Основная информация

Дата опубликования: 24 июля 2020г.
Номер документа: RU35018705202000052
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Вологодская область
Принявший орган: Администрация муниципального образования поселок Хохлово
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ПОСЕЛОК ХОХЛОВО

КАДУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 24.07.2020 г.                                     № 99

  п. Хохлово

Об утверждении «Программы

комплексного развития систем

коммунальной инфраструктуры

муниципального образования

п. Хохлово Кадуйского

муниципального района

Вологодской области на

2020-2023 г.г.»

       В соответствии     с   Федеральным законом  от 06.10.2003 № 131-ФЗ              «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

          1.Утвердить  «Программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования п. Хохлово Кадуйского муниципального района  Вологодской области на 2020-2023 г.г.» (Приложение 1).

          2. Постановление № 198 от 27.12.2018г. «Об утверждении «Программы

комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования п. Хохлово Кадуйского  муниципального района

Вологодской области на 2018-2022 г.г.» считать утратившим силу.

         3.Опубликловать настоящее постановление в газете  «Наше время» и разместить на официальном сайте администрации в сети.

ВрИО руководителя

администрации муниципального

образования п. Хохлово                                                     Д.С. Стародубцев

                                                                                                      УТВЕРЖДЕНА

                                                                                                      Постановлением администрации

                                                                                                      муниципального образования

                                                                                                      п. Хохлово

                                                                                                      от 24.07.2020 г. № 99

Программа

Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры

муниципального образования п. Хохлово

Кадуйского муниципального района Вологодской области

на 2020-2023 годы

п. Хохлово

2020 год

Паспорт

Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования поселок  Хохлово Кадуйского муниципального района Вологодской области на 2020-2023годы

Наименование Программы

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования п. Хохлово Кадуйского муниципального района Вологодской области на 2020-2023 г.г. (в дальнейшем Программа)

Основание  для разработки

Программы

ФЗ

- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»,

- Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190 – ФЗ «О теплоснабжении»;

- Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 146 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (с 01.01.20013 г.).

- Федеральный закон  от 30.12.2012 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

- Методические рекомендации  по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований», утвержденные приказом Минрегиона РФ от 06.05.2011 г. № 204

Разработчик  Программы

Муниципальное образование п. Хохлово

Кадуйского муниципального района Вологодской области

Руководитель Программы

ВрИО руководителя администрации муниципального образования п. Хохлово Д.С. Стародубцев

Контактные телефоны

(817 42) 42-5-36, (81742) 42-3-92, (81742) 42-1-90

Цель Программы

1.Восстановление и техническое перевооружение основных фондов коммунального комплекса муниципального образования п. Хохлово  с целью:

- повышения качества коммунальных услуг;

- приведение систем коммунальной инфраструктуры в надлежащее состояние в соответствии с действующими нормативными требованиями;

- повышение надежности  бесперебойной подачи коммунальных ресурсов потребителям;

- снижение сверхнормативных потерь ресурсов.

2.Обеспечение коммунальной инфраструктурой объектов жилищного строительства.

3.Определение необходимого объема финансовых средств для реализации Программы.

4.Создание основы для разработки инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, осуществляющих поставку товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения

Задачи Программы

- модернизация  объектов коммунальной инфраструктуры, связанная с реконструкцией  существующих объектов (с высоким уровнем износа), а также  со строительством новых объектов, взамен существующих, с высоким уровнем износа;

- привлечение средств внебюджетных  источников (в том  числе бюджетных, кредитных   и личных средств граждан) для финансирования проектов реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;

- совершенствование тарифной политики, снижение удельных издержек при оказании жилищно-коммунальных услуг;

- повышение инвестиционной  привлекательности объектов и предприятий, эксплуатирующих объекты коммунальной инфраструктуры поселка;

- обеспечение  надежности поставки коммунальных ресурсов.

Сроки реализации Программы

2020-2023 годы

Источник финансирования Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется из различных видов источников:

- бюджет муниципального образования;

- средства юридических, физических лиц, инвесторов, надбавки к тарифам;

- федеральный, областной, районный бюджеты в рамках адресных инвестиций и целевых программ.

Объем финансирования  из  бюджета поселений уточняется при формировании бюджета на очередной финансовый  год.

Общий объем финансирования 71 496 тыс.руб, в том  числе по годам:

2020 г. - 700,00 тыс. руб.

2021 г. - 21 992,00 тыс. руб.

2022г. - 25 774,0 тыс. руб.

2023 г. – 23 030,0 тыс. руб.

Ожидаемые результаты

Реализации Программы

Повышение надежности функционирования систем коммунальной инфраструктуры и качества коммунальных услуг, предоставляемых населению муниципального образования поселок Хохлово

Система контроля за выполнением

Программы

Контроль выполнения Программы осуществляет муниципальное образование поселок Хохлово Кадуйского муниципального района

                                       2.Характеристика существующего положения

муниципального образования поселок Хохлово  Кадуйского района

Общие данные, влияющие на разработку технологических и экономических параметров Программы:

Общая площадь - 441,2 га

Численность населения (на 01.01.2019 г.) - 2329 чел.

Общая площадь жилищного фонда (2019 г.) – 57,4 тыс.кв.м из них:                          

- муниципальный ЖФ  1,7 тыс. кв.м;

- частный  ЖФ – 55,7 тыс.кв.м, в т.ч. граждан 55,1 тыс.кв.м;

- ЖФ принадлежащий юридическим лицам 0,6 тыс. кв. м;

Общая площадь жилищного фонда (2019 г.) – 57,4 тыс.кв.м из них:

- индивидуальные дома - 9,7 тыс. кв.м;

- многоквартирные дома - 47,7 тыс.кв.м;

Темп роста общей площади жилищного фонда

Таблица 1

Год

Площадь ЖФ на 01 января, тыс. кв.м

Площадь ЖФ на 31 декабря, тыс. кв.м

Темп роста, %

2017

57,0

57,2

100,3%

2018

57,2

57,3

100,2%

2019

57,3

57,4

100,2%

Введено в действие жилых домов  

                                                             2017 г. – 0,2 тыс. кв.м.

                                                                        2018 г. – 0,1 тыс. кв.м.

                                                                        2019 г. – 0,1 тыс. кв.м.

Число источников (2019 г.):

- теплоснабжения – 1 из них: 1 муниципальная газовая котельная

- водоснабжения - основной поставщик питьевой воды ОАО «ОГК-2» филиал Череповецкая ГРЭС, частные артезианские скважины.

Протяженность сетей (2019 г.):

- тепловых в двухтрубном исчислении – 7,359 км

- водопроводных – 5 км

- канализационных - 6 км

Доля сетей отслуживших нормативный срок и нуждающихся в замене, в общей протяженности сетей (2019 г.):

- тепловых в двухтрубном исчислении – 90%

- водопроводных – 80,0 %

- канализационных – 95 %

Отпущено энергии (2019 г.):

- тепловой – 12,7 тыс. Гкал, из них по приборам учета 6,9 тыс. Гкал или 54,3%

- воды на горячее водоснабжение – 28,7 тыс.м3, из них по приборам учета 27,6 тыс. м3 или 96,1%

- воды холодной – 95,73 тыс. куб. м, из них по приборам учета 91,78 тыс. м3 или 95,8%

- принято сточных вод от потребителей поселка 82,5 тыс. м3, из них на КОС 99,3 тыс. м3.

2.1. Территория

Муниципальное образование поселок Хохлово является центром  муниципального образования п. Хохлово. Он расположен в юго-западной части Вологодской области и занимает территорию 37,8  кв. км. п. Хохлово находится в 140 км. от областного центра - г. Вологды и в 45 км от крупного промышленного центра Вологодчины, речного и морского порта - города Череповца. Автобусным и железнодорожным сообщением связан с районным центром п. Кадуй, а так же г. Череповец и г. Вологда.

2.2. Климат

Климат МО поселок Хохлово является умеренно континентальным. Для умеренно континентального климата поселка характерно прохладное лето и умеренно морозная зима. Средняя температура самого теплого месяца, июля, 17,4°, самого холодного, февраля, -11,2°. Среднегодовая температура воздуха 3,3°. Самая низкая температура (-41°) отмечалась в феврале, самая высокая (32,2°) - в июле.

За год здесь выпадает в среднем 522 мм осадков, преимущественно в теплое время года. Часто повторяются дождливые годы, но нередко в летние месяцы случаются засухи в течение двух-трех недель.

Безморозный период продолжается в среднем 120 дней. Устойчивый снежный покров лежит с ноября по март, средняя высота его на открытых местах - 35 см., в лесу - 50 см., а в многоснежные зимы достигает соответственно 70 и 100 см. После суровых малоснежных зим почва оттаивает только к середине мая.

При разработке Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры МО поселок Хохлово учитывались климатические условия, в том числе резкие перепады температур наружного воздуха в осенне-зимний период.

2.3. Население

МО поселок Хохлово  занимает 2 место среди Кадуйского района по численности населения. Численность населения поселка Хохлово в 2019 году составила 2329 чел.

Численность населения МО поселок Хохлово в 2017 – 2019 гг.

Таблица 2


п/п

Показатели

Ед. изм.

2017 г.

2018

2019

Темп роста; ( -) убыли населения

1.

Численность населения

чел.

2391

2346

2329

97,4%

В течение 2017 - 2019 годов численность населения МО поселок Хохлово уменьшилось на  2,6 %, за счет естественного движения населения - смертность превышает рождаемость.  Естественная  убыль населения в 2019 году составила 37 чел. (табл. 3). В течение 2017 - 2019 годов наблюдается устойчивая тенденция превышения смертности над  рождаемостью, отток населения в г. Череповец. При этом рождаемость составляет 0,8% от общей численности населения за  2019 год, а смертность 1,6%.

Таблица 3

Естественное движение населения муниципального образования


п/п

Показатели

Ед.
изм.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Темп роста
2017/2019 г., %

1.

Количество родившихся

чел.

26

23

20

2.

Количество умерших

чел.

36

41

37

3.

Естественный прирост,
убыль (-) населения

чел.

-10

-18

-17

1,81%

Миграционная убыль населения в 2019 году составила 9 чел. (0,39% от общей численности населения МО поселок Хохлово)

Таблица 4

Миграционное движение населения МО поселок Хохлово

№ п/п

Показатели

Ед.
изм.

2017г.

2018г.

2019г.

Среднее значение за период 2017 – 2019 г.г.

1.

Прибыло

чел.

100

100

85

95

2.

Выбыло

чел.

113

120

93

108,7

3.

Миграционная убыль (прибыль)

чел.

-13

-20

-8

-13,7

В поселке Хохлово за 2019 года на 1060 лиц трудоспособного возраста приходилось 694 лиц нетрудоспособного возраста. Основную часть демографической нагрузки на трудоспособное население составляют пенсионеры и инвалиды: на 1 060 лиц трудоспособного возраста приходится 253 лиц старше трудоспособного возраста и инвалидов и  125 человек моложе трудоспособного возраста.

Общая численность населения трудоспособного возраста в 2019 году составила 1,3 тыс. человек, или 55,6% от общей численности населения. 

           Численность населения моложе трудоспособного возраста составляет 0,236 тыс. чел. на начало 2019 года (10,1% от общей численности).

Среднегодовое количество зарегистрированных безработных за 2019 год составило  12 чел. (0,5% от общей численности населения поселка). За период 2017 по 2019 года численность безработных уменьшилась с 20 чел. (2015год) до 12 чел. (2017 год) или  на 33%.

Анализ прогнозной численности населения

муниципального образования поселок Хохлово  на 2018– 2022 г.г.

Таблица 5

Показатели

Ед.
изм.

По годам

2018

2019

2020

2021

2022

Численность
населения

чел.

2346

2329

2331

2328

2325

Число родившихся

чел.

23

20

26

26

26

Число умерших

чел.

41

37

40

43

45

Естественный
прирост, убыль
населения

чел.

-17

-17

-14

-17

-19

Число прибывших

чел.

100

110

112

110

112

Число выбывших

чел.

120

125

110

108

110

Миграционный
прирост (+), убыль (-)
населения

чел.

-20

-15

+2

+2

+2

По максимальной оценке с учетом развития  и миграции населения прогнозная численность населения поселка Хохлово к концу 2022 года  уменьшится на 44 чел. или на 1,9% по отношению к численности 2018 года, так как при низкой рождаемости увеличивается смертность населения за счет увеличения числа людей старческого возраста, так как имеется тенденция оттока молодого населения в г. Череповец и другие крупные населенные пункты.

В соответствии с Генеральным планом МО поселок Хохлово предполагается стабилизация численности населения с учетом складывающихся процессов формирования населения и специфики развития поселка Хохлово – расширение производственных процессов ОАО «Фабрика Дерусса», увеличение объемов производства оцилиндрованных кольев ООО «Кенза Вуд».

3. Содержание проблемы, технико-экономическое обоснование необходимости ее решения программными методами

              Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.

Коммунальный комплекс МО поселка Хохлово в сегодняшнем его состоянии характеризуется высоким уровнем износа объектов коммунальной инфраструктуры (более 90 процентов).

В 2013-2015 году произведена реконструкция 21 км водовода от ЧГРЭС ОАО «ОГК-2» до п. Хохлово, в связи с этим получены положительные результаты по улучшению качества воды и снижение потерь холодной воды на магистральном водоводе. Но качество предоставления коммунальных услуг не отвечает потребностям населения, так как имеющаяся коммунальная инфраструктура внутри населенного пункта в состоянии сверхнормативного износа, характеризуется высокой аварийностью, большими потерями энергоносителей и ресурсов: по холодной питьевой воде -  46,8% , тепловой энергии – 22% .

              В 2018-2020 году проведено техническое перевооружение газовой котельной. Произведена дополнительная установка водогрейного стального котла ARCUS IGNIS F-400 (КВа-4,0 ГМ). Установка и ввод в эксплуатацию нового котла решили сразу несколько проблем:

Обеспечение нехватки тепловой нагрузки п. Хохлово при понижении температур наружного воздуха, обеспечение температурного режима согласно правил и норм в зданиях жилого фонда, школы, детского сада, зданий социальной сферы.

Перевод одного из действующих котлов КСВа-2,5Гс №3 на систему ГВС, для дополнительного резерва в зимнее время, а также при устранении аварий на котле ГВС.  

Увеличение уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги и одновременно рост тарифов на эти услуги по причине инфляционных процессов не позволяли увеличить инвестиционную составляющую тарифа на модернизацию и реконструкцию основных фондов даже в объемах минимальных потребностей. Поэтому последние годы тарифы на коммунальные услуги в части инвестиционной составляющей включали в себя только планово-предупредительные ремонты сетей и оборудования.

Еще одной причиной высокого уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов.

Проведение реконструкции и модернизации действующих водопроводных и тепловых сетей позволит значительно сократить число аварийных ситуаций и финансовых затрат на их устранение, снизить сверхнормативные потери воды и тепловой энергии и обеспечить качественное и гарантированное водоснабжение для населения поселка Хохлово.

4. Характеристика существующего состояния коммунальной инфраструктуры муниципального образования  поселок Хохлово

В поселке  Хохлово всеми видами благоустройства обеспечено 93,55% жилья или 57,4 тыс. кв.м.

Территорию поселка Хохлово обслуживают пять организаций коммунального комплекса: МУП «ТехКомСервис» с 2018 г., ПАО «ВОЭК», ООО «ССК», ООО «Газпром Межрегионгаз Вологда», с 2019г. региональный оператор по сбору ТКО ООО «Чистый след».

Почти все представленные организации коммунального комплекса являются коммерческими. Также в поселке отсутствуют две или более организации, предоставляющие услуги одного вида.

     4.1. Водоснабжение.                     

Услуги по централизованному водоснабжению на территории поселка оказывает МУП «ТехКомСервис». Водоснабжение потребителей на хозяйственно-питьевые нужды осуществляется из центральной системы водоснабжения.  МУП «ТехКомСервис»  является единственной ресурсоснабжающей организацией в поселке, которое оказывает услуги  водоснабжения  потребителям.

Основными источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения поселка является  питьевая вода покупаемая у филиала ОАО «ОГК-2» Череповецкая ГРЭС, находящаяся в 21 км. от  поселка Хохлово.  

Протяженность водопроводных сетей поселка Хохлово, переданных МУП «ТехКомСервис» по договору хозяйственного ведения составляет 28,9 км., из них внутренние сети п. Хохлово 7,9 км. с износом 86%

Водопроводные сети выполнены:

-10% из чугунных труб

- 20% - из стальных труб;
- 70% - из пластиковых;
          Строительство водопроводных сетей в посёлке начато в 1970 году, порядка 90% сетей построено в 70-80 гг., т.е. сети эксплуатируются более 30-40 лет, поэтому большинство из них нуждается в модернизации, реконструкции и замене.

Нынешнее состояние и технические возможности водопроводных сетей не могут в полной мере соответствовать темпам развития строительства поселка. Средний показатель аварийности на водопроводных сетях за три последних года составляет 0,53 ед. на 1 км сети.

За 2019 год  подано воды в сеть 202,715 тыс.куб.м. Реализовано холодной питьевой воды населению 148,812 тыс.куб.м. Среднее фактическое потребление холодной воды за 2019 год на 1 жителя поселка составило 63,6 л/сут., при утвержденном нормативе потребления 180 л/сут. Из ниже приведенной таблицы видно, что в поселке наблюдается стабильная тенденция снижения объема потребления воды населением, снижение напрямую связано с установкой индивидуальных приборов учета, а также перевода  частных домовладений на  индивидуальное водоснабжения от артезианских скважин. Всего услугами холодного водоснабжения пользуются в поселке 2303 человека или 98,9% от общей численности населения проживающего в поселке.

Динамика потребления воды   

Таблица 6

Наименование

2017

2018

2019

Объем воды поданной в сеть, тыс. м3

207619

205320

202715

Объем реализации воды потребителями, тыс. куб.м. в год

148812

148812

148812

Из них   населению

88881

88881

88881

Численность потребителей услуг (населения), тыс. чел.

2,407

2,383

2,369

Объем потребления воды на 1 человека, л. в сутки

101

86,2

63,6

Коэффициент потерь  м3/км

2035

2021

2002

Как видно из приведенной таблицы объем потребления питьевой воды ежегодно снижается на 15-17%. Снижение происходит в связи с установкой  приборов учета  воды и переход частного сектора жилого фонда на индивидуальное водоснабжение (артезианские скважины или  колодцы). По состоянию на 1 января 2020 года  приборами учета холодного водоснабжения оборудовано 92,5%  потребителей.

Для учета фактического потребления холодной воды необходимо оборудовать каждый объект прибором учета холодной воды. В настоящее время данная работа ведется организациями МУП «ТехКомСервис», ООО УК «ЖКУ», ООО «Альтаир Групп».

Для улучшения надежности работы системы водоснабжения, качества подачи воды необходимо произвести:

- выполнение гидравлического расчета водопроводных  сетей поселка;

- замену 40% ветхих существующих сетей и их модернизацию (замена с применением труб из полиэтилена), общая протяженность водопроводных сетей необходимых заменить в течение действия Программы составляет 3 км.

Перечень мероприятий по модернизации системы водоснабжения МО поселок Хохлово

Таблица7



Наименование мероприятия

Стоимость работ и оборудования,  тыс. руб.

Подробное обоснование необходимости выполнения мероприятия

1

3

4

5

1.

Перекладка существующих водопроводных сетей   Д-100 мм с заменой на полипропиленовые трубы 2000  п.м

4320,0

Замена   аварийных участков водопроводных сетей, где  регулярно  происходят аварии. Для  обеспечения бесперебойной подачи  питьевой воды потребителям требуется срочная замена. Снижение потерь.

2.

Перекладка существующих водопроводных сетей   Д-89 мм с заменой на  трубы ПВХ 1000 п.м

2028,0

ИТОГО

6348

Стоимость  работ учтена в ценах 2020 года и подлежит уточнению.

4.2. Водоотведение 

Отвод сточных вод от предприятий и жилой застройки поселка осуществляется через систему канализационных насосных станций и сетей канализации. МУП «ТехКомСервис» является единственным предприятием в поселке, которое оказывает услуги водоотведения.

Протяженность канализационных сетей поселка Хохлово, находящихся по договору хозяйственного ведения МУП «ТехКомСервис» составляет 6 км.

Канализационные сети выполнены:

- 70% - из чугунных труб;
- 30% из стальных труб;

Количество канализационных насосных станций – 2. Протяженность канализационных сетей 7.2 км.

Основной объем стоков составляют бытовые стоки от жилой застройки - 89,429 тыс. куб.м. в год, кроме того стоки сбрасываются от  предприятий и организаций поселка  - 8,773  тыс. куб. м в год, а также неорганизованные поверхностные и грунтовые воды через неплотности люков и колодцев. 2166 человек пользуются услугами централизованной канализации, что составляет 93% от общей численности проживающих на территории поселка Хохлово граждан.

Сточные воды от населения, предприятий и организаций поселка Хохлово по коллектору диаметром 200 мм от канализационных насосных станций  поступают в приемную камеру очистных сооружений п. Хохлово.

Очистные сооружения п. Хохлово представляют собой систему сооружений и оборудования, связанную между собой сложной структурой инженерных коммуникаций. Эти коммуникации предназначены для подачи сточной воды, иловой смеси, отвода избыточного ила и сырого осадка, сжатого воздуха, реагентов, дренажных и промывных вод.

Проектная производительность очистных сооружений п. Хохлово составляет 2300  м3/сут.

Фактическая  за 2019 год составила  -  261 м3/сут.

Очищенные стоки перед сбросом в р. Кенза обеззараживаются хлором.

Транспортировка стоков до очистных сооружений осуществляется по канализационным сетям D- 100мм.

        Строительство канализационных сетей в поселке начато в 70-е годы. Порядка 95% сетей построено в 70-85 гг., т.е. эксплуатируются свыше 30 лет. Сети построены в основном из чугунных труб, срок эксплуатации которых 30 лет. Таким образом, основная  часть сетей отслужила свой нормативный срок, но не смотря на это аварийность  на сетях канализации низкая, поэтому в мероприятия данной Программы включена замена только аварийных участков канализационного коллектора и реконструкция существующей  канализационной насосной станции.

        В результате допущенных при строительстве сетей нарушений СНиП, в частности несоблюдение нормативных уклонов, наблюдается заиливание сетей, что ведет к образованию многочисленных засоров.

Средний показатель аварийности на канализационных сетях за три последних года составляет 0,16 ед. на 1 км сети.

Показатели аварий и засоров на сетях канализации

Таблица 8

показатели

2017

2018

2019

Количество аварий и повреждений

4

6

6

Коэффициент аварийности ед. на км

0,56

0,4

0,44

Количество засоров канализационных сетей

84

56

78

Коэффициент засоров ед. на км

11,7

9,3

13,0

За 2019 год  пропущено сточных вод 82,5 тыс. куб.м, в том числе через КОС (0,98%). Оказано услуг водоотведения населению 89,429 тыс. куб.м. Средний фактический объем бытовых стоков за 2019 год на 1 жителя поселка, пользующегося центральной канализацией, составил  137 л/сут., при утвержденном нормативе потребления 290 л/сут. Из нижеприведенной таблицы видно, что в поселке наблюдается стабильная тенденция снижения объема водоотведения, снижение напрямую связано с установкой индивидуальных приборов учета и снижением потребления  горячей и холодной питьевой воды.

Динамика потребления услуг водоотведения

Таблица 9

Наименование

2017

2018

2019

Объем реализации услуг водоотведения потребителям, тыс. куб.м. в год

95294

98202

93818

Из них   населению

86517

89429

86408

Микрорайон «Брусковый поселок» поселка Хохлово не имеет центральной канализации. Потребители пользуются септиками и выгребными ямами. В перспективе возможно строительство канализационных сетей для обеспечения потребителей услугами водоотведения.

Для улучшения надежности работы действующей системы водоотведения и повышения экологической безопасности необходимо выполнить:

- замену существующего канализационного коллектора ул. Строителей – ул. Ленина, ул. Артамонова и ул. Торфяников до ФНС;

-ремонт канализационных насосных станций ул. Строителей;

- реконструкция канализационных очистных сооружений.

Перечень мероприятий по модернизации системы водоотведения МО поселок Хохлово

Таблица 10



Наименование мероприятия

Стоимость работ и оборудования, тыс. руб., сроки  реализации мероприятия

Подробное обоснование необходимости выполнения мероприятия

1

3

4

5

1.

Разработка технической документации для реконструкции существующей фекальных насосных станции № 1 и № 2 по  ул. Строителей

1080,00

Фекальные насосные станции обеспечивают перекачку бытовых стоков всего поселка Хохлово. Год ввода в эксплуатацию 1970 г. (работает 44 года) и требуют реконструкции.

2.

Разработка проекта реконструкции канализационных очистных сооружений мощностью 800м3/сутки

720

В настоящее время канализационные очистные сооружения п. Хохлово находятся в аварийном состоянии. Стоки сбрасываются в р. Кенза недостаточно очищенными, чем нарушается действующее природоохранное законодательство

3.

Реконструкция существующих фекальных насосных станций ул. Строителей мощностью 800 м3/сутки ( стоимость  приблизительная и будет  уточнена после разработки проектной документации)

3600,0

Реализация мероприятий позволит   повысить надежность и износостойкость оборудования.

4.

Замена участка канализационного коллектора от ВНС № 1 и ФНС № 2 (аварийный участок) в пос. Хохлово (глубина прокладки сетей 3 м в плывуне)

2640,0

Аварийный участок

5.

Реконструкция канализационных очистных сооружений в п.Хохлово (стоимость учтена приблизительная и будет уточнена после разработки проекта)

6600,0

Реализация мероприятий позволит улучшить экологическую ситуацию и обеспечить прием и очистку сточных вод в необходимом объеме  и в соответствие с требованиями природоохранного законодательства.

ИТОГО

14640,00

4.3. Теплоснабжение

МУП «ТехКомСервис»  осуществляет теплоснабжение потребителей п. Хохлово:  

жилой фонд – 85,0%;

бюджетные потребители – 14,0%;

прочие потребители –  1,0%.

МУП «ТехКомСервис» осуществляет выработку тепловой энергии газовой котельной п. Хохлово переданной по результатам открытого конкурса по договору хозяйственного ведения на объекты коммунальной инфраструктуры.

Годовой объем выработки составляет около 17935 Гкал. Численность населения пользующегося услугами центрального отопления 2 310 чел., что составляет 99,2% от общей численности населения поселка.  

Тариф на тепловую энергию для потребителей МУП «ТехКомСервис» устанавливается единый с учетом покупной тепловой энергии. На 2020 год тариф установлен с 01.01.20 по 30.06.2020 г. 1665 руб. за 1 Гкал (без НДС) и 1707 руб/Гкал с 01.07. по 31.12.2020 г.

Обеспечение потребителей (жилого фонда и других объектов) тепловой энергией (отопление и горячее водоснабжение) осуществляется централизованно по закрытой системе теплоснабжения.

Отопительный период принят сроком 231 день (СНиП 23-01-99 Строительная климатология). В летний период тепловые сети работают на нужды горячего водоснабжения (ГВС).

Газовая котельная п. Хохлово состоит из 1 модуля общей мощностью 12,04 Гкал., которая обеспечивает тепловой энергией и ГВС потребителей п. Хохлово.

В модуль, сданный в эксплуатацию в 1999 г. входят:

- четыре водогрейных котла КСВА-2,5 Гс (газовая горелка ГБ-2,7) мощностью 2,5 Гкал каждый эксплуатируются с 2004г. Котлы выработали свой срок эксплуатации и требуют полной замены;

- группа из трех сетевых насосов: насос на ГВС АЦМЛ-1129/288 135м3/час м.в.ст. 23м 15кВт 1450 об. мин. 2003 г.,2 насоса на отопление АЦМЛ-1129/214 180м3час м.в.ст. 48 м 37 кВт 3000об мин 2006г., АЦМЛ-1129/214 180м3час м.в.ст. 48 м 37 кВт 3000 об мин. 2014г.

В 2019 году установлен дополнительный водогрейный стальной котел ARCUS IGNIS F-400 (КВа-4,0 ГМ).

МУП «ТехКомСервис» осуществляет передачу и распределение тепловой энергии потребителям по трубопроводам, общей протяженностью в двухтрубном исчислении 7,359 км диаметром от 32 до 400 мм. Наружные тепловые сети МУП «ТехКомСервис» переданы  в хозяйственное ведение по договору на объекты коммунальной инфраструктуры.

Сети теплоснабжения проложены надземным и подземным в непроходных каналах и безканальным способами. Тепловая изоляция трубопроводов выполнена из минеральных матов,  покровный слой из рубероида, стеклопластика и металла.

Поддержание тепловых сетей в исправном состоянии осуществляется путем технического обслуживания, проведением плановых гидравлических испытаний,  промывок, регулировок, текущего и капитального ремонтов.

Характеристика тепловых сетей

Таблица 11

Тепловые сети

Протяженность, м.п.

Год ввода

Состояние

Магистральные тепловые сети по  ул. Строителей в наружном исполнении

2300

1992

Удовлетворительное, требуется замена изоляции

Ул. Торфяников

700

1970

Требуется замена сетей

Ул. Артамонова

1650

1974

Удовлетворительное

Ул. Октябрьская, ул. Садовая, ул. Энтузиастов, Железнодорожный пер.

1100

1992

Требуется срочная замена сетей

Лесной пер.

300

1990

Требуется срочная замена сетей

Школьная пл.

1109

1970

Требуется срочная замена

ИТОГО

7359

Сроки службы тепловых сетей распределены следующим образом:

до  20 лет - 2300 п.м. или 32,2%

свыше 40 лет – 5059 п.м. или 68,7%.

Анализ аварийных отключений потребителей

Статистика отказов тепловых сетей (аварий, инцидентов) за последние три года представлена в таблице 12

                                                                                                                                        Таблица 12

Показатель

2017

2018

2019

количество аварий на системах теплоснабжения (единиц на км.)

10

16

29

количество потребителей жилых домов и производственных/офисных зданий, затронутых ограничениями подачи тепловой энергии

н/д

н/д

н/д

количество часов (суммарно за календарный год) отклонения от нормативной температуры воздуха по вине регулируемой организации в жилых и нежилых отапливаемых помещениях

н/д

н/д

н/д

Динамика потребления тепловой энергии

Таблица 13

Наименование

2017

2018

2019

Объем выработки тепловой энергии, Гкал в год

17942

18566

17285

Полезный отпуск тепловой энергии потребителям, Гкал/год

12518

12855,25

12704,6

Из них   населению

9152

10738,13

10508,77

Процент потерь

48,2

30,8

26,5

Анализируя систему теплоснабжения   п. Хохлово  можно сделать вывод, что     большая часть тепловых сетей отработала свой ресурс (износ составляет более 90%), что приводит к росту потерь тепла, и нуждается в срочной  замене. Количество ежегодно меняемых сетей недостаточно для поддержания системы теплоснабжения в соответствующем состоянии и снижения или стабилизации уровня их износа. Высокая степень износа обуславливает необходимость проведения значительного объема ремонтных работ и перекладки сетей. Наиболее изношены тепловые сети диаметрами  108 мм, 89 мм (средний срок эксплуатации сетей соответственно свыше 30 лет). Необходимо в течении 4-х лет заменить минимум 78,7 % сетей или 7 км с износом 100%. Снижение высоких теплопотерь возможно только путем замены трубопроводов теплотрасс на теплогидроизолированные, что позволит получить гарантированный срок службы не менее 35 лет, снизить до минимума теплопотери при использовании пенополиуретановой изоляции.

               В рамках развития системы теплоснабжения п. Хохлово, планируются следующий вариант модернизации источников тепловой энергии:

- капитальный ремонт с мероприятиями по продлению ресурса оборудования котельной п.Хохлово;

- подключение домов к природному газу и переход на газовое отопление домов «Брускового поселка», пер. Малый.

         Для обеспечения качественного распределения тепловой энергии между потребителями необходимо выполнить гидравлическую  наладку тепловых сетей.

Основные проблемы теплового хозяйства поселка:

   - моральный и физический износ оборудования газовых котельных и тепловых сетей;

   - сверхнормативные потери тепла.

Перечень мероприятий по модернизации системы теплоснабжения

МО поселок Хохлово

Таблица 14



Наименование мероприятия

Стоимость работ и оборудования тыс. руб.

Обоснование необходимости выполнения мероприятия

1

2

3

4

1.

Разработка технической документации для выполнения наладки гидравлического режима тепловых сетей п. Хохлово

700,0

Отсутствие качественного распределения теплоносителя на ответвлениях от магистральных тепловых сетей.

2.

Покупка нового водогрейного котла

для газовой котельной

2 920,0

Котлы  находятся в работе с 2004 года. Нормативный срок эксплуатации  котлов 10 лет. Имеющиеся котлы находятся в аварийном состоянии и для поддержания их в работе ежегодно проводится замена   нагревающих поверхностей котлов.  Более 50% этих нагревающих поверхностей требует замены)

3.

Разработка проекта на реконструкцию газовой котельной п.Хохлово. Реконструкция газовой котельной для установки  нового водогрейного котла, пуско-наладочные работы

3 500,0

Увеличение КПД оборудования котельной, уменьшение расхода газа на выработку 1 Гкал тепла, увеличение срока службы оборудования, улучшение качества воды в системе ГВС

4.

Замена дымовой трубы

3 780,0

5.

Замены трубопроводов теплотрасс на теплогидроизолированные  при использовании пенополиуретановой изоляции:

- 2021 год:

1. Капитальный ремонт теплотрассы одновременно сист. ГВС, Т/C (Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры) п. Хохлово, ул. Школьная, д. 4, д. 6, ул. Торяников д. 9А. Подземная трасса от теплокамеры до жилых домов;

2. Капитальный ремонт теплотрассы одновременно сист. ГВС, Т/C (Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры) п. Хохлово, от (Т48)Т/К до ввода в ж/д по ул. Торфяников д. 1, д. 3, д. 5;

- 2022 год:

3. Капитальный ремонт теплотрассы одновременно сист. ГВС, Т/C (Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры) п. Хохлово, от (Т38 до Т39) до ввода в ж/д по ул. Строителей д. 2, д. 4;

4. Капитальный ремонт теплотрассы одновременно сист. ГВС, Т/C (Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры) п. Хохлово, от (Т61) до здания МБДОУ "Детский сад" Школьная д. 12;

5. Капитальный ремонт теплотрассы одновременно сист. ГВС, Т/C (Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры) п. Хохлово, от (Т48) Т/К до ввода в ж/д по пер. Малый;

- 2023 год:

6. Капитальный ремонт теплотрассы одновременно сист. ГВС, Т/C (Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры) п. Хохлово, от здания Котельной до ввода в ж/д по ул. Энтузиастов д. 2, д. 6;

7. Капитальный ремонт теплотрассы одновременно сист. ГВС, Т/C (Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры) п. Хохлово, от (Т12)Т/К до ввода в ж/д по ул. Торфяников д. 11.

4 225

4 077

2 840

2 575

2 359

6 196

5 134

Замена ветхих сетей, снижение тепловых потерь 

ИТОГО:

38 306

4.4. Газоснабжение

            Основная часть п. Хохлово подключена к природному газу, ежегодно в поселке производится подключение индивидуальных домов и объектов к природному газу и переход на газовое отопление, увеличивается число квартир, оборудованных  природным газом. Обеспечение природным газом потребителей производит ООО «Газпром Межрегионгаз Вологда».

      В домах, не подключенных к природному газу население использует баллонный газ. Услуги снабжения сжиженным газом в поселке осуществляет ООО «Устюжнанефтегаз».

       Подключение домов микрорайона «Брусковый поселок» к природному газу позволит создать комфортные условия для проживания, переход на газовое отопление и обеспечение горячим водоснабжением.

Перечень мероприятий по подключению жилых домов

МО поселок Хохлово к природному газу

Таблица 15



Наименование мероприятия

Стоимость работ и оборудования, тыс.руб. , сроки  реализации мероприятия

Подробное обоснование необходимости выполнения мероприятия

1

3

4

5

1.

Разработка технической документации для строительства магистрального трубопровода газоснабжения природным газом  жилых домов п. Хохлово мкр «Брусковый поселок», пер. Малый

700,00

Население п. Хохлово мкр «Брускового поселка» и пер. Малый не имеет централизованного газоснабжения, а мкр «Брусковый поселок»  и горячего водоснабжения . Для приготовления пищи и нагрева воды используется сжиженный газ в баллонах.

2.

Строительство газопровода к жилым домам мкр. «Брусковый поселок» и пер. Малый               (стоимость  приблизительная и будет  уточнена после разработки проектной документации)

15000,00

Создание комфортных условия для проживания, переход на газовое отопление и обеспечение горячим водоснабжением.

4.5. Электроснабжение

       Услуги электроснабжения на территории муниципального образования поселок Хохлово оказывает ООО «ССК».  У потребителей заключены прямые договора на куплю-продажу электрической энергии.    

5. Перспективы развития муниципального образования поселок Хохлово и прогноз спроса на коммунальные ресурсы

Наряду с прогнозами территориального развития поселения важное значение при разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры играет оценка потребления товаров и услуг организаций коммунального комплекса.

Объемы потребления должны быть обеспечены соответствующими производственными мощностями организаций коммунального комплекса. Системы коммунальной инфраструктуры должны обеспечивать снабжение потребителей товарами и услугами в соответствии с требованиями к их качеству, в том числе круглосуточное и бесперебойное снабжение.

В соответствии с тенденциями социально-экономического развития муниципального образования поселок Хохлово и ростом потребностей в коммунальных услугах можно про­гнозировать следующие значения ряда параметров, важных для развития коммунальной инфраструктуры:

■ численность населения - в последние годы не наблюдается прирост населения, но при  открытии новых рабочих мест и строительства жилья возможность увеличения притока миграционного населения имеет место.

■ в соответствии с Генеральным планом МО поселок Хохлово предполагается рост площади жилого фонда на 1000 кв.м. к концу 2022 года, это индивидуальное жилищное строительство.

■ потребление воды (холодной и горячей) из-за роста численности населения не возрастет, т.к. до конца 2022 года планируется оборудовать приборами учета 100% потребителей. Строительство водопроводных сетей к вновь строящимся объектам будет производиться за счет застройщиков, кроме этого большинство индивидуальных застройщиков переходят на индивидуальное водоснабжения из артезианских скважин.

■ объем сброса сточных вод в систему канализации также не увеличится, т.к. объем потребления воды не возрастет. Строительство канализационных сетей к вновь строящимся  объектам будет производиться за счет застройщиков.

■ уменьшение нагрузки на отопление и горячее водоснабжение до конца 2022 года за счет подключения жилых домов пер. Малый и мкр «Брусковый поселок» к природному газу. Строительство тепловых сетей к вновь строящимся  объектам будет производиться за счет застройщиков.

Резервы (дефициты) тепловой мощности источников теплоснабжения

Таблица 16

Источник теплоснабжения

Тепловая мощность нетто, Гкал/ч

КПД

котлов

Присоединенная тепловая нагрузка, Гкал/ч

Резерв (+)/дефицит(-) тепловой мощности, Гкал/ч

Газовая котельная

п. Хохлово

12,0

7,0

7,0

0

Всего:

12,0

7,0

7,0

0

6. Ожидаемые результаты и детальный перечень целевых индикаторов и показателей мониторинга результатов выполнения мероприятий программы.

6.1. Мониторинг и корректировка программы

Целью мониторинга Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры МО поселок Хохлово являются регулярный контроль ситуации в сфере коммунального хозяйства, а также анализ выполнения мероприятий по модернизации и развитию коммунального комплекса, предусмотренных Программой.

Мониторинг Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры МО поселок Хохлово включает следующие этапы:

1. Периодический сбор информации о результатах выполнения мероприятий Программы, а также информации о состоянии и развитии систем коммунальной инфраструктуры.

2. Анализ данных о результатах проводимых преобразований систем коммунальной инфраструктуры.

Мониторинг Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры МО поселок Хохлово предусматривает сопоставление и сравнение значений показателей во временном аспекте.

Анализ проводится путем сопоставления показателя за отчетный период с аналогичным показателем за предыдущий (базовый) период.

По ежегодным результатам мониторинга осуществляется своевременная корректировка Программы. Решение о корректировке Программы принимается представительным органом муниципального образования по итогам ежегодного рассмотрения отчета о ходе реализации Программы или по представлению главы муниципального образования.

6.2. Ожидаемые результаты и детальный перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программы

Результаты Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры МО поселок Хохлово определяются с помощью целевых индикаторов (табл. 17). Для мониторинга реализации Программы и для оценки финансово-экономического и технического состояния организаций и объектов коммунального хозяйства необходимо применение системы стандартов услуг ЖКХ.

Таблица 17

Ожидаемые результаты и целевые показатели Программы

N
п/п

Ожидаемые результаты Программы

Целевые индикаторы

1

Теплоэнергетическое хозяйство

1.1

Технические показатели

1.1.1

Надежность обслуживания систем теплоснабжения

Повышение надежности работы системы теплоснабжения в соответствии с нормативными требованиями

Количество аварий и повреждений на 1 км сети в год

Износ коммунальных систем

Протяженность сетей, нуждающихся в замене

Доля ежегодно заменяемых сетей

Уровень потерь и неучтенных
расходов тепловой энергии

1.1.2

Сбалансированность систем теплоснабжения
Обеспечение услугами теплоснабжения
новых объектов капитального строительства социального или промышленного назначения

Уровень использования
производственных мощностей

Обеспеченность потребителей
приборами учета

1.1.3

Ресурсная эффективность теплоснабжения
Повышение эффективности работы системы теплоснабжения

Удельный расход электроэнергии

Удельный расход топлива

1.2

Финансово-экономические показатели

1.2.1

Ресурсная эффективность теплоснабжения
Повышение эффективности работы системы теплоснабжения

Численность работающих на 1 000 обслуживаемых жителей

Фондообеспеченность системы
теплоснабжения

1.2.2

Доступность для потребителей
Повышение качества предоставления
коммунальных услуг в части
теплоснабжения населению

Охват услугами

2

Водопроводно-канализационное хозяйство

2.1

Технические показатели

2.1.1

Надежность обслуживания систем
водоснабжения и водоотведения
Повышение надежности работы системы
водоснабжения и водоотведения в
соответствии с нормативными
требованиями

Количество аварий и повреждений на 1 км сети в год

Износ коммунальных систем

Протяженность сетей, нуждающихся в замене

Доля ежегодно заменяемых сетей

Уровень потерь и неучтенных
расходов воды

2.1.2

Сбалансированность систем
водоснабжения и водоотведения
Обеспечение услугами водоснабжения и
водоотведения новых объектов
капитального строительства
социального или промышленного
назначения

Уровень использования
производственных мощностей

Наличие дефицита мощности
(уровень очистки воды,
уровень очистки стоков)

Обеспеченность потребителей
приборами учета

2.1.3

Ресурсная эффективность водоснабжения
и водоотведения
Повышение эффективности работы систем
водоснабжения и водоотведения
Обеспечение услугами водоснабжения и
водоотведения новых объектов
капитального строительства
социального или промышленного
назначения

Удельный расход электроэнергии

2.2

Финансово-экономические показатели

2.2.1

Ресурсная эффективность водоснабжения
и водоотведения
Повышение эффективности работы систем
водоснабжения и водоотведения
Обеспечение услугами водоснабжения и
водоотведения новых объектов
капитального строительства социального или промышленного назначения

Численность работающих на 1 000 обслуживаемых жителей

Фондообеспеченность системы
водоснабжения и водоотведения

2.2.2

Доступность для потребителей
Повышение качества предоставления
коммунальных услуг в части водоснабжения и водоотведения населению

Охват услугами

2.2.3.

Обеспеченность населения
питьевой водой
Повышение качества предоставления
коммунальных услуг в части
водоснабжения населению

Охват услугами, %

3

Электроснабжение

3.1

Технические показатели

3.1.1

Надежность обслуживания систем
электроснабжения
Повышение надежности работы системы
электроснабжения в соответствии с
нормативными требованиями

Количество аварий и повреждений на 1 км сети в год

Износ коммунальных систем

Протяженность сетей,
нуждающихся в замене

Доля ежегодно заменяемых сетей

Уровень потерь электрической
энергии

3.1.2

Сбалансированность систем
электроснабжения
Обеспечение услугами электроснабжения
новых объектов капитального строительства социального или промышленного назначения

Уровень использования
производственных мощностей

Обеспеченность потребителей
приборами учета

3.1.3

Ресурсная эффективность электроснабжения
Повышение эффективности работы систем
электроснабжения
Обеспечение услугами электроснабжения
новых объектов капитального
строительства социального или
промышленного назначения

Удельные нормативы
потребления

3.2

Финансово-экономические показатели

3.2.1

Ресурсная эффективность
электроснабжения
Повышение эффективности работы систем
электроснабжения
Обеспечение услугами электроснабжения
новых объектов капитального строительства социального или
промышленного назначения

Численность работающих на 1 000 обслуживаемых жителей

Фондообеспеченность системы
электроснабжения

3.2.2

Доступность для потребителей
Повышение качества предоставления
коммунальных услуг в части
электроснабжения населению

Охват услугами

4

Газовое хозяйство

4.1

Технические показатели

4.1.1

Надежность обслуживания систем
газоснабжения
Повышение надежности работы системы
газоснабжения в соответствии с
нормативными требованиями

Количество аварий и повреждений на 1 км сети в год

Износ коммунальных систем

Протяженность сетей,
нуждающихся в замене

Доля ежегодно заменяемых сетей

Уровень потерь и неучтенных
расходов тепловой энергии

4.1.2

Сбалансированность систем газоснабжения
Обеспечение услугами газоснабжения
новых объектов капитального
строительства социального или
промышленного назначения

Уровень использования
производственных мощностей

4.1.3

Ресурсная эффективность газоснабжения
Повышение эффективности работы
системы газоснабжения

Удельный расход
электроэнергии

Удельный расход топлива

5

Организационно-правовые условия

5.1

Повышение эффективности системы
управления коммунального хозяйства в
муниципальном образовании

Наличие договоров между
органами местного самоуправления,
производителями и потребителями
коммунальных услуг

В соответствии с действующим законодательством администрация МО поселок Хохлово вправе устанавливать в пределах своих полномочий стандарты, на основании которых определяются основные требования к качеству коммунального обслуживания, оценивается эффективность работы предприятий коммунального комплекса, осуществляется распределение бюджетных средств. Реформирование и модернизация систем коммунальной инфраструктуры с применением комплекса целевых индикаторов оцениваются по следующим результирующим параметрам, отражающимся в надежности обслуживания потребителей, и по изменению финансово-экономических и организационно-правовых характеристик:

- Техническое состояние объектов коммунальной инфраструктуры, в первую очередь - надежность их работы. Контроль и анализ этого параметра позволяет определить качество обслуживания, оценить достаточность усилий по реабилитации основных фондов на фоне более чем 5-кратного роста аварийности за последние 10 лет. С учетом этой оценки определяется необходимый и достаточный уровень модернизации основных фондов, замены изношенных сетей и оборудования. В результате может быть определена потребность и оценена фактическая обеспеченность средствами на ремонт и модернизацию основных фондов в коммунальном комплексе.

- Организационно-правовые характеристики деятельности коммунального комплекса, позволяющие оценить сложившуюся систему управления, уровень институциональных преобразований, развитие договорных отношений.

Целевые индикаторы анализируются по каждому виду коммунальных услуг и периодически пересматриваются и актуализируются.

Значения целевых индикаторов разработаны на базе обобщения, анализа и корректировки фактических данных по предприятиям коммунального комплекса МО поселок Хохлово и в целом по Российской Федерации и разделены на 3 группы:

1. Технические индикаторы

Надежность обслуживания систем жизнеобеспечения характеризует способность коммунальных объектов обеспечивать жизнедеятельность МО поселок Хохлово без существенного снижения качества среды обитания при любых воздействиях извне, то есть оценкой возможности функционирования коммунальных систем практически без аварий, повреждений, других нарушений в работе.

Надежность работы объектов коммунальной инфраструктуры целесообразно оценивать обратной величиной: интенсивностью отказов (количеством аварий и повреждений на единицу масштаба объекта, например, на 1 км инженерных сетей, на 1 млн. руб. стоимости основных фондов); износом коммунальных сетей, протяженностью сетей, нуждающихся в замене; долей ежегодно заменяемых сетей; уровнем потерь и неучтенных расходов.

Сбалансированность системы характеризует эффективность использования коммунальных систем, определяется с помощью следующих показателей: уровень использования производственных мощностей; наличие дефицита мощности; обеспеченность приборами учета.

Ресурсная эффективность определяет рациональность использования ресурсов, характеризуется следующими показателями: удельный расход электроэнергии, удельный расход топлива.

Качество оказываемых услуг организациями коммунального комплекса характеризует соответствие качества оказываемых услуг установленным ГОСТам, эпидемиологическим нормам и правилам.

Нормативы потребления коммунальных услуг отражают достаточный для поддержания жизнедеятельности объем потребления населением материального носителя коммунальных услуг.

2. Финансово-экономические индикаторы

Численность работающих на предприятии коммунального комплекса в расчете на 1 000 обслуживаемых жителей - применяется для обобщенной оценки эффективности использования живого труда. Указанный норматив-индикатор используется вместо применявшихся до настоящего времени среднестатистических нормативов численности, которые отражают традиционные экстраполяционные подходы, нормирование "от частного к общему", способствуют сохранению и тиражированию низкой эффективности организации производства и управления. Рассчитанная на их базе численность работающих, как правило, на 30% и больше превышает фактическую численность, что ведет к завышению затрат на оплату труда. Применение указанного целевого индикатора позволяет оценить и спланировать реальную численность работающих. Для гарантированного сохранения квалифицированных кадров и преодоления оттока рабочей силы из предприятий жизнеобеспечения рекомендуется контролировать и планировать среднюю заработную плату на уровне средней по муниципальному образованию.

Охват потребителей услугами используется для оценки качества работы систем жизнеобеспечения.

3. Организационно-правовые условия определяют эффективность сложившейся системы управления коммунальным хозяйством в МО поселок Хохлово и ход институциональных преобразований:

Наличие договоров между органами местного самоуправления (или уполномоченными ими организациями), производителями и потребителями услуг:

договоров на предоставление коммунальных услуг;

договоров на исполнение муниципального заказа, заключаемых на конкурсной основе;

договоров аренды основных фондов с правом внесения улучшений;

концессионных соглашений.

Целевые индикаторы для мониторинга реализации Программы представлены в табл.18.

Целевые индикаторы для мониторинга реализации Программы

комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры

МО поселок Хохлово на период до 2023 года

Таблица 18

№ п/п

Наименование
целевого индикатора

Область
применения

Фактическое
значение
2020 г.

Значение
целевого
показателя
на 2023 г.

Примечание

1

Теплоэнергетическое хозяйство

1.1

Технические показатели

1.1.1.

Надежность обслуживания систем теплоснабжения

Количество аварий и повреждений на 1 км сети в год (с учетом повреждения оборудования)

Используется для оценки надежности работы систем теплоснабжения, анализа необходимой замены сетей и оборудования и определения
потребности в инвестициях

1,2

0,3

Количество аварий и повреждений, требующих проведения аварийно - восстановительных работ (как с отключением потребителей, так и без него), определяется по журналам аварийно - диспетчерской службы предприятия. В среднем по России -около 2 повреж-дений и аварий на 1 км сети. В результате реализации Программы значение данного показателя не должно превышать 0,3 аварии на 1 км сети

Износ коммунальных систем, %

Используется для оценки надежности работы систем теплоснабжения, анализа необходимой замены оборудования и определения потребности в инвестициях

87%

67%

Конкретное значение определяется по данным организации, оказывающей услуги по теплоснабжению

Протяженность
сетей, нуждающихся
в замене, % от общей протяженности

Используется для оценки объемов работ и затрат на ремонт сетей

87%

65,0%

Конкретное значение определяется по данным организации, оказывающей услуги по теплоснабжению

Доля ежегодно заменяемых сетей, в % от их общей протяженности

Используется для оценки объемов работ и затрат на ремонт сетей

1,3%

4,3%

Конкретное значение определяется исходя из соотношения показателей потребности в замене изношенных сетей, финансовых и производ-ственно - технических возможностей организаций теплоснабжения, социальных ограничений в динамике тарифов и возможностей бюджета по целевому финансированию либо возврату кредитных ресурсов

Уровень потерь и неучтенных расходов
тепловой энергии, % от общего объема

Используется для оценки надежности систем теплоснабжения

20%

10%

На 2015 г. уровень потерь тепловой энергии составляет 20%. В ходе
реализации Программы
в 2018 г. - 10 %.

1.1.2. Сбалансированность систем теплоснабжения

Уровень использования
производственных мощностей, % от установленной мощности

Используется для оценки качества оказываемых услуг

100%

90%

Конкретное значение
определяется исходя
из данных организации,
оказывающей услуги в
сфере теплоснабжения

Обеспеченность
потребителей приборами учета Доля населения, пользующихся
приборами учета, %

Используется для оценки
эффективности работы систем
теплоснабжения

16,1%

50%

Значение определяется
от общей численности
населения МО, пользующихся  услугами теплоснабжения

1.1.3.Ресурсная эффективность теплоснабжения

Удельный расход электроэнергии КВт/Гкал

Используется для оценки повышения эффективности работы системы теплоснабжения

33,4

30

Конкретное значение
определяется исходя
из данных организации,
оказывающей услуги в
сфере теплоснабжения

Удельный расход топлива кг.у.т./Гкал

160,79

150,0

1.2. Финансово-экономические показатели

1.2.1. Ресурсная эффективность

Численность работающих на1 000
обслуживаемых жителей, чел./ 1000 жителей

Используется для анализа,
планирования и прогнозирования общей численности работающих и
затрат на оплату их труда

0,004

0,004

Конкретные значения
параметра зависят фактической численности работников  занятых в  теплоэнергетическом хозяйстве ресурсоснабжающих организаций

Охват потребителей
услугами, % от общего числа населения

Используется для оценки качества работы системы
теплоснабжения

98,7

80%

Конкретное значение
определяется исходя
из данных сетевой
организации

2. Водоснабжение

2.1. Технические (надежностные) показатели

2.1.1. Надежность обслуживания систем водоснабжения

Количество аварий и
повреждений на 1 км сетей в год (с учетом повреждений
оборудования)

Используется для оценки надежности работы систем
водоснабжения, анализа
необходимой замены сетей и
оборудования и определения
потребности в инвестициях

0,69

0,3

Количество аварий и
повреждений, требующих проведения аварийно -
восстановительных работ (как с отключением потребителей, так и без него), определяется по журналам аварийно - диспетчерской службы предприятия.

Износ коммунальных
сетей, %

Используется для оценки надежности работы систем
водоснабжения, анализа
необходимой замены сетей и
оборудования и определения
потребности в инвестициях

96,0%

50,0%

Конкретное значение
определяется по данным сетевой организации

Протяженность
сетей, нуждающихся
в замене, % от
общей протяженности

Используется для оценки надежности работы систем
водоснабжения, анализа
необходимой замены сетей и
оборудования и определения
потребности в инвестициях

28%

17%

Конкретное значение
определяется по данным сетевой организации

Доля ежегодно заменяемых сетей, в % от их общей
протяженности

Используется для оценки объемов работ и затрат на
ремонт сетей

36%

10%

Конкретное значение определяется исходя из соотношения показателей
потребности в замене изношенных сетей, финансовых и производственно - технических возможностей
организаций, оказывающих услуги в сфере водоснабжения,
социальных ограничений в
динамике тарифов и
возможностей бюджета
по целевому финансированию либо возврату кредитных ресурсов

Уровень потерь и неучтенных расходов
питьевой воды в % от общего объема

Используется для оценки надежности систем водоснабжения

40%

5,5%

За 2017 г. уровень потерь питьевой воды составляет 40%. В ходе
реализации Программы
в 2022 г. - 28 %.

2.1.2. Сбалансированность систем водоснабжения

Уровень использования
производственных мощностей, % от установленной мощности

Используется для оценки качества оказываемых услуг

80,0%

71%

Конкретное значение
определяется исходя
из данных организации,
оказывающей услуги в
сфере водоснабжения

2.1.3.Ресурсная эффективность водоснабжения

Удельный расход электроэнергии

Используется для оценки повышения эффективности работы системы водоснабжения

0,025

0,02

Конкретное значение
определяется исходя
из данных организации,
оказывающей услуги в
сфере водоснабжения

2.2. Финансово-экономические показатели

2.2.1. Ресурсная эффективность

Численность работающих на1 000
обслуживаемых жителей, (чел./ 1000 жителей)

Используется для анализа,
планирования и прогнозирования общей численности работающих и
затрат на оплату их труда

0,001

0,001

Конкретные значения
параметра зависят от состава жилищного фонда, плотности населения, регламента и перечня работ

Охват потребителей
услугами, % от общего числа населения

Используется для оценки качества работы системы
водоснабжения

94,7%

90%

Конкретное значение
определяется исходя
из данных сетевой
организации

3. Водоотведение

3.1. Технические (надежностные) показатели

3.1.1. Надежность обслуживания систем водоотведения

Количество аварий и
повреждений на 1 км сетей в год (с учетом повреждений
оборудования)

Используется для оценки надежности работы систем
водоотведения, анализа
необходимой замены сетей и
оборудования и определения
потребности в инвестициях

0,16

0

Количество аварий и
повреждений, требующих проведения аварийно -
восстановительных работ (как с отключением потребителей, так и без него), определяется по журналам аварийно - диспетчерской службы предприятия.

Износ коммунальных
сетей, %

Используется для оценки надежности работы систем
водоотведения, анализа
необходимой замены сетей и
оборудования и определения
потребности в инвестициях

73,6,0%

75,0%

Конкретное значение
определяется по данным сетевой организации

Протяженность
сетей, нуждающихся
в замене, % от
общей протяженности

Используется для оценки надежности работы систем
водоотведения, анализа
необходимой замены сетей и
оборудования и определения
потребности в инвестициях

95%

88%

Конкретное значение
определяется по данным сетевой организации

Доля ежегодно заменяемых сетей, в % от их общей
протяженности

Используется для оценки объемов работ и затрат на
ремонт сетей

0%

6%

Конкретное значение определяется исходя из соотношения показателей
потребности в замене изношенных сетей, финансовых и производственно - технических возможностей
организаций, оказывающих услуги в сфере водоотведения,
социальных ограничений в
динамике тарифов и
возможностей бюджета
по целевому финансированию либо возврату кредитных ресурсов

3.1.2. Сбалансированность систем водоотведения

Уровень использования
производственных мощностей, % от установленной мощности

Используется для оценки качества оказываемых услуг

14,0%

50%

Конкретное значение
определяется исходя
из данных организации,
оказывающей услуги в
сфере водоотведения

3.1.3.Ресурсная эффективность водоотведения

Удельный расход электроэнергии

Используется для оценки повышения эффективности работы системы водоотведения

0,45

0,45

Конкретное значение
определяется исходя
из данных организации,
оказывающей услуги в
сфере водоотведения

3.2. Финансово-экономические показатели

3.2.1. Ресурсная эффективность

Численность работающих на1 000
обслуживаемых жителей, (чел./ 1000 жителей)

Используется для анализа,
планирования и прогнозирования общей численности работающих и
затрат на оплату их труда

0,0007

0,0007

Конкретные значения
параметра зависят от состава жилищного фонда, плотности населения, степени благоустройства

Охват потребителей
услугами, % от общего числа населения

Используется для оценки качества работы системы
водоотведения

94,7%

99,0%

Конкретное значение
определяется исходя
из данных сетевой
организации

7. Система  управления программой и контроль за ходом ее выполнения

7.1. Система управления

Настоящая система управления разработана в целях обеспечения реализации Программы.

Система управления ПКР включает организационную схему управления реализацией ПКР, алгоритм мониторинга и внесения изменений в Программу.

Структура системы управления Программой выглядит следующим образом:

- система ответственности по основным направлениям реализации ПКР;

- система мониторинга и индикативных показателей эффективности реализации Программы;

- порядок разработки и утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, включающих выполнение мероприятий Программы.

Основным принципом реализации Программы является принцип сбалансированности интересов органов исполнительной власти региона, органов местного самоуправления МО поселок Хохлово, предприятий и организаций различных форм собственности, принимающих участие в реализации мероприятий Программы.

В реализации Программы участвуют органы местного самоуправления, организации коммунального комплекса, включенные в Программу, и привлеченные исполнители.

7.2.Система ответственности

Организационная структура управления Программой базируется на существующей системе местного самоуправления МО поселок Хохлово.

Общее руководство реализацией Программы осуществляется главой МО поселок Хохлово. Контроль за реализацией Программы осуществляют органы исполнительной власти и представительные органы МО поселок Хохлово в рамках своих полномочий.

В качестве экспертов и консультантов для анализа и оценки мероприятий могут быть привлечены экспертные организации, а также представители федеральных и территориальных органов исполнительной власти, представители организаций коммунального комплекса.

Функциями уполномоченного органа по реализации Программы администрация МО поселок Хохлово.

Реализация Программы осуществляется путем разработки инвестиционных программ обслуживающих предприятий инженерных сетей по мероприятиям, вошедшим в Программу.

7.3. Порядок разработки и утверждения инвестиционной программы организаций, обслуживающих инженерные сети МО поселок Хохлово.

Инвестиционные программы разрабатываются организациями на каждый вид оказываемых ими коммунальных услуг на основании технического задания, разработанного исполнительным органом местного самоуправления МО и утвержденного руководителем администрации МО.

Инвестиционные программы утверждаются в соответствии с законодательством с учетом соответствия мероприятий и сроков инвестиционных программ Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры. При этом уточняются необходимые объемы финансирования и приводится обоснование по источникам финансирования: средства бюджетов всех уровней, средства предприятий включенные в соответствующий тариф; привлеченные средства; средства внебюджетных источников; прочие источники.

8.  Сводный план мероприятий Программы

     Сводный план программных мероприятий комплексного развития коммунальной

инфраструктуры муниципального образования  поселок Хохлово представлен в таблице 19

Мероприятия Программы

Таблица 19

Год

Мероприятия

Сумма (тыс. руб.)

2021-2022

Перекладка существующих водопроводных сетей Д-100 мм с заменой на полипропиленовые трубы 2000 п.м.

3 600,00

2021-2022

Перекладка существующих водопроводных сетей   Д-89 мм с заменой на  трубы ПВХ 1000 п.м.

1 690,00

2023

Разработка технической документации для реконструкции существующей фекальных насосных станции № 1 и № 2 по  ул. Строителей

900,00

2023

Разработка проекта реконструкции канализационных очистных сооружений мощностью 800м3/сутки

600,00

2022

Реконструкция существующих фекальных насосных станций ул. Строителей мощностью 800 м3/сутки (стоимость  приблизительная и будет  уточнена после разработки проектной документации)

3 000,0

2021

Замена участка канализационного коллектора от ВНС № 1 и ФНС № 2 (аварийный участок) в пос. Хохлово (глубина прокладки сетей 3 м в плывуне)

2 200,0

2021

Реконструкция канализационных очистных сооружений в п.Хохлово (стоимость учтена приблизительная и будет уточнена после разработки проекта)

5 500,0

2021

Разработка технической документации для строительства магистрального трубопровода газоснабжения природным газом жилых домов мкр «Брусковый поселок», пер. Малый

700,00

2022-2023

Строительство газопровода к жилым домам мкр. «Брусковый поселок» и пер. Малый (стоимость  приблизительная и будет  уточнена после разработки проектной документации)

15 000,00

2020

Разработка технической документации для выполнения наладки гидравлического режима тепловых сетей п. Хохлово

700,0

2023

Покупка нового водогрейного котла для газовой котельной

2 920,0

2023

Разработка проекта на реконструкцию газовой котельной п.Хохлово. Реконструкция газовой котельной для установки  нового водогрейного котла, пуско-наладочные работы

3 500,00

2023

Замена дымовой трубы

3 780,0

2021-2023

Замены трубопроводов теплотрасс на теплогидроизолированные при использовании пенополиуретановой изоляции:

- 2021 год:

Капитальный ремонт теплотрассы одновременно сист. ГВС, Т/C (Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры) п. Хохлово, ул. Школьная, д. 4, д. 6, ул. Торяников д. 9А. Подземная трасса от теплокамеры до жилых домов;

Капитальный ремонт теплотрассы одновременно сист. ГВС, Т/C (Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры) п. Хохлово, от (Т48)Т/К до ввода в ж/д по ул. Торфяников д. 1, д. 3, д. 5;

- 2022 год:

Капитальный ремонт теплотрассы одновременно сист. ГВС, Т/C (Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры) п. Хохлово, от (Т38 до Т39) до ввода в ж/д по ул. Строителей д. 2, д. 4;

Капитальный ремонт теплотрассы одновременно сист. ГВС, Т/C (Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры) п. Хохлово, от (Т61) до здания МБДОУ "Детский сад" Школьная д. 12;

Капитальный ремонт теплотрассы одновременно сист. ГВС, Т/C (Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры) п. Хохлово, от (Т48) Т/К до ввода в ж/д по пер. Малый;

- 2023 год:

Капитальный ремонт теплотрассы одновременно сист. ГВС, Т/C (Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры) п. Хохлово, от здания Котельной до ввода в ж/д по ул. Энтузиастов д. 2, д. 6;

Капитальный ремонт теплотрассы одновременно сист. ГВС, Т/C (Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры) п. Хохлово, от (Т12)Т/К до ввода в ж/д по ул. Торфяников д. 11.

4 225

4 077

2 840

2 575

2 359

6 196

5 134

ИТОГО:

71 496,00

В качестве источников финансирования предусмотрены федеральный, областной, бюджет поселения, средства инвесторов, надбавки к тарифам, инвестиционные составляющие в тарифах. Конкретные объемы финансовых средств, необходимых для реализации Программы  ежегодно уточняются при утверждении бюджетов и тарифов на очередной финансовый год.

9. Ресурсное обеспечение Программы

          Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации программных мероприятий оценивается в размере 71 496 тыс. руб. и распределяется по объектам следующим образом:

Таблица 19

Всего сумма финансирования, тыс. руб.

в т. ч.   по объектам

Теплоэнергетические объекты

тыс. руб.

Объекты водоснабжения

тыс. руб.

Объекты газоснабжения

тыс. руб.

Объекты водоотведения

тыс. руб.

Всего

71 496

38 306

5 290

15 700

12 200

2020

700

700

-

-

-

2021

21 992

8 302

5 290

700

7 700

2022

25 774

7 774

-

15 000

3 000

2023

23 030

21 530

-

-

1 500

             

Финансирование Программы осуществляется за счет средств всех уровней  бюджета,  и  предприятий, которые участвуют в реализации Программы.

Администрация муниципального образования п. Хохлово вправе привлекать внебюджетные источники финансирования мероприятий Программы.

Источниками финансирования программы являются:

9.1. Инвестиционные и производственные программы организаций коммунального комплекса (в том числе в сферах тепло, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод). Одним из источников финансирования таких программ организаций коммунального комплекса являются тарифы, в том числе долгосрочные, надбавки к тарифам, инвестиционные составляющие в тарифах, утвержденные с учетом их доступности для потребителей.

9.2. Средства бюджетов всех уровней:

9.2.1. Программные мероприятия, финансируемые за счет средств местного бюджета реализуются в следующей последовательности:

- утверждение финансирования Программы Советом  муниципального образования поселок Хохлово на очередной год;

- определение подрядчика по выполнению работ на конкурсной основе;

- заключение муниципального контракта на выполнение работ;

- осуществление контроля и приемки выполненных работ;

- финансирование выполненных работ.

На основании утвержденной Программы разрабатывается проектно-сметная документация, которая проходит экспертизу в установленном порядке. Стоимость разработки и экспертизы проектно-сметной документации учитывается в общем объеме финансовых потребностей для реализации Программы.

Исполнитель работ по реализации Программы определяется в соответствии с Федеральным Законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения услуг для государственных и муниципальных нужд» на конкурсной основе. Проведение конкурса осуществляется Администрацией МО п. Хохлово.

9.2.2. Одним из источников финансирования мероприятий по строительству и модернизации систем коммунальной инфраструктуры должны быть средства федерального и областного  бюджета, выделяемые в рамках реализации соответствующих подпрограмм.

Для стимулирования привлечения инвестиций в коммунальную сферу деятельности необходима разработка и принятие в муниципальном образовании поселок Хохлово соответствующей нормативной базы для привлечения требуемых инвестиционных ресурсов. Основополагающим документом будет являться Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования поселок Хохлово. В развитие указанного документа требуется подготовка технических заданий и разработка инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

При отсутствии возможности финансирования мероприятий пересматриваются условия технического задания, на основании которого разрабатывается инвестиционная программа организаций коммунального комплекса. Таким образом, определение источников финансирования мероприятий Программы постоянно уточняются при разработке и утверждении инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Невыполнение мероприятий Программы может произойти в случае недостаточного финансирования, или воздействие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства), повлекшие к неисполнению заключённых контрактов по выполнению мероприятий в рамках Программы.

Под действием непреодолимой силы понимаются:

- массовые беспорядки, военные действия, эпидемии, карантины, забастовки;

- землетрясения, циклоны, тайфуны, ураганы, торнадо, наводнения;

- распоряжения и постановления органов исполнительной власти Вологодской области и Российской Федерации, делающие невозможным исполнение обязанностей сторон по заключенным контрактам.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 010.150.000 Местное самоуправление

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать