 28.11.2011 в законную силу Федеральный закон от 16.11.2011 N 311-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) изменил меру ответственности за вменяемое обществу правонарушение.
Согласно пункту 2 Федерального закона N 311-ФЗ статья 15.25 КоАП РФ дополнена частью 6.1, в соответствии с которой нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на десять дней влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Таким образом, внесенные Федеральным законом N 311-ФЗ изменения в статью 15.25 КоАП РФ смягчают административную ответственность за вменяемое обществу "ПромРесурс" правонарушение.
Исходя из положений пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В соответствии с пунктом 2 того же постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности, и судам необходимо исходить из того, что если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Таким образом, постановление управления о назначении обществу "ПромРесурс" административного наказания в виде наложения штрафа в минимальном размере в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ следует признать не подлежащим исполнению в части взыскания с общества штрафа в размере 35 000 рублей, поскольку закон, который смягчил административную ответственность за вменяемое обществу правонарушение, установил минимальный размер штрафа в размере 5 000 рублей.
При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права подлежат отмене.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2011 по делу N А40-99688/11-148-888 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 по тому же делу отменить.
Отказать закрытому акционерному обществу "ПромРесурс" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве от 15.03.2011 N 452-11/1136М.
Признать указанное постановление управления в части наложения на общество "ПромРесурс" административного взыскания в виде штрафа в размере 35 000 рублей не подлежащим исполнению.
Председательствующий
В.Л. СЛЕСАРЕВ
[введено: 07.12.2012 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 19.03.2013 редактор НЦПИ - Сорокин А.В.]
В201204290
В201204290
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 25.10.2012, N 11
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24.07.2012 N 2522/12
ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Слесарева В.Л.;
членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Дедова Д.И., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. –
рассмотрел заявление закрытого акционерного общества "ПромРесурс" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2011 по делу N А40-99688/11-148-888 и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители заявителя - закрытого акционерного общества "ПромРесурс" - Аешин А.А., Бабенко Р.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Закрытое акционерное общество "ПромРесурс" (далее - общество "ПромРесурс", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве (далее - управление) от 15.03.2011 N 452-11/1136М (далее - постановление управления) о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2011 в удовлетворении требования отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права. По мнению общества, нарушение его прав и законных интересов состоит в том, что суды не применили закон, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
В отзыве на заявление управление просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя участвующего в деле лица, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требования общества по следующим основаниям.
Между обществом "ПромРесурс" и компанией-нерезидентом "ASSET MANAGEMENT (AM) INVESTMENT LTD" (Соединенное Королевство) заключен внешнеторговый контракт от 22.07.2009 N 01/0722-АМ на поставку товаров, в связи с чем общество в закрытом акционерном обществе "Новый Промышленный Банк" оформило паспорт сделки N 09080002/0930/0000/2/0.
В соответствии с условиями контракта общество "ПромРесурс" ввезло товар по ГТД N 10225050/010610/0001511 (далее - таможенная декларация). Согласно отметке таможенного органа, поставленной в указанной таможенной декларации, выпуск товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществлен 01.06.2010.
В ходе проверки установлено, что обществом нарушен срок предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, поскольку справка о подтверждающих документах по названному паспорту сделки, оформленная в связи с ввозом товара по таможенной декларации, представлена в уполномоченный банк 17.06.2010, хотя должна быть представлена не позднее 16.06.2010.
По данному факту должностным лицом Московской таможни 28.02.2011 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановлением управления общество "ПромРесурс" признано виновным в совершении административного правонарушения и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления управления, суд первой инстанции сослался на доказанность наличия в действиях общества "ПромРесурс" состава вмененного ему административного правонарушения и отсутствие оснований для признания данного административного правонарушения малозначительным.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Однако судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании, Закон) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в уполномоченные банки установлен Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", в соответствии с пунктом 2.4 которого резидент представляет в банк подтверждающие документы и два экземпляра справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации.
Поскольку общество "ПромРесурс", обязанное представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах не позднее 16.06.2010, направило документы 17.06.2010, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2010 N 174-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"), и законности назначенного управлением обществу штрафа в размере 40 000 рублей.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Вступивший 28.11.2011 в законную силу Федеральный закон от 16.11.2011 N 311-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) изменил меру ответственности за вменяемое обществу правонарушение.
Согласно пункту 2 Федерального закона N 311-ФЗ статья 15.25 КоАП РФ дополнена частью 6.1, в соответствии с которой нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на десять дней влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Таким образом, внесенные Федеральным законом N 311-ФЗ изменения в статью 15.25 КоАП РФ смягчают административную ответственность за вменяемое обществу "ПромРесурс" правонарушение.
Исходя из положений пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В соответствии с пунктом 2 того же постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности, и судам необходимо исходить из того, что если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Таким образом, постановление управления о назначении обществу "ПромРесурс" административного наказания в виде наложения штрафа в минимальном размере в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ следует признать не подлежащим исполнению в части взыскания с общества штрафа в размере 35 000 рублей, поскольку закон, который смягчил административную ответственность за вменяемое обществу правонарушение, установил минимальный размер штрафа в размере 5 000 рублей.
При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права подлежат отмене.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2011 по делу N А40-99688/11-148-888 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 по тому же делу отменить.
Отказать закрытому акционерному обществу "ПромРесурс" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве от 15.03.2011 N 452-11/1136М.
Признать указанное постановление управления в части наложения на общество "ПромРесурс" административного взыскания в виде штрафа в размере 35 000 рублей не подлежащим исполнению.
Председательствующий
В.Л. СЛЕСАРЕВ
[введено: 07.12.2012 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 19.03.2013 редактор НЦПИ - Сорокин А.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 11 от 25.10.2012 Стр. 275 |
Рубрики правового классификатора: | 020.060.010 Общие положения, 020.060.020 Административные взыскания, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 030.030.040 Коммерческие организации, 030.080.010 Гражданско-правовые сроки, 030.150.030 Гражданско-правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации. Предпринимательская деятельность иностранных юридических лиц в Российской Федерации (инвестиции, совместные предприятия, филиалы и представительства) (см. также 180.050.050, 180.070.000), 080.130.060 Валютный контроль (см. также 100.170.100), 180.050.030 Производство по пересмотру решений |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: